Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы
  • 36 страниц
  • 2017 год
  • 68 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

user1079471

Ответственный подход к работе,порядочность,пунктуальность гарантирую каждому заказчику.

300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, современная Россия переживает очередной виток модернизации, все более втягиваясь в глобализационные процессы. На этой основе возникает масса как внутренних, так и внешних проблем развития института гражданства.
Свобода перемещения граждан порой сопряжена с целым рядом трудностей, обусловленных недостатками законодательной базы, а также противоречиями внутри гражданского общества. В решении проблемы гражданства сталкиваются интересы личности, государства и общества. Не преодолен научный спор по поводу разрешения возникающих противоречий.
Гегель в свое время утверждал, что только государство как абсолютный дух и универсальная политическая общность может достичь общего интереса.
Действительно, аккумулируя в себе политическое и правовое влияние на развитие института гражданства, государство, тем не менее, должно чутко реагировать на потребности общества и личности. Тем более, что права и свободы человека и гражданина в современной российской Конституции обозначены во второй главе как приоритетные, неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) определяет, что гражданство Российской Федерации есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Для того чтобы стать гражданином Российской Федерации, лицу необходимо выполнить ряд условий, определенных Законом о гражданстве.
Целью работы является анализ особенностей правового регулирования института гражданства.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и сущность категории «гражданство»;
б) исследовать развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации;
в) раскрыть условия и порядок приобретения Российской Федерации;
г) дать подробную характеристику производству по делам о прекращении гражданства и восстановлении в гражданстве.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере гражданства.
Предметом исследования являются теоретические подходы к пониманию сущности гражданства и нормы законодательства, регламентирующие данный правовой институт.
Степень разработанности темы. Изучению института гражданства посвятили свои работы видные отечественные государствоведы: С.А. Авакьян, В.Я. Бойцов, Н.В. Витрук, Д.Л. Златопольский, О.Е. Кутафин, О.О. Миронов, И.Е. Фарбер, В.С. Шевцов, Б.С. Эбзеев и многие другие. Значительное внимание проблемам гражданства уделили: О.И. Тиунова, С.В. Черниченко, а также Е.С. Смирнова.
Методологическую основу работы составили научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, историко-правового подходов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.








Глава 1. Институт гражданства: понятие и принципы

1.1. Содержание и сущностные характеристики понятия «гражданство»

Институт гражданства объективно имеет политико-правовую основу. Его роль состоит прежде всего в обеспечении конституционных прав и свобод личности. Однако диалектика создания и развития данного феномена показывает широту взглядов на понятие, сущность и содержание института гражданства.
Мировая практика осмысления института гражданства сложилась таким образом, что стержневым его компонентом признается наличие основополагающих прав человека. Ст. 15 Всеобщей декларации прав и свобод человека считает право на гражданство одним из основных прав человека. Целый ряд международных законодательных актов развивает данную тему примата права в институте гражданства, но лишь немногие затрагивают его политические аспекты. В этом плане особо выделяются Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» и Международный пакт о гражданских и политических правах. Ст. 2 части II последнего документа гласит: «государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем пакте, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Более того, данный документ предписывает государствам, не имеющим соответствующего законодательства, принять его, а также обеспечить иные меры, необходимые для осуществления прав граждан, как то: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и прочее. Таким образом, политические аспекты в международном праве по защите прав граждан все чаще фигурируют наряду с правовыми.
Что касается России, то, на взгляд автора работы, политические акценты в институте гражданства звучат достаточно весомо, а иногда и превалируют. Это объясняется, на мой взгляд, условиями исторического развития России, ее самобытностью, связанной с сильным государственным центром, а также радикальными политическими преобразованиями последних 20 лет в стране.
Согласно действующему Федеральному закону о гражданстве, конечно же, центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством.
Следует сказать о том, что гражданство есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой – государство как доминирующий компонент политической системы, – и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта – человек и государство. В-шестых, гражданство – это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство – экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство – непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления. И наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.
Анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», где сказано, что «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей», наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Это, на взгляд работы, значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства.
В целом можно утверждать, что сложилось понятие института гражданства, отражающее прежде всего его правовую сущность. В основном правоведы под институтом гражданства понимают совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений гражданства. И.А. Сагов , определяя сущность понятия института гражданства сквозь призму его функции, отмечает, что наряду с функцией защиты прав человека он выполняет специфическую задачу защиты интересов государства, а это означает, что наряду с правовым подходом к институту гражданства обращается внимание и на его политические аспекты.
Понизова Е.В. , рассматривая институт гражданства с позиций конституционного права, соглашается с мнением ученых, которые определяют гражданство как устойчивую правовую связь человека со своим государством, обусловливающую взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. В некоторой степени политическая составляющая института гражданства нашла отражение в исследовании Я.Л. Ванюшина , обратившего внимание на его институциональную характеристику.
Сущность института гражданства, на взгляд автора работы, выражается в его основных функциях, нормативах и принципах. Функциями института гражданства следует считать решение вопросов гражданской принадлежности, предоставление убежища, обеспечение прав и законных интересов граждан, ограничение или расширение миграционных потоков, создание благоприятной социальной среды гражданам до и после принятия гражданства.

1.2. Тенденции правового регулирования гражданства в современном мире

Становление государственно-правового института гражданства, принципы его правового регулирования находились под прямым влиянием процессов, происходящих в конкретном государстве.
Институт гражданства не мог не впитывать в свое содержание особенности и противоречия соответствующего этапа развития общества и государства.
Специфической чертой института гражданства является отражение в нем социальной иерархии и ведущей роли государства в решении проблем гражданства, что особенно характерно на современном этапе в период европейского миграционного кризиса.
В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства.
Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом. Действительное различие между гражданством и монархи¬ческим подданством невелико. В монархиях связь между личнос-тью и государством называют подданством по той причине, что имеется постоянное лицо (династия), воплощающее суверенитет. Считается, что перед монархом подданные исполняют обязаннос¬ти и пользуются его покровительством. Характерно, что испан¬ская конституция обходит стороной различия между граждан¬ством и подданством.
Например, правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статусом крупнейшей колониальной державы, после распада которой образовалось Содружество, повлиявшее на регулирование вопросов гражданства. До середины XX в. в основу регулирования вопросов гражданства была положена доктрина общего права о верноподданстве.
Основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано .
Большинство населения в странах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередко более половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов их численность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены .
Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных - можно. В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избирают Европейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европарламенту и его омбудсману по правам человека. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.
Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению - филиация (от латинского слова «филиус» —сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания - право крови и право почвы.

Введение 3
Глава 1. Институт гражданства: понятие и принципы 6
1.1.Содержание и сущностные характеристики понятия «гражданство» 6
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства в современном мире 10
Глава 2. Общая характеристика гражданства РФ как правового института 19
2.1. Прием в гражданство: общий порядок, упрощенный порядок 19
2.2. Прекращение гражданства и выход из гражданства 26
2.3. Восстановление в гражданстве. Оптация 31
2.4. Отмена решения о приобретении гражданства 32
Заключение 34
Библиографический список 35




Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, современная Россия переживает очередной виток модернизации, все более втягиваясь в глобализационные процессы. На этой основе возникает масса как внутренних, так и внешних проблем развития института гражданства.
Свобода перемещения граждан порой сопряжена с целым рядом трудностей, обусловленных недостатками законодательной базы, а также противоречиями внутри гражданского общества. В решении проблемы гражданства сталкиваются интересы личности, государства и общества. Не преодолен научный спор по поводу разрешения возникающих противоречий.
Гегель в свое время утверждал, что только государство как абсолютный дух и универсальная политическая общность может достичь общего интереса.
Действительно, аккумулируя в себе политическое и правовое влияние на развитие института гражданства, государство, тем не менее, должно чутко реагировать на потребности общества и личности. Тем более, что права и свободы человека и гражданина в современной российской Конституции обозначены во второй главе как приоритетные, неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) определяет, что гражданство Российской Федерации есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Для того чтобы стать гражданином Российской Федерации, лицу необходимо выполнить ряд условий, определенных Законом о гражданстве.
Целью работы является анализ особенностей правового регулирования института гражданства.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и сущность категории «гражданство»;
б) исследовать развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации;
в) раскрыть условия и порядок приобретения Российской Федерации;
г) дать подробную характеристику производству по делам о прекращении гражданства и восстановлении в гражданстве.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере гражданства.
Предметом исследования являются теоретические подходы к пониманию сущности гражданства и нормы законодательства, регламентирующие данный правовой институт.
Степень разработанности темы. Изучению института гражданства посвятили свои работы видные отечественные государствоведы: С.А. Авакьян, В.Я. Бойцов, Н.В. Витрук, Д.Л. Златопольский, О.Е. Кутафин, О.О. Миронов, И.Е. Фарбер, В.С. Шевцов, Б.С. Эбзеев и многие другие. Значительное внимание проблемам гражданства уделили: О.И. Тиунова, С.В. Черниченко, а также Е.С. Смирнова.
Методологическую основу работы составили научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, историко-правового подходов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.








Глава 1. Институт гражданства: понятие и принципы

1.1. Содержание и сущностные характеристики понятия «гражданство»

Институт гражданства объективно имеет политико-правовую основу. Его роль состоит прежде всего в обеспечении конституционных прав и свобод личности. Однако диалектика создания и развития данного феномена показывает широту взглядов на понятие, сущность и содержание института гражданства.
Мировая практика осмысления института гражданства сложилась таким образом, что стержневым его компонентом признается наличие основополагающих прав человека. Ст. 15 Всеобщей декларации прав и свобод человека считает право на гражданство одним из основных прав человека. Целый ряд международных законодательных актов развивает данную тему примата права в институте гражданства, но лишь немногие затрагивают его политические аспекты. В этом плане особо выделяются Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» и Международный пакт о гражданских и политических правах. Ст. 2 части II последнего документа гласит: «государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем пакте, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Более того, данный документ предписывает государствам, не имеющим соответствующего законодательства, принять его, а также обеспечить иные меры, необходимые для осуществления прав граждан, как то: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и прочее. Таким образом, политические аспекты в международном праве по защите прав граждан все чаще фигурируют наряду с правовыми.
Что касается России, то, на взгляд автора работы, политические акценты в институте гражданства звучат достаточно весомо, а иногда и превалируют. Это объясняется, на мой взгляд, условиями исторического развития России, ее самобытностью, связанной с сильным государственным центром, а также радикальными политическими преобразованиями последних 20 лет в стране.
Согласно действующему Федеральному закону о гражданстве, конечно же, центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством.
Следует сказать о том, что гражданство есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой – государство как доминирующий компонент политической системы, – и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта – человек и государство. В-шестых, гражданство – это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство – экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство – непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления. И наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.
Анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», где сказано, что «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей», наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Это, на взгляд работы, значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства.
В целом можно утверждать, что сложилось понятие института гражданства, отражающее прежде всего его правовую сущность. В основном правоведы под институтом гражданства понимают совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений гражданства. И.А. Сагов , определяя сущность понятия института гражданства сквозь призму его функции, отмечает, что наряду с функцией защиты прав человека он выполняет специфическую задачу защиты интересов государства, а это означает, что наряду с правовым подходом к институту гражданства обращается внимание и на его политические аспекты.
Понизова Е.В. , рассматривая институт гражданства с позиций конституционного права, соглашается с мнением ученых, которые определяют гражданство как устойчивую правовую связь человека со своим государством, обусловливающую взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. В некоторой степени политическая составляющая института гражданства нашла отражение в исследовании Я.Л. Ванюшина , обратившего внимание на его институциональную характеристику.
Сущность института гражданства, на взгляд автора работы, выражается в его основных функциях, нормативах и принципах. Функциями института гражданства следует считать решение вопросов гражданской принадлежности, предоставление убежища, обеспечение прав и законных интересов граждан, ограничение или расширение миграционных потоков, создание благоприятной социальной среды гражданам до и после принятия гражданства.

1.2. Тенденции правового регулирования гражданства в современном мире

Становление государственно-правового института гражданства, принципы его правового регулирования находились под прямым влиянием процессов, происходящих в конкретном государстве.
Институт гражданства не мог не впитывать в свое содержание особенности и противоречия соответствующего этапа развития общества и государства.
Специфической чертой института гражданства является отражение в нем социальной иерархии и ведущей роли государства в решении проблем гражданства, что особенно характерно на современном этапе в период европейского миграционного кризиса.
В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства.
Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом. Действительное различие между гражданством и монархи¬ческим подданством невелико. В монархиях связь между личнос-тью и государством называют подданством по той причине, что имеется постоянное лицо (династия), воплощающее суверенитет. Считается, что перед монархом подданные исполняют обязаннос¬ти и пользуются его покровительством. Характерно, что испан¬ская конституция обходит стороной различия между граждан¬ством и подданством.
Например, правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статусом крупнейшей колониальной державы, после распада которой образовалось Содружество, повлиявшее на регулирование вопросов гражданства. До середины XX в. в основу регулирования вопросов гражданства была положена доктрина общего права о верноподданстве.
Основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано .
Большинство населения в странах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередко более половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов их численность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены .
Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных - можно. В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избирают Европейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европарламенту и его омбудсману по правам человека. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.
Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению - филиация (от латинского слова «филиус» —сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания - право крови и право почвы.

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр. С. 69.
2. Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах»: Принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т.11. Женева, 1991. С. 2193-2207.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах : Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов // Российская газета. 2014. 19 марта.
5. Конституция Российской Федерации [Текст]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (в ред. от 31.12.2014) т // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2015. № 1. Ст. 60.
7. Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
8. Закон от 19 августа 1938 г. «О гражданстве СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. N 11. (утратил силу). [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
9. Закон от 1 декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. N 49. Ст. 816. (утратил силу). [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
10. Закон от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве РСФСР» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
11. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.11.1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
12. Декрет ВЦИК от 05.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
13. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 1. - М., 2005. - 893 с.
14. Автономов А.С. Правовая антология политики. К построению системы категорий. - М., 1999. - 657 с.
15. Брянцев О. Г. Гражданство в Российской Федерации : автореферат дисс. .канд. юрид. наук / О. Г. Брянцев. - М., 1993. - 33с.
16. Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - Омск, 2006. 29 с.
17. Кишоян Н.А. Полномочия Президента РФ в сфере российского гражданства // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России. Материалы международного конституционного форума. Выпуск 2. - Саратов, 2010. - С. 111.
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2007. - 456 с.
19. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. - М. : Норма, 2012. - 583 с.
20. Красинский В. В. Конституционно-правовое регулирование российского гражданства в интересах обеспечения национальной безопасности / В. В. Красинский // Политика и общество. - 2006. - № 1. - С. 63-72.
21. Кутафин О. Е. Российское гражданство / О. Е. Кутафин. - М. : Статут, 2012. - 356 с.
22. Леонова Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) / Н. В. Леонова, А. А. Пелишенко [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
23. Лукьянова Е. Сага о потерянном гражданстве / Е. Лукьянова, М. Краснов, А. Столбунов, Ю. Скуратов, Ж. Овсепян // Юридическая газета. - 2011. - № 13. - С. 12-13.
24. Материалы Международной конференции «Защита прав граждан России, проживающих за рубежом» (Москва, 24 октября 2013 г.). Институт диаспоры и интеграции (институт стран СНГ), Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. - М., 2013
25. Мещеряков А. В. Институт гражданства: возникновение, содержание, типы / А. В. Мещеряков // Право и политика. - 2013. - № 4. - С. 27.
26. Мещеряков А.В. Роль института гражданства в обеспечении конституционных прав и свобод личности (с позиций научных взглядов профессора И.Е. Фарбера) // Вестник СГЮА. - 2014. - № 4 -93). - С. 232.
27. Мошев В. «Носитель русского языка» и гражданство России: логика противоречий. 22 января 2014 г. [Электронный ресурс] // Портал «Окно в Россию»< http:// windowrussia.ruvr.ru/2014_01_22/Nositel-russkogo-jazika-i-grazhdanstvo- Rossii-logika-protivorechij-1382/>
28. Нехай Э. А. Становление и развитие института гражданства: дисс. канд. юрид. наук / Э. А. Нехай. - М., 1998. - 381 с.
29. Понизова Е.В. Возникновение и развитие института гражданства в России. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 2008. 33 с.
30. Сагов И.А. Институт гражданства в Российской Федерации: вопросы теории и практики. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 2011. - 26 с.
31. Соколова Н. В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан / Н. В. Соколова // История государства и права. - 2009. - № 2. - С. 27-38.
32. Шкель Т. 35-я Береговая батарея просит депутатов... Госдума отреагировала на события на Украине // Российская газета. - 2014. - 3 марта.
33. Югов А. А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене / А. А. Югов // Адвокатская практика. - 2009. - № 1. - С. 37-45.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, современная Россия переживает очередной виток модернизации, все более втягиваясь в глобализационные процессы. На этой основе возникает масса как внутренних, так и внешних проблем развития института гражданства.
Свобода перемещения граждан порой сопряжена с целым рядом трудностей, обусловленных недостатками законодательной базы, а также противоречиями внутри гражданского общества. В решении проблемы гражданства сталкиваются интересы личности, государства и общества. Не преодолен научный спор по поводу разрешения возникающих противоречий.
Гегель в свое время утверждал, что только государство как абсолютный дух и универсальная политическая общность может достичь общего интереса.
Действительно, аккумулируя в себе политическое и правовое влияние на развитие института гражданства, государство, тем не менее, должно чутко реагировать на потребности общества и личности. Тем более, что права и свободы человека и гражданина в современной российской Конституции обозначены во второй главе как приоритетные, неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) определяет, что гражданство Российской Федерации есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Для того чтобы стать гражданином Российской Федерации, лицу необходимо выполнить ряд условий, определенных Законом о гражданстве.
Целью работы является анализ особенностей правового регулирования института гражданства.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и сущность категории «гражданство»;
б) исследовать развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации;
в) раскрыть условия и порядок приобретения Российской Федерации;
г) дать подробную характеристику производству по делам о прекращении гражданства и восстановлении в гражданстве.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере гражданства.
Предметом исследования являются теоретические подходы к пониманию сущности гражданства и нормы законодательства, регламентирующие данный правовой институт.
Степень разработанности темы. Изучению института гражданства посвятили свои работы видные отечественные государствоведы: С.А. Авакьян, В.Я. Бойцов, Н.В. Витрук, Д.Л. Златопольский, О.Е. Кутафин, О.О. Миронов, И.Е. Фарбер, В.С. Шевцов, Б.С. Эбзеев и многие другие. Значительное внимание проблемам гражданства уделили: О.И. Тиунова, С.В. Черниченко, а также Е.С. Смирнова.
Методологическую основу работы составили научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, историко-правового подходов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.








Глава 1. Институт гражданства: понятие и принципы

1.1. Содержание и сущностные характеристики понятия «гражданство»

Институт гражданства объективно имеет политико-правовую основу. Его роль состоит прежде всего в обеспечении конституционных прав и свобод личности. Однако диалектика создания и развития данного феномена показывает широту взглядов на понятие, сущность и содержание института гражданства.
Мировая практика осмысления института гражданства сложилась таким образом, что стержневым его компонентом признается наличие основополагающих прав человека. Ст. 15 Всеобщей декларации прав и свобод человека считает право на гражданство одним из основных прав человека. Целый ряд международных законодательных актов развивает данную тему примата права в институте гражданства, но лишь немногие затрагивают его политические аспекты. В этом плане особо выделяются Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» и Международный пакт о гражданских и политических правах. Ст. 2 части II последнего документа гласит: «государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем пакте, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Более того, данный документ предписывает государствам, не имеющим соответствующего законодательства, принять его, а также обеспечить иные меры, необходимые для осуществления прав граждан, как то: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и прочее. Таким образом, политические аспекты в международном праве по защите прав граждан все чаще фигурируют наряду с правовыми.
Что касается России, то, на взгляд автора работы, политические акценты в институте гражданства звучат достаточно весомо, а иногда и превалируют. Это объясняется, на мой взгляд, условиями исторического развития России, ее самобытностью, связанной с сильным государственным центром, а также радикальными политическими преобразованиями последних 20 лет в стране.
Согласно действующему Федеральному закону о гражданстве, конечно же, центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством.
Следует сказать о том, что гражданство есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой – государство как доминирующий компонент политической системы, – и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта – человек и государство. В-шестых, гражданство – это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство – экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство – непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления. И наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.
Анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», где сказано, что «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей», наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Это, на взгляд работы, значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства.
В целом можно утверждать, что сложилось понятие института гражданства, отражающее прежде всего его правовую сущность. В основном правоведы под институтом гражданства понимают совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений гражданства. И.А. Сагов , определяя сущность понятия института гражданства сквозь призму его функции, отмечает, что наряду с функцией защиты прав человека он выполняет специфическую задачу защиты интересов государства, а это означает, что наряду с правовым подходом к институту гражданства обращается внимание и на его политические аспекты.
Понизова Е.В. , рассматривая институт гражданства с позиций конституционного права, соглашается с мнением ученых, которые определяют гражданство как устойчивую правовую связь человека со своим государством, обусловливающую взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. В некоторой степени политическая составляющая института гражданства нашла отражение в исследовании Я.Л. Ванюшина , обратившего внимание на его институциональную характеристику.
Сущность института гражданства, на взгляд автора работы, выражается в его основных функциях, нормативах и принципах. Функциями института гражданства следует считать решение вопросов гражданской принадлежности, предоставление убежища, обеспечение прав и законных интересов граждан, ограничение или расширение миграционных потоков, создание благоприятной социальной среды гражданам до и после принятия гражданства.

1.2. Тенденции правового регулирования гражданства в современном мире

Становление государственно-правового института гражданства, принципы его правового регулирования находились под прямым влиянием процессов, происходящих в конкретном государстве.
Институт гражданства не мог не впитывать в свое содержание особенности и противоречия соответствующего этапа развития общества и государства.
Специфической чертой института гражданства является отражение в нем социальной иерархии и ведущей роли государства в решении проблем гражданства, что особенно характерно на современном этапе в период европейского миграционного кризиса.
В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства.
Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом. Действительное различие между гражданством и монархи¬ческим подданством невелико. В монархиях связь между личнос-тью и государством называют подданством по той причине, что имеется постоянное лицо (династия), воплощающее суверенитет. Считается, что перед монархом подданные исполняют обязаннос¬ти и пользуются его покровительством. Характерно, что испан¬ская конституция обходит стороной различия между граждан¬ством и подданством.
Например, правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статусом крупнейшей колониальной державы, после распада которой образовалось Содружество, повлиявшее на регулирование вопросов гражданства. До середины XX в. в основу регулирования вопросов гражданства была положена доктрина общего права о верноподданстве.
Основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано .
Большинство населения в странах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередко более половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов их численность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены .
Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных - можно. В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избирают Европейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европарламенту и его омбудсману по правам человека. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.
Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению - филиация (от латинского слова «филиус» —сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания - право крови и право почвы.

Введение 3
Глава 1. Институт гражданства: понятие и принципы 6
1.1.Содержание и сущностные характеристики понятия «гражданство» 6
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства в современном мире 10
Глава 2. Общая характеристика гражданства РФ как правового института 19
2.1. Прием в гражданство: общий порядок, упрощенный порядок 19
2.2. Прекращение гражданства и выход из гражданства 26
2.3. Восстановление в гражданстве. Оптация 31
2.4. Отмена решения о приобретении гражданства 32
Заключение 34
Библиографический список 35




Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, современная Россия переживает очередной виток модернизации, все более втягиваясь в глобализационные процессы. На этой основе возникает масса как внутренних, так и внешних проблем развития института гражданства.
Свобода перемещения граждан порой сопряжена с целым рядом трудностей, обусловленных недостатками законодательной базы, а также противоречиями внутри гражданского общества. В решении проблемы гражданства сталкиваются интересы личности, государства и общества. Не преодолен научный спор по поводу разрешения возникающих противоречий.
Гегель в свое время утверждал, что только государство как абсолютный дух и универсальная политическая общность может достичь общего интереса.
Действительно, аккумулируя в себе политическое и правовое влияние на развитие института гражданства, государство, тем не менее, должно чутко реагировать на потребности общества и личности. Тем более, что права и свободы человека и гражданина в современной российской Конституции обозначены во второй главе как приоритетные, неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) определяет, что гражданство Российской Федерации есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Для того чтобы стать гражданином Российской Федерации, лицу необходимо выполнить ряд условий, определенных Законом о гражданстве.
Целью работы является анализ особенностей правового регулирования института гражданства.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и сущность категории «гражданство»;
б) исследовать развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации;
в) раскрыть условия и порядок приобретения Российской Федерации;
г) дать подробную характеристику производству по делам о прекращении гражданства и восстановлении в гражданстве.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере гражданства.
Предметом исследования являются теоретические подходы к пониманию сущности гражданства и нормы законодательства, регламентирующие данный правовой институт.
Степень разработанности темы. Изучению института гражданства посвятили свои работы видные отечественные государствоведы: С.А. Авакьян, В.Я. Бойцов, Н.В. Витрук, Д.Л. Златопольский, О.Е. Кутафин, О.О. Миронов, И.Е. Фарбер, В.С. Шевцов, Б.С. Эбзеев и многие другие. Значительное внимание проблемам гражданства уделили: О.И. Тиунова, С.В. Черниченко, а также Е.С. Смирнова.
Методологическую основу работы составили научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, историко-правового подходов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.








Глава 1. Институт гражданства: понятие и принципы

1.1. Содержание и сущностные характеристики понятия «гражданство»

Институт гражданства объективно имеет политико-правовую основу. Его роль состоит прежде всего в обеспечении конституционных прав и свобод личности. Однако диалектика создания и развития данного феномена показывает широту взглядов на понятие, сущность и содержание института гражданства.
Мировая практика осмысления института гражданства сложилась таким образом, что стержневым его компонентом признается наличие основополагающих прав человека. Ст. 15 Всеобщей декларации прав и свобод человека считает право на гражданство одним из основных прав человека. Целый ряд международных законодательных актов развивает данную тему примата права в институте гражданства, но лишь немногие затрагивают его политические аспекты. В этом плане особо выделяются Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» и Международный пакт о гражданских и политических правах. Ст. 2 части II последнего документа гласит: «государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем пакте, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Более того, данный документ предписывает государствам, не имеющим соответствующего законодательства, принять его, а также обеспечить иные меры, необходимые для осуществления прав граждан, как то: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и прочее. Таким образом, политические аспекты в международном праве по защите прав граждан все чаще фигурируют наряду с правовыми.
Что касается России, то, на взгляд автора работы, политические акценты в институте гражданства звучат достаточно весомо, а иногда и превалируют. Это объясняется, на мой взгляд, условиями исторического развития России, ее самобытностью, связанной с сильным государственным центром, а также радикальными политическими преобразованиями последних 20 лет в стране.
Согласно действующему Федеральному закону о гражданстве, конечно же, центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством.
Следует сказать о том, что гражданство есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой – государство как доминирующий компонент политической системы, – и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта – человек и государство. В-шестых, гражданство – это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство – экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство – непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления. И наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.
Анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», где сказано, что «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей», наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Это, на взгляд работы, значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства.
В целом можно утверждать, что сложилось понятие института гражданства, отражающее прежде всего его правовую сущность. В основном правоведы под институтом гражданства понимают совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений гражданства. И.А. Сагов , определяя сущность понятия института гражданства сквозь призму его функции, отмечает, что наряду с функцией защиты прав человека он выполняет специфическую задачу защиты интересов государства, а это означает, что наряду с правовым подходом к институту гражданства обращается внимание и на его политические аспекты.
Понизова Е.В. , рассматривая институт гражданства с позиций конституционного права, соглашается с мнением ученых, которые определяют гражданство как устойчивую правовую связь человека со своим государством, обусловливающую взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. В некоторой степени политическая составляющая института гражданства нашла отражение в исследовании Я.Л. Ванюшина , обратившего внимание на его институциональную характеристику.
Сущность института гражданства, на взгляд автора работы, выражается в его основных функциях, нормативах и принципах. Функциями института гражданства следует считать решение вопросов гражданской принадлежности, предоставление убежища, обеспечение прав и законных интересов граждан, ограничение или расширение миграционных потоков, создание благоприятной социальной среды гражданам до и после принятия гражданства.

1.2. Тенденции правового регулирования гражданства в современном мире

Становление государственно-правового института гражданства, принципы его правового регулирования находились под прямым влиянием процессов, происходящих в конкретном государстве.
Институт гражданства не мог не впитывать в свое содержание особенности и противоречия соответствующего этапа развития общества и государства.
Специфической чертой института гражданства является отражение в нем социальной иерархии и ведущей роли государства в решении проблем гражданства, что особенно характерно на современном этапе в период европейского миграционного кризиса.
В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства.
Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом. Действительное различие между гражданством и монархи¬ческим подданством невелико. В монархиях связь между личнос-тью и государством называют подданством по той причине, что имеется постоянное лицо (династия), воплощающее суверенитет. Считается, что перед монархом подданные исполняют обязаннос¬ти и пользуются его покровительством. Характерно, что испан¬ская конституция обходит стороной различия между граждан¬ством и подданством.
Например, правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статусом крупнейшей колониальной державы, после распада которой образовалось Содружество, повлиявшее на регулирование вопросов гражданства. До середины XX в. в основу регулирования вопросов гражданства была положена доктрина общего права о верноподданстве.
Основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано .
Большинство населения в странах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередко более половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов их численность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены .
Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных - можно. В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избирают Европейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европарламенту и его омбудсману по правам человека. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.
Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению - филиация (от латинского слова «филиус» —сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания - право крови и право почвы.

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр. С. 69.
2. Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах»: Принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т.11. Женева, 1991. С. 2193-2207.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах : Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов // Российская газета. 2014. 19 марта.
5. Конституция Российской Федерации [Текст]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (в ред. от 31.12.2014) т // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2015. № 1. Ст. 60.
7. Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
8. Закон от 19 августа 1938 г. «О гражданстве СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. N 11. (утратил силу). [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
9. Закон от 1 декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. N 49. Ст. 816. (утратил силу). [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
10. Закон от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве РСФСР» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
11. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.11.1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
12. Декрет ВЦИК от 05.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
13. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 1. - М., 2005. - 893 с.
14. Автономов А.С. Правовая антология политики. К построению системы категорий. - М., 1999. - 657 с.
15. Брянцев О. Г. Гражданство в Российской Федерации : автореферат дисс. .канд. юрид. наук / О. Г. Брянцев. - М., 1993. - 33с.
16. Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - Омск, 2006. 29 с.
17. Кишоян Н.А. Полномочия Президента РФ в сфере российского гражданства // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России. Материалы международного конституционного форума. Выпуск 2. - Саратов, 2010. - С. 111.
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2007. - 456 с.
19. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. - М. : Норма, 2012. - 583 с.
20. Красинский В. В. Конституционно-правовое регулирование российского гражданства в интересах обеспечения национальной безопасности / В. В. Красинский // Политика и общество. - 2006. - № 1. - С. 63-72.
21. Кутафин О. Е. Российское гражданство / О. Е. Кутафин. - М. : Статут, 2012. - 356 с.
22. Леонова Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) / Н. В. Леонова, А. А. Пелишенко [Электронный ресурс] //Справочно-правовая системы «Гарант» (дата обращения 22.02.2016).
23. Лукьянова Е. Сага о потерянном гражданстве / Е. Лукьянова, М. Краснов, А. Столбунов, Ю. Скуратов, Ж. Овсепян // Юридическая газета. - 2011. - № 13. - С. 12-13.
24. Материалы Международной конференции «Защита прав граждан России, проживающих за рубежом» (Москва, 24 октября 2013 г.). Институт диаспоры и интеграции (институт стран СНГ), Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. - М., 2013
25. Мещеряков А. В. Институт гражданства: возникновение, содержание, типы / А. В. Мещеряков // Право и политика. - 2013. - № 4. - С. 27.
26. Мещеряков А.В. Роль института гражданства в обеспечении конституционных прав и свобод личности (с позиций научных взглядов профессора И.Е. Фарбера) // Вестник СГЮА. - 2014. - № 4 -93). - С. 232.
27. Мошев В. «Носитель русского языка» и гражданство России: логика противоречий. 22 января 2014 г. [Электронный ресурс] // Портал «Окно в Россию»< http:// windowrussia.ruvr.ru/2014_01_22/Nositel-russkogo-jazika-i-grazhdanstvo- Rossii-logika-protivorechij-1382/>
28. Нехай Э. А. Становление и развитие института гражданства: дисс. канд. юрид. наук / Э. А. Нехай. - М., 1998. - 381 с.
29. Понизова Е.В. Возникновение и развитие института гражданства в России. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 2008. 33 с.
30. Сагов И.А. Институт гражданства в Российской Федерации: вопросы теории и практики. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 2011. - 26 с.
31. Соколова Н. В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан / Н. В. Соколова // История государства и права. - 2009. - № 2. - С. 27-38.
32. Шкель Т. 35-я Береговая батарея просит депутатов... Госдума отреагировала на события на Украине // Российская газета. - 2014. - 3 марта.
33. Югов А. А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене / А. А. Югов // Адвокатская практика. - 2009. - № 1. - С. 37-45.

Купить эту работу

институт гражданства

300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

1 декабря 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user1079471
4.1
Ответственный подход к работе,порядочность,пунктуальность гарантирую каждому заказчику.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
300 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу: «Aдминистративное право» на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Курсовая работа

Конституционно-правовой статус национальных меньшинств

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Конституционные основы современной экономической и социальной системы России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Основные характеристики конституционного строя РФ по Конституции РФ 1993 г.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Курсовая работа на тему: Место местного самоуправления в системе народовластия РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе user1079471 2015-05-19
Курсовая работа

Благодарю за работу по теории государства и права, выполнена качественно, приятно было поработать)

Общая оценка 5
Отзыв Марина [email protected] об авторе user1079471 2018-01-25
Курсовая работа

все хорошо, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Ирина Петрова об авторе user1079471 2016-11-10
Курсовая работа

Большое спасибо. быстро и качественно.

Общая оценка 5
Отзыв Алекс Кривошеинко об авторе user1079471 2018-04-19
Курсовая работа

5+

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Выпускная квалификационная работа по специальности таможенное дело (аспирантская) "Основные проблемы при формировании специалиста в таможенных органах

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

ПОПЕРЕДЖЕННЯ НАСИЛЬСТВА В СІМ’Ї

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Криминальное дезинформирование монография или как материал для магистерской

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Конспект лекцій з Правознавства / конспект лекций по правоведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Адвокатура - АТР, 14 заданий по 5 тестовых вопроса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Сетевые аспекты развития права, государства, общества

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
20000 ₽
Готовая работа

Право социального обеспечения в РФ методическое пособие

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСТОРЖЕНИЯ НАРУШЕННОГО ДОГОВОРА В ЗАРУБЕЖНОМ И РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

План курсовой работы на тему: «Личные права граждан в Российской Федерации»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

макет уголовное дело по ст.228 Ч.2 (наркотики)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
25000 ₽
Готовая работа

План курсовой работы на тему: «Правомерное поведение и его виды» со списком источников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

ПОЛОЖЕНИЕ о пропускном режиме работы государственного учреждения «Паритет» (по законодательству РБ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽