Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Общее понятие об ощущениях.Особенности отдельных видов ощущений.

  • 39 страниц
  • 2014 год
  • 331 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Сенсорные процессы – исходный уровень психического отражения и регуляции деятельности. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств посредством сенсорных процессов (в современной терминологии) или в виде ощущений (в классической терминологии).
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.
Актуальность. Способность к ощущениям имеется у всех живых су-ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у человека. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. У человека на характер ощущений влияет деятельность, мотивация. В связи с этим возникают различные закономерности ощущений.
Исследованиями ощущений занимались многие ученые (И. Мюллер, Ф. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Шерингтон, Г. Фехнер, С. Стивенс, В.К. Гайда,И.П. Павлов, И.М. Сеченова,А.Н. Леонтьев и. др.). Несмотря на многочисленные исследования, глобальность роли ощущений в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. До сих пор нет единой теории ощущений, единой классификации ощущений, недостаточно изучены закономерности отдельных видов ощущений, возможности развития ощущений в различных условиях. Поэтому актуальным является изучение особен-ностей отдельных видов ощущений.
Цель исследования – изучение особенностей зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Объект исследования – особенности отдельных видов ощущенийв-зрослых людей.
Предмет исследования –отдельные виды ощущений.
Гипотеза исследования: предполагается, что после интенсивной умственной работы острота зрения снижается, при депривации зрительных ощущений повышается чувствительностьслухового анализатора, распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается в зависимости от возможности их ощупать.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования ощущений.
2. Организовать и провести эмпирическое изучение особенностей зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
3. Сделать выводы по исследованию.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методики, статистические методики.
Методики исследования:
1. Методика исследования зрительных ощущений.
2. Методика определения порогов ощущений для звуков.
3. Методика исследования тактильных ощущений.
4. Статистическая методика Вилкоксона.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса в количестве 12 человек. Возраст испытуемых 18 – 20 лет.

Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование ощущений 5
1.1. Понятие ощущения как познавательного процесса 5
1.2. Физиологическая основа ощущений 12
1.3. Характеристика отдельных видов ощущений 15
Выводы по главе 1 23
Глава II. Эмпирическое исследование ощущений 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования 28
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список литературы 38


Целью данного исследования являлось изучение особенностей зри-тельных, слуховых и тактильных ощущений. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, что ощущение — это психический познавательный процесс отражения отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не со¬ставное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия.
Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы– это каналы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внутреннем состоянии). В своей совокупности анализаторы образуют сенсорную систему человека.Начало ощущению дает физический процесс раздражения, который возникает при воздействии сигналов внешней или внутренней среды на органы чувств человека. Ощущения обеспечиваются работой мозга. Мозг связан с органами чувств, реагирующими на «свои» раздражители.Физиологические основы ощущений проявляются в их свойствах: интенсивности, длительности, пространственной локализации, порогах, чувствительности.
Выделять различные виды ощущений по разным критериям. Традиционно все виды ощущений делится на три класса: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объектив-ность состоит в том, что в них отражен реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Многообразие ощущений выполняет основную функцию нашего мировосприятия, а все виды ощущений рассматриваются в психологии, как способ распознавания окружающей действительности. Поэтому здоровый организм, способный ощущать максимальный спектр воздействия как внутренних, так и внешних факторов, воспринимает жизнь более полно и точно.
В ходе эмпирического исследования ощущений (зрительных, слуховых и тактильных) выяснилось, острота зрения снижается после интенсивной умственной деятельности, поэтому необходимо периодически сменять виды деятельности и давать отдохнуть глазам.При депривации зрительных ощущений повышается чувствительностьслухового анализатора.При прикосновении распознается значительно меньше предметов, чем при ощупывании.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. После интенсивной умственной работы острота зрения снижается, при депривации зрительных ощущений повышается чувствительностьслухового анализатора, распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается в зависимости от возможности их ощупать.


1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология. – М.: Медицинское информ. агентство, 2007 .
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000.
3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов.— 3-е изд., испр. и доп. — СПб : Питер, 2008.— 317 с.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972.
5. Гоноболин Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. – М., 2003.
6. Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия / Отв. ред. А. И. Лурия. — М.: Прогресс, 1970.-271с.
7. Гусев А.Н.и др. Общепсихологический практикум: Измерения в психологии / А. Н. Гусев, Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. — М.: Смысл, 1997.
8. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. – М.: "Академия", 2007.
9. Иванников В.А. Познавательная сфера личности: Курс лекций. 2-е изд. – АСОУ, 2011. – 88 с.
10. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
11. Костерина Н.В. О некоторых индивидуально-типологических особенностях описания объекта. // Вопросы практической психологии. Вып. 1. – Саратов, 1994, с. 76-79.
12. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980. – 352 с, ил.
13. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480.
14. Николлс Дж. Г., Мартин А.Р., Валлас Б. Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. – М.: УРСС, 2003.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.
16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
17. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. .
18. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. — 598 с.
19. Энген Т. Психофизика. Различение и обнаружение. — В сб.: Проблемы и методы психофизики / Под ред. А. Г. Асмолова, М. Б. Михалевской. – М., 1974, с. 103—173.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Сенсорные процессы – исходный уровень психического отражения и регуляции деятельности. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств посредством сенсорных процессов (в современной терминологии) или в виде ощущений (в классической терминологии).
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.
Актуальность. Способность к ощущениям имеется у всех живых су-ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у человека. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. У человека на характер ощущений влияет деятельность, мотивация. В связи с этим возникают различные закономерности ощущений.
Исследованиями ощущений занимались многие ученые (И. Мюллер, Ф. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Шерингтон, Г. Фехнер, С. Стивенс, В.К. Гайда,И.П. Павлов, И.М. Сеченова,А.Н. Леонтьев и. др.). Несмотря на многочисленные исследования, глобальность роли ощущений в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. До сих пор нет единой теории ощущений, единой классификации ощущений, недостаточно изучены закономерности отдельных видов ощущений, возможности развития ощущений в различных условиях. Поэтому актуальным является изучение особен-ностей отдельных видов ощущений.
Цель исследования – изучение особенностей зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Объект исследования – особенности отдельных видов ощущенийв-зрослых людей.
Предмет исследования –отдельные виды ощущений.
Гипотеза исследования: предполагается, что после интенсивной умственной работы острота зрения снижается, при депривации зрительных ощущений повышается чувствительностьслухового анализатора, распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается в зависимости от возможности их ощупать.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования ощущений.
2. Организовать и провести эмпирическое изучение особенностей зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
3. Сделать выводы по исследованию.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методики, статистические методики.
Методики исследования:
1. Методика исследования зрительных ощущений.
2. Методика определения порогов ощущений для звуков.
3. Методика исследования тактильных ощущений.
4. Статистическая методика Вилкоксона.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса в количестве 12 человек. Возраст испытуемых 18 – 20 лет.

Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование ощущений 5
1.1. Понятие ощущения как познавательного процесса 5
1.2. Физиологическая основа ощущений 12
1.3. Характеристика отдельных видов ощущений 15
Выводы по главе 1 23
Глава II. Эмпирическое исследование ощущений 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования 28
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список литературы 38


Целью данного исследования являлось изучение особенностей зри-тельных, слуховых и тактильных ощущений. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, что ощущение — это психический познавательный процесс отражения отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не со¬ставное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия.
Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы– это каналы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внутреннем состоянии). В своей совокупности анализаторы образуют сенсорную систему человека.Начало ощущению дает физический процесс раздражения, который возникает при воздействии сигналов внешней или внутренней среды на органы чувств человека. Ощущения обеспечиваются работой мозга. Мозг связан с органами чувств, реагирующими на «свои» раздражители.Физиологические основы ощущений проявляются в их свойствах: интенсивности, длительности, пространственной локализации, порогах, чувствительности.
Выделять различные виды ощущений по разным критериям. Традиционно все виды ощущений делится на три класса: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объектив-ность состоит в том, что в них отражен реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Многообразие ощущений выполняет основную функцию нашего мировосприятия, а все виды ощущений рассматриваются в психологии, как способ распознавания окружающей действительности. Поэтому здоровый организм, способный ощущать максимальный спектр воздействия как внутренних, так и внешних факторов, воспринимает жизнь более полно и точно.
В ходе эмпирического исследования ощущений (зрительных, слуховых и тактильных) выяснилось, острота зрения снижается после интенсивной умственной деятельности, поэтому необходимо периодически сменять виды деятельности и давать отдохнуть глазам.При депривации зрительных ощущений повышается чувствительностьслухового анализатора.При прикосновении распознается значительно меньше предметов, чем при ощупывании.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. После интенсивной умственной работы острота зрения снижается, при депривации зрительных ощущений повышается чувствительностьслухового анализатора, распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается в зависимости от возможности их ощупать.


1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология. – М.: Медицинское информ. агентство, 2007 .
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000.
3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов.— 3-е изд., испр. и доп. — СПб : Питер, 2008.— 317 с.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972.
5. Гоноболин Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. – М., 2003.
6. Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия / Отв. ред. А. И. Лурия. — М.: Прогресс, 1970.-271с.
7. Гусев А.Н.и др. Общепсихологический практикум: Измерения в психологии / А. Н. Гусев, Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. — М.: Смысл, 1997.
8. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. – М.: "Академия", 2007.
9. Иванников В.А. Познавательная сфера личности: Курс лекций. 2-е изд. – АСОУ, 2011. – 88 с.
10. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
11. Костерина Н.В. О некоторых индивидуально-типологических особенностях описания объекта. // Вопросы практической психологии. Вып. 1. – Саратов, 1994, с. 76-79.
12. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980. – 352 с, ил.
13. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480.
14. Николлс Дж. Г., Мартин А.Р., Валлас Б. Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. – М.: УРСС, 2003.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.
16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
17. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. .
18. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. — 598 с.
19. Энген Т. Психофизика. Различение и обнаружение. — В сб.: Проблемы и методы психофизики / Под ред. А. Г. Асмолова, М. Б. Михалевской. – М., 1974, с. 103—173.

Купить эту работу

Общее понятие об ощущениях.Особенности отдельных видов ощущений.

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽