Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. Интерес современных исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Многие факторы, влияющие на становление детской психики, нельзя рассматривать как однозначно позитивные или негативные, так как в одном случае они способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. К таким факторам относится семья. Отношение к ребенку со стороны взрослых может сформировать у него позитивный взгляд на мир и на самого себя, те же самые факторы с другим психологическим содержанием могут привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.
В исследованиях, посвященных изучению семьи, показано многообразие особенностей родительского отношения к ребенку, описаны различные варианты стилей воспитания, причины и типы конфликтов, возникающих в семье. Часто взрослые думают, что ребенок, живущий вместе с ними и видящий то же, что они, воспринимает мир и происходящее так же, как они и делает аналогичные выводы. Это заблуждение не позволяет родителям понять внутренний мир своих детей. Дети по-своему воспринимают и интерпретируют поведение родителей, их отношение к себе и самих себя.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен вниманием, заботой, лаской, чтобы на его органы чувств действовало соответствующее количество (и качество) нужных для развития организма раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психики нарастал и усложнялся объем информации.
К сожалению, в современном обществе встречается достаточно много семей, где родители по разным причинам не дают ребенку достаточного количества эмоциональной информации, тепла, родительской любви. Во многом этому способствуют семейные установки – предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом по отношению к детям, семье, ее функционированию. Семейные установки могут быть как осознанными, так и бессознательными, воспринятые в собственном детстве, родительской семье. И осознанная, и бессознательная установки играют огромную роль во взаимодействии в семье, в том числе и детьми.
Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (И.В. Добряков, Г.Г. Лидерс, Г.Г. Кравцов, Р.В. Овчарова, И.А. Хоменко, Г.Г. Филиппова, Н.Н. Посысоев, Л.Г. Жедунова и др.). В связи с этим актуальным является проблема изучения взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок.
Цель исследования – изучить взаимосвязь образа родительской семьи и семейных установок.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – взаимосвязь образа родительской семьи и семейных установок.
Гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между образом родительской семьи и семейными установками.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ семейных установок, влияния образа семьи на установки.
2. Организовать эмпирическое исследование взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок.
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы: наблюдение, тестирование, статистические методы.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок 5
1.1. Понятие семьи, семейного воспитания. Характеристика современной семьи 5
1.2. Понятие семейных ценностей и установок 13
1.3. Влияние образа семьи на установки 23
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Результаты исследования 31
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения 46
Заключение
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что, семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Родительское воспитание представляет собой единство трех основных компонентов – отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействия, характера обращения с ребенком. С развитием самосознания у ребенка формируется образ семьи. Нарушения взаимоотношений в семье сказываются на физическом и психическом здоровье детей и зачастую остаются на всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь.
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, детьми, родственниками закладываются основные нормы и правила, нравственность, ценностные ориентации, формируется самосознание, особенности личности ребенка.
Регуляции поведения и деятельности человека в том числе и в семье решается через установки. Установка – то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет по-ведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Каждый ребенок по мере взросления пытается осмыслить информацию и события вокруг него. Таким образом, формируются жизненные установки и ценности человека. Важно, чтобы ребенок как можно раньше осознал главные гуманистические установки, определяющие его жизненную позицию. Образ родителей, размышления о себе, о роли семьи в жизни человека, о любви и верности, о дружбе и ответственности формируют мировоззрение и создают предпосылки для успешности в жизни. К сожалению, существует много факторов, негативно влияющих на формирование этих ценностей и главное – это потеря духовной близости между детьми и родителями.
Результаты эмпирического исследования показали, что у матерей в основном выражено положительное отношение к ребенку, они принимают ребенка таким, какой он есть. Матери проявляют достаточный интерес к тому, что интересует ребенка, стараются поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, но это не всегда получается. Родители устанавливает среднюю психологическую дистанцию между собой и ребенком, проявляют достаточную заботу о нем. Родителям в целом не характерна авторитарность в воспитании, они проявляют разумный контроль за действиями ребенка. Также матери не считают детей неудачниками, неудачи ребенка считают случайными и верят в него.
В целом в группе родителей преобладает гиперпротеция. В степени удовлетворения потребностей ребенка больше выражено потворствование, чем игнорирование. У родителей слабо выражена недостаточность требований – обязанностей ребенка. У родителей есть определенные требования – запреты, ограничивающих свободу и самостоятельность ребенка. Примерно в равной степени матери привержены к применению строгих наказаний и обходиться либо вовсе без наказаний, либо применять их крайне редко.
Родителям в целом не характерны какие-либо строгие установки. Средне выражены установки на власть матери в семье, оберегание ребенка от трудностей, раздражительность и подавление агрессии у ребенка. Родителям не характерно ограничение матери ролью хозяйки дома, подавление воли ребенка, жертвенность, страх причинить вред ребенку, супружеские конфликты, невнимательность мужа к жене, товарищеские отношения между родителями и детьми, ускорение развития ребенка.
Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок. Принятию ребенка способствует установка на равенство родителей и ребенка. Стремление к кооперации с ребенком способствуют установки на предоставление ребенку возможности высказаться, на равенство родителей и ребенка, на товарищеские отношения между родителями и детьми. Симбиозу родителя с ребенком способствует установка на равенство родителей и ребенка и препятствует раздражительность родителей. Гиперсоциализация, авторитарность больше выражена у родителей с установками на подавление воли ребенка и строгость. Инфантилизация ребенка характерна для родителей с установками на семейные конфликты, поощрение зависимости ребенка от родителя и на власть матери. Препятствуют инфантилизации установки на равенство родителей и ребенка и поощрение активности ребенка. Чрезмерность требований - обя-занностей не характерна для родителей с раздражительностью. Недостаточность требований-запретов характерна для родителей избегающих общения с ребенком. Расширению сферы родительских чувств способствует установка на предоставление ребенку возможности высказаться, жертвенность и препятствует установка на избегание общения с ребенком. Предпочтению детских качеств в ребенке способствует установка на власть матери и препятствует установка на ускорение развития ребенка. Фобия утраты ребенка взаимосвязана с обереганием ребенка от трудностей и страхом причинить вред ребенку. Протекция собственных нежелательных качеств на ребенка взаимосвязана с навязчивостью. Вынесению конфликта между супругами в сферу воспитания способствует установка на семейные конфликты.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует прямая взаимосвязь между образом родительской семьи и семейными установками.
Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996. – 304с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422с.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2011. – 232с.
4. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология ключевые идеи. Серия: Мастера психологии. 4-е изд. – СПб.: Питер., 2003. – 512с.
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лек-ций. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 440с.
6. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. – М.: Педагогика, 2006. – 499с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
8. Егорова Н.Ю. Трансформации форм семьи: анализ демографической статистики и результатов социологических исследований. – Н. Новго-род: Нижегородстат – Нижегородский госуниверситет, 2011. – С. 238 – 243.
9. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1993. – 79 с.
10. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. – 2004. – №2. – С.5-14.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2009. – 232с.
12. Кулиш О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 2005. – 213 с.
13. Либин А. В. Системная психотерапия Д. Баумринд. – СПб.: Пи-тер,1999. – 144с.
14. Осложнённое поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы / Авт.-сост. Т. А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. — 192 с.
15. Психологические тесты. Ред. А.А. Карелин – М.: Владос, 2001. – 312с.
16. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / под ред. Карабанова О.А. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. – М.: Владос, 1999. – 480с.
18. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 208с.
19. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. – 101 с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
21. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И.И., 2012. – 270с.
22. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого‐педагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 82–90.
23. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, 1999. – 672с.
24. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного воз-раста средствами образовательной деятельности: Методическое посо-бие. — СПб.: ВВМ, 2015. — 128 с.
25. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. – М.: Изд-во «Стати-стика», 2005. – 367с.
26. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана., 2004. – 622с.
27. Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие . – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 240 с.
28. Чуб Н. В. Справочник для родителей. Психология ребенка от А до Я. – М.: Основа, 2007. – 160с.
29. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с.
30. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Ме-тодическое пособие / Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассер-мана. – М.: Фолиум, 1996. – 48 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. Интерес современных исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Многие факторы, влияющие на становление детской психики, нельзя рассматривать как однозначно позитивные или негативные, так как в одном случае они способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. К таким факторам относится семья. Отношение к ребенку со стороны взрослых может сформировать у него позитивный взгляд на мир и на самого себя, те же самые факторы с другим психологическим содержанием могут привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.
В исследованиях, посвященных изучению семьи, показано многообразие особенностей родительского отношения к ребенку, описаны различные варианты стилей воспитания, причины и типы конфликтов, возникающих в семье. Часто взрослые думают, что ребенок, живущий вместе с ними и видящий то же, что они, воспринимает мир и происходящее так же, как они и делает аналогичные выводы. Это заблуждение не позволяет родителям понять внутренний мир своих детей. Дети по-своему воспринимают и интерпретируют поведение родителей, их отношение к себе и самих себя.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен вниманием, заботой, лаской, чтобы на его органы чувств действовало соответствующее количество (и качество) нужных для развития организма раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психики нарастал и усложнялся объем информации.
К сожалению, в современном обществе встречается достаточно много семей, где родители по разным причинам не дают ребенку достаточного количества эмоциональной информации, тепла, родительской любви. Во многом этому способствуют семейные установки – предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом по отношению к детям, семье, ее функционированию. Семейные установки могут быть как осознанными, так и бессознательными, воспринятые в собственном детстве, родительской семье. И осознанная, и бессознательная установки играют огромную роль во взаимодействии в семье, в том числе и детьми.
Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (И.В. Добряков, Г.Г. Лидерс, Г.Г. Кравцов, Р.В. Овчарова, И.А. Хоменко, Г.Г. Филиппова, Н.Н. Посысоев, Л.Г. Жедунова и др.). В связи с этим актуальным является проблема изучения взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок.
Цель исследования – изучить взаимосвязь образа родительской семьи и семейных установок.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – взаимосвязь образа родительской семьи и семейных установок.
Гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между образом родительской семьи и семейными установками.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ семейных установок, влияния образа семьи на установки.
2. Организовать эмпирическое исследование взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок.
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы: наблюдение, тестирование, статистические методы.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок 5
1.1. Понятие семьи, семейного воспитания. Характеристика современной семьи 5
1.2. Понятие семейных ценностей и установок 13
1.3. Влияние образа семьи на установки 23
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Результаты исследования 31
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения 46
Заключение
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что, семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Родительское воспитание представляет собой единство трех основных компонентов – отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействия, характера обращения с ребенком. С развитием самосознания у ребенка формируется образ семьи. Нарушения взаимоотношений в семье сказываются на физическом и психическом здоровье детей и зачастую остаются на всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь.
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, детьми, родственниками закладываются основные нормы и правила, нравственность, ценностные ориентации, формируется самосознание, особенности личности ребенка.
Регуляции поведения и деятельности человека в том числе и в семье решается через установки. Установка – то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет по-ведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Каждый ребенок по мере взросления пытается осмыслить информацию и события вокруг него. Таким образом, формируются жизненные установки и ценности человека. Важно, чтобы ребенок как можно раньше осознал главные гуманистические установки, определяющие его жизненную позицию. Образ родителей, размышления о себе, о роли семьи в жизни человека, о любви и верности, о дружбе и ответственности формируют мировоззрение и создают предпосылки для успешности в жизни. К сожалению, существует много факторов, негативно влияющих на формирование этих ценностей и главное – это потеря духовной близости между детьми и родителями.
Результаты эмпирического исследования показали, что у матерей в основном выражено положительное отношение к ребенку, они принимают ребенка таким, какой он есть. Матери проявляют достаточный интерес к тому, что интересует ребенка, стараются поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, но это не всегда получается. Родители устанавливает среднюю психологическую дистанцию между собой и ребенком, проявляют достаточную заботу о нем. Родителям в целом не характерна авторитарность в воспитании, они проявляют разумный контроль за действиями ребенка. Также матери не считают детей неудачниками, неудачи ребенка считают случайными и верят в него.
В целом в группе родителей преобладает гиперпротеция. В степени удовлетворения потребностей ребенка больше выражено потворствование, чем игнорирование. У родителей слабо выражена недостаточность требований – обязанностей ребенка. У родителей есть определенные требования – запреты, ограничивающих свободу и самостоятельность ребенка. Примерно в равной степени матери привержены к применению строгих наказаний и обходиться либо вовсе без наказаний, либо применять их крайне редко.
Родителям в целом не характерны какие-либо строгие установки. Средне выражены установки на власть матери в семье, оберегание ребенка от трудностей, раздражительность и подавление агрессии у ребенка. Родителям не характерно ограничение матери ролью хозяйки дома, подавление воли ребенка, жертвенность, страх причинить вред ребенку, супружеские конфликты, невнимательность мужа к жене, товарищеские отношения между родителями и детьми, ускорение развития ребенка.
Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи образа родительской семьи и семейных установок. Принятию ребенка способствует установка на равенство родителей и ребенка. Стремление к кооперации с ребенком способствуют установки на предоставление ребенку возможности высказаться, на равенство родителей и ребенка, на товарищеские отношения между родителями и детьми. Симбиозу родителя с ребенком способствует установка на равенство родителей и ребенка и препятствует раздражительность родителей. Гиперсоциализация, авторитарность больше выражена у родителей с установками на подавление воли ребенка и строгость. Инфантилизация ребенка характерна для родителей с установками на семейные конфликты, поощрение зависимости ребенка от родителя и на власть матери. Препятствуют инфантилизации установки на равенство родителей и ребенка и поощрение активности ребенка. Чрезмерность требований - обя-занностей не характерна для родителей с раздражительностью. Недостаточность требований-запретов характерна для родителей избегающих общения с ребенком. Расширению сферы родительских чувств способствует установка на предоставление ребенку возможности высказаться, жертвенность и препятствует установка на избегание общения с ребенком. Предпочтению детских качеств в ребенке способствует установка на власть матери и препятствует установка на ускорение развития ребенка. Фобия утраты ребенка взаимосвязана с обереганием ребенка от трудностей и страхом причинить вред ребенку. Протекция собственных нежелательных качеств на ребенка взаимосвязана с навязчивостью. Вынесению конфликта между супругами в сферу воспитания способствует установка на семейные конфликты.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует прямая взаимосвязь между образом родительской семьи и семейными установками.
Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996. – 304с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422с.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2011. – 232с.
4. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология ключевые идеи. Серия: Мастера психологии. 4-е изд. – СПб.: Питер., 2003. – 512с.
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лек-ций. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 440с.
6. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. – М.: Педагогика, 2006. – 499с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
8. Егорова Н.Ю. Трансформации форм семьи: анализ демографической статистики и результатов социологических исследований. – Н. Новго-род: Нижегородстат – Нижегородский госуниверситет, 2011. – С. 238 – 243.
9. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1993. – 79 с.
10. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. – 2004. – №2. – С.5-14.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2009. – 232с.
12. Кулиш О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 2005. – 213 с.
13. Либин А. В. Системная психотерапия Д. Баумринд. – СПб.: Пи-тер,1999. – 144с.
14. Осложнённое поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы / Авт.-сост. Т. А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. — 192 с.
15. Психологические тесты. Ред. А.А. Карелин – М.: Владос, 2001. – 312с.
16. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / под ред. Карабанова О.А. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. – М.: Владос, 1999. – 480с.
18. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 208с.
19. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. – 101 с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
21. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И.И., 2012. – 270с.
22. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого‐педагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 82–90.
23. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, 1999. – 672с.
24. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного воз-раста средствами образовательной деятельности: Методическое посо-бие. — СПб.: ВВМ, 2015. — 128 с.
25. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. – М.: Изд-во «Стати-стика», 2005. – 367с.
26. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана., 2004. – 622с.
27. Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие . – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 240 с.
28. Чуб Н. В. Справочник для родителей. Психология ребенка от А до Я. – М.: Основа, 2007. – 160с.
29. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с.
30. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Ме-тодическое пособие / Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассер-мана. – М.: Фолиум, 1996. – 48 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144958 Курсовых работ — поможем найти подходящую