Введение
В 17– 18 столетиях понятие кризис стало применяться и в отношение к процессам, которые происходят в обществе, как то военные, политические кризисы, при этом использовалось почти не измененное значение кризиса, взятое из медицины.
И, наконец, в 19 веке значение перешло в экономику. “Классическое” экономическое понятие кризиса, которое было сформировано в то время, означает нежелаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. Но данное определение не учитывает различных схем, стадий развития и функционирования экономики. Поэтому “классическое” определение кризиса было заменено более многозначным понятием «экономический кризис». Об экономическом кризисе по определению А. Мечлана речь идет в том случае если “возникает не желаемое, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики”. Вернер Зомбарт (немецкий экономист, социолог и социальный философ, годы жизни 1863- 1941гг.) определяет экономический кризис как “экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни и действительности”. В микроэкономике используется понятие “кризис предприятия”. В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.
В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России преобладает точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.
Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис - это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности[15, c. 210].
Таким образом, проблема изучения кризиса, его глобального значения и значения на уровне предприятия является актуальной, оставаясь предметом исследования ученых-экономистов на современном этапе развития.
Целью данной работы является разработка и применение диагностического инструментария для выявления репутационного кризиса на примере компании ООО «Ойшо СНГ».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
обобщить сущность антикризисной стратегии;
изучить теоретические аспекты репутационного кризиса;
определить сущность антикризисного паблик рилейшнз;
описать виды диагностического инструментария в антикризисном управлении;
разработать диагностический инструментарий антикризисного паблик рилейшнз для корректировки кризиса репутации у ООО «Ойшо СНГ».
Содержание
Введение 2
1. Кризис как объект антикризисного управления 4
1.1. Виды кризисов 4
1.2. Сущность антикризисного регулирования 11
1.3. Особенности репутационного кризиса 17
2. Методические подходы к проведению диагностики кризисного состояния организации 21
2.1 Виды инструментария антикризисного регулирования 25
2.2 Специфика антикризисного паблик рилейшнз (хар-ка различных общественных групп, мнение которых учитывается при оценке) 29
2.3 Инструменты антикризисного паблик рилейшнз 33
3. Анализ кризисной ситуации с помощью диагностического инструментария антикризного паблик рилейшнз на примере ООО «Ойшо СНГ» 37
3.1. Краткая информация о компании 37
3.2. Диагностика состояния 39
3.3. Корректировки 42
Заключение 47
Список литературы 49
Заключение
Во многих случаях предпосылки кризиса вызревают внутри компании в следующих случаях:
1. Все отношения усложняются в преддверии того момента, когда надо отчитываться перед акционерами. Всегда есть группы недовольных. С ними надо активно работать, выстраивая взаимоотношения.
2. Особую осторожность следует проявлять в периоды реорганизаций в компании, при принятии непопулярных мер (увольнении работников или продаже активов компании).
3. Если на предприятии число «удобных сотрудников» (люди, с которыми вам, прежде всего, комфортно, и неважно, что они посредственные специалисты) преобладает над числом «сотрудников для работы» (профессионалы, которых нелегко удерживать, мотивировать, которые готовы спорить, если считают предлагаемый путь решения неверным), то это тревожный симптом.
Очень опасными факторами в данном случае являются:
нечеткая структура подчинения и распределения ответственности;
переполненность и незаполненность функциональных позиций;
применение западных механизмов стимулирования сотрудников, неадекватных российской действительности;
нарушение обмена информацией в компании и возникновение «пропасти» между руководством и сотрудниками и т.д.
В такой ситуации достаточно «одной искры» извне — изменения экономической ситуации или появления негативной публикации, — чтобы «взорвать» компанию изнутри. Внешнее напряжение передается коллективу, и начинается разрушительный процесс.
В ходе нашего исследования были предприняты попытки изучить особенности появления и развития кризиса в компании. Для этого были выполнены следующие задачи:
обобщена сущность антикризисной стратегии;
изучены теоретические аспекты репутационного кризиса;
определена сущность антикризисного паблик рилейшнз;
описаны виды диагностического инструментария в антикризисном управлении;
разработан диагностический инструментарий антикризисного паблик рилейшнз для корректировки кризиса репутации у ООО «Ойшо СНГ».
Таким образом, основная цель исследования, которая заключалась в рассмотрении возможности разработки и применения диагностического инструментария для выявления репутационного кризиса на примере компании ООО «Ойшо СНГ» была достигнута.
Список литературы
1. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2005. - 620 с.;
2. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Я.Захарова, А.О.Блинова, Д.В.Хавина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 287 с.;
3. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. - 328 с.;
4. Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С Антикризисное управление: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2007. - 432 с.;
5. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений», 2006. - 476 с.;
6. Булатов А.С. Экономика. - М.: Юристъ, 2006. - 512 с. ;
7. Виссарионов А. «Уроки кризиса» // Экономист, 2009, №2, с.15-22;
8. Горевский А.С., Коваленков С.С. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 412 с.;
9. Горелов Н. А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. - СПб, 2006. - 352 с. ;
10. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2006. - 104 с.;
11. Долан Э. Дж., Макроэкономика - М.: ИНФРА - М, 2007. - 254с.;
12. Донцова Л.В., Никифоров Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. - М: Издательство «Дело и Сервис», 2007. - 144 с.;
13. Донцова Л.В., Никифоров Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 336с.;
14. Ковалев В.В., Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 12 - 23 с.;
15. Казаков А.В., Минаева Н.А., Экономика - М.: ЮНИТИ, 2008. - 448 с.;
16. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник - М.: Инфра-М, 2006. - 465 с.;
17. Курс экономической теории под ред. М. Чепурина, Е. Киселевой- М.: Инфра-М, 2009. - 325 с.;
18. Макроэкономика: основы экономической теории, под ред. Андреева С. И. - М.: Инфра-М, 2007. - 348 с.;
19. Чернявский А.Д. Антикризисное управление: учеб. пособие. -М.: МАУП, 2008.- 280с.;