Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты изучения малого предпринимательства 5
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства 5
1.2 Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства 9
1.3 Направления государственной поддержки развития малого предпринимательства 13
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства в России 18
2.1 Состояние малого предпринимательства в экономике России и Ленинградской области 18
2.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Проблемы развития малого предпринимательства в России 31
2.3 Государственные меры по развитию малого предпринимательства на современном этапе 34
Глава 3. Государственная поддержка малого бизнеса в Ленинградской области на примере ООО "ПКФ ЭКОХИМ" 44
3.1 Краткая характеристика ООО "ПКФ ЭКОХИМ" 44
3.2 Анализ состояния, развития малого предпринимательства и пути совершенствования на примере ООО “ ПКФ ЭКОХИМ” 46
3.3 Проблемы развития и предложения, основанные на государственной поддержке и направленные на улучшение состояния малого предпринимательства 53
Заключение 60
Список использованной литературы 63
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, реализованная субъектами рыночной экономики по определенным критериям, устанавливающих сущность положений.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства [1].
...
1.2 Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства
Политика государства в сфере развития малого бизнеса в РФ представляет собой часть социально-экономической политики государства и является совокупностью образовательных, информационных, консультационных, социальных, экономических, политических, правовых, организационных и других мер, которые осуществляются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами самоуправления местного уровня и направлены на обеспечение реализации принципов и целей, которые установлены законом. [29, с.
...
1.3 Направления государственной поддержки развития малого предпринимательства
Государственная политика развития малого бизнеса в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность социальных, экономических, политических, правовых, консультационных, информационных, организационных, образовательных и иных мер, предпринимаемых органами власти, направленных на достижение принципов и целей государственной политики.
Источники поддержки: денежные средства и имущество, принадлежащее федеральному или региональному бюджету, привлеченные средства от сторонних лиц.
Охарактеризуем главные формы поддержки малых фирм государством в РФ:
1) Финансовая поддержка субъектов малого бизнеса.
...
2.1 Состояние малого предпринимательства в экономике России и Ленинградской области
Значимость малого предпринимательства растет в современных условиях экономического развития на уровне локальной, региональной экономики. Большая свобода действий, инновационность, гибкость, высокая производительность и оборачиваемость собственного капитала - преимущества потенциала малого предпринимательства. Несмотря на ряд трудностей, малый бизнес в России успешно развивается, решая как социальные и научно-технические проблемы, так и экономические. [14, с. 47]
По основным видам деятельности малые предприятия разделяются на коммерческие, инновационные и производственные. На текущий момент основная доля малых фирм действуют в коммерческой сфере (посредничество, торговля), так как она характеризуется небольшими объемами начального капитала, большей скоростью оборота активов и более высокой прибылью, при этом от руководителя не требуется специальная профессиональная подготовка.
...
2.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Проблемы развития малого предпринимательства в России
В целом можно назвать следующие факторы, сдерживающие развитие индивидуального предпринимательства в России [5, с. 74]:
1. Ориентация государственных программ поддержки малого бизнеса в первую очередь на юридические лица-малые предприятия;
2. Кризис оказал значительное негативное влияние на индивидуальное предпринимательство в стране по сравнению с малыми предприятиями - юридическими лицами, поэтому многие индивидуальные предприниматели просто прекратили свою деятельность;
3. Повышение ставок страховых тарифов на индивидуальных предпринимателей, что также привело к сокращению их числа.
В России в настоящее время малый бизнес еще не занял своего естественного экономического места. Как показывает анализ, проведенный представителями общественной организации «Опора России», это связано с несколькими причинами: [16, с. 51]
В 2017 г.
...
2.3 Государственные меры по развитию малого предпринимательства на современном этапе
Главная цель государственной поддержки малого предпринимательства на территории РФ – улучшение уровня жизни и увеличение стабильного пополнения бюджетных фондов.
На рисунке 7 представлена схема инфраструктуры, на которой отражены элементы инфраструктуры и их объекты.
Рисунок 7 – Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. [3, с. 84]
Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес - услуги со стороны предпринимателей растет.
Перед предоставлением поддержки на развитие и поддержание бизнеса, территориальные государственные органы проводят детальный анализ состояния организаций малого бизнеса: проводится оценка трудовых, материальных и финансовых ресурсов, социальное влияние, планы на развитие, конкурентоспособность и др.
...
3.1 Краткая характеристика ООО "ПКФ ЭКОХИМ"
ООО "ПКФ ЭКОХИМ" зарегистрировано по адресу: 199178, г Санкт-Петербург, набережная Реки Смоленки, дом 33-А, офис 40-н.
Генеральный Директор - Мамичева Светлана Олеговна.
Основным видом экономической деятельности является "торговля оптовая химическими продуктами". Также ООО "ПКФ ЭКОХИМ" работает еще по 8 направлениям:
- производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки;
- деятельность агентов по оптовой торговле промышленными и техническими химическими веществами, удобрениями и агрохимикатами;
- торговля оптовая прочими бытовыми товарами;
- торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения;
- торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;
- торговля оптовая прочими промежуточными продуктами;
- торговля оптовая неспециализированная;
- деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.
...
3.2 Анализ состояния, развития малого предпринимательства и пути совершенствования на примере ООО “ ПКФ ЭКОХИМ”
Стратегия и тактика финансового управления предприятием, предупреждения и предотвращения финансовых затруднений обязательно состоят из разработки принципов управления оборотным капиталом в качестве наиболее мобильной доли имущества, дающей возможность быстрого реагирования на сигналы внешней среды, а также изменения внутренней ситуации.
В ООО «ПКФ ЭКОХИМ» возникает необходимость эффективного управления СОС к обеспечению:
• рационального применения ресурсов организации в основной деятельности хозяйственного характера;
• оперативного выявления ликвидности организации, а также своевременного погашения задолженностей.
Основная задача управления оборотными средствами в ООО «ПКФ ЭКОХИМ» состоит в поддержании уровня оборотных средств, обеспечивающего извлечение максимальной прибыли при допустимых показателях финансового риска и ликвидности.
...
3.3 Проблемы развития и предложения, основанные на государственной поддержке и направленные на улучшение состояния малого предпринимательства
Малый бизнес в России имеет ряд особенностей, сдерживающих развитие малого предпринимательства. К ним можно отнести: несовершенство налогового законодательства, юридическая незащищенность малого предпринимательства, политическая и социальная обстановка в стране, нестабильность законодательства, повышение стоимости импортной продукции, низкий платежеспособный спрос населения. Особая роль отводится государству: поддержка предпринимательства должна носить комплексный и стратегический характер и стать национальным приоритетом.
В 2018 г. в Ленинградской области продолжается работа по стимулированию малого бизнеса.
...
Заключение
В представленной выпускной квалификационной бакалаврской работе проведено исследование проблемы деятельности субъекта малого предпринимательства – ООО «ПКФ ЭКОХИМ».
В первой главе были определены роль малого предприятия для экономики страны и представления о том, чем такое предприятие отличается от более крупных компаний. Сфера малого предпринимательства состоит из самых разнообразных предприятий, которые действуют главным образом на региональных рынках и непосредственно связаны с массовым потребителем их услуг и товаров. В связи с небольшими размерами таких компаний их технологическая, производственная и управленческая гибкость дает им возможность своевременно и точно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рыночной экономики. На сегодняшний день доля малых компаний в Российской Федерации составляет порядка 40% от общего количества предприятий. Причем важно отметить, что в нашей стране малых предприятий умирает существенно больше, чем создается новых.
...
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2018 г.
Монографическая литература
2. Абитова В.С. Регулирование деятельности малого бизнеса в России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (49), с. 5-8.
3. Авилов В.В., Курамшин К.С. Малое инновационное предпринимательство как элемент поступательного развития экономики // Управление устойчивым развитием. 2016. № 4 (05), с. 6-14.
4. Александрина Ю.Н. Оценка эффективности гос. поддержки малого бизнеса в аспекте формирования инновационно-производственной структуры МСП // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №6. С. 13-20.
5. Александрина Ю.Н. Специфика системы поддержки государством малого инновационного бизнеса в Китае // Экономика: теория и практика. 2016. №1 (41). С. 75-80.
6. Александров П.В. Бизнес в России, М.: Калита. – 2013, 201 с.
7. Амирова Н.К. О влиянии свободы предпринимательства на экономический рост // Вестник СТУ. 2016. № 3 (71), с. 250-254.
8. Антипов Б.С. Проблемы малого предпринимательства в экономике России // Актуальные проблемы современной̆ науки. – 2017. – № 5, с. 13-21.
9. Артемова П.И. Малый и средний бизнес: сущность, виды, критерии, место и роль в экономике // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 44-49.
10. Атамазов А.В. Суть малого предпринимательства // Молодой учёный. – 2016. – №3. – С. 450-452.
11. Багиева А.Л., Асаул С.Р. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/Под общей ред. проф. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. 229 с.
12. Богоутдинов Б.С. Малый бизнес: анализ доходности и меры поддержки // Общество и экономика. 2016. N 6, с. 89-95.
13. Борзенков Р.К. Занятость населения в контексте государственной поддержки малого бизнеса//Общество и экономика. 2015. №11, с. 51-59.
14. Борзенков Р.К. Малый бизнес в современной России // Общество и экономика. 2016. №6, с. 81-89.
15. Бурлуцкий П.А. Пути развития малого предпринимательства в России // Молодой учёный. – 2016. – №2. – С. 436-439.
16. Власенков О.В, Сивонин А.А. Государственная поддержка малого бизнеса: проблемы и пути развития в РФ // СТЭЖ. 2016. №4. с. 21-25.
17. Гагай И.В., Чесноков В.А. Проблемы оказания финансовой государственной поддержки малому и среднему бизнесу. Новая наука: Сегодня и завтра. Спб, 2017. –№ 3. – с. 171-173.
18. Зайцева В.С. Экономика и производство: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015, 439 с.
19. Калинина А.К. Анализ состояния малого и среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 4 (4), с. 5.
20. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. М.: ИНФРАМ, 2016. 128 с.
21. Ключникова Я.П. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования, М.: Русайнс. – 2015, с. 328.
22. Косова Я.И., Ягудин К.А. Специальный налоговый режим и инновационная деятельность малого бизнеса// Международный бухгалтерский учет. 2016. №1, с. 36-40.
23. Кузнецов С.А. Малый и средний бизнес: проблемы и приоритеты развития // Регион: экономика и социология. 2016. N1, с. 198-202.
24. Майорова А.А. Вопрос совершенствования регионального экономического механизма эффективности малого бизнеса // Финансы и кредит. 2015. № 15. с. 20-24.
25. Малис Н.И. Налогообложение: теория и практика / Н.И. Малис, Л.С. Полежарова, Д.И. Ряховский и др. – М.: Магистратура, 2018. – с. 208.
26. Омельченко, А. А. Инновационное развитие российской экономики / А. А. Омельченко // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С. 167-170.
27. Пиньковецкая Ю.С. Малое предпринимательство в условиях контрактной системы: муниципальный заказ // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2016. N2, с. 47-50.
28. Плотников Г.П. Поддержка малого бизнеса в России // Бизнес в законе. - 2011. - №4. – с. 21-29.
29. Пляшник О. В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 196-198.
30. Поляков А.С. Налоги в России: учеб. и практикум // А.С. Поляков. – М.: Юрайт, 2018. – 408 с.
31. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 – 686 с.
32. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб. / Росстат. – M., 2018. – 522 с.
33. Руденко, А. И. Экономика предприятия в условиях рынка / А. И. Руденко. – Мн.: Новое издание, 2015. – 264 с.
34. Садыков Н.В. Особенности развития малого предпринимательства в зарубежных странах/ Н.В. Садыков // Вопросы экономики. – 2016. – № 12. – с. 234.
35. Сторпин К.П. Государственная поддержка: плюсы и минусы для бизнеса, М.: Эксмо. – 2017, 256 с.
36. Юркова С.А. Предпринимательство и новаторство на современных предприятиях / С.А. Юркова // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах. – 2016. – № 9. – с. 99.
Описание электронных ресурсов
37. Государственная поддержка малого бизнеса в России в 2018 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volgoust.ru/malyj-biznes/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii-v-2018-godu.html (дата обращения: 08.12.2018).
38. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ в 2018 году – льготы и субсидии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bizneszakon.ru/s-nulya/podderzhka-malogo-biznesa (дата обращения: 08.12.2018).
39. Единый реестр мер государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Ленинградской области [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Ленинградской области. 2017-2018. URL: http://www.investinspb.ru/spbaya_oblast/presentation/ (дата обращения: 08.12.2018).
40. Официальная статистика: предпринимательство [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 1999–2018. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (дата обращения: 08.12.2018).
41. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2018-gos-programmy (дата обращения: 08.12.2018).
42. Помощь малому бизнесу от государства: 4 варианта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://inask.ru/pomosch-malomu-biznesu-ot-gosudarstva-4-varianta/ (дата обращения: 08.12.2018).
43. Примеры господдержки [Электронный ресурс]. URL: http://newsib.ru/445/1147/1152 (дата обращения: 08.12.2018).
44. Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на 2018 г. и на плановый период 2019-2020 гг. // Инвестиционный портал Ленинградской области. 2017-2018. URL: https://spb.ru/upload/files/2017/b2018_1.pdf/ (дата обращения: 08.12.2018).
45. Прошкин О.Н. Малое и среднее предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития / О.Н. Прошкин, М.А. Корнев // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/47097 (дата обращения: 08.12.2018).
46. Развитие бизнеса в Ленинградской области [Электронный ресурс] // Малый и средний бизнес Ленинградской области. 2018. URL: https://mb.spb.ru/malj-biznes-spboj-oblasti/obshchie-svedeniya-omalomisrednem-biznese-spboj-oblasti/ (дата обращения: 08.12.2018).
47. Ресурсный центр малого предпринимательства: Статистика МСП [Электронный ресурс] // Ресурсный центр малого предпринимательства. 2018. URL: http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 08.12.2018).
48. Фейнберг А. Налог для малого бизнеса решили повысить впервые за три года [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/10/2018/59df6db49a7947d4d4c745d1 (дата обращения: 08.12.2018).
49. Экономика предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finances.social (дата обращения: 08.12.2018).
50. Экономика России и малый бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econimics.ru/ekon-rf-i-mal-biz/ (дата обращения: 08.12.2018).