все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Важнейшим требованием времени стало развитие творческого подхода к любой деятельности, развитие инициативы, активности и самостоятельности у всех членов общества. И среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, обогащающих практику, опыт учителя, определенное место занима¬ет идея формирования в учебном процессе познавательных интере¬сов учащихся, позволяющая целенаправленно использовать объек¬тивные и субъективные ценности обучения и учения. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффектив¬ному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилиза¬ции волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Необходимость формирования познавательной активности заставля¬ет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Проблема активизации познавательной деятельности учащего¬ся является социально значимой проблемой. Актуальность же ее определяется тем, что от успешного ее решения во многом зави¬сит воспитание поколения, способного жить и творить в сущест¬вующем мире.
Значимость проблемы активизации познавательной деятель¬ности учащихся определяет не только ее актуальность, но и из¬вестную традиционность. Разработка этой проблемы всегда прив¬лекала внимание многих ученых. Однако подходы к ее решению ме¬нялись на различных этапах развития образования.
Проблема активизации познавательной деятельности стала предметом ряда педагогических исследований, а их результаты начали широко внедряться в практику работы школы. Это стало возможным благодаря значительным достижениям в разработке ме¬тодологических основ исследований, теории деятельности в пси¬хологии обучения, а также фундаментального положения дидактики о процессе обучения как системы органического единства деятельностей учителя и ученика.
Учитель на уроке, используя разнообразные приемы, должен создавать такие ситуации, которые заставляли бы детей прояв¬лять активную познавательную деятельность. Большинство тем на¬чального курса русского языка дает богатейшие возможности для развития мышления, речи учащихся. Одна из таких тем – "Состав слова". Это очень интересная и необходимая тема, при изучении которой дети овладевают многими знаниями и умениями. Но в то же время все виды работ при изучении элементов морфемики вызы¬вают значительное затруднение у учащихся и, как часто случает¬ся, потерю интереса к данному виду работы.
Как же добиться того, чтобы труд школьника стал "источни¬ком умственного удовлетворения и душевной радости"? Как акти¬визировать познавательную деятельность ребенка на уроках русс¬кого языка при изучении элементов морфемики и словообразова¬ния? Какой из существующих способов активизации самый эффек¬тивный?
В своей работе мы попытаемся ответить на эти волнующие вопросы.
Задачами исследования являются следующие:
1) выявить сущность понятия "познавательная деятельность";
2) проследить, как, в каком объеме, и в какой последова¬тельности рассматривается морфемный состав слова в различных программах;
3) определить необходимость активизации познавательной деятель¬ности;
4) рассмотреть методы и приемы активизации познавательной
деятельности;
5) составить систему упражнений, активизирующих познава¬тельную деятельность детей при изучении элементов морфемики и словообразования.
В качестве исследовательского материала привлечены учеб¬ники и учебные пособия по традиционной программе и по програм¬ме развивающего обучения.
Теоретическое значение работы состоит в уточнении понятие познавательной деятельности, в рассмотрении методов и приемов активизации познавательной деятельности детей, в совершенство¬вании методики изучения морфемики и словообразования.
Практическая ценность заключается в подборе ряда упражнений и их классификации по уровню самостоятельности и познава¬тельной активности учащихся, в создании фрагментов уроков обу¬чения русскому языку с использованием упражнений, активизирую¬щих познавательную деятельность детей.
Введение …………………………………………………………...………….3
1.Теоретические и психологические основы изучения лингвистических понятий……………………………………………………………………………… 5
1.1 Морфемика и словообразование. Значение и особенности изучения в начальной школе …………………………………………………………………….5
1.2. Познавательная деятельность детей. Активизация познавательной деятельности ……………………………………………………………………….11
2. Практическое использование средств активизации на уроках русского языка при изучении морфемики и словообразования…………………………... 17
2.1. Система упражнений по развитию самостоятельности и познавательной активности ……………………………………………………….17
2.2 Фрагменты уроков ………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………..39
Список использованной литературы ………………………………………41
Введение …………………………………………………………...………….3
1.Теоретические и психологические основы изучения лингвистических понятий……………………………………………………………………………… 5
1.1 Морфемика и словообразование. Значение и особенности изучения в начальной школе …………………………………………………………………….5
1.2. Познавательная деятельность детей. Активизация познавательной деятельности ……………………………………………………………………….11
2. Практическое использование средств активизации на уроках русского языка при изучении морфемики и словообразования…………………………... 17
2.1. Система упражнений по развитию самостоятельности и познавательной активности ……………………………………………………….17
2.2 Фрагменты уроков ………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………..39
Список использованной литературы ………………………………………41
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: 1984. – С. 42–84.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку / под ред. Н. С. Роджественского. – М.: Педагогика, 1977.
3. Брунер Д. С. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.
4. Вилькеев Д. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань, 1967.
5. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1973.
6. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1973.
7. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
8. Гаврилычева Г. Ф. Развитие познавательной активности школь¬ников.
9. Герасимов С. В. Когда учение становится привлекатель¬ным: [О развитии познавательных интересов школьников] // Педа¬гогика. – 1993. – № 2. – С. 51–54.
10. Демичева В. В., Устименко И. А. Формирование логическо¬го мышления учащихся при обучении словообразованию. Нач. шк., 1994. –
№ 12. – С. 16.
11. Донченкю Т. К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса // Рус. яз. в шк. – 1993. – № 2. – С. 20.
12. Иванова Л., Тихомирова С. Повышать познавательную ак¬тивность учащихся // Нар. обр. – 1988. – № 3. – С. 38.
13. Канакина В. П. Приемы активизации мыслительной дея¬тельности младших школьников на уроках русского языка // Шес¬тилетки е малокомплектной школе. – М.: 1990. – С. 55–65.
14. Киргинцева. Пути формирования познавательных интере¬сов младших школьников в учебной деятельности // Нач. шк. 1992. – № 11–12. – С. 29–31.
15. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1995.
16. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М.: На¬ука, 1965.
17. Лозовая В. И., Троцко А. В. Познавательная активность как педагогическая проблема // Сов. педагогика. – 1989.– № 11. – С. 25–31.
18. Львов М. Р. Самостоятельность и познавательная актив¬ность учащихся в упражнениях по русскому языку // Нач. шк. 1977. – № 7. – С. 19.
19. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988.
20. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвеще¬ние, 1987.
21. Львова С. И. Развитие языковой догадки на основе ана¬лиза словообразовательных моделей слова // Рус. яз. в шк. –1994. – № 3. – С. 42–47.
22. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвеще¬ние. 1971.
23. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в шко¬ле. – М.: Просвещение. 1977.
24. Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. – Казань, 1963.
25. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / В. А. Кустарева и др.; Под. ред. Н. С. Рождественского – М.: Просвещение, 1979.
26. Мильруд Р. П. Формы педагогического воздействия учите¬ля на познавательную деятельность учащихся [на уроке] // Иностр. яз. в шк. – 1991. – № 2. – С. 13–17.
27. Михайлова Э. И. Развитие речи учащихся в процессе изу¬чения однекоренных слов / Нач. шк. – 1979. – № 9. – С. 33–36, 56.
28. Осипова М. П., Лазаренков В. Д. Активизация познава¬тельной деятельности младших школьников. – Минск, 1987.– С. 94–101.
29. Перцева Н. К. Вопросы словообразования в начальной школе // Нач. шк. – 1993. – № 10. – С. 18–21.
30. Познание и общение [Сб.ст.] / Ин-т психологии АН СССР; Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, М. Коул. – М.: Наука, 1988.
31. Потоцкая Т. Ф. Элементарный словообразовательный ана¬лиз на уроках русского языка // Нач. шк., 1986. – № 5. – С. 25–29.
32. Прихожан А., Толстых Н. Ничего не интересно ... / Семья и шко-
ла. – 1987. – № 4. – С. 20–22.
33. Распопов В. М., Голуб Б. П. Средство активизации познавательной деятельности учащихся // Среднее специальное образовательной деятель¬ности учащихся. – 1985. – № 6. – С. 31–32.
34. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993.
35. Саблина Т. А. Формирование учебно-познавательных моти¬вов учения на уроках русского языка: [Средняя школа № 84 Вол¬гограда] // Обучение и развитие мл. шк. – Волгоград, 1990. – С. 13–23.
36. Сиротова А. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся // Нач. шк. – 1986. – № 8. – С. 41–42.
37. Скаткин Н. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. Материал к научной конференции по диалектике
(11-13 мая). – М., 1965.
38. Совершенствование методов обучения в начальных классах / отв. ред. А. В. Немешайлова. – Рязань, 1980.
39. Соколова Г. П. Активизация познавательной деятельности детей на первых уроках по словообразованию в 4 классе // Рус. яз. в шк. – 1982. –
№ 5. – С. 23–30.
40. Стрезикозин В. П. Актуальные проблемы начального обу¬чения. – М., 1975.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Важнейшим требованием времени стало развитие творческого подхода к любой деятельности, развитие инициативы, активности и самостоятельности у всех членов общества. И среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, обогащающих практику, опыт учителя, определенное место занима¬ет идея формирования в учебном процессе познавательных интере¬сов учащихся, позволяющая целенаправленно использовать объек¬тивные и субъективные ценности обучения и учения. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффектив¬ному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилиза¬ции волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Необходимость формирования познавательной активности заставля¬ет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Проблема активизации познавательной деятельности учащего¬ся является социально значимой проблемой. Актуальность же ее определяется тем, что от успешного ее решения во многом зави¬сит воспитание поколения, способного жить и творить в сущест¬вующем мире.
Значимость проблемы активизации познавательной деятель¬ности учащихся определяет не только ее актуальность, но и из¬вестную традиционность. Разработка этой проблемы всегда прив¬лекала внимание многих ученых. Однако подходы к ее решению ме¬нялись на различных этапах развития образования.
Проблема активизации познавательной деятельности стала предметом ряда педагогических исследований, а их результаты начали широко внедряться в практику работы школы. Это стало возможным благодаря значительным достижениям в разработке ме¬тодологических основ исследований, теории деятельности в пси¬хологии обучения, а также фундаментального положения дидактики о процессе обучения как системы органического единства деятельностей учителя и ученика.
Учитель на уроке, используя разнообразные приемы, должен создавать такие ситуации, которые заставляли бы детей прояв¬лять активную познавательную деятельность. Большинство тем на¬чального курса русского языка дает богатейшие возможности для развития мышления, речи учащихся. Одна из таких тем – "Состав слова". Это очень интересная и необходимая тема, при изучении которой дети овладевают многими знаниями и умениями. Но в то же время все виды работ при изучении элементов морфемики вызы¬вают значительное затруднение у учащихся и, как часто случает¬ся, потерю интереса к данному виду работы.
Как же добиться того, чтобы труд школьника стал "источни¬ком умственного удовлетворения и душевной радости"? Как акти¬визировать познавательную деятельность ребенка на уроках русс¬кого языка при изучении элементов морфемики и словообразова¬ния? Какой из существующих способов активизации самый эффек¬тивный?
В своей работе мы попытаемся ответить на эти волнующие вопросы.
Задачами исследования являются следующие:
1) выявить сущность понятия "познавательная деятельность";
2) проследить, как, в каком объеме, и в какой последова¬тельности рассматривается морфемный состав слова в различных программах;
3) определить необходимость активизации познавательной деятель¬ности;
4) рассмотреть методы и приемы активизации познавательной
деятельности;
5) составить систему упражнений, активизирующих познава¬тельную деятельность детей при изучении элементов морфемики и словообразования.
В качестве исследовательского материала привлечены учеб¬ники и учебные пособия по традиционной программе и по програм¬ме развивающего обучения.
Теоретическое значение работы состоит в уточнении понятие познавательной деятельности, в рассмотрении методов и приемов активизации познавательной деятельности детей, в совершенство¬вании методики изучения морфемики и словообразования.
Практическая ценность заключается в подборе ряда упражнений и их классификации по уровню самостоятельности и познава¬тельной активности учащихся, в создании фрагментов уроков обу¬чения русскому языку с использованием упражнений, активизирую¬щих познавательную деятельность детей.
Введение …………………………………………………………...………….3
1.Теоретические и психологические основы изучения лингвистических понятий……………………………………………………………………………… 5
1.1 Морфемика и словообразование. Значение и особенности изучения в начальной школе …………………………………………………………………….5
1.2. Познавательная деятельность детей. Активизация познавательной деятельности ……………………………………………………………………….11
2. Практическое использование средств активизации на уроках русского языка при изучении морфемики и словообразования…………………………... 17
2.1. Система упражнений по развитию самостоятельности и познавательной активности ……………………………………………………….17
2.2 Фрагменты уроков ………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………..39
Список использованной литературы ………………………………………41
Введение …………………………………………………………...………….3
1.Теоретические и психологические основы изучения лингвистических понятий……………………………………………………………………………… 5
1.1 Морфемика и словообразование. Значение и особенности изучения в начальной школе …………………………………………………………………….5
1.2. Познавательная деятельность детей. Активизация познавательной деятельности ……………………………………………………………………….11
2. Практическое использование средств активизации на уроках русского языка при изучении морфемики и словообразования…………………………... 17
2.1. Система упражнений по развитию самостоятельности и познавательной активности ……………………………………………………….17
2.2 Фрагменты уроков ………………………………………………………26
Заключение …………………………………………………………………..39
Список использованной литературы ………………………………………41
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: 1984. – С. 42–84.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку / под ред. Н. С. Роджественского. – М.: Педагогика, 1977.
3. Брунер Д. С. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.
4. Вилькеев Д. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань, 1967.
5. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1973.
6. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1973.
7. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
8. Гаврилычева Г. Ф. Развитие познавательной активности школь¬ников.
9. Герасимов С. В. Когда учение становится привлекатель¬ным: [О развитии познавательных интересов школьников] // Педа¬гогика. – 1993. – № 2. – С. 51–54.
10. Демичева В. В., Устименко И. А. Формирование логическо¬го мышления учащихся при обучении словообразованию. Нач. шк., 1994. –
№ 12. – С. 16.
11. Донченкю Т. К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса // Рус. яз. в шк. – 1993. – № 2. – С. 20.
12. Иванова Л., Тихомирова С. Повышать познавательную ак¬тивность учащихся // Нар. обр. – 1988. – № 3. – С. 38.
13. Канакина В. П. Приемы активизации мыслительной дея¬тельности младших школьников на уроках русского языка // Шес¬тилетки е малокомплектной школе. – М.: 1990. – С. 55–65.
14. Киргинцева. Пути формирования познавательных интере¬сов младших школьников в учебной деятельности // Нач. шк. 1992. – № 11–12. – С. 29–31.
15. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1995.
16. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М.: На¬ука, 1965.
17. Лозовая В. И., Троцко А. В. Познавательная активность как педагогическая проблема // Сов. педагогика. – 1989.– № 11. – С. 25–31.
18. Львов М. Р. Самостоятельность и познавательная актив¬ность учащихся в упражнениях по русскому языку // Нач. шк. 1977. – № 7. – С. 19.
19. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988.
20. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвеще¬ние, 1987.
21. Львова С. И. Развитие языковой догадки на основе ана¬лиза словообразовательных моделей слова // Рус. яз. в шк. –1994. – № 3. – С. 42–47.
22. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвеще¬ние. 1971.
23. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в шко¬ле. – М.: Просвещение. 1977.
24. Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. – Казань, 1963.
25. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / В. А. Кустарева и др.; Под. ред. Н. С. Рождественского – М.: Просвещение, 1979.
26. Мильруд Р. П. Формы педагогического воздействия учите¬ля на познавательную деятельность учащихся [на уроке] // Иностр. яз. в шк. – 1991. – № 2. – С. 13–17.
27. Михайлова Э. И. Развитие речи учащихся в процессе изу¬чения однекоренных слов / Нач. шк. – 1979. – № 9. – С. 33–36, 56.
28. Осипова М. П., Лазаренков В. Д. Активизация познава¬тельной деятельности младших школьников. – Минск, 1987.– С. 94–101.
29. Перцева Н. К. Вопросы словообразования в начальной школе // Нач. шк. – 1993. – № 10. – С. 18–21.
30. Познание и общение [Сб.ст.] / Ин-т психологии АН СССР; Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, М. Коул. – М.: Наука, 1988.
31. Потоцкая Т. Ф. Элементарный словообразовательный ана¬лиз на уроках русского языка // Нач. шк., 1986. – № 5. – С. 25–29.
32. Прихожан А., Толстых Н. Ничего не интересно ... / Семья и шко-
ла. – 1987. – № 4. – С. 20–22.
33. Распопов В. М., Голуб Б. П. Средство активизации познавательной деятельности учащихся // Среднее специальное образовательной деятель¬ности учащихся. – 1985. – № 6. – С. 31–32.
34. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993.
35. Саблина Т. А. Формирование учебно-познавательных моти¬вов учения на уроках русского языка: [Средняя школа № 84 Вол¬гограда] // Обучение и развитие мл. шк. – Волгоград, 1990. – С. 13–23.
36. Сиротова А. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся // Нач. шк. – 1986. – № 8. – С. 41–42.
37. Скаткин Н. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. Материал к научной конференции по диалектике
(11-13 мая). – М., 1965.
38. Совершенствование методов обучения в начальных классах / отв. ред. А. В. Немешайлова. – Рязань, 1980.
39. Соколова Г. П. Активизация познавательной деятельности детей на первых уроках по словообразованию в 4 классе // Рус. яз. в шк. – 1982. –
№ 5. – С. 23–30.
40. Стрезикозин В. П. Актуальные проблемы начального обу¬чения. – М., 1975.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144917 Курсовых работ — поможем найти подходящую