Автор, прекрасно справился с работой (в такие короткие сроки)!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Развитие научных представлений о синдроме выгорания 5
1.2 Стресс у студентов 13
1.3 Развитие профессионально важных качеств личности студента 17
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 23
2.1 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 23
2.1.1 Диагностика уровня эмоционального состояния 23
2.1.2 Эмоциональное выгорание по Водопьяновой 23
2.1.3 Определение уровня депрессии по шкале Цунга 24
2.1. 4 Определение самочувствия, активности, настроения (САН) 24
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
2.2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания 26
2.2.2 Определение профессионального эмоционального выгорания
студентов. 40
2.2.3 Выявление стадии депрессии 42
2.2.4 Исследование уровня самочувствия, активности и настроения 43
2.2.5 Оценка физического и клинического проявления эмоционального выгорания и депрессии 44
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Развитие научных представлений о синдром выгорания
Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей профессиональной деятельности неожиданно начинали терять к ней интерес, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам, злоупотреблять алкоголем. В дальнейшем у них развивались невротические расстройства или соматические заболевания. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, были вызваны влиянием профессиональной деятельности и адаптации личности к профессиональным обязанностям. Появился термин «burnout», который при переводе на русский язык получил несколько толкований [Лукьянов, Водопьянова, Подсадный, Юрьева, Игумнов, 2008].
...
1.2 Стресс у студентов
Состояние здоровья людей во многом определяется адаптивными резервами, направленностью и характером в системе организм – среда. Оптимизация человеческого здоровья тесно связана с феноменом адаптации. Обучение в ВУЗе представляет собой изменения жизнедеятельности, которые запускают процессы адаптации. В успешности психической адаптации особая роль отводится таким психологическим факторам, как: 1) копинг – стратегии совладания со сложными стрессовыми ситуациями 2) психологические защитные механизмы личности. В исследованиях, которые
проводились последние несколько лет процессы копинга и механизмы психологической защиты рассматривают как единый адаптационный процесс и условно его называют «индивидуальный стиль защитно – совладающего поведения»[Петрова,2010].
...
1.3 Развитие профессионально важных качеств личности студента
Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего, принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека [Ильин, 2008].
Возрастные и личностные особенности студента, его качества и способности можно охарактеризовать, опираясь на три аспекта: биологический, социальный и психологический. Изучение этих трех аспектов раскрывает качества и возможности студента [Божович, 2001].
...
2.1.2 Эмоциональное выгорание по Водопьяновой
Опросник «Эмоциональное выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон (1980) и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой (1982). Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и
«редукции профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности [Водопьянова, Старченкова, 2008].
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом: 0 баллов -
«Никогда», 1 балл - «Очень редко», 2 балла - «Редко», 3 балла - «Иногда», 4 балла - «Часто», 5 баллов - «Очень часто», 6 баллов - «Каждый день».Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания».
2.1.
...
2.1.3 Определение уровня депрессии по шкале Цунга
Данная шкала включает в себя 20 вопросов, на которые испытуемый должен ответить не задумываясь и выбрать цифру, которая соответствует его состоянию в последнее время.
1 – никогда или изредка 2 – иногда
3 – часто
4 – почти всегда или постоянно
2.1. 4 Определение самочувствия, активности, настроения (САН) Методика разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б.
Шарай, М.П. Мирошниковым (1973). Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценки заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.
...
2.2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания
Один из симптомов первой фазы эмоционального выгорания – переживание психотравмирующих обстоятельств. У 19 студентов – психологов симптом переживания психотравмирующих обстоятельств являлся не сложившимся, у 21 студента находился на стадии складывающегося симптома. У студентов – биологов у 9 человек - не сложившийся симптом, у 14 – складывающийся, у 10 человек симптом находился на уровне сложившегося, у 7 студентов – биологов симптом относился к доминирующему (рисунок 1).
Рисунок 1 – Переживание психотравмирующих обстоятельств у студентов – психологов и студентов – биологов. Темно – серым цветов
показаны студенты – психологи, светло – серым – студенты – биологи. По вертикальной оси – количество студентов, по горизонтальной оси: 1 – не сложившийся симптом; 2- складывающийся симптом; 3 – сложившийся
симптом; 4 – доминирующий.
...
2.2.2 Определение профессионального эмоционального выгорания студентов.
По результатам исследования профессионального эмоционального выгорания у студентов разных профессиональных направленностей выявлено эмоциональное истощение. У студентов – психологов средний уровень эмоционального истощения, показатель составил 19.62±0.82 (р<0.05), у студентов – биологов показатель эмоционального истощения соответствует высокому уровню – 27.75±1.45 (р<0.05). Показатель деперсонализации у студентов – психологов – 8.48±0.60 у студентов – биологов – 10.73±0.67. И в первом и во втором случае показатель говорит о среднем уровне
деперсонализации. Показатель редукции личностных достижений у студентов – психологов составил 32.65±1.09. Это говорит о среднем уровне данного показателя, а у студентов – биологов – 26.45±0.82 – высокий уровень редукции личностных достижений (рисунок 16).
Рисунок 16 – показатель уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений.
...
Целью данной работы было определить взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и профессиональной направленности у студентов университета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень эмоционального выгорания у студентов двух профессиональных направленностей.
2. На основе эмоционального выгорания определить степень депрессии.
3. Выявить наличие физических проявлений эмоционального выгорания и симптомов вегетативного нарушения.
Работа выполнена на Кафедре Физиологии Человека и Животных Института Фундаментальной Медицины и Биологии Казанского (Приволжского) Федерального Университета с 12.01 по 20.05 2017 года.
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.
...
3.2 Выявление стадии депрессии
Как видно из рисунка, показатель уровня депрессии у студентов – биологов составил 60.575±0.96, что соответствует умеренной депрессии, когда как у студентов – психологов показатель составил 50.95±1.12, что соответствует легкой депрессии (рисунок 17).
Рисунок 17 – показатель уровня депрессии у студентов – психологов и у студентов – биологов. Линиями показаны границы уровня депрессии: от 25 до 49 – нормальное состояние; от 50 до 59 – легкая депрессия; от 60 до 69 –
умеренная депрессия; 70 и выше – тяжелая депрессия. * - различие между группами - p< 0.05.
Синдром эмоционального выгорания у студентов может рассматриваться как проявление дистресса, индуцированного неоптимальными условиями обучения [Guthrie et al., 1998] и проявляющегося индивидуальной комбинацией симптомов разного уровня в зависимости от исходных предрасполагающих факторов личностных особенностей.
2.2.
...
2.2.3 Исследование уровня самочувствия, активности и настроения
Выбор профессии нарушает систему тревожности, если профессия выбрана не правильно, то человек начинает сомневаться в своих способностях и силах, тревога дезорганизует его учебную деятельность, разрушает его личностные структуры, влияет на самочувствие [Бойко, 2003].
У студентов – психологов показатель самочувствия составил 3.915±0.13 , у студентов – биологов – 3.52±012 и это соответствует низкому уровню («плохое самочувствие»). Показатель активности у студентов – психологов составил 3.78±0.16, у студентов – биологов 3.44±0.16, что свидетельствует о «плохом самочувствии». Настроение у студентов – психологов 4.02±0.17, что означает «изменчивое состояние» (средний уровень), у студентов – биологов показатель настроения составил 3.62±0.15 – низкий уровень («плохое настроение») (рисунок 18).
Рисунок 18 – показатель уровня самочувствия, активности и
настроения.
...
2.2.4 Оценка физического и клинического проявления эмоционального выгорания и депрессии
Как известно, стресс, депрессия и эмоциональное выгорание имеют прямое отношение к физическим расстройствам в организме человека, поэтому был проведен опрос физического проявления эмоционального выгорания и депрессии [Покровский, 1981].
Как видно из рисунка 23, студенты – психологи и студенты – биологи, у которых был обнаружен симптом эмоционального выгорания и депрессия, испытывали физические недомогания (рисунок 19).
Рисунок 19 – Физическое проявление эмоционального выгорания у студентов – психологов и у студентов – биологов.
Темно – серым цветом показаны студенты – психологи, светло –
серым – студенты – биологи. 1 – повышенная утомляемость, 2 – нарушение сна, 3 – хроническая усталость, 4 – головные боли, 5 – бессонница, 6 – головокружения.
...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки [Текст] / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. – 1993. - №3. – С. 23-24.
2) Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2000. - 624с. – ISBN 5-8291-0071-1.
3) Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384c. – ISBN 5-87224-099-6.
4) Андреева, Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] / Д. А. Андреева // Ученые записки ЛГУ. - 1973. - Вып. XIII. – С. 25-27.
5) Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева
- М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2008. – 149с. – ISBN 5-7567-0274-1.
6) Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с. – ISBN 5-211-00221-0.
7) Артемьева, Т. И. Методологические проблемы способностей [Текст] / Т. И. Артемьева. - М.: Наука, 1977. – 184с. – ISBN 100-0-00001-396- 4.
8) Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Академия, 2001. – 301с. – ISBN 5-7567-0137-0.
9) Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352с. – ISBN 5-89502-210-3 (МПСИ), ISBN 5-89395-285-5 (МОДЭК).
10) Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. – М.: Информац. издт. дом Филин, 1996. - 346с.
– ISBN 5-900855-60-0.
11) Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: Речь, 2003. – 87с.
– ISBN 978-5-91180-760-3.
12) Бусловская Л. К. Адаптационные реакции у студентов при экзаменационном стрессе [Текст] / Л. К. Бусловская, Ю. П. Рыжкова. - Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. 2011. №21 (116). С.46-52.
13) Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб: Питер, 2008. – 258с. – ISBN 978-5-91180-891-4.
14) Гаранян Н. Г. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов [Текст] / А. Б. Холмогорова, Я. Г. Евдокимова, М. В. Москова, В. Ф. Войцех, Г. И. Семикин, 2007. №2. С.38-42.
15) Гаранян, Н. Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Часть 1 [Текст] / Н. Г. Гаранян, 2009. №1. С.79-89.
16) Гроза, И. В. Профилактика и коррекция «эмоционального выгорания» педагогов. Фундаментальные исследования [Текст] / И. В. Гроза.
– М., 2008. – № 5 – С. 62-63.
17) Давыдов, В. В. Проблемы развивающегося обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2004. – 288с. - ISBN 5-7695-1598-8.
18) Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология [Текст] / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтельев. – Л., 1979. – 134с.
19) Дьяченко, М. И. Психология высшей школы [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 2006. – 416с. – ISBN: 985-13-8194-2.
20) Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – М.: ACT, 2004. – 573с. – ISBN 978-985- 16-0932-7.
21) Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с. – ISBN 978-5-272-00028-6.
22) Ковальчук, В. И. Психическое выгорание тренеров [Текст]
/ В. И. Ковальчук // Ананьевские чтения - 2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С. 97-98.
23) Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240с. - ISBN 5- 8291-0002-9.
24) Конечный, Р. Психология в медицине [Текст] / Р. Конечный, М. Боухал ― Прага: Мед. издво «Авиценум», 1983.
25) Красик, Е.Д. Нервно – психические заболевания у студентов [Текст] / Б. С. Положский, Е. А. Крюков – Томск, 1982. – С. 7.
26) Лившиц, М. Е. Статистические исследования показателей регуляции сердечного ритма [Текст]/ М. Е.Лившиц //Физиология человека. - 1987. - Т.13. №6. - С.965-970.
27) Лукьянов, В. В. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессия [Текст] / Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. А. Подсадный, Л. Н. Юрьева, С. А. Игумнов // коллективная монография / под ред.; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. – 336 с.
– ISBN 978-5-88313-641-1.
28) Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308с. – ISBN 5-87633-016-7.
29) Марисова, Л. И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности [Текст] / Л. И. Марисова. – Киев, 1985. – 51с.
30) Маслова, Н.Н. Исследование показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков [Текст] / В. М. Зайцева, Э.А. Ковалева, Е. П. Титова, Н. А. Павлюченкова, Ю. А. Булычева. 2015. №2. С.92-95
31) Меерсон, Ф. З. Феномен адаптационной стабилизации структур и защиты сердца [Текст] / Ф.З.Меерсон, И.Ю.Малышев. -М.: Наука. - 1983. - 151 с.
32) Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие [Текст] / Л. М. Митина. - М.: МПСИ, 1998. - 200с. - ISBN 5-89502-040-2.
33) Орел, В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] / В. Е. Орел // Психологический журнал.
- 2001. - Т. 20. - № 1. - С. 16-21.
34) Перре, М. Клиническая психология [Текст] / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002
35) Петрова, Н. Н. Особенности совладания со стрессом у студентов [Текст] /. 2010. №1. С.177-178
36) Покровский, В. М. Некоторые вопросы регуляции деятельности сердца [Текст] / В. М. Покровский //Нервная регуляция деятельности сердца.
- Краснодар. - 1981. - С. 3-13.
37) Сарычев, С. В. Педагогическая психология [Текст] / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. – СПб.: Питер, 2006. – 223с. – ISBN 5-469-00921-1.
38) Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992. – С. 104 – 109, 116 – 135
39) Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст]/ П.В.Симонов. -М.: Наука. - 1981. - С. 69-92.
40) Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С. 3-9.
41) Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544с.
– ISBN 5-222-02731-7.
42) Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии [Текст] –– 1994. –– № 6. –– С. 57 – 64.
43) Яценко Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. дисс. … д-ра, психол. наук [Текст] ― Киев, 1989. ― 48 с.
44) Burisch, M. Das burnout syndrome theorie der inneren erschopfung [Text] / M. Burisch. – Berlin, Heidelberg: Springer, 1989. – 167p.
45) Burisch, M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout [Text] / M. Burisch, W. B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – 93p.
46) Guthrie, E. Psychological stress and burnout in medical students: a five+year prospective longitudinal study [Text] / E. Guthrie, D. Black, H. Bagalkote, C. Shaw, M. Campbell, F. Creed // JR. Soc. Med. – 1998. – V.91. – P. 237—243.
47) Kahill, S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence [Text] / S. Kahill // Canadian Journal of counseling review. - 1988. – V.22, №3. - P. 310-342.
48) Maslach, C. Burnout in the health professions: A social psychological analysis [Text] / C. Maslach, J. W. Jones // In Social psychology of health and illness/G. Sanders,J. Suls (Eds.), - Park Ridge, IL: London House, 1982. – P.227- 251.
49) Schaufeli, W. B. The burnout companion to study and practice: A critical analysis [Text] / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. - London: Taylor & Francis, 1999. – 224p. - ISBN 13 978-0748406982.
50) Freudenberger H.J. Staff burnout // Journal of social Issues. ― 1974. ― V. 30. ― P. 159–165.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Развитие научных представлений о синдроме выгорания 5
1.2 Стресс у студентов 13
1.3 Развитие профессионально важных качеств личности студента 17
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 23
2.1 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 23
2.1.1 Диагностика уровня эмоционального состояния 23
2.1.2 Эмоциональное выгорание по Водопьяновой 23
2.1.3 Определение уровня депрессии по шкале Цунга 24
2.1. 4 Определение самочувствия, активности, настроения (САН) 24
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
2.2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания 26
2.2.2 Определение профессионального эмоционального выгорания
студентов. 40
2.2.3 Выявление стадии депрессии 42
2.2.4 Исследование уровня самочувствия, активности и настроения 43
2.2.5 Оценка физического и клинического проявления эмоционального выгорания и депрессии 44
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Развитие научных представлений о синдром выгорания
Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей профессиональной деятельности неожиданно начинали терять к ней интерес, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам, злоупотреблять алкоголем. В дальнейшем у них развивались невротические расстройства или соматические заболевания. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, были вызваны влиянием профессиональной деятельности и адаптации личности к профессиональным обязанностям. Появился термин «burnout», который при переводе на русский язык получил несколько толкований [Лукьянов, Водопьянова, Подсадный, Юрьева, Игумнов, 2008].
...
1.2 Стресс у студентов
Состояние здоровья людей во многом определяется адаптивными резервами, направленностью и характером в системе организм – среда. Оптимизация человеческого здоровья тесно связана с феноменом адаптации. Обучение в ВУЗе представляет собой изменения жизнедеятельности, которые запускают процессы адаптации. В успешности психической адаптации особая роль отводится таким психологическим факторам, как: 1) копинг – стратегии совладания со сложными стрессовыми ситуациями 2) психологические защитные механизмы личности. В исследованиях, которые
проводились последние несколько лет процессы копинга и механизмы психологической защиты рассматривают как единый адаптационный процесс и условно его называют «индивидуальный стиль защитно – совладающего поведения»[Петрова,2010].
...
1.3 Развитие профессионально важных качеств личности студента
Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего, принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека [Ильин, 2008].
Возрастные и личностные особенности студента, его качества и способности можно охарактеризовать, опираясь на три аспекта: биологический, социальный и психологический. Изучение этих трех аспектов раскрывает качества и возможности студента [Божович, 2001].
...
2.1.2 Эмоциональное выгорание по Водопьяновой
Опросник «Эмоциональное выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон (1980) и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой (1982). Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и
«редукции профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности [Водопьянова, Старченкова, 2008].
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом: 0 баллов -
«Никогда», 1 балл - «Очень редко», 2 балла - «Редко», 3 балла - «Иногда», 4 балла - «Часто», 5 баллов - «Очень часто», 6 баллов - «Каждый день».Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания».
2.1.
...
2.1.3 Определение уровня депрессии по шкале Цунга
Данная шкала включает в себя 20 вопросов, на которые испытуемый должен ответить не задумываясь и выбрать цифру, которая соответствует его состоянию в последнее время.
1 – никогда или изредка 2 – иногда
3 – часто
4 – почти всегда или постоянно
2.1. 4 Определение самочувствия, активности, настроения (САН) Методика разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б.
Шарай, М.П. Мирошниковым (1973). Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценки заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.
...
2.2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания
Один из симптомов первой фазы эмоционального выгорания – переживание психотравмирующих обстоятельств. У 19 студентов – психологов симптом переживания психотравмирующих обстоятельств являлся не сложившимся, у 21 студента находился на стадии складывающегося симптома. У студентов – биологов у 9 человек - не сложившийся симптом, у 14 – складывающийся, у 10 человек симптом находился на уровне сложившегося, у 7 студентов – биологов симптом относился к доминирующему (рисунок 1).
Рисунок 1 – Переживание психотравмирующих обстоятельств у студентов – психологов и студентов – биологов. Темно – серым цветов
показаны студенты – психологи, светло – серым – студенты – биологи. По вертикальной оси – количество студентов, по горизонтальной оси: 1 – не сложившийся симптом; 2- складывающийся симптом; 3 – сложившийся
симптом; 4 – доминирующий.
...
2.2.2 Определение профессионального эмоционального выгорания студентов.
По результатам исследования профессионального эмоционального выгорания у студентов разных профессиональных направленностей выявлено эмоциональное истощение. У студентов – психологов средний уровень эмоционального истощения, показатель составил 19.62±0.82 (р<0.05), у студентов – биологов показатель эмоционального истощения соответствует высокому уровню – 27.75±1.45 (р<0.05). Показатель деперсонализации у студентов – психологов – 8.48±0.60 у студентов – биологов – 10.73±0.67. И в первом и во втором случае показатель говорит о среднем уровне
деперсонализации. Показатель редукции личностных достижений у студентов – психологов составил 32.65±1.09. Это говорит о среднем уровне данного показателя, а у студентов – биологов – 26.45±0.82 – высокий уровень редукции личностных достижений (рисунок 16).
Рисунок 16 – показатель уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений.
...
Целью данной работы было определить взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и профессиональной направленности у студентов университета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень эмоционального выгорания у студентов двух профессиональных направленностей.
2. На основе эмоционального выгорания определить степень депрессии.
3. Выявить наличие физических проявлений эмоционального выгорания и симптомов вегетативного нарушения.
Работа выполнена на Кафедре Физиологии Человека и Животных Института Фундаментальной Медицины и Биологии Казанского (Приволжского) Федерального Университета с 12.01 по 20.05 2017 года.
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.
...
3.2 Выявление стадии депрессии
Как видно из рисунка, показатель уровня депрессии у студентов – биологов составил 60.575±0.96, что соответствует умеренной депрессии, когда как у студентов – психологов показатель составил 50.95±1.12, что соответствует легкой депрессии (рисунок 17).
Рисунок 17 – показатель уровня депрессии у студентов – психологов и у студентов – биологов. Линиями показаны границы уровня депрессии: от 25 до 49 – нормальное состояние; от 50 до 59 – легкая депрессия; от 60 до 69 –
умеренная депрессия; 70 и выше – тяжелая депрессия. * - различие между группами - p< 0.05.
Синдром эмоционального выгорания у студентов может рассматриваться как проявление дистресса, индуцированного неоптимальными условиями обучения [Guthrie et al., 1998] и проявляющегося индивидуальной комбинацией симптомов разного уровня в зависимости от исходных предрасполагающих факторов личностных особенностей.
2.2.
...
2.2.3 Исследование уровня самочувствия, активности и настроения
Выбор профессии нарушает систему тревожности, если профессия выбрана не правильно, то человек начинает сомневаться в своих способностях и силах, тревога дезорганизует его учебную деятельность, разрушает его личностные структуры, влияет на самочувствие [Бойко, 2003].
У студентов – психологов показатель самочувствия составил 3.915±0.13 , у студентов – биологов – 3.52±012 и это соответствует низкому уровню («плохое самочувствие»). Показатель активности у студентов – психологов составил 3.78±0.16, у студентов – биологов 3.44±0.16, что свидетельствует о «плохом самочувствии». Настроение у студентов – психологов 4.02±0.17, что означает «изменчивое состояние» (средний уровень), у студентов – биологов показатель настроения составил 3.62±0.15 – низкий уровень («плохое настроение») (рисунок 18).
Рисунок 18 – показатель уровня самочувствия, активности и
настроения.
...
2.2.4 Оценка физического и клинического проявления эмоционального выгорания и депрессии
Как известно, стресс, депрессия и эмоциональное выгорание имеют прямое отношение к физическим расстройствам в организме человека, поэтому был проведен опрос физического проявления эмоционального выгорания и депрессии [Покровский, 1981].
Как видно из рисунка 23, студенты – психологи и студенты – биологи, у которых был обнаружен симптом эмоционального выгорания и депрессия, испытывали физические недомогания (рисунок 19).
Рисунок 19 – Физическое проявление эмоционального выгорания у студентов – психологов и у студентов – биологов.
Темно – серым цветом показаны студенты – психологи, светло –
серым – студенты – биологи. 1 – повышенная утомляемость, 2 – нарушение сна, 3 – хроническая усталость, 4 – головные боли, 5 – бессонница, 6 – головокружения.
...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки [Текст] / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. – 1993. - №3. – С. 23-24.
2) Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2000. - 624с. – ISBN 5-8291-0071-1.
3) Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384c. – ISBN 5-87224-099-6.
4) Андреева, Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] / Д. А. Андреева // Ученые записки ЛГУ. - 1973. - Вып. XIII. – С. 25-27.
5) Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева
- М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2008. – 149с. – ISBN 5-7567-0274-1.
6) Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с. – ISBN 5-211-00221-0.
7) Артемьева, Т. И. Методологические проблемы способностей [Текст] / Т. И. Артемьева. - М.: Наука, 1977. – 184с. – ISBN 100-0-00001-396- 4.
8) Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Академия, 2001. – 301с. – ISBN 5-7567-0137-0.
9) Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352с. – ISBN 5-89502-210-3 (МПСИ), ISBN 5-89395-285-5 (МОДЭК).
10) Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. – М.: Информац. издт. дом Филин, 1996. - 346с.
– ISBN 5-900855-60-0.
11) Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: Речь, 2003. – 87с.
– ISBN 978-5-91180-760-3.
12) Бусловская Л. К. Адаптационные реакции у студентов при экзаменационном стрессе [Текст] / Л. К. Бусловская, Ю. П. Рыжкова. - Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. 2011. №21 (116). С.46-52.
13) Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб: Питер, 2008. – 258с. – ISBN 978-5-91180-891-4.
14) Гаранян Н. Г. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов [Текст] / А. Б. Холмогорова, Я. Г. Евдокимова, М. В. Москова, В. Ф. Войцех, Г. И. Семикин, 2007. №2. С.38-42.
15) Гаранян, Н. Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Часть 1 [Текст] / Н. Г. Гаранян, 2009. №1. С.79-89.
16) Гроза, И. В. Профилактика и коррекция «эмоционального выгорания» педагогов. Фундаментальные исследования [Текст] / И. В. Гроза.
– М., 2008. – № 5 – С. 62-63.
17) Давыдов, В. В. Проблемы развивающегося обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2004. – 288с. - ISBN 5-7695-1598-8.
18) Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология [Текст] / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтельев. – Л., 1979. – 134с.
19) Дьяченко, М. И. Психология высшей школы [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 2006. – 416с. – ISBN: 985-13-8194-2.
20) Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – М.: ACT, 2004. – 573с. – ISBN 978-985- 16-0932-7.
21) Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с. – ISBN 978-5-272-00028-6.
22) Ковальчук, В. И. Психическое выгорание тренеров [Текст]
/ В. И. Ковальчук // Ананьевские чтения - 2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С. 97-98.
23) Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240с. - ISBN 5- 8291-0002-9.
24) Конечный, Р. Психология в медицине [Текст] / Р. Конечный, М. Боухал ― Прага: Мед. издво «Авиценум», 1983.
25) Красик, Е.Д. Нервно – психические заболевания у студентов [Текст] / Б. С. Положский, Е. А. Крюков – Томск, 1982. – С. 7.
26) Лившиц, М. Е. Статистические исследования показателей регуляции сердечного ритма [Текст]/ М. Е.Лившиц //Физиология человека. - 1987. - Т.13. №6. - С.965-970.
27) Лукьянов, В. В. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессия [Текст] / Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. А. Подсадный, Л. Н. Юрьева, С. А. Игумнов // коллективная монография / под ред.; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. – 336 с.
– ISBN 978-5-88313-641-1.
28) Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308с. – ISBN 5-87633-016-7.
29) Марисова, Л. И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности [Текст] / Л. И. Марисова. – Киев, 1985. – 51с.
30) Маслова, Н.Н. Исследование показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков [Текст] / В. М. Зайцева, Э.А. Ковалева, Е. П. Титова, Н. А. Павлюченкова, Ю. А. Булычева. 2015. №2. С.92-95
31) Меерсон, Ф. З. Феномен адаптационной стабилизации структур и защиты сердца [Текст] / Ф.З.Меерсон, И.Ю.Малышев. -М.: Наука. - 1983. - 151 с.
32) Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие [Текст] / Л. М. Митина. - М.: МПСИ, 1998. - 200с. - ISBN 5-89502-040-2.
33) Орел, В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] / В. Е. Орел // Психологический журнал.
- 2001. - Т. 20. - № 1. - С. 16-21.
34) Перре, М. Клиническая психология [Текст] / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002
35) Петрова, Н. Н. Особенности совладания со стрессом у студентов [Текст] /. 2010. №1. С.177-178
36) Покровский, В. М. Некоторые вопросы регуляции деятельности сердца [Текст] / В. М. Покровский //Нервная регуляция деятельности сердца.
- Краснодар. - 1981. - С. 3-13.
37) Сарычев, С. В. Педагогическая психология [Текст] / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. – СПб.: Питер, 2006. – 223с. – ISBN 5-469-00921-1.
38) Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992. – С. 104 – 109, 116 – 135
39) Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст]/ П.В.Симонов. -М.: Наука. - 1981. - С. 69-92.
40) Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С. 3-9.
41) Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544с.
– ISBN 5-222-02731-7.
42) Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии [Текст] –– 1994. –– № 6. –– С. 57 – 64.
43) Яценко Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. дисс. … д-ра, психол. наук [Текст] ― Киев, 1989. ― 48 с.
44) Burisch, M. Das burnout syndrome theorie der inneren erschopfung [Text] / M. Burisch. – Berlin, Heidelberg: Springer, 1989. – 167p.
45) Burisch, M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout [Text] / M. Burisch, W. B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – 93p.
46) Guthrie, E. Psychological stress and burnout in medical students: a five+year prospective longitudinal study [Text] / E. Guthrie, D. Black, H. Bagalkote, C. Shaw, M. Campbell, F. Creed // JR. Soc. Med. – 1998. – V.91. – P. 237—243.
47) Kahill, S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence [Text] / S. Kahill // Canadian Journal of counseling review. - 1988. – V.22, №3. - P. 310-342.
48) Maslach, C. Burnout in the health professions: A social psychological analysis [Text] / C. Maslach, J. W. Jones // In Social psychology of health and illness/G. Sanders,J. Suls (Eds.), - Park Ridge, IL: London House, 1982. – P.227- 251.
49) Schaufeli, W. B. The burnout companion to study and practice: A critical analysis [Text] / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. - London: Taylor & Francis, 1999. – 224p. - ISBN 13 978-0748406982.
50) Freudenberger H.J. Staff burnout // Journal of social Issues. ― 1974. ― V. 30. ― P. 159–165.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую