ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1.История развития антимонопольного регулирования 6
1.2. Особенности антимонопольного регулирования в России 15
1.3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 40
2.1. Общая характеристика Управления Федеральной
антимонопольной службы по Вологодской области 40
2.2. Анализ конкурентной среды и мер антимонопольного
регулирования на территории Вологодской области 50
2.3. Программные мероприятия антимонопольного
регулирования в Вологодской области на 2010-2012 г. 58
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 66
3.1. Область проблем антимонопольного регулирования в
России 66
3.2. Перспективы антимонопольной политики в Российской
Федерации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
1.1.История развития антимонопольного регулирования
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство.
...
1.2. Особенности антимонопольного регулирования в России
В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.
В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: ¾ всех занятых работали на предприятия с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность – 94%, черная металлургия – 83%, машиностроение и металлообработка – 84%, то есть в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами.
...
1.3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации
В связи с распадом Советского Союза и началом перехода страны на рельсы рыночной экономики возникла необходимость создания органа, отвечающего за ограничение монополий и поддержание конкуренции. Таким органом стал Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, образованный в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».
...
2.1. Общая характеристика Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы России было создано 17.10.1991 г. на основании приказа Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур «Об организации и создании территориальных управлений» № 62. Располагается по адресу: 160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25.
В должности начальника территориального управления был утверждён Александр Николаевич Трудов. Он пришёл из коллектива Вологодского оптико-механического завода, где возглавлял направление научной организации труда. И привёл за собой в управление несколько коллег. Инженерно-технические работники ОМЗ и юристы разных специализаций составили костяк первого территориального антимонопольного органа. Первого начальника Александра Трудова вспоминают как принципиального и честного человека, сумевшего вызвать доверие к ГКАП всех ветвей власти.
...
3. Анализ деятельности управления федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
4. Выявление проблем в области антимонопольного регулирования в России;
5. Предложение возможных путей решения проблем в антимонопольного регулирования на территории Вологодской области.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных учёных по проблемам антимонопольного регулирования, законодательные акты Российской Федерации. В работе использовались справочные материалы, материалы периодической печати, данные органов государственной статистики.
Дипломная работа написана на основе обработки большого теоретического и практического материала по проблемам антимонопольного регулирования в РФ. Материалы обработаны автором и представлены в виде таблиц, графиков, схем.
...
2.2. Анализ конкурентной среды и мер антимонопольного регулирования на территории Вологодской области
Несмотря на негативные тенденции в экономике, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, в целом в области прослеживаются структурные признаки развития конкуренции.
В последние годы общее количество организаций, учтенных в составе регистра хозяйствующих субъектов Вологдастата, ежегодно увеличивается и на начало 2010 года составило 36,3 тыс. единиц, что на 7,4% больше, чем на 1 января 2009 года, и на 4,8% больше, чем на 1 января 2008 года. В 2009 году были вновь зарегистрированы 3872 организации, ликвидированы 1124.
Постоянно увеличивается количество малых предприятий. В 2009 году их число увеличилось на 0,5% и составило на 1 января 2010 года 6398 единиц (включая микропредприятия). Кроме того, увеличивается число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. За 2009 год их количество увеличилось на 2,2% и составило 44,4 тыс. человек.
...
2.3. Программные мероприятия антимонопольного регулирования в Вологодской области на 2010-2012 г.
Цель реализации программных мероприятий – обеспечение условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области, модернизации производств, наиболее полного удовлетворения потребностей населения области в товарах, работах и услугах (приложение 2).
...
3.1. Область проблем антимонопольного регулирования в России
Наиболее важной проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.
...
3.2. Перспективы антимонопольной политики в Российской Федерации
Центральной идеей осуществляемых в России реформ является переход к рыночной экономике. Одним из важнейших условий функционирования рынка и выполнения им роли координационного механизма можно назвать конкуренцию. Для обеспечения и поддержки конкурентной среды государство и проводит антимонопольную политику. Антимонопольная политика государства, прежде всего, направлена на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, на обеспечение стабильной и эффективной работы предприятий, создание нормальных условий функционирования товарных рынков и в итоге – на стабилизацию экономики страны.
На начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики был обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Основанием для приведения в действие антимонопольного регулирования является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
• либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,
• либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
...
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
3. Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
4. Федеральный закон от 17.08.1995 г. (с изм. и доп. от 12.12.2005г.) № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
5. Федеральный закон от 18.07.1995 г. (с изм. и доп. от 04.07.2006г.) № 108-ФЗ «О рекламе»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»
7. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2006 г. № 135 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»
8. . Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –2007. - №6. – С. 3-12
9. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь – СП б: Издательство «Питер», 2010 – 423 с.
10. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2009 – 211 с.
11. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2008. № 7. С.48-55.