Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности саморегуляции в дошкольном возрасте связано с важностью управления подрастающим человеком собственным поведением.
Разработка проблемы саморегуляции является чрезвычайно значимой для педагогики и психологии современного дошкольного образования, требующего от воспитателей усиления личностного аспекта в развитии дошкольников, учета реальных возможностей и способностей детей. В настоящее время одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения является повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса путем формирования самостоятельности и активности дошкольников, развития творчества, свободного выбора различных видов взаимодействия детей с окружающими и их взаимоотношений с миром.
Сформированная система саморегуляции ребенка составляет психологическую основу самостоятельности. Только в том случае, если дошкольник сам осознает значимость своей деятельности, стремится в соответствии со своими целями изменить ситуацию и объекты, он может постепенно научиться ставить перед собой учебные и жизненные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности своего дальнейшего совершенствования.
Отметим, что за последние годы возрос интерес к проблеме психической саморегуляции. В становлении современных представлений о саморегуляции особую роль сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается необходимость изучения саморегуляции как процесса, имеющего многоуровневую детерминацию [16].
Методологической основой работы являются исследования В.И. Моросановой в области индивидуального стиля саморегуляции, а также представления О.А. Конопкина о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.
Объект исследования: саморегуляция.
Предмет исследования: развитие способности к саморегуляции в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить развитие способности к саморегуляции в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику понятия «саморегуляция»
2. Показать возможности саморегуляции в дошкольном возрасте
3. Рассмотреть изучение саморегуляции дошкольника в различных эмпирических исследованиях
4. Проанализировать педагогические требования к развитию способности к саморегуляции у дошкольников
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «САМОРЕГУЛЯЦИЯ» 5
1.1. Саморегуляция и адаптация 5
1.2. Локус контроля 7
1.3. Самоконтроль и рефлексия 10
1.4. Оптимальный уровень саморегуляции 13
2. ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 17
3. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В РАЗЛИЧНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 20
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Саморегуляция и адаптация являются разными сторонами способностей живых систем, в ответ на различные обстоятельства, как внутренние, так и внешние, к регуляции своего поведения.
В осознанной саморегуляции выделяют активную саморегуляцию (когда человек стремится изменить ситуацию и объекты в соответствии со своими целями) и приспособленческую (это, собственно, адаптация). В приспособленческой (в адаптации) выделяют два уровня – простое отреагирование (эмоциональное, двигательное) и мобилизацию сил, направленную на хорошее приспособление (адаптацию).
Система саморегуляции выполняет для человека интегральную роль, связывая динамические и содержательные, осознанные и бессознательные структуры его личностной сферы, каждая из которых в целостном процессе саморегуляции произвольной активности человека рассматривается с точки зрения функциональной ролиданной структуры.
Индивидуальная система саморегуляции связывает в личностной сфере осознанное и малоосознаваемое, инструментальное и содержательное, то есть, интегрирует личностные переменные различного уровня, а также опосредствует влияние на деятельность человека личностных переменных, которые в едином процессе регуляции произвольной активности человека выполняют различные функциональные роли
Осознанная саморегуляция - системно организованный процесс внутренней психической активности человека по построению, инициации, управлению и поддержанию различными формами и видами произвольной активности, которая реализует достижение целей, принимаемых данным человеком. Среди механизмов саморегуляции одним из важнейших является рефлексия. Это - своего рода интеллектуальный прием, который может быть использован для саморегуляции или самоконтроля.
Локус-контроль формируется в процессе социализации и является устойчивым свойством индивида. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над событиями, являющимися для них значимыми. Два типа локализации – интернальный и экстернальный. Характерный для конкретного человека локус контроля универсален и надситуативен. Поведение данного человека характеризует один и тот же тип контроля. Это касается различных областей социального поведения и социальной жизни как в случае достижений, так и в случае неудач.
Развитие саморегуляции является одной из основных линий развития дошкольников. Разнообразие осваиваемых детьми видов деятельности объединяет то, что в них развивается способность к самоконтролю, произвольная регуляция деятельности и поведения Способность дошкольника к личностной саморегуляции – это одна из фундаментальных личностных функций индивида, которая, предполагает рефлексию смысла собственной и совместной деятельности, ее социальной и личностной значимости, возможностей личностной самореализации через эту деятельность. Психологическими механизмами развития способности старшего дошкольника к личностной саморегуляции выступают: изменения в ценностно-смысловой и рефлексивной сфере личности; изменения в сфере активности личности.
Процесс развития у дошкольников способности к личностной саморегуляции будет более эффективным при целенаправленной педагогической поддержке. Под педагогической поддержкой понимается в данном случае специальная деятельность воспитателя по созданию и реализации комплекса педагогических условий, способствующих совершенствованию навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми, развитию у детей способности к анализу и оценке собственной деятельности, познавательных процессов и ценностных ориентаций
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А.А., Пантилеев С.Р., Столин В.В. Степень конформности у людей с разным уровнем субективного контроля [электронный ресурс]. - URL: http://www.psychologos.ru
2. Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста : автореф. … канд. псих. наук; Казан. гос. пед. ун-т. – Казань : КГПУ, 2001. – 19 с.
3. Горбач И. Н. Медико-терминологический словарь. - М.: Харвест, 2005. -176 с.
4. Запорожец, А.В. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики / А.В.Запорожец, Т.А. Маркова // Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М. : Педагогика, 1980. - С. 41 - 46.
5. Карпенко Л.А. История психологии в лицах // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 784 с.
6. Киселевская Н.А. Саморегуляция учебной деятельности и психического состояния студентов // Ступени: Научный журнал. - №3. - Иркутск, 2002.-С.57-61.
7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.
8. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. – 2002. - № 6.
9. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998.
10. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. 1991. № 1. C. 121-127.
11. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. - 3-е изд. - М.: Владос, 2004. - С.394-402.
12. Практическая психология. Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. - 4-е изд. – СПб: «Дидактика Плюс», 2001.
13. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. - СПб.: 2006. - 1096 с.
14. Психология дошкольника: Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., Академия, 2000.
15. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., Просвещение, 1965.
16. Смирнов П.О. Зависимость степени агрессивности от особенностей саморегуляции [электронный ресурс]. - URL: http://www.tenoten-deti.ru
17. Тарасов М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. –– Хабаровск, 2006. – 29 с.
18. Уровни саморегуляции шестилетних детей / Психологический словарь [электронный ресурс]. - URL: http://www. azps.ru
19. Хусаинова С. В. Типологические особенности и развитие саморегуляции поведения старших дошкольников. Автореферат дисс. Канд. психол. Наук. - Набережные Челны, 2002. - 27 с.
20. Чернобровкина С.В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре : дисс. … канд. псих. наук; Омский Государственный педагогический университет. – Омск : 2001. – 180 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности саморегуляции в дошкольном возрасте связано с важностью управления подрастающим человеком собственным поведением.
Разработка проблемы саморегуляции является чрезвычайно значимой для педагогики и психологии современного дошкольного образования, требующего от воспитателей усиления личностного аспекта в развитии дошкольников, учета реальных возможностей и способностей детей. В настоящее время одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения является повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса путем формирования самостоятельности и активности дошкольников, развития творчества, свободного выбора различных видов взаимодействия детей с окружающими и их взаимоотношений с миром.
Сформированная система саморегуляции ребенка составляет психологическую основу самостоятельности. Только в том случае, если дошкольник сам осознает значимость своей деятельности, стремится в соответствии со своими целями изменить ситуацию и объекты, он может постепенно научиться ставить перед собой учебные и жизненные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности своего дальнейшего совершенствования.
Отметим, что за последние годы возрос интерес к проблеме психической саморегуляции. В становлении современных представлений о саморегуляции особую роль сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается необходимость изучения саморегуляции как процесса, имеющего многоуровневую детерминацию [16].
Методологической основой работы являются исследования В.И. Моросановой в области индивидуального стиля саморегуляции, а также представления О.А. Конопкина о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.
Объект исследования: саморегуляция.
Предмет исследования: развитие способности к саморегуляции в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить развитие способности к саморегуляции в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику понятия «саморегуляция»
2. Показать возможности саморегуляции в дошкольном возрасте
3. Рассмотреть изучение саморегуляции дошкольника в различных эмпирических исследованиях
4. Проанализировать педагогические требования к развитию способности к саморегуляции у дошкольников
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «САМОРЕГУЛЯЦИЯ» 5
1.1. Саморегуляция и адаптация 5
1.2. Локус контроля 7
1.3. Самоконтроль и рефлексия 10
1.4. Оптимальный уровень саморегуляции 13
2. ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 17
3. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В РАЗЛИЧНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 20
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Саморегуляция и адаптация являются разными сторонами способностей живых систем, в ответ на различные обстоятельства, как внутренние, так и внешние, к регуляции своего поведения.
В осознанной саморегуляции выделяют активную саморегуляцию (когда человек стремится изменить ситуацию и объекты в соответствии со своими целями) и приспособленческую (это, собственно, адаптация). В приспособленческой (в адаптации) выделяют два уровня – простое отреагирование (эмоциональное, двигательное) и мобилизацию сил, направленную на хорошее приспособление (адаптацию).
Система саморегуляции выполняет для человека интегральную роль, связывая динамические и содержательные, осознанные и бессознательные структуры его личностной сферы, каждая из которых в целостном процессе саморегуляции произвольной активности человека рассматривается с точки зрения функциональной ролиданной структуры.
Индивидуальная система саморегуляции связывает в личностной сфере осознанное и малоосознаваемое, инструментальное и содержательное, то есть, интегрирует личностные переменные различного уровня, а также опосредствует влияние на деятельность человека личностных переменных, которые в едином процессе регуляции произвольной активности человека выполняют различные функциональные роли
Осознанная саморегуляция - системно организованный процесс внутренней психической активности человека по построению, инициации, управлению и поддержанию различными формами и видами произвольной активности, которая реализует достижение целей, принимаемых данным человеком. Среди механизмов саморегуляции одним из важнейших является рефлексия. Это - своего рода интеллектуальный прием, который может быть использован для саморегуляции или самоконтроля.
Локус-контроль формируется в процессе социализации и является устойчивым свойством индивида. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над событиями, являющимися для них значимыми. Два типа локализации – интернальный и экстернальный. Характерный для конкретного человека локус контроля универсален и надситуативен. Поведение данного человека характеризует один и тот же тип контроля. Это касается различных областей социального поведения и социальной жизни как в случае достижений, так и в случае неудач.
Развитие саморегуляции является одной из основных линий развития дошкольников. Разнообразие осваиваемых детьми видов деятельности объединяет то, что в них развивается способность к самоконтролю, произвольная регуляция деятельности и поведения Способность дошкольника к личностной саморегуляции – это одна из фундаментальных личностных функций индивида, которая, предполагает рефлексию смысла собственной и совместной деятельности, ее социальной и личностной значимости, возможностей личностной самореализации через эту деятельность. Психологическими механизмами развития способности старшего дошкольника к личностной саморегуляции выступают: изменения в ценностно-смысловой и рефлексивной сфере личности; изменения в сфере активности личности.
Процесс развития у дошкольников способности к личностной саморегуляции будет более эффективным при целенаправленной педагогической поддержке. Под педагогической поддержкой понимается в данном случае специальная деятельность воспитателя по созданию и реализации комплекса педагогических условий, способствующих совершенствованию навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми, развитию у детей способности к анализу и оценке собственной деятельности, познавательных процессов и ценностных ориентаций
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А.А., Пантилеев С.Р., Столин В.В. Степень конформности у людей с разным уровнем субективного контроля [электронный ресурс]. - URL: http://www.psychologos.ru
2. Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста : автореф. … канд. псих. наук; Казан. гос. пед. ун-т. – Казань : КГПУ, 2001. – 19 с.
3. Горбач И. Н. Медико-терминологический словарь. - М.: Харвест, 2005. -176 с.
4. Запорожец, А.В. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики / А.В.Запорожец, Т.А. Маркова // Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М. : Педагогика, 1980. - С. 41 - 46.
5. Карпенко Л.А. История психологии в лицах // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 784 с.
6. Киселевская Н.А. Саморегуляция учебной деятельности и психического состояния студентов // Ступени: Научный журнал. - №3. - Иркутск, 2002.-С.57-61.
7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.
8. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. – 2002. - № 6.
9. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998.
10. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. 1991. № 1. C. 121-127.
11. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. - 3-е изд. - М.: Владос, 2004. - С.394-402.
12. Практическая психология. Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. - 4-е изд. – СПб: «Дидактика Плюс», 2001.
13. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. - СПб.: 2006. - 1096 с.
14. Психология дошкольника: Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., Академия, 2000.
15. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., Просвещение, 1965.
16. Смирнов П.О. Зависимость степени агрессивности от особенностей саморегуляции [электронный ресурс]. - URL: http://www.tenoten-deti.ru
17. Тарасов М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. –– Хабаровск, 2006. – 29 с.
18. Уровни саморегуляции шестилетних детей / Психологический словарь [электронный ресурс]. - URL: http://www. azps.ru
19. Хусаинова С. В. Типологические особенности и развитие саморегуляции поведения старших дошкольников. Автореферат дисс. Канд. психол. Наук. - Набережные Челны, 2002. - 27 с.
20. Чернобровкина С.В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре : дисс. … канд. псих. наук; Омский Государственный педагогический университет. – Омск : 2001. – 180 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144347 Курсовых работ — поможем найти подходящую