защитила диплом на 5)спасибо
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Социально-экономическая политика любого государства должна являться одним из приоритетов работы каждого правительства, так как поддержание достойного уровня жизни населения помогает стране повысить свою стабильность.
Эффективность социальной политики напрямую связана с уровнем развития производительных сил и производственных отношений в государстве. Политические факторы очень часто являются одними из определяющих причин ее эффективности, в том числе настроем государства как субъекта политики, которое непосредственно осуществляет социальные мероприятия.
В России сегодня осознаны ее ключевые проблемы, на основе которых поставлены правильные цели и задачи реализации социально-экономической политики. Однако сохраняется проблема достижения поставленных целей конкретными реформами и действиями.
Актуальность выбранной для исследования темы обуславливается двумя обстоятельствами.
Во-первых, Россия является федерацией, что определяет существование здесь двух уровней государственного управления – на федеральном уровне и региональном уровне. В качестве последнего в настоящее время рассматривается субъект Российской Федерации. Таким образом, в значительном своем объеме социальная сфера оказывается именно под управлением региональных органов власти и ограничивается границами территории того или иного субъекта Российской Федерации.
Во-вторых, каждый регион в России оказывается уникальным в совокупности социальных, экономических и культурных составляющих. Такая ситуация требует особого подхода к функционированию и развитию каждого региона, прежде всего, его социальной сферы. Последнее также связано с тем обстоятельством, что Россия – многонациональная держава и часть регионов выделяется именно по этому принципу.
На современном этапе региональная социальная политика России привлекает особое внимание отечественных исследователей, что обуславливается важностью формирования у нас целостного и независимого государства посредством повышения уровня и качества жизни населения всех субъектов РФ и эффективного политико-административного взаимодействия центра и регионов.
Принято считать, что социальная политика относится к прерогативе государства, так как именно оно гарантирует и приводит в жизнь положения общефедеральной линии в социальной сфере на всей территории страны. Однако центральные власти далеко не всегда имеют возможности оценить интересы местного населения и найти способы их удовлетворить. Именно поэтому каждый регион формирует свои приоритеты в социальной сфере с учетом собственной специфики и потребностей. Кроме того, развивается муниципальная социальная политика на уровне местного самоуправления, она является выразителем точки зрения местного сообщества.
Итак, традиционный подход к социальной политике демонстрирует, что в этой сфере также работает властная вертикаль, формируются свои субъекты политики (к ним относятся центр, регионы и местное самоуправление).
Однако несмотря на то, что указанные подходы превалируют в России, а вертикаль власти укрепляется, субъекты федерации все равно разнятся по уровню жизни (разрыв продолжает увеличиваться).
Важной причиной, которая тормозит формирование и развитие действительно эффективной социальной политики в нашей стране, является большой разрыв в региональном экономическом развитии. За время переходного периода в России только возросли региональные диспропорции, которые оказывают влияние на современную ситуацию в субъектах.
В России наблюдается значительное расхождение между уровнями развития регионов. Одним удалось достичь адекватного социального развития, другие значительно отстали.
В процессе формирования в нашей стране рыночных отношений на основе специальных экономических преобразований стало очевидно, что главной целью экономического роста выступает именно рост качества жизни населения страны. Ведь от этого зависит и состояние социальной сферы, эффективности ее работы в рамках всего государства и на уровне самих регионов.
В России социальное развитие было поставлено в качестве приоритета государственной политики, однако на практике трудности в социальной области только обострились. Особенно тяжелой остается ситуация в здравоохранении, образовании, сфере культуры и др. В большинстве субъектов сохраняются такие проблемы как низкий уровень жизни населения, низкий уровень заработной платы, ухудшение состояния социально-культурной инфраструктуры.
В итоге в России уже стало постоянным состояние, когда социальное напряжение достигло своего крайнего состояния, растет агрессивность поведения как некоторых членов общества, так и всего российского общества, падает уровень социальной защищенности и безопасности граждан РФ. Данная ситуация стала возможной из-за целого комплекса ошибок, которые были допущены в формировании социально-экономической политики управления страной. Чтобы сохранить социальную стабильность и нормализовать ситуацию нужно разработать и реализовать эффективные меры социальной политики, которые бы обеспечили достойные условия жизни для населения всех российских регионов.
Проблематика социальной политики на региональном уровне сегодня является особенно актуальной, так как современные общественно-экономические отношения изменяются и требуют того же от всех сфер функционирования общества. Решение проблем социальной сферы позволит повысить успешность социальных реформ в российском обществе, а также нормализовать общее социально-политическое положение в стране. Очень важно сбалансированно использовать природные, финансовые и человеческие ресурсы всех субъектов федерации. От эффективности решения региональных проблем социальной сферы также повыситься благосостояние населения всего государства.
Главными задачами социальной политики на региональном уровне на современном этапе являются:
• создать такие условия, которые бы обеспечивали повышение уровня доходов и жизни населения страны;
• повысить уровень занятости населения, развивать социальную активность граждан и их мобильность;
• обеспечить высокий уровень социальной защищенности граждан;
• сформировать эффективную инфраструктуру социальной сферы, которая бы помогала развивать человеческий потенциал;
• обеспечить безопасность населения как на общественном, так и личном уровне.
Чтобы решить указанные выше задачи необходимо совершенствовать всю систему управления регионов в социальной сфере, разрабатывать совершенно новые принципы социальной политики государства. В основе новой системы управления должен лежать системный подход, который позволит правильно оценивать уровень социального развития субъектов федерации. В свою очередь это обеспечит необходимую шкалу оценки уровня жизни населения. Станет возможным правильно ставить цели и задачи будущего развития.
Для Республики Дагестан вопросы государственной политики в социально-экономической сфере являются на данный момент очень актуальными.
Все это обуславливает важность решения сложившихся в России проблем в социальной сфере и определяет выбор темы настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Социально-экономическая политика на региональном уровне являлась предметом для исследования целого ряда отечественных специалистов. Среди исследователей социально-экономического развития российских регионов можно особо выделить таике имена как А.А. Адамеску, Л.А. Батурина, А.Г. Гранберга, А.Б. Грачева, А.И. Добрынина, Е.В. Егорова, Е.И. Сороко, М.В. Степанова, С.С. Ткаченко, А.Т. Хрущева и ряд других.
Отдельно рассматривались вопросы развития инфраструктурных компонентов социальной политики регионов, которые нашли отражение в основном в трудах зарубежных авторов (Дж. Кларк, В Михальский, П. Розенштейн-Родан).
Методологией развития социальной сферы государства также занимались различные авторы - В.Э. Гордин, В.И. Кушлин, Б.А. Райзберг и др.
Проблемы социального развития государства на региональном уровне достаточно подробно рассмотрены в работах указанных ученых, однако сегодня остается ряд аспектов, требующих более детального анализа. В России поставлена цель сформировать экономику, поставленную на инновационные рельсы, поэтому существующие подходы в области социального развития также должны быть пересмотрены.
Объектом исследования является социально-экономические проблемы Республики Дагестан.
Предметом исследования выступают социально-экономические проблемы Республики Дагестан и их решение в рамках государственной социально-экономической политики данного региона.
Целью данного исследования является изучение социально-экономических проблем в Республике Дагестан.
Задачами исследования являются:
• показать сущность и задачи социально-экономической политики государства;
• определить роль государства в решении социально-экономических проблем;
• рассмотреть основные социальные проблемы в Республике Дагестан;
• выделить особенности формирования социально-экономической политики в Республике Дагестан;
• сформулировать направления реформирования социально-экономической политики Республики Дагестан;
• проанализировать перспективы влияния властей Республики Дагестан на решение проблем социально-экономической сферы, указать важность программно-целевого метода.
В качестве методов анализа использованы также и общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, системный анализ, методы прогнозирования, способствующие более глубокому раскрытию исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем изучаются последние тенденции в развитии механизмов и инструментов решения социальных проблем регионов России на примере Республики Дагестан.
Основными источниками данной работы послужили такие документы как Стратегия национальной безопасности РФ и «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», Конституция Российской Федерации, Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, Республиканская целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 гг. Также использовались научно-исследовательские материалы и ресурсы Интернет.
Структурно работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются основные теоретические подходы в социально-экономической политике государства. Во второй главе анализируются проблемы и угрозы в социально-экономической сфере Республики Дагестан, а также той политике, которую проводят власти на региональном уровне для борьбы с этими проблемами. В третьей главе выделяются перспективы развития социально-экономической политики в Республике Дагестан.
Оглавление
Введение 3
1. Основные теоретические аспекты формирования и реализации государственной социально-экономической политики 10
1.1 Сущность и задачи социально-экономической политики 10
1.2 Роль государства в решении социально-экономических проблем 26
2. Проблемы в социальной сфере в Республике Дагестан 33
2.1 Основные социальные проблемы в Республике Дагестан 33
2.2 Особенности формирования социальной политики в Республике Дагестан 42
3. Перспективы развития социальной политики в Республике Дагестан 47
3.1 Направления реформирования социальной политики Республики Дагестан 47
3.2 Перспективы влияния властей Республики Дагестан на решение проблем социальной сферы 50
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Заключение
На основе рассмотренного материала можно отметить, что социальная политика в России давно является «наболевшим вопросом».
Во-первых, существуют сложности с реализацией ключевых принципов социального государства. Сегодня они очень далеки от решения.
Проблемы, стоящие перед правительством страны им осознаны, однако предпринимаемые меры оказываются зачастую неэффективными и не приводят к ощутимым результатам. Цели социальной политики поставлены правильно, но на практике не реализуются. Отчасти этому мешает недостаточный уровень экономических показателей государства, отчасти неспособность властей ими заниматься.
Среди наиболее сложных и проблематичных направлений социальной политики являются образование, здравоохранение, сфера культуры, трудовых отношений и занятости населения, социальная поддержка населения, пенсионная система, жилищная политика, проблемы северных районов.
Решение проблем в сфере физической культуры и спорта, а также демографической политики (в первую очередь цель по повышению уровня рождаемости) на современном этапе является более успешным. Предпринимаемые меры дают результат, хотя говорить об их эффективности пока еще рано на столь раннем этапе их реализации.
Серьезной сложностью для всех сфер реформирования социальной политики России является недостаточность финансирования со стороны государственного бюджета, иногда это нерациональное использование выделенных финансовых ресурсов, поэтому видится важным отметить, что решение этой проблемы и выработка адекватных механизмов по распределению бюджетных денег приведет к частичному решению стоящих перед государством трудностей в социальной сфере.
Однако не только нерациональное использование бюджетных средств влияет на эффективность социальной политики, так как увеличение средств в социальной сектор не обязательно приведет к решению стоящих проблем.
Результаты проведенного анализа показали, что на общефедеральном и региональном уровне происходит выработка основных приоритетов и актуальных направлений социальной политики России, однако большинство практических мер осуществляется на местном уровне, поэтому в данной связи необходимо помнить о важности муниципального уровня.
Проведенный анализ социальной политики властей Республики Дагестан показал, что в этом регионе существуют некоторые проблемы, решение которых поможет подтолкнуть положительное развитие социальной политики не только Дагестана, но и может послужить примером для смены приоритетов и инструментов политики в других регионах России.
Одной из острых проблем для Республики Дагестан сегодня остается вопрос занятости населения. Показатели безработицы до сих пор вызывают обеспокоенность. Именно поэтому данное направление социальной политики должно стать приоритетом для правительства Республики Дагестан.
Видится актуальным проведение реформ по следующим сферам социальной политики Республики Дагестан.
Во-первых, говоря о вопросах труда и занятости, необходимо отметить недостаток специальных подразделений на муниципальном уровне региона, которые бы занимались решением проблем в данной сфере, а также вырабатывали предложения для Министерства труда и социальной занятости РД (обмен опытом с другими регионами). Видится полезным организации на муниципальном уровне специальной системы приема населения районов, прием жалоб и предложений.
Во-вторых, в жилищной сфере необходимо развивать новые программы субсидирования, которые бы были более эффективны тех, что уже существуют.
В-третьих, проблемы здравоохранения Республики Дагестан обусловили важность учреждения специального отдела, который бы разрабатывал и реализовывал программы охраны здоровья.
В-четвертых, так как сегодня развивается тенденция по урезанию полномочий муниципальных образований в сфере социальной защиты и поддержки населения, что имеет больше негативных сторон, властям Республики Дагестан следует выступить инициатором отмены подобных решений.
Кроме указанных направлений реформирования, на региональном уровне должны действовать эффективные программы развития сферы культуры, досуга, а также молодежной политики.
Список использованных источников и литературы
Источники
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000000.htm
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
5. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года // URL: http://www.dginh.ru/menu/news/razvs.pdf
6. Стратегия-2020 // URL: http://2020strategy.ru
7. Постановление Правительства Республики Дагестан от 5 сентября 2007 года № 246 «О Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственной системы социальных служб» // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/dagistan/164766/
8. Постановление Правительства Республики Дагестан от 06.11.2007 года № 300 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан» // URL: http://www.dagmintrud.ru/about.php?id=188
9. Ведомственная целевая программа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на 2012-2014 годы «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных и полустационарных условиях» // URL: http://old.dagmintrud.ru/docs_file/503da9dc47e7c.doc
10. Ведомственная целевая программа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на 2012-2014 годы «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных и полустационарных условиях» // URL: http://old.dagmintrud.ru/docs_file/503da9dc47e7c.doc
11. Программа по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2012 год // URL: http://www.dagmintrud.ru
12. Республиканская программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Дагестан на 2012-2014 годы» // URL: http://www.dagmintrud.ru/upload/iblock/7cc/7cc6b56b5d4d04d697b643827374c1ed.rtf
Литература
13. Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: РАГС, 2008.
14. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 г. //Вопросы экономики. 2012. №4. С. 97-116.
15. Акаев А.А. О стратегии инновационно-модернизационного развития российской экономики // Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. С. 178-209.
16. Акаев А.А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом // Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 230-258.
17. Акаев А.А. Технологическая модернизация промышленности и инновационное развитие – ключ к экономическому возрождению России в XXI веке // Инновации. 2010. №11. 15-28.
18. Глазьев, С.Ю. Какая модернизация нужна России? // Экономист. – 2010. № 8. С. 3-17.
19. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 255 с.
20. Головчин М.А. Организационно-экономический механизм региональной образовательной политики в субъекте Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Апатиты, 2012. 26 с.
21. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2011. 202 с.
22. Дегтерева В. Тенденции и перспективы повышения уровня жизни населения региона в условиях сервисной экономики. СПб.: Астерион, 2010. 137 с.
23. Западнова Н.Л. Основные показатели и критерии развития социальной сферы региона. М.: Проспект, 2010. 247 с.
24. Иванов С.А. Научные основы структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб, 2009. 38 с.
25. Ильин, В.А. Социально-экономический потенциал модернизации российских территорий // Модернизация России: социально-гуманитарные измерения / под ред. акад. Н.Я. Петракова. М.: Нестор-История, 2011. С. 305-346.
26. Калашников К.Н. Организационно-экономические факторы управления региональной системой здравоохранения. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. 153 с.
27. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения : практическое пособие. М.: Омега-Л, 2010. 82 с.
28. Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 272 с.
29. Мишин В.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
30. Мыслякова Ю.Г. Особенности становления региональной социально ответственной институциональной политики // Экономика региона. 2011. №1. C. 130-136.
31. Нигматулин Р.И. Кризис и модернизация России – тринадцать теорем. М: Новости, 2010. 47 с.
32. Полтерович В.М. Региональные институты модернизации // Экономическая наука современной России. 2011. №4 (55). С. 17-29.
33. Полтерович, В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. №4. С. 2-24.
34. Полтерович В.М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. №7. С. 158-160.
35. Сафронова Н.Б. Менеджмент в социальной сфере. М.: Изд. дом МЭИ, 2009. 183 с.
36. Социальная политика. Под ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2008.
37. Ускова Т.В. Теория и методология управления устойчивым социально-экономическим развитием региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Вологда, 2010. 38 с.
38. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009.
39. Фомичев А.Н. Исследование систем управления. М.: Дашков и К, 2013.
40. Холостова Е.И. Социальная политика. М.: ИНФРА-М, 2009. 512 с.
41. Янин О.Е. Вопросы управления социальной сферой региона на основе программно-целевых методов. М.: [б. и.], 2010. 34 с.
Ресурсы Интернет
42. Бессчетнова О.В. Социальная политика и социальная защита в России: сущность и перспективы развития // URL: http://www.lib.csu.ru/vch/094/150.pdf
43. Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики // URL: http://irbis.asu.ru/mmc/econ/u_gosreg/12.1.ru.shtml
44. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Дагестан // URL: http://www.dagmintrud.ru
45. Пенсионная реформа России // Официальный сайт Внешэкономбанка // URL: http://www.veb.ru/ru/agent/pension/review/
46. Перспективы развития пенсионной системы до 2030 г. // URL: http://pensionary.ru/pensionnaya-reforma/blog
47. Путин подписал закон об образовании // URL: http://lenta.ru/news/2012/12/30/edu
48. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан // URL: http://dagstat.gks.ru
49. Фан Т.Ф. История и этапы развития социальной защиты населения // Социальная политика и социология. 2005. №2. С. 32-35.
50. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Социально-экономическая политика любого государства должна являться одним из приоритетов работы каждого правительства, так как поддержание достойного уровня жизни населения помогает стране повысить свою стабильность.
Эффективность социальной политики напрямую связана с уровнем развития производительных сил и производственных отношений в государстве. Политические факторы очень часто являются одними из определяющих причин ее эффективности, в том числе настроем государства как субъекта политики, которое непосредственно осуществляет социальные мероприятия.
В России сегодня осознаны ее ключевые проблемы, на основе которых поставлены правильные цели и задачи реализации социально-экономической политики. Однако сохраняется проблема достижения поставленных целей конкретными реформами и действиями.
Актуальность выбранной для исследования темы обуславливается двумя обстоятельствами.
Во-первых, Россия является федерацией, что определяет существование здесь двух уровней государственного управления – на федеральном уровне и региональном уровне. В качестве последнего в настоящее время рассматривается субъект Российской Федерации. Таким образом, в значительном своем объеме социальная сфера оказывается именно под управлением региональных органов власти и ограничивается границами территории того или иного субъекта Российской Федерации.
Во-вторых, каждый регион в России оказывается уникальным в совокупности социальных, экономических и культурных составляющих. Такая ситуация требует особого подхода к функционированию и развитию каждого региона, прежде всего, его социальной сферы. Последнее также связано с тем обстоятельством, что Россия – многонациональная держава и часть регионов выделяется именно по этому принципу.
На современном этапе региональная социальная политика России привлекает особое внимание отечественных исследователей, что обуславливается важностью формирования у нас целостного и независимого государства посредством повышения уровня и качества жизни населения всех субъектов РФ и эффективного политико-административного взаимодействия центра и регионов.
Принято считать, что социальная политика относится к прерогативе государства, так как именно оно гарантирует и приводит в жизнь положения общефедеральной линии в социальной сфере на всей территории страны. Однако центральные власти далеко не всегда имеют возможности оценить интересы местного населения и найти способы их удовлетворить. Именно поэтому каждый регион формирует свои приоритеты в социальной сфере с учетом собственной специфики и потребностей. Кроме того, развивается муниципальная социальная политика на уровне местного самоуправления, она является выразителем точки зрения местного сообщества.
Итак, традиционный подход к социальной политике демонстрирует, что в этой сфере также работает властная вертикаль, формируются свои субъекты политики (к ним относятся центр, регионы и местное самоуправление).
Однако несмотря на то, что указанные подходы превалируют в России, а вертикаль власти укрепляется, субъекты федерации все равно разнятся по уровню жизни (разрыв продолжает увеличиваться).
Важной причиной, которая тормозит формирование и развитие действительно эффективной социальной политики в нашей стране, является большой разрыв в региональном экономическом развитии. За время переходного периода в России только возросли региональные диспропорции, которые оказывают влияние на современную ситуацию в субъектах.
В России наблюдается значительное расхождение между уровнями развития регионов. Одним удалось достичь адекватного социального развития, другие значительно отстали.
В процессе формирования в нашей стране рыночных отношений на основе специальных экономических преобразований стало очевидно, что главной целью экономического роста выступает именно рост качества жизни населения страны. Ведь от этого зависит и состояние социальной сферы, эффективности ее работы в рамках всего государства и на уровне самих регионов.
В России социальное развитие было поставлено в качестве приоритета государственной политики, однако на практике трудности в социальной области только обострились. Особенно тяжелой остается ситуация в здравоохранении, образовании, сфере культуры и др. В большинстве субъектов сохраняются такие проблемы как низкий уровень жизни населения, низкий уровень заработной платы, ухудшение состояния социально-культурной инфраструктуры.
В итоге в России уже стало постоянным состояние, когда социальное напряжение достигло своего крайнего состояния, растет агрессивность поведения как некоторых членов общества, так и всего российского общества, падает уровень социальной защищенности и безопасности граждан РФ. Данная ситуация стала возможной из-за целого комплекса ошибок, которые были допущены в формировании социально-экономической политики управления страной. Чтобы сохранить социальную стабильность и нормализовать ситуацию нужно разработать и реализовать эффективные меры социальной политики, которые бы обеспечили достойные условия жизни для населения всех российских регионов.
Проблематика социальной политики на региональном уровне сегодня является особенно актуальной, так как современные общественно-экономические отношения изменяются и требуют того же от всех сфер функционирования общества. Решение проблем социальной сферы позволит повысить успешность социальных реформ в российском обществе, а также нормализовать общее социально-политическое положение в стране. Очень важно сбалансированно использовать природные, финансовые и человеческие ресурсы всех субъектов федерации. От эффективности решения региональных проблем социальной сферы также повыситься благосостояние населения всего государства.
Главными задачами социальной политики на региональном уровне на современном этапе являются:
• создать такие условия, которые бы обеспечивали повышение уровня доходов и жизни населения страны;
• повысить уровень занятости населения, развивать социальную активность граждан и их мобильность;
• обеспечить высокий уровень социальной защищенности граждан;
• сформировать эффективную инфраструктуру социальной сферы, которая бы помогала развивать человеческий потенциал;
• обеспечить безопасность населения как на общественном, так и личном уровне.
Чтобы решить указанные выше задачи необходимо совершенствовать всю систему управления регионов в социальной сфере, разрабатывать совершенно новые принципы социальной политики государства. В основе новой системы управления должен лежать системный подход, который позволит правильно оценивать уровень социального развития субъектов федерации. В свою очередь это обеспечит необходимую шкалу оценки уровня жизни населения. Станет возможным правильно ставить цели и задачи будущего развития.
Для Республики Дагестан вопросы государственной политики в социально-экономической сфере являются на данный момент очень актуальными.
Все это обуславливает важность решения сложившихся в России проблем в социальной сфере и определяет выбор темы настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Социально-экономическая политика на региональном уровне являлась предметом для исследования целого ряда отечественных специалистов. Среди исследователей социально-экономического развития российских регионов можно особо выделить таике имена как А.А. Адамеску, Л.А. Батурина, А.Г. Гранберга, А.Б. Грачева, А.И. Добрынина, Е.В. Егорова, Е.И. Сороко, М.В. Степанова, С.С. Ткаченко, А.Т. Хрущева и ряд других.
Отдельно рассматривались вопросы развития инфраструктурных компонентов социальной политики регионов, которые нашли отражение в основном в трудах зарубежных авторов (Дж. Кларк, В Михальский, П. Розенштейн-Родан).
Методологией развития социальной сферы государства также занимались различные авторы - В.Э. Гордин, В.И. Кушлин, Б.А. Райзберг и др.
Проблемы социального развития государства на региональном уровне достаточно подробно рассмотрены в работах указанных ученых, однако сегодня остается ряд аспектов, требующих более детального анализа. В России поставлена цель сформировать экономику, поставленную на инновационные рельсы, поэтому существующие подходы в области социального развития также должны быть пересмотрены.
Объектом исследования является социально-экономические проблемы Республики Дагестан.
Предметом исследования выступают социально-экономические проблемы Республики Дагестан и их решение в рамках государственной социально-экономической политики данного региона.
Целью данного исследования является изучение социально-экономических проблем в Республике Дагестан.
Задачами исследования являются:
• показать сущность и задачи социально-экономической политики государства;
• определить роль государства в решении социально-экономических проблем;
• рассмотреть основные социальные проблемы в Республике Дагестан;
• выделить особенности формирования социально-экономической политики в Республике Дагестан;
• сформулировать направления реформирования социально-экономической политики Республики Дагестан;
• проанализировать перспективы влияния властей Республики Дагестан на решение проблем социально-экономической сферы, указать важность программно-целевого метода.
В качестве методов анализа использованы также и общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, системный анализ, методы прогнозирования, способствующие более глубокому раскрытию исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем изучаются последние тенденции в развитии механизмов и инструментов решения социальных проблем регионов России на примере Республики Дагестан.
Основными источниками данной работы послужили такие документы как Стратегия национальной безопасности РФ и «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», Конституция Российской Федерации, Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, Республиканская целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 гг. Также использовались научно-исследовательские материалы и ресурсы Интернет.
Структурно работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются основные теоретические подходы в социально-экономической политике государства. Во второй главе анализируются проблемы и угрозы в социально-экономической сфере Республики Дагестан, а также той политике, которую проводят власти на региональном уровне для борьбы с этими проблемами. В третьей главе выделяются перспективы развития социально-экономической политики в Республике Дагестан.
Оглавление
Введение 3
1. Основные теоретические аспекты формирования и реализации государственной социально-экономической политики 10
1.1 Сущность и задачи социально-экономической политики 10
1.2 Роль государства в решении социально-экономических проблем 26
2. Проблемы в социальной сфере в Республике Дагестан 33
2.1 Основные социальные проблемы в Республике Дагестан 33
2.2 Особенности формирования социальной политики в Республике Дагестан 42
3. Перспективы развития социальной политики в Республике Дагестан 47
3.1 Направления реформирования социальной политики Республики Дагестан 47
3.2 Перспективы влияния властей Республики Дагестан на решение проблем социальной сферы 50
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Заключение
На основе рассмотренного материала можно отметить, что социальная политика в России давно является «наболевшим вопросом».
Во-первых, существуют сложности с реализацией ключевых принципов социального государства. Сегодня они очень далеки от решения.
Проблемы, стоящие перед правительством страны им осознаны, однако предпринимаемые меры оказываются зачастую неэффективными и не приводят к ощутимым результатам. Цели социальной политики поставлены правильно, но на практике не реализуются. Отчасти этому мешает недостаточный уровень экономических показателей государства, отчасти неспособность властей ими заниматься.
Среди наиболее сложных и проблематичных направлений социальной политики являются образование, здравоохранение, сфера культуры, трудовых отношений и занятости населения, социальная поддержка населения, пенсионная система, жилищная политика, проблемы северных районов.
Решение проблем в сфере физической культуры и спорта, а также демографической политики (в первую очередь цель по повышению уровня рождаемости) на современном этапе является более успешным. Предпринимаемые меры дают результат, хотя говорить об их эффективности пока еще рано на столь раннем этапе их реализации.
Серьезной сложностью для всех сфер реформирования социальной политики России является недостаточность финансирования со стороны государственного бюджета, иногда это нерациональное использование выделенных финансовых ресурсов, поэтому видится важным отметить, что решение этой проблемы и выработка адекватных механизмов по распределению бюджетных денег приведет к частичному решению стоящих перед государством трудностей в социальной сфере.
Однако не только нерациональное использование бюджетных средств влияет на эффективность социальной политики, так как увеличение средств в социальной сектор не обязательно приведет к решению стоящих проблем.
Результаты проведенного анализа показали, что на общефедеральном и региональном уровне происходит выработка основных приоритетов и актуальных направлений социальной политики России, однако большинство практических мер осуществляется на местном уровне, поэтому в данной связи необходимо помнить о важности муниципального уровня.
Проведенный анализ социальной политики властей Республики Дагестан показал, что в этом регионе существуют некоторые проблемы, решение которых поможет подтолкнуть положительное развитие социальной политики не только Дагестана, но и может послужить примером для смены приоритетов и инструментов политики в других регионах России.
Одной из острых проблем для Республики Дагестан сегодня остается вопрос занятости населения. Показатели безработицы до сих пор вызывают обеспокоенность. Именно поэтому данное направление социальной политики должно стать приоритетом для правительства Республики Дагестан.
Видится актуальным проведение реформ по следующим сферам социальной политики Республики Дагестан.
Во-первых, говоря о вопросах труда и занятости, необходимо отметить недостаток специальных подразделений на муниципальном уровне региона, которые бы занимались решением проблем в данной сфере, а также вырабатывали предложения для Министерства труда и социальной занятости РД (обмен опытом с другими регионами). Видится полезным организации на муниципальном уровне специальной системы приема населения районов, прием жалоб и предложений.
Во-вторых, в жилищной сфере необходимо развивать новые программы субсидирования, которые бы были более эффективны тех, что уже существуют.
В-третьих, проблемы здравоохранения Республики Дагестан обусловили важность учреждения специального отдела, который бы разрабатывал и реализовывал программы охраны здоровья.
В-четвертых, так как сегодня развивается тенденция по урезанию полномочий муниципальных образований в сфере социальной защиты и поддержки населения, что имеет больше негативных сторон, властям Республики Дагестан следует выступить инициатором отмены подобных решений.
Кроме указанных направлений реформирования, на региональном уровне должны действовать эффективные программы развития сферы культуры, досуга, а также молодежной политики.
Список использованных источников и литературы
Источники
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000000.htm
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
5. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года // URL: http://www.dginh.ru/menu/news/razvs.pdf
6. Стратегия-2020 // URL: http://2020strategy.ru
7. Постановление Правительства Республики Дагестан от 5 сентября 2007 года № 246 «О Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственной системы социальных служб» // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/dagistan/164766/
8. Постановление Правительства Республики Дагестан от 06.11.2007 года № 300 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан» // URL: http://www.dagmintrud.ru/about.php?id=188
9. Ведомственная целевая программа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на 2012-2014 годы «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных и полустационарных условиях» // URL: http://old.dagmintrud.ru/docs_file/503da9dc47e7c.doc
10. Ведомственная целевая программа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на 2012-2014 годы «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных и полустационарных условиях» // URL: http://old.dagmintrud.ru/docs_file/503da9dc47e7c.doc
11. Программа по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2012 год // URL: http://www.dagmintrud.ru
12. Республиканская программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Дагестан на 2012-2014 годы» // URL: http://www.dagmintrud.ru/upload/iblock/7cc/7cc6b56b5d4d04d697b643827374c1ed.rtf
Литература
13. Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: РАГС, 2008.
14. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 г. //Вопросы экономики. 2012. №4. С. 97-116.
15. Акаев А.А. О стратегии инновационно-модернизационного развития российской экономики // Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. С. 178-209.
16. Акаев А.А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом // Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 230-258.
17. Акаев А.А. Технологическая модернизация промышленности и инновационное развитие – ключ к экономическому возрождению России в XXI веке // Инновации. 2010. №11. 15-28.
18. Глазьев, С.Ю. Какая модернизация нужна России? // Экономист. – 2010. № 8. С. 3-17.
19. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 255 с.
20. Головчин М.А. Организационно-экономический механизм региональной образовательной политики в субъекте Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Апатиты, 2012. 26 с.
21. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2011. 202 с.
22. Дегтерева В. Тенденции и перспективы повышения уровня жизни населения региона в условиях сервисной экономики. СПб.: Астерион, 2010. 137 с.
23. Западнова Н.Л. Основные показатели и критерии развития социальной сферы региона. М.: Проспект, 2010. 247 с.
24. Иванов С.А. Научные основы структурной перестройки социально-экономической подсистемы кадрового обеспечения экономики региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб, 2009. 38 с.
25. Ильин, В.А. Социально-экономический потенциал модернизации российских территорий // Модернизация России: социально-гуманитарные измерения / под ред. акад. Н.Я. Петракова. М.: Нестор-История, 2011. С. 305-346.
26. Калашников К.Н. Организационно-экономические факторы управления региональной системой здравоохранения. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. 153 с.
27. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения : практическое пособие. М.: Омега-Л, 2010. 82 с.
28. Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 272 с.
29. Мишин В.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
30. Мыслякова Ю.Г. Особенности становления региональной социально ответственной институциональной политики // Экономика региона. 2011. №1. C. 130-136.
31. Нигматулин Р.И. Кризис и модернизация России – тринадцать теорем. М: Новости, 2010. 47 с.
32. Полтерович В.М. Региональные институты модернизации // Экономическая наука современной России. 2011. №4 (55). С. 17-29.
33. Полтерович, В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. №4. С. 2-24.
34. Полтерович В.М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. №7. С. 158-160.
35. Сафронова Н.Б. Менеджмент в социальной сфере. М.: Изд. дом МЭИ, 2009. 183 с.
36. Социальная политика. Под ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2008.
37. Ускова Т.В. Теория и методология управления устойчивым социально-экономическим развитием региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Вологда, 2010. 38 с.
38. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009.
39. Фомичев А.Н. Исследование систем управления. М.: Дашков и К, 2013.
40. Холостова Е.И. Социальная политика. М.: ИНФРА-М, 2009. 512 с.
41. Янин О.Е. Вопросы управления социальной сферой региона на основе программно-целевых методов. М.: [б. и.], 2010. 34 с.
Ресурсы Интернет
42. Бессчетнова О.В. Социальная политика и социальная защита в России: сущность и перспективы развития // URL: http://www.lib.csu.ru/vch/094/150.pdf
43. Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики // URL: http://irbis.asu.ru/mmc/econ/u_gosreg/12.1.ru.shtml
44. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Дагестан // URL: http://www.dagmintrud.ru
45. Пенсионная реформа России // Официальный сайт Внешэкономбанка // URL: http://www.veb.ru/ru/agent/pension/review/
46. Перспективы развития пенсионной системы до 2030 г. // URL: http://pensionary.ru/pensionnaya-reforma/blog
47. Путин подписал закон об образовании // URL: http://lenta.ru/news/2012/12/30/edu
48. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан // URL: http://dagstat.gks.ru
49. Фан Т.Ф. История и этапы развития социальной защиты населения // Социальная политика и социология. 2005. №2. С. 32-35.
50. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую