Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Тема девиантного (отклоняющегося) поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям не существует. Поэтому было введено преддевиантное поведение как неспецифическое, импульсивно-ситуативное проявление ненормативного, отклоняющегося поведения, обусловленное ограничивающими, фрустрационными условиями и оказывающее деструктивное влияние на процессы межличностных отношений и социализации личности.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм преддевиантного и девиантного поведения все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной деятельности.
Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Причины девиантного поведения достаточно разнообразны и формирование самого отклоняющегося поведения зависит от многих причин и факторов, как биологических, социальных, педагогических, так и психологических.
Актуальность изучения причин отклонений в поведении подростков обусловлена малой изученностью преддевиантного поведения, а так же большой практической и социальной значимостью решаемых в работе научных задач: отследив первые признаки личностных особенностей подростков с ситуативным отклоняющимся поведением, можно более грамотно и эффективно построить не только коррекционные, но и профилактические программы, что является одной из задач коррекционной психологии и педагогики.
Разработанность. Проблемы девиантного поведения рассматривались многими учеными различных школ (Э. Дюркгейм, Р. Мэртон, З. Фрейд, К. Хорни, А.В. Петровский, А.С. Белкин, Е.К. Глушкова, Я.И. Гилинский, С.И. Голод, Н.И. Григорьев, А.Е. Личко, Н.В. Кудрявцев, В.Д. Менделевич, Я. Стреляу и др.). Несмотря на многочисленные исследования до сих пор нет в науке единого подходя к понятию девиации, к классификации девиантного поведения, к мерам его коррекции и профилактики.
Цель исследования – выявить причины девиантного и преддевиантного поведения.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – причины девиантного и преддевиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования. Предполагается, что причинами преддевиантного поведения подростков являются акцентуации характера, высокий уровень агрессивности и враждебности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование причин девиантного и преддевиантного поведения.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование причин девиантного и преддевиантного поведения подростков.
3. Провести анализ взаимосвязи выраженности преддевиантного поведения и психологических особенностей подростков.
Методы исследования: теоретический анализ, психодиагностический, математико-статистический метод.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и результаты данного исследования могут использоваться в школьной практике в целях коррекционной работы с подростками, а также служить основой разработок профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у подростков.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты причин девиантного и преддевиантного поведения 5
1.1. Понятие девиантного и преддевиантного поведения 5
1.2. Причины девиантного и преддевиантного поведения в подростковом возрасте 9
Глава II. Эмпирическое исследование причин девиантного поведения 13
2.1. Организация исследования 13
2.2. Результаты эмпирического исследования 18
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 29
Целью данного исследования являлось изучение причин девиантного и преддевиантного поведения.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что отклоняющееся, девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и дезадаптация личности. То есть, это система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. Преддевиантное поведение возникает как первоначальная стадия перед появлением девиантного поведения, но с возрастом и в зависимости от степени устойчивости может трансформироваться в стойкие формы девиантного поведения.
Девиантное поведение приводит к дезадаптации, вызывает негативную оценку окружающих и приводит к ухудшению отношений с близкими людьми, наносит реальный ущерб личности.
Существуют различные виды и причины девиации. Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Трудности в поведении объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Среди причин и предпосылок девиантного и преддевиантного поведения подростков наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация может быть детерминирована как психо-биологическими, социальными, так и индивидуально – личностными чертами ребенка. Социальной дезадаптированный подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены.
У девиантных подростков отмечается сниженный уровень эмпатических способностей, сниженная самооценка и самоуважение. Часто наблюдается изоляция, отчуждение, деперсонализация, депрессии. Совершая девиантные поступки подросток стремится компенсировать низкую самооценку и поднять уровень самоуважения и значимости в группе.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что среди подростков есть дети с относительно спокойным поведением, а есть подростки с сильно отклоняющимся поведением, с конфликтами в группе сверстников, с учителями, с родителями, с отрицательным отношением к учебе. Среди отклоняющихся поступков у таких детей чаще всего встречаются – прогулы, нарушение дисциплины, срывы уроков, сквернословие, ложь, курение, драки, употребление алкоголя и психоактивных веществ.
В ходе анализа результатов исследования выяснилось, что отклонениям в поведении подростков способствуют нарушения в адаптации, такие акцентуации характера как застревание (склонность к аффектам), возбудимость (чрезмерная импульсивность), дистимность (депрессивность), тревожность, а также повышенная агрессивность и враждебность.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: причинами преддевиантного поведения подростков являются акцентуации характера, высокий уровень агрессивности и враждебности.
Результаты данного исследования могут использоваться в школьной практике в целях коррекционной работы с девиантными подростками, а также служить основой разработок профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у подростков.
1. Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2010. - № 4. - С.120-123.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2012.– 375 с.
3. Апинян Г.В. О понятиях "девиация", "девиантность", "девиантное поведение" // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. - 2009. - № 118. - С.119-121.
4. Воронков Б.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. – СПб.: Наука и Техника, 2012. – 288с.
5. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем – М., 2010. – 92с.
6. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. – М., 2004. – 140с.
7. Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. - 287 с.
8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера: Юрайт-М, 2001. – 160с.
9. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
10. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подрост¬ков, 4-е изд. – М., 2003. – 90с.
11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2005. – 445с.
12. Мертон Р. Социальная структура и социальная аномия // Социологические исследования. 1992. №2 С. 118-119.
13. Никифорова Н.Н. Методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений по профилактике правонарушений подростков. – Челябинск, 2007.
14. Практикум по возрастной психологии // под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
15. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
16. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В. А. Пятунин. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282с.
17. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии. Психологический журнал. - 2001. -№1 - с. 102-114.
18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
19. Фетискин Н.П. Катебология девиантного поведения / Н.П. Фетискин, С.В. Шепелева// Научный поиск. 2013. № 3. С.50–51.
20. Шепелева С.В. Генезис латентной девиантности в детско-молодежной среде // Много голосов – один мир: Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Всероссийской молодежной научной психологической конференции «Много голосов – один мир» / под ред. проф. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика» 2012. – 217 с. – С. 184 – 186.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Тема девиантного (отклоняющегося) поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям не существует. Поэтому было введено преддевиантное поведение как неспецифическое, импульсивно-ситуативное проявление ненормативного, отклоняющегося поведения, обусловленное ограничивающими, фрустрационными условиями и оказывающее деструктивное влияние на процессы межличностных отношений и социализации личности.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм преддевиантного и девиантного поведения все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной деятельности.
Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Причины девиантного поведения достаточно разнообразны и формирование самого отклоняющегося поведения зависит от многих причин и факторов, как биологических, социальных, педагогических, так и психологических.
Актуальность изучения причин отклонений в поведении подростков обусловлена малой изученностью преддевиантного поведения, а так же большой практической и социальной значимостью решаемых в работе научных задач: отследив первые признаки личностных особенностей подростков с ситуативным отклоняющимся поведением, можно более грамотно и эффективно построить не только коррекционные, но и профилактические программы, что является одной из задач коррекционной психологии и педагогики.
Разработанность. Проблемы девиантного поведения рассматривались многими учеными различных школ (Э. Дюркгейм, Р. Мэртон, З. Фрейд, К. Хорни, А.В. Петровский, А.С. Белкин, Е.К. Глушкова, Я.И. Гилинский, С.И. Голод, Н.И. Григорьев, А.Е. Личко, Н.В. Кудрявцев, В.Д. Менделевич, Я. Стреляу и др.). Несмотря на многочисленные исследования до сих пор нет в науке единого подходя к понятию девиации, к классификации девиантного поведения, к мерам его коррекции и профилактики.
Цель исследования – выявить причины девиантного и преддевиантного поведения.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – причины девиантного и преддевиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования. Предполагается, что причинами преддевиантного поведения подростков являются акцентуации характера, высокий уровень агрессивности и враждебности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование причин девиантного и преддевиантного поведения.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование причин девиантного и преддевиантного поведения подростков.
3. Провести анализ взаимосвязи выраженности преддевиантного поведения и психологических особенностей подростков.
Методы исследования: теоретический анализ, психодиагностический, математико-статистический метод.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и результаты данного исследования могут использоваться в школьной практике в целях коррекционной работы с подростками, а также служить основой разработок профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у подростков.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты причин девиантного и преддевиантного поведения 5
1.1. Понятие девиантного и преддевиантного поведения 5
1.2. Причины девиантного и преддевиантного поведения в подростковом возрасте 9
Глава II. Эмпирическое исследование причин девиантного поведения 13
2.1. Организация исследования 13
2.2. Результаты эмпирического исследования 18
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 29
Целью данного исследования являлось изучение причин девиантного и преддевиантного поведения.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что отклоняющееся, девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и дезадаптация личности. То есть, это система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. Преддевиантное поведение возникает как первоначальная стадия перед появлением девиантного поведения, но с возрастом и в зависимости от степени устойчивости может трансформироваться в стойкие формы девиантного поведения.
Девиантное поведение приводит к дезадаптации, вызывает негативную оценку окружающих и приводит к ухудшению отношений с близкими людьми, наносит реальный ущерб личности.
Существуют различные виды и причины девиации. Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Трудности в поведении объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Среди причин и предпосылок девиантного и преддевиантного поведения подростков наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация может быть детерминирована как психо-биологическими, социальными, так и индивидуально – личностными чертами ребенка. Социальной дезадаптированный подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены.
У девиантных подростков отмечается сниженный уровень эмпатических способностей, сниженная самооценка и самоуважение. Часто наблюдается изоляция, отчуждение, деперсонализация, депрессии. Совершая девиантные поступки подросток стремится компенсировать низкую самооценку и поднять уровень самоуважения и значимости в группе.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что среди подростков есть дети с относительно спокойным поведением, а есть подростки с сильно отклоняющимся поведением, с конфликтами в группе сверстников, с учителями, с родителями, с отрицательным отношением к учебе. Среди отклоняющихся поступков у таких детей чаще всего встречаются – прогулы, нарушение дисциплины, срывы уроков, сквернословие, ложь, курение, драки, употребление алкоголя и психоактивных веществ.
В ходе анализа результатов исследования выяснилось, что отклонениям в поведении подростков способствуют нарушения в адаптации, такие акцентуации характера как застревание (склонность к аффектам), возбудимость (чрезмерная импульсивность), дистимность (депрессивность), тревожность, а также повышенная агрессивность и враждебность.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: причинами преддевиантного поведения подростков являются акцентуации характера, высокий уровень агрессивности и враждебности.
Результаты данного исследования могут использоваться в школьной практике в целях коррекционной работы с девиантными подростками, а также служить основой разработок профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у подростков.
1. Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2010. - № 4. - С.120-123.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2012.– 375 с.
3. Апинян Г.В. О понятиях "девиация", "девиантность", "девиантное поведение" // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. - 2009. - № 118. - С.119-121.
4. Воронков Б.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. – СПб.: Наука и Техника, 2012. – 288с.
5. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем – М., 2010. – 92с.
6. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. – М., 2004. – 140с.
7. Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. - 287 с.
8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера: Юрайт-М, 2001. – 160с.
9. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
10. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подрост¬ков, 4-е изд. – М., 2003. – 90с.
11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2005. – 445с.
12. Мертон Р. Социальная структура и социальная аномия // Социологические исследования. 1992. №2 С. 118-119.
13. Никифорова Н.Н. Методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений по профилактике правонарушений подростков. – Челябинск, 2007.
14. Практикум по возрастной психологии // под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
15. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
16. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В. А. Пятунин. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282с.
17. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии. Психологический журнал. - 2001. -№1 - с. 102-114.
18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
19. Фетискин Н.П. Катебология девиантного поведения / Н.П. Фетискин, С.В. Шепелева// Научный поиск. 2013. № 3. С.50–51.
20. Шепелева С.В. Генезис латентной девиантности в детско-молодежной среде // Много голосов – один мир: Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Всероссийской молодежной научной психологической конференции «Много голосов – один мир» / под ред. проф. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика» 2012. – 217 с. – С. 184 – 186.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144958 Курсовых работ — поможем найти подходящую