В ходе функционирования организации под влиянием многочисленных факторов внешней среды появляется несоответствие сложившейся организационной структуры реальным потребностям. Организационные несоответствия в подобных ситуациях становятся сферой управления организационными изменениями. Под организационными изменениями понимается каждое изменение в одном или некоторого количества элементах организации. Перемены могут касаться любого элемента процесса организации (уровня специализации; способов группировки; диапазона контроля; распределения полномочий; механизмов координации). При этом нужно заметить, что перемены в любом одном подразделении организации, чаще всего, влияют на иные подразделения и на организацию в целом. Причины, вызывающие потребность изменений, разделяют на 2 группы: внутренние и внешние. Внешние - связаны с изменениями в компонентах общего и специфического среды функционирования организации. Компоненты общей среды: - экономическая ситуация; - государственное регулирование; - технологическая компонента; - международные аспекты; - социально-культурные особенности и т.д.. Более сильное влияние на потребность проведения организационных изменений оказывают факторы специфической среды: - конкуренты; - потребители - поставщики. Внутренние факторы тоже могут быть причинами организационных изменений. При этом: - часть из них может оказаться следствием прямого или косвенного влияния изменений во внешней среде, - остальное может оказаться результатом развития самой организации. Организации могут приспосабливаться к изменениям в среде тремя способами: - адаптация к изменениям в среде, которые не были заблаговременно определены. Итак, для этого метода характерно реагирования с опозданием; - приспособления к среде путем учета тенденций его развития. Этот метод предполагает наличие механизмов постоянного наблюдения за средой. Его применяют организации, которые "ищут" изменений; - организация пробует адаптировать среду под себя. Подобный способ применяют только сильные, большие организации, которые занимают монопольное положение на рынке. В результате подобных изменений возможно наступление банкротства. Б анкротство - невозможность для некоторых лиц выполнить после установленного срока взятые на себя обязательства перед кредиторами, в особенности денежные. Ситуация осложняется еще и тем, что неплатежеспособность прогрессирует на фоне общей нестабильности. Возможно детализировать причины банкротства, разделив их на факторы внешней и внутренней влияния. Банкротство В наше время о банкротстве российских компаний приходится говорить не только лишь теоретически. Данное явление все более имеет место на практике в связи с кризисным состоянием экономики государства. Рыночная экономика хозяйствования официально признает банкротство как экономическое явление. На какой бы стадии развития ни находилась фирма, постоянно могут появиться вероятные причины, которые обусловят банкротстве. Речь ведется о стадии зарождения компании, ускоренного роста, стадии зрелости, стадии спада. Порой лишь созданное предприятие тут же терпит банкротство из-за не точно, не обосновано определенной генеральной стратегии предприятия, и ее функциональных и ресурсных стратегий. И даже когда у компании дела идут весьма неплохо, банкротство может наступить из-за несвоевременного расчетов с собственными кредиторами. Так, сигналы, предупреждающие о приближении банкротства возможно разделить на 2 группы. I-я группа характеризуется симптомами, которые констатируют тотальный задолженность предприятия, что в последующем ведет к полной неплатежеспособности. II-ая группа симптомов характеризуется уменьшением спроса на продукцию и в связи с этим идет уменьшение объемов реализации продукции, снижение прибыли и уровня рентабельности, повышение кредиторской задолженности, неэффективное применение ресурсов, что обусловливает рост затрат на производство, трудности с наличностью. Субъектами банкротства по закону являются юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности, юридические лица - предприятия, которые являются объектами права государственной собственности, физические лица - субъекты предпринимательской деятельности. Кредитором по закону является физическое или юридическое лицо, которое имеет подтвержденные документами требования сравнительно денежных обязательств к должнику, сравнительно выплаты задолженности по заработной плате работникам должника, и органы государственной налоговой службы и иные государственные органы, которые производят контроль за правильностью и своевременностью взимания налогов и сборов. Должник может обратиться в арбитражный суд и возбудить дело о банкротстве по своей инициативе в случае его финансовой несостоятельности или угрозы подобной несостоятельности. Одним из лиц, принимающих решения в арбитражном управлении в соответствии с действующим законодательством, выступает арбитражный управляющий. За последние десятилетия произошла трансформация отношения кредиторов, должника и общества к профессии арбитражного управляющего. Однако, несмотря на это он все также остается зависим от многих факторов, что снижает эффективность реабилитационных процедур. В силу повторяемости, стереотипности, а подчас, отсутствия знаний и навыков арбитражный управляющий принимает решение не задумываясь, обычно по аналогии. Выбор процедуры происходит без кого-либо анализа. Выделяют две основные функции наблюдения – обеспечительную (обеспечить сохранность имущественного комплекса должника в период подготовки к принятию решения кругом уполномоченных заинтересованных в его судьбе лиц) и подготовительную (выявить объективную картину состояния его бизнеса; определить участников конкретного процесса о несостоятельности (выявить кредиторов должника, установить размер их требований)). Для выполнения подготовительной функции наблюдения временный управляющий обязан провести финансовый анализ состояния должника. Как правило, финансовый анализ проводится в несколько этапов : 1) формирование информационной базы. Первым и наиболее важным этапом проведения анализа финансового состояния должника, влияющим непосредственно на его качество, является формирование информационной базы анализа; 2) определение источников покрытия судебных расходов на осуществление процедуры банкротства. Степень изученности и разработ анности проблемы. Вопросы анти кризисного управления рассмотрены зарубе жными и отечественными экономи стами, такими как П.Друкер, С. Лайкер т, С. Паркинсон, М.Х. Мескон, Ф. Хедоури, Дж.Холл, Х. Копп, В. Патт ерсон, Ф.У. Тейлор, А. Файоль, И. Ворст, П. Ревентлоу, Д. Бодди, Дж.К. Ван Х орн, М. Уорнер, В.И. Кнорринг, И.К. Ларионов, Г.А. Александров, Э.М. Коротк ов, А.Г. Грязнова, В. Бурцева, В. Витрянский, О.С. Виханский, А.И. Наумова, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, В.И. Кошкин и многие другие. Актуальность темы обусловлена тем, что м ногие экономисты связыв ают антикризисное управление с появлением института банкротс тва. При этом под антикризисным управлением понимается специфическая уп равленческая деятельность, обу словленная наличием кризисной проблемати ки, а институт банкротства рас сматривается как правовой инструмент (совок упность правовых норм), регули рующий отношения в сфере несостоятельност и в целях оздоровления экономи ки страны путем избавления от неэффективн ых экономических субъектов. Од нако банкротство для организации – это лишь стадия её жи зненного цикла, на которой антикризисное управление приобр етает специфические черты, обу словленные целями и задачами каждой проц едуры банкротства и регламенти рованные действующим законодательством о банкротстве. В связи с этим целью данной дипломной работы является анализ и разработка антикризисных мер . В связи с этим были поставлены следующие задачи: - изучение теоретических основ антикризисного управления на предприятии; - анализ антикризисного состояния исследуемого объекта; - разработка мер антикризисного управления.
Введение
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления на предприятии
1.1 Понятие и сущность антикризисного управления на предприятии
1.2 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства
Глава 2. Правовые основы антикризисного управления в России. Методы реорганизации
2.1 Правовые процедуры несостоятельности (банкротства)
2.2 Понятие и алгоритм реорганизации предприятия
Глава 3. Антикризисное управление на примере ООО "СпецСтальРесурс"
3.1 Общая характеристика ООО "СпецСтальРесурс"
3.2 Кризисные ситуации и пути их решения ООО "СпецСтальРесурс"
Заключение
Список использованных источников и литературы
В последние годы в теории и практ ике управления все бóльшее вни мание уделяется антикризисному управл ению. Причиной этого являются, с одной стороны, многочисленные пр облемы в экономическом развитии целых стран, которые, несомненно, прое цируются и на отдельные органи зации и предприятия. С другой стороны, в самом антикризисном управле нии существует ряд серьезных проблем концептуального и процедурного плана, которые существенно снижают его эффективность. Базовым понятием для процесса ант икризисного управления является понятие "кризис" . До сих пор существуе т множество точек зрения на со держание этого понятия. Под экономиче ским кризисом понимаются систе матические серьезные нарушения в экон омической деятельности. В част ности, одной из форм проявления кризис а считается систематическое на копление долгов, одновременно с невоз можностью их погашения. В каче стве основной причины развития экономических кризисов рассматривают нарушение равновесия между спросом и предложением, на основании ко торого выделяют два вида кризисов: к ризис недопроизводства и кризис перепроизводства. Можно выделить несколько ос новных элементов антикризисного управления: 1) как можно более раннее выявл ение причин, ведущих к развитию кризисной ситуации не предприятии; 2) своевременное устранение этих причин и проявившихся последст вий; 3) применение мер по устранению проблемных ситуаций, адекватных потенциальной угрозе . Важность адекватности применяемы х мер потенциальной угрозе обу славливается тем, что кризисные ситуаци и, возникающие на предприятии, могут быть очень различны по своим пос ледствиям. Не все из них непре менно приведут к банкротству и ликвидации организац ии. Гораздо чаще организации придется сталкиваться с локальными кризисами, усложняю щими ее деятельность на определенн ое время, снижающими прибыли на определенный процент и так далее. Одной из важнейших задач антикр изисного управления является не только выявление проблемных и кризис ных ситуаций, но также и оценка их возможных последствий. Если затра ты на устранение проблемных си туаций заметно превосходят возможную угрозу – применение каких либо мер становится далеко не таким очевидным. Однако в этом слу чае следует учитывать долгосрочную перспективу и возможности повторного возник новения проблем по тем же причинам . Для обеспечения эффективности ан тикризисного управления необхо димо, прежде всего, провести анализ причин возникновения кризисных явлений. Все многообразие причин, способ ных вызывать кризисные ситуации на предприятии, можно разделить н а две большие группы: внешние и внутренние. Каждая из этих групп подр азделяется на более мелкие под- группы. К примеру, важнейшими внешними причинами являю тся соци ально-экономические (рост инфляции и безработицы) и рыночные (усиле ние конку ренции, монополизация рынка) . Анализ работ, посвященных вопросам антикризисного управления, характеризуется большим разбросом поднимаемых проблем. Однако большинство авторов уделяют внимание превентивному, реактивному или антиципативному управлению. При этом мало изученной остается проблема антикризисного управления в ситуации, когда кризисные явления диагностируются с высокой степенью достоверности. Предприятие не в состоянии преодолеть за счет внутренних ресурсов нарастающие негативные тенденции. В настоящее время среди экономистов сложилось стойкое убеждение, что сфера их интересов ограничена подачей заявления о несостоятельности (банкротстве) должника. Вследствие того, что данный вопрос не имеет широкого экономического освещения, правоприменительная практика однозначно показывает, что в большинстве случаев по результатам рассмотрения заявления о несостоятельности (банкротстве) по существу наступает ликвидация предприятия. Понимает это и законодатель, разрабатывая законодательство с ориентацией на санационную направленность. В рамках данной дипломной работы была рассмотрено предприятия ООО "СтальСпецРесурс" , которое находится в настоящий момент в процессе банкротства. Основными причинами банкротства послужили нерациональное использование заемных средств головной компанией, кризис 2008 года, в результате которого снизилась прибыль предприятия. Предприятием управляет арбитражный управляющий и в настоящий момент у предприятия нет определенной программы действия в данной ситуации и в рамках данной дипломной работы были разработаны основные пункты программы и мероприятия по устранению возникающих кризисных ситуаций.
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации. М.: Изд. Группа НОРМА - ИНФРА М., 1999.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. - М.: Проспект, 2002г.
3.Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховною Совета РФ. - 1992. - № 17; Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48; 1999. - № 18, ст. 2219.
4.Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция - Т17 М., ТК Велсби, Изд-во Проспект, 2008. - 208 с.
5.Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 11.
Учебная литература и учебные пособия
1.Анализ финансовой отчетности [Текст] : учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой и др. – М. : Вузовский учебник, 2008. - 365 с.
2.Антонец В.Л., Нечаева Н.В. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок [Текст]. - М. : Дело, 2009. - 320 с.
3.Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001.
4.Андреева, Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала // Управление персоналом. – 2004. - №4. - С.30-32.
5.Белкина, Н.А. Корпоративная система управления трудом. / Н.А. Белкина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. – 267с.
6.Белкин, В.Н. Как управлять трудом. / В.Н Белкин Н.А., Белкина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. – 304с.
7.Белкин, В.Н. Оплата по результатам (Рыночная система мотивации и стимулирования труда "РОСТ": учебное пособие/ В.Н Белкин Н.А., Белкина.-Урал. соц.-экон. ин-т Акад. труда и соц. отн. -Челябинск, 2007. -208
8.Белкин, В.Н. Экономическая теория труда. РАН УрО, институт экономики / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина. – М.: ЗАО изд. "Экономика", 2007, – 325 с.
9.Белкин, В.Н. Система, в которой присутствует "кнут" и "пряник" / В. Белкин, Н. Белкина // Человек и труд. – 2005. - №2. – С.67-68.
10.Беляев И.А. Основы финансового менеджмента/Беляев И.А., Кошкин И.Л.//. – К. : Ника, 2009. – 592 с.
11.Басовский Л.Е. Экономический анализ [Текст]. – М. : ПРИОР, 2008. – 260
12.Бороненкова С.А. Управленческий анализ [Текст] : учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 325с.
13.Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба: Анализ, проблемы, решения / Н.А. Волгин. - М.: Экзамен, 2004. - 224 с.
14.Волгин, Н.А. Оплата труда: японский опыт и российская практика: учеб. пособие / Н.А. Волгин, О.Н. Волгина. - М.: Дашков и К, 2005. - 508 с.
15.Вырковский, А. Грейды для апгрейда // "Секрет фирмы" № 2 2004 г.
16.Вырковский, А. Хей-метод (Аттестация) // "Секрет фирмы № 16 2004 г.
17.Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и не коммерческих организациях [Текст] : учеб. пособие. - М. : Маркетинг, 2007. - 320 с.
18.Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями. Теория и практика. - М. : Эксмо, 2008. - 432 с.
19.Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия . – М. : Эксмо, 2009. – 651 с.
20.Грязнова Л.Т. Экономический анализ : учебник для вузов. - 2-е изд., доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 615 с.
21.Генкин, Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2004.
22.Гнездовский, Ю. Линейная бестарифная модель оплаты труда // Человек и труд. 1997. №1. С.93-95.
23.Гнездовский, Ю. Что такое бестарифно-сдельная модель // Человек и труд. 1997. №6. С.99-100.
24.Герчикова, И.Н. Менежмент: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-480с
25.Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 3-е изд., перераб. – М. : Дело и Сервис, 2008. – 144 с.
26.Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А.Никифорова. - 6-е изд. перераб. и доп. - М. : Дело и Сервис,2008.–368 с.
27.Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 464 с.
28.Егоршин, А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.П. Егоршин.– М.: ИНФРА – М, 2006. – 352 с.
29.Ерохина, Р.И. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии. / Р.И. Ерохина, Е.К. Самраилова. - М.: МИК, 2000.
30.Жуков, А.Л. Регулирование заработной платы в соглашениях и коллективных договорах: Учебное пособие. / А.Л. Жуков. - М.: МИК, 2006. - 376 с.
31.Жуков, А.Л. Регулирование и организация оплаты труда: учеб. пособие для вузов // А.Л. Жуков.- Акад. труда и соц. отношений. М.: МИК, 2002. - 336
32.Занятость и заработная плата в странах ОЭСР – Etploi et salaries dans I’OSDE // Problems econ., – Р., 1997. №2535. р.20-24.
33.Кейнс ,Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Гл. 19. Изменения в денежной заработной плате.
34.Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М. : ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.
35.Короткова В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник. – М. : Проспект, 2008. – 421 с.
36.Кашеваров Е.М. Современное состояние инновационной деятельности на предприятиях строительного комплекса [Текст] // ГУ-ВШЭ. – 2006, № 4. – С.17-21.
37.Колесникова М.Г. Особенности инвестиционной деятельности в лесозаготовительной промышленности [Текст] // Транспортное дело России. – 2009,№1.
38.Приоритетные национальные проекты в политическом процессе России [Текст] / С. В. Устинкин, Д. В. Алабин // Власть, 2011,№ 4. - c. 14–17
39.Реализация приоритетных национальных проектов как социально-экономическая основа укрепления системы власти в России [Текст] / В.В. Гончаров // Право, 2010, №9. – с. 22-26
40.Крыжановский Л.И. Управленческие решения [Текст] : учебник / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; Под ред. Ю.П. Анискина.– М. : Омега-Л, 2009. –383 с.
41.Лутовинов, П.П. Организация и нормирование труда: учеб. пособие / П.П. Лутовинов, Н.С. Демин; Урал. соц.-экон. ин-т Акад. труда и соц. отношений; каф. экономики труда. - Челябинск: УрСЭИ, 2004. - 128 с.
42.Матвеев А. Получка или зарплата? // Экономический журнал. 2000. №13.
43.Мазманова, Б.Г. Управление оплатой труда: учеб. пособие для вузов. / Б.Г. Мазманова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.
44.Минин Э. В. Заработная плата: вопросы и ответы: Справочно-методическое пособие. / Э. В. Минин, В.И. Щербаков. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
45.Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для вузов. / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев. - М., 1997.
46.Остапенко, Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. / Ю.М. Остапенко. – М.:ИНФРА – М, 2001. – 199 с.
47.Попов, Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей: Учебник. 2-е изд., доп. и перер. / Л.А. Попов. - М.: Финансы и статистика, 1999.
48.Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. / С.М. Пястолов. – М.: Академический Проект, 2002. – 573 с.
49.Рофе, А.И. Труд: теория, экономика, организация: Учебник для вузов. / А.И. Рофе. - М.: МИК, 2005. - 600 с.
50.Макарьян С.Э., Герасименко Г.П., Макарьян Э.А. Финансовый анализ [Текст] : учеб. пособие. – М. : КноРус, 2009. – 264 с.
51.Переверзев М.П., Лунёва A.M. Основы предпринимательства [Текст]. - М. : Инфра-М, 2009. - 176 с.
52.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст]. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 536 с.
53.Техника финансового анализа [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Л.П. Белых; сост. Э. Хелферт. Пер. с англ. - М. : Аудит, 2010. – 663 с.
54.Финансовый менеджмент [Текст] / Под ред. Е.С.Стояновой. – М. : Перспектива, 2010. – 512 с.
55.Финансы предприятий [Текст] / Под ред. Е.И.Бородиной. – М. : Банки и биржи, 2008. – 319 с.
56.Финансовый менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Е.И. Шохова. – М. : Пресс, 2008. – 408 с.
57.Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов [Текст]. – М. : Дело ЛТД, 2009. – 366 с.
58.Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 367 с.
59.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа [Текст]. - М. : Инфра – М, 2008. – 424 с.
60.Шерстнева Г.С. Финансовая статистика [Текст]. – М. : Эксмо, 2008. – 132
61.Щадилова, С.Н. Расчет заработной платы на предприятиях всех форм собственности: Практическое руководство. Изд. 3-е, перер. и доп. / С.Н. Щадилова. - М.: Дело и сервис, 1998.
62.Экономика и организация труда: Учебное пособие / П.П. Лутовинов, В.И. Колесников, Л.П. Шушарин, Л.Э. Пробст, Н.С. Дёмин; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск, 2006.- 252 с.
63.Экономика труда: Учебное пособие / Под науч. ред. проф. П.П. Лутовинова; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск, 2002. – 228 с.
64.Экономика предприятий [Текст] / Под ред. В.В.Ковалева. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 274 с.
65.Стратегический менеджмент - СПб.: Питер, 007. -240 с.: ил-(серия "краткий курс") под. редакцией М.Б. Шифрин
66.Управление организацией: учебник/ А.А. Огарков. – М.: ЭКСМО, 2006. – 512с. – ("Высшее экономическое образование")
67.Международная экономика: учеб. пособие (Н. Волгина-М.ЭКСМО, 2006.-310с.)
68.Стратегический менеджмент: учебник под редакцией Зайцев Л.Т, Соколова М.И – М.: Экономистъ, 2005.-416с.
69.Экономика фирмы (в вопросах и ответах): под редакцией: Дубровский В.Ж, Чайкин Б.И., Ярин Г.А.: учебное пособие – Екатеринбург: издательство Урал. гос. экономика ун-та, 2004.-356с.
70.Экономика фирмы. Словарь-справочник/ Под ред. В.К. Скмеренко, О.И. Волков – М.: ИНФРА-М, 2000.
71.Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие/ под редакцией проф. А.П. Традова. СПб.: Специальная литература, 1995.
72.Иннoвациoнный менеджмент: учеб. пoсoбие для студ. высш. учеб. заведений/ (К.В. Балдин и др.) – М.: Издательский центр "Академия", 2008.-368с.
73.Иследoвание систем управления: учеб. пoсoбие/ Е.В. Фрейдина; пoд ред. Ю.В.Гусева- Мoсква: Издательствo "Oмега – Л," 2008.-367с. – (Высшая школа менеджмента.)
74.Сетевая экономика: учебник/ И.Стрелец – М. ЭКСМО,2006.-206с.
75.Риск – менеджмента: учебное пособие/ К.Балдин-М.:ЭКСМО,2006.-450с.("Высшее экономическое образование")
76.Экономическая история. История экономических учений: учебник/ Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега – Л, 2006.-384с. – (Высшее экономическое образование).
77.Мировая экономика: Учебник/ Т.Е. Кочергина. – Ростов н/д: Феникс, 2006.-224с.- (Высшее образование).
78.Технология рекламы/ под общей ред. Ф.И. Шаркова. – РИП - Холдинг, 2006. – 215с. – (интегрированные маркетинговые коммуникации).
Электронные ресурсы
1. Портал "WoodBusiness.ru" [Электронный ресурс]: интернет-журнал строительного комплекса. URL: http://www.woodbusiness.ru/
2. Рисковник соm [Электронный ресурс]: профессиональный портал для риск-менеджеров URL: http://www.riskovik.com