Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В настоящем исследовании под просветительской деятельностью русских книжников понимается «исторические закономерности становления и развития книгоиздательской, книготорговой и просветительской деятельности русских печатников», ее форм, предмета, специфики формирования идеи и типов, всех аспектов культурно-исторического влияния книги».
За последнее время было опубликовано немало новых исследований, связанных с историей просветительской деятельности на территории России. Эти работы построены на многочисленных и старательно отобранных фактических данных, которые применялись также и при написании нашего исследования; они методически выверены и пользуются особым авторитетом в среде ученых. Однако не свободны они и от некоторых недостатков. Так, в учебном пособии А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой изложение текса ведется согласно географическому принципу: первоначально излагается история зарубежного книгоиздания с древнейших времен и до современности, а потом уже – история отечественного книгоиздания. Подобный подход эффективен с позиции преемственности, исторической последовательности становления книжного дела в описываемых регионах, однако усложняет работу по анализу и сравнению отечественной и зарубежной систем издательского дела. Бесспорным преимуществом данного пособия является грамотно и научно составленное предисловие, в которой описаны существующие проблемы историографии, источниковедения и методики историко-книговедческих исследований.
«Всеобщая история книги» И.Е. Баренбаума и И.А. Шомраковой построена по хронологическо-страноведческому принципу: довольно кратко описана история просветительской и книгопечатной деятельности в России. Такой подход представляется более оправданным, поскольку позволяет прослеживать процессы как в синхронии, так и в диахронии, однако в качестве принципа периодизации выбран чисто формальный показатель: разделение по столетиям. Вероятно, авторы пришли к такому принципу, стараясь уйти от излишней политизации, свойственной советской истории книги; необходимо помнить также, что проблема периодизации истории книги до сих пор является дискуссионной. Однако настолько дробная периодизация не позволяет показать крупные этапы в развитии книжного дела. Кроме того, в учебнике отсутствует вводная часть.
Между тем в последнее время был опубликован ряд работ, как отечественных, так и зарубежных, которые позволяют по-новому систематизировать хорошо известные в истории просветительской деятельности печатников на территории России, обосновать периодизацию, вскрыть механизмы, являющиеся движущей силой процесса развития книжного дела, показать особенности взаимодействия читателя с книгой в разные исторические эпохи.
При написании данной работы в качестве методологической основы были использованы общая теория социальной коммуникации, концепция «вызов–ответ», а также культурологическая концепция «теории чтения». Теория социальной коммуникации является метатеорией, в которую история просветительской деятельности входит как один из частных случаев; она позволяет соотнести развитие книжного дела с другими каналами социальной коммуникации и дает основания для периодизации истории книги. Концепция «вызов–ответ» позволяет вскрыть механизмы зарождения и реализации изменений в системе книжного дела, показывает основные движущие силы этих изменений.
История книги и просветительского дела является наиболее разработанной и исследованной частью книговедения. По времени она сформировалась первой из дисциплин книговедческого направления.
Замечания просветительско-книговедческого характера могут быть представлены во введении, заключении, писцовых заметках, оставляемых переписчиками на полях своих рукописей. С появлением печатных изданий подобного рода информацию стали располагать в предисловиях и послесловиях, издаваемых в составе книги от имени самых печатников.
Для примера, хорошо известны заключительные статьи Ивана Федорова в Апостолах (М., 1564 и Львов, 1574), в которых повествуется не только об истории зарождения и становления книгопечатания, но и о некоторых аспектах внутриполитического положения страны, приводятся исторические и культурные аналогии и т.д.
Первые работы в России, затрагивающие напрямую историко-книжную тематику, – рукописные произведения середины XVII в. «Сказание известно о воображении книг печатного дела» и «Сказание известно и написание вкратце». В них представлена история создания Московского печатного двора вплоть до начала правления первых царей династии Романовых.
Один из первых вышел очерк по всеобщей истории книжного дела Полиодора Виргилия Урбинского «Осмь книг о изобретателях вещей», опубликованный в Риме в 1599 г., а вскоре по приказу Петра 1 переведенный на русский язык и изданный в Москве в 1720 г. В одном из параграфов книги, под названием «Которые первее книги издаша, и о первой библиотеке, и от кого употребление литер в печати обретеся», описывается и деятельность Гутенберга.
В 1722 г. директор Московской Синодальной типографии Ф.П. Поликарпов-Орлов, формируя доклад по деятельности типографии, предопределил ему историческое значение. Он первый составил отчет прибылей и убытков «расходников типографской казны», который фактически стал первым отечественным статистико-экономическим аналитическим обзором в сфере книгоиздания.
Схожий аналитический очерк, посвященный академическому книгопечатанию за 1728–1741 гг., вышел в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1741 г.
Отдельное исследование просветительской деятельности в России было начато в середине XVIII в. А первым профессиональным отечественным историком, согласно исследованиям, стал Андрей Иванович Богданова (1696–1766). Основная его работа – «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов…» (1755) – включает в себя данные по истории просветительской деятельности, книгоиздательского и книготоргового дела, список и краткую характеристику каждой из типографий. В библиографическом описании, размещенному в конце издания, книги систематизированы книговедческому принципу.
Возращение исследовательского интереса к истории просветительской деятельности в России относится к 60-м годам XX в., что напрямую связано с торжествами по случаю 400-летия отечественного книгоиздания. Особое место среди ученых, работавших в это время, принадлежит Антонине Сергеевне Зерновой (1883–1964), служащей отдела редких книг РГБ. Основной сферой ее научных исследований стала история просветительской и книгоиздательской деятельности в России, начиная с истоков своего зарождения.
Активно работали такие знаменитые исследователи, как А.А. Сидоров, Н.М. Сикорский, заявили о себе новые, в дальнейшем завоевавшие известность, теоретики Е.И. Кацпржак, Е.Л. Немировский, И.Е. Баренбаум, С.П. Луппов, А.С. Мыльников. Издавались специализированные книговедческие сборники: «Книга. Исследования и материалы» (с 1959 г.). В 1964 г. состоялось заседание по вопросам книговедения - «Обсуждение назревших проблем книговедения».
60–90-е гг. XX в. значительно выросла источниковедческая и историографическая база исследований по истории просветительской деятельности и книгопечатания. По историко-книговедческим дисциплинам были защищены первые докторские и кандидатские работы (Е.Л. Немировский, Б.В. Сапунов, Г.И. Коляда, В.А. Истрин).
Быстро развивалась, к примеру, ленинградская книговедческая школа, видными представителями которой были И.Е. Баренбаум и А.С. Мыльников. Вышли специальные работы, посвященные книготорговой деятельности в СССР (А.А. Говоров). Е.Л. Немировским был издан ряд фундаментальных трудов по истории просветительской деятельности, книгопечатания и книготорговли. Опубликован ряд монографий, посвященных истории отечественных книгоиздательств (И.А. Шомракова, Е.А. Динерштейн, С.В. Белов, А.Л. Посадсков и др.).
О зрелости историко-книговедческих исследований в этот период свидетельствует выход целого ряда книг и учебников обобщающего характера по истории просветительской деятельности (Е.И. Кацпржак, Н.Г. Малыхин, И.Е. Баренбаум, С.П. Луппов, Л.И. Владимиров).
Основной задачей современных исследователей стал отход от политизации научных знаний, переосмысление многих концепций советского времени. Итоги этой работы на лицо – появление целого ряда новых учебников и учебных пособий по истории книги, книгопечатания и просветительской деятельности (А.А. Говоров и Т.Г. Куприянова, И.А. Шомракова и И.Е. Баренбаум), а также монографии обобщающего характера (В.И. Васильев).
Вышли повторными изданиями работы известных российских книговедов и историков (М.Н. Куфаев), продолжается публикация работ энциклопедического характера.
Объект и предмет исторического книговедения имеют комплексный характер. Этот факт, а также общие закономерности развития научного знания определяют то, что история просветительской деятельности отечественных печатников, сама являющаяся комплексной дисциплиной, имеет обширные связи с другими науками и дисциплинами.
Введение 3
Глава 1. Ранний период просветительской деятельности 8
Глава 2. Основные тенденции издательской деятельности в эпоху «Просвещения» 71
2.1. Предпосылки и реформы книжного дела в эпоху Петра I. Рассмотреть деятельность Киприянова 71
2.2. Просветительская деятельность Новикова и его вклад в развитие книжной культуры 75
Глава 3. Издательская деятельность просветителей XIX в. 81
3.1. Роль Смирдина в формировании национального издательского репертуара 81
Глава 3.2. Издатели-просветители второй половины XIX в. 83
3.2.1. Деятельность М. О. Вольфа 84
3.2.2. Просветительская деятельность Ф. Ф. Маркса 105
3.3. Деятельность И. Д. Сытина 108
Заключение 127
Список пользованной литературы 129
Основные выводы, проистекающие из нашего исследования, в соответствии с его структурой, целями и задачами объединяются в три предметных раздела.
Во-первых, установлено, что традиции просветительской деятельности в России активно развиваются и приобретают относительно массовый характер только к середине XVIII века, что связано со становлением книготорговой деятельности. Вторым важным аспектом стала ликвидация крепостнической системы, и, как следствие, демократизацией воспитательно-образовательной системы в целом.
Этот период стал переломным в развитии и книгопечатного дела,- в геометрической прогрессии растет количество издательской продукции, значительно расширяется ее репертуар, растет количество библиотек, школ, вузов, они теряют свой статут привилегированности. Образовываются учебные заведения нового образца – средние, завязанные на изучении естественно-научного профиля, кроме них появляются земские образовательные учреждения, быстро растет число педагогических учреждений (учительских семинарий), чему способствует также переориентация духовных семинарий в сторону педагогико-прикладной области.
В следствие этого, спонтанная актуализация просветительской деятельности получает предметный характер и организовывается в виде специализированных социально ориентированных образовательных учреждений для взрослого населения страны: сельских и городских школ воскресного дня, рабочих и крестьянских объединений по повышению образовательного уровня, народных школ, университетов, библиотек-читален, народных театров, отбор в которые происходил на равных условиях, без сословных и имущественных ограничений.
В просветительскую деятельность на всех уровнях энергично подключились как известные ученые и активисты культурно-досуговой сферы(в том числе искусства), так и многие представители местной й интеллигенции: «полиграфисты», библиотечные работники, распространители книжных изданий, журналисты и авторы, учителя высших, средних и начальных учебных заведений, музейные работники, театральные деятели, врачи, конторские работники.
Значимую роль в развитии и продвижении просветительской деятельности сыграли различные научные сообщества: исторические, географические, педагогические, и др., хотя на разных этапах исторического процесса сдерживаемые государственными цензурными структурами в издательской и публичной сферах.
1. 400 лет русского книгопечатания. 1564–1964: в 2 т. Т. 1–2: сб. науч. тр. / АН ССР. Отделение истории. – М. : Наука, 1964. – Т. 1. – 664 с.; Т.2. – 584 с.
2. Баренбаум И.Е. История книги / И.Е. Баренбаум. – М.: Книга, 1984. – 248 с.
3. Баренбаум И.Е. Всеобщая история книги: учебник / И.Е. Баренбаум, И.А. Шомракова. – СПб.: Профессия, 2005. – 368 с.
4. Божерянов И.Н. Исторический очерк русского книгопечатного дела / И.Н. Божерянов. – СПб.: Общественная польза, 1895. – 61 с.
5. Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства / Ф.И. Булгаков. – СПб.: Новое время, 1889. – 364 с., 268 рис.
6. Васильев В.И. Книга и книжная культура на переломных этапах истории России. Теория. История. Современность / В.И. Васильев; Отделение историко-филологических наук РАН; Научный совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2005. – 272 с.
7. Динерштейн Е.А. Еще раз о понятиях «книжное дело» и «история книжного дела» / Е.А. Динерштейн // Книга. Исследования и материалы. Сб. 58. – М.: Книжная палата, 1989. – С. 80– 88.
8. Зернова А.С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине / А.С. Зернова. – М.: Гос. б-ка им. В.И. Ленина, 1947. – 105 с.
9. Ильницкий А. Книгоиздание современной России [Электронный ресурс] / Ильницкий А., AMIcable. – М.: Вагриус, 2000. – URL: http://amicable.ru/publish/broshure/#5
10. История книги: учебник / под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.
11. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие / Ин-т «Открытое о-во», РГГУ, И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 701 с.
12. Кацпржак Е.И. История книги / Е.И. Кацпржак. – М.: Книга, 1964. – 422 с.
13. Кирпичников А.И. Очерк истории книги. Две публичные лекции / А.И. Кирпичников. – СПб.: Изд. журнала «Пантеон литературы», 1888. – 72 с.
14. Киселев Н.П. О московском книгопечатании в XVII в. / Н.П. Киселев // Книга. Исследования и материалы. Сб. 2. – М., 1960. – С. 123–186.
15. Киселев Н.П. Книгопечатание в Москве в XVII в. / Н.П. Киселев, Е.Л. Немировский // 400 лет русского книгопечатания. 1564 – 1964. Т. 1. Русское книгопечатание до 1917 г. 1564 – 1917. – М., 1964. – С. 52– 66.
16. Книга в России. 1881 – 1895 гг. : сб. науч. тр. / под общ. ред. И.И. Фроловой. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 1997. – 430 с.
17. Книговедение: энциклопедический словарь / ред. Н.М. Сикорский. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 664 с.
18. Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой аналитический доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. – М., 2009. – URL: http:// www.fapmc.ru/files/download/614_file.doc
19. Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке / М.В. Кукушкина. – СПб.: Петерб. востоковедение, 1999. – 208 с.
20. Куприянова Т.Г. Первая династия российских издателей / Т.Г. Куприянова. – М.: Хронос-Пресс, 2001. – 242 с.: ил.
21. Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке / М.Н. Куфаев / Рос. гос. б-ка; сост.: М.М. Панфилов, О.Р. Хромов (отв. сост.). – М.: Пашков дом, 2003. – 360 с.
22. Ленский Б.В. Российское книгоиздание: новый век / Б.В. Ленский [Электронный ресурс] // Научная книга. – 2004. – № 3–4. – URL: http://www.naukaran.ru/sb/2004_3-4/01.shtml
23. Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник / Д.С. Лихачёв – М.: Худ. лит-ра, 1969. – С. 5–26.
24. Луппов С.П. История книги как комплексная научная дисциплина / С.П. Луппов // Проблемы рукописной и печатной книги. – М., 1976. – С. 3–11.
25. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII в. / С.П. Луппов. – Л.: Наука, 1973. – 374 с.
26. Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. 1725–1740 / С.П. Луппов. – Л.: Наука, 1976. – 380 с.
27. Немировский Е.Л. Мир книги. С древнейших времен до начала XX века / Е.Л. Немировский. – М.: Книга, 1986. – 287 с.
28. Немировский Е.Л. Начало славянского книгопечатания / Е.Л. Немировский. – М.: Книга, 1971. – 270 с.
29. Немировский Е.Л. Подводя итоги XX столетия: книгоиздание / Е.Л. Немировский [Электронный ресурс] // КомпьюАрт. – 1999. – № 12; 2000. – №1, 2, 3; 2001. – №1. – URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8411&iid=340
30. Розов Н.Н. Книга в Древней Руси / Н.Н. Розов. – М.: Наука, 1977. – 123 с.
31. Розов Н.Н. Книга в России в XV в. / Н.Н. Розов. – Л.: Наука, 1981. – 153 с.
32. Рукописная и печатная книга: сб. науч. тр. / Научный совет по истории мировой культуры. – М.: Наука, 1975. – 258 с.
33. Сказания о начале славянской письменности: сб. / отв. ред. В.Д. Королюк. – М.: Наука, 1981. – 198 с.
34. Самарин А.Ю. Книга в пространстве цивилизации / А.Ю. Самарин [Электронный ресурс] // Научная книга. – 2004. – №2. – URL: http://www.naukaran.ru/sb/2004_2/08.shtml
35. Сапунов Б.В. Книга в России в XI–XIII вв. / Б.В. Сапунов. – Л.: Наука, 1978. – 231 с.
36. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России / М.Н. Тихомиров // У истоков русского книгопечатания. – М., 1959. – С. 9–40.
37. Функе Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела / под ред. Е.Л. Немировского. – М.: Высшая школа, 1982. – 296 с.
38. Хрестоматия по истории русской книги. 1564–1917 / сост. Л.А. Везирова, ред. проф. А.Д. Эйхенгольц. – М.: Книга, 1965. – 378 с.
39. Челиховский Е. Издательства в странах Восточной Европы: на пути к вступлению в Европейское Cообщество / Е. Челиховский [Электронный ресурс] // Компьюарт. [Электронный журнал]. 2000. №9. – URL: http://www. compuart. ru/ article. aspx?id=9107&iid=381 (дата обращения: 24.06.2009).
40. Черняк А.Я. История книги как наука (опыт конституирования научной дисциплины) / А.Я. Черняк // Книга. Исследования и материалы. Сб. 59. – М.: Книжная палата, 1989. – С. 47–59.
41. Швецова-Водка. Г.Н. Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. – М.: Рыбари; К.: Знания, 2009. – 487 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В настоящем исследовании под просветительской деятельностью русских книжников понимается «исторические закономерности становления и развития книгоиздательской, книготорговой и просветительской деятельности русских печатников», ее форм, предмета, специфики формирования идеи и типов, всех аспектов культурно-исторического влияния книги».
За последнее время было опубликовано немало новых исследований, связанных с историей просветительской деятельности на территории России. Эти работы построены на многочисленных и старательно отобранных фактических данных, которые применялись также и при написании нашего исследования; они методически выверены и пользуются особым авторитетом в среде ученых. Однако не свободны они и от некоторых недостатков. Так, в учебном пособии А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой изложение текса ведется согласно географическому принципу: первоначально излагается история зарубежного книгоиздания с древнейших времен и до современности, а потом уже – история отечественного книгоиздания. Подобный подход эффективен с позиции преемственности, исторической последовательности становления книжного дела в описываемых регионах, однако усложняет работу по анализу и сравнению отечественной и зарубежной систем издательского дела. Бесспорным преимуществом данного пособия является грамотно и научно составленное предисловие, в которой описаны существующие проблемы историографии, источниковедения и методики историко-книговедческих исследований.
«Всеобщая история книги» И.Е. Баренбаума и И.А. Шомраковой построена по хронологическо-страноведческому принципу: довольно кратко описана история просветительской и книгопечатной деятельности в России. Такой подход представляется более оправданным, поскольку позволяет прослеживать процессы как в синхронии, так и в диахронии, однако в качестве принципа периодизации выбран чисто формальный показатель: разделение по столетиям. Вероятно, авторы пришли к такому принципу, стараясь уйти от излишней политизации, свойственной советской истории книги; необходимо помнить также, что проблема периодизации истории книги до сих пор является дискуссионной. Однако настолько дробная периодизация не позволяет показать крупные этапы в развитии книжного дела. Кроме того, в учебнике отсутствует вводная часть.
Между тем в последнее время был опубликован ряд работ, как отечественных, так и зарубежных, которые позволяют по-новому систематизировать хорошо известные в истории просветительской деятельности печатников на территории России, обосновать периодизацию, вскрыть механизмы, являющиеся движущей силой процесса развития книжного дела, показать особенности взаимодействия читателя с книгой в разные исторические эпохи.
При написании данной работы в качестве методологической основы были использованы общая теория социальной коммуникации, концепция «вызов–ответ», а также культурологическая концепция «теории чтения». Теория социальной коммуникации является метатеорией, в которую история просветительской деятельности входит как один из частных случаев; она позволяет соотнести развитие книжного дела с другими каналами социальной коммуникации и дает основания для периодизации истории книги. Концепция «вызов–ответ» позволяет вскрыть механизмы зарождения и реализации изменений в системе книжного дела, показывает основные движущие силы этих изменений.
История книги и просветительского дела является наиболее разработанной и исследованной частью книговедения. По времени она сформировалась первой из дисциплин книговедческого направления.
Замечания просветительско-книговедческого характера могут быть представлены во введении, заключении, писцовых заметках, оставляемых переписчиками на полях своих рукописей. С появлением печатных изданий подобного рода информацию стали располагать в предисловиях и послесловиях, издаваемых в составе книги от имени самых печатников.
Для примера, хорошо известны заключительные статьи Ивана Федорова в Апостолах (М., 1564 и Львов, 1574), в которых повествуется не только об истории зарождения и становления книгопечатания, но и о некоторых аспектах внутриполитического положения страны, приводятся исторические и культурные аналогии и т.д.
Первые работы в России, затрагивающие напрямую историко-книжную тематику, – рукописные произведения середины XVII в. «Сказание известно о воображении книг печатного дела» и «Сказание известно и написание вкратце». В них представлена история создания Московского печатного двора вплоть до начала правления первых царей династии Романовых.
Один из первых вышел очерк по всеобщей истории книжного дела Полиодора Виргилия Урбинского «Осмь книг о изобретателях вещей», опубликованный в Риме в 1599 г., а вскоре по приказу Петра 1 переведенный на русский язык и изданный в Москве в 1720 г. В одном из параграфов книги, под названием «Которые первее книги издаша, и о первой библиотеке, и от кого употребление литер в печати обретеся», описывается и деятельность Гутенберга.
В 1722 г. директор Московской Синодальной типографии Ф.П. Поликарпов-Орлов, формируя доклад по деятельности типографии, предопределил ему историческое значение. Он первый составил отчет прибылей и убытков «расходников типографской казны», который фактически стал первым отечественным статистико-экономическим аналитическим обзором в сфере книгоиздания.
Схожий аналитический очерк, посвященный академическому книгопечатанию за 1728–1741 гг., вышел в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1741 г.
Отдельное исследование просветительской деятельности в России было начато в середине XVIII в. А первым профессиональным отечественным историком, согласно исследованиям, стал Андрей Иванович Богданова (1696–1766). Основная его работа – «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов…» (1755) – включает в себя данные по истории просветительской деятельности, книгоиздательского и книготоргового дела, список и краткую характеристику каждой из типографий. В библиографическом описании, размещенному в конце издания, книги систематизированы книговедческому принципу.
Возращение исследовательского интереса к истории просветительской деятельности в России относится к 60-м годам XX в., что напрямую связано с торжествами по случаю 400-летия отечественного книгоиздания. Особое место среди ученых, работавших в это время, принадлежит Антонине Сергеевне Зерновой (1883–1964), служащей отдела редких книг РГБ. Основной сферой ее научных исследований стала история просветительской и книгоиздательской деятельности в России, начиная с истоков своего зарождения.
Активно работали такие знаменитые исследователи, как А.А. Сидоров, Н.М. Сикорский, заявили о себе новые, в дальнейшем завоевавшие известность, теоретики Е.И. Кацпржак, Е.Л. Немировский, И.Е. Баренбаум, С.П. Луппов, А.С. Мыльников. Издавались специализированные книговедческие сборники: «Книга. Исследования и материалы» (с 1959 г.). В 1964 г. состоялось заседание по вопросам книговедения - «Обсуждение назревших проблем книговедения».
60–90-е гг. XX в. значительно выросла источниковедческая и историографическая база исследований по истории просветительской деятельности и книгопечатания. По историко-книговедческим дисциплинам были защищены первые докторские и кандидатские работы (Е.Л. Немировский, Б.В. Сапунов, Г.И. Коляда, В.А. Истрин).
Быстро развивалась, к примеру, ленинградская книговедческая школа, видными представителями которой были И.Е. Баренбаум и А.С. Мыльников. Вышли специальные работы, посвященные книготорговой деятельности в СССР (А.А. Говоров). Е.Л. Немировским был издан ряд фундаментальных трудов по истории просветительской деятельности, книгопечатания и книготорговли. Опубликован ряд монографий, посвященных истории отечественных книгоиздательств (И.А. Шомракова, Е.А. Динерштейн, С.В. Белов, А.Л. Посадсков и др.).
О зрелости историко-книговедческих исследований в этот период свидетельствует выход целого ряда книг и учебников обобщающего характера по истории просветительской деятельности (Е.И. Кацпржак, Н.Г. Малыхин, И.Е. Баренбаум, С.П. Луппов, Л.И. Владимиров).
Основной задачей современных исследователей стал отход от политизации научных знаний, переосмысление многих концепций советского времени. Итоги этой работы на лицо – появление целого ряда новых учебников и учебных пособий по истории книги, книгопечатания и просветительской деятельности (А.А. Говоров и Т.Г. Куприянова, И.А. Шомракова и И.Е. Баренбаум), а также монографии обобщающего характера (В.И. Васильев).
Вышли повторными изданиями работы известных российских книговедов и историков (М.Н. Куфаев), продолжается публикация работ энциклопедического характера.
Объект и предмет исторического книговедения имеют комплексный характер. Этот факт, а также общие закономерности развития научного знания определяют то, что история просветительской деятельности отечественных печатников, сама являющаяся комплексной дисциплиной, имеет обширные связи с другими науками и дисциплинами.
Введение 3
Глава 1. Ранний период просветительской деятельности 8
Глава 2. Основные тенденции издательской деятельности в эпоху «Просвещения» 71
2.1. Предпосылки и реформы книжного дела в эпоху Петра I. Рассмотреть деятельность Киприянова 71
2.2. Просветительская деятельность Новикова и его вклад в развитие книжной культуры 75
Глава 3. Издательская деятельность просветителей XIX в. 81
3.1. Роль Смирдина в формировании национального издательского репертуара 81
Глава 3.2. Издатели-просветители второй половины XIX в. 83
3.2.1. Деятельность М. О. Вольфа 84
3.2.2. Просветительская деятельность Ф. Ф. Маркса 105
3.3. Деятельность И. Д. Сытина 108
Заключение 127
Список пользованной литературы 129
Основные выводы, проистекающие из нашего исследования, в соответствии с его структурой, целями и задачами объединяются в три предметных раздела.
Во-первых, установлено, что традиции просветительской деятельности в России активно развиваются и приобретают относительно массовый характер только к середине XVIII века, что связано со становлением книготорговой деятельности. Вторым важным аспектом стала ликвидация крепостнической системы, и, как следствие, демократизацией воспитательно-образовательной системы в целом.
Этот период стал переломным в развитии и книгопечатного дела,- в геометрической прогрессии растет количество издательской продукции, значительно расширяется ее репертуар, растет количество библиотек, школ, вузов, они теряют свой статут привилегированности. Образовываются учебные заведения нового образца – средние, завязанные на изучении естественно-научного профиля, кроме них появляются земские образовательные учреждения, быстро растет число педагогических учреждений (учительских семинарий), чему способствует также переориентация духовных семинарий в сторону педагогико-прикладной области.
В следствие этого, спонтанная актуализация просветительской деятельности получает предметный характер и организовывается в виде специализированных социально ориентированных образовательных учреждений для взрослого населения страны: сельских и городских школ воскресного дня, рабочих и крестьянских объединений по повышению образовательного уровня, народных школ, университетов, библиотек-читален, народных театров, отбор в которые происходил на равных условиях, без сословных и имущественных ограничений.
В просветительскую деятельность на всех уровнях энергично подключились как известные ученые и активисты культурно-досуговой сферы(в том числе искусства), так и многие представители местной й интеллигенции: «полиграфисты», библиотечные работники, распространители книжных изданий, журналисты и авторы, учителя высших, средних и начальных учебных заведений, музейные работники, театральные деятели, врачи, конторские работники.
Значимую роль в развитии и продвижении просветительской деятельности сыграли различные научные сообщества: исторические, географические, педагогические, и др., хотя на разных этапах исторического процесса сдерживаемые государственными цензурными структурами в издательской и публичной сферах.
1. 400 лет русского книгопечатания. 1564–1964: в 2 т. Т. 1–2: сб. науч. тр. / АН ССР. Отделение истории. – М. : Наука, 1964. – Т. 1. – 664 с.; Т.2. – 584 с.
2. Баренбаум И.Е. История книги / И.Е. Баренбаум. – М.: Книга, 1984. – 248 с.
3. Баренбаум И.Е. Всеобщая история книги: учебник / И.Е. Баренбаум, И.А. Шомракова. – СПб.: Профессия, 2005. – 368 с.
4. Божерянов И.Н. Исторический очерк русского книгопечатного дела / И.Н. Божерянов. – СПб.: Общественная польза, 1895. – 61 с.
5. Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства / Ф.И. Булгаков. – СПб.: Новое время, 1889. – 364 с., 268 рис.
6. Васильев В.И. Книга и книжная культура на переломных этапах истории России. Теория. История. Современность / В.И. Васильев; Отделение историко-филологических наук РАН; Научный совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2005. – 272 с.
7. Динерштейн Е.А. Еще раз о понятиях «книжное дело» и «история книжного дела» / Е.А. Динерштейн // Книга. Исследования и материалы. Сб. 58. – М.: Книжная палата, 1989. – С. 80– 88.
8. Зернова А.С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине / А.С. Зернова. – М.: Гос. б-ка им. В.И. Ленина, 1947. – 105 с.
9. Ильницкий А. Книгоиздание современной России [Электронный ресурс] / Ильницкий А., AMIcable. – М.: Вагриус, 2000. – URL: http://amicable.ru/publish/broshure/#5
10. История книги: учебник / под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.
11. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие / Ин-т «Открытое о-во», РГГУ, И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 701 с.
12. Кацпржак Е.И. История книги / Е.И. Кацпржак. – М.: Книга, 1964. – 422 с.
13. Кирпичников А.И. Очерк истории книги. Две публичные лекции / А.И. Кирпичников. – СПб.: Изд. журнала «Пантеон литературы», 1888. – 72 с.
14. Киселев Н.П. О московском книгопечатании в XVII в. / Н.П. Киселев // Книга. Исследования и материалы. Сб. 2. – М., 1960. – С. 123–186.
15. Киселев Н.П. Книгопечатание в Москве в XVII в. / Н.П. Киселев, Е.Л. Немировский // 400 лет русского книгопечатания. 1564 – 1964. Т. 1. Русское книгопечатание до 1917 г. 1564 – 1917. – М., 1964. – С. 52– 66.
16. Книга в России. 1881 – 1895 гг. : сб. науч. тр. / под общ. ред. И.И. Фроловой. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 1997. – 430 с.
17. Книговедение: энциклопедический словарь / ред. Н.М. Сикорский. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 664 с.
18. Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой аналитический доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. – М., 2009. – URL: http:// www.fapmc.ru/files/download/614_file.doc
19. Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке / М.В. Кукушкина. – СПб.: Петерб. востоковедение, 1999. – 208 с.
20. Куприянова Т.Г. Первая династия российских издателей / Т.Г. Куприянова. – М.: Хронос-Пресс, 2001. – 242 с.: ил.
21. Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке / М.Н. Куфаев / Рос. гос. б-ка; сост.: М.М. Панфилов, О.Р. Хромов (отв. сост.). – М.: Пашков дом, 2003. – 360 с.
22. Ленский Б.В. Российское книгоиздание: новый век / Б.В. Ленский [Электронный ресурс] // Научная книга. – 2004. – № 3–4. – URL: http://www.naukaran.ru/sb/2004_3-4/01.shtml
23. Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник / Д.С. Лихачёв – М.: Худ. лит-ра, 1969. – С. 5–26.
24. Луппов С.П. История книги как комплексная научная дисциплина / С.П. Луппов // Проблемы рукописной и печатной книги. – М., 1976. – С. 3–11.
25. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII в. / С.П. Луппов. – Л.: Наука, 1973. – 374 с.
26. Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. 1725–1740 / С.П. Луппов. – Л.: Наука, 1976. – 380 с.
27. Немировский Е.Л. Мир книги. С древнейших времен до начала XX века / Е.Л. Немировский. – М.: Книга, 1986. – 287 с.
28. Немировский Е.Л. Начало славянского книгопечатания / Е.Л. Немировский. – М.: Книга, 1971. – 270 с.
29. Немировский Е.Л. Подводя итоги XX столетия: книгоиздание / Е.Л. Немировский [Электронный ресурс] // КомпьюАрт. – 1999. – № 12; 2000. – №1, 2, 3; 2001. – №1. – URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8411&iid=340
30. Розов Н.Н. Книга в Древней Руси / Н.Н. Розов. – М.: Наука, 1977. – 123 с.
31. Розов Н.Н. Книга в России в XV в. / Н.Н. Розов. – Л.: Наука, 1981. – 153 с.
32. Рукописная и печатная книга: сб. науч. тр. / Научный совет по истории мировой культуры. – М.: Наука, 1975. – 258 с.
33. Сказания о начале славянской письменности: сб. / отв. ред. В.Д. Королюк. – М.: Наука, 1981. – 198 с.
34. Самарин А.Ю. Книга в пространстве цивилизации / А.Ю. Самарин [Электронный ресурс] // Научная книга. – 2004. – №2. – URL: http://www.naukaran.ru/sb/2004_2/08.shtml
35. Сапунов Б.В. Книга в России в XI–XIII вв. / Б.В. Сапунов. – Л.: Наука, 1978. – 231 с.
36. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России / М.Н. Тихомиров // У истоков русского книгопечатания. – М., 1959. – С. 9–40.
37. Функе Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела / под ред. Е.Л. Немировского. – М.: Высшая школа, 1982. – 296 с.
38. Хрестоматия по истории русской книги. 1564–1917 / сост. Л.А. Везирова, ред. проф. А.Д. Эйхенгольц. – М.: Книга, 1965. – 378 с.
39. Челиховский Е. Издательства в странах Восточной Европы: на пути к вступлению в Европейское Cообщество / Е. Челиховский [Электронный ресурс] // Компьюарт. [Электронный журнал]. 2000. №9. – URL: http://www. compuart. ru/ article. aspx?id=9107&iid=381 (дата обращения: 24.06.2009).
40. Черняк А.Я. История книги как наука (опыт конституирования научной дисциплины) / А.Я. Черняк // Книга. Исследования и материалы. Сб. 59. – М.: Книжная палата, 1989. – С. 47–59.
41. Швецова-Водка. Г.Н. Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. – М.: Рыбари; К.: Знания, 2009. – 487 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55696 Дипломных работ — поможем найти подходящую