Введение
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современных условиях развития рыночной экономики обострение уровня конкуренции и повышение цен заставляют отечественные фирмы всерьез задуматься по вопросу снижения затрат. Как видно из большого количества исследований ученых, порядка половины резервов находятся в закупочной сфере. Остальную половину можно увидеть в управлении, организации производственного процесса, в логистике и прочих сферах деятельности. То есть можно сказать, что основной резерв находится именно в оптимизации закупки. Но при этом руководители регулярным образом упускают из виду один значимый момент - непосредственных поставщиков. В России не так давно был проведен опрос нескольких сотен закупщиков крупных и средних фирм, которые работают в России. Результаты опроса показали, что системное управление базой поставщиков почти не применяется в российских компаниях для роста уровня эффективности коммерческой деятельности.
Практикой доказано, что самой эффективной выступает экономия во всей цепочке поставки, а не на производственном этапе. Успех деятельности в сфере закупок состоит в установлении и снижении уровня затрат, а это способствует компании увеличить собственное влияние и доверие в отношениях с партнерами. В связи с этим достаточно успешные модели по снабжению и закупкам должны стать частью стратегического развития компании.
Тема «Разработка комплекса мер по совершенствованию коммерческой деятельности в условиях кризиса» выступает достаточно актуальной, потому что значение снабжения и сбытовой деятельности далее будет все более и более актуальным для эффективности коммерческой деятельности отечественных компаний.
В современных условиях экономики благополучие и коммерческий успех субъекта хозяйствования находятся в зависимости от того, насколько эффективной была его деятельность, и она должна ориентироваться только на ведение хозяйствования с прибылью, потому что субъект экономики несет всю полноту ответственности экономического характера за собственные решения и действия. Сама организация связей хозяйственного характера с поставщиками товаров занимает особо важное место среди всех инструментов коммерческой деятельности субъекта хозяйствования, потому что данная система представляет совокупность форм, способов и рычагов взаимодействия его с потребителями продукции (работ, услуг), которая выражена в основной деятельности по формированию ассортимента выпускаемой продукции.
Все проводимые операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими для достижения высокого уровня экономической эффективности деятельности субъекта хозяйствования торговой сферы связаны, прежде всего, с рационализацией им хозяйственных связей с поставщиками, которые способствуют планомерности экономического развития, сбалансированности спроса и предложения, своевременности поставки продукции потребителям. В связи с этим в каждой организации должна проводиться работа по исследованию и поддержанию необходимых хозяйственных связей с поставщиками.
Актуальность совершенствования организации закупок состоит в том, что эффективность построения закупочной деятельности выступает в качестве одного из важнейших условий успешной деятельности фирмы. Развитие отношений рыночного характера определяет новые рыночные условия ее организации. Рост цен, неплатежи и прочие явления кризисного характера вынуждают компании изменять собственную политику по отношению к снабжению, изыскивать новых, гораздо более надежных поставщиков, более дешевое, однако при этом и одновременно качественное сырье и материалы, исследовать проблему повышения уровня эффективности их использования. В связи с этим для компании все возможные способы построения рациональной закупочной деятельности, которая включает в себя закупки, поставку материалов и сырья, складирование, запуск данных средств в производство, приобретают все большую значимость.
Целью данной дипломной работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности субъекта экономики.
Указанная цель обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:
- представить понятие и особенности деятельности посреднических предприятий;
- охарактеризовать коммерческую деятельность в современных условиях;
- раскрыть особенности формирования товарного ассортимента;
- рассмотреть краткую характеристику предприятия;
- представить общую характеристику коммерческой деятельности торгового предприятия;
- определить рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.
Предметом исследования данной дипломной работы выступает формирование элементов коммерческой деятельности предприятия.
Объектом в данном исследования является ООО «СОЛНЕЧНЫЙ», занимающееся оптовой продажей непродовольственных товаров.
Информационной базой выполнения работы выступили: бухгалтерская отчетность ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» за 2012-2014 гг., сведения управленческого учета исследуемой организации.
В качестве методологической базы исследования выступили труды ученых, которые посвящены вопросам управления закупочной деятельностью субъектов хозяйствования, были использованы различные источники: законодательная, научная, учебная, учебно-методическая литература, монографии, сборники статей, журнальные публикации.
Практическая значимость результатов исследования в дипломной работе состоит в том, что они будут полезны в практической деятельности руководителям и экономистам субъекта хозяйствования.
Цель, задачи, а также предмет исследования предопределили логику изложения и структуру данной дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работы представлены понятие и особенности посреднических предприятий, характеристика коммерческой деятельности и особенностей формирования товарного ассортимента в современных условиях.
Во второй главе дипломной работы «проведена оценка и анализ ведения коммерческой деятельности торгового предприятия, представлена роль товарных запасов в ее организации.
В третьей главе дипломной работы исследованы возможные направления совершенствования коммерческой деятельности предприятия и проведена оценка их эффективности.
Заключение содержит основные выводы по проведенному исследованию.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности компаний 5
1.1. Экономическая сущность и характеристика коммерческой деятельности 5
1.2. Оптово-посреднические организации в условиях современной экономики 5
1.3. Формирование ассортимента товаров в коммерческой деятельности 5
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» 5
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании 5
2.2. Анализ управления предприятием 5
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 5
2.4. Анализ организации коммерческой деятельности 5
2.5. Оценка эффективности коммерческой деятельности компании 5
3. Разработка комплекса мер по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» 5
3.1. Основные направления повышения эффективности коммерческой деятельности 5
3.2. Обоснование путей увеличения прибыльности коммерческой деятельности 5
3.3. Оценка эффективности представленных рекомендаций 5
Заключение 5
Список литературы 5
Приложения 5
Заключение
В данной дипломной работе представлены основы совершенствования коммерческой деятельности на примере ООО «СОЛНЕЧНЫЙ».
Все осуществляемые операции по организации процессов торгово-оперативного характера и управлению ими с целью достижения высокого уровня экономической эффективности функционирования субъекта эконо-мики торговой сферы, прежде всего, связаны с рационализацией им с по-ставщиками хозяйственных связей, которые способствуют планомерности развития экономического характера, сбалансированности уровней спроса и предложения, своевременности поставки потребителям продукции. По дан-ной причине, в каждой компании должна быть проведена работа по исследо-ванию и поддержанию необходимых хозяйственных связей с поставщиками, а также с покупателями.
Правильным образом организованные оптовые закупки предоставляют возможность формирования необходимого торгового ассортимента товаров с целью снабжения населения или розничной сети торговли, осуществлять оп-ределенное воздействие на производителей товаров согласно требованиям покупательского спроса, обеспечивают эффективность работы торговой ком-пании.
Ведение коммерческой работы по оптовым закупкам товаров в услови-ях рыночных отношений должно базироваться на принципах современного маркетинга. При помощи методов маркетинга работники коммерческой службы, руководители, менеджеры торговых компаний получают необходи-мые сведения о том, какого рода изделия и в связи с чем желают приобретать потребители, о ценах, которые являются готовыми заплатить потребители, о том, в какого рода регионах спрос на данные изделия будет наиболее высо-ким, где сбыт или закупка продукции могут приносить самую большую сум-му прибыли. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотным образом организованная закупочная деятельность ведет к совершенствованию показа-телей коммерческой деятельности торговой компании.
Во второй главе был осуществлен анализ организации коммерческой деятельности. В качестве объекта исследования в дипломной работе высту-пило ООО «СОЛНЕЧНЫЙ», которое занимается оптовой реализацией това-ров садово-огородного ассортимента.
Все закупки в компании осуществляются отдельно взятым звеном - отделом закупок. Начальником отдела закупок организуется работа отдела закупок, в частности, по основным направлениям эксклюзивных поставок (работа с представителями зарубежных компаний-производителей) и обычных товаров (отечественных товаропроизводителей).
Чтобы провести закупку нужного товара, коммерческим работникам приходится постоянно осуществлять анализ объявлений рекламного характе-ра, в том числе и поставщиков-посредников, с предложениями по оптовой продаже товаров. Оптимальному поиску поставщиков товаров способствует вместе с тем посещение выставок новых товаров, ярмарок и рынков оптовых и бирж товарных.
Отношения между ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» и поставщиками могут быть характеризованы так: свободой выбора партнера, контрагента по закупке то-варов: большим количеством источников закупки (поставщиков); возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием про-цессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией постав-щиков; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоя-тельностью и предприимчивостью коммерсанта при проведении закупки то-варов.
Никаких расчетов нормативов и учета запасов в ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» не производится. Кладовщиком определяется уровень запаса только по ориентации на собственный опыт.
Увеличение товарных запасов ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» на начало 2014 года и поступления товаров оказало положительное влияние на увеличение оборота торговли и составило 3598,4 тыс. руб. Прочее выбытие и запасы товаров на конец года в 2014 году вызвали уменьшение оборота на 1295,8 тыс. руб. В 2014 году оборачиваемость товарных запасов ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» замедлилась на 8,19 дня, а скорость обращения сократилась на 0,93 оборота. Потери объема продаж в сумме в результате замедления оборачиваемости составили 1165,4 тыс. руб.
Конкурентный анализ ассортиментной политики показывает, что самый глубокий и широкий ассортимент компьютеров представлен ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» и «Флора». Другие три торговых компании незначительным образом уступают собственные конкурентные позиции по критерию «ассортимент». 1-я ассортиментная позиция лучше всего представлена ООО «СОЛНЕЧНЫЙ», «Поиск плюс» и «Цветы». 3-я ассортиментная позиция – ООО «ФРЭДЖАЙЛ КОМПАНИ». Самый высокий балл по 4-й ассортиментной позиции получило ООО «Флора», а по 5-й позиции та же компания «Цветы» и исследуемое ООО «СОЛНЕЧНЫЙ».
Ассортимент 2-й позиции менее привлекательным оказался у ООО «ФРЭДЖАЙЛ КОМПАНИ»» - 4,5 баллов, у остальных торговых компаний поставлен одинаковый балл – 4,8. По 6-й и 7-й ассортиментным группам в качестве лидера считается ООО «Цветы».
В связи с этим, можно рекомендовать на основе проведенного анализа компании рассматривать разного рода мероприятия для улучшения процесса управления запасами:
- проводить анализ процесса ценообразования в компании;
- постоянно осуществлять совмещенный АВС- и XYZ – анализ;
- составлять прогноз продажи по группам товаров;
- делать лучше сбытовую политику посредством усиления рекламы, разного рода способов стимулирования сбыта: опросы клиентов, разные подарки и т.д.
С целью осуществления предложенных рекомендаций ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» были рекомендованы мероприятия:
- создание службы конкурентной разведки – эффект составил 250,7 тыс.руб.;
- оптимизация затрат – эффект составил 163 тыс.руб.;
- составление прогнозов показателей торговой деятельности – совокупный эффект в размере 2465,6 тыс.руб.
Разработанные мероприятия имеют определенную экономическую эффективность. Помимо экономического эффекта рассматриваемая компания сможет сделать выше уровень собственной конкурентоспособности и улучшить коммерческую деятельность, а со стороны покупателей будет обеспечен высокий социальный эффект ввиду удовлетворения потребностей по приемлемой цене.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 14.11.2013 г.).
3. Налоговый кодекс РФ. – СПб.: Питер, 2012. – 672с.
4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (в ред. 28.12.2013 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011 г. (в ред. от 02.07.2013 г. №160-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Агарков А.П., Голов Р.С., Теплышев В.Ю., Ерохина Е.А. Экономика и управление на предприятии: Учебник. – М.: Дашков и К, 2013. – 400с.
7. Акимова Е.Е. Лучший учебник по продажам. – М.: Речь, 2010. – 253с.
8. Арустамов Э.А. Основы бизнеса: Учебник. – М.: Дашков и К, 2015. – 232с.
9. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. -180с.
10. Байбарина Т.И., Кузьменко В.А., Кожухова Г.Н. Маркетинг в торговле. – М.: Издательство Гревцова, 2012. – 255с.
11. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2011. – 224с.
12. Богатин Ю. В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 191с.
13. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Как управлять ассортиментом. – СПб.: Питер, 2011. – 432с.
14. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 365с.
15. Бурдаева Е.С. Коммерческие закупки: взгляд изнутри. – СПб.: Питер-Юг, 2010. – 336с.
16. Васильев Г.А., Романов А.А., Поляков В.А. Маркетинг торгового предприятия: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – 160с.
17. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 288с.
18. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 692с.
19. Иванов Г.Г. Экономика торговли. – М.: Академия, 2010. – 320с.
20. Иванова М.Б., Иванов М.Ю. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2011. – 97с.
21. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – Минск: Новое знание, 2009. – 512с.
22. Логинова Е.В., Корнилов С.Н. Основные показатели, характеризующие закупочную логистику и ее эффективность // Чернова Д.В. Логистизация товародвижения вторичных черных металлов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – Самара, 2013. - №99. – С.63-68.
23. Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Таипова Э.Х Экономика предприятия торговли и общественного питания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 416с.
24. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник для стундентов учреждений среднего профессионального образования. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2013. – 452с.
25. Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: Дашков и К, 2013. – 500с.
26. Пешкова Т.А., Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. – М.: Альфа-М, 2010. – 224с.
27. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 248с.
28. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Academia, 2013. – 384с.
29. Семенихин В.В. Торговля. Энциклопедия. – М.: ГроссМедиа; Росбух, 2010. – 1140с.
30. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг торговли: Учебник. – М.: Дашков и К, 2013. – 750с.
31. Соколова Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384с.