Содержание…………………………........………………………………………………2
Введение…………………………........………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты понятия коммуникации между сотрудниками организации..........................................................................................................................6
1.1 Коммуникации и их значение в процессе деятельности организации……….....................................................................................................…….6
1.2 Основные этапы и элементы коммуникационного процесса…….…........…....….17
1.3 Коммуникационные сети, их виды……………………........…............................…25
2 Анализ служебных отношений в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России»…………………………………………………..................……..……………...30
2.1 Характеристика ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России».........30
2.2 Анализ этапов коммуникационного процесса в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» ……………………………………..............................................…42
2.3 Коммуникационные барьеры и их значение в работе ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» …………………........………………………….....47
2.4 Пути совершенствования коммуникаций между сотрудниками ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» ……........….…………………..……54
Заключение…………………………..........…………………….………………………..62
Список использованных источников………………..........…………………………….65
Приложение А………………………………………...........…………………………….69
Приложение Б …………………………………….........………....……………………..70
Приложение В …………………………………........…...………………………………71
Приложение Г ………………………………........………...……………………………72
Приложение Д ……………………………........…………………….…………………..73
Таблица 1.4 – Содержание групповых коммуникаций
Вид коммуникации
Пояснение (смысл поведения членов группы)
Предложение
Новое предложение, идея, определенный образ действий
Поддержка или сотрудничество
Отстаивание своей позиции или поддержка идеи коллег, заботящихся об общей идее, миссии, цели группы
Обоснование
Развитие идеи или предложения коллеги
Содействие
Обеспечение надежной информацией всегда готовых к работе членов группы и подталкивающих остальных к достижению высокой производительности
Несогласие
Критика позиции других членов группы
Вызов
Члены группы, для которых свойственны прямота и открытость, оспаривают цели, методы и даже этику группы. Они спорят с лидером. Вдохновляют группу на решения, которым сопутствует тщательно взвешенный риск.
...
Введение
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы.1 Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.
Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.
Один из первых теоретиков организационного поведения Ч. Бернард отмечал, что в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникаций. Позже Д. Кац и Р.
...
1.1 Коммуникации и их значение в процессе деятельности организации
Современный отрезок пути развития коммуникации как социологического, психологического, межкультурного, экономического феномена заставляет взглянуть на этот процесс в первую очередь с точки зрения потребности общественного производства, в котором традиционные факторы (земля, труд, капитал) действуют только при условии эффективного использования коммуникации. Под коммуникациями понимается обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью. В процессе специализации управленческого труда коммуникации выделились в самостоятельный вид профессиональной деятельности, цель которых - формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Достигается эта цель с помощью применения специальных коммуникационных технологий, методов, инструментов, механизмов.7
Коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, а без общения не может быть и группы.
...
1.2 Основные этапы и элементы коммуникационного процесса
Коммуникации по своей природе - это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий.25
Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации --добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют элементы, без которых коммуникационный процесс не может происходить.
По крайней мере необходимо два лица - отправитель и получатель.
Отправитель - это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации.
Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.
Кодирование - перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык коммуникаций.
...
1.3 Коммуникационные сети, их виды
Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом.
Если канал в момент передачи обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.
Сети могут быть открытыми и закрытыми.
Открытой считается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел.37
Виды коммуникационных сетей представлены в Приложении В.
В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана. Однако точка возврата необязательно будет исходной, сообщение может поступить в замкнутую сеть извне.
«Колесо». Вся информация стекается к сотруднику, занимающему центральное положение. Иногда эту сеть называют «звезда». Силовые линии исходят из центра.
...
2.1 Характеристика ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России»
179-й спасательный центр МЧС России (согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации № 701-р от 28.04.2014 г. «О присвоении почетных наименований спасательным воинским формированиям» и на основании Директивы МЧС России № 47-26-3 от 20.05.2014 г.), переименован в Ногинский спасательный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Полное официальное наименование с 05.2014 года: Федеральное государственное казенное учреждение «Ногинский спасательный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», официальное сокращённое наименование ФГКУ «Ногинский СЦ МЧС России»; известен под наименованием в/ч 84411, является первым в Российской Федерации спасательным центром.
...
2.2 Анализ этапов коммуникационного процесса в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России»
В первой главе мы подробно останавливались на этапах и элементах коммуникационного процесса. Этими этапами являются: формирование идеи, кодирование и выбор канала передачи, передача, декодирование, обратная связь. Основными элементами коммуникаций являются: отправитель, сообщение, канал и получатель.
В практике управления фондом, как и других организаций, присутствуют все вышеназванные коммуникационные составляющие. Однако на каждом этапе коммуникационного процесса в отдельно взятой организации есть свои особенности. Рассмотрим эти особенности исходя из элементов, этапов комуникационного процесса, видов коммуникаций присущих ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России».
...
2.3 Коммуникационные барьеры и их значение в работе ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России»
В современной психологии менеджмента выделяют разные типы коммуникативных барьеров. Наиболее распространенные барьеры, встречающиеся в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России», представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Барьеры, встречающиеся в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России»
№ п/п
Вид барьера
Характеристика
1
Барьер непонимания
Фонетический, семантический, стилистический, логический и др. В ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России», встречается в повседневной работе организации (от меньшего к большему).
2
Барьер социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и др.
Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти.
...
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Коܲнстܲитуܲцܲиܲя Россܲиܲйсܲкоܲй Феܲдерܲаܲцܲиܲи, прܲиܲнܲятܲа всеܲнܲароܲдܲнܲыܲм гоܲлосоܲвܲаܲнܲиеܲм деܲкܲабрܲя 1ܲ9ܲ9ܲ3 гоܲдܲа // Иܲнтерܲнет источܲнܲиܲк [ܲРеܲжܲиܲм достуܲпܲа]: //ܲhttps://www.coܲnsuܲltܲaܲnt.ܲru/docuܲmeܲnt/coܲns_doc_ܲLܲAW_ܲ28ܲ3ܲ9ܲ9/
2. Грܲаܲжܲдܲаܲнсܲкܲиܲй коܲдеܲкс Россܲиܲйсܲкоܲй Феܲдерܲаܲцܲиܲи (чܲастܲь перܲвܲаܲя) от 30.11.1ܲ9ܲ94 № 51-ФЗ // Иܲнтерܲнет источܲнܲиܲк [ܲРеܲжܲиܲм достуܲпܲа]: // https://www.coܲnsuܲltܲaܲnt.ܲru/docuܲmeܲnt/coܲns_doc_ܲLܲAW_514ܲ2/
3. Грܲаܲжܲдܲаܲнсܲкܲиܲй коܲдеܲкс Россܲиܲйсܲкоܲй Феܲдерܲаܲцܲиܲи (чܲастܲь вторܲаܲя) от 26.01.1ܲ9ܲ96 № 14-ФЗ // Иܲнтерܲнет источܲнܲиܲк [ܲРеܲжܲиܲм достуܲпܲа]: //ܲhttps://www.coܲnsuܲltܲaܲnt.ܲru/docuܲmeܲnt/coܲns_doc_ܲLܲAW_ܲ90ܲ27/
4. Коܲдеܲкс Россܲиܲйсܲкоܲй Феܲдерܲаܲцܲиܲи об аܲдܲмܲиܲнܲистрܲатܲиܲвܲнܲыܲх прܲаܲвоܲнܲаруܲшеܲнܲиܲяܲх от 30.1ܲ2.ܲ2001 № 1ܲ95-ФЗ // Иܲнтерܲнет источܲнܲиܲк [ܲРеܲжܲиܲм достуܲпܲа]: // https://www.coܲnsuܲltܲaܲnt.ܲru/docuܲmeܲnt/coܲns_doc_ܲLܲAW_ܲ34661/
5. Трудовой кодекс Российской Федерации «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № - 79 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
7. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
9. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (в редакции от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ).
Учебная и научная литература, монографии, статьи
10. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. - Махачкала, ИПЦ Даггосуниверситета, 2012. - 154 с.
11. Алексеев А.А. Громова Л.A. Поймите меня правильно (как найти свой стиль мышления, обрести взаимопонимание с людьми). - СПб., 2013. - 343 с.
12. Бенедиктова В.И. О деловой этике и эстетике. - М., 2014. - 264 с.
13. Бабынина Л.С. Формы стимулирования персонала. Справочник по управлению персоналом. 2014. №8. С. 96.
14. Бахарев А.Р. Как организовать центр внутрифирменных коммуникаций. Справочник по управлению персоналом. 2014. №9. С. 50.
15. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2013. - 248 с.
16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. -- М.: Гардарика, 2012. - 197 с.
17. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д, 2012. - 452 с.
18. Голикова Е.И. Анализ межличностных отношений. Справочник по управлению персоналом. 2014. №7. С. 88.
19. Гохман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 2013. - 358 с.
20. Гришина Н.В. Давайте договоримся. - СПб., 2012. - 378 с.
21. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. - 254 с.
22. Громкова М.Т. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 387 с.
23. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Издательство ЭКМОС, 2012. - 173 с.
24. Джи Б. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение. СПб.: Питер, 2013. (Серия «Теория и практика менеджмента»). С. 54.
25. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. 2-е изд., испр. СПб.: СОЮЗ, 2012. - 357 с.
26. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов- М.: Флинта ФМПСИ, 2013. - 389 с.
27. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации: Учебное пособие. Под ред. д.э.н. проф. Гапоненко А. Л. - М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2013. - 184 с.
28. Израильская Т.В. Как управлять персоналом - пособие для руководителей. Справочник по управлению персоналом. 2014. №4. С. 54.
29. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2012. - 356 с.
30. Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколения: Монография. М.: РАГС, 2012. - 147 с.
31. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 431 с.
32. Лэйхифф Д.М., Пенроуз Д.М. Бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2012. - 369 с.
33. Молл Е.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие. -- М.: Финансы и статистика, 2012. - 245 с.
34. Малов А.А. Построение службы персонала «с нуля». Справочник по управлению персоналом. 2014. №12. С. 68.
35. Моргулис-Якушев С.В. Шесть эффективных методов управления персоналом: что работает в России? Справочник по управлению персоналом. 2014. №4. С. 86.
36. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2011. - 677 с.
37. Практикум по курсу «Управление персоналом». - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011. С. 35.
38. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. -- СПб.: Питер, 2012. - 186 с.
39. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. М.: Изд-во РАГС, 2012. - 394 с.
40. Панасюк А.И. Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия. -- М.: Дело, 2013. - 350 с.
41. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. -- М.: Аспект Пресс, 2012. - 247 с.
42. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшинз для политиков и бизнесменов. - Киев, 2011. - 454 с.
43. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М:. Центр, 2012. С. 127.
44. Ребник С.Б. Деловое общение: Психологические аспекты. - М., 2013. - 376 с.
45. Рюэгг-Шпиорм И., Ахтенхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С.74.
46. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 2011. - 354 с.
47. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
48. Сорока В.А. Нравится ли сотрудникам работать в вашей компании? Справочник по управлению персоналом. 2014. №6. С. 90.
49. Социальное партнерство в трудовых отношениях: Сб. материалов / Сост. П.М. Кудюкин. - СПб.: СЗКЦ, 2011, С.3.
50. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питр, 2013. - 546 с.
51. Форминовская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2011. - 269 с.
52. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. -- СПб.: Питер, 2014. - 176 с.
53. Чернышов В.Н., Двинин А.Л. Человек и персонал в управлении. -- СПб.: Энергоатомиадат, Санкт-Петербургское отделение, 2011. - 186 с.
54. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. -- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2013. - 341 с.
55. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2013. - 278 с.