Спасибо Екатерине огромное за проделанную работу! Правки были, но в основном работа сделана на отлично!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья граждан, в особенности студенческой молодежи. Учебно-воспитательный процесс в учебных учреждениях характеризуется ярко выраженной тенденцией к обновлению содержания и форм обучения (Концепция модернизации российского образования, 2012).
Предмет исследования: психолого-физиологические особенности у студентов на разных этапах обучения в ВУЗе.
Объект исследования: основные психологические и физиологические показатели студентов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого- физиологические особенности студентов в процессе обучения…………………………………………………………………………...6 1.1 Психофизиологические показатели организма студентов.………………………………………………………………………....6 1.2
Адаптация студентов к учебной деятельности.……………………………………………………………………1 1.3
Факторы, определяющие успешность адаптации студентов ВУЗа………………………………………………………………………………18 1.4 Эмоциональная тревожность студентов в процессе обучения в ВУЗе…….20
Глава 2. Материалы и методы исследования…………………………………..27
2.1 Организация исследования………………………………………………….27
2.2 Методика исследования……………………………………………………..28
2.3 Методы статистической обработки………………………………………...34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………….35 3.1 Анализ частоты сердечных сокращений в течение всего учебного процесса ……………….....35
3.2 Анализ артериального давления в течение всего учебного процесса ……………………………………………………………....37
3.3 Анализ адаптационного потенциала в течение всего учебного процесса.………………………………………………………………………….40
3.4 Результаты теста разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным.……………....43
3.5 Сравнительные результаты вегетативного индекса Кердо……………....49
3.6 Результаты по тесту «мотивация обучения»………………….…………...53
Выводы…………………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………....56
Список литературы …………………………………………………………......57
2.3 Методы статистической обработки
Статистическая обработка экспериментальных данных проводилась с использованием традиционных методов математической статистики, с применением пакета анализа «Microsoft Exel». Проводилось определение средних значений и ошибки среднего всех полученных в ходе исследования показателей.
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ частоты сердечных сокращений в течение всего учебного процесса
В настоящее время общепризнанна актуальность изучения психолого-физиологических показателей организма в условиях повседневных учебных занятий. В результате происходит перестройка функций, переход их на новый уровень регулирования, повышается толерантность организма к воздействию внешней среды. Наиболее реактивной в этом случае является сердечно-сосудистая система.
У первокурсников отмечены наибольшие значения частоты сердечных сокращений в состоянии покоя (77 уд. в мин.
...
3.2 Анализ артериального давления в течение всего учебного процесса
К жизненно важным физиологическим характеристикам, которые могут выступать в роли индикатора состояния целостного организма относится артериальное давление.
Таблица 2
Показатели артериального давления в течение учебного процесса
Этапы обучения
Артериальное давление
M + m
СД
ДД
Начальный
127 + 5,67
71 + 8,45
Основной
115 + 11,32
73 + 7,56
Заключительный
110 + 10,33
75 + 5,56
Полученные результаты представлены в таблице 2, из которой видно, что параметры как систолического, так и диастолического давления в состоянии покоя соответствуют нормотоническому типу в разные периоды обучения в высшей школе. Так на начальном периоде обучения средние значения артериального давления соответствовали 127 + 5,67/ 71 + 8,45мм.рт.ст, на основном – 115 + 11,32/ 73 + 7,56мм.р.ст. и на заключительном – 110 + 10,33/ 75 + 5,56 мм.рт.ст.
Результаты представлены на рисунках 3 и 4.
Рис.
...
3.3 Анализ адаптационного потенциала в течение всего учебного процесса
Адаптационный потенциал — количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, характеризующее его способность адекватно и надежно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов.
Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.
Если оценивать результаты теста, то явно прослеживается тенденция увеличения развития качества адаптации от начального этапа обучения к заключительному.
...
3.4 Результаты теста разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным.
Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина) определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность). Тревожность ситуативная (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.). Личностная (ЛТ) — дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей. Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента. Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика, низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника. Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента с личностной тревожностью (ЛТ).
...
3.5 Сравнительные результаты вегетативного индекса Кердо
Умственная деятельность характеризуется определенным уровнем напряжения регуляторных механизмов организма, что находит отражение в различных психолого-физиологических и вегетативных показателях: к таковым относится вегетативный индекс Кердо. Индекс Кердо позволяет определить исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность, что дает представление прежде всего о гомеостатических возможностях организма, а вегетативное обеспечение деятельности – об его адаптивных возможностях.
В ходе работы мы выяснили, что на начальном этапе обучения у 81% студентов отмечены симпатические влияния на сердечно-сосудистую систему. Полное вегетативное равновесие характерно для 3% студентов, а преобладание парасимпатических влияний отмечено у 16% первокурсников.
Результаты представлены на рисунке 10.
Рис.
...
1.Аветян, К.Р. Здоровье и качество жизни работников негосударственного учреждения здравоохранения открытого акционерного общества «РЖД» [Текст] : автореф. дис.канд. мед. наук. / К.Р. Аветян. – Хабаровск, 2009. – 42 с.
2.Айзман Р.И., Герасёв А.Д. Здоровье и безопасность - ключевые задачи образования в современных условиях // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием: «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса», Тюмень: Вектор Бук, 2012. – С.9-14.
3.Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
4.Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99- 108.
5.Богданов Е. Н. Специфика социально-психологической адаптации студентов / Е. Н. Богданов // Прикладная юридическая психология.– 2009. – № 3. – С. 29–36.
6.Бондаренко Е.В. Сравнительное исследование уровня экзаменационного стресса студентов разных курсов // Психологическое исследование личности в современной стрессогенной среде: материалы III Всероссийской научной интернет-конференции, 1 апреля 2014 года / Под общ.ред. Н. И. Медведевой, Н. В. Козловской, О. В. Болотовой. – Ставрополь: ТЭСЭРА, 2014. – С.142-147.
7.Борисова Н.В. Медико-физиологическое обоснование адаптивных реакций организма студентов в экстремальных условиях Якутии : автореферат дис. доктора медицинских наук : 14.03.03, 03.03.01 / Н.В. Борисова;[Место защиты: ГОУ ВПО «Якутский государственный университет»]. – Якутск, 2011. – 218 с.
8.Будрина Е.Г.Исследование конвергентных свойств интеллекта у подростков в условиях разных моделей обучения [Текст ]/ Е.Г. Будрина//Международная конференция «Физиология развития человека» Москва, 2009.-С. 13-15.
9.Васина Е. В. Роль индивидуально-типологических особенностей учащихся в адаптации к профильному обучению / Е. В. Васина, Н. Г. Блинова, Н. Н. Кошко // Физиологические механизмы адаптации человека: мате- риалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 26 октября 2010 г. – Тюмень: Локоника, 2010. – С. 315 – 318.
10.Васина, Е. В. Формирование адаптивных реакций у старшеклассников в условиях профильного обуче- ния / Е. В. Васина, Н. Г. Блинова, Э. М. Казин // Функциональное состояние и здоровье человека: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 4 – 7 октября 2010 г. – Ростов н/Д: Изд- во ЮФУ, 2010. – С. 230 – 232.
11.Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Академия, 2010. – 138 с.
12.Горшков Е. А., Коротина Л. Д. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 46-51.
13.Гостева Л. З. Проблема адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении / Л. З. Гостева, Д. А. Еленская // Высш. образование в России. – 2013. – № 8. – С. 22–25.
14.Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. —М.: Аспект Пресс, 2012.— 368 c.
15.Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А.А.Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
16.Долгова В.И. Из опыта организации психологической службы педагогического вуза // В сборнике: PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGICS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS DEVELOPMENT Materials digest of the XL International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Pedagogical sciences. (London, January 31- February 05, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 79-81.
17.Ермакова Д. А. Психофизиологическое состояние как показатель уровня адаптации студентов / Д. А. Ермакова // Студенческий научный форум : Междунар. студ. науч. конф. – 2012. – С. 274–278.
18.Здоровье сберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 443 с.
19.Иванова А.А. Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния студентов первого и четвертого курсов обучения / А.А. Иванова, Н.Д. Мамедова, Н.Н. Пичугина // Всероссийская научно-практическая интернет-конференция студентов и молодых учёных с международным участием «YSRP-2014» :Медико-профилактические науки». ID: 2014-11-977-A-4329.
20.Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329
21.Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография/ А.Д. Ишков - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2013. - 224 с.
22.Казин, Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты / Э.М. Казин. – Кемерово: КРИПК и ПРО,2010. – 214 с.
23.Казин, Э. М. Психофизиологические особенности студентов первого курса разных факультетов КемГУ / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, С. Л. Лесникова // Вестник КемГУ. – 2009. – № 4. – С. 14 – 17.
24.Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. -
С. 21-23
25.Кон, И.С. Психология ранней юности./ И.С. Кон – М.: Просвещение, 2009.
26.Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор дезадаптации у студентов // Молодые ученые — московскому образованию. Материалы IX городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2010. С. 297—2994.
27.Криволапчук И. А. Функциональное состояние детей 9¬-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность [Текст] / И. А. Криволапчук // Физиология человека. ¬ 2009. ¬ Т. 35, N 6. ¬ С. 111¬-121.
28.Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // #"justify">.Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С. 77-80
Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности. – дис. к.п.н. (автореферат)- М., 2009.
29.Литовченко О.Г. Особенности морфофункционального и психо-физиологического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7–20 лет: дис. д-ра биол. наук. – Челябинск, 2009.- 285 с.
30.Лыкова Н.М., Караведо Интриаго Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды //Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика» – №1 – 2010.
31.Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: монография / Е. Е. Малкова; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 268 с.
32.Мальцев, В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 2 (13). – С. 163–171.
33.Маслова Т.М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления / Т.М. Маслова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 4 (30). – С. 168-171.
34.Милашина, О.Г. Оптимизация общения как средство коррекции тревожности студентов в условиях обучения в высшей школе. / О.Г. Милашина // Матер. Y Междунар. науч. – практ. конф. – Новосибирск, 18 – 21 февраля 2009. - С.80 – 84.
35.Морфофункциональные показатели как критерии оценки адаптации студентов к дозированной физической нагрузке/ Э. С. Геворкян, Ц. И. Адамян, Г. Г. Туманян и др.// Гигиена и санитария.- 2010.-№ 2.-С.75-77.
36.Никифоров, Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С.Никифоров.- Спб., 2009.
Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Е. Л. Руднева [и др.]; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 627 с.
37.Ополонский Э.С. Закономерности гетерохронного созревания головного мозга и морфофункциональные предпосылки познавательной деятельности детей и подростков/ Э.С. Ополонский, Л.Н.Иваницкая// Материалы международной конференции «Физиология развития человека»-М.:Вердана, 2009.-С.79-80.
38.Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2009. - № 4. - С. 40-49.
39.Особенности психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций к обуче- нию у подростков в условиях гимназии / Н. Г. Блинова [и др.] // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 6. – С. 68 – 75.
40.Педагогический профессионализм в образовании. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 142-147.
41.Пирумова И. В., Суботялов М. А., Айзман Р. И. Нейродинамические и психофизиологические показатели школьников в условиях традиционного и раздельного обучения // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. 2009. Т. 7. Вып. 1. С. 62-67.
42.Поборский А.Н. Функциональные возможности организма студентов, начинающих обучение в неблагоприятных климатогеографических условиях среды / А.Н. Поборский, М.А. Юдина, В.С. Павловская // Экология человека. – 2010. - № 12. – С. 27-31.
43.Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. – Кишинев: ШТИИЦА, 2009. – 114 с.
44.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности/ О.Н. Рыбников. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
45.Севрюкова Г.А. Характеристика интерстициального пространства у студентов медицинского профиля в период адаптации к условиям обучения в вузе / Севрюкова Г.А. // Вестник развития науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 85-90.
46.Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.
47.Смирнов Ю.А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Автореф. дис. … канд псих. наук. – М., 2009. – 34 с.
48.Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика// Медицинская психология в России – С-Пб. №6 (17), 2012.
Социально-психологическая адаптация личности на разных возрастных этапах: учебное пособие/ Н.Г. Фирсова, Е.А. Овсяникова, С.В. Шкилев, Е.И. Зиборова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 384 с.
49.Стамова Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15-17.
50.Сынкова Н.А.Роль психофизиологических показателей в формировании приспособительных реакций к разным видам учебной деятельности у студентов педагогического колледжа: диссертация кандидата биологических наук: 19.00.02: защищена 29.06.2012: Место защиты: Кемер. гос. ун-т - Кемерово, 2012. - 181 с.
51.Тарасова Р.Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 96-97.
52.Токаева Л.К., Павленкович С.С. Особенности адаптации студентов педагогического вуза к условиям экзаменационного стресса // XXI 20 Съезд Физиологического общества им. И.П.Павлова: Тезисы докладов. - М . -Калуга: Типография ООО "БЭСТ-принт", 2010. - С. 609-610.
53.Трохимчук Л. Ф., Шквирина О. И, Измайлова М. А. Особенности физиологической адаптации студентов ингушской национальности к учебной деятельности в вузе // Физиология адаптации : материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010. 390 с.
54.Турова В. А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 171–175.
55.Холмогорова А. Б., Никитина И. В., Краснова В. В. Социальная тревожность — важнейшая мишень когнитивно-бихевиоральной терапии расстройств аффективного спектра // Материалы конференции «Когнитивно-поведенческая терапия вчера, сегодня, завтра». 2012. Т. 21. Вып. 3. С. 57.
56.Шибкова, Д.З. Морфофункциональные и психофизиологические осо-бенности адаптации школьников к учебной деятельности [Текст]: монография / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016. –
380 с.
57.Шибкова, Д.З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Кн. 3: Адаптация и здоровье студентов. – 2011. – С. 171–195.
58.Шувалов, А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья [Текст], А. В. Шувалов // Вопросы психологии, 2011 ,№5. –
С. 3-16.
59.Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 64-66
60.Югова М.С. Тревожность и еевлияние на учебную деятельность студентов// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14., Новосибирск: СибАК, 2013.
61.Юрина Т.А., Сидорова К.А., Драгич О.А. Анализ влияния процесса обучения в ВУЗе на психофизиологические параметры организма девушек Юга Тюменской области // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.
62.Зимняя И.А. Педагогическая психология./И.А. Зимняя.-Москва,2010.-384 с.
63. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика. — Т. 1. — 2009. — 230 с
64.Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии, 2009. - № 2. – С.32-34.
65.Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин // Вопросы психологии. – 2009. – №8. – С. 100–111; Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов/ Г.Ю. Любимова // Вестник МГУ – 2009. – №1. – С. 70–75.
66. Новиков С.В., Маклаков А.Г. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов. СПб, Вмед.А. - 1997. - 254 с.
67. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 г. // Здравоохранение Российской Федерации.2003. -№ 1.-С. 3-8.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья граждан, в особенности студенческой молодежи. Учебно-воспитательный процесс в учебных учреждениях характеризуется ярко выраженной тенденцией к обновлению содержания и форм обучения (Концепция модернизации российского образования, 2012).
Предмет исследования: психолого-физиологические особенности у студентов на разных этапах обучения в ВУЗе.
Объект исследования: основные психологические и физиологические показатели студентов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого- физиологические особенности студентов в процессе обучения…………………………………………………………………………...6 1.1 Психофизиологические показатели организма студентов.………………………………………………………………………....6 1.2
Адаптация студентов к учебной деятельности.……………………………………………………………………1 1.3
Факторы, определяющие успешность адаптации студентов ВУЗа………………………………………………………………………………18 1.4 Эмоциональная тревожность студентов в процессе обучения в ВУЗе…….20
Глава 2. Материалы и методы исследования…………………………………..27
2.1 Организация исследования………………………………………………….27
2.2 Методика исследования……………………………………………………..28
2.3 Методы статистической обработки………………………………………...34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………….35 3.1 Анализ частоты сердечных сокращений в течение всего учебного процесса ……………….....35
3.2 Анализ артериального давления в течение всего учебного процесса ……………………………………………………………....37
3.3 Анализ адаптационного потенциала в течение всего учебного процесса.………………………………………………………………………….40
3.4 Результаты теста разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным.……………....43
3.5 Сравнительные результаты вегетативного индекса Кердо……………....49
3.6 Результаты по тесту «мотивация обучения»………………….…………...53
Выводы…………………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………....56
Список литературы …………………………………………………………......57
2.3 Методы статистической обработки
Статистическая обработка экспериментальных данных проводилась с использованием традиционных методов математической статистики, с применением пакета анализа «Microsoft Exel». Проводилось определение средних значений и ошибки среднего всех полученных в ходе исследования показателей.
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ частоты сердечных сокращений в течение всего учебного процесса
В настоящее время общепризнанна актуальность изучения психолого-физиологических показателей организма в условиях повседневных учебных занятий. В результате происходит перестройка функций, переход их на новый уровень регулирования, повышается толерантность организма к воздействию внешней среды. Наиболее реактивной в этом случае является сердечно-сосудистая система.
У первокурсников отмечены наибольшие значения частоты сердечных сокращений в состоянии покоя (77 уд. в мин.
...
3.2 Анализ артериального давления в течение всего учебного процесса
К жизненно важным физиологическим характеристикам, которые могут выступать в роли индикатора состояния целостного организма относится артериальное давление.
Таблица 2
Показатели артериального давления в течение учебного процесса
Этапы обучения
Артериальное давление
M + m
СД
ДД
Начальный
127 + 5,67
71 + 8,45
Основной
115 + 11,32
73 + 7,56
Заключительный
110 + 10,33
75 + 5,56
Полученные результаты представлены в таблице 2, из которой видно, что параметры как систолического, так и диастолического давления в состоянии покоя соответствуют нормотоническому типу в разные периоды обучения в высшей школе. Так на начальном периоде обучения средние значения артериального давления соответствовали 127 + 5,67/ 71 + 8,45мм.рт.ст, на основном – 115 + 11,32/ 73 + 7,56мм.р.ст. и на заключительном – 110 + 10,33/ 75 + 5,56 мм.рт.ст.
Результаты представлены на рисунках 3 и 4.
Рис.
...
3.3 Анализ адаптационного потенциала в течение всего учебного процесса
Адаптационный потенциал — количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, характеризующее его способность адекватно и надежно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов.
Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.
Если оценивать результаты теста, то явно прослеживается тенденция увеличения развития качества адаптации от начального этапа обучения к заключительному.
...
3.4 Результаты теста разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным.
Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина) определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность). Тревожность ситуативная (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.). Личностная (ЛТ) — дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей. Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента. Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика, низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника. Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента с личностной тревожностью (ЛТ).
...
3.5 Сравнительные результаты вегетативного индекса Кердо
Умственная деятельность характеризуется определенным уровнем напряжения регуляторных механизмов организма, что находит отражение в различных психолого-физиологических и вегетативных показателях: к таковым относится вегетативный индекс Кердо. Индекс Кердо позволяет определить исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность, что дает представление прежде всего о гомеостатических возможностях организма, а вегетативное обеспечение деятельности – об его адаптивных возможностях.
В ходе работы мы выяснили, что на начальном этапе обучения у 81% студентов отмечены симпатические влияния на сердечно-сосудистую систему. Полное вегетативное равновесие характерно для 3% студентов, а преобладание парасимпатических влияний отмечено у 16% первокурсников.
Результаты представлены на рисунке 10.
Рис.
...
1.Аветян, К.Р. Здоровье и качество жизни работников негосударственного учреждения здравоохранения открытого акционерного общества «РЖД» [Текст] : автореф. дис.канд. мед. наук. / К.Р. Аветян. – Хабаровск, 2009. – 42 с.
2.Айзман Р.И., Герасёв А.Д. Здоровье и безопасность - ключевые задачи образования в современных условиях // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием: «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса», Тюмень: Вектор Бук, 2012. – С.9-14.
3.Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
4.Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99- 108.
5.Богданов Е. Н. Специфика социально-психологической адаптации студентов / Е. Н. Богданов // Прикладная юридическая психология.– 2009. – № 3. – С. 29–36.
6.Бондаренко Е.В. Сравнительное исследование уровня экзаменационного стресса студентов разных курсов // Психологическое исследование личности в современной стрессогенной среде: материалы III Всероссийской научной интернет-конференции, 1 апреля 2014 года / Под общ.ред. Н. И. Медведевой, Н. В. Козловской, О. В. Болотовой. – Ставрополь: ТЭСЭРА, 2014. – С.142-147.
7.Борисова Н.В. Медико-физиологическое обоснование адаптивных реакций организма студентов в экстремальных условиях Якутии : автореферат дис. доктора медицинских наук : 14.03.03, 03.03.01 / Н.В. Борисова;[Место защиты: ГОУ ВПО «Якутский государственный университет»]. – Якутск, 2011. – 218 с.
8.Будрина Е.Г.Исследование конвергентных свойств интеллекта у подростков в условиях разных моделей обучения [Текст ]/ Е.Г. Будрина//Международная конференция «Физиология развития человека» Москва, 2009.-С. 13-15.
9.Васина Е. В. Роль индивидуально-типологических особенностей учащихся в адаптации к профильному обучению / Е. В. Васина, Н. Г. Блинова, Н. Н. Кошко // Физиологические механизмы адаптации человека: мате- риалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 26 октября 2010 г. – Тюмень: Локоника, 2010. – С. 315 – 318.
10.Васина, Е. В. Формирование адаптивных реакций у старшеклассников в условиях профильного обуче- ния / Е. В. Васина, Н. Г. Блинова, Э. М. Казин // Функциональное состояние и здоровье человека: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 4 – 7 октября 2010 г. – Ростов н/Д: Изд- во ЮФУ, 2010. – С. 230 – 232.
11.Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Академия, 2010. – 138 с.
12.Горшков Е. А., Коротина Л. Д. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 46-51.
13.Гостева Л. З. Проблема адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении / Л. З. Гостева, Д. А. Еленская // Высш. образование в России. – 2013. – № 8. – С. 22–25.
14.Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. —М.: Аспект Пресс, 2012.— 368 c.
15.Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А.А.Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
16.Долгова В.И. Из опыта организации психологической службы педагогического вуза // В сборнике: PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGICS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS DEVELOPMENT Materials digest of the XL International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Pedagogical sciences. (London, January 31- February 05, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 79-81.
17.Ермакова Д. А. Психофизиологическое состояние как показатель уровня адаптации студентов / Д. А. Ермакова // Студенческий научный форум : Междунар. студ. науч. конф. – 2012. – С. 274–278.
18.Здоровье сберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 443 с.
19.Иванова А.А. Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния студентов первого и четвертого курсов обучения / А.А. Иванова, Н.Д. Мамедова, Н.Н. Пичугина // Всероссийская научно-практическая интернет-конференция студентов и молодых учёных с международным участием «YSRP-2014» :Медико-профилактические науки». ID: 2014-11-977-A-4329.
20.Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329
21.Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография/ А.Д. Ишков - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2013. - 224 с.
22.Казин, Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты / Э.М. Казин. – Кемерово: КРИПК и ПРО,2010. – 214 с.
23.Казин, Э. М. Психофизиологические особенности студентов первого курса разных факультетов КемГУ / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, С. Л. Лесникова // Вестник КемГУ. – 2009. – № 4. – С. 14 – 17.
24.Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. -
С. 21-23
25.Кон, И.С. Психология ранней юности./ И.С. Кон – М.: Просвещение, 2009.
26.Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор дезадаптации у студентов // Молодые ученые — московскому образованию. Материалы IX городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2010. С. 297—2994.
27.Криволапчук И. А. Функциональное состояние детей 9¬-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность [Текст] / И. А. Криволапчук // Физиология человека. ¬ 2009. ¬ Т. 35, N 6. ¬ С. 111¬-121.
28.Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // #"justify">.Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С. 77-80
Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности. – дис. к.п.н. (автореферат)- М., 2009.
29.Литовченко О.Г. Особенности морфофункционального и психо-физиологического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7–20 лет: дис. д-ра биол. наук. – Челябинск, 2009.- 285 с.
30.Лыкова Н.М., Караведо Интриаго Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды //Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика» – №1 – 2010.
31.Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: монография / Е. Е. Малкова; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 268 с.
32.Мальцев, В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 2 (13). – С. 163–171.
33.Маслова Т.М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления / Т.М. Маслова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 4 (30). – С. 168-171.
34.Милашина, О.Г. Оптимизация общения как средство коррекции тревожности студентов в условиях обучения в высшей школе. / О.Г. Милашина // Матер. Y Междунар. науч. – практ. конф. – Новосибирск, 18 – 21 февраля 2009. - С.80 – 84.
35.Морфофункциональные показатели как критерии оценки адаптации студентов к дозированной физической нагрузке/ Э. С. Геворкян, Ц. И. Адамян, Г. Г. Туманян и др.// Гигиена и санитария.- 2010.-№ 2.-С.75-77.
36.Никифоров, Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С.Никифоров.- Спб., 2009.
Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Е. Л. Руднева [и др.]; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 627 с.
37.Ополонский Э.С. Закономерности гетерохронного созревания головного мозга и морфофункциональные предпосылки познавательной деятельности детей и подростков/ Э.С. Ополонский, Л.Н.Иваницкая// Материалы международной конференции «Физиология развития человека»-М.:Вердана, 2009.-С.79-80.
38.Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2009. - № 4. - С. 40-49.
39.Особенности психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций к обуче- нию у подростков в условиях гимназии / Н. Г. Блинова [и др.] // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 6. – С. 68 – 75.
40.Педагогический профессионализм в образовании. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 142-147.
41.Пирумова И. В., Суботялов М. А., Айзман Р. И. Нейродинамические и психофизиологические показатели школьников в условиях традиционного и раздельного обучения // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. 2009. Т. 7. Вып. 1. С. 62-67.
42.Поборский А.Н. Функциональные возможности организма студентов, начинающих обучение в неблагоприятных климатогеографических условиях среды / А.Н. Поборский, М.А. Юдина, В.С. Павловская // Экология человека. – 2010. - № 12. – С. 27-31.
43.Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. – Кишинев: ШТИИЦА, 2009. – 114 с.
44.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности/ О.Н. Рыбников. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
45.Севрюкова Г.А. Характеристика интерстициального пространства у студентов медицинского профиля в период адаптации к условиям обучения в вузе / Севрюкова Г.А. // Вестник развития науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 85-90.
46.Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.
47.Смирнов Ю.А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Автореф. дис. … канд псих. наук. – М., 2009. – 34 с.
48.Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика// Медицинская психология в России – С-Пб. №6 (17), 2012.
Социально-психологическая адаптация личности на разных возрастных этапах: учебное пособие/ Н.Г. Фирсова, Е.А. Овсяникова, С.В. Шкилев, Е.И. Зиборова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 384 с.
49.Стамова Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15-17.
50.Сынкова Н.А.Роль психофизиологических показателей в формировании приспособительных реакций к разным видам учебной деятельности у студентов педагогического колледжа: диссертация кандидата биологических наук: 19.00.02: защищена 29.06.2012: Место защиты: Кемер. гос. ун-т - Кемерово, 2012. - 181 с.
51.Тарасова Р.Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 96-97.
52.Токаева Л.К., Павленкович С.С. Особенности адаптации студентов педагогического вуза к условиям экзаменационного стресса // XXI 20 Съезд Физиологического общества им. И.П.Павлова: Тезисы докладов. - М . -Калуга: Типография ООО "БЭСТ-принт", 2010. - С. 609-610.
53.Трохимчук Л. Ф., Шквирина О. И, Измайлова М. А. Особенности физиологической адаптации студентов ингушской национальности к учебной деятельности в вузе // Физиология адаптации : материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010. 390 с.
54.Турова В. А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 171–175.
55.Холмогорова А. Б., Никитина И. В., Краснова В. В. Социальная тревожность — важнейшая мишень когнитивно-бихевиоральной терапии расстройств аффективного спектра // Материалы конференции «Когнитивно-поведенческая терапия вчера, сегодня, завтра». 2012. Т. 21. Вып. 3. С. 57.
56.Шибкова, Д.З. Морфофункциональные и психофизиологические осо-бенности адаптации школьников к учебной деятельности [Текст]: монография / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016. –
380 с.
57.Шибкова, Д.З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Кн. 3: Адаптация и здоровье студентов. – 2011. – С. 171–195.
58.Шувалов, А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья [Текст], А. В. Шувалов // Вопросы психологии, 2011 ,№5. –
С. 3-16.
59.Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 64-66
60.Югова М.С. Тревожность и еевлияние на учебную деятельность студентов// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14., Новосибирск: СибАК, 2013.
61.Юрина Т.А., Сидорова К.А., Драгич О.А. Анализ влияния процесса обучения в ВУЗе на психофизиологические параметры организма девушек Юга Тюменской области // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.
62.Зимняя И.А. Педагогическая психология./И.А. Зимняя.-Москва,2010.-384 с.
63. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика. — Т. 1. — 2009. — 230 с
64.Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии, 2009. - № 2. – С.32-34.
65.Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин // Вопросы психологии. – 2009. – №8. – С. 100–111; Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов/ Г.Ю. Любимова // Вестник МГУ – 2009. – №1. – С. 70–75.
66. Новиков С.В., Маклаков А.Г. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов. СПб, Вмед.А. - 1997. - 254 с.
67. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 г. // Здравоохранение Российской Федерации.2003. -№ 1.-С. 3-8.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую