Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Монополия и антимонопольная политика

  • 42 страниц
  • 2020 год
  • 26 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Sobol17

Действующий преподаватель, доктор экономических наук

700 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Появление понятия конкуренции можно связывать с появлением экономических субъектов, которые осуществляли похожую экономическую деятельность, что повлекло за собой борьбу за «клиентов». «Один из важнейших признаков, характеризующих типы рыночной структуры, - степень дифференциации товара.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОНОПОЛИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА……………………………..…………..……………….….5
1.1. Понятие и сущность рынка…………...................................................5
1.2. Основные модели рынка и их особенности…………….…..………..8
1.3.Монополии и ее характерные черты……………………………...…10
2.МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РФ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА……………………………………………………………………...14
2.1. Анализ монополий в системе экономического развития РФ……...14
2.2. Цели и значение антимонопольной политики в РФ…..………..….23
2.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………………..

1.1. Понятие и сущность рынка

В условиях развития мирового хозяйства принято считать, что экономические системы функционируют в условиях рынка. Рынок представляет собой совокупный механизм, в ходе которого между собой активно-взаимодействуют субъекты рынка, а также продавцы и покупатели. Именно активное сотрудничество продавцов и покупателей на рынке приводит к формированию и развитию ценообразования. [2,c.55]
Рынок выполняет определенный перечень функций, которые схематично отображены на рисунке 1.

Рисунок. 1 Функции рынка

Как можно заметить из данного рисунка, к функциям рынка принято относить:
1.Контролирующую функцию;
2.Регулирующую функцию;
3.Посредническую функцию;
4.Функцию ценообразования и т.д.
По мнению ученых, механизм функционирования рыночного хозяйства, возникает и эффективно функционирует при следующих условия:
1.общественное разделение труда;
2.экономическая обособленность производителей. [3,c.
...

1.2. Основные модели рынка и их особенности

Различные методологические аспекты к представлению сущности понятия «конкуренция» влияют на методические подходы к оценке конкурентоспособности. Под конкуренцией (от лат. concurrentia – сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [25,c.77]
Рыночная конкурентная ситуация, характеризующаяся доминированием в отрасли нескольких крупных компаний, свойственна олигополистическим рынкам. Следует выделять несколько основных моделей конкуренции в условиях рыночной экономики:
1.Чистая конкуренция
2.Монополистическая конкуренция
3.Олигополия
4.Монополия [20,c.123]
1.Чистая конкуренция характеризуется такой ситуацией на рынке, при которой функционирует большое число предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, схожую по характеристикам и качеству.
...

1.3. Монополии и ее характерные черты

Монополия в условиях рынка представляет собой такую рыночную ситуацию, при которой существует один производитель товаров или услуг, который устанавливает цены на данные продукты самостоятельно. [21,c.45]
Государство всегда стремится поддерживать и развивать конкуренцию в условиях рынка именно поэтому, во многих странах мира, деятельность монополий регулируется нормативно-правовыми актами. В частности, в РФ к данным нормативно-правовым актам можно отнести такие как:
1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
2.Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ и т.д.
Монополия в условиях рынка зачастую обусловлена рядом причин. Ведь образование той или иной рыночной ситуации невозможно представить без факторов ее образования.
Если же говорить о том, какие причины являются ключевыми в системе развития монополии на рынке, то их можно представить графически на рисунке 5
Как видно из данных рисунка 5.
...

2.1. Анализ монополий в системе экономического развития РФ

Развитие монополий в России всегда носило своеобразный характер. Первые монополии были образованы в 80-x годаx XIX века, например «Сoюз рельсовых фaбрикантов» и т.п. Одной из ключевых особенностей развития было то, что государственные органы непосредственно регулировали образование и функционирование монополий в сферах, обеспечивавших нужды хозяйства страны, они играли важную роль в его системе (транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Вот почему государственно-монополистические тенденции стали рано проявляться, и в 80-90 годах функционировало примерно 50 разных союзов и соглашений в промышленном секторе, а также на водном транспорте.
При переходе России к рынку вновь образовались монополии, а соответственно, и проблемы, связанные c ними. На данный момент в российской промышленности существует несколько тысяч предприятий-монополистов. Из них естественных монополий - около 500.
...

2.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Государственная антимонопольная политика имеет определенный спектр направлений, которые представлены на рисунке 21
Как можно заметить из данных рисунка 21., основными направлениями антимонопольной политики можно назвать:
1.Ограничения монополизации рынка
2.Запрещеение слияния конкурирующих компаний
3.Сокращение и поддержка конкуренции
4.Запрет на установление монопольных цен и т.д. [9,c.9]
В качестве одного из приоритетных направлений регулирования деятельности монополий является обеспечение прозрачности механизма ценообразования.
В целом же, регулирование тарифов монополий должно:
1.обеспечивать баланс интересов потребителей (которые заинтересованы в доступных ценах и тарифах) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, которые были бы привлекательны для инвесторов и кредиторов); [10,c.890]

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЙ В РФ

Проведенное исследование относительно показателей развития экономики РФ является отражением того, что в целом, макроэкономическая политика достаточно эффективна, однако стоит выделить ряд проблем, которые оказывают влияние на ее развитие:
1.Мировая политическая и финансовая напряженность, которая приводит к дестабилизации не только мировых финансовых рынков, но и национальных;
2.Нецелевое использование финансовых средств, находящихся в бюджетах различных уровней. Как следствие данной проблемы, можно выделить и такие как:
А.коррупционные правонарушения
Б.развитие теневых секторов экономики и т.д.
3.Введеные и регулярно расширяемые санкции стран Запада в отношении РФ, приводящие к дестабилизации национальной экономики и падению основных макроэкономических показателей.
Следствием вышеназванных негативных тенденций можно назвать увеличение долговых показателей в системе финансов РФ, которые схематично отображены в таблице 5 [14,c.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед написанием работы были поставлены основные задачи, которые было необходимо исследовать в данной работе. Основываясь на данных задачах, подведем итоги по работе и сделаем выводы:
Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Следует выделять несколько основных моделей конкуренции в условиях рыночной экономики:
1.Чистая конкуренция;
2.Монополистическая конкуренция;
3.Олигополия;
4.Монополия.
Монополия в условиях рынка представляет собой такую рыночную ситуацию, при которой существует один производитель товаров или услуг, который устанавливает цены на данные продукты самостоятельно. К причинам возникновения и развития монополий относят:
1.эволюцию рынка
2.развитие производительных сил и т.д.
В зарубежных странах, совокупный механизм регулирования деятельности естественных монополий, как правило, осуществляется на основе двух моделей.
...

СПИСОК ТЕРМИНОВ

1. Рынок - это совокупный механизм, в ходе которого между собой активно-взаимодействуют субъекты рынка, а также продавцы и покупатели. Именно активное сотрудничество продавцов и покупателей на рынке приводит к формированию и развитию ценообразования
2. Конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели
3.Чистая конкуренция - это ситуацией на рынке, при которой функционирует большое число предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, схожую по характеристикам и качеству.
4.Монополистическая конкуренция – это ситуация на рынке, которая характеризуется большим количеством предприятий, выпускающих продукт.

1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс». - Режим доступа.: http:// www.consultant.ru
2.Абаева А.Ю., Бакальская Е.В. Понятие «Конкуренция» и «ненадлежащая конкуренция» // Аллея науки. - 2017. - № 16. - С. 55-57.
3.Атаева Э.М. Роль и место монополий в экономике России // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития современного общества. Материалы VIII региональной научно-практической студенческой конференции.- 2017. - С. 14-17.
4.География мирового хозяйства: учеб. пособие / А.А. Паикидзе, А.М. Цветков, Т.С. Шмайдюк. — М. : ИНФРА-М - 2017. — 256 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Появление понятия конкуренции можно связывать с появлением экономических субъектов, которые осуществляли похожую экономическую деятельность, что повлекло за собой борьбу за «клиентов». «Один из важнейших признаков, характеризующих типы рыночной структуры, - степень дифференциации товара.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОНОПОЛИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА……………………………..…………..……………….….5
1.1. Понятие и сущность рынка…………...................................................5
1.2. Основные модели рынка и их особенности…………….…..………..8
1.3.Монополии и ее характерные черты……………………………...…10
2.МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РФ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА……………………………………………………………………...14
2.1. Анализ монополий в системе экономического развития РФ……...14
2.2. Цели и значение антимонопольной политики в РФ…..………..….23
2.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………………..

1.1. Понятие и сущность рынка

В условиях развития мирового хозяйства принято считать, что экономические системы функционируют в условиях рынка. Рынок представляет собой совокупный механизм, в ходе которого между собой активно-взаимодействуют субъекты рынка, а также продавцы и покупатели. Именно активное сотрудничество продавцов и покупателей на рынке приводит к формированию и развитию ценообразования. [2,c.55]
Рынок выполняет определенный перечень функций, которые схематично отображены на рисунке 1.

Рисунок. 1 Функции рынка

Как можно заметить из данного рисунка, к функциям рынка принято относить:
1.Контролирующую функцию;
2.Регулирующую функцию;
3.Посредническую функцию;
4.Функцию ценообразования и т.д.
По мнению ученых, механизм функционирования рыночного хозяйства, возникает и эффективно функционирует при следующих условия:
1.общественное разделение труда;
2.экономическая обособленность производителей. [3,c.
...

1.2. Основные модели рынка и их особенности

Различные методологические аспекты к представлению сущности понятия «конкуренция» влияют на методические подходы к оценке конкурентоспособности. Под конкуренцией (от лат. concurrentia – сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [25,c.77]
Рыночная конкурентная ситуация, характеризующаяся доминированием в отрасли нескольких крупных компаний, свойственна олигополистическим рынкам. Следует выделять несколько основных моделей конкуренции в условиях рыночной экономики:
1.Чистая конкуренция
2.Монополистическая конкуренция
3.Олигополия
4.Монополия [20,c.123]
1.Чистая конкуренция характеризуется такой ситуацией на рынке, при которой функционирует большое число предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, схожую по характеристикам и качеству.
...

1.3. Монополии и ее характерные черты

Монополия в условиях рынка представляет собой такую рыночную ситуацию, при которой существует один производитель товаров или услуг, который устанавливает цены на данные продукты самостоятельно. [21,c.45]
Государство всегда стремится поддерживать и развивать конкуренцию в условиях рынка именно поэтому, во многих странах мира, деятельность монополий регулируется нормативно-правовыми актами. В частности, в РФ к данным нормативно-правовым актам можно отнести такие как:
1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
2.Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ и т.д.
Монополия в условиях рынка зачастую обусловлена рядом причин. Ведь образование той или иной рыночной ситуации невозможно представить без факторов ее образования.
Если же говорить о том, какие причины являются ключевыми в системе развития монополии на рынке, то их можно представить графически на рисунке 5
Как видно из данных рисунка 5.
...

2.1. Анализ монополий в системе экономического развития РФ

Развитие монополий в России всегда носило своеобразный характер. Первые монополии были образованы в 80-x годаx XIX века, например «Сoюз рельсовых фaбрикантов» и т.п. Одной из ключевых особенностей развития было то, что государственные органы непосредственно регулировали образование и функционирование монополий в сферах, обеспечивавших нужды хозяйства страны, они играли важную роль в его системе (транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Вот почему государственно-монополистические тенденции стали рано проявляться, и в 80-90 годах функционировало примерно 50 разных союзов и соглашений в промышленном секторе, а также на водном транспорте.
При переходе России к рынку вновь образовались монополии, а соответственно, и проблемы, связанные c ними. На данный момент в российской промышленности существует несколько тысяч предприятий-монополистов. Из них естественных монополий - около 500.
...

2.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Государственная антимонопольная политика имеет определенный спектр направлений, которые представлены на рисунке 21
Как можно заметить из данных рисунка 21., основными направлениями антимонопольной политики можно назвать:
1.Ограничения монополизации рынка
2.Запрещеение слияния конкурирующих компаний
3.Сокращение и поддержка конкуренции
4.Запрет на установление монопольных цен и т.д. [9,c.9]
В качестве одного из приоритетных направлений регулирования деятельности монополий является обеспечение прозрачности механизма ценообразования.
В целом же, регулирование тарифов монополий должно:
1.обеспечивать баланс интересов потребителей (которые заинтересованы в доступных ценах и тарифах) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, которые были бы привлекательны для инвесторов и кредиторов); [10,c.890]

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЙ В РФ

Проведенное исследование относительно показателей развития экономики РФ является отражением того, что в целом, макроэкономическая политика достаточно эффективна, однако стоит выделить ряд проблем, которые оказывают влияние на ее развитие:
1.Мировая политическая и финансовая напряженность, которая приводит к дестабилизации не только мировых финансовых рынков, но и национальных;
2.Нецелевое использование финансовых средств, находящихся в бюджетах различных уровней. Как следствие данной проблемы, можно выделить и такие как:
А.коррупционные правонарушения
Б.развитие теневых секторов экономики и т.д.
3.Введеные и регулярно расширяемые санкции стран Запада в отношении РФ, приводящие к дестабилизации национальной экономики и падению основных макроэкономических показателей.
Следствием вышеназванных негативных тенденций можно назвать увеличение долговых показателей в системе финансов РФ, которые схематично отображены в таблице 5 [14,c.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед написанием работы были поставлены основные задачи, которые было необходимо исследовать в данной работе. Основываясь на данных задачах, подведем итоги по работе и сделаем выводы:
Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Следует выделять несколько основных моделей конкуренции в условиях рыночной экономики:
1.Чистая конкуренция;
2.Монополистическая конкуренция;
3.Олигополия;
4.Монополия.
Монополия в условиях рынка представляет собой такую рыночную ситуацию, при которой существует один производитель товаров или услуг, который устанавливает цены на данные продукты самостоятельно. К причинам возникновения и развития монополий относят:
1.эволюцию рынка
2.развитие производительных сил и т.д.
В зарубежных странах, совокупный механизм регулирования деятельности естественных монополий, как правило, осуществляется на основе двух моделей.
...

СПИСОК ТЕРМИНОВ

1. Рынок - это совокупный механизм, в ходе которого между собой активно-взаимодействуют субъекты рынка, а также продавцы и покупатели. Именно активное сотрудничество продавцов и покупателей на рынке приводит к формированию и развитию ценообразования
2. Конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели
3.Чистая конкуренция - это ситуацией на рынке, при которой функционирует большое число предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, схожую по характеристикам и качеству.
4.Монополистическая конкуренция – это ситуация на рынке, которая характеризуется большим количеством предприятий, выпускающих продукт.

1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс». - Режим доступа.: http:// www.consultant.ru
2.Абаева А.Ю., Бакальская Е.В. Понятие «Конкуренция» и «ненадлежащая конкуренция» // Аллея науки. - 2017. - № 16. - С. 55-57.
3.Атаева Э.М. Роль и место монополий в экономике России // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития современного общества. Материалы VIII региональной научно-практической студенческой конференции.- 2017. - С. 14-17.
4.География мирового хозяйства: учеб. пособие / А.А. Паикидзе, А.М. Цветков, Т.С. Шмайдюк. — М. : ИНФРА-М - 2017. — 256 с.

Купить эту работу

Монополия и антимонопольная политика

700 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

25 июня 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Sobol17
4.4
Действующий преподаватель, доктор экономических наук
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
700 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Основные методы анализа производительности труда в современной организации. Влияние производительности труда организации на объем выпуска продукции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Курсовая работа

Основные методы анализа и оценка технического состояния основных средств и пути повышения их использования в организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
650 ₽
Курсовая работа

Анализ доходов и расходов на примере ПАО "НЛМК"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Курсовая работа

курсовая работа по предприятию ОАО "Брянскмебель"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
667 ₽
Курсовая работа

курсовая работа по предприятию ОАО "НМЗ"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
667 ₽

Отзывы студентов

Отзыв pollik об авторе Sobol17 2016-01-09
Курсовая работа

Хороший автор, сделал все супер

Общая оценка 5
Отзыв vasilich10 об авторе Sobol17 2015-05-01
Курсовая работа

Все отлично! Спасибо за ваш труд

Общая оценка 5
Отзыв кактус об авторе Sobol17 2017-01-24
Курсовая работа

Хороший и ответственный автор. всегда на связи

Общая оценка 5
Отзыв максимель об авторе Sobol17 2015-03-24
Курсовая работа

Спасибо , хорошая работа

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Разработка мероприятий по совершенствованию финансовой стратегии развития ООО «Алькор и Ко» и оценку эффективности их развития

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ССТ-М»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1650 ₽
Готовая работа

Анализ и оценка вероятности банкротства организации (на примере ООО «Торговый Дом «Ярмарка»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия (на примере ООО «Группа компаний Виста)»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Анализ организации коммерческой деятельности на примере ООО «Мамский пищевик»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (+ доклад, + рецензия, + иллюстрации)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1590 ₽
Готовая работа

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЖКХ–СЕРВИС», Г. ЛИХОСЛАВЛЬ)»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Расчетно-кассовые операции организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1650 ₽
Готовая работа

Оценка финансового состояния предприятия на примере филиала НОПО Дивеевское райпо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Анализ причин неплатежеспособности предприятия ОАО "Сибуглемет" и разработка программы его финансового оздоровления.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

«Анализ финансовых результатов » (на примере ЗАО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Оценка финансовых результатов и использование прибыли (на примере ООО «ТРИО XXI»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽