Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Материнство представляет собой чрезвычайно важную часть жизни женщины, при этом осознанное отношение к нему и в период до рождения ребенка, и после его появления на свет помогает матери максимально эффективно реализовать свои родительские функции. Вместе с тем, в современном мире наблюдает активный рост негативных тенденций, связанных со снижением рождаемости, общим падением престижа материнства и распространением девиантного родительства.
Цель исследования заключается в разработке опросника «Осознанное материнство» для женщин, имеющих детей подросткового возраста, что позволит проследить развитие их родительской позиции в динамике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА 5
1.1 Родительство и материнство как психологические феномены 5
1.2 Сущность осознанного материнства и его трансформация в современном российском обществе 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА 19
2.1 Анализ результатов исследования проблем материнства в отечественной психологии 19
2.2 Содержание опросника «Осознанное материнство» 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
1.1 Родительство и материнство как психологические феномены
Семья – основной воспитательный институт для ребенка, изучением которого занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. Чаще всего в центре научных исследований находится сам ребенок и взаимодействие с ним, тогда как родителям в научной и специальной литературе уделяется несколько меньше внимания. Однако именно родители являются первыми педагогами, закладывающими основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка. Отсюда совершенно очевидным, на наш взгляд, является тот факт, что семейные отношения необходимо изучать со стороны не только ребенка, но и родителя.
В трактовке А.Д. Алифиренко родительство представляет собой интегральное психологическое образование, объединяющее в себе ценностные ориентации супругов в области семейных отношений, их родительские ожидания и установки, чувства и стиль семейного воспитания.
...
1.2 Сущность осознанного материнства и его трансформация в современном российском обществе
В современном российском обществе детско-родительские отношения, вслед за общемировыми тенденциями, приобретают новые смыслы: на смену традиционному приходит ответственное родительство: если в первом случае речь идет, прежде всего, о биологическом явлении, связанным с идеей долга, традицией и гендерной поляризацией родительских ролей, то во втором – о повышении качества детско-родительских отношений, что предполагает активную эмоциональную работу по формированию родительских идентичностей.
Как отмечает А.Д. Андреева, техническая революция привела к резкому повышению уровня жизни населения, а значит, и социальных стандартов содержания и воспитания детей, отражающих стремление современных родителей создать своему потомству оптимальные условия для роста, личностного развития и обучения.
...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
1. Родительство представляет собой интегральное психологическое образование, объединяющее в себе ценностные ориентации супругов в области семейных отношений, их родительские ожидания и установки, чувства и стиль семейного воспитания. Уникальное для каждой семьи сочетание перечисленных компонентов создает своеобразную психологическую атмосферу, в которой рождается и развивается человек.
2. На современном этапе развития человеческого общества материнство выступает как психосоциальный феномен, то есть как обеспечение условий для развития ребенка, с одной стороны, и как часть личностной сферы женщины, где мать – субъект, а материнство – потребностно-мотивационная сфера, с другой стороны.
3. Осознание роли матери подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое она оказывает на ребенка в процессе взаимодействия с ним.
...
2.1 Анализ результатов исследования проблем материнства в отечественной психологии
Как было установлено в теоретической части настоящей работы, процесс формирования осознанного материнства связан с двумя основными периодами в жизни женщины – до рождения собственного ребенка и после его рождения.
Интересно, что большинство прикладных психологических исследований посвящено изучению особенностей первого периода, а второй представлен значительно реже.
Так, в ходе исследования влияния материнско-дочерних отношений в прародительской семье на готовность к материнству и отношение к беременности женщины, проведенного О.В. Коньковой, были получены данные о том, что связь между матерью и дочерью является значимой для того, как дочь будет переживать собственную беременность и насколько она будет готова к материнству и рождению будущего ребенка.
...
2.2 Содержание опросника «Осознанное материнство»
Для проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение родительской позиции матерей с детьми через такое свойство личности, как материнская ответственность, был составлен опросник «Осознанное материнство» для женщин, имеющих детей подросткового возраста.
Участники опроса должны будут в последствии ответить на ряд вопросов, вспоминая свои взаимоотношения с ребенком в течение трех возрастных периодов – дошкольного, младшего школьного и подросткового.
Работа с опросником позволит подтвердить или опровергнуть следующую гипотезу: матери с более высокой ответственностью являются более осознанными родителями, чьи взаимоотношения с ребенком улучшаются в процессе его взросления, а наиболее тяжелым периодом воспитания выступает дошкольное детство.
...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. На сегодняшний день накоплен богатый практический материал, позволяющий оценить особенности формирования осознанного материнства у женщин до рождения ребенка. Исследований родительской позиции матерей с детьми значительно меньше, что обуславливает необходимость создания специального тематического опросника и его применения в рамках опытно-экспериментальной работы.
2. Для проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение родительской позиции матерей с детьми через такое свойство личности, как материнская ответственность, был составлен опросник «Осознанное материнство» для женщин с детьми подросткового возраста.
3. Работа с опросником позволит подтвердить или опровергнуть следующую гипотезу: матери с более высокой ответственностью являются более осознанными родителями, чьи взаимоотношения с ребенком улучшаются в процессе его взросления, а наиболее тяжелым периодом воспитания выступает дошкольное детство.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление родительства как интегрального психологического образования, объединяющего в себе ценностные ориентации супругов в области семейных отношений, их родительские ожидания и установки, а также чувства и стиль семейного воспитания, характеризуется согласованием представлений женщины и мужчины о роли матери и отца, о распределении ответственности между ними, об их функциях и обязанностях.
Однако именно фигура матери является определяющей в жизни каждого человека. Ее влияние начинается еще на этапе принятия решения быть ребенку или не быть, а потом продолжается на протяжении всей жизни через разное качество контакта с ним.
Можно выделить несколько направлений в изучении проблемы материнства – культурно-историческое, биологическое и психологическое, каждое из которых определяет свой круг проблем по данной теме.
...
1. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у потенциальных родителей [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – №7(34). – URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 30.10.2018).
2. Андреева А.Д. Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе // Научный диалог. – 2018. – №7. – С. 292-307.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 2014. – 944 с
4. Боулби Дж. Привязанность. – Москва: Гардарики, 2013. – 477 с.
5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 2008. – 80 с.
6. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2015. – 234 с.
7. Жовтюк В. Факторы, способствую- щие формированию и проявлению материнства // Psychologies. Today. – 2016. – №5. – С. 48-49.
8. Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И. и др. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 56. – С. 9.
9. Киселева Т. Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: монография. – М.: МГУКИ, 2012. – 231 с.
10. Кляйн М., Айзеке С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе // Под редакцией ред. И.Ю. Романов. – М.: Инфра-М, 2014. – 512 с.
11. Конькова О.В. Готовность к материнству и отношение женщин к беременности как результат взаимоотношений с собственной матерью // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы IV Междунар. науч-практ. конф. Минск, 19- 20 окт. 2017 г. – Минск, 2017. – С. 155-163.
12. Кулешова К. В. Произвольное прерывание беременности // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции. – Курск: КГМУ, 2016. – С. 260-268.
13. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. – Киров: ВГГУ, 2014. – 302 с.
14. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18-27.
15. Орлова К.М. Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. – Москва, 2015. – 25 с.
16. Сафонова М.В., Лысенко О.Ф. Диагностика и анализ факторов, отражающих состояние психологической готовности беременных женщин к материнству // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Психологические науки. Психология личности. – 2018. – №2. – С. 126-136.
17. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2012. – 240 с.
18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ. – М.: Прогресс, 2013. – 220 с.
19. Шишова Т. Образ Матери в Современной Культуре // Наш современник. – 2014. – №3. – С. 168- 182.
20. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 501 с.
21. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М.: Академия, 2016. – 384 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Материнство представляет собой чрезвычайно важную часть жизни женщины, при этом осознанное отношение к нему и в период до рождения ребенка, и после его появления на свет помогает матери максимально эффективно реализовать свои родительские функции. Вместе с тем, в современном мире наблюдает активный рост негативных тенденций, связанных со снижением рождаемости, общим падением престижа материнства и распространением девиантного родительства.
Цель исследования заключается в разработке опросника «Осознанное материнство» для женщин, имеющих детей подросткового возраста, что позволит проследить развитие их родительской позиции в динамике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА 5
1.1 Родительство и материнство как психологические феномены 5
1.2 Сущность осознанного материнства и его трансформация в современном российском обществе 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА 19
2.1 Анализ результатов исследования проблем материнства в отечественной психологии 19
2.2 Содержание опросника «Осознанное материнство» 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
1.1 Родительство и материнство как психологические феномены
Семья – основной воспитательный институт для ребенка, изучением которого занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. Чаще всего в центре научных исследований находится сам ребенок и взаимодействие с ним, тогда как родителям в научной и специальной литературе уделяется несколько меньше внимания. Однако именно родители являются первыми педагогами, закладывающими основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка. Отсюда совершенно очевидным, на наш взгляд, является тот факт, что семейные отношения необходимо изучать со стороны не только ребенка, но и родителя.
В трактовке А.Д. Алифиренко родительство представляет собой интегральное психологическое образование, объединяющее в себе ценностные ориентации супругов в области семейных отношений, их родительские ожидания и установки, чувства и стиль семейного воспитания.
...
1.2 Сущность осознанного материнства и его трансформация в современном российском обществе
В современном российском обществе детско-родительские отношения, вслед за общемировыми тенденциями, приобретают новые смыслы: на смену традиционному приходит ответственное родительство: если в первом случае речь идет, прежде всего, о биологическом явлении, связанным с идеей долга, традицией и гендерной поляризацией родительских ролей, то во втором – о повышении качества детско-родительских отношений, что предполагает активную эмоциональную работу по формированию родительских идентичностей.
Как отмечает А.Д. Андреева, техническая революция привела к резкому повышению уровня жизни населения, а значит, и социальных стандартов содержания и воспитания детей, отражающих стремление современных родителей создать своему потомству оптимальные условия для роста, личностного развития и обучения.
...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
1. Родительство представляет собой интегральное психологическое образование, объединяющее в себе ценностные ориентации супругов в области семейных отношений, их родительские ожидания и установки, чувства и стиль семейного воспитания. Уникальное для каждой семьи сочетание перечисленных компонентов создает своеобразную психологическую атмосферу, в которой рождается и развивается человек.
2. На современном этапе развития человеческого общества материнство выступает как психосоциальный феномен, то есть как обеспечение условий для развития ребенка, с одной стороны, и как часть личностной сферы женщины, где мать – субъект, а материнство – потребностно-мотивационная сфера, с другой стороны.
3. Осознание роли матери подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое она оказывает на ребенка в процессе взаимодействия с ним.
...
2.1 Анализ результатов исследования проблем материнства в отечественной психологии
Как было установлено в теоретической части настоящей работы, процесс формирования осознанного материнства связан с двумя основными периодами в жизни женщины – до рождения собственного ребенка и после его рождения.
Интересно, что большинство прикладных психологических исследований посвящено изучению особенностей первого периода, а второй представлен значительно реже.
Так, в ходе исследования влияния материнско-дочерних отношений в прародительской семье на готовность к материнству и отношение к беременности женщины, проведенного О.В. Коньковой, были получены данные о том, что связь между матерью и дочерью является значимой для того, как дочь будет переживать собственную беременность и насколько она будет готова к материнству и рождению будущего ребенка.
...
2.2 Содержание опросника «Осознанное материнство»
Для проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение родительской позиции матерей с детьми через такое свойство личности, как материнская ответственность, был составлен опросник «Осознанное материнство» для женщин, имеющих детей подросткового возраста.
Участники опроса должны будут в последствии ответить на ряд вопросов, вспоминая свои взаимоотношения с ребенком в течение трех возрастных периодов – дошкольного, младшего школьного и подросткового.
Работа с опросником позволит подтвердить или опровергнуть следующую гипотезу: матери с более высокой ответственностью являются более осознанными родителями, чьи взаимоотношения с ребенком улучшаются в процессе его взросления, а наиболее тяжелым периодом воспитания выступает дошкольное детство.
...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. На сегодняшний день накоплен богатый практический материал, позволяющий оценить особенности формирования осознанного материнства у женщин до рождения ребенка. Исследований родительской позиции матерей с детьми значительно меньше, что обуславливает необходимость создания специального тематического опросника и его применения в рамках опытно-экспериментальной работы.
2. Для проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение родительской позиции матерей с детьми через такое свойство личности, как материнская ответственность, был составлен опросник «Осознанное материнство» для женщин с детьми подросткового возраста.
3. Работа с опросником позволит подтвердить или опровергнуть следующую гипотезу: матери с более высокой ответственностью являются более осознанными родителями, чьи взаимоотношения с ребенком улучшаются в процессе его взросления, а наиболее тяжелым периодом воспитания выступает дошкольное детство.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление родительства как интегрального психологического образования, объединяющего в себе ценностные ориентации супругов в области семейных отношений, их родительские ожидания и установки, а также чувства и стиль семейного воспитания, характеризуется согласованием представлений женщины и мужчины о роли матери и отца, о распределении ответственности между ними, об их функциях и обязанностях.
Однако именно фигура матери является определяющей в жизни каждого человека. Ее влияние начинается еще на этапе принятия решения быть ребенку или не быть, а потом продолжается на протяжении всей жизни через разное качество контакта с ним.
Можно выделить несколько направлений в изучении проблемы материнства – культурно-историческое, биологическое и психологическое, каждое из которых определяет свой круг проблем по данной теме.
...
1. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у потенциальных родителей [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – №7(34). – URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 30.10.2018).
2. Андреева А.Д. Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе // Научный диалог. – 2018. – №7. – С. 292-307.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 2014. – 944 с
4. Боулби Дж. Привязанность. – Москва: Гардарики, 2013. – 477 с.
5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 2008. – 80 с.
6. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2015. – 234 с.
7. Жовтюк В. Факторы, способствую- щие формированию и проявлению материнства // Psychologies. Today. – 2016. – №5. – С. 48-49.
8. Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И. и др. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 56. – С. 9.
9. Киселева Т. Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: монография. – М.: МГУКИ, 2012. – 231 с.
10. Кляйн М., Айзеке С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе // Под редакцией ред. И.Ю. Романов. – М.: Инфра-М, 2014. – 512 с.
11. Конькова О.В. Готовность к материнству и отношение женщин к беременности как результат взаимоотношений с собственной матерью // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы IV Междунар. науч-практ. конф. Минск, 19- 20 окт. 2017 г. – Минск, 2017. – С. 155-163.
12. Кулешова К. В. Произвольное прерывание беременности // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции. – Курск: КГМУ, 2016. – С. 260-268.
13. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. – Киров: ВГГУ, 2014. – 302 с.
14. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18-27.
15. Орлова К.М. Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. – Москва, 2015. – 25 с.
16. Сафонова М.В., Лысенко О.Ф. Диагностика и анализ факторов, отражающих состояние психологической готовности беременных женщин к материнству // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Психологические науки. Психология личности. – 2018. – №2. – С. 126-136.
17. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2012. – 240 с.
18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ. – М.: Прогресс, 2013. – 220 с.
19. Шишова Т. Образ Матери в Современной Культуре // Наш современник. – 2014. – №3. – С. 168- 182.
20. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 501 с.
21. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М.: Академия, 2016. – 384 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
750 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145013 Курсовых работ — поможем найти подходящую