Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Одним из важнейших элементов работы с персоналом является его мотивация. Современное управление основано на глубоком изучении потребностей работающего человека. В современном обществе кадры рассматриваются как основной ресурс, влияющий на деятельность любой организации. Экономическая и политическая ситуация в России открывает много новых возможностей и единовременно вносит большую неопределенность в жизнь людей. Таким образом, современное управление должно опираться на глубокий анализ потребностей работающего человека.
Современный подход управления персоналом рассматривает мотивацию как активизацию мотивов сотрудников и создание стимулов для побуждения их к эффективной деятельности. В настоящее время в науке существует много концепций мотивации, однако вопросы создания системы мотивации труда в конкретных организациях по-прежнему актуальны. Для руководителей представляет интерес не изложение существующих теорий, а конкретный опыт отдельных коллективов.
В библиотеках одной из причин возникновения кадровых проблем является именно недостаточное внимание к мотивации труда сотрудников: в отличие от коммерческих структур, в библиотеках, как бюджетных учреждениях, слабо ведётся работа по созданию системы мотивации. Для успешного руководства персоналом в библиотеке должна быть разработана система мотивации сотрудников, учитывающая различные факторы и особенности, как самой организации, так и тех, кто в ней работает. От эффективности действующей системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала во многом зависит трудовая, социальная и творческая активность каждого работника, что положительно повлияет на конечные результаты деятельности библиотеки. Стремление руководства библиотек уделять больше внимания мотивации сотрудников в конечном итоге приведёт к закреплению молодых кадров в библиотеке, а это, в свою очередь, будет способствовать преодолению проблемы старения персонала, повышению компетентности и профессионализма сотрудников.
Степень разработанности темы.
Концепции мотивационного управления рассмотрены в трудах О.С.Виханского [4], А.Я. Кибанова [19] и других специалистов. Н.С. Карташов [37] в своих статьях рассматривает особенности современного библиотечного управления. Материальное стимулирование персонала библиотек исследует В.К.Клюев [11; 40]. В трудах И.М. Сусловой [16; 28] обобщённое отражение нашли научные подходы к проблеме мотивации труда персонала библиотеки. М.Н.Колесникова [12] рассматривает психологические аспекты мотивации управления персоналом библиотеки. Мотивация трудовой деятельности работников библиотек исследуется Е.А. Потаниной [43]. Проблемы мотивации молодых библиотечных кадров изучают М.П. Захаренко [36; 47], Т.С. Макаренко [50] и другие.
Все авторы исследований подчеркивают, что в библиотеках любого уровня мотивация должна рассматриваться как одна из важнейших функций управления. Вместе с тем, специалистами (А.Н. Ванеевым [1], М.П.Захаренко [47], М.Н.Колесниковой [12] и др.) отмечается низкий уровень развития профессиональной мотивации библиотечных сотрудников, особенно - молодых, вступающий в противоречие с объективной потребностью в специалистах, положительно ориентированных на профессиональную деятельность.
Понимание значимости мотивации требует ее глубокого изучения, позволяющего ответить на вопросы, связанные с обеспечением активной положительной профессиональной мотивации библиотечных специалистов, формированием системы мотивации в конкретной публичной библиотеке, с учетом ее специфических черт. Это подчеркивает актуальность данного исследования.
Объект исследования: мотивация труда персонала.
Предмет исследования: мотивация персонала публичной библиотеки.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературных источников и документации, систематизация, обобщение;
- эмпирические: изучение документации библиотек, контент-анализ, анкетный опрос, тестирование;
- интерпретационные (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Цель исследования: изучение мотивации персонала публичной библиотеки.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть содержательные и процессуальные теории мотивации.
2. Проанализировать методологию оценки и мотивацию трудовой деятельности персонала публичной библиотеки.
3. Изучить опыт мотивации персонала публичных библиотек.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки.
Новизна и теоретическое значение исследования состоит в расширении и обогащении имеющихся в библиотековедении представлений об особенностях мотивации персонала публичной библиотеки.
Практическая значимость работы связана с тем, что материалы исследования и предложенные рекомендации по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки могут быть использованы в практической деятельности руководителей публичных библиотек.
Структура исследования: работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Во введении рассмотрена актуальность работы, выделены объект и предмет работы, обозначены методы исследования, цель работы и задачи, посредством которых достигается цель работы. В первой главе рассмотрены содержательные и процессуальные теории мотивации, методология оценки и мотивация трудовой деятельности персонала публичной библиотеки. Во второй главе содержится анализ опыта мотивации персонала публичной библиотеки, приведены рекомендации автора по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки. В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны основные выводы по главам работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 6
1.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 6
1.2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 16
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 26
2.1. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 26
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о том, какой будет публичная библиотека в будущем, зависит от того, какие сотрудники трудятся в ней сегодня: насколько они профессиональны, стремятся ли к развитию. Знание того, как сформировать мотивацию у специалиста, как формировать его приоритеты - это одна из важнейших задач, которая встаёт сегодня перед библиотекой.
Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования. Характеристика методов мотивации персонала приобрела канонические формы и формально может быть представлена двумя схемами: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации». Содержательные теории мотивации особое внимание уделяют изучению потребностей человека, являющихся основным мотивом его поведения, а значит и деятельности. Процессуальные теории учитывают поведенческие аспекты мотивации, определяемые конкретной ситуацией.
Рассматривая библиотеку как организацию, необходимо признать, что для успешного руководства персоналом в каждой библиотеке должна быть построена собственная система мотивации и стимулирования, учитывающая как внешние факторы (социально-экономические условия деятельности библиотеки), так и характеристики внутренней среды: организационную культуру, специфику библиотечного труда, стиль управления, и, особенно, потребности и индивидуальные типологические свойства личности. Оценка персонала обычно проводится по следующим направлениям: оценка квалификации сотрудника на основе профессиональных требований к специалисту; анализ результатов работы – оценивается качество выполненных работ; оценка сотрудника как личности - выявляются его личностные характеристики и сравниваются с идеальными для данного вида деятельности.
Выявлены как положительные стороны, так и проблемы и недостатки в управленческой деятельности руководителей библиотеки, в том числе – в сфере мотивации. Результаты проведенного эмпирического исследования в целом позитивно характеризуют испытуемых руководителей с точки зрения эффективности их управленческой деятельности. Однако, оценки, полученные по методике Вилсона по таким важным показателям, как «Контроль деталей», «Делегирование полномочий», «Мотивация цели», ниже средних показателей, что является отрицательным моментом деятельности руководителей. О недостаточной передаче части своих прав и полномочий на нижестоящие уровни управления говорят и результаты анкетного опроса.
Это позволило определить направления по повышению эффективности деятельности руководителей библиотеки в сфере управления персоналом и разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки, задачами которых являются совершенствование форм разделения и кооперации управленческого труда, делегирование полномочий; повышение компетентности руководителей по вопросам мотивации персонала; совершенствование мотивации персонала посредством стимулирования творческой активности сотрудников библиотеки. Для повышения компетентности руководителей по вопросам мотивации персонала разработан психологический тренинг. Для мотивации и повышения творческой активности работников библиотеки разработана методика организации конкурса по созданию виртуальной выставки.
Подводя итоги, следует отметить, что для формирования действенной стратегии профессиональной мотивации в настоящее время требуется коренной пересмотр традиционно бытующих в библиотечных учреждениях трудовых отношений. Невысокий уровень оплаты труда активно компенсируется другими, возможно, даже более значимыми для некоторых сотрудников факторами. Дифференциация работников, правильно выбранное место для каждого сотрудника, рациональное использование трудовых ресурсов, наличие системы обучения, повышения квалификации, а также оценки деятельности персонала - все они опираются на целостную систему мотивации как на основу в управлении человеческими ресурсами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Справочные издания
1. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 496 с.
Учебники и учебные пособия
2. Библиотечный коллектив: формирование и управление : учеб.-метод. пособие / С.Петерб. гос. акад. культуры; сост. А.Н. Ванеев. - Санкт-Петербург, 1996. – 58 с.
3. Богданова И. А. Библиотечный коллектив: методологические и методические аспекты изучения : учебно-методическое пособие / И. А. Богданова. – Москва : Литера, 2011. – 140 с. - (Серия «Современная библиотека»).
4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – Москва : Экономистъ, 2009. – 528 с.
5. Дворкина М. Я. Библиотечная среда: теория и организация : науч.- практ. пособие / М. Я. Дворкина. – Москва : Литера. – 2009. – 93 с.
6. Дыченко Л. Ф. Психология деловых отношений в библиотеке: науч.-практ. пособие / Л. Ф. Дыченко. – Москва : Литера, 2011. – 160 с. – (Серия «Современная библиотека». Вып. 84).
7. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 464 с.
8. Зельдович Б.З. Практический менеджмент: Учебное пособие / Б.З. Зельдович, Н.М. Сперанская, М.И.Фаенсон. - Москва : Изд-во МГУП, 2012. - 229 с.
9. Ильяева И. А. Стратегическое управление библиотекой : учеб.-метод. пособие / И. А. Ильяева, В. Н. Маркова. – Москва: КноРус , 2008. – 181 с.
10. Кильпякова И. С. Кадровый менеджмент современной библиотеки: опыт ОУНБ : научно-практическое пособие / И. С. Кильпякова. – Москва : Литера, 2012. – 128 с. – Библиогр. : с. 92-104 (184 назв.). - (Серия «Современная библиотека»).
11. Клюев В.К. Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки: Учеб.-метод. пособие / В.К. Клюев. – Москва : Литера, 2011. – 112 с.
12. Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник для вузов / М. Н. Колесникова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 256 с. – (Серия «Библиотека и время. ХХ1 век» ; вып. 101).
13. Меньщикова С. П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности : практическое пособие / С. П. Меньщикова. – Москва : Литера, 2009. – 112 с. – (Современная библиотека. Вып. 48).
14. Пашин А.И. Управление библиотечным делом: системный подход : учебно-метод. пособие / А.И. Пашин. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.
15. Стрелкова-Зыль И. Б. Кадровые ресурсы библиотек : теория и практика управления развитием : научно-практическое пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. - Москва : Литера, 2011. – 236 с. - (Серия «Современная библиотека»).
16. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт-Петербург : Профессия, 2009. - 600 с.
17. Управление библиотекой : учеб.-практ. пособие / сост.: С. А. Аверьянов [и др.]. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 302 с. – (Библиотека).
18. Управление персоналом: учебник / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – Москва : ЮНИТИ, 2010. – 554 с.
19. Управление персоналом: учебник для вузов / под редакцией А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – Москва : «Экзамен», 2010. – 368 с.
20. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала : учебник / С.А. Шапиро. – Москва : ГроссМедиа, 2010. – 224 с.
Монографии
21. Армстронг М. Оплата труда. Практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и вознаграждения персонала / М. Армстронг, Т.Стивенс. – Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2010. - 515 с.
22. Кобьёлл К. Мотивация в стиле Экшн. Восторг заразителен / К. Кобьёлл. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 189 с.
23. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. . – 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 478 с.
24. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - 3-е изд. – Москва : Дело, 2009. – 702 с.
25. Осетрова Н.В. Тренинг развития управленческих навыков / Н.В.Осетрова, О.А. Сурикова. — М. : Вершина, 2009. — 192 с.
26. Пол Р. Измерение качества деятельности библиотек / Р. Пол, П. Бокхорст ; Российская государственная библиотека ; пер. с англ. Г. А. Кисловской. – Стер. переизд. – Москва : Пашков дом, 2010. – 316 с.
27. Сукиасян Э.P. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент / Э.Р. Сукиасян. – Санкт-Петербург : Профессия, 2011. – 430 с.
28. Суслова И. М. Стратегическое управление библиотекой / И. М. Суслова. – Москва : МЦБС, 2008. – 256 с.
29. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам/ В.И. Шкатулла. – Москва : Норма, 2009. – 303 с.
Статьи
30. Андреева Н.Е. Персонал–стратегия. Эффективное кадровое планирование / Н.Е. Андреева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 9. – С.70-77.
31. Андреева Н.Е. Программа мотивации как средство повышения эффективности деятельности персонала библиотеки / Н.Е. Андреева // Библиотечное дело – 2006 : Скворцовские чтения: материалы одиннадцатой междунар. науч. конф. (19–20 апреля 2006 г.). – Москва, 2006. – Ч. 1. – С. 125-131.
32. Баранникова Л. А. Мотивация труда библиотекарей в контексте социальных приоритетов молодежи/Л. А. Баранникова // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - № 5 - 6. - С. 45 - 51.
33. Бойкова О.Ф. Стимулирование труда персонала / О.Ф. Бойкова // Независимый библиотечный адвокат. – 2007. – № 4. – С. 50-52.
34. Бочарникова Е. С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов / Е. С. Бочарникова // Научные и технические библиотеки. - 2006. - №6. - С. 41-45.
35. Варданян И. С. Исследование систем управления мотивацией персонала / И. С. Варданян // Управление персоналом. - 2005. - № 15. - С. 58 - 63.
36. Захаренко М.П. Профессиональная мотивация молодых специалистов как важный компонент маркетинга персонала библиотеки / М. П. Захаренко // Румянцевские чтения. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 2 : материалы междунар. Науч. Конф. (21–23 апр. 2009 г.) : [в 2 ч.] / Российская гос. Б-ка ; [сост.: Л.Н. Тихонова, И.И. Шестопалов]. – Москва : Пашков дом, 2009. – С.53-56.
37. Карташов Н.С. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н.С. Карташов // Библиотековедение. – 2001. – № 4. – С. 17–25.
38. Кильпякова И.С. Адаптация персонала библиотеки как кадровая технология / И.С. Кильпякова // Библиотечное дело – 2009: традиции и новации развития в информационном обществе (29–24 апреля 2009 г., Москва). Ч. II. – Москва : МГУКИ, 2009 – С. 48-51.
39. Кирсанова М.И. Использование метода делового портрета при оценке специалиста в научной библиотеке / М.И. Кирсанова // Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО АН СССР. – Новосибирск. - 1977. - Вып. 35. - С. 67—98.
40. Клюев В.К. Материальная база библиотечных кадров / В.К. Клюев // Независимый библиотечный адвокат. – 2007. – № 4 (46). – С. 14-18.
41. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Е.И. Комаров // Управление персоналом. – 2010. – № 1. – С. 38-41.
42. Потанина Е.А. Кто работает в библиотеке? / Е.А. Потанина // СОЦИС. – 2007. – № 3 – С. 107-111.
43. Потанина Е.А. Мотивация труда в библиотеках: (по страницам профессиональной печати) / Е.А. Потанина // Библиотековедение. – 2007. – № 4. – С. 118-124.
44. Сергеева С.А. Новые тенденции в мотивации персонала вузовских библиотек / С.А. Сергеева // Библиотеки вузов Урала. – 2006. - № 7. – С. 94- 97.
45. Стрелкова И.Б. Мотивация как необходимый фактор профессиональной успешности библиотечного специалиста / И. Б. Стрелкова // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 2. - С. 63-75.
46. Творчество как мотив профессиональной деятельности молодых специалистов // Молодые в библиотечном деле. – 2008. – № 7. – С.16-18.
Авторефераты
47. Захаренко М. П. Формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: факторы и условия: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 05.25.03 / М. П. Захаренко [Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств»]. - Москва, 2012.- 24 с.
Интернет-ресурсы
48. Антипина В. Дифференциация в мотивации персонала. [Электронный ресурс] / В. Антипина. – URL: http://www.hr-portal.ru/article/differentsiatsiya-v-motivatsii-personala (25.12.2015).
49. Жданова Т.А. Вопросы аттестации в библиотеках [Электронный ресурс] / Т.А.Жданова. – URL: http://www.gpntb.ru (11.12.15).
50. Макаренко Т.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала библиотеки [Электронный ресурс] / Т.С. Макаренко. – URL: http://vmo.rgub.ru (21.12.15).
51. Моисейко П.А. К вопросу о системе мотивации персонала НБ СФУ библиотеках [Электронный ресурс] / П.А.Моисейко, Г.Ф. Каячев. – URL: conf.sfu-kras.ru (14.12.15).
52. Мотивация труда. Понятие и виды мотивов и стимулов. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecouniver.com/2376-motivaciya-truda-ponyatie-i-vidy-motivov-i.html (22.11.2015).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Одним из важнейших элементов работы с персоналом является его мотивация. Современное управление основано на глубоком изучении потребностей работающего человека. В современном обществе кадры рассматриваются как основной ресурс, влияющий на деятельность любой организации. Экономическая и политическая ситуация в России открывает много новых возможностей и единовременно вносит большую неопределенность в жизнь людей. Таким образом, современное управление должно опираться на глубокий анализ потребностей работающего человека.
Современный подход управления персоналом рассматривает мотивацию как активизацию мотивов сотрудников и создание стимулов для побуждения их к эффективной деятельности. В настоящее время в науке существует много концепций мотивации, однако вопросы создания системы мотивации труда в конкретных организациях по-прежнему актуальны. Для руководителей представляет интерес не изложение существующих теорий, а конкретный опыт отдельных коллективов.
В библиотеках одной из причин возникновения кадровых проблем является именно недостаточное внимание к мотивации труда сотрудников: в отличие от коммерческих структур, в библиотеках, как бюджетных учреждениях, слабо ведётся работа по созданию системы мотивации. Для успешного руководства персоналом в библиотеке должна быть разработана система мотивации сотрудников, учитывающая различные факторы и особенности, как самой организации, так и тех, кто в ней работает. От эффективности действующей системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала во многом зависит трудовая, социальная и творческая активность каждого работника, что положительно повлияет на конечные результаты деятельности библиотеки. Стремление руководства библиотек уделять больше внимания мотивации сотрудников в конечном итоге приведёт к закреплению молодых кадров в библиотеке, а это, в свою очередь, будет способствовать преодолению проблемы старения персонала, повышению компетентности и профессионализма сотрудников.
Степень разработанности темы.
Концепции мотивационного управления рассмотрены в трудах О.С.Виханского [4], А.Я. Кибанова [19] и других специалистов. Н.С. Карташов [37] в своих статьях рассматривает особенности современного библиотечного управления. Материальное стимулирование персонала библиотек исследует В.К.Клюев [11; 40]. В трудах И.М. Сусловой [16; 28] обобщённое отражение нашли научные подходы к проблеме мотивации труда персонала библиотеки. М.Н.Колесникова [12] рассматривает психологические аспекты мотивации управления персоналом библиотеки. Мотивация трудовой деятельности работников библиотек исследуется Е.А. Потаниной [43]. Проблемы мотивации молодых библиотечных кадров изучают М.П. Захаренко [36; 47], Т.С. Макаренко [50] и другие.
Все авторы исследований подчеркивают, что в библиотеках любого уровня мотивация должна рассматриваться как одна из важнейших функций управления. Вместе с тем, специалистами (А.Н. Ванеевым [1], М.П.Захаренко [47], М.Н.Колесниковой [12] и др.) отмечается низкий уровень развития профессиональной мотивации библиотечных сотрудников, особенно - молодых, вступающий в противоречие с объективной потребностью в специалистах, положительно ориентированных на профессиональную деятельность.
Понимание значимости мотивации требует ее глубокого изучения, позволяющего ответить на вопросы, связанные с обеспечением активной положительной профессиональной мотивации библиотечных специалистов, формированием системы мотивации в конкретной публичной библиотеке, с учетом ее специфических черт. Это подчеркивает актуальность данного исследования.
Объект исследования: мотивация труда персонала.
Предмет исследования: мотивация персонала публичной библиотеки.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературных источников и документации, систематизация, обобщение;
- эмпирические: изучение документации библиотек, контент-анализ, анкетный опрос, тестирование;
- интерпретационные (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Цель исследования: изучение мотивации персонала публичной библиотеки.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть содержательные и процессуальные теории мотивации.
2. Проанализировать методологию оценки и мотивацию трудовой деятельности персонала публичной библиотеки.
3. Изучить опыт мотивации персонала публичных библиотек.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки.
Новизна и теоретическое значение исследования состоит в расширении и обогащении имеющихся в библиотековедении представлений об особенностях мотивации персонала публичной библиотеки.
Практическая значимость работы связана с тем, что материалы исследования и предложенные рекомендации по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки могут быть использованы в практической деятельности руководителей публичных библиотек.
Структура исследования: работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Во введении рассмотрена актуальность работы, выделены объект и предмет работы, обозначены методы исследования, цель работы и задачи, посредством которых достигается цель работы. В первой главе рассмотрены содержательные и процессуальные теории мотивации, методология оценки и мотивация трудовой деятельности персонала публичной библиотеки. Во второй главе содержится анализ опыта мотивации персонала публичной библиотеки, приведены рекомендации автора по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки. В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны основные выводы по главам работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 6
1.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 6
1.2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 16
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 26
2.1. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 26
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о том, какой будет публичная библиотека в будущем, зависит от того, какие сотрудники трудятся в ней сегодня: насколько они профессиональны, стремятся ли к развитию. Знание того, как сформировать мотивацию у специалиста, как формировать его приоритеты - это одна из важнейших задач, которая встаёт сегодня перед библиотекой.
Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования. Характеристика методов мотивации персонала приобрела канонические формы и формально может быть представлена двумя схемами: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации». Содержательные теории мотивации особое внимание уделяют изучению потребностей человека, являющихся основным мотивом его поведения, а значит и деятельности. Процессуальные теории учитывают поведенческие аспекты мотивации, определяемые конкретной ситуацией.
Рассматривая библиотеку как организацию, необходимо признать, что для успешного руководства персоналом в каждой библиотеке должна быть построена собственная система мотивации и стимулирования, учитывающая как внешние факторы (социально-экономические условия деятельности библиотеки), так и характеристики внутренней среды: организационную культуру, специфику библиотечного труда, стиль управления, и, особенно, потребности и индивидуальные типологические свойства личности. Оценка персонала обычно проводится по следующим направлениям: оценка квалификации сотрудника на основе профессиональных требований к специалисту; анализ результатов работы – оценивается качество выполненных работ; оценка сотрудника как личности - выявляются его личностные характеристики и сравниваются с идеальными для данного вида деятельности.
Выявлены как положительные стороны, так и проблемы и недостатки в управленческой деятельности руководителей библиотеки, в том числе – в сфере мотивации. Результаты проведенного эмпирического исследования в целом позитивно характеризуют испытуемых руководителей с точки зрения эффективности их управленческой деятельности. Однако, оценки, полученные по методике Вилсона по таким важным показателям, как «Контроль деталей», «Делегирование полномочий», «Мотивация цели», ниже средних показателей, что является отрицательным моментом деятельности руководителей. О недостаточной передаче части своих прав и полномочий на нижестоящие уровни управления говорят и результаты анкетного опроса.
Это позволило определить направления по повышению эффективности деятельности руководителей библиотеки в сфере управления персоналом и разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала публичной библиотеки, задачами которых являются совершенствование форм разделения и кооперации управленческого труда, делегирование полномочий; повышение компетентности руководителей по вопросам мотивации персонала; совершенствование мотивации персонала посредством стимулирования творческой активности сотрудников библиотеки. Для повышения компетентности руководителей по вопросам мотивации персонала разработан психологический тренинг. Для мотивации и повышения творческой активности работников библиотеки разработана методика организации конкурса по созданию виртуальной выставки.
Подводя итоги, следует отметить, что для формирования действенной стратегии профессиональной мотивации в настоящее время требуется коренной пересмотр традиционно бытующих в библиотечных учреждениях трудовых отношений. Невысокий уровень оплаты труда активно компенсируется другими, возможно, даже более значимыми для некоторых сотрудников факторами. Дифференциация работников, правильно выбранное место для каждого сотрудника, рациональное использование трудовых ресурсов, наличие системы обучения, повышения квалификации, а также оценки деятельности персонала - все они опираются на целостную систему мотивации как на основу в управлении человеческими ресурсами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Справочные издания
1. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 496 с.
Учебники и учебные пособия
2. Библиотечный коллектив: формирование и управление : учеб.-метод. пособие / С.Петерб. гос. акад. культуры; сост. А.Н. Ванеев. - Санкт-Петербург, 1996. – 58 с.
3. Богданова И. А. Библиотечный коллектив: методологические и методические аспекты изучения : учебно-методическое пособие / И. А. Богданова. – Москва : Литера, 2011. – 140 с. - (Серия «Современная библиотека»).
4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – Москва : Экономистъ, 2009. – 528 с.
5. Дворкина М. Я. Библиотечная среда: теория и организация : науч.- практ. пособие / М. Я. Дворкина. – Москва : Литера. – 2009. – 93 с.
6. Дыченко Л. Ф. Психология деловых отношений в библиотеке: науч.-практ. пособие / Л. Ф. Дыченко. – Москва : Литера, 2011. – 160 с. – (Серия «Современная библиотека». Вып. 84).
7. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 464 с.
8. Зельдович Б.З. Практический менеджмент: Учебное пособие / Б.З. Зельдович, Н.М. Сперанская, М.И.Фаенсон. - Москва : Изд-во МГУП, 2012. - 229 с.
9. Ильяева И. А. Стратегическое управление библиотекой : учеб.-метод. пособие / И. А. Ильяева, В. Н. Маркова. – Москва: КноРус , 2008. – 181 с.
10. Кильпякова И. С. Кадровый менеджмент современной библиотеки: опыт ОУНБ : научно-практическое пособие / И. С. Кильпякова. – Москва : Литера, 2012. – 128 с. – Библиогр. : с. 92-104 (184 назв.). - (Серия «Современная библиотека»).
11. Клюев В.К. Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки: Учеб.-метод. пособие / В.К. Клюев. – Москва : Литера, 2011. – 112 с.
12. Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник для вузов / М. Н. Колесникова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 256 с. – (Серия «Библиотека и время. ХХ1 век» ; вып. 101).
13. Меньщикова С. П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности : практическое пособие / С. П. Меньщикова. – Москва : Литера, 2009. – 112 с. – (Современная библиотека. Вып. 48).
14. Пашин А.И. Управление библиотечным делом: системный подход : учебно-метод. пособие / А.И. Пашин. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.
15. Стрелкова-Зыль И. Б. Кадровые ресурсы библиотек : теория и практика управления развитием : научно-практическое пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. - Москва : Литера, 2011. – 236 с. - (Серия «Современная библиотека»).
16. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт-Петербург : Профессия, 2009. - 600 с.
17. Управление библиотекой : учеб.-практ. пособие / сост.: С. А. Аверьянов [и др.]. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 302 с. – (Библиотека).
18. Управление персоналом: учебник / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – Москва : ЮНИТИ, 2010. – 554 с.
19. Управление персоналом: учебник для вузов / под редакцией А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – Москва : «Экзамен», 2010. – 368 с.
20. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала : учебник / С.А. Шапиро. – Москва : ГроссМедиа, 2010. – 224 с.
Монографии
21. Армстронг М. Оплата труда. Практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и вознаграждения персонала / М. Армстронг, Т.Стивенс. – Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2010. - 515 с.
22. Кобьёлл К. Мотивация в стиле Экшн. Восторг заразителен / К. Кобьёлл. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 189 с.
23. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. . – 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 478 с.
24. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - 3-е изд. – Москва : Дело, 2009. – 702 с.
25. Осетрова Н.В. Тренинг развития управленческих навыков / Н.В.Осетрова, О.А. Сурикова. — М. : Вершина, 2009. — 192 с.
26. Пол Р. Измерение качества деятельности библиотек / Р. Пол, П. Бокхорст ; Российская государственная библиотека ; пер. с англ. Г. А. Кисловской. – Стер. переизд. – Москва : Пашков дом, 2010. – 316 с.
27. Сукиасян Э.P. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент / Э.Р. Сукиасян. – Санкт-Петербург : Профессия, 2011. – 430 с.
28. Суслова И. М. Стратегическое управление библиотекой / И. М. Суслова. – Москва : МЦБС, 2008. – 256 с.
29. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам/ В.И. Шкатулла. – Москва : Норма, 2009. – 303 с.
Статьи
30. Андреева Н.Е. Персонал–стратегия. Эффективное кадровое планирование / Н.Е. Андреева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 9. – С.70-77.
31. Андреева Н.Е. Программа мотивации как средство повышения эффективности деятельности персонала библиотеки / Н.Е. Андреева // Библиотечное дело – 2006 : Скворцовские чтения: материалы одиннадцатой междунар. науч. конф. (19–20 апреля 2006 г.). – Москва, 2006. – Ч. 1. – С. 125-131.
32. Баранникова Л. А. Мотивация труда библиотекарей в контексте социальных приоритетов молодежи/Л. А. Баранникова // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - № 5 - 6. - С. 45 - 51.
33. Бойкова О.Ф. Стимулирование труда персонала / О.Ф. Бойкова // Независимый библиотечный адвокат. – 2007. – № 4. – С. 50-52.
34. Бочарникова Е. С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов / Е. С. Бочарникова // Научные и технические библиотеки. - 2006. - №6. - С. 41-45.
35. Варданян И. С. Исследование систем управления мотивацией персонала / И. С. Варданян // Управление персоналом. - 2005. - № 15. - С. 58 - 63.
36. Захаренко М.П. Профессиональная мотивация молодых специалистов как важный компонент маркетинга персонала библиотеки / М. П. Захаренко // Румянцевские чтения. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 2 : материалы междунар. Науч. Конф. (21–23 апр. 2009 г.) : [в 2 ч.] / Российская гос. Б-ка ; [сост.: Л.Н. Тихонова, И.И. Шестопалов]. – Москва : Пашков дом, 2009. – С.53-56.
37. Карташов Н.С. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н.С. Карташов // Библиотековедение. – 2001. – № 4. – С. 17–25.
38. Кильпякова И.С. Адаптация персонала библиотеки как кадровая технология / И.С. Кильпякова // Библиотечное дело – 2009: традиции и новации развития в информационном обществе (29–24 апреля 2009 г., Москва). Ч. II. – Москва : МГУКИ, 2009 – С. 48-51.
39. Кирсанова М.И. Использование метода делового портрета при оценке специалиста в научной библиотеке / М.И. Кирсанова // Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО АН СССР. – Новосибирск. - 1977. - Вып. 35. - С. 67—98.
40. Клюев В.К. Материальная база библиотечных кадров / В.К. Клюев // Независимый библиотечный адвокат. – 2007. – № 4 (46). – С. 14-18.
41. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Е.И. Комаров // Управление персоналом. – 2010. – № 1. – С. 38-41.
42. Потанина Е.А. Кто работает в библиотеке? / Е.А. Потанина // СОЦИС. – 2007. – № 3 – С. 107-111.
43. Потанина Е.А. Мотивация труда в библиотеках: (по страницам профессиональной печати) / Е.А. Потанина // Библиотековедение. – 2007. – № 4. – С. 118-124.
44. Сергеева С.А. Новые тенденции в мотивации персонала вузовских библиотек / С.А. Сергеева // Библиотеки вузов Урала. – 2006. - № 7. – С. 94- 97.
45. Стрелкова И.Б. Мотивация как необходимый фактор профессиональной успешности библиотечного специалиста / И. Б. Стрелкова // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 2. - С. 63-75.
46. Творчество как мотив профессиональной деятельности молодых специалистов // Молодые в библиотечном деле. – 2008. – № 7. – С.16-18.
Авторефераты
47. Захаренко М. П. Формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: факторы и условия: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 05.25.03 / М. П. Захаренко [Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств»]. - Москва, 2012.- 24 с.
Интернет-ресурсы
48. Антипина В. Дифференциация в мотивации персонала. [Электронный ресурс] / В. Антипина. – URL: http://www.hr-portal.ru/article/differentsiatsiya-v-motivatsii-personala (25.12.2015).
49. Жданова Т.А. Вопросы аттестации в библиотеках [Электронный ресурс] / Т.А.Жданова. – URL: http://www.gpntb.ru (11.12.15).
50. Макаренко Т.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала библиотеки [Электронный ресурс] / Т.С. Макаренко. – URL: http://vmo.rgub.ru (21.12.15).
51. Моисейко П.А. К вопросу о системе мотивации персонала НБ СФУ библиотеках [Электронный ресурс] / П.А.Моисейко, Г.Ф. Каячев. – URL: conf.sfu-kras.ru (14.12.15).
52. Мотивация труда. Понятие и виды мотивов и стимулов. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecouniver.com/2376-motivaciya-truda-ponyatie-i-vidy-motivov-i.html (22.11.2015).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую