Отличный автор!! Спасибо!! Рекомендую!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы исследования. В современном быстроменяющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все жестче, выживание предприятий все больше зависит от факторов долгосрочного порядка. Одна из самых современных концепций менеджмента сегодня - управление стоимостью предприятия - позволяет достичь ее стабильного движения в направлении роста, согласовать все другие цели управления предприятием и обеспечить его долгосрочные перспективы.
Управление стоимостью как метод стратегического управления было изначально рассмотрено в работах зарубежных ученых, наиболее известной из которых является труд авторов Т. Коупленда, Т. Колера и Д.Муррина. Отдельные аспекты теории управления стоимостью разрабатывались отечественными учеными в рамках исследований проблем конкурентоспособности, реформирования собственности, корпоративного управления, управления производственным потенциалом, теорий стоимости.
Управление любым объектом в целом можно охарактеризовать как целенаправленное воздействие на факторы и условия формирования самого объекта. Поэтому исследование именно факторов стоимости предприятия является одной из важнейших составляющих разработки теории управления стоимостью, определяет возможности реализации теоретических принципов в практике. Впрочем, сегодня как факторы стоимости рассматривают главным образом ее финансовые рычаги. Для этого за основу берут факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Такой анализ не дает полного представления о факторах создания стоимости, поскольку менеджеры не в состоянии непосредственно влиять на финансовые коэффициенты. Влиять они могут только на операционные факторы.
Постановка проблемы. Развитие предприятия зависит от его совокупного потенциала, определяется ресурсами и возможностями, участвующими в процессе его функционирования.
Проблемы роста объемов и полноты использования потенциала предприятия обусловлены сложностью подбора участников процесса хозяйствования, обладающих определенным набором имеющихся и скрытых ресурсов и возможностей по их реализации; разработкой оптимальных механизмов взаимодействия, постоянными изменениями внутренней и внешней среды предприятия, происходящими под влиянием социальных, экономических, правовых, психологических, физиологических факторов и научно-технического прогресса. Все это влияет на изменение структуры потенциала предприятия. Чем крепче элементы потенциала взаимосвязаны между собой, тем эффективнее они реализуются и обеспечивают рост совокупного потенциала предприятия.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, основной задачей субъектов хозяйствования является эффективное управление имущественным потенциалом как основным составляющим элементом совокупного потенциала предприятия.
Имущественный потенциал хозяйствующей системы - это совокупность ресурсов, которые контролируются предприятием в результате прошлых событий, функционируют в материальной, нематериальной, финансовой формах и, используя которые, предприятие ожидает получить экономические выгоды в будущем; возможностей, запасов и ценностей, которые могут быть использованы для создания в процессе хозяйствования добавленной стоимости и, соответственно, национального богатства.
Анализ исследований и публикаций по проблеме. Деловая периодика сегодня посвящает вопросам управления стоимостью значительное внимание, что свидетельствует о попытках использования зарубежного опыта в практике управления стоимостью без необходимой его адаптации к отечественным условиям. В то же время российская наука отстает от практики.
Эффективное управление стоимостью предприятий невозможно без понимания факторов, которые создают стоимость предприятия и приносят доход акционерам. Весомые исследования по этому вопросу были созданы, в первую очередь, западными авторами - практиками, имеющими опыт консультационных услуг по оценке стоимости многих компаний, такими как Ф.Еванс , Д.Бишоп, С.Рид, Т.Коупленд, Т.Коллер, Дж.Мурин, Е.Джонс, М.Скотт и другие. Среди российских ученых проблемами управления по факторам стоимости занимаются Н.Белоусова, С.Валдайцев, Н.Дремова, И.Егерев, И.Ивашковская.
На сегодня в экономической науке не существует достаточно четкой и обоснованной мысли о том, что является отдельной системой управления имущественным потенциалом предприятия, как измеряется и прогнозируется уровень его использования. Это может быть объяснено тем, что в центре исследования большинства ученых-экономистов находилось управление хозяйственной деятельностью и потенциалом предприятий.
Теоретические и практические положения управления хозяйствующими системами в целом освещены в работах Ансоффа И.Х., Аммельбурга Г., Богданова А.А., Валуева С.А., Деминга В.Е., Дракера П., Кобринского Н.Е., Короткова Е.М., Коренченко Р.А., Крука Д.М., Меньшикова Л.И., Мескона М.Х., Мильнера Б.З., Хаммера М., Хана Д., Робсона М., Шушанской Я. и многих других.
Исследования состояния и развития имущественного потенциала осуществлялись также в контексте изучения проблем формирования ресурсных и производственных факторов хозяйственной деятельности.
Ресурсный потенциал хозяйствующих систем исследовали Лукашик С.И., Яковец И.И., Шмагина В.В., Черкашина Н.В., Огаренко А.В., Даций Н.В., Рубель О.Е., Руби А.В., Борисова В .А., Федосик И.М., Газуда Л.М., Куц А.В., Трилленберг Г.И., Талах Т.А., Якубов В.Н., Шталь Т.В., Бобко В.В., Григорьев С.Н.
В свою очередь производственный потенциал изучали Чичкало-Кондрацкая И.Б., Гедз Ю.М., Шарипова А.С., Штефан З.Б., Щелкунов В.И., Шилепницкий П.И., Ковальская Л.Л., Жук М.В., Наконечный Т.С., Хурде В.Д., Осипов П. В., Тарникова Н.И., Липич А.Н., Кучерук Т.Г., Ищук С.А., Золотых И.Б., Горячая О.Л.
Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о значительном интересе ученых к формированию и эффективного функционирования фондового рынка Российской Федерации. Данную тему исследовали такие экономисты, как: Попович П.А., Измайлова К.В., Криштопа И., Азаренко М., Журавель Т.М., Головко И.В., Михайленко Р.М., Шморгун Н В.П., Белая А.Г. [3], Артеменко В.Г., Беллендир М.В., Бланк И.А., Бланк И.А., Гринева В.М., Заруба О.Д., Мизина О.В. [5], Панибратченко К.В.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в анализе основных методов оценки рыночной стоимости и управления имуществом предприятия на примере компании ОАО «Газпром».
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- определить основные факторы стоимости компаний на основе конкурентных преимуществ,
- рассмотреть особенности методов и моделей оценки бизнеса в современных условиях в России;
- изучить особенности управления имуществом предприятия;
- провести анализ оценки стоимости компании ОАО «Газпром»;
- оценить особенности оценки бизнеса компании ОАО «Газпром»;
- провести анализ имущества компании ОАО «Газпром»;
- разработать эффективную модель управления имущественным потенциалом компании ОАО «Газпром»;
- провести разработку направлений повышения стоимости компании ОАО «Газпром» на основе повышения эффективностии управления имущества и конкурентных преимуществ компании компании ОАО «Газпром».
Предмет исследования – методы оценки бизнеса и управления имуществом предприятия.
Объект исследования – особенности методов оценки бизнеса и управления имуществом предприятия в современных условиях в России.
Теоретико-методическая основа. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области методов оценки рыночной стоимости и управления имуществом предприятия.
Проведенные исследования базируются на абстрактно-логическом методе, системном подходе, системном анализе как общенаучных методах познания, методах финансово-экономического анализа, инвестиционного анализа и др.
В работе широко использовались программные продукты операционной среды Windows XP: Microsoft Word 2007, Microsoft Excel 2007 и др.
Информационную базу исследования составили отчетные документы компании ОАО «Газпром».
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 89 наименований. В работе присутствует 5 рисунков и 4 таблицы. Содержание дипломной работы, включая список литературы, изложено на 70 листах машинописного текста, в т.ч. основной текст – на 60 листах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА в КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ 8
1.1. Основы оценки рыночной стоимости предприятия 8
1.2. Факторы стоимости предприятия в аспекте конкурентных преимуществ 9
1.3. Новые методы оценки стоимости компаний в российских реалиях 21
1.4. Основные принципы повышения эффективности управления имуществом предприятия 27
2. ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИИМУЩЕСТВЕННОГО КМОПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ» 33
2.1. Особенности оценки бизнеса компании ОАО «Газпром» 33
2.2. Анализ имущества компании ОАО «Газпром» 39
3. Разработка направления повышения стоимости компании ОАО «Газпром» на основе повышения эффективностии управления имущества и конкурентных преимуществ компании 41
3.1. Разработка эффективной модели управления имущественным потенциалом компании ОАО «Газпром» 41
3.2. Разработка направлений повышения стоимости компании ОАО «Газпром» на основе повышения эффективностии управления имущества и конкурентных преимуществ компании компании ОАО «Газпром» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Современное состояние развития экономики России требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, инициативы и исполнительской дисциплины на каждом рабочем месте. От рационального использования имущества предприятия зависят все технико-экономические показатели: выпуск продукции, ее себестоимость, производительность труда, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.
Сегодня одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным предприятием, которое имеет в своем распоряжении сложное дорогостоящее в обслуживании оборудование, является необходимость обеспечения его безопасности и одновременно экономической эффективной работы. Важным моментом при решении этой задачи становится внедрение систем управления производственными фондами и активами предприятия, составляющими неотъемлемую часть производственного процесса и позволяющими увеличить производственную мощность предприятия за счет использования современных информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования.
В современных условиях рыночной экономики оценочная деятельность является важным инструментом регулирования отношений собственности. Для того, чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого отдельного фактора.
Стоимость бизнеса олицетворяет собой влияние физических, финансово - экономических, социальных и политико - правовых факторов как в настоящее время, так и в обозримом будущем. Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала. Всю совокупность факторов стоимости предприятия можно разделить на две условные группы: внешние и внутренние.
Эволюция показателей и моделей, используемых для управления стоимостью компаний, охватывает период с 20-х гг. XX в. по настоящее время. В 20-30-х гг. XX в. появились и получили распространение такие показатели и модели оценки стоимости компаний, как модель Дюпона, ROI (Return on Investment - доход на инвестиции), EPS (Earning on Share - доход на акцию), мультипликаторы, отражающие соотношение цена/акционерный капитал (Price/Equity Multiples), модель дисконтирования дивидендов (DDM) .В 70-80-х гг. XX в. стали использоваться следующие модели: ROE, RONA (Return on Net Assets - прибыль на чистые активы), FCFM (модель дисконтирования свободных денежных потоков), EBITDA. Развитие теоретических и практических аспектов оценки стоимости компаний привело к появлению в 90-х гг. XX в. таких показателей и моделей, как TSR (Total Shareholder Return - совокупная доходность для акционеров), CFROI (Cash Flow Return on Investment - денежные потоки на инвестиции), сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), RIM (Residual Income Model - модель остаточного дохода), модель оценки Эдвардса - Белла - Ольсона (EBO-Model), MVA, EVA, CVA (Cash Value Added - добавленная денежная стоимость).
Газпром входит в пятерку крупнейших производителей нефти в России. На компанию приходится 70% российских запасов газа и 78% добычи газа в РФ. Одно из конкурентных преимуществ – это единственный в России производитель и экспортер сжиженного природного газа. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям.
Оценка имущества предприятия ОАО «Газпром» проводится на основе Бухгалтерского баланса ОАО «Газпром».
На начало 2015 года наибольший удельный вес образовывал раздел внеоборотных активов - 79,84%, в котором максимальную долю составили производственные активы - 57,12%. Доля оборотных активов составила всего 57,12% .
На конец периода соотношение максимальных долей не изменилось, по-прежнему, максимальный удельный вес у раздела внеоборотных активов - 74,08%, в структуре которого максимальная доля у производственных активов - 54,19%. Доля оборотных активов - 20,16%.
За анализируемый период вырос раздел оборотных активов в абсолютном выражении на 406 994 100 тыс. руб, в первую очередь за счет роста средств в расчетах на 371 057 610 тыс. руб. Раздел внеоборотных активов уменьшился на 154 821 124 тыс. руб, в первую очередь за счет сокращения финансовых активов на 210 526 532 тыс. руб.
В удельных весах: если раздел внеоборотных активов за период сократился на 5,76%, то раздел оборотных активов вырос на 5,76%, в первую очередь за счет роста средств в расчетах на 5,39%.
Валюта баланса увеличилась на 4,25%. Темп прироста оборотных активов опережал средний темп прироста имущества (34,05%), а внеоборотных – отставал (-3,27).
Чтобы проверить наличие связи между экономической и рыночной добавленной стоимостью, была проанализирована деятельность ОАО «Газпром». В течение анализируемого периода доля заемных средств Газпрома составляла в среднем 30%. Наибольший удельный вес заемного капитала был в 2008 году (42%), но уже в 2009 г. снизился до 28% из-за роста издержек привлечения заемных средств. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия была порядка 11%, наиболее высокое значение характерно для периода мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Влияние кризиса также видно и на динамике величины инвестированного капитала (падение на 10,5% в 2009 году) и резком сокращение показателя EVA (в 2009 г. экономическая добавленная стоимость приняла отрицательное значение).
Важнейшими конкурентными преимуществами ОАО «Газпром» являются:
- доступ к крупнейшим доказанным запасам газа в России,
- благоприятное географическое положение газовых месторождений по отношению к основным рынкам сбыта (Европа, США, страны АТР),
- основные запасы газа сосредоточены в регионах с низкими температурами, что сокращает энергозатраты на его сжижение.
- российский газ обладает хорошим химическим составом.
- являясь крупнейшим экспортером сетевого газа, «Газпром» имеет преимущество возможности сочетания поставок в ряд стран по трубопроводу и морским транспортом.
- уникальная Единая система газоснабжения России, обеспечивающая возможность быстрого реагирования на изменения в любом из ее звеньев, включающих в себя действующие газовые, газоконденсатные и нефтегазоконденсатные месторождения, магистральные газопроводы с установленными на них компрессорными станциями, подземные хранилища газа, газоперерабатывающие заводы и распределительные станции, позволяющие осуществлять гарантированные поставки газа потребителям в Российской Федерации и за рубежом.
- глубокая вертикальная интеграция.
- многолетний опыт работы с зарубежными партнерами и репутация надежного поставщика.
- портфель долгосрочных контрактов на поставку газа европейским потребителям.
- большой производственный, научно-исследовательский и проектный потенциал.
Приоритетными рынками сбыта для ОАО «Газпром» считаются страны АТР, прежде всего Япония и Республика Корея. По данным компании «Шелл», в краткосрочной и среднесрочной перспективе российские компании вполне могут занять около 8% этих рынков. Торговля в этом регионе ведется по долгосрочным контрактам, а формула ценообразования наиболее предпочтительна для российских компаний в силу меньшей степени изменчивости. Как представляется, целесообразно развитие сотрудничества ОАО «Газпром» с другими странами - импортерами этого региона (Китай, Индия, Сингапур, Вьетнам). В краткосрочной и среднесрочной перспективе на этих рынках будет усиливаться конкуренция, в особенности с экспортерами газа из Катара и Австралии, которые намерены большую часть СПГ поставлять на рынки Китая и Индии.
Теоретический и практический учет исследованных проблем при оценке системы управления имущественным потенциалом будет способствовать созданию действенного механизма ее формирования и совершенствования для принятия управленческих решений, которые будут направлены на быстрое и правильное ориентирование предприятия в системе рыночного хозяйства.
Сегодня, при построении системы управления имуществом предприятия совсем не уделяется внимание принципу корпоративного управления. Введение данного принципа является приоритетным при оценке имущества хозяйствующего субъекта, поскольку на его основе владелец распределяет чистую прибыль, часть которой направляется именно на развитие имущественного потенциала. При условии, если не будет использована прибыль в хозяйственной деятельности, то не будет формироваться имущественный потенциал и, соответственно, национальное богатство, которое создается на микроуровне.
Кроме этого, считаем, что при формировании системы управления имущественного потенциала компании ОАО «Газпром» целесообразно в первую очередь выделить принцип планирования как основу, без которой эффективная политика в сфере управления имуществом невозможна.
В будущем, исследования системы управления имущественным потенциалом компании ОАО «Газпром» должны быть сфокусированы на построении эффективной модели ее оценки с целью обеспечения устойчивого развития предприятия. Кроме того, важное место среди механизмов деятельности предприятия должно быть отведено мониторингу формирования, накопления, использования и, соответственно, состояния управления имущественным потенциалом хозяйствующих систем.
1. Мертенс А. Стоимость компаний в теории и на практике // Финансовый директор. 2002. №5. С. 36-38.
2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство / пер. с англ. М.: Финпресс, 2000. 365 с.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. 560 с.
4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 258 с.
5. Каплан Р.С., Нортон Я.Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 304 с.
6. Виньков А. «Список крупнейших компаний по рыночной стоимости (капитализации) на 1 сентября 2009 года» // Эксперт, № 38, 5-11 октября 2009
7. Кузнецов А., д.э.н. «Модернизация отечественной экономики: роль российских инвестиций за рубежом» // Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук // Вестник ФГУ ГРП при Минюсте РФ. 2010. № 4.
8. ЦЭИ РИА-Аналитика Аналитический бюллетень «Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы», выпуск №1 итоги 2013 года // М.: Центр эк. исследований РИА-Аналитика, 2014.
9. «Газпром в 2009г. стал самой прибыльной компанией мира», июль 2010 [электронный ресурс] – URL: http://top.rbc.ru (дата обращения: 26.09.2012)
10. Официальный сайт ННК «О компании: миссия» [электронный ресурс] – URL: http://consorcio.ru (дата обращения: 23.09.2014)
11. Официальный сайт ММВБ «Единое семейство индексов акций» [электронный ресурс] http://Micex.ru (дата обращения: 23.09.2014)
12. Официальный сайт ОАО «Газпром» «Стратегия развития» [электронный ресурс] –URL: http://www.gazprom-neft.ru (дата обращения: 23.09.2014)
13. World Investment Report 2013 (UNCTAD)// United Nations Publication, Switzerland, 2014.
14. The Global 2000 «The World’s Biggest Public Companies», апрель 2013 г. [электронный ресурс] – URL: http://Forbes.com (дата обращения: 23.09.2014)
15. The New York Times «$13 billion Sibneft deal fulfills Gazprom quest» — [электронный ресурс] – URL: http://www.nytimes.com (дата обращения: 23.09.2014)
16. TRANSNATIONAL CORPORATIONS (Vol. 19, No.3) (Russian TNCs BOOK REVIEWS, p 81) http://unctad.org/en/Docs/unctaddiaeia2010v193_en.pdf
17. TRANSNATIONAL CORPORATIONS (Vol. 16, No.1) (Foreign operations of Russia’s largest
18. industrial corporations – building a typology, p 117) http://unctad.org/en/Docs/iteiit20071_en.pdf
19. UNCTAD Outward foreign direct investments by Russian enterprises http://unctad.org/en/Docs/c3em26d2a4_en.pdf
20. UNCTAD (2010). World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy, New York and Geneva: United Nations. http://unctad.org/en/Docs/wir2010_en.pdf
21. UNCTAD/ITE/IIT/34 (Vol. 12, No. 2) http://unctad.org/en/Docs/iteiit34v12n2a1_en.pdf
22. Андреев Владимир.(2002). “The new multinational corporations from transition countries”, Economic Systems, 26, pp. 371-379. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0939362502000651
23. Боярко, Григорий (2002). “Russian transnational mineral resource corporations”, Mineral Resources of Russia. Economics and Management, 12(3), pp. 66-74,
24. Кузнецов А. (2007a). “Prospects of various types of Russian transnational corporations (TNCs)”, Electronic Publications of Pan-European Institute, 10.
25. http://www.tse.fi/FI/yksikot/erillislaitokset/pei/Documents/Julkaisut/Kuznetsov10_07.pdf
26. Кузакова О.А. Экономика транснациональной компании: учеб. пособие/О.А. Кузакова. –СПб.: СПбГИЭУ, 2011. -159с.
27. Черников Г.П., Черникова Д.А. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир. –М.: Экономика, 2008.
28. Бакута, Н.Н. Нормативные материалы на автомобильном транспорте/ Н.Н. Бакута. Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2010.– 147с.
29. Ковалев, В.В. Введение вфинансовый менеджмент/ В.В. Ковалев.– М. : Финансы истатистика, 2010.– 785с.
30. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Пути повышения оценки имущественного состояния транспортного предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 – С. 318-323
URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=4199 (дата обращения: 16.03.2015).
31. Волков А.И. Метод балльной оценки в управлении стоимостью бизнеса: потенциал, преимущества, недостатки // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 2 / Материалы Одиннадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 13-14 апреля 2010г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б.Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2010. – С.47-48.
32. Волков А.И. Постановка проблемы использования рыночной стоимости в ценностно-ориентированном управлении бизнесом // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития: материалы международной научно-практической конференции (27 апреля 2010г.) – в 3-х частях – ч.1 / Отв. ред. Л.А.Тягунова. – Саратов: ИЦ "Наука", 2010. – С.206-209.
33. Волков А.И. Имущественный потенциал наукоемких предприятий как объект стратегического управления // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1 / Материалы Двенадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 12-13 апреля 2011г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б.Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – С.26-27.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы исследования. В современном быстроменяющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все жестче, выживание предприятий все больше зависит от факторов долгосрочного порядка. Одна из самых современных концепций менеджмента сегодня - управление стоимостью предприятия - позволяет достичь ее стабильного движения в направлении роста, согласовать все другие цели управления предприятием и обеспечить его долгосрочные перспективы.
Управление стоимостью как метод стратегического управления было изначально рассмотрено в работах зарубежных ученых, наиболее известной из которых является труд авторов Т. Коупленда, Т. Колера и Д.Муррина. Отдельные аспекты теории управления стоимостью разрабатывались отечественными учеными в рамках исследований проблем конкурентоспособности, реформирования собственности, корпоративного управления, управления производственным потенциалом, теорий стоимости.
Управление любым объектом в целом можно охарактеризовать как целенаправленное воздействие на факторы и условия формирования самого объекта. Поэтому исследование именно факторов стоимости предприятия является одной из важнейших составляющих разработки теории управления стоимостью, определяет возможности реализации теоретических принципов в практике. Впрочем, сегодня как факторы стоимости рассматривают главным образом ее финансовые рычаги. Для этого за основу берут факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Такой анализ не дает полного представления о факторах создания стоимости, поскольку менеджеры не в состоянии непосредственно влиять на финансовые коэффициенты. Влиять они могут только на операционные факторы.
Постановка проблемы. Развитие предприятия зависит от его совокупного потенциала, определяется ресурсами и возможностями, участвующими в процессе его функционирования.
Проблемы роста объемов и полноты использования потенциала предприятия обусловлены сложностью подбора участников процесса хозяйствования, обладающих определенным набором имеющихся и скрытых ресурсов и возможностей по их реализации; разработкой оптимальных механизмов взаимодействия, постоянными изменениями внутренней и внешней среды предприятия, происходящими под влиянием социальных, экономических, правовых, психологических, физиологических факторов и научно-технического прогресса. Все это влияет на изменение структуры потенциала предприятия. Чем крепче элементы потенциала взаимосвязаны между собой, тем эффективнее они реализуются и обеспечивают рост совокупного потенциала предприятия.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, основной задачей субъектов хозяйствования является эффективное управление имущественным потенциалом как основным составляющим элементом совокупного потенциала предприятия.
Имущественный потенциал хозяйствующей системы - это совокупность ресурсов, которые контролируются предприятием в результате прошлых событий, функционируют в материальной, нематериальной, финансовой формах и, используя которые, предприятие ожидает получить экономические выгоды в будущем; возможностей, запасов и ценностей, которые могут быть использованы для создания в процессе хозяйствования добавленной стоимости и, соответственно, национального богатства.
Анализ исследований и публикаций по проблеме. Деловая периодика сегодня посвящает вопросам управления стоимостью значительное внимание, что свидетельствует о попытках использования зарубежного опыта в практике управления стоимостью без необходимой его адаптации к отечественным условиям. В то же время российская наука отстает от практики.
Эффективное управление стоимостью предприятий невозможно без понимания факторов, которые создают стоимость предприятия и приносят доход акционерам. Весомые исследования по этому вопросу были созданы, в первую очередь, западными авторами - практиками, имеющими опыт консультационных услуг по оценке стоимости многих компаний, такими как Ф.Еванс , Д.Бишоп, С.Рид, Т.Коупленд, Т.Коллер, Дж.Мурин, Е.Джонс, М.Скотт и другие. Среди российских ученых проблемами управления по факторам стоимости занимаются Н.Белоусова, С.Валдайцев, Н.Дремова, И.Егерев, И.Ивашковская.
На сегодня в экономической науке не существует достаточно четкой и обоснованной мысли о том, что является отдельной системой управления имущественным потенциалом предприятия, как измеряется и прогнозируется уровень его использования. Это может быть объяснено тем, что в центре исследования большинства ученых-экономистов находилось управление хозяйственной деятельностью и потенциалом предприятий.
Теоретические и практические положения управления хозяйствующими системами в целом освещены в работах Ансоффа И.Х., Аммельбурга Г., Богданова А.А., Валуева С.А., Деминга В.Е., Дракера П., Кобринского Н.Е., Короткова Е.М., Коренченко Р.А., Крука Д.М., Меньшикова Л.И., Мескона М.Х., Мильнера Б.З., Хаммера М., Хана Д., Робсона М., Шушанской Я. и многих других.
Исследования состояния и развития имущественного потенциала осуществлялись также в контексте изучения проблем формирования ресурсных и производственных факторов хозяйственной деятельности.
Ресурсный потенциал хозяйствующих систем исследовали Лукашик С.И., Яковец И.И., Шмагина В.В., Черкашина Н.В., Огаренко А.В., Даций Н.В., Рубель О.Е., Руби А.В., Борисова В .А., Федосик И.М., Газуда Л.М., Куц А.В., Трилленберг Г.И., Талах Т.А., Якубов В.Н., Шталь Т.В., Бобко В.В., Григорьев С.Н.
В свою очередь производственный потенциал изучали Чичкало-Кондрацкая И.Б., Гедз Ю.М., Шарипова А.С., Штефан З.Б., Щелкунов В.И., Шилепницкий П.И., Ковальская Л.Л., Жук М.В., Наконечный Т.С., Хурде В.Д., Осипов П. В., Тарникова Н.И., Липич А.Н., Кучерук Т.Г., Ищук С.А., Золотых И.Б., Горячая О.Л.
Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о значительном интересе ученых к формированию и эффективного функционирования фондового рынка Российской Федерации. Данную тему исследовали такие экономисты, как: Попович П.А., Измайлова К.В., Криштопа И., Азаренко М., Журавель Т.М., Головко И.В., Михайленко Р.М., Шморгун Н В.П., Белая А.Г. [3], Артеменко В.Г., Беллендир М.В., Бланк И.А., Бланк И.А., Гринева В.М., Заруба О.Д., Мизина О.В. [5], Панибратченко К.В.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в анализе основных методов оценки рыночной стоимости и управления имуществом предприятия на примере компании ОАО «Газпром».
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- определить основные факторы стоимости компаний на основе конкурентных преимуществ,
- рассмотреть особенности методов и моделей оценки бизнеса в современных условиях в России;
- изучить особенности управления имуществом предприятия;
- провести анализ оценки стоимости компании ОАО «Газпром»;
- оценить особенности оценки бизнеса компании ОАО «Газпром»;
- провести анализ имущества компании ОАО «Газпром»;
- разработать эффективную модель управления имущественным потенциалом компании ОАО «Газпром»;
- провести разработку направлений повышения стоимости компании ОАО «Газпром» на основе повышения эффективностии управления имущества и конкурентных преимуществ компании компании ОАО «Газпром».
Предмет исследования – методы оценки бизнеса и управления имуществом предприятия.
Объект исследования – особенности методов оценки бизнеса и управления имуществом предприятия в современных условиях в России.
Теоретико-методическая основа. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области методов оценки рыночной стоимости и управления имуществом предприятия.
Проведенные исследования базируются на абстрактно-логическом методе, системном подходе, системном анализе как общенаучных методах познания, методах финансово-экономического анализа, инвестиционного анализа и др.
В работе широко использовались программные продукты операционной среды Windows XP: Microsoft Word 2007, Microsoft Excel 2007 и др.
Информационную базу исследования составили отчетные документы компании ОАО «Газпром».
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 89 наименований. В работе присутствует 5 рисунков и 4 таблицы. Содержание дипломной работы, включая список литературы, изложено на 70 листах машинописного текста, в т.ч. основной текст – на 60 листах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА в КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ 8
1.1. Основы оценки рыночной стоимости предприятия 8
1.2. Факторы стоимости предприятия в аспекте конкурентных преимуществ 9
1.3. Новые методы оценки стоимости компаний в российских реалиях 21
1.4. Основные принципы повышения эффективности управления имуществом предприятия 27
2. ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИИМУЩЕСТВЕННОГО КМОПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ» 33
2.1. Особенности оценки бизнеса компании ОАО «Газпром» 33
2.2. Анализ имущества компании ОАО «Газпром» 39
3. Разработка направления повышения стоимости компании ОАО «Газпром» на основе повышения эффективностии управления имущества и конкурентных преимуществ компании 41
3.1. Разработка эффективной модели управления имущественным потенциалом компании ОАО «Газпром» 41
3.2. Разработка направлений повышения стоимости компании ОАО «Газпром» на основе повышения эффективностии управления имущества и конкурентных преимуществ компании компании ОАО «Газпром» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Современное состояние развития экономики России требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, инициативы и исполнительской дисциплины на каждом рабочем месте. От рационального использования имущества предприятия зависят все технико-экономические показатели: выпуск продукции, ее себестоимость, производительность труда, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.
Сегодня одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным предприятием, которое имеет в своем распоряжении сложное дорогостоящее в обслуживании оборудование, является необходимость обеспечения его безопасности и одновременно экономической эффективной работы. Важным моментом при решении этой задачи становится внедрение систем управления производственными фондами и активами предприятия, составляющими неотъемлемую часть производственного процесса и позволяющими увеличить производственную мощность предприятия за счет использования современных информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования.
В современных условиях рыночной экономики оценочная деятельность является важным инструментом регулирования отношений собственности. Для того, чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого отдельного фактора.
Стоимость бизнеса олицетворяет собой влияние физических, финансово - экономических, социальных и политико - правовых факторов как в настоящее время, так и в обозримом будущем. Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала. Всю совокупность факторов стоимости предприятия можно разделить на две условные группы: внешние и внутренние.
Эволюция показателей и моделей, используемых для управления стоимостью компаний, охватывает период с 20-х гг. XX в. по настоящее время. В 20-30-х гг. XX в. появились и получили распространение такие показатели и модели оценки стоимости компаний, как модель Дюпона, ROI (Return on Investment - доход на инвестиции), EPS (Earning on Share - доход на акцию), мультипликаторы, отражающие соотношение цена/акционерный капитал (Price/Equity Multiples), модель дисконтирования дивидендов (DDM) .В 70-80-х гг. XX в. стали использоваться следующие модели: ROE, RONA (Return on Net Assets - прибыль на чистые активы), FCFM (модель дисконтирования свободных денежных потоков), EBITDA. Развитие теоретических и практических аспектов оценки стоимости компаний привело к появлению в 90-х гг. XX в. таких показателей и моделей, как TSR (Total Shareholder Return - совокупная доходность для акционеров), CFROI (Cash Flow Return on Investment - денежные потоки на инвестиции), сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), RIM (Residual Income Model - модель остаточного дохода), модель оценки Эдвардса - Белла - Ольсона (EBO-Model), MVA, EVA, CVA (Cash Value Added - добавленная денежная стоимость).
Газпром входит в пятерку крупнейших производителей нефти в России. На компанию приходится 70% российских запасов газа и 78% добычи газа в РФ. Одно из конкурентных преимуществ – это единственный в России производитель и экспортер сжиженного природного газа. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям.
Оценка имущества предприятия ОАО «Газпром» проводится на основе Бухгалтерского баланса ОАО «Газпром».
На начало 2015 года наибольший удельный вес образовывал раздел внеоборотных активов - 79,84%, в котором максимальную долю составили производственные активы - 57,12%. Доля оборотных активов составила всего 57,12% .
На конец периода соотношение максимальных долей не изменилось, по-прежнему, максимальный удельный вес у раздела внеоборотных активов - 74,08%, в структуре которого максимальная доля у производственных активов - 54,19%. Доля оборотных активов - 20,16%.
За анализируемый период вырос раздел оборотных активов в абсолютном выражении на 406 994 100 тыс. руб, в первую очередь за счет роста средств в расчетах на 371 057 610 тыс. руб. Раздел внеоборотных активов уменьшился на 154 821 124 тыс. руб, в первую очередь за счет сокращения финансовых активов на 210 526 532 тыс. руб.
В удельных весах: если раздел внеоборотных активов за период сократился на 5,76%, то раздел оборотных активов вырос на 5,76%, в первую очередь за счет роста средств в расчетах на 5,39%.
Валюта баланса увеличилась на 4,25%. Темп прироста оборотных активов опережал средний темп прироста имущества (34,05%), а внеоборотных – отставал (-3,27).
Чтобы проверить наличие связи между экономической и рыночной добавленной стоимостью, была проанализирована деятельность ОАО «Газпром». В течение анализируемого периода доля заемных средств Газпрома составляла в среднем 30%. Наибольший удельный вес заемного капитала был в 2008 году (42%), но уже в 2009 г. снизился до 28% из-за роста издержек привлечения заемных средств. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия была порядка 11%, наиболее высокое значение характерно для периода мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Влияние кризиса также видно и на динамике величины инвестированного капитала (падение на 10,5% в 2009 году) и резком сокращение показателя EVA (в 2009 г. экономическая добавленная стоимость приняла отрицательное значение).
Важнейшими конкурентными преимуществами ОАО «Газпром» являются:
- доступ к крупнейшим доказанным запасам газа в России,
- благоприятное географическое положение газовых месторождений по отношению к основным рынкам сбыта (Европа, США, страны АТР),
- основные запасы газа сосредоточены в регионах с низкими температурами, что сокращает энергозатраты на его сжижение.
- российский газ обладает хорошим химическим составом.
- являясь крупнейшим экспортером сетевого газа, «Газпром» имеет преимущество возможности сочетания поставок в ряд стран по трубопроводу и морским транспортом.
- уникальная Единая система газоснабжения России, обеспечивающая возможность быстрого реагирования на изменения в любом из ее звеньев, включающих в себя действующие газовые, газоконденсатные и нефтегазоконденсатные месторождения, магистральные газопроводы с установленными на них компрессорными станциями, подземные хранилища газа, газоперерабатывающие заводы и распределительные станции, позволяющие осуществлять гарантированные поставки газа потребителям в Российской Федерации и за рубежом.
- глубокая вертикальная интеграция.
- многолетний опыт работы с зарубежными партнерами и репутация надежного поставщика.
- портфель долгосрочных контрактов на поставку газа европейским потребителям.
- большой производственный, научно-исследовательский и проектный потенциал.
Приоритетными рынками сбыта для ОАО «Газпром» считаются страны АТР, прежде всего Япония и Республика Корея. По данным компании «Шелл», в краткосрочной и среднесрочной перспективе российские компании вполне могут занять около 8% этих рынков. Торговля в этом регионе ведется по долгосрочным контрактам, а формула ценообразования наиболее предпочтительна для российских компаний в силу меньшей степени изменчивости. Как представляется, целесообразно развитие сотрудничества ОАО «Газпром» с другими странами - импортерами этого региона (Китай, Индия, Сингапур, Вьетнам). В краткосрочной и среднесрочной перспективе на этих рынках будет усиливаться конкуренция, в особенности с экспортерами газа из Катара и Австралии, которые намерены большую часть СПГ поставлять на рынки Китая и Индии.
Теоретический и практический учет исследованных проблем при оценке системы управления имущественным потенциалом будет способствовать созданию действенного механизма ее формирования и совершенствования для принятия управленческих решений, которые будут направлены на быстрое и правильное ориентирование предприятия в системе рыночного хозяйства.
Сегодня, при построении системы управления имуществом предприятия совсем не уделяется внимание принципу корпоративного управления. Введение данного принципа является приоритетным при оценке имущества хозяйствующего субъекта, поскольку на его основе владелец распределяет чистую прибыль, часть которой направляется именно на развитие имущественного потенциала. При условии, если не будет использована прибыль в хозяйственной деятельности, то не будет формироваться имущественный потенциал и, соответственно, национальное богатство, которое создается на микроуровне.
Кроме этого, считаем, что при формировании системы управления имущественного потенциала компании ОАО «Газпром» целесообразно в первую очередь выделить принцип планирования как основу, без которой эффективная политика в сфере управления имуществом невозможна.
В будущем, исследования системы управления имущественным потенциалом компании ОАО «Газпром» должны быть сфокусированы на построении эффективной модели ее оценки с целью обеспечения устойчивого развития предприятия. Кроме того, важное место среди механизмов деятельности предприятия должно быть отведено мониторингу формирования, накопления, использования и, соответственно, состояния управления имущественным потенциалом хозяйствующих систем.
1. Мертенс А. Стоимость компаний в теории и на практике // Финансовый директор. 2002. №5. С. 36-38.
2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство / пер. с англ. М.: Финпресс, 2000. 365 с.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. 560 с.
4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 258 с.
5. Каплан Р.С., Нортон Я.Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 304 с.
6. Виньков А. «Список крупнейших компаний по рыночной стоимости (капитализации) на 1 сентября 2009 года» // Эксперт, № 38, 5-11 октября 2009
7. Кузнецов А., д.э.н. «Модернизация отечественной экономики: роль российских инвестиций за рубежом» // Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук // Вестник ФГУ ГРП при Минюсте РФ. 2010. № 4.
8. ЦЭИ РИА-Аналитика Аналитический бюллетень «Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы», выпуск №1 итоги 2013 года // М.: Центр эк. исследований РИА-Аналитика, 2014.
9. «Газпром в 2009г. стал самой прибыльной компанией мира», июль 2010 [электронный ресурс] – URL: http://top.rbc.ru (дата обращения: 26.09.2012)
10. Официальный сайт ННК «О компании: миссия» [электронный ресурс] – URL: http://consorcio.ru (дата обращения: 23.09.2014)
11. Официальный сайт ММВБ «Единое семейство индексов акций» [электронный ресурс] http://Micex.ru (дата обращения: 23.09.2014)
12. Официальный сайт ОАО «Газпром» «Стратегия развития» [электронный ресурс] –URL: http://www.gazprom-neft.ru (дата обращения: 23.09.2014)
13. World Investment Report 2013 (UNCTAD)// United Nations Publication, Switzerland, 2014.
14. The Global 2000 «The World’s Biggest Public Companies», апрель 2013 г. [электронный ресурс] – URL: http://Forbes.com (дата обращения: 23.09.2014)
15. The New York Times «$13 billion Sibneft deal fulfills Gazprom quest» — [электронный ресурс] – URL: http://www.nytimes.com (дата обращения: 23.09.2014)
16. TRANSNATIONAL CORPORATIONS (Vol. 19, No.3) (Russian TNCs BOOK REVIEWS, p 81) http://unctad.org/en/Docs/unctaddiaeia2010v193_en.pdf
17. TRANSNATIONAL CORPORATIONS (Vol. 16, No.1) (Foreign operations of Russia’s largest
18. industrial corporations – building a typology, p 117) http://unctad.org/en/Docs/iteiit20071_en.pdf
19. UNCTAD Outward foreign direct investments by Russian enterprises http://unctad.org/en/Docs/c3em26d2a4_en.pdf
20. UNCTAD (2010). World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy, New York and Geneva: United Nations. http://unctad.org/en/Docs/wir2010_en.pdf
21. UNCTAD/ITE/IIT/34 (Vol. 12, No. 2) http://unctad.org/en/Docs/iteiit34v12n2a1_en.pdf
22. Андреев Владимир.(2002). “The new multinational corporations from transition countries”, Economic Systems, 26, pp. 371-379. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0939362502000651
23. Боярко, Григорий (2002). “Russian transnational mineral resource corporations”, Mineral Resources of Russia. Economics and Management, 12(3), pp. 66-74,
24. Кузнецов А. (2007a). “Prospects of various types of Russian transnational corporations (TNCs)”, Electronic Publications of Pan-European Institute, 10.
25. http://www.tse.fi/FI/yksikot/erillislaitokset/pei/Documents/Julkaisut/Kuznetsov10_07.pdf
26. Кузакова О.А. Экономика транснациональной компании: учеб. пособие/О.А. Кузакова. –СПб.: СПбГИЭУ, 2011. -159с.
27. Черников Г.П., Черникова Д.А. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир. –М.: Экономика, 2008.
28. Бакута, Н.Н. Нормативные материалы на автомобильном транспорте/ Н.Н. Бакута. Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2010.– 147с.
29. Ковалев, В.В. Введение вфинансовый менеджмент/ В.В. Ковалев.– М. : Финансы истатистика, 2010.– 785с.
30. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Пути повышения оценки имущественного состояния транспортного предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 – С. 318-323
URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=4199 (дата обращения: 16.03.2015).
31. Волков А.И. Метод балльной оценки в управлении стоимостью бизнеса: потенциал, преимущества, недостатки // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 2 / Материалы Одиннадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 13-14 апреля 2010г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б.Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2010. – С.47-48.
32. Волков А.И. Постановка проблемы использования рыночной стоимости в ценностно-ориентированном управлении бизнесом // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития: материалы международной научно-практической конференции (27 апреля 2010г.) – в 3-х частях – ч.1 / Отв. ред. Л.А.Тягунова. – Саратов: ИЦ "Наука", 2010. – С.206-209.
33. Волков А.И. Имущественный потенциал наукоемких предприятий как объект стратегического управления // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1 / Материалы Двенадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 12-13 апреля 2011г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б.Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – С.26-27.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую