ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…31. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Понятие, виды и причины банкротства предприятий…………………….5
1.2 Сущность антикризисного управления…………………………………...12
1.3 Порядок и последствия введения внешнего управления……………..…16
1.4 Управление должником в ходе внешнего управления…………………20
1.5 Меры по восстановлению платежеспособности должника………….…27
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «СВЯЗНОЙ»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Связной»………………………………..50
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Связной»……54
2.3 Оценка потенциального банкротства…………………………………….70
3. ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «СВЯЗНОЙ»
3.1 План внешнего управления………………………………………………..76
3.2 Предложения по выводу предприятия из кризисного
финансового состояния…………………………………………………………79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….94
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...97
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….99
1.1 Понятие, виды и причины банкротства предприятий
Банкротство предприятий – новое явление для современной российской экономики, осваивающей рыночные отношения. В дореволюционной России это явление было известно, существовало и законодательство о несостоятельности, но традиции применения процедуры банкротства практически утрачены. Между тем, отечественная экономика содержит немало предпосылок для банкротства или несостоятельности хозяйствующих субъектов. В настоящее время нормативная база в этой области разрабатывается и совершенствуется.
С 1 марта 1993 года действовал Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992г., был принят ряд постановлений Правительства РФ, создан специальный орган – Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе, которое получило право возбуждать в отношении госпредприятий дела о несостоятельности.
С 1 марта 1998 г.
...
1.2 Сущность антикризисного управления
Переход от плановой экономики к рыночной поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм.
Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющим предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент», а в отечественной литературе – «антикризисное управление».
Под антикризисным управлением понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации, а также предотвращение проявления кризисной ситуации.
...
1.3 Порядок и последствия введения внешнего управления
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Определение о продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.
С даты введения внешнего управления наступают такие последствия:
• прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
• внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить ему перейти на другую работу;
• прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
...
1.4 Управление должником в ходе внешнего управления
Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. До даты его утверждения арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника. Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению. Определение может быть обжаловано. Обжалование определения об утверждении внешнего управляющего не влечет приостановления его исполнения.
Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего по его заявлению. Определение арбитражного суда об освобождения внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
...
1.5 Меры по восстановлению платежеспособности должника
1) Продажа предприятия должника. Под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее - предприятие). Объектом продажи могут служить также филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица.
Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.
...
2.1 Краткая характеристика ОАО «Связной»
ОАО «Связной» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, имеет право осуществлять туроператорскую, турагентскую деятельность, а так же экскурсионную деятельность.
В целях защиты туриста от неправомерных действий, которые могут совершить туристские фирмы каждая туристская фирма обязана пройти лицензирование и сертификацию.
Сертификация услуг – это процедура подтверждения соответствия стандартам и требованиям квалификационного уровня работников туристской сферы и туристских услуг. В данный момент сертификация носит добровольный характер. Хотя довольно часто отсутствие сертификата приводит к потере клиента. Сертификат выдается на три года и не применяется при обязательной сертификации.
У организации имеется сертификат соответствия. Сертификат выдан на туристские и экскурсионные услуги.
...
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Связной»
Общий анализ финансового состояния
Менеджеры туристской организации, собирающиеся расширять свою деятельность и привлекать финансовые ресурсы, должны уметь определять и проводить финансово-экономическую стратегию развития на несколько лет. Анализ финансово-хозяйственного состояния организации за ряд лет является определяющим при работе как с российскими, так и с иностранными инвесторами. Даже при наличии прекрасных деловых предложений, дающих в перспективе хороший экономический эффект и имеющих спрос на рынке, серьезные российские и иностранные инвесторы не будут работать с организациями, имеющими низкие финансовые показатели на текущий момент или негативную тенденцию изменения последних.
Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия. Также основной целью является эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
...
2.3 Оценка потенциального банкротства
Располагая широким арсеналом средств по прогнозированию возможного банкротства предприятия финансовый анализ позволяет не только выяснить, в чем заключается конкретная «болезнь» предприятия-должника, но и заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.
Финансовый анализ следует проводить, используя «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», утвержденные распоряжением Федерального управления по делам и несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р.
Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся с использованием таких показателей, как коэффициент ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами.
...
3.1 План внешнего управления
Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы к реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных Законом.
...
3.2 Предложения по выводу предприятия из кризисного финансового состояния
Должник заявил ходатайство о назначении внешнего управления имуществом, представив мероприятия по оздоровлению финансового состояния, осуществление которых, по мнению учредителей и руководителя предприятия, должны были привести к восстановлению платежеспособности.
1. В процессе анализа финансового состояния предприятия было выявлено, что у организации нет собственных средств для покрытия запасов, поэтому предприятие пользуется привлеченными средствами, а вследствие этого увеличивается кредиторская задолженность перед третьими лицами. Чтобы этого избежать необходимо:
– прибыль, оставшуюся в распоряжении у предприятия использовать целенаправленно, т.е.
...
Общий анализ финансового состояния
Менеджеры туристской организации, собирающиеся расширять свою деятельность и привлекать финансовые ресурсы, должны уметь определять и проводить финансово-экономическую стратегию развития на несколько лет. Анализ финансово-хозяйственного состояния организации за ряд лет является определяющим при работе как с российскими, так и с иностранными инвесторами. Даже при наличии прекрасных деловых предложений, дающих в перспективе хороший экономический эффект и имеющих спрос на рынке, серьезные российские и иностранные инвесторы не будут работать с организациями, имеющими низкие финансовые показатели на текущий момент или негативную тенденцию изменения последних.
Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия. Также основной целью является эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнее управление вводится арбитражным судом по отношению к коммерческой организации-должнику с целью восстановления ее платежеспособности. Внешнее управление выражается, прежде всего, в передаче полномочий по управлению лицу, утвержденному собранием кредиторов организации-должника и назначенному арбитражным судом. Внешнее управление вводится на 12 месяцев, но может быть продлено еще на 6 месяцев. С момента начала внешнего управления устанавливается мораторий, как на удовлетворение требований кредиторов, так и по обязательным платежам. Но этот критерий не касается выплат по зарплате, вознаграждений по авторским договорам, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. При внешнем управлении может быть осуществлено перепрофилирование производства, закрытие убыточных производств, цехов, участков, продажа части имущества и т. п. Принимаются меры по ликвидации дебиторской задолженности, в т. ч. путем продажи прав требований.
...
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98 (в ред. Приказа МФ РФ № 107н от 30.12.99)).
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.2002 г. № 127-ФЗ.
3. Абрютина М.С. Экономика предприятий: Учебник. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004. – 528 с.
4. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина, Теория и практика антикризисного управления. / Учебник для вузов /Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: ЮНИТИ, 2007.-452 с.
5. Г.П. Иванов, Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению /Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, 2006.-430 с.
6. Ермолович Л. Л., Сивчик Л. Г., Толкачёв Г. В., Щитникова И. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под общей ред. Л. Л. Ермолович – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576с.
7. Карелина С.А. «Правовое регулирование несостоятельности» / учеб.-практ. пособие :Волтерс Клувер, 2007.-360с.
8. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М.: Финстатинформ, 2004. – 157с.
9. Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – 196 с.
10. Ковалёв В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М.: ПБОЮЛ Захаров М. А., 2001. – 424 с.
11. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 463с.
12. Коротков Э.М., Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФА-М, 2005. – 432 с.
13. Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». – Журнал «Право и экономика» №7 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 2003.- с. 18.
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб.и доп.. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 512 с.
15. Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и ко», 2005. – 352 с.
16. Свиридов А.К. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти// Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 4.
17. Свит Ю. Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства// Российская юстиция. - 2004. - № 3.
18. Банкротство предприятий /Сборник нормативных документов с комментариями. - М.: Бизнес-информ, 2001.
19. Хозяева Н.А. «Как не допустить банкротство» / учеб.для вузов: Москва, 2005.-235с.
20. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: ЭКМОС, 1997.-231 с.
21. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. _ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 639с.
22. Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко; под ред.проф. Т.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 384с.
23. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 408с.
24. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2003. – 592с.
25. Экономика предприятий: Учебкик / В.И.Титов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.