Благодарю за работу! Качество и взаимодействие выше всяких похвал!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ГЛАВА I. Фразеология как раздел науки о языке
1.1. Содержание понятия «фразеологический оборот»
1.2. Классификация фразеологических единиц по семантическому признаку
1.3. Классификация фразеологических единиц по структурному признаку
1.4. Особенности происхождения фразеологизмов
1.5. Экспрессивно-стилистическая характеристика фразеологических единиц
1.6. Фразеологические словари
Глава II. Изучение фразеологии в школе
2.1. Цели школьного изучения фразеологии и фразеологизмов
2.2. Содержание и последовательность работы по обучению фразеологии в средней школе
2.3. Основные методы и принципы изучения фразеологии в средней школе
2.4. Упражнения для формирования фразеологических умений и навыков
2.5. Требования к знаниям и умениям школьников по фразеологии
Глава III. ЗНАКОМСТВО С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ УЧАЩИХСЯ 5 И 6 КЛАССОВ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ»
3.1. Методы изучения глагола на материале фразеологизмов
3.2. Основные типы упражнений по теме «Глагол» на материале фразеологизмов
3.3. Упражнения для знакомства с фразеологизмами учащихся 5 класса в связи с изучением темы «Глагол»
3.4. Упражнения для знакомства с фразеологизмами учащихся 6 класса в связи с изучением темы «Глагол»
1.1. Содержание понятия «фразеологический оборот»
Фразеология (греч. phrasis – выражение + logos – учение) – наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер: вверх тормашками, попасть впросак, кот наплакал, спустя рукава.
Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний – фразеологизмов.
Фразеология как раздел науки о языке стала изучаться сравнительно недавно, в 50-х годах прошлого века. Ее развитие связано с работами крупнейшего советского языковеда В. В. Виноградова, который определил задачи изучения фразеологических единиц, установил основные их типы и тем самым заложил основы фразеологии. За последние двадцать лет учение о фразеологических единицах получило небывалое развитие.
Объектом фразеологии являются цельные устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в речи в готовом виде, как и слова, и являющиеся единицами языка.
...
1.2. Классификация фразеологических единиц по семантическому признаку
Исследование всего множества фразеологизмов русского языка предполагает их классифицирование по самым разнообразным признакам. В. В. Виноградов предложил одну из наиболее известных и широко распространенных в лингвистике классификаций, основанную на различной степени идиоматичности (немотивированности) компонентов в составе фразеологизма. Им были намечены фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.
1. Фразеологические сращения – устойчивые сочетания, обобщенно-целостное значение которых не выводится из значения составляющих их компонентов, т.е. не мотивировано ими с точки зрения современного состояния лексики: попасть впросак, бить баклуши, собаку съесть, как пить дать, куда ни шло.
...
1.3. Классификация фразеологических единиц по структурному признаку
Являясь воспроизводимыми языковыми единицами, фразеологические обороты всегда выступают как определенное структурное целое составного характера, складывающееся из различных по своим морфологическим свойствам слов, которые находятся между собой в различных синтаксических отношениях.
По своему строению фразеологические обороты в русском языке делятся на два больших разряда:
1. Фразеологические обороты, структурно равнозначные предложению (Кот наплакал; Нос не дорос; Бабушка ворожит; Конь не валялся; Выеденного яйца не стоит; Камни возопили; Земля уходит из-под ног; Нашего полку прибыло и т.д.);
2. Фразеологические обороты, по своему строению представляющие собой то или иное сочетание слов (крокодиловы слезы, черным по белому, Сфинксова загадка, растопить лед, бальзаковский возраст, мал мала меньше, бить баклуши, со всех ног, пустить слезу, на голубом глазу и т.д.).
...
1.4. Особенности происхождения фразеологизмов
«Несмотря на кажущуюся оригинальность отдельных фразеологизмов, их образование в языке опирается на определенные образцы, формулы. Во фразеологии, как и в других ярусах языка, действуют закономерности.
Особенности образования фразеологизмов связаны с типом материала, на базе которого они созданы. В русском языке таких типов пять:
1) отдельные слова русского языка;
2) свободные словосочетания русской речи;
3) пословицы русского языка;
4) фразеологические единицы русского языка;
5) иноязычные фразеологизмы». [18, 134-135]
Из отдельных слов фразеологизмы возникают довольно часто. Узнать их можно по необычной сочетаемости слов (таких свободных сочетаний в русском языке не бывает), например: мозги набекрень, душа нараспашку, человек в футляре.
...
1.5. Экспрессивно-стилистическая характеристика фразеологических единиц
Вопрос о стилистической дифференциации фразеологических оборотов «выступает как вопрос о тех их оценочно-эмоционально-экспрессивных особенностях, которые приобретаются ими вследствие их предпочтительного или даже исключительного употребления в тех, а не других сферах и областях человеческого общения». [5, 242]
Различия фразеологических оборотов по стилистической принадлежности и экспрессивной окраске объясняется тем, что язык выступает как совокупность нескольких стилей, каждому из которых присущи особые языковые средства и приемы, привлекаемые говорящими из общенародного речевого запаса для выражения определенного содержания.
Многие фразеологические обороты выступают перед нами как значимые единицы, употребление которых в отличие от других устойчивых сочетаний слов ограничено рамками определенного стиля языка.
...
1.6. Фразеологические словари
Важнейшим компонентом учебного комплекса, используемого при изучении фразеологии, являются фразеологические словари. Стремление собрать и систематизировать фразеологизмы русского языка нашло выражение в создании ряда фразеологических сборников.
Наиболее известным фразеологическим словарем русского языка является словарь М. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний». (тт. I-II, 1903-1904).
В «Опыте русской фразеологии» по алфавиту располагаются исконно русские и заимствованные фразеологические обороты, крылатые слова, цитаты русских и иностранных писателей, а также и отдельные образные слова. Если приводится заимствованный фразеологический оборот, то указывается язык-источник.
...
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Лексика и фразеология изучается в школе с 1970 года. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету.
За сравнительно короткий срок изучения названных разделов сложилась новая область методики преподавания русского языка – методика лексики и фразеологии, сформулировавшая свои цели и определившая содержания обучения, а также методы изучения лексикологических и фразеологических понятий и методы формирования у учащихся учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений. В создание новой области методики преподавания русского языка внесли вклад многие методисты, в том числе Баранов М. Т., а также учителя, чьи статьи и разработки школьных уроков по лексике и фразеологии были опубликованы на страницах журнала «Русский язык в школе», в различных сборниках.
...
2.1. Цели школьного изучения фразеологии и фразеологизмов
Изучение фразеологии в школе имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели.
Познавательные цели работы по фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружения их основами знаний о фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала.
Изучение фразеологии существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка. Школьники узнают об источниках пополнения фразеологического запаса языка. Ученики получат сведения о том, что фразеологизмы в языке не изолированы друг от друга, а объединены в группы. Изучение фразеологии показывает богатство фразеологического запаса русского языка.
...
2.2. Содержание и последовательность работы по обучению фразеологии в средней школе
О фразеологических явлениях, изучаемых в школе, сообщаются следующие сведения: определение понятия, функция в языке, признаки сходства фразеологизмов со словами и словосочетаниями, наличие лексического значения у фразеологизма, синонимов и антонимов среди фразеологизмов, роль фразеологизмов в художественных произведениях, способ отражения фразеологизмов в толковых словарях.
...
2.3. Основные методы и принципы изучения фразеологии в средней школе
В методике фразеологии, как и в других разделах методики русского языка, используются общедидактические принципы (наглядность, сознательность, активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность) и специальные принципы (экстралингвистический, лексико-грамматический, системный, функциональный, исторический или диахронический).
Экстралингвистический принцип (сопоставление слова и реалии). Как известно, слова непосредственно связаны с реальным миром – с предметами, признаками и действиями. Исходя из единства означаемого и означающего, при разъяснении сущности лексических явлений целесообразно опираться на сопоставление слова и реалии.
Опора на экстралингвистический принцип изучения лексических понятий реализована в учебниках русского языка для V и VI классов с помощью рисунков, помогающих организовать наблюдения над лексическими явлениями.
...
2.4. Упражнения для формирования фразеологических умений и навыков
Фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений.
1. Нахождение изучаемого фразеологического явления среди слов, в словосочетании, в предложении или в связном тексте (по образцу и без него). Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из фразеологических явлений. Например: «Найти вначале фразеологические обороты со словами-антонимами, а затем – с синонимами».
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами да неправдами, вопрос жизни и смерти, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, вокруг да около, ни конца ни края». [30, 163]
2. Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Например: «Замените в предложениях выделенные выражения фразеологическим оборотом.
1) Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути.
...
2.5. Требования к знаниям и умениям школьников по фразеологии
В результате работы по фразеологии учащиеся должны знать (в соответствии с познавательными и практическими задачами их изучения):
• что изучается в фразеологии (фразеологизмы русского языка; лексическое значение фразеологизма; группы по значению, употреблению и происхождению);
• функции и назначение в языке фразеологических оборотов;
• причины устаревания и появления новых фразеологизмов;
• источники происхождения;
• виды и назначение толковых словарей, строение словарной статьи толкового и фразеологического словарей.
...
3.1. Методы изучения глагола на материале фразеологизмов
При изучении тем по глаголу используются различные упражнения: списывание, диктанты, письмо по памяти, изложения, составление рассказа, предложений по схемам.
Как уже было отмечено, глаголы отличаются разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Это вызывает определенные трудности у пятиклассников и шестиклассников при овладении данной частью речи. Поэтому изучение глаголов требует также использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении учащимися знаний, умений и навыков по такой части речи как глагола.
В качестве примера к такой совокупности методов мы предлагаем сочетать обучение морфологическим и орфографическим темам с иллюстрацией примерами, которые представляют собой фразеологизмы с глаголами.
...
3.2. Основные типы упражнений по теме «Глагол» на материале фразеологизмов
В разработанном нами комплексе представлено 25 упражнений для 5 класса и 15 упражнений для 6 класса, распределенных по темам, изучаемых в разделе «Глагол». Это такие темы, как: «Глагол как часть речи», «Не с глаголами», «Неопределенная форма глагола», «Правописание -тся и -ться в глаголах», «Виды глагола», «Времена глагола», «Прошедшее время», «Настоящее время», «Будущее время», «Спряжение глаголов», «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Употребление времен», «Повторение изученного в 5 классе», «Разноспрягаемые глаголы», «Глаголы переходные и непереходные», «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение», «Условное наклонение», «Повелительное наклонение», «Употребление наклонений», «Безличные глаголы», «Повторение».
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы попытались показать, как можно использовать фразеологизмы в качестве дидактического материала для изучения тем в разделе «Глагол» на уроках русского языка в 5 и 6 классах.
Школьный опыт, показывает, что затруднения при усвоении темы «Глагол» в 5 и 6 классах возникает в процессе формального обучения школьников языку. Традиционные методы обучения и стандартные задания обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.
Разработанный нами комплекс из 25 упражнений для 5 класса и 15 упражнений для 6 класса на фразеологическом материале через активную познавательную, творческую и игровую деятельность позволяет:
• повторить и обобщить учебный материал по предлагаемым в учебниках Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
...
1. Агапова Л. В. Усвоение фразеологических оборотов в сопоставлении со свободными словосочетаниями // Русский язык в школе. 1974. № 3.
2. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч. II. М., 1967.
3. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч. I. М., 1963.
4. Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1964.
5. Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.
6. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Л., 1960.
7. Бабайцева В. В. и др. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Сост. А. Ю. Купалова. М., 2006.
8. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 2006.
9. Бабич Н. Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов / Под ред. Я. М. Боровского. 4-е изд., испр. и доп. М., 1999.
10. Баранов М. Т. Методика лексики / Основы методики русского языка в 4-8 классах. 2-е изд. М., 1978.
11. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках рус-ского языка. М., 1988.
12. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 1999.
13. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. 2-е изд., дораб. М., 1998.
14. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. 2-е изд., дораб. М., 1998.
15. Быстрова Е. А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский Л., 1984.
16. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд., испр. М., 1982.
17. Введенская Л. А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». Пособие для учителей. М., 1991.
18. Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». Пособие для учащихся. М., 1991.
19. Виноградов В. В. Великий русский язык. М., 1945.
20. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е изд. М., 1979.
21. Волина В. В. Веселая грамматика. М., 1995.
22. Вульфсон Р. Е., Соколова М. В., Ямпольская З. Г. Упражнения по лексике и фразеологии (в связи с изучением литературы в V-VIII кл.). М., 1967.
23. Гаврин С. Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. Пособие для учителя. М., 1963.
24. Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка. Пермь, 1975.
25. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. М., 1988.
26. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 т. Т.8. М., 1952.
27. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1986.
28. Голуб И. Б., Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. М., 1998.
29. Гончар О. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. М., 1973.
30. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. М., 1988.
31. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс / А. Ю. Купалова, Т. Л. Костяева, В. В. Леденева и др. М., 1997.
32. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. Изд-е 2-е, до-полн. М., 1961.
33. Жуков В. П. Русская фразеология: Учеб. пособие для филолог., спец. вузов. М., 1986.
34. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 6-е. М., 1998.
35. Жуков В. П. Словарь фразеологических синонимов русского языка. М., 1987.
36. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1980.
37. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. СПб., 1995.
38. Карамзин Н. М. Избранные сочинения в двух томах. Т. 2. М., Л., 1964.
39. Кирьянова В. Л. Изучение темы «Фразеологические обороты» в V классе // Русский язык в школе. 1975. № 4.
40. Козырев И. С. Современный русский язык: Фразеология. Лексикография. М., 1979.
41. Крылатые слова. По толкованию С. Максимова / Ред. Грушко Е. А. Нижний Новгород, 1994.
42. Максимов С. В. Крылатые слова. М., 1955.
43. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя / Сост. А. Ю. Купалова. М., 1992.
44. Михельсон М. И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: в 2 т. М., 1994.
45. Молотков А. И. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977.
46. Наумова И. О. Фразеологизмы французского происхождения в русском и английском языках // Русский язык в школе. 1993. №6.
47. Наумова И. О. Фразеологизмы латинского происхождения в русском и английском языках // Русский язык в школе. 1992. № 5-6.
48. Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. М., 1993.
49. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. пособию для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, Г. А. Богданова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской. М., 1996.
50. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
51. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.
52. Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пос. для учителя / Под ред. А. В. Текучева и др. М., 1983.
53. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. В 2-х томах. М., 1989.
54. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5-9 кл. / А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов. М., 2000.
55. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. М., 1998.
56. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. М., 1997.
57. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1990.
58. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2008.
59. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2008.
60. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. М., 1984.
61. Федоров А. И. Лекции по русской фразеологии. Новосибирск, 1964.
62. Фелицына В. П., Мокиенко В. М. Русский фразеологический словарь. М., 1999.
63. Фелицына В. П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е. М. Верещагина. М., 1979.
64. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А. И. Мо-лоткова. 4-е изд., стереотип. М., 1986.
65. Шанский Н. М. В мире слов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1978.
66. Шанский Н. М. Лексика и фразеология современного русского языка. М., 1957.
67. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. М., 1969.
68. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5-11 кл. М., 1995.
69. Шардаков М. Н. Мышление школьника. М., 1963.
70. Шумилов Н. Ф. Спорт как один из источников фразеологизмов // Русский язык в школе. 1983. № 4.
71. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М., 1968.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ГЛАВА I. Фразеология как раздел науки о языке
1.1. Содержание понятия «фразеологический оборот»
1.2. Классификация фразеологических единиц по семантическому признаку
1.3. Классификация фразеологических единиц по структурному признаку
1.4. Особенности происхождения фразеологизмов
1.5. Экспрессивно-стилистическая характеристика фразеологических единиц
1.6. Фразеологические словари
Глава II. Изучение фразеологии в школе
2.1. Цели школьного изучения фразеологии и фразеологизмов
2.2. Содержание и последовательность работы по обучению фразеологии в средней школе
2.3. Основные методы и принципы изучения фразеологии в средней школе
2.4. Упражнения для формирования фразеологических умений и навыков
2.5. Требования к знаниям и умениям школьников по фразеологии
Глава III. ЗНАКОМСТВО С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ УЧАЩИХСЯ 5 И 6 КЛАССОВ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ»
3.1. Методы изучения глагола на материале фразеологизмов
3.2. Основные типы упражнений по теме «Глагол» на материале фразеологизмов
3.3. Упражнения для знакомства с фразеологизмами учащихся 5 класса в связи с изучением темы «Глагол»
3.4. Упражнения для знакомства с фразеологизмами учащихся 6 класса в связи с изучением темы «Глагол»
1.1. Содержание понятия «фразеологический оборот»
Фразеология (греч. phrasis – выражение + logos – учение) – наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер: вверх тормашками, попасть впросак, кот наплакал, спустя рукава.
Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний – фразеологизмов.
Фразеология как раздел науки о языке стала изучаться сравнительно недавно, в 50-х годах прошлого века. Ее развитие связано с работами крупнейшего советского языковеда В. В. Виноградова, который определил задачи изучения фразеологических единиц, установил основные их типы и тем самым заложил основы фразеологии. За последние двадцать лет учение о фразеологических единицах получило небывалое развитие.
Объектом фразеологии являются цельные устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в речи в готовом виде, как и слова, и являющиеся единицами языка.
...
1.2. Классификация фразеологических единиц по семантическому признаку
Исследование всего множества фразеологизмов русского языка предполагает их классифицирование по самым разнообразным признакам. В. В. Виноградов предложил одну из наиболее известных и широко распространенных в лингвистике классификаций, основанную на различной степени идиоматичности (немотивированности) компонентов в составе фразеологизма. Им были намечены фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.
1. Фразеологические сращения – устойчивые сочетания, обобщенно-целостное значение которых не выводится из значения составляющих их компонентов, т.е. не мотивировано ими с точки зрения современного состояния лексики: попасть впросак, бить баклуши, собаку съесть, как пить дать, куда ни шло.
...
1.3. Классификация фразеологических единиц по структурному признаку
Являясь воспроизводимыми языковыми единицами, фразеологические обороты всегда выступают как определенное структурное целое составного характера, складывающееся из различных по своим морфологическим свойствам слов, которые находятся между собой в различных синтаксических отношениях.
По своему строению фразеологические обороты в русском языке делятся на два больших разряда:
1. Фразеологические обороты, структурно равнозначные предложению (Кот наплакал; Нос не дорос; Бабушка ворожит; Конь не валялся; Выеденного яйца не стоит; Камни возопили; Земля уходит из-под ног; Нашего полку прибыло и т.д.);
2. Фразеологические обороты, по своему строению представляющие собой то или иное сочетание слов (крокодиловы слезы, черным по белому, Сфинксова загадка, растопить лед, бальзаковский возраст, мал мала меньше, бить баклуши, со всех ног, пустить слезу, на голубом глазу и т.д.).
...
1.4. Особенности происхождения фразеологизмов
«Несмотря на кажущуюся оригинальность отдельных фразеологизмов, их образование в языке опирается на определенные образцы, формулы. Во фразеологии, как и в других ярусах языка, действуют закономерности.
Особенности образования фразеологизмов связаны с типом материала, на базе которого они созданы. В русском языке таких типов пять:
1) отдельные слова русского языка;
2) свободные словосочетания русской речи;
3) пословицы русского языка;
4) фразеологические единицы русского языка;
5) иноязычные фразеологизмы». [18, 134-135]
Из отдельных слов фразеологизмы возникают довольно часто. Узнать их можно по необычной сочетаемости слов (таких свободных сочетаний в русском языке не бывает), например: мозги набекрень, душа нараспашку, человек в футляре.
...
1.5. Экспрессивно-стилистическая характеристика фразеологических единиц
Вопрос о стилистической дифференциации фразеологических оборотов «выступает как вопрос о тех их оценочно-эмоционально-экспрессивных особенностях, которые приобретаются ими вследствие их предпочтительного или даже исключительного употребления в тех, а не других сферах и областях человеческого общения». [5, 242]
Различия фразеологических оборотов по стилистической принадлежности и экспрессивной окраске объясняется тем, что язык выступает как совокупность нескольких стилей, каждому из которых присущи особые языковые средства и приемы, привлекаемые говорящими из общенародного речевого запаса для выражения определенного содержания.
Многие фразеологические обороты выступают перед нами как значимые единицы, употребление которых в отличие от других устойчивых сочетаний слов ограничено рамками определенного стиля языка.
...
1.6. Фразеологические словари
Важнейшим компонентом учебного комплекса, используемого при изучении фразеологии, являются фразеологические словари. Стремление собрать и систематизировать фразеологизмы русского языка нашло выражение в создании ряда фразеологических сборников.
Наиболее известным фразеологическим словарем русского языка является словарь М. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний». (тт. I-II, 1903-1904).
В «Опыте русской фразеологии» по алфавиту располагаются исконно русские и заимствованные фразеологические обороты, крылатые слова, цитаты русских и иностранных писателей, а также и отдельные образные слова. Если приводится заимствованный фразеологический оборот, то указывается язык-источник.
...
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Лексика и фразеология изучается в школе с 1970 года. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету.
За сравнительно короткий срок изучения названных разделов сложилась новая область методики преподавания русского языка – методика лексики и фразеологии, сформулировавшая свои цели и определившая содержания обучения, а также методы изучения лексикологических и фразеологических понятий и методы формирования у учащихся учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений. В создание новой области методики преподавания русского языка внесли вклад многие методисты, в том числе Баранов М. Т., а также учителя, чьи статьи и разработки школьных уроков по лексике и фразеологии были опубликованы на страницах журнала «Русский язык в школе», в различных сборниках.
...
2.1. Цели школьного изучения фразеологии и фразеологизмов
Изучение фразеологии в школе имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели.
Познавательные цели работы по фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружения их основами знаний о фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала.
Изучение фразеологии существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка. Школьники узнают об источниках пополнения фразеологического запаса языка. Ученики получат сведения о том, что фразеологизмы в языке не изолированы друг от друга, а объединены в группы. Изучение фразеологии показывает богатство фразеологического запаса русского языка.
...
2.2. Содержание и последовательность работы по обучению фразеологии в средней школе
О фразеологических явлениях, изучаемых в школе, сообщаются следующие сведения: определение понятия, функция в языке, признаки сходства фразеологизмов со словами и словосочетаниями, наличие лексического значения у фразеологизма, синонимов и антонимов среди фразеологизмов, роль фразеологизмов в художественных произведениях, способ отражения фразеологизмов в толковых словарях.
...
2.3. Основные методы и принципы изучения фразеологии в средней школе
В методике фразеологии, как и в других разделах методики русского языка, используются общедидактические принципы (наглядность, сознательность, активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность) и специальные принципы (экстралингвистический, лексико-грамматический, системный, функциональный, исторический или диахронический).
Экстралингвистический принцип (сопоставление слова и реалии). Как известно, слова непосредственно связаны с реальным миром – с предметами, признаками и действиями. Исходя из единства означаемого и означающего, при разъяснении сущности лексических явлений целесообразно опираться на сопоставление слова и реалии.
Опора на экстралингвистический принцип изучения лексических понятий реализована в учебниках русского языка для V и VI классов с помощью рисунков, помогающих организовать наблюдения над лексическими явлениями.
...
2.4. Упражнения для формирования фразеологических умений и навыков
Фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений.
1. Нахождение изучаемого фразеологического явления среди слов, в словосочетании, в предложении или в связном тексте (по образцу и без него). Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из фразеологических явлений. Например: «Найти вначале фразеологические обороты со словами-антонимами, а затем – с синонимами».
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами да неправдами, вопрос жизни и смерти, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, вокруг да около, ни конца ни края». [30, 163]
2. Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Например: «Замените в предложениях выделенные выражения фразеологическим оборотом.
1) Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути.
...
2.5. Требования к знаниям и умениям школьников по фразеологии
В результате работы по фразеологии учащиеся должны знать (в соответствии с познавательными и практическими задачами их изучения):
• что изучается в фразеологии (фразеологизмы русского языка; лексическое значение фразеологизма; группы по значению, употреблению и происхождению);
• функции и назначение в языке фразеологических оборотов;
• причины устаревания и появления новых фразеологизмов;
• источники происхождения;
• виды и назначение толковых словарей, строение словарной статьи толкового и фразеологического словарей.
...
3.1. Методы изучения глагола на материале фразеологизмов
При изучении тем по глаголу используются различные упражнения: списывание, диктанты, письмо по памяти, изложения, составление рассказа, предложений по схемам.
Как уже было отмечено, глаголы отличаются разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Это вызывает определенные трудности у пятиклассников и шестиклассников при овладении данной частью речи. Поэтому изучение глаголов требует также использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении учащимися знаний, умений и навыков по такой части речи как глагола.
В качестве примера к такой совокупности методов мы предлагаем сочетать обучение морфологическим и орфографическим темам с иллюстрацией примерами, которые представляют собой фразеологизмы с глаголами.
...
3.2. Основные типы упражнений по теме «Глагол» на материале фразеологизмов
В разработанном нами комплексе представлено 25 упражнений для 5 класса и 15 упражнений для 6 класса, распределенных по темам, изучаемых в разделе «Глагол». Это такие темы, как: «Глагол как часть речи», «Не с глаголами», «Неопределенная форма глагола», «Правописание -тся и -ться в глаголах», «Виды глагола», «Времена глагола», «Прошедшее время», «Настоящее время», «Будущее время», «Спряжение глаголов», «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Употребление времен», «Повторение изученного в 5 классе», «Разноспрягаемые глаголы», «Глаголы переходные и непереходные», «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение», «Условное наклонение», «Повелительное наклонение», «Употребление наклонений», «Безличные глаголы», «Повторение».
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы попытались показать, как можно использовать фразеологизмы в качестве дидактического материала для изучения тем в разделе «Глагол» на уроках русского языка в 5 и 6 классах.
Школьный опыт, показывает, что затруднения при усвоении темы «Глагол» в 5 и 6 классах возникает в процессе формального обучения школьников языку. Традиционные методы обучения и стандартные задания обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.
Разработанный нами комплекс из 25 упражнений для 5 класса и 15 упражнений для 6 класса на фразеологическом материале через активную познавательную, творческую и игровую деятельность позволяет:
• повторить и обобщить учебный материал по предлагаемым в учебниках Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
...
1. Агапова Л. В. Усвоение фразеологических оборотов в сопоставлении со свободными словосочетаниями // Русский язык в школе. 1974. № 3.
2. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч. II. М., 1967.
3. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч. I. М., 1963.
4. Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1964.
5. Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.
6. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Л., 1960.
7. Бабайцева В. В. и др. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Сост. А. Ю. Купалова. М., 2006.
8. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 2006.
9. Бабич Н. Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов / Под ред. Я. М. Боровского. 4-е изд., испр. и доп. М., 1999.
10. Баранов М. Т. Методика лексики / Основы методики русского языка в 4-8 классах. 2-е изд. М., 1978.
11. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках рус-ского языка. М., 1988.
12. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 1999.
13. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. 2-е изд., дораб. М., 1998.
14. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. 2-е изд., дораб. М., 1998.
15. Быстрова Е. А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский Л., 1984.
16. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд., испр. М., 1982.
17. Введенская Л. А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». Пособие для учителей. М., 1991.
18. Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». Пособие для учащихся. М., 1991.
19. Виноградов В. В. Великий русский язык. М., 1945.
20. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е изд. М., 1979.
21. Волина В. В. Веселая грамматика. М., 1995.
22. Вульфсон Р. Е., Соколова М. В., Ямпольская З. Г. Упражнения по лексике и фразеологии (в связи с изучением литературы в V-VIII кл.). М., 1967.
23. Гаврин С. Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. Пособие для учителя. М., 1963.
24. Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка. Пермь, 1975.
25. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. М., 1988.
26. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 т. Т.8. М., 1952.
27. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1986.
28. Голуб И. Б., Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. М., 1998.
29. Гончар О. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. М., 1973.
30. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. М., 1988.
31. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс / А. Ю. Купалова, Т. Л. Костяева, В. В. Леденева и др. М., 1997.
32. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. Изд-е 2-е, до-полн. М., 1961.
33. Жуков В. П. Русская фразеология: Учеб. пособие для филолог., спец. вузов. М., 1986.
34. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 6-е. М., 1998.
35. Жуков В. П. Словарь фразеологических синонимов русского языка. М., 1987.
36. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1980.
37. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. СПб., 1995.
38. Карамзин Н. М. Избранные сочинения в двух томах. Т. 2. М., Л., 1964.
39. Кирьянова В. Л. Изучение темы «Фразеологические обороты» в V классе // Русский язык в школе. 1975. № 4.
40. Козырев И. С. Современный русский язык: Фразеология. Лексикография. М., 1979.
41. Крылатые слова. По толкованию С. Максимова / Ред. Грушко Е. А. Нижний Новгород, 1994.
42. Максимов С. В. Крылатые слова. М., 1955.
43. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя / Сост. А. Ю. Купалова. М., 1992.
44. Михельсон М. И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: в 2 т. М., 1994.
45. Молотков А. И. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977.
46. Наумова И. О. Фразеологизмы французского происхождения в русском и английском языках // Русский язык в школе. 1993. №6.
47. Наумова И. О. Фразеологизмы латинского происхождения в русском и английском языках // Русский язык в школе. 1992. № 5-6.
48. Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. М., 1993.
49. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. пособию для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, Г. А. Богданова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской. М., 1996.
50. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
51. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.
52. Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пос. для учителя / Под ред. А. В. Текучева и др. М., 1983.
53. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. В 2-х томах. М., 1989.
54. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5-9 кл. / А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов. М., 2000.
55. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. М., 1998.
56. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. М., 1997.
57. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1990.
58. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2008.
59. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2008.
60. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. М., 1984.
61. Федоров А. И. Лекции по русской фразеологии. Новосибирск, 1964.
62. Фелицына В. П., Мокиенко В. М. Русский фразеологический словарь. М., 1999.
63. Фелицына В. П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е. М. Верещагина. М., 1979.
64. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А. И. Мо-лоткова. 4-е изд., стереотип. М., 1986.
65. Шанский Н. М. В мире слов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1978.
66. Шанский Н. М. Лексика и фразеология современного русского языка. М., 1957.
67. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. М., 1969.
68. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5-11 кл. М., 1995.
69. Шардаков М. Н. Мышление школьника. М., 1963.
70. Шумилов Н. Ф. Спорт как один из источников фразеологизмов // Русский язык в школе. 1983. № 4.
71. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М., 1968.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3200 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую