Актуальность темы организации деятельности малого предприятия объясняется, в частности, тремя обстоятельствами:
1. Высоким уровнем конкуренции и, следовательно, высокими требованиями к «маневренности» малого предприятия.
2. Низким уровнем маржинального дохода в сфере малого бизнеса, следовательно, сильными ограничениями при распределении средств на управление.
3. Разработка успешных мероприятий по совершенствованию процесса управления на малом предприятии является одним из необходимых условий повышения экономической эффективности деятельности предприятии.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС КЛУБА ООО «ВОСТОЧНЫЙ СТИЛЬ»
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Восточный стиль»
ВВЕДЕНИЕ
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В России по состоянию на 1 апреля 2012 года было зарегистрировано 238,0 тыс. малых предприятий, что на 3,1 % больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 единиц и составило 166,4 единиц. Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 1 квартал 2012 года составил 2 963,0 млрд. рублей, что на 19,6 % превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
...
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ
«В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность трактуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1.
Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов, которые представлены в следующем рисунке.
Рисунок 1- Этапы создания нового предприятия2
В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции:3
- Общеэкономическая функция. Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики: спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.
...
1.1 Обоснование выбора организационно-правовой формы
В соответствие с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.4
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере. Полным является товарищество, участники которого заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников. Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками.
Так же существует смешанное товарищество или товарищество на вере.
...
1.2 Подготовка учредительных документов и процесс регистрации предприятия
Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица.
...
1.3 Формирование организационной структуры и системы управления предприятием
Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
Рисунок 2 - Структура элементов системы управления организацией7
Методология управления включает в себя: цели, задачи, законы и принципы, методы и функции, технологию и практику управленческой деятельности.
Процесс управления представляет систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, а также информационное обеспечение.
Структура управления состоит: из функциональной и организационной структуры, схемы организационных отношений, конкретных схем взаимодействия высших органов управления, а также учета профессионализма персонала.
Техника управления включает в себя: компьютерную и оргтехнику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.
Коробко В.И.
...
1.4 Правовые аспекты организации малого предприятия
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.
...
1.5 Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия
Экономический анализ – это система специальных знаний, связанная с исследованием экономических процессов и явлений в их взаимосвязи, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов.
«Финансовый анализ – часть экономического анализа, представляющая собой систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности. Финансовый анализ – процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности организации с целью выявления резервов повышения ее рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.
Финансовое состояние – уровень сбалансированности отдельных структурных элементов активов и капитала организации, а также уровень эффективности их использования.
...
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Восточный стиль»
ООО «Восточный стиль» – это общество с ограниченной ответственностью, которое является коммерческой организацией, созданное тремя лицами - учредителями, уставной капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Предприятие ООО «Восточный стиль» является юридическим лицом: имеет собственный баланс, обособленное имущество, проданное по договору учредителем на право полного хозяйственного ведения, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном и третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
Центр изучения единоборств и оздоровительных практик ООО «Восточный стиль» – это центр, основная деятельность которого направлена на работу с физическими лицами.
Центр изучения единоборств и оздоровительных практик «Восточный стиль» существует с 2006 года.
...
2.2 Организационная структура предприятия ООО «Восточный стиль»
Аппарат управления центра «Восточный стиль» построен по линейно-организационной структуре.
ООО «Восточный стиль» имеет два филиала. Во главе организации стоит генеральный директор. У каждого филиала свои линейные руководители, которые организуют работу в данном филиале. В подчинение у линейных руководителей, администраторы, тренера, менеджеры, заведующие хозяйством и уборщики. Руководитель наделен следующими полномочиями:
• Управление подчиненными: включает в себя все действия, которые руководитель должен предпринять для того, чтобы сотрудники правильно выполнили весь необходимый объем работ, поставить перед ними цели, задачи и суметь смотивировать подчиненных;
• Контроль над всеми подчиненными: контроль выполнения всех задач, контроль правильности выполнения этих задач, сроков выполнения и так далее.
...
2.3.1Исследование рынка фитнес услуг
Рынок фитнес услуг в России начал свое становление всего около 15 лет назад, когда из США пришла мода на здоровый образ жизни. До тех пор в нашей стране фитнеса, как такового, практически не было – отсутствовали клубы, в которых люди могли заниматься аэробикой, йогой или силовыми упражнениями, не было собственных методик и тренеров. Ситуация изменилась, когда из-за границы, в основном из США, начали приезжать профессиональные тренеры со своими мастер-классами и владельцы фитнес клубов, проводившие бизнес - семинары для тех, кто хотел развивать это направление в России. Так в России взяли на вооружение их опыт, и постепенно в нашей стране начали появляться настоящие фитнес клубы.
Занятия в фитнес клубе сразу же вошли в моду, а карта клуба стала статусным аксессуаром. До сих пор для многих занятия в хорошем фитнес клубе считается очень престижным делом, знаком успеха.
...
2.3.2 Анализ конкурентоспособности и SWOT – анализ предприятия
Основные конкурентные преимущества фитнес центра ООО «Восточный стиль», заключаются в большом спектре услуг, в удобном времени работы фитнес центра с 7.00 до 24.00, а так же работает сильная команда менеджеров и администраторов, которые нацелены на результат.
SWOT – анализ центра «Восточный стиль», представлен в следующей таблице.
Таблица 3 – SWOT – анализ центра «Восточный стиль»23
Сильные стороны:
• Разнообразие ассортимента предлагаемых услуг (уникальные направления тренировок, массаж, сауна, скалодром, батуты);
• Низкий (по сравнению с основными конкурентами) уровень цен;
• Месторасположение (центр г.
...
2.4 Финансово-хозяйственный анализ деятельности предприятия ООО «Восточный стиль»
На основании имеющихся данных дадим оценку деятельности фитнес центра ООО «Восточный стиль».
Проанализируем финансовые показатели фитнес центра, такие как, выручка от реализации, себестоимость проданной продукции, валовая прибыль, расходы предприятия, чистую прибыль, рентабельность продаж, чистую рентабельность и валовую рентабельность. А так же определим абсолютное отклонение и темп прироста.
Таблица 4 – Финансовые показатели фитнес центра24
Показатели
2011 год
2012 год
Абсолютное отклонение, тыс. руб.
Темп прироста, %
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.
5349
6695
1346
25,1
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.
4333
5290
957
22
Валовая прибыль, тыс. руб.
1016
1405
389
38,3
Расходы общие, тыс. руб.
...
3.1.1 Мероприятия по повышению заинтересованности персонала
На основании проведенного кадрового анализа, нами было предложено мероприятие по повышению заинтересованности персонала.
Анализ причин увольнений показал, что зачастую увольняются инструктора, с наиболее низкой квалификационной категорией «инструктор», а так же администраторы клуба.
Причины увольнений сотрудников категории «инструктор»:
• Низкая тарифная ставка заработной платы;
• Занятость в нескольких фитнес клубах;
• Невысокая узнаваемость среди клиентов;
• Невостребованность со стороны клиентов клуба;
• Трудно набираемость постоянных клиентов.
Причины увольнений сотрудников, работающих на должности администратор:
• В основном на эту должность идут девушки в возрасте от 18 до 22 лет, студентки учащиеся на очной и заочной форме обучения.
...
3.1.2 Мероприятия по повышению узнаваемости и прибыльности фитнес клуба
На основании проведенного финансового анализа мы выяснили, что фитнес клуб выделяет немного средств на рекламу, что может являться причиной низкой узнаваемости бренда.
Для улучшения работы фитнес клуб в первую очередь должен поставить перед собой следующие краткосрочные цели:
• Увеличение количества клиентов и повышение прибыли фитнес клуба;
• Повышение уровня известности и узнаваемости торговой марки клуба;
• Улучшение мнения о фитнес клубе и его услугах;
• Информирование потребителей о снижении цен или оказании нового вида услуг;
Для клуба важно проведение хорошей рекламной кампании. Основной результат, который ожидает получить от проведенной рекламной кампании директор фитнес центра – это увеличение узнаваемости торговой марки клуба и увеличение численности клиентских групп.
...
3.1.3 Мероприятия по предотвращению сезонных колебаний фитнес клуба
Проведя финансовый анализ каждого месяца 2012 года, мы выяснили, что выручка организации подвержена сезонным колебаниям. Начиная с мая и почти на весь летний период (время отпусков) она начинает падать.
Таблица 8 – Сравнительная таблица покупок клубных карт30
2011
(кол-во штук)
Общая сума
(тыс. руб.)
2012
(кол-во штук)
Общая сумма
(тыс. руб.)
2013
(кол-во штук)
Общая сумма
(тыс. руб.
...
3.2 Экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий
В сложившейся экономической ситуации эффективность характеризует выживаемость предприятия. Предприятию необходимо не только выжить, но и по возможности повысить свой конечный результат, а именно прибыль. Конечный результат характеризует степень достижения цели или целей, ради которых приводится в движение весь механизм хозяйственной деятельности. Экономические отношения лежат в основе различных отношений между людьми - политических, культурных. Поэтому, конечные финансовые результаты - это, по сути, то, ради чего мы живем и работаем.
Эффективность – сложная экономическая категория и для измерения ее уровня обычно используют обширный перечень разнообразных индикаторов. В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования предприятия - объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, - различают показатели производственной эффективности и показатели финансовой эффективности.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательская деятельность трактуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствие с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г.
Малые предприятия создаются в одной из организационно-правовых форм коммерческих организаций, предусмотренных ГК РФ, либо в организационно-правовой форме предпринимателя без образования юридического лица.
...
Карасева И. М. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / И. М. Карасева, М. А. Ревякина ; под ред. Ю. П. Анискина. — 3-е изд., стер. — М. : Омега-Л, 2008. — 335 с.
22) Кибанов А. Я. Основы управления персоналом : учебник / А. Я. Кибанов ; М-во образования и науки РФ ; Гос. ун-т управления. — М. : ИНФРА-М, 2006. — 303
23) Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. — М. : Проспект, 2007. — 420 с.
24) Коробко В. И. Теория управления : [учеб. пособие для вузов] / В. И. Коробко. — М. : ЮНИТИ, 2009. — 383 с.
25) Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] Туровец О.Г. Родионов В.Б. Бухалков М.И. Глава из книги «Организация производства и управление предприятием» ИД «ИНФРА-М», 2007 – URL:: http://www.cfin.ru/management/manufact/product_process.shtml (дата обращения 20.03.2013)