Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера

  • 65 страниц
  • 2015 год
  • 249 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы данной работы определена увеличением частоты проявления в современном обществе опасностей социального характера, что обусловлено, прежде всего, усиливающейся агрессивностью среды и ростом преступности, как в городских, так и в сельских поселениях. Эти факторы значительно усугубляются отсутствием у подростков навыков правильного поведения в различных социально опасных ситуациях, и несформированностью юношеской психики, а так же влиянием гормональной бури, которая бушует в организме подростка.
Все эти моменты делают актуальными необходимость поиска путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.
Несмотря на тот факт, что начиная с дошкольных учреждений, и далее в общеобразовательных заведениях, у детей с раннего возраста стремятся вырабатывать представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности, эффективность формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера по прежнему остается не высокой. Эти слова подтверждаются статистическими данными силовых структур ГИБДД, МЧС, МВД о росте числа случаем травмирования и гибели детей, возрастании количества похищений, случаев сексуального насилия, использования подростков в криминальных схемах и т.д.
Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими моментами. Актуализация потребности в формировании готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях чрезвычайного характера. И необходимость разработки модели эффективной подготовки подростков к безопасному взаимодействию с опасными ситуациями социального характера.
Выявленные противоречия между планированием и реальностью дали возможность сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных моделей подготовки подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Степень разработанности проблемы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера довольно высокая.
Эта тема нашла свое отражение в работах российских и зарубежных ученых.
Вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков рассматриваются в работах: А. Т. Смирнова, В. Д. Ширшова, Ю. В. Репина. Важность формирования навыков безопасного поведения у подростков, с учетом их высокой социальной значимости, подвергается рассмотрению в работах А. Г. Маслова, Т. С. Назаровой, Л. В. Моисеевой, В. Н. Мошкина, С. П. Черного. Проблемы организации педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников в разное время рассматривались А.Г.Масловой, Р.В.Григорян, Т.Г.Хромцовой, Н.В.Елисеевой, Я.Б.Каплан, В.Ф.Купецковой, А.В.Шигаевой и др.
Для разработки темы данного исследования использованы работы следующих авторов, по конкретным отраслям и направлениям: теория деятельности и поведения (А.Н. Приешкина), труды в области безопасности жизнедеятельности (С.С. Тверская), в области психологии безопасности (П.А. Кисляков, А.И. Баева), в области подготовки к поведению в опасных, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (А.В. Попков, Ю.В. Мельников), воспитания культуры безопасности (А.Д. Михайленко, В.Ф. Назаров), концептуальные положения методологии и теории педагогических исследований (Л.А. Сорокина, Р.Е. Васильева).

Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса о формировании готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть генезис и современное состояние проблемы готовности подростков к безопасному поведению;
2) Изучить господствующие направления взглядов на этот вопрос в международном и российском научном сообществе;
3) Рассмотреть теоретические основы формирования готовности подростков к безопасному поведению в социальной среде;
4) Изучить безопасное поведение как функциональную систему взаимодействия подростков с социальной средой;
5) Предложить модель формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера

Источниковую базу работы составили несколько групп источников:
- учебные пособия;
- статьи отечественных ученых;
- диссертации;
- научные и научно-популярные книги по данной тематике.

Объект исследования: формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Предмет исследования: механизмы, содержание, средства и условия формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Методы исследования: в работе использованы основные широко применяемые в педагогике теоретические методы — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование.

Результаты работы позволяют расширить теоретические положения, касающиеся психологии подростков, поведения в случае опасных ситуаций социального характера. Рассмотрены вопросы взаимодействия между семьей, школой, и социальными институтами, которые учувствуют в повседневной жизни подростка. Кроме того разработана модель формирования у подростков безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, основные положения и результаты исследования могут быть применены для дальнейшего изучения формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера. Разработанная в результате исследования модель формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера может быть использована в педагогической и психологической практике, после апробирования методики.



Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена проблема генезиса и современное состояние проблемы готовности подростков к безопасному поведению.
Вторая глава посвящена теоретическим основам формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях и разработке модели формирования безопасного поведения подростков в опасной ситуации социального характера на основе анализа научной литературы. 

Введение
ГЛАВА 1. Генезис и современное состояние проблемы готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера
ГЛАВА 2. Теоретические основы формирования подростков к безопасному поведению в социальной среде
2.1 Безопасное поведение как функциональная система взаимодействия подростков с социальной средой
2.2. Модель формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера
Заключение
Библиографический список



В повседневной жизни подросток, который, зачастую, по сути, сам является источником опасности, в первую очередь для себя самого, встречается с различными опасностями социального характера.
Обеспечить собственную безопасность в опасной ситуации социального характера подросток может лишь в том случае, если у него полностью выработаны навыки с и сформирована психологическая и физическая готовность к безопасному поведению.
Подросток может защитить себя от опасностей и угроз окружающей среды, и исключить и минимизировать риски, в том числе причиной которых может являться он сам, только имея устойчивую мотивацию к ведению безопасной жизнедеятельности, систему знаний, умений и опыта взаимодействия с опасной ситуацией, обладая навыками и умениями по регулированию своего поведения, умея контролировать и оценивать собственные поступки.
Выработать готовность подростков к безопасному поведению в опасной ситуации социального характера обязанность прежде всего государственная. Государство через Конституцию и образованные от нее подзаконные акты, обязуется обеспечить безопасность граждан. Эта обязанность реализуется путем использования системы общего и дополнительного образования, а также социальных институтов, с которыми ребенок находящийся в подростковом возрасте сталкивается в результате своей жизнедеятельности. Совместная работа всех этих учреждений, в случае подростковой безопасности, имеет одну общую цель, воспитать устойчивую к стрессам личность, безопасную для себя и для окружающих ее людей. Личность готовую к защите своей жизни и здоровья в случае форс-мажорных обстоятельств.
Для достижения этой цели и была разработана модель формирования готовности подростков к опасным ситуациям социального характера. Данная модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, нормативного, технологического и результативного.
Модель можно принять за основу, и использовать для разработки методики формирования готовности к безопасному поведению на основе компетентностного подхода. Который достигается путем последовательного постепенного погружения в опасные ситуации (информационные, имитационные, дозированного риска), создаваемые педагогами на мотивационно-информационном, тренировочном и творческом этапах обучения.
Поэтапное использование приемов, как разработанных другими лицами, вербального и викарного обучения путем речевого влияния и наблюдения за наглядным материалом, на котором представлены основные поведенческие формы в той или иной опасной ситуации социального характера. Большое значение придается использованию имитационного обучения путем воспроизведения подростками способов и приемов поведения в опасной ситуации. Важную роль играет и самостоятельное обучение, которое реализуется путем переноса, открытий, научения через успешное нахождение своего варианта выхода из нестандартной ситуации, как правило выход ищется на основе имеющихся в памяти у субъекта вариантов поведения.
Эти формы обучения помогают обеспечить продвижение подростков от общего объема информации в виде разронянных фактов, через развитие функциональной грамотности к компетентности самосохраняющего поведения в опасных ситуациях социального характера, при этом не страдает ни психика ребенка, ни его здоровье в физическом плане.
На основе проведенных исследований, можно выделить необходимые педагогические условия воспитания у подростоков готовности к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях социального характера, таковыми являются:
- комплексный подход к обучению подростков безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера, что реализуется через предметы, непосредственно связанные с проблемами безопасности и реализацию содержательных линий, это, прежде всего вопросы в рамках тем «Обеспечение личной безопасности в опасных ситуациях социального характера» и «Здоровый образ жизни», а также при помощи учебных дисциплин: химии, физики, технологии, биологии, обществознания, физической культуры;
- внеклассная воспитательная работа образовательного учреждения;
- работа учреждений дополнительного образования;
- организация последовательного погружения детей подросткового возраста в ситуации, максимально приближенные к реальности;
-осуществление мониторинга готовности подростков к безопасному поведению, после каждого этапа образовательной деятельности.
Анализ результатов исследований российских ученых показывает, что эффективное формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера возможно с использованием целенаправленного педагогического воздействия. Подобное воздействие должно осуществялться на компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, регулятивный и рефлексивный.
Стоит подчеркнуть, что процесс повышения уровня безопасного поведения подростков в опасных ситуациях социального характера обладает относительной бесконечностью, это прежде всего объясняется сущностью личности ребенка находящегося в переходном возрасте и структурой окружающего его мира. Содержание личности, это прежде всего наполнение когнитивного и деятельностно-практического критериев, и оно может и должно трансформироваться в зависимости от развития технологий, производственной техники, темпов перехода общества к устойчивому развитию.
В процессе исследования был выделен ряд проблем которые требуют дальнейшей работы над ними, для поиска верного решения и принятия тактики действий. К таковым проблемам можно отнести вопросы реконструирования и дальнейшей доработки предложенной модели в соответствии со спецификой образовательной деятельности учебных заведений, проблемы взаимосвязи и преемственности формирования безопасного поведения на различных возрастных этапах.


1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
2. Безопасность. Википедия. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://ru.wikipedia.org/wiki/Безопасность. (Дата обращения: 14.12.2015).
3. Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков // Вектор науки ТГУ.- 2012.- № 1 (8).- с. 87-90.
4. Вацуро Л.М. Случайности не случайны Групповое занятие по безопасному и ответственному поведению (с элементами тренинга).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.academy.edu.by/files/emkMar13_mog1.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).
5. Галеева А.Ф., Кагарманова А.И. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях заведения дополнительного образования // IV заочная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием студентов и аспирантов «Молодежь – будущее России»).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://sites.google.com/site/molodezbuduseerossii/home/profilaktika-deviantnogo-povedenia-molodezi/galeeva. (Дата обращения: 14.12.2015).
6. Данилова В.В. Особенности реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действия в чрезвычайных ситуациях: результаты исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.- 2007.- № 16 (71).- С. 144-146.
7. Егоринков Д.В. Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2013.- № 7.- С. 63-66.
8. Жапуев З.А. Социальный эксперимент, как предмет научного дискуса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.-2013.- 1 (113).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-immunitet-kak-predmet-nauchnogo-diskursa. (Дата обращения: 05.12.2015).
9. Ивлев А.М. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности учащихся средствами курса ОБЖ // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17196.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
10. Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).- 2012.- № 5 (13).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/kislyakov.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
11. Кокорина О.Р., Никитин Ю.В. К вопросу о формировании безопасного поведения у студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование.- 2015.- № 2.- С. 54-57.
12. Лобанова А.В., Музыченко Л.С. Изучение факторов обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- 2012.- № 2.- с. 336-347.
13. Лубянкина О.В. Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения детей и подростков. Социальная сеть Pandia.ru . -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://pandia.ru/text/77/305/25375.php. (Дата обращения: 14.12.2015).
14. Макарова Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры. -2006. -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).
15. Матвеев Л.П. Физическая культура личности как проблема педагогики / Л.П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.- № 2. - С. 10-12.
16. Мельников Ю.А. Криминологическая безопасность несовершеннолетних, находящихся в ситуации социально-опасного положения: автореф. диссертации ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Мельников Юрий Александрович, [Место защиты: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова].- Москва, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/kriminologicheskaya-bezopasnost-nesovershennoletnikh-nakhodyashchikhsya-v-situatsii-sotsialn. (Дата обращения: 04.12.2015).
17. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
18. Минина Е.С., Николаева Н.И. Историко-педагогический анализ генезиса теории, методики и практики формирования компетенций комплексной безопасности в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный:: www.science-education.ru/113-11411 (Дата обращения: 04.12.2015).
19. Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 36-38.
20. Морозов А.В. Формирование социального иммунитета подростков в условиях среднего профессионального образования как системообразующий фактор безопасного поведения.-2013.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://aneks.spb.ru/srednee-spetcialnoe-obrazovanie/formirovanie-sotcialnogo-immuniteta-podrostkov.html. (Дата обращения: 05.12.2015).
21. Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование.- 2014.- №1 (38).- С. 56-60.
22. Назаров В.Ф. Игра, как средство формирования знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности учащихся.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2014/621/3862. (Дата обращения: 04.12.2015).
23. Науменко Ю.Л. Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Науменко Юрий Леонидович, [Место защиты: УРАО].- Москва, 2009.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-tekhnologii-i-mekhanizmy-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeniya-uchash (Дата обращения: 04.12.2015).
24. Петровский А. В. Общая психология : учеб. для пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; под ред. А. В.' Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. —463 с.
25. Подготовка детей к безопасному поведению в опасностях социального характера- [Электронный ресурс] Режим доступа: http://1stsafe.ru/index.php?pid=760. (Дата обращения: 10.12.2015).
26. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попков Артем Викторович, [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Ижевск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-podrostkov-vo-vneurochnoi-deyatelnosti. (Дата обращения: 04.12.2015).
27. Приешкина А.Н. Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Приешкина Алена Николаевна, [Место защиты: СибГУФК].- Омск, 2005.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-metodika-fizicheskoi-podgotovki-uchashchikhsya-starshikh-klassov-k-deistviyam- (Дата обращения: 04.12.2015).
28. Раздел 4. Методология Концепции информационной безопасности детей и подростков.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
29. Савин А.П. Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2011.- № 3.- Т. 1.- С. 177-179.
30. Сидоркин В.А. Психологические аспекты в обеспечении безопасности детей // Вестник Бурятского государственного университета.- 2012.- № 5.- С. 134-139.
31. Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2010.- № 8.- С. 197-205.
32. Сорокина Л.А.. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сорокина Людмила Аркадьевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 199 с.: ил. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-gotovnosti-podrostkov-k-bezopasnomu-povedeniju-v-povsednevnoj-zhizni.html. (Дата обращения: 04.12.2015).
33. Сорокина Л.А. Формирование самосохраняющей компетентности подростков в условиях общеобразовательной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2010.- № 13.- С. 291-296.
34. Тверская, С. С. Безопасность жизнедеятельности / С. С. Тверская. М.: Академия, 2005 г. - 289 с.
35. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
36. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Черный Сергей Петрович, [Место защиты: КГПУ им. В.П. Астафьева].- Красноярск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-obespechenie-protsessa-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeni. (Дата обращения: 04.12.2015).
37. Цуркин А.П., Авнерс А.В. Национальные традиции, методы воспитания культуры безопасности // Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2013.- № 53.- С. 132-138.
38. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. М.: Дрофа, 2007. — 288 с. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.alleng.ru/d/saf/saf33.htm. (Дата обращения: 04.12.2015).
39. Шитц А.Ю. К актуальности проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков в условиях УДОД .- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12221. (Дата обращения: 04.12.2015).

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы данной работы определена увеличением частоты проявления в современном обществе опасностей социального характера, что обусловлено, прежде всего, усиливающейся агрессивностью среды и ростом преступности, как в городских, так и в сельских поселениях. Эти факторы значительно усугубляются отсутствием у подростков навыков правильного поведения в различных социально опасных ситуациях, и несформированностью юношеской психики, а так же влиянием гормональной бури, которая бушует в организме подростка.
Все эти моменты делают актуальными необходимость поиска путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.
Несмотря на тот факт, что начиная с дошкольных учреждений, и далее в общеобразовательных заведениях, у детей с раннего возраста стремятся вырабатывать представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности, эффективность формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера по прежнему остается не высокой. Эти слова подтверждаются статистическими данными силовых структур ГИБДД, МЧС, МВД о росте числа случаем травмирования и гибели детей, возрастании количества похищений, случаев сексуального насилия, использования подростков в криминальных схемах и т.д.
Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими моментами. Актуализация потребности в формировании готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях чрезвычайного характера. И необходимость разработки модели эффективной подготовки подростков к безопасному взаимодействию с опасными ситуациями социального характера.
Выявленные противоречия между планированием и реальностью дали возможность сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных моделей подготовки подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Степень разработанности проблемы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера довольно высокая.
Эта тема нашла свое отражение в работах российских и зарубежных ученых.
Вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков рассматриваются в работах: А. Т. Смирнова, В. Д. Ширшова, Ю. В. Репина. Важность формирования навыков безопасного поведения у подростков, с учетом их высокой социальной значимости, подвергается рассмотрению в работах А. Г. Маслова, Т. С. Назаровой, Л. В. Моисеевой, В. Н. Мошкина, С. П. Черного. Проблемы организации педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников в разное время рассматривались А.Г.Масловой, Р.В.Григорян, Т.Г.Хромцовой, Н.В.Елисеевой, Я.Б.Каплан, В.Ф.Купецковой, А.В.Шигаевой и др.
Для разработки темы данного исследования использованы работы следующих авторов, по конкретным отраслям и направлениям: теория деятельности и поведения (А.Н. Приешкина), труды в области безопасности жизнедеятельности (С.С. Тверская), в области психологии безопасности (П.А. Кисляков, А.И. Баева), в области подготовки к поведению в опасных, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (А.В. Попков, Ю.В. Мельников), воспитания культуры безопасности (А.Д. Михайленко, В.Ф. Назаров), концептуальные положения методологии и теории педагогических исследований (Л.А. Сорокина, Р.Е. Васильева).

Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса о формировании готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть генезис и современное состояние проблемы готовности подростков к безопасному поведению;
2) Изучить господствующие направления взглядов на этот вопрос в международном и российском научном сообществе;
3) Рассмотреть теоретические основы формирования готовности подростков к безопасному поведению в социальной среде;
4) Изучить безопасное поведение как функциональную систему взаимодействия подростков с социальной средой;
5) Предложить модель формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера

Источниковую базу работы составили несколько групп источников:
- учебные пособия;
- статьи отечественных ученых;
- диссертации;
- научные и научно-популярные книги по данной тематике.

Объект исследования: формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Предмет исследования: механизмы, содержание, средства и условия формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Методы исследования: в работе использованы основные широко применяемые в педагогике теоретические методы — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование.

Результаты работы позволяют расширить теоретические положения, касающиеся психологии подростков, поведения в случае опасных ситуаций социального характера. Рассмотрены вопросы взаимодействия между семьей, школой, и социальными институтами, которые учувствуют в повседневной жизни подростка. Кроме того разработана модель формирования у подростков безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, основные положения и результаты исследования могут быть применены для дальнейшего изучения формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера. Разработанная в результате исследования модель формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера может быть использована в педагогической и психологической практике, после апробирования методики.



Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена проблема генезиса и современное состояние проблемы готовности подростков к безопасному поведению.
Вторая глава посвящена теоретическим основам формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях и разработке модели формирования безопасного поведения подростков в опасной ситуации социального характера на основе анализа научной литературы. 

Введение
ГЛАВА 1. Генезис и современное состояние проблемы готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера
ГЛАВА 2. Теоретические основы формирования подростков к безопасному поведению в социальной среде
2.1 Безопасное поведение как функциональная система взаимодействия подростков с социальной средой
2.2. Модель формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера
Заключение
Библиографический список



В повседневной жизни подросток, который, зачастую, по сути, сам является источником опасности, в первую очередь для себя самого, встречается с различными опасностями социального характера.
Обеспечить собственную безопасность в опасной ситуации социального характера подросток может лишь в том случае, если у него полностью выработаны навыки с и сформирована психологическая и физическая готовность к безопасному поведению.
Подросток может защитить себя от опасностей и угроз окружающей среды, и исключить и минимизировать риски, в том числе причиной которых может являться он сам, только имея устойчивую мотивацию к ведению безопасной жизнедеятельности, систему знаний, умений и опыта взаимодействия с опасной ситуацией, обладая навыками и умениями по регулированию своего поведения, умея контролировать и оценивать собственные поступки.
Выработать готовность подростков к безопасному поведению в опасной ситуации социального характера обязанность прежде всего государственная. Государство через Конституцию и образованные от нее подзаконные акты, обязуется обеспечить безопасность граждан. Эта обязанность реализуется путем использования системы общего и дополнительного образования, а также социальных институтов, с которыми ребенок находящийся в подростковом возрасте сталкивается в результате своей жизнедеятельности. Совместная работа всех этих учреждений, в случае подростковой безопасности, имеет одну общую цель, воспитать устойчивую к стрессам личность, безопасную для себя и для окружающих ее людей. Личность готовую к защите своей жизни и здоровья в случае форс-мажорных обстоятельств.
Для достижения этой цели и была разработана модель формирования готовности подростков к опасным ситуациям социального характера. Данная модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, нормативного, технологического и результативного.
Модель можно принять за основу, и использовать для разработки методики формирования готовности к безопасному поведению на основе компетентностного подхода. Который достигается путем последовательного постепенного погружения в опасные ситуации (информационные, имитационные, дозированного риска), создаваемые педагогами на мотивационно-информационном, тренировочном и творческом этапах обучения.
Поэтапное использование приемов, как разработанных другими лицами, вербального и викарного обучения путем речевого влияния и наблюдения за наглядным материалом, на котором представлены основные поведенческие формы в той или иной опасной ситуации социального характера. Большое значение придается использованию имитационного обучения путем воспроизведения подростками способов и приемов поведения в опасной ситуации. Важную роль играет и самостоятельное обучение, которое реализуется путем переноса, открытий, научения через успешное нахождение своего варианта выхода из нестандартной ситуации, как правило выход ищется на основе имеющихся в памяти у субъекта вариантов поведения.
Эти формы обучения помогают обеспечить продвижение подростков от общего объема информации в виде разронянных фактов, через развитие функциональной грамотности к компетентности самосохраняющего поведения в опасных ситуациях социального характера, при этом не страдает ни психика ребенка, ни его здоровье в физическом плане.
На основе проведенных исследований, можно выделить необходимые педагогические условия воспитания у подростоков готовности к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях социального характера, таковыми являются:
- комплексный подход к обучению подростков безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера, что реализуется через предметы, непосредственно связанные с проблемами безопасности и реализацию содержательных линий, это, прежде всего вопросы в рамках тем «Обеспечение личной безопасности в опасных ситуациях социального характера» и «Здоровый образ жизни», а также при помощи учебных дисциплин: химии, физики, технологии, биологии, обществознания, физической культуры;
- внеклассная воспитательная работа образовательного учреждения;
- работа учреждений дополнительного образования;
- организация последовательного погружения детей подросткового возраста в ситуации, максимально приближенные к реальности;
-осуществление мониторинга готовности подростков к безопасному поведению, после каждого этапа образовательной деятельности.
Анализ результатов исследований российских ученых показывает, что эффективное формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера возможно с использованием целенаправленного педагогического воздействия. Подобное воздействие должно осуществялться на компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, регулятивный и рефлексивный.
Стоит подчеркнуть, что процесс повышения уровня безопасного поведения подростков в опасных ситуациях социального характера обладает относительной бесконечностью, это прежде всего объясняется сущностью личности ребенка находящегося в переходном возрасте и структурой окружающего его мира. Содержание личности, это прежде всего наполнение когнитивного и деятельностно-практического критериев, и оно может и должно трансформироваться в зависимости от развития технологий, производственной техники, темпов перехода общества к устойчивому развитию.
В процессе исследования был выделен ряд проблем которые требуют дальнейшей работы над ними, для поиска верного решения и принятия тактики действий. К таковым проблемам можно отнести вопросы реконструирования и дальнейшей доработки предложенной модели в соответствии со спецификой образовательной деятельности учебных заведений, проблемы взаимосвязи и преемственности формирования безопасного поведения на различных возрастных этапах.


1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
2. Безопасность. Википедия. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://ru.wikipedia.org/wiki/Безопасность. (Дата обращения: 14.12.2015).
3. Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков // Вектор науки ТГУ.- 2012.- № 1 (8).- с. 87-90.
4. Вацуро Л.М. Случайности не случайны Групповое занятие по безопасному и ответственному поведению (с элементами тренинга).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.academy.edu.by/files/emkMar13_mog1.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).
5. Галеева А.Ф., Кагарманова А.И. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях заведения дополнительного образования // IV заочная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием студентов и аспирантов «Молодежь – будущее России»).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://sites.google.com/site/molodezbuduseerossii/home/profilaktika-deviantnogo-povedenia-molodezi/galeeva. (Дата обращения: 14.12.2015).
6. Данилова В.В. Особенности реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действия в чрезвычайных ситуациях: результаты исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.- 2007.- № 16 (71).- С. 144-146.
7. Егоринков Д.В. Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2013.- № 7.- С. 63-66.
8. Жапуев З.А. Социальный эксперимент, как предмет научного дискуса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.-2013.- 1 (113).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-immunitet-kak-predmet-nauchnogo-diskursa. (Дата обращения: 05.12.2015).
9. Ивлев А.М. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности учащихся средствами курса ОБЖ // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17196.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
10. Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).- 2012.- № 5 (13).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/kislyakov.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
11. Кокорина О.Р., Никитин Ю.В. К вопросу о формировании безопасного поведения у студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование.- 2015.- № 2.- С. 54-57.
12. Лобанова А.В., Музыченко Л.С. Изучение факторов обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- 2012.- № 2.- с. 336-347.
13. Лубянкина О.В. Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения детей и подростков. Социальная сеть Pandia.ru . -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://pandia.ru/text/77/305/25375.php. (Дата обращения: 14.12.2015).
14. Макарова Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры. -2006. -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).
15. Матвеев Л.П. Физическая культура личности как проблема педагогики / Л.П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.- № 2. - С. 10-12.
16. Мельников Ю.А. Криминологическая безопасность несовершеннолетних, находящихся в ситуации социально-опасного положения: автореф. диссертации ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Мельников Юрий Александрович, [Место защиты: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова].- Москва, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/kriminologicheskaya-bezopasnost-nesovershennoletnikh-nakhodyashchikhsya-v-situatsii-sotsialn. (Дата обращения: 04.12.2015).
17. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
18. Минина Е.С., Николаева Н.И. Историко-педагогический анализ генезиса теории, методики и практики формирования компетенций комплексной безопасности в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный:: www.science-education.ru/113-11411 (Дата обращения: 04.12.2015).
19. Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 36-38.
20. Морозов А.В. Формирование социального иммунитета подростков в условиях среднего профессионального образования как системообразующий фактор безопасного поведения.-2013.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://aneks.spb.ru/srednee-spetcialnoe-obrazovanie/formirovanie-sotcialnogo-immuniteta-podrostkov.html. (Дата обращения: 05.12.2015).
21. Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование.- 2014.- №1 (38).- С. 56-60.
22. Назаров В.Ф. Игра, как средство формирования знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности учащихся.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2014/621/3862. (Дата обращения: 04.12.2015).
23. Науменко Ю.Л. Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Науменко Юрий Леонидович, [Место защиты: УРАО].- Москва, 2009.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-tekhnologii-i-mekhanizmy-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeniya-uchash (Дата обращения: 04.12.2015).
24. Петровский А. В. Общая психология : учеб. для пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; под ред. А. В.' Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. —463 с.
25. Подготовка детей к безопасному поведению в опасностях социального характера- [Электронный ресурс] Режим доступа: http://1stsafe.ru/index.php?pid=760. (Дата обращения: 10.12.2015).
26. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попков Артем Викторович, [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Ижевск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-podrostkov-vo-vneurochnoi-deyatelnosti. (Дата обращения: 04.12.2015).
27. Приешкина А.Н. Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Приешкина Алена Николаевна, [Место защиты: СибГУФК].- Омск, 2005.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-metodika-fizicheskoi-podgotovki-uchashchikhsya-starshikh-klassov-k-deistviyam- (Дата обращения: 04.12.2015).
28. Раздел 4. Методология Концепции информационной безопасности детей и подростков.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
29. Савин А.П. Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2011.- № 3.- Т. 1.- С. 177-179.
30. Сидоркин В.А. Психологические аспекты в обеспечении безопасности детей // Вестник Бурятского государственного университета.- 2012.- № 5.- С. 134-139.
31. Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2010.- № 8.- С. 197-205.
32. Сорокина Л.А.. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сорокина Людмила Аркадьевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 199 с.: ил. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-gotovnosti-podrostkov-k-bezopasnomu-povedeniju-v-povsednevnoj-zhizni.html. (Дата обращения: 04.12.2015).
33. Сорокина Л.А. Формирование самосохраняющей компетентности подростков в условиях общеобразовательной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2010.- № 13.- С. 291-296.
34. Тверская, С. С. Безопасность жизнедеятельности / С. С. Тверская. М.: Академия, 2005 г. - 289 с.
35. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
36. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Черный Сергей Петрович, [Место защиты: КГПУ им. В.П. Астафьева].- Красноярск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-obespechenie-protsessa-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeni. (Дата обращения: 04.12.2015).
37. Цуркин А.П., Авнерс А.В. Национальные традиции, методы воспитания культуры безопасности // Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2013.- № 53.- С. 132-138.
38. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. М.: Дрофа, 2007. — 288 с. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.alleng.ru/d/saf/saf33.htm. (Дата обращения: 04.12.2015).
39. Шитц А.Ю. К актуальности проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков в условиях УДОД .- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12221. (Дата обращения: 04.12.2015).

Купить эту работу

Формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Прогнозирование и разработка мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций мукомольного производства на примере МОАО "Авангард" г.Новосибирск.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Прогнозирование и разработка мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на площадке хранения мазутного топлива котельной №33 ОАО "НовосибирскЭнерго"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Прогнозирование и разработка мероприятий по ликвидности чрезвычайных ситуаций в гостинице ОАО "Ривер парк" г.Новосибирск.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Пути решения проблем связанных с употреблением подростками алкоголя и наркотичеких веществ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Анализ учебных пособий по курсу ОБЖ и разработка предложений по их совершенствованию.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв punklexa об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-09-03
Дипломная работа

Спасибо автору!

Общая оценка 5
Отзыв stasya24 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-08
Дипломная работа

спасибо автору!все делала вовремя, отвечала всегда, корректировки без проблем. Цена и качество соответствует!высокая степень уникальности.работа на отлично!

Общая оценка 5
Отзыв Нина95 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-14
Дипломная работа

Спасибо большое за работу!

Общая оценка 5
Отзыв user91628 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-06-19
Дипломная работа

Спасибо огромное и Удачи Вам!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Радиация в повседневной жизни. Дозы. Эффекты. Риск.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Влияние вредных привычек на современного подростка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Вредные привычки и их влияние на современного подростка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Доклад на тему: Понятие чрезвычайных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
315 ₽
Готовая работа

Доклад на тему: Действия при чрезвычайных ситуациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
330 ₽
Готовая работа

Вредные привычки современного подростка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Протестные действия людей в социальных конфликтах

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
148 ₽
Готовая работа

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Механизмы возникновения и развития природно-техногенных и техногенных ЧС и их источников в условиях изменения климата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Управление защиты населения и территории от ЧС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Стихийные бедствия: наводнения, ураганы, цунами

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Безопасность труда на строительной площадке

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽