Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Дети чаще наблюдают проявления тревоги у взрослых и меньше получают от них внимания, а, следовательно, испытывают необходимость в семье, что также является почвой для актуализации тревожности. Поскольку именно эти обстоятельства являются причиной многих детских проблем (головные боли, вредные привычки, агрессивность, чрезмерная возбудимость, даже ночной и дневной энурез). Изучая этот вопрос глубже, пришли к выводу, что в основе всех этих, казалось бы, разноплановых болезней и проблем лежит страх и тревожность, заложенные в раннем детстве. Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на личностное развитие, проявляющееся в младшем школьном возрасте в связи с вхождением детей в новую социальную ситуацию развития и усвоением нового вида деятельности – учения.
Цель работы – проанализировать особенности тревожности у младших школьников, и разработать пути ее профилактики и преодоления.
Объектом исследования являются школьная тревожность.
Предметом исследования являются особенности проявления тревожности у школьников младших классов.
Гипотеза исследования – программа коррекции школьной тревожности у младших школьников будет эффективной за счет обеспечения возможностей для повышения самооценки, развития навыков саморегуляции эмоциональных состояний, развития коммуникативных умений и содействие процессу становления позитивных отношений в детской группе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование тревожности и ее влияние на личность;
2. Рассмотреть особенности школьной тревожности у младших школьников и пути ее коррекции;
3. Провести экспериментальное исследование тревожности у младших школьников и разработать программу ее коррекции;
4. Проанализировать эффективность апробации программы по коррекции тревожности младших школьников.
Методологическая основа исследования: проблеме изучения тревожности личности посвящены исследования В.М. Астапова, Т.И. Дзюбы, А. Мазура, А.В. Петровского, К. Хорни, З. Фрейд и др. Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста рассматривается в работах ряда авторов (Д.Д. Белозерова, Л.И. Еремина, Н.А. Бочева А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, Е.Е. Малкова И.В. Молочкова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова А.М. Прихожан, Е.В. Чебучева, Ю.А. Тарычева и др.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- эмпирические – тестирование, наблюдение, анализ и интерпретация результатов исследования, количественный и качественный анализ.
Исследование было организовано поэтапно. На первом этапе – подготовительном – изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Определялись теоретические основы исследования, уточнялись гипотеза, задачи и пути их решения. Вырабатывался план проведения эмпирического исследования, происходил подбор психодиагностического инструментария, подготавливались бланки и тексты опросников. На втором диагностическом этапе (этапе констатирующего эксперимента) организовывалось и проводилось тестирование с целью выявления уровня тревожности младших школьников. На третьем этапе обрабатывались данные тестирования с использованием методов количественного и качественного анализа, выполненных в программах IBM SPSS Statistics 19 и MS Excel 2010 статистических методов обработки. На четвертом аналитическом этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования коррекции тревожности обучающихся начальной школы, велась апробация программы коррекции личности, были сформулированы выводы исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема школьной тревожности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Особенности школьной тревожности у младших школьников 12
1.3. Анализ подходов к коррекции школьной тревожности у младших школьников 17
Выводы по первой главе 23
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация исследования. Анализ результатов первичной диагностики тревожности у младших школьников 24
2.2. Программа коррекции школьной тревожности у младших школьников 33
2.3. Анализ эффективности программы коррекции школьной тревожности у младших школьников 38
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
Актуальность исследования. Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития обучающихся. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения детей в школе, особенности их взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2011. 305 с.
2. Агрессия // Тейлор Ш. и др. Социальная психология - СПб., 2014. -С.583-643.
3. Амонашвили П.Ш. В поисках Учителя Москва-Тбилиси: ИД Шалвы Амонашвили, 2014. — 90 с.
4. Астапов В.М. (сост. и общ. ред.) Тревога и тревожность. Хрестоматия М.: Пер Сэ, 2008.
5. Бастун Н. Индивидуальный подход к ученикам с высокой тревожностью. Шестилетки в школе / сост. Т. Бышова, Е. Кондратюк. – Киев. 2014.
6. Бех И.Д., Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., Страшко С.В. Учебник. — К.: Алатон, 2012. — 136 с.
7. Боровской В. Проблемы психолого-педагогической подготовки учителя к работе в школе // Начальная школа. - 2012. - № 3. - С. 22-26.
8. Вовчик-Голубая А. Индивид, особенности эмоционального развития ребенка; Стратегии педагогического сопровождения // Практическая психология и социальная работа. -2016. - №4. - С 1-3.
9. Гончаренко Т.В. Тревожный ребенок // Психолог. - 2014. - №5. - С.26-27.
10. Групповая психокоррекция в работе с младшими школьниками // Практическая психология и социальная работа. - 2016. - №11. - С.72-80.
11. Давыдов В. В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии / В. В. Давыдов // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1989. – С. 5–24
12. Дзюба Т.И. Тревожность: выявить и преодолеть // Завуч. - 2017. - № 31. - С. 19-20.
13. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности Монография – М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с.
14. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М.: Высшая школа, 2012. – 315 с.
15. Казанкова А. Тревожность младших школьников / Начальная школа. -2018. - №3. -С.9-10.
16. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми // Детская психология и психотерапия. - Изд-во: Речь. 2017.
17. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: в школе и дома // Семья и школа. 2013. № 7.
18. Мазур А. Детские страхи: Диагностика и преодоления // Психолог. -2016. -С.15-18.
19. Максимова Н. Психокоррекционная работа с младшими школьниками // Психолог. - 2012. -№37. -С.6-8.
20. Микляев А. Направления деятельности школьного психолога по коррекции школьной тревожности // Педагогическая техника: Секреты пед. мастерства. 2007. № 1.
21. Младший школьный возраст // Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / В. Скрипченко и др. -К, 2001. – 310 с.
22. Мутлина Л. Психолого-педагогические исследования страхов в младшем школьном возрасте // Социальная психология. -2014. -№5. -С.144-152.
23. Немец.Г. Эмоциональное состояние первоклассников, его роль в учебно-воспитательном процессе и становлении личности // Психолог. - 2013. - № 4. - С.3-4
24. Петровский А.В. Психология и время Издательство ПИТЕР 2006. – 316 с.
25. Прихожан А.М. Тревожность и страх в младших школьников. Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. Москва. 2013.
26. Прихожан А.М., Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
27. Токин Л. Тревожное поведение детей - это крик о помощи // Психолог. - 2017. -№13-15. -С.84-87.
28. Тонконог К.А. Психолого-педагогические аспекты преодоления тревожности первоклассников // Социально-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи: материалы студенческой научно-практической конференции (12-13 апреля 2007) – Мелитополь. 2017.
29. Упражнения на коррекцию агрессии // Психолог. -2015- №19. -С.19-20.
30. Фрейд Зигмунд, Ницше Фридрих. Сверхчеловек против супер-эго (сборник) Переводчики Юлий Антоновский, Карен Свасьян — Москва: Алгоритм, 2014. — 336 с.
31. Хорни Карен. Наши внутренние конфликты. Часть 2 Конструктивная теория невроза. — Академический проект, 2007.
32. Хрестоматия Психология сознания и переживания Москва, МГППУ. 2016. - 191 с.
33. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – Москва. 2016.
34. Эмоции и чувства младшего. школьника // Волков Б. Психология младшего школьника. Психология развития. - М, 2002. – 316 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Дети чаще наблюдают проявления тревоги у взрослых и меньше получают от них внимания, а, следовательно, испытывают необходимость в семье, что также является почвой для актуализации тревожности. Поскольку именно эти обстоятельства являются причиной многих детских проблем (головные боли, вредные привычки, агрессивность, чрезмерная возбудимость, даже ночной и дневной энурез). Изучая этот вопрос глубже, пришли к выводу, что в основе всех этих, казалось бы, разноплановых болезней и проблем лежит страх и тревожность, заложенные в раннем детстве. Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на личностное развитие, проявляющееся в младшем школьном возрасте в связи с вхождением детей в новую социальную ситуацию развития и усвоением нового вида деятельности – учения.
Цель работы – проанализировать особенности тревожности у младших школьников, и разработать пути ее профилактики и преодоления.
Объектом исследования являются школьная тревожность.
Предметом исследования являются особенности проявления тревожности у школьников младших классов.
Гипотеза исследования – программа коррекции школьной тревожности у младших школьников будет эффективной за счет обеспечения возможностей для повышения самооценки, развития навыков саморегуляции эмоциональных состояний, развития коммуникативных умений и содействие процессу становления позитивных отношений в детской группе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование тревожности и ее влияние на личность;
2. Рассмотреть особенности школьной тревожности у младших школьников и пути ее коррекции;
3. Провести экспериментальное исследование тревожности у младших школьников и разработать программу ее коррекции;
4. Проанализировать эффективность апробации программы по коррекции тревожности младших школьников.
Методологическая основа исследования: проблеме изучения тревожности личности посвящены исследования В.М. Астапова, Т.И. Дзюбы, А. Мазура, А.В. Петровского, К. Хорни, З. Фрейд и др. Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста рассматривается в работах ряда авторов (Д.Д. Белозерова, Л.И. Еремина, Н.А. Бочева А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, Е.Е. Малкова И.В. Молочкова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова А.М. Прихожан, Е.В. Чебучева, Ю.А. Тарычева и др.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- эмпирические – тестирование, наблюдение, анализ и интерпретация результатов исследования, количественный и качественный анализ.
Исследование было организовано поэтапно. На первом этапе – подготовительном – изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Определялись теоретические основы исследования, уточнялись гипотеза, задачи и пути их решения. Вырабатывался план проведения эмпирического исследования, происходил подбор психодиагностического инструментария, подготавливались бланки и тексты опросников. На втором диагностическом этапе (этапе констатирующего эксперимента) организовывалось и проводилось тестирование с целью выявления уровня тревожности младших школьников. На третьем этапе обрабатывались данные тестирования с использованием методов количественного и качественного анализа, выполненных в программах IBM SPSS Statistics 19 и MS Excel 2010 статистических методов обработки. На четвертом аналитическом этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования коррекции тревожности обучающихся начальной школы, велась апробация программы коррекции личности, были сформулированы выводы исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема школьной тревожности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Особенности школьной тревожности у младших школьников 12
1.3. Анализ подходов к коррекции школьной тревожности у младших школьников 17
Выводы по первой главе 23
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация исследования. Анализ результатов первичной диагностики тревожности у младших школьников 24
2.2. Программа коррекции школьной тревожности у младших школьников 33
2.3. Анализ эффективности программы коррекции школьной тревожности у младших школьников 38
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
Актуальность исследования. Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития обучающихся. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения детей в школе, особенности их взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2011. 305 с.
2. Агрессия // Тейлор Ш. и др. Социальная психология - СПб., 2014. -С.583-643.
3. Амонашвили П.Ш. В поисках Учителя Москва-Тбилиси: ИД Шалвы Амонашвили, 2014. — 90 с.
4. Астапов В.М. (сост. и общ. ред.) Тревога и тревожность. Хрестоматия М.: Пер Сэ, 2008.
5. Бастун Н. Индивидуальный подход к ученикам с высокой тревожностью. Шестилетки в школе / сост. Т. Бышова, Е. Кондратюк. – Киев. 2014.
6. Бех И.Д., Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., Страшко С.В. Учебник. — К.: Алатон, 2012. — 136 с.
7. Боровской В. Проблемы психолого-педагогической подготовки учителя к работе в школе // Начальная школа. - 2012. - № 3. - С. 22-26.
8. Вовчик-Голубая А. Индивид, особенности эмоционального развития ребенка; Стратегии педагогического сопровождения // Практическая психология и социальная работа. -2016. - №4. - С 1-3.
9. Гончаренко Т.В. Тревожный ребенок // Психолог. - 2014. - №5. - С.26-27.
10. Групповая психокоррекция в работе с младшими школьниками // Практическая психология и социальная работа. - 2016. - №11. - С.72-80.
11. Давыдов В. В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии / В. В. Давыдов // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1989. – С. 5–24
12. Дзюба Т.И. Тревожность: выявить и преодолеть // Завуч. - 2017. - № 31. - С. 19-20.
13. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности Монография – М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с.
14. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М.: Высшая школа, 2012. – 315 с.
15. Казанкова А. Тревожность младших школьников / Начальная школа. -2018. - №3. -С.9-10.
16. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми // Детская психология и психотерапия. - Изд-во: Речь. 2017.
17. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: в школе и дома // Семья и школа. 2013. № 7.
18. Мазур А. Детские страхи: Диагностика и преодоления // Психолог. -2016. -С.15-18.
19. Максимова Н. Психокоррекционная работа с младшими школьниками // Психолог. - 2012. -№37. -С.6-8.
20. Микляев А. Направления деятельности школьного психолога по коррекции школьной тревожности // Педагогическая техника: Секреты пед. мастерства. 2007. № 1.
21. Младший школьный возраст // Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / В. Скрипченко и др. -К, 2001. – 310 с.
22. Мутлина Л. Психолого-педагогические исследования страхов в младшем школьном возрасте // Социальная психология. -2014. -№5. -С.144-152.
23. Немец.Г. Эмоциональное состояние первоклассников, его роль в учебно-воспитательном процессе и становлении личности // Психолог. - 2013. - № 4. - С.3-4
24. Петровский А.В. Психология и время Издательство ПИТЕР 2006. – 316 с.
25. Прихожан А.М. Тревожность и страх в младших школьников. Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. Москва. 2013.
26. Прихожан А.М., Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
27. Токин Л. Тревожное поведение детей - это крик о помощи // Психолог. - 2017. -№13-15. -С.84-87.
28. Тонконог К.А. Психолого-педагогические аспекты преодоления тревожности первоклассников // Социально-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи: материалы студенческой научно-практической конференции (12-13 апреля 2007) – Мелитополь. 2017.
29. Упражнения на коррекцию агрессии // Психолог. -2015- №19. -С.19-20.
30. Фрейд Зигмунд, Ницше Фридрих. Сверхчеловек против супер-эго (сборник) Переводчики Юлий Антоновский, Карен Свасьян — Москва: Алгоритм, 2014. — 336 с.
31. Хорни Карен. Наши внутренние конфликты. Часть 2 Конструктивная теория невроза. — Академический проект, 2007.
32. Хрестоматия Психология сознания и переживания Москва, МГППУ. 2016. - 191 с.
33. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – Москва. 2016.
34. Эмоции и чувства младшего. школьника // Волков Б. Психология младшего школьника. Психология развития. - М, 2002. – 316 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144958 Курсовых работ — поможем найти подходящую