Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Каждый возраст человека является сензитивным периодом для развития каких-либо психических процессов и свойств: младенчество – ля развития ощущений, ранний детский возраст – для развития речи, старший дошкольный возраст – для развития восприятия. Восприятие – сложный аналитико-синтетический познавательный процесс, который не только позволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты.
Актуальность изучения развития восприятия в данном возрасте обусловлена тем, что недостаточное развитие форм и видов восприятия в старшем дошкольном возрасте может послужить причиной задержки психического развития ребенка на этом и последующих этапах. Поэтому так важно знать, как именно развивается процесс восприятия в этом возрасте, чтобы стимулировать развитие ребенка и вовремя скорректировать отставание в том развитии.
Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зарубежные психологи, как Г. Гельмгольц, В. Вундт, Э. Б. Титченер, М. Вертгеймер, Ф. Коффка, Дж. Гибсон, Ж. Пиаже. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли отечественные психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Целью данной работы является изучение особенностей развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает восприятие как познавательный процесс. Предметом исследования являются особенности развития восприятия в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Дать определение понятию восприятия и рассмотреть основные подходы к его изучению в психологии;
2) Проанализировать социальную ситуацию развития старшего дошкольника, ведущую деятельность этого возраста, развитие познавательной и личностной сфер, и место восприятия в общей системе развития ребенка старшего дошкольного возраста;
3) Охарактеризовать особенности развития восприятия в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Понятие восприятия в психологии 5
1.2 Подходы к рассмотрению восприятия в психологии 7
1.3 Виды восприятия и новообразования 10
Выводы по 1 главе 12
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 13
2.1 Характеристика социальной ситуации развития старшего дошкольника 13
2.2 Понятие ведущей деятельности старшего дошкольного возраста 15
2.3 Новообразования в психическом развитии старшего дошкольника 17
2.4 Особенности процесса восприятия в старшем дошкольном возрасте 18
2.5 Развитие восприятия у старших дошкольников 21
Выводы по 2 главе 25
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
3.1. Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?» 27
3.2. Методика 2. «Узнай, кто это» 28
3.3. Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках?» 29
3.4. Методика 4. «Чем залатать коврик?» 30
3.5. Методика 5. «Сложи полоски» 31
3.6. Программа психодиагностики восприятия детей старшего дошкольного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Восприятие– целостное отражение предметов и явле¬ний объективного мира при их непосредственном воздей¬ствии в данный момент на органы чувств. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующихпризнаков основных и наиболее существенных, с одновре-менным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопос¬тавления воспринятого с прошлым опытом.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) –это основные свойства перцептивного обра¬за, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития произвольного восприятия, когда от простого смотрения ребенок переходит к рассматриванию и наблюдению. Восприятие действительно становится процессом, а не отдельным актом. У старших школьников расширяются и углубляются представления, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам, а способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными.
В меньшей степени у детей старшего дошкольного возраста развивается восприятие времени и пространственной перспективы.
Благодаря тому, что восприятие из внешней формы переходит во внутренний план, оно не только позволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты.
Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета; во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.
Важно своевременно проводить психодиагностику уровня развития восприятия у дошкольников, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии ребенка и провести своевременную коррекцию.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. М. 2006.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. СПб. 1998.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. 2003.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия. М. 1973.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. 1982.
6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче¬ния дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. 1981.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. .Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988.
8. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. Ростов-н-Дону. 2012.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М. 1986.
10. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов-н-Дону. 2008.
11. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М. 1975.
12. Любимов В.В. Психология восприятия. М. 2007.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2002. С. 124.
14. Морозова О., Тихеева И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5. С. 54–55.
15. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. – М. 2001.
16. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.И. Рогова. М. 2008.
17. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М. 2005.
18. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб. 2002.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999.
20. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб. Питер, 2003.
21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. 1995.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Каждый возраст человека является сензитивным периодом для развития каких-либо психических процессов и свойств: младенчество – ля развития ощущений, ранний детский возраст – для развития речи, старший дошкольный возраст – для развития восприятия. Восприятие – сложный аналитико-синтетический познавательный процесс, который не только позволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты.
Актуальность изучения развития восприятия в данном возрасте обусловлена тем, что недостаточное развитие форм и видов восприятия в старшем дошкольном возрасте может послужить причиной задержки психического развития ребенка на этом и последующих этапах. Поэтому так важно знать, как именно развивается процесс восприятия в этом возрасте, чтобы стимулировать развитие ребенка и вовремя скорректировать отставание в том развитии.
Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зарубежные психологи, как Г. Гельмгольц, В. Вундт, Э. Б. Титченер, М. Вертгеймер, Ф. Коффка, Дж. Гибсон, Ж. Пиаже. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли отечественные психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Целью данной работы является изучение особенностей развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает восприятие как познавательный процесс. Предметом исследования являются особенности развития восприятия в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Дать определение понятию восприятия и рассмотреть основные подходы к его изучению в психологии;
2) Проанализировать социальную ситуацию развития старшего дошкольника, ведущую деятельность этого возраста, развитие познавательной и личностной сфер, и место восприятия в общей системе развития ребенка старшего дошкольного возраста;
3) Охарактеризовать особенности развития восприятия в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Понятие восприятия в психологии 5
1.2 Подходы к рассмотрению восприятия в психологии 7
1.3 Виды восприятия и новообразования 10
Выводы по 1 главе 12
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 13
2.1 Характеристика социальной ситуации развития старшего дошкольника 13
2.2 Понятие ведущей деятельности старшего дошкольного возраста 15
2.3 Новообразования в психическом развитии старшего дошкольника 17
2.4 Особенности процесса восприятия в старшем дошкольном возрасте 18
2.5 Развитие восприятия у старших дошкольников 21
Выводы по 2 главе 25
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
3.1. Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?» 27
3.2. Методика 2. «Узнай, кто это» 28
3.3. Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках?» 29
3.4. Методика 4. «Чем залатать коврик?» 30
3.5. Методика 5. «Сложи полоски» 31
3.6. Программа психодиагностики восприятия детей старшего дошкольного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Восприятие– целостное отражение предметов и явле¬ний объективного мира при их непосредственном воздей¬ствии в данный момент на органы чувств. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующихпризнаков основных и наиболее существенных, с одновре-менным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопос¬тавления воспринятого с прошлым опытом.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) –это основные свойства перцептивного обра¬за, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития произвольного восприятия, когда от простого смотрения ребенок переходит к рассматриванию и наблюдению. Восприятие действительно становится процессом, а не отдельным актом. У старших школьников расширяются и углубляются представления, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам, а способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными.
В меньшей степени у детей старшего дошкольного возраста развивается восприятие времени и пространственной перспективы.
Благодаря тому, что восприятие из внешней формы переходит во внутренний план, оно не только позволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты.
Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета; во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.
Важно своевременно проводить психодиагностику уровня развития восприятия у дошкольников, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии ребенка и провести своевременную коррекцию.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. М. 2006.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. СПб. 1998.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. 2003.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия. М. 1973.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. 1982.
6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче¬ния дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. 1981.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. .Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988.
8. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. Ростов-н-Дону. 2012.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М. 1986.
10. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов-н-Дону. 2008.
11. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М. 1975.
12. Любимов В.В. Психология восприятия. М. 2007.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2002. С. 124.
14. Морозова О., Тихеева И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5. С. 54–55.
15. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. – М. 2001.
16. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.И. Рогова. М. 2008.
17. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М. 2005.
18. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб. 2002.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999.
20. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб. Питер, 2003.
21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. 1995.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144958 Курсовых работ — поможем найти подходящую