Все хорошо, правда времени подтребовалось больше чем я ожидал
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Образование - одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства. Задача всякого образования - приобщение человека к социокультурным ценностям: науке, искусству, нравственности, праву, хозяйству и т. п. Поэтому его смысл может быть обнаружен не столько внутри образовательной практики, сколько в контексте проблем, выходящих за ее рамки, имеющих более широкое социокультурное значение.
Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов через механизм правового регулирования. Право решает в нормативном виде социальные, политические и экономические задачи, выдвигаемые перед законодателем ходом общественного развития. Фактически воздействие права определено как внешними источниками (сложившейся социальной ситуацией, культурной традицией, характером государства, политическими интересами и т.п.), так и внутренними источниками, в которых непосредственно выражена природа права.
Право выступает и как основной регулятор, и как один из видов интеллектуальных ресурсов. Помимо права на интеллектуальные ресурсы воздействуют и другие нормирующие средства - нравственно-этические, традиционные. При всей универсальности правового регулирования возможности права не безграничны. Право, например, не может влиять на некоторые формы накопления и распространения интеллектуальных ресурсов. Ограничены возможности его воздействия на мыслительные процессы и процессы творческой деятельности. Право регулирует все индикативные компоненты цикла интеллектуальных ресурсов, хотя и в разной степени.
Между эффективностью действия права и правовой ментальностью существует теснейшая взаимосвязь. С одной стороны, именно менталитет может способствовать наделению законодательства такими качествами, как стабильность, актуальность, доступность, что приводит к его эффективности в целом. С другой - эффективность права есть показатель его высокого уровня, его реальной осуществимости, что, в свою очередь, способствует росту доверия граждан к праву, вырабатывает положительное отношение к праву, веру в его справедливость и гарантированность посредством права на защиту. Регулятивная и охранительная функции права находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга, внося свою лепту в упорядочение социальных связей.
Пробелы, допускаемые правотворческими государственными органами в ходе своей деятельности, напрямую порождают изъяны в правоприменении. Право обладает не только созидательной, но и разрушительной силой. Активизация роли науки в законотворчестве - необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм. Нельзя сказать, что тезис о необходимости научного обеспечения правотворчества не претворяется в жизнь, однако в условиях рыночных отношений и тяжелого материального положения российской науки, усугубленного экономическим и финансовым кризисом, не так уж безобидна приобретающая определенное распространение форма социального заказа на подготовку законопроектов и их экспертизу. Таким образом, как показал опыт развития страны и особенно кризисный этап последних лет, общественную систему нельзя свергнуть произвольно; она не уничтожена до тех пор, пока в реальной жизни не утвердятся и не разовьются экономические, политические, моральные и другие устои.
В современной России уделяется значительное внимание созданию законодательной базы для обеспечения развития общества и государства по демократическому пути. Гарантом осуществления задач государства служит юридическое образование населения и подготовка профессиональных юристов. Там, где государственная политика строится на приоритетах образования, осознается его особая динамизирующая социально-экономическая и цивилизационная роль, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные изменения и культурные преобразования.
Смысл реформы юридического образования состоит не столько в решении проблемы повышения уровня догматических познаний выпускников, сколько в формировании целостной культурной среды формирования юридического корпуса страны. Для России в сфере права речь идет о восстановлении исходных социальных ценностей, извращенных поверхностным пониманием индивидуализма и капитализма, и фактическом формировании правовой культуры следующего поколения, построенной на отказе от примата абстрактной юридической формы в пользу дерегулирования и раскрепощения творческой активности человека.
К сожалению, проводимая сегодня политика в области образования, ориентированная на унификацию с западными образовательными системами, направлена на разрушение сложившихся отечественных традиций образования, доказавших свою высокую эффективность.
В целом, та важная роль, которую играет образование в жизни общества, актуализирует интерес к исследованию тенденций образовательного законодательства.
В конце прошлого века Россия провозгласила курс на создание правового государства, объявила о начале правовой реформы, признала международные правовые стандарты. Однако от стремления создать такое государство и официального признания международных стандартов до выполнения провозглашенной задачи - очень большая дистанция. Правовая реформа в России явно дает сбои. Право пока не удается «перевести» в государственный «формат», установить его верховенство в масштабе государства, всей социальной системы. Это окончательно стало ясно в последние два-три года.
Актуальность философского исследования состояния современного образования и роли права в его развитии, а также влияние развития образования на формирование правовых основ общества обусловлены не только причинами социального характера, но и запросами развития философии. Философия образования позволяет выделить законы обучения и сообщения знания человеку; она аргументирует целесообразность перестройки сознания человека в процессе его образования. Очевидно, что сегодня необходимы философские исследования, носящие характер гуманистической направленности, определяющие путь перехода от «экономического человека» к гуманистическому, новые теоретические подходы к осмыслению взаимосвязи права и образования, где образование (обучение, воспитание) является способом трансляции правовых ценностей, социальных норм и жизненных смыслов.
В последнее десятилетие наша страна переживает глубочайший социальный кризис. Страна стоит перед выбором: либо гармоничная целостная модернизация, либо переход в разряд стран «третьего мира». Образование России (при всех противоречиях существовавшей ранее социально-политической системы) оказалось развитым значительно выше, чем многие другие сферы. Оно сохранило конкурентоспособность в мировом масштабе. Образование сводит в целостность все явления действительности, определяющие человеческое восприятие мира. Оно является способом аккультурации и инкультурации личности, поскольку определяет механизмы социализации личности и способы ее бытия.
Философское осмысление взаимодействия образования и права чрезвычайно важно уже потому, что оно дает обобщенную картину настоящего, а также определяет стратегическую модель будущего в социуме. В.Н.Филиппов и В.Н.Гончаров справедливо пишут в книге «Философия образования в условиях духовного обновления России»: «общественной теории предстоит дать ответы на сложные вопросы, выдвинутые самой жизнью. Отвечать, не игнорируя философию, опираясь на ее бесценное теоретическое богатство» .
Многообразные аспекты развития современного образования разрабатываются различными науками, поэтому исследование тенденций взаимодействия современного образования и права призвано носить комплексный характер, учитывать не только философские, но и социальные, экономические, педагогические, психологические, политические и другие аспекты. Такая многоплановость требует решения множества взаимосвязанных и часто разнохарактерных задач, решаемых философами, науковедами, правоведами, специалистами в области теории педагогики, психологами, социологами и т.д. Задача же философии состоит в концептуальном воссоединении всего массива накопленных знаний.
Все вышесказанное позволило сформировать проблемную ситуацию, обусловленную отсутствием концептуального философского анализа проблемы взаимодействия институтов образования и права, с одной стороны, и процесса активного реформирования российских систем образования и права, с другой, результатом чего являются неэффективные управленческие решения, деформирующие процесс взаимодействия образования и права и, соответственно, содержание деятельности их субъектов.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов-правоведов, педагогов, философов, психологов, политологов, социологов. По взаимодействию образования и права были исследованы работы С.Л. Ивашевского, Е.П. Будалина, Е.Е. Будалиной, А.М. Величко, О.Н Смолина, и других.
В области философии права были рассмотрены работы Б.В. Васильева, В.Н. Карташова, В.Н. Жукова, Л.Л. Леонова, О.Ф. Смазнова, В.М. Сырых. По правовому сознанию личности были исследованы работы С.С. Аверинцева, С.И. Григорьева, О.Н. Смолина и других. По правовому регулированию образования были исследованы работы В.В. Краевского, Н.А. Князева, В.А. Мейдера, Н.Ф. Овчинникова.
Проблемы права на образование были исследованы в трудах Е.Б. Баянова, Е.В. Буслова, Е.Д. Волоховой, Л.А. Дольниковой, Г.А. Дороховой, С.В. Курова, И.А. Рожкова, В.И. Сырых, В.С. Толстого, М.Ю. Федоровой, В.И. Шкатуллы, Д.А. Ягофарова. Были рассмотрены работы по философским, социологическим, психолого-педагогическим аспектам образования Н.И. Булаева, Е.В. Буслова, Б.С. Гершунского, А.В. Петровского, Н.П. Пищулина, В.А. Садовничего, О.Н. Смолина, С.Б. Суровова, З.К. Шнекендорфа.
Цель - проанализировать взаимодействие образования и права в рамках социально-философского дискурса и определить перспективы их взаимодействия в информационную эпоху применительно к российским условиям
Задачи:
1. Проанализировать взаимодействие образования и права в контексте их исторического развития.
2. Охарактеризовать основные теоретико-методологические подходы к исследованию взаимодействия образования и права как социальных институтов.
3. Выявить основные характеристики субъектов взаимодействия образования и права с позиции институционального подхода.
4. Рассмотреть новый технологический уклад как основание изменений во взаимодействии субъектов образования и права.
5. Выявить ососбенности взаимодействия субъектов образования и права в условиях современной России.
6. Определить перспективы оптимизации процесса взаимодействия образования и права в условиях современной России.
Объект - взаимодействие образования и права.
Предмет - взаимодействие субъектов образования и права как социальных институтов в условиях современной России.
Методологическую основу исследования образуют использованные во взаимосвязи неоинституциональный, структурно-функциональный, социетально-деятельностный подходы, метод сравнительного анализа. Неоинституциональный подход позволил выявить специфику функционирования институтов образования и права, проанализировать особенности институциональных усложнений и институциональных искажений в условиях трансформационного процесса. На его основе рассмотрена взаимосвязь функционирования формальных и неформальных институтов, развития институциональной структуры и деятельности субъектов. Опираясь на принципы структурно-функционального подхода, исследуется процесс взаимодействия образования и права на трех взаимообусловленных уровнях: институциональном, ценностном и поведенческом. Применение социетально-деятельностного подхода было продиктовано необходимостью учета инверсионной природы социально-правовой динамики, определения специфики протекания процессов в обществе, направленных как на воспроизводство, так и на изменение тех или иных структур. Метод сравнительного анализа позволил охарактеризовать общее и особенное в процессах взаимодействия образования и права, происходящих на различных уровнях социального пространства. Благодаря выявлению базовых ценностных типов и разновидностей стратегий поведения определены основные параметры ценностных и поведенческих компонентов процесса взаимодействия.
Научная новизна исследования полегает в том, что:
• процесс взаимодействия образования и права проанализирован через призму коэволюционных взаимосвязей между институциональными, ценностными и поведенческими составляющими систем образования и права.
• определена основная причина институциональных искажений, возникающих в процессе развития взаимосвязей, заключающаяся в расхождении скорости и направленности институциональных и социокультурных изменений.
• образовательное право - новый, но актуальный и востребованный сегмент законодательства России. Его значение определяется, прежде всего, той ролью, которую играет образование в развитии современной цивилизации.
• в результате исследования институциональной структуры системы образования и права современной России сделан вывод о том, что эффективность и направления их взаимодействия находятся в зависимости от специфических характеристик институционального развития, таких как мобилизационный стиль функционирования, осуществление легитимации за рамками общества, преобладание неформальных институтов над формальными структурами и практиками, харизматическое лидерство, синкретизм власти, низкий уровень политической субъектности граждан.
• по мере завершения перехода к демократии, складывания новой институциональной модели общественной системы все большая роль в трансформационном процессе принадлежит социокультурным факторам, центральное место среди которых занимает ценностная система общества.
• в условиях трансформационного процесса коэволюционное развитие институциональной и социокультурной подсистем влияет на реализацию основных функций правовой системы общества за счет ценностной верификации нового опыта, отношений, стратегий поведения акторов и т.п.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в комплексном осмыслении проблем взаимодействия субъектов образования и права как социальных институтов в условиях современной России, позволившем выявить взаимосвязь между институциональными и неинституциональными аспектами данного процесса. Положения и выводы работы расширяют сферу научного знания о специфике, формах, динамике трансформации правовой системы, методах исследования институциональных, ценностных, поведенческих аспектов.
Практическая значимость работы. Материалы исследования, теоретико-методологические выводы, содержащиеся в работе, могут обогатить теоретическим и эмпирическим материалом учебные курсы и спецкурсы, читаемые на разных уровнях университетского образования, могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Взаимодействие образования и права как проблема социальной философии 12
1.1.Анализ взаимодействия образования и права как социальных институтов в их историческом развитии 12
1.2.Теоретико-методологические подходы к исследованию взаимодействия образования и права 23
1.3.Основные характеристики субъектов взаимодействия образования и права: институциональный подход 32
Глава 2 Взаимодействие субъектов образования и права в информационную эпоху 41
2.1. Новый технологический уклад как основание изменений во взаимодействии субъектов образования и права как социальных институтов 41
2.2. Взаимодействие субъектов образования и права в условиях современной России: общее и особенное 49
2.3. Оптимизация взаимодействия субъектов образования и права: перспективы развития 53
Заключение 74
Список литературы 79
Заключение
В контексте социальной реальности образование общепринято рассматривается как один из элементов общественной системы, который играет свою особую функциональную роль наряду и во взаимосвязи с функциональным эффектом других элементов социальности - экономики, политики, права и т.д. Образование - одна из составляющих общественной действительности, что подчинена более мощным социальным силам и инстанциям, какими являются, например, та же экономика или государство.
Очевидная зависимость образовательных учреждений от государства и системы финансирования, от идеологических и политических влияний делает такое взаимодействие особенно убедительным. Вместе с тем, не менее очевидно - но уже в значении социокультурных форм конституирования и воспроизводства общества - другое, универсальное значение образовательного феномена. Образование выступает не только одним из институтов или функций социального, а системой воспроизведения (следовательно, и олицетворением) социальности par excellence. Данный тезис может показаться слишком сильным, если оставаться в пределах взгляда на образование в его привычных узко институциональных рамках. Тот же тезис приобретает убедительности, если учесть сущность образования как системы трансляции социокультурного опыта, которая (система) не тождественна совокупности специализированных образовательных учреждений, а выступает в виде имплицитно присущего всем социальным практикам процесса их освоения и воспроизводства новыми участниками, что постоянно к ним привлекаются.
В этом смысле образовательную функцию в своем роде выполняют все элементы социальности и, наконец, жизненного мира человека. Учитывая это, следует говорить уже не об отдельной, хотя и важной «функции», а о потенциале и способе самовоспроизведения человеческих практик и самой жизнедеятельности. Только учитывая этот конститутивный фактор социальности вообще можно понять истинное значение образования, преодолевая оптику ее узкосоциологического понимания, естественную для чисто эмпирического взгляда на общество, склонное отождествлять образование с кругом образовательных учреждений. И, конечно, образование здесь выступает не в узком смысле, а как общефилософский концепт, занимает ряд эмпирических конотатов, как: воспитание, обучение, развитие навыков и способностей и т.п.
Индикатором надлежащего содержания и теоретической роли философии образования является ее положение среди других философских дисциплин. Пока философия образования остается преимущественно (или даже сплошь) проекцией философских концепций человека, его бытия, положение в мире, познавательных возможностей и т.п. в плоскость «образовательных процессов», до этого она будет сугубо подчиненной и иметь вторичный характер.
Сферы образования и права являются целостным динамическим образованием, что состоят из неразрывно связанных между собой элементов, создающих ее динамическую структуру. Она имеет тенденцию к развитию и самоорганизации, характеризуется целесообразностью, взаимодействует с другими системами социального организма и влияет на их развитие.
Для образовательного права как отрасли юридической науки характерны частно-научные методы, среди которых, прежде всего, выделяются специальные юридические методы: формально-логический (догматический), сравнительно-правовой (компаративный), сравнительно-исторический и другие.
Понятие субъекта есть системообразующим фактором в предметном поле образовательного процесса, как носитель предметно-практической активности и познания, которые осуществляет изменение в своем бытии, ведь можно утверждать, что субъект образования имеет определенную структуру, в которую включаются носители, которые проявляют разные формы и виды деятельности, социальные отношения, что имеют индивидуальные комплексы личностно-психических функций и отображают результаты своей деятельности, одновременно развиваясь в ней. На наш взгляд, составляющими такой структуры могут быть ребенок, ученик, студент, педагог, воспитатель, руководитель учебного заведения, государство.
Регулируя с помощью правовых норм отношения в сфере образования, государство определяет круг субъектов права. Эти субъекты имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантирует и обеспечивает планомерное выполнение требований нормативных документов.
Доминирующий сегодня, пятый по счету, технологический уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 50-60-е годы и стал технологической основой экономического роста после структурного кризиса 70-х годов прошлого века. Ядро этого технологического уклада составляют микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации, космической техники и оптоволоконной связи.
Анализируя действующее законодательство можно сделать вывод, что современное право направлено на объединение национального развития образования с развитием общечеловеческих ценностей, с признанием приоритета международно-правовых норм регулирования образования. Но среди принципов образовательной политики преобладают те, что ориентируются на национальные ценности. Это является проявлением такого сложного и многогранного вопроса, как национально-государственные интересы, которые выступают движущей силой развития общества лишь тогда, когда их реализация будет основана на общечеловеческих принципах гуманизма, толерантности и открытости. Сегодня ситуация усложняется тем, что в условиях глобализации и информатизации общественных процессов потоки капитала и информации уже не контролируются государством, как прежде. Национальное культурное поле наполняется ценностями, отличными от культивируемых прежде, противоречащими национальной идее.
Устранение недостатков образовательного законодательства связано и с правильным соотношением федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации, предполагающим создание такой системы правовых норм на уровне субъектов, которая органично дополняла федеральное законодательство и содержала бы первичные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, ибо вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Федерации, должны решаться в нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти.
Правовая норма, регулируя общественные отношения, должна одновременно воздействовать и на правосознание граждан, а для этого необходимо профессиональное изложение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм. Каждый гражданин, прочитав текст закона, должен отчетливо уяснить себе, что же запрещает или дозволяет законодатель, каковы последствия за ненадлежащее исполнение правового веления
Одна из острейших задач совершенствования нормативно-правовой базы, в частности высшего образования, состоит в необходимости скорейшего приведения внутреннего законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международных договоров Российской Федерации.
В первую очередь необходимо привести правовые акты в сфере управления образованием в соответствие с требованиями, которые предъявляются к актам в сфере управления в целом. В связи с этим представляется целесообразным принятие отдельного закона о правовых актах в сфере управления, административного процессуального кодекса, а также включение норм о правовых актах в сфере управления образованием в Закон об образовании или другой систематизирующий акт, в которых бы содержалось определение такого акта, основные требования, предъявляемые к нему
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011)
3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании” (ред. от 12.11.2012)
4. Адамский А.И. Образование и свобода / А.И.Адамский // Перемены, 2009. -№1. - С.4
5. Алексеев С. С. Общая теория права : в двух томах / Алексеев С. С. - Т. ИИ. - М. : Юридическая литература, 1982. - 360 с
6. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы / А. А Андреев. - М. : МЭСИ, 2000. - 190 с.
7. Андрущенко В. Личность учителя как предмет философско- педагогической рефлексии / В.Андрущенко // Высшее образование - 2007. - № 2. - С.5-12
8. Аперсян Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества / Р. Г.Аперсян // Ценности гражданского общества и личность. - М. : Альтер- Пресс, 2010. - С.105-118.
9. Арзамасов Ю. Г. О правовой природе актов государственного управления // Гос . власть и мест, самоупр. 2007. № 5 . С. 3-9.
10. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). - Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 806с
11. Бархатная С. Институциональная среда воспроизведения социальной неровности / С. Бархатная // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2010. - № 4. - С.4 - 28
12. Белых С. И. Роль поликультурного образования в становлении толерантной личности / С. И. Белых // Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. - 2006. - № 6. - С.7-10
13. Бех И.Д. Воспитание личности: Восхождение к духовности: / И.Д.Бех. - М. : Знание, 2006. - 272 с.
14. Верещагин В.Ю. Русская философия права в контексте глобализации // Философия права в условиях глобализации. Ростов н/Д, 2002. С. 19.
15. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 г. М., 1995. С. 100.
16. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М., 2009. - 512 с.
17. Глазьев С.Ю. России необходимо формирование нового технологического уклада / С. Ю. Глазьев / / Российские вести [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosvesty.ru.
18. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / Глазьев С.Ю. - М.:Властелин, 2008 - 30 с.
19. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права. - М., 2003. С. 522
20. Гончаренко С.У. Образование / С.У. Гончаренко / / Энциклопедия образования - М.: Юридическая литература, 2008. - 1040 с. - С. 614-616
21. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. — Барнаул, 1994.
22. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н.Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2010 - 224 с.
23. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1988. - С. 157. 242
24. Дашинская З. П. Типология образовательных учреждений: правовой аспект // Право и образование . 2002. № 6 . - С . 41-57
25. Дрожжина С. В. Культурные нормы как регулятор общественного отношения / С. В. Дрожжина // Мультиверсум- М.: Стена, 2009. - Вип. 39. - С.256
26. Дрожжина С. В. Мультикультурализм как проблема поликультурного общества / С. В. Дрожжина // Профсоюзы и духовность : материалы науч.-практ. конф. - Саратов, 2009. - С. 114-116
27. Дубровина С. Ю. Административно-правовое регулирование образовательной деятельности в России: Дис . ... канд . юрид . наук . Саратов, 2006. - С . 108
28. Евдокимова В. В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты // Право и государство: теория и практика. 2007. № 12 . С . 20-21
29. История Киева: в 2 т. - М.: Издательтсво Академии Наук Украинской ССР, 1963. - Т. 1.
30. Касаткин С.Н. Правосознание в структуре правового мира: социально-конструктивный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2. - С. 137.
31. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / Кечекьян С. Ф.- М., 1958. - 185 с.
32. Кистяковский БА. В защиту права // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 106.
33. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском образовании» / Под ред . В. М. Сырых, Е. В. Буслова. М . , 1998
34. Конституция Российской Федерации. - М., 1993
35. Корольков АЛ. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997. - С. 6.
36. Краснокутская Н.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. / Краснокутская Н.В. - М.: Финансы, 2009. - 504 с.
37. Куликова Т. М. Мульткультурализм: социально-методологический аспект : автореф. дис. на получение науч. степени канд. филос. наук : спец. 09.00.03 «Социальная философия и философия истории» / Т. М. Куликова. - М., 2009. - 18 с.
38. Лапин Н.И. Пути России: Социокультурные трансформации. - М.: ИФ РАН, 2000. - 194с
39. Лапин Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - Том III. - №3. - С. 32-39
40. Лукашева ЕА. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти // Права человека и политическое реформирование. М., 2007. - С. 23-24.
41. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981. - С. 60.
42. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. 2002. № 2. - С. 28.
43. Мордовцев А. Ю., Попов В. В. Российский правовой менталитет. Ростов/н-Д, 2007
44. Мусатов С.А. Гуманизировать основные функции учителей / С.А. Мусатов // Педагогика толерантности. - 2008. - № 1. - С. 12-1
45. Наливайко, Н. В. Аксиологические аспекты развития отечественного образования / Н. В. Наливайко // Философия образования. - 2008. - № 1(22). - С. 213-219
46. Наливайко, Н. В. Специфика праксиологического осмысления системы образования: к вопросу о системном кризисе современного образования / Н. В. Наливайко // Философия образования. - 2003. - № 6. - С. 33-41
47. Невважай И. Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2. - С. 27.
48. Непрозванных А. Л. Образование и право в Российской Федерации: организационные и политические проблемы развития // Право и образование . 2007. № 2 . - С . 23-32.
49. Новицкая Т. Е. Некоторые проблемы методологии исследования истории государства и права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 3. С. 75-103.
50. Норт Д. Учреждения, институционное изменение и функционирования экономики: Пер. с англ. / Дональд Норт. -К.: Основы, 2009. -198 с
51. Олейник А. Институциональная экономика. - М., 2008. - С. 223.
52. Пахотин К. Качество образования - интеллектуальное лицо государства / К. Пахотин // Высшее образование. - 2009. - № 4. - С.112-117
53. Повесть временных лет: Летопись / Перевод В. С. Близнеца. - М.: Радуга, 1982. - 223 с.
54. Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. - М, 2009. – 243 с.
55. Поляков A.B. Коммуникативная концепция права: вопросы теории. - СПб., 2003. - С. 98.
56. Поляков A.B. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2009. № 2. - С. 10.
57. Рубчевский К.В. Права человека и отчуждение человека от власти и общества в современной России // Проблемы правового регулирования в современном обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2005. С. 20.
58. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12. С. 65.
59. Селиванова Н. Л. Современные представления в воспитательном пространстве / Н.Л.Селиванова // Педагогика. - 2000. - №6.- С. 35 - 39
60. Синюков В.Н. О правовом развитии России в XXI столетии // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории: Материалы Всероссийской конференции. - М., 2001. - С. 136.
61. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. - М., 1989. Т. 2. - С. 286.
62. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода. - Барнаул, 2007. - С. 360.
63. Спасская В. В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития . - М . , 2006. - С. 121
64. Сырых В. М. Теория государства и права : учебник / Сырых В. М. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : „Юридический Дом „Юстицинформ”, 2004. - 480 с
65. Сэндлер Т. Экономические концепции для общественных наук. - М., 2006.
66. Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2. - М., 2007.
67. Теория государства и права : курс лекций / [под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрист, 2010. - 768 с.
68. Тихомиров ЮЛ. Закон: от принятия - до реализации // Законность в Российской Федерации. - М., 1998. - С. 13.
69. Туманов В. А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. - С. 20.
70. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. - С. 52.
71. Халфина Р. О. Общее учение в правоотношении / Халфина Р. О. - М. : Юрид. лит., 1974. -352 с.
72. Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учебник / Черданцев А. Ф. - М. : Юристь, 2009. - 395 с.
73. Черненко, А. К. Политическая и правовая система: современные характеристики / А. К. Черненко // Философия образования. - 2008. - № 1(22). - С. 66-71
74. Ягофаров Д. А. Правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие для студентов пед вузов - М , 2006
75. Ямпольская Ц. А. Субъекты советского административного права : дисс. докт. юрид. наук / Ц. А. Ямпольская. - Т. 1. М., - 1958
76. Bude U. “Overcoming “panic approaches” and ensuring teachers participation.(http:/www.dse.de/zed/texte/process.htm)
77. Carnoy M. “Globalization and educational reform: what planners need to know”, UNESCO 1999.
78. Coles M. A Review of International and National Developments in the Use of Qualifications Frameworks / ETF Project Number WP06-42-05 : Work Programme 2006 [Electronic resource]. — Mode of access : www.etf.europa.eu.
79. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. — N.Y., 1985
80. Hillip C. Schlechty, Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. - San Francisco, 1990.
81. Knight J. Institutions and Social Conflict. Cambridge, 2008. P. 94.
82. Peters G. Institutional Theory in Political Science: «The New Institutionalism». London - New York, 1999. P. 19-20.
83. Phillip С. Schlechty. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. — San Francisco, 1990. 1 Указ Президента
84. Report «A Framework for Qualifications of the EHEA», by the Working Group on QF [Electronic resource] // Bologna process seminar in Copenhagen, Jan 13-14, 2005. — Mode of access: www.aic.lv/ace/ ace_disk/Bologna/Bol_semin.
85. The Theory and Practice of Institutional Transplantation: Expériences with the Transfer of Policy Institutions / Ed, by M. de Jong, K. Lalenis and V. Mammadouh. Kluwer Academic Publishers, 2009. P. 283.
86. Rooijen M. The emergence of global and multinational universities // EAIE Occasional Paper, 15. — 2003. — P. 3.
87. The role of the universities in the Europe of Knowledge. — Brussel : European Commission, 2003.
88. The Why and How of Open Education. — The Netherlands : United Nations University/UNUMERIT/CCG, 2011 — P. 4.
89. Towards European Qualifications Framework for Lifelong Learning // Commission of the European Communities. — Brussels, 08.07.2005 SEC(2005) 957.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Образование - одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства. Задача всякого образования - приобщение человека к социокультурным ценностям: науке, искусству, нравственности, праву, хозяйству и т. п. Поэтому его смысл может быть обнаружен не столько внутри образовательной практики, сколько в контексте проблем, выходящих за ее рамки, имеющих более широкое социокультурное значение.
Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов через механизм правового регулирования. Право решает в нормативном виде социальные, политические и экономические задачи, выдвигаемые перед законодателем ходом общественного развития. Фактически воздействие права определено как внешними источниками (сложившейся социальной ситуацией, культурной традицией, характером государства, политическими интересами и т.п.), так и внутренними источниками, в которых непосредственно выражена природа права.
Право выступает и как основной регулятор, и как один из видов интеллектуальных ресурсов. Помимо права на интеллектуальные ресурсы воздействуют и другие нормирующие средства - нравственно-этические, традиционные. При всей универсальности правового регулирования возможности права не безграничны. Право, например, не может влиять на некоторые формы накопления и распространения интеллектуальных ресурсов. Ограничены возможности его воздействия на мыслительные процессы и процессы творческой деятельности. Право регулирует все индикативные компоненты цикла интеллектуальных ресурсов, хотя и в разной степени.
Между эффективностью действия права и правовой ментальностью существует теснейшая взаимосвязь. С одной стороны, именно менталитет может способствовать наделению законодательства такими качествами, как стабильность, актуальность, доступность, что приводит к его эффективности в целом. С другой - эффективность права есть показатель его высокого уровня, его реальной осуществимости, что, в свою очередь, способствует росту доверия граждан к праву, вырабатывает положительное отношение к праву, веру в его справедливость и гарантированность посредством права на защиту. Регулятивная и охранительная функции права находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга, внося свою лепту в упорядочение социальных связей.
Пробелы, допускаемые правотворческими государственными органами в ходе своей деятельности, напрямую порождают изъяны в правоприменении. Право обладает не только созидательной, но и разрушительной силой. Активизация роли науки в законотворчестве - необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм. Нельзя сказать, что тезис о необходимости научного обеспечения правотворчества не претворяется в жизнь, однако в условиях рыночных отношений и тяжелого материального положения российской науки, усугубленного экономическим и финансовым кризисом, не так уж безобидна приобретающая определенное распространение форма социального заказа на подготовку законопроектов и их экспертизу. Таким образом, как показал опыт развития страны и особенно кризисный этап последних лет, общественную систему нельзя свергнуть произвольно; она не уничтожена до тех пор, пока в реальной жизни не утвердятся и не разовьются экономические, политические, моральные и другие устои.
В современной России уделяется значительное внимание созданию законодательной базы для обеспечения развития общества и государства по демократическому пути. Гарантом осуществления задач государства служит юридическое образование населения и подготовка профессиональных юристов. Там, где государственная политика строится на приоритетах образования, осознается его особая динамизирующая социально-экономическая и цивилизационная роль, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные изменения и культурные преобразования.
Смысл реформы юридического образования состоит не столько в решении проблемы повышения уровня догматических познаний выпускников, сколько в формировании целостной культурной среды формирования юридического корпуса страны. Для России в сфере права речь идет о восстановлении исходных социальных ценностей, извращенных поверхностным пониманием индивидуализма и капитализма, и фактическом формировании правовой культуры следующего поколения, построенной на отказе от примата абстрактной юридической формы в пользу дерегулирования и раскрепощения творческой активности человека.
К сожалению, проводимая сегодня политика в области образования, ориентированная на унификацию с западными образовательными системами, направлена на разрушение сложившихся отечественных традиций образования, доказавших свою высокую эффективность.
В целом, та важная роль, которую играет образование в жизни общества, актуализирует интерес к исследованию тенденций образовательного законодательства.
В конце прошлого века Россия провозгласила курс на создание правового государства, объявила о начале правовой реформы, признала международные правовые стандарты. Однако от стремления создать такое государство и официального признания международных стандартов до выполнения провозглашенной задачи - очень большая дистанция. Правовая реформа в России явно дает сбои. Право пока не удается «перевести» в государственный «формат», установить его верховенство в масштабе государства, всей социальной системы. Это окончательно стало ясно в последние два-три года.
Актуальность философского исследования состояния современного образования и роли права в его развитии, а также влияние развития образования на формирование правовых основ общества обусловлены не только причинами социального характера, но и запросами развития философии. Философия образования позволяет выделить законы обучения и сообщения знания человеку; она аргументирует целесообразность перестройки сознания человека в процессе его образования. Очевидно, что сегодня необходимы философские исследования, носящие характер гуманистической направленности, определяющие путь перехода от «экономического человека» к гуманистическому, новые теоретические подходы к осмыслению взаимосвязи права и образования, где образование (обучение, воспитание) является способом трансляции правовых ценностей, социальных норм и жизненных смыслов.
В последнее десятилетие наша страна переживает глубочайший социальный кризис. Страна стоит перед выбором: либо гармоничная целостная модернизация, либо переход в разряд стран «третьего мира». Образование России (при всех противоречиях существовавшей ранее социально-политической системы) оказалось развитым значительно выше, чем многие другие сферы. Оно сохранило конкурентоспособность в мировом масштабе. Образование сводит в целостность все явления действительности, определяющие человеческое восприятие мира. Оно является способом аккультурации и инкультурации личности, поскольку определяет механизмы социализации личности и способы ее бытия.
Философское осмысление взаимодействия образования и права чрезвычайно важно уже потому, что оно дает обобщенную картину настоящего, а также определяет стратегическую модель будущего в социуме. В.Н.Филиппов и В.Н.Гончаров справедливо пишут в книге «Философия образования в условиях духовного обновления России»: «общественной теории предстоит дать ответы на сложные вопросы, выдвинутые самой жизнью. Отвечать, не игнорируя философию, опираясь на ее бесценное теоретическое богатство» .
Многообразные аспекты развития современного образования разрабатываются различными науками, поэтому исследование тенденций взаимодействия современного образования и права призвано носить комплексный характер, учитывать не только философские, но и социальные, экономические, педагогические, психологические, политические и другие аспекты. Такая многоплановость требует решения множества взаимосвязанных и часто разнохарактерных задач, решаемых философами, науковедами, правоведами, специалистами в области теории педагогики, психологами, социологами и т.д. Задача же философии состоит в концептуальном воссоединении всего массива накопленных знаний.
Все вышесказанное позволило сформировать проблемную ситуацию, обусловленную отсутствием концептуального философского анализа проблемы взаимодействия институтов образования и права, с одной стороны, и процесса активного реформирования российских систем образования и права, с другой, результатом чего являются неэффективные управленческие решения, деформирующие процесс взаимодействия образования и права и, соответственно, содержание деятельности их субъектов.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов-правоведов, педагогов, философов, психологов, политологов, социологов. По взаимодействию образования и права были исследованы работы С.Л. Ивашевского, Е.П. Будалина, Е.Е. Будалиной, А.М. Величко, О.Н Смолина, и других.
В области философии права были рассмотрены работы Б.В. Васильева, В.Н. Карташова, В.Н. Жукова, Л.Л. Леонова, О.Ф. Смазнова, В.М. Сырых. По правовому сознанию личности были исследованы работы С.С. Аверинцева, С.И. Григорьева, О.Н. Смолина и других. По правовому регулированию образования были исследованы работы В.В. Краевского, Н.А. Князева, В.А. Мейдера, Н.Ф. Овчинникова.
Проблемы права на образование были исследованы в трудах Е.Б. Баянова, Е.В. Буслова, Е.Д. Волоховой, Л.А. Дольниковой, Г.А. Дороховой, С.В. Курова, И.А. Рожкова, В.И. Сырых, В.С. Толстого, М.Ю. Федоровой, В.И. Шкатуллы, Д.А. Ягофарова. Были рассмотрены работы по философским, социологическим, психолого-педагогическим аспектам образования Н.И. Булаева, Е.В. Буслова, Б.С. Гершунского, А.В. Петровского, Н.П. Пищулина, В.А. Садовничего, О.Н. Смолина, С.Б. Суровова, З.К. Шнекендорфа.
Цель - проанализировать взаимодействие образования и права в рамках социально-философского дискурса и определить перспективы их взаимодействия в информационную эпоху применительно к российским условиям
Задачи:
1. Проанализировать взаимодействие образования и права в контексте их исторического развития.
2. Охарактеризовать основные теоретико-методологические подходы к исследованию взаимодействия образования и права как социальных институтов.
3. Выявить основные характеристики субъектов взаимодействия образования и права с позиции институционального подхода.
4. Рассмотреть новый технологический уклад как основание изменений во взаимодействии субъектов образования и права.
5. Выявить ососбенности взаимодействия субъектов образования и права в условиях современной России.
6. Определить перспективы оптимизации процесса взаимодействия образования и права в условиях современной России.
Объект - взаимодействие образования и права.
Предмет - взаимодействие субъектов образования и права как социальных институтов в условиях современной России.
Методологическую основу исследования образуют использованные во взаимосвязи неоинституциональный, структурно-функциональный, социетально-деятельностный подходы, метод сравнительного анализа. Неоинституциональный подход позволил выявить специфику функционирования институтов образования и права, проанализировать особенности институциональных усложнений и институциональных искажений в условиях трансформационного процесса. На его основе рассмотрена взаимосвязь функционирования формальных и неформальных институтов, развития институциональной структуры и деятельности субъектов. Опираясь на принципы структурно-функционального подхода, исследуется процесс взаимодействия образования и права на трех взаимообусловленных уровнях: институциональном, ценностном и поведенческом. Применение социетально-деятельностного подхода было продиктовано необходимостью учета инверсионной природы социально-правовой динамики, определения специфики протекания процессов в обществе, направленных как на воспроизводство, так и на изменение тех или иных структур. Метод сравнительного анализа позволил охарактеризовать общее и особенное в процессах взаимодействия образования и права, происходящих на различных уровнях социального пространства. Благодаря выявлению базовых ценностных типов и разновидностей стратегий поведения определены основные параметры ценностных и поведенческих компонентов процесса взаимодействия.
Научная новизна исследования полегает в том, что:
• процесс взаимодействия образования и права проанализирован через призму коэволюционных взаимосвязей между институциональными, ценностными и поведенческими составляющими систем образования и права.
• определена основная причина институциональных искажений, возникающих в процессе развития взаимосвязей, заключающаяся в расхождении скорости и направленности институциональных и социокультурных изменений.
• образовательное право - новый, но актуальный и востребованный сегмент законодательства России. Его значение определяется, прежде всего, той ролью, которую играет образование в развитии современной цивилизации.
• в результате исследования институциональной структуры системы образования и права современной России сделан вывод о том, что эффективность и направления их взаимодействия находятся в зависимости от специфических характеристик институционального развития, таких как мобилизационный стиль функционирования, осуществление легитимации за рамками общества, преобладание неформальных институтов над формальными структурами и практиками, харизматическое лидерство, синкретизм власти, низкий уровень политической субъектности граждан.
• по мере завершения перехода к демократии, складывания новой институциональной модели общественной системы все большая роль в трансформационном процессе принадлежит социокультурным факторам, центральное место среди которых занимает ценностная система общества.
• в условиях трансформационного процесса коэволюционное развитие институциональной и социокультурной подсистем влияет на реализацию основных функций правовой системы общества за счет ценностной верификации нового опыта, отношений, стратегий поведения акторов и т.п.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в комплексном осмыслении проблем взаимодействия субъектов образования и права как социальных институтов в условиях современной России, позволившем выявить взаимосвязь между институциональными и неинституциональными аспектами данного процесса. Положения и выводы работы расширяют сферу научного знания о специфике, формах, динамике трансформации правовой системы, методах исследования институциональных, ценностных, поведенческих аспектов.
Практическая значимость работы. Материалы исследования, теоретико-методологические выводы, содержащиеся в работе, могут обогатить теоретическим и эмпирическим материалом учебные курсы и спецкурсы, читаемые на разных уровнях университетского образования, могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Взаимодействие образования и права как проблема социальной философии 12
1.1.Анализ взаимодействия образования и права как социальных институтов в их историческом развитии 12
1.2.Теоретико-методологические подходы к исследованию взаимодействия образования и права 23
1.3.Основные характеристики субъектов взаимодействия образования и права: институциональный подход 32
Глава 2 Взаимодействие субъектов образования и права в информационную эпоху 41
2.1. Новый технологический уклад как основание изменений во взаимодействии субъектов образования и права как социальных институтов 41
2.2. Взаимодействие субъектов образования и права в условиях современной России: общее и особенное 49
2.3. Оптимизация взаимодействия субъектов образования и права: перспективы развития 53
Заключение 74
Список литературы 79
Заключение
В контексте социальной реальности образование общепринято рассматривается как один из элементов общественной системы, который играет свою особую функциональную роль наряду и во взаимосвязи с функциональным эффектом других элементов социальности - экономики, политики, права и т.д. Образование - одна из составляющих общественной действительности, что подчинена более мощным социальным силам и инстанциям, какими являются, например, та же экономика или государство.
Очевидная зависимость образовательных учреждений от государства и системы финансирования, от идеологических и политических влияний делает такое взаимодействие особенно убедительным. Вместе с тем, не менее очевидно - но уже в значении социокультурных форм конституирования и воспроизводства общества - другое, универсальное значение образовательного феномена. Образование выступает не только одним из институтов или функций социального, а системой воспроизведения (следовательно, и олицетворением) социальности par excellence. Данный тезис может показаться слишком сильным, если оставаться в пределах взгляда на образование в его привычных узко институциональных рамках. Тот же тезис приобретает убедительности, если учесть сущность образования как системы трансляции социокультурного опыта, которая (система) не тождественна совокупности специализированных образовательных учреждений, а выступает в виде имплицитно присущего всем социальным практикам процесса их освоения и воспроизводства новыми участниками, что постоянно к ним привлекаются.
В этом смысле образовательную функцию в своем роде выполняют все элементы социальности и, наконец, жизненного мира человека. Учитывая это, следует говорить уже не об отдельной, хотя и важной «функции», а о потенциале и способе самовоспроизведения человеческих практик и самой жизнедеятельности. Только учитывая этот конститутивный фактор социальности вообще можно понять истинное значение образования, преодолевая оптику ее узкосоциологического понимания, естественную для чисто эмпирического взгляда на общество, склонное отождествлять образование с кругом образовательных учреждений. И, конечно, образование здесь выступает не в узком смысле, а как общефилософский концепт, занимает ряд эмпирических конотатов, как: воспитание, обучение, развитие навыков и способностей и т.п.
Индикатором надлежащего содержания и теоретической роли философии образования является ее положение среди других философских дисциплин. Пока философия образования остается преимущественно (или даже сплошь) проекцией философских концепций человека, его бытия, положение в мире, познавательных возможностей и т.п. в плоскость «образовательных процессов», до этого она будет сугубо подчиненной и иметь вторичный характер.
Сферы образования и права являются целостным динамическим образованием, что состоят из неразрывно связанных между собой элементов, создающих ее динамическую структуру. Она имеет тенденцию к развитию и самоорганизации, характеризуется целесообразностью, взаимодействует с другими системами социального организма и влияет на их развитие.
Для образовательного права как отрасли юридической науки характерны частно-научные методы, среди которых, прежде всего, выделяются специальные юридические методы: формально-логический (догматический), сравнительно-правовой (компаративный), сравнительно-исторический и другие.
Понятие субъекта есть системообразующим фактором в предметном поле образовательного процесса, как носитель предметно-практической активности и познания, которые осуществляет изменение в своем бытии, ведь можно утверждать, что субъект образования имеет определенную структуру, в которую включаются носители, которые проявляют разные формы и виды деятельности, социальные отношения, что имеют индивидуальные комплексы личностно-психических функций и отображают результаты своей деятельности, одновременно развиваясь в ней. На наш взгляд, составляющими такой структуры могут быть ребенок, ученик, студент, педагог, воспитатель, руководитель учебного заведения, государство.
Регулируя с помощью правовых норм отношения в сфере образования, государство определяет круг субъектов права. Эти субъекты имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантирует и обеспечивает планомерное выполнение требований нормативных документов.
Доминирующий сегодня, пятый по счету, технологический уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 50-60-е годы и стал технологической основой экономического роста после структурного кризиса 70-х годов прошлого века. Ядро этого технологического уклада составляют микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации, космической техники и оптоволоконной связи.
Анализируя действующее законодательство можно сделать вывод, что современное право направлено на объединение национального развития образования с развитием общечеловеческих ценностей, с признанием приоритета международно-правовых норм регулирования образования. Но среди принципов образовательной политики преобладают те, что ориентируются на национальные ценности. Это является проявлением такого сложного и многогранного вопроса, как национально-государственные интересы, которые выступают движущей силой развития общества лишь тогда, когда их реализация будет основана на общечеловеческих принципах гуманизма, толерантности и открытости. Сегодня ситуация усложняется тем, что в условиях глобализации и информатизации общественных процессов потоки капитала и информации уже не контролируются государством, как прежде. Национальное культурное поле наполняется ценностями, отличными от культивируемых прежде, противоречащими национальной идее.
Устранение недостатков образовательного законодательства связано и с правильным соотношением федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации, предполагающим создание такой системы правовых норм на уровне субъектов, которая органично дополняла федеральное законодательство и содержала бы первичные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, ибо вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Федерации, должны решаться в нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти.
Правовая норма, регулируя общественные отношения, должна одновременно воздействовать и на правосознание граждан, а для этого необходимо профессиональное изложение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм. Каждый гражданин, прочитав текст закона, должен отчетливо уяснить себе, что же запрещает или дозволяет законодатель, каковы последствия за ненадлежащее исполнение правового веления
Одна из острейших задач совершенствования нормативно-правовой базы, в частности высшего образования, состоит в необходимости скорейшего приведения внутреннего законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международных договоров Российской Федерации.
В первую очередь необходимо привести правовые акты в сфере управления образованием в соответствие с требованиями, которые предъявляются к актам в сфере управления в целом. В связи с этим представляется целесообразным принятие отдельного закона о правовых актах в сфере управления, административного процессуального кодекса, а также включение норм о правовых актах в сфере управления образованием в Закон об образовании или другой систематизирующий акт, в которых бы содержалось определение такого акта, основные требования, предъявляемые к нему
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011)
3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании” (ред. от 12.11.2012)
4. Адамский А.И. Образование и свобода / А.И.Адамский // Перемены, 2009. -№1. - С.4
5. Алексеев С. С. Общая теория права : в двух томах / Алексеев С. С. - Т. ИИ. - М. : Юридическая литература, 1982. - 360 с
6. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы / А. А Андреев. - М. : МЭСИ, 2000. - 190 с.
7. Андрущенко В. Личность учителя как предмет философско- педагогической рефлексии / В.Андрущенко // Высшее образование - 2007. - № 2. - С.5-12
8. Аперсян Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества / Р. Г.Аперсян // Ценности гражданского общества и личность. - М. : Альтер- Пресс, 2010. - С.105-118.
9. Арзамасов Ю. Г. О правовой природе актов государственного управления // Гос . власть и мест, самоупр. 2007. № 5 . С. 3-9.
10. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). - Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 806с
11. Бархатная С. Институциональная среда воспроизведения социальной неровности / С. Бархатная // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2010. - № 4. - С.4 - 28
12. Белых С. И. Роль поликультурного образования в становлении толерантной личности / С. И. Белых // Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. - 2006. - № 6. - С.7-10
13. Бех И.Д. Воспитание личности: Восхождение к духовности: / И.Д.Бех. - М. : Знание, 2006. - 272 с.
14. Верещагин В.Ю. Русская философия права в контексте глобализации // Философия права в условиях глобализации. Ростов н/Д, 2002. С. 19.
15. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 г. М., 1995. С. 100.
16. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М., 2009. - 512 с.
17. Глазьев С.Ю. России необходимо формирование нового технологического уклада / С. Ю. Глазьев / / Российские вести [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosvesty.ru.
18. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / Глазьев С.Ю. - М.:Властелин, 2008 - 30 с.
19. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права. - М., 2003. С. 522
20. Гончаренко С.У. Образование / С.У. Гончаренко / / Энциклопедия образования - М.: Юридическая литература, 2008. - 1040 с. - С. 614-616
21. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. — Барнаул, 1994.
22. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н.Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2010 - 224 с.
23. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1988. - С. 157. 242
24. Дашинская З. П. Типология образовательных учреждений: правовой аспект // Право и образование . 2002. № 6 . - С . 41-57
25. Дрожжина С. В. Культурные нормы как регулятор общественного отношения / С. В. Дрожжина // Мультиверсум- М.: Стена, 2009. - Вип. 39. - С.256
26. Дрожжина С. В. Мультикультурализм как проблема поликультурного общества / С. В. Дрожжина // Профсоюзы и духовность : материалы науч.-практ. конф. - Саратов, 2009. - С. 114-116
27. Дубровина С. Ю. Административно-правовое регулирование образовательной деятельности в России: Дис . ... канд . юрид . наук . Саратов, 2006. - С . 108
28. Евдокимова В. В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты // Право и государство: теория и практика. 2007. № 12 . С . 20-21
29. История Киева: в 2 т. - М.: Издательтсво Академии Наук Украинской ССР, 1963. - Т. 1.
30. Касаткин С.Н. Правосознание в структуре правового мира: социально-конструктивный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2. - С. 137.
31. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / Кечекьян С. Ф.- М., 1958. - 185 с.
32. Кистяковский БА. В защиту права // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 106.
33. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском образовании» / Под ред . В. М. Сырых, Е. В. Буслова. М . , 1998
34. Конституция Российской Федерации. - М., 1993
35. Корольков АЛ. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997. - С. 6.
36. Краснокутская Н.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. / Краснокутская Н.В. - М.: Финансы, 2009. - 504 с.
37. Куликова Т. М. Мульткультурализм: социально-методологический аспект : автореф. дис. на получение науч. степени канд. филос. наук : спец. 09.00.03 «Социальная философия и философия истории» / Т. М. Куликова. - М., 2009. - 18 с.
38. Лапин Н.И. Пути России: Социокультурные трансформации. - М.: ИФ РАН, 2000. - 194с
39. Лапин Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - Том III. - №3. - С. 32-39
40. Лукашева ЕА. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти // Права человека и политическое реформирование. М., 2007. - С. 23-24.
41. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981. - С. 60.
42. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. 2002. № 2. - С. 28.
43. Мордовцев А. Ю., Попов В. В. Российский правовой менталитет. Ростов/н-Д, 2007
44. Мусатов С.А. Гуманизировать основные функции учителей / С.А. Мусатов // Педагогика толерантности. - 2008. - № 1. - С. 12-1
45. Наливайко, Н. В. Аксиологические аспекты развития отечественного образования / Н. В. Наливайко // Философия образования. - 2008. - № 1(22). - С. 213-219
46. Наливайко, Н. В. Специфика праксиологического осмысления системы образования: к вопросу о системном кризисе современного образования / Н. В. Наливайко // Философия образования. - 2003. - № 6. - С. 33-41
47. Невважай И. Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2. - С. 27.
48. Непрозванных А. Л. Образование и право в Российской Федерации: организационные и политические проблемы развития // Право и образование . 2007. № 2 . - С . 23-32.
49. Новицкая Т. Е. Некоторые проблемы методологии исследования истории государства и права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 3. С. 75-103.
50. Норт Д. Учреждения, институционное изменение и функционирования экономики: Пер. с англ. / Дональд Норт. -К.: Основы, 2009. -198 с
51. Олейник А. Институциональная экономика. - М., 2008. - С. 223.
52. Пахотин К. Качество образования - интеллектуальное лицо государства / К. Пахотин // Высшее образование. - 2009. - № 4. - С.112-117
53. Повесть временных лет: Летопись / Перевод В. С. Близнеца. - М.: Радуга, 1982. - 223 с.
54. Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. - М, 2009. – 243 с.
55. Поляков A.B. Коммуникативная концепция права: вопросы теории. - СПб., 2003. - С. 98.
56. Поляков A.B. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2009. № 2. - С. 10.
57. Рубчевский К.В. Права человека и отчуждение человека от власти и общества в современной России // Проблемы правового регулирования в современном обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2005. С. 20.
58. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12. С. 65.
59. Селиванова Н. Л. Современные представления в воспитательном пространстве / Н.Л.Селиванова // Педагогика. - 2000. - №6.- С. 35 - 39
60. Синюков В.Н. О правовом развитии России в XXI столетии // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории: Материалы Всероссийской конференции. - М., 2001. - С. 136.
61. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. - М., 1989. Т. 2. - С. 286.
62. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода. - Барнаул, 2007. - С. 360.
63. Спасская В. В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития . - М . , 2006. - С. 121
64. Сырых В. М. Теория государства и права : учебник / Сырых В. М. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : „Юридический Дом „Юстицинформ”, 2004. - 480 с
65. Сэндлер Т. Экономические концепции для общественных наук. - М., 2006.
66. Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2. - М., 2007.
67. Теория государства и права : курс лекций / [под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрист, 2010. - 768 с.
68. Тихомиров ЮЛ. Закон: от принятия - до реализации // Законность в Российской Федерации. - М., 1998. - С. 13.
69. Туманов В. А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. - С. 20.
70. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. - С. 52.
71. Халфина Р. О. Общее учение в правоотношении / Халфина Р. О. - М. : Юрид. лит., 1974. -352 с.
72. Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учебник / Черданцев А. Ф. - М. : Юристь, 2009. - 395 с.
73. Черненко, А. К. Политическая и правовая система: современные характеристики / А. К. Черненко // Философия образования. - 2008. - № 1(22). - С. 66-71
74. Ягофаров Д. А. Правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие для студентов пед вузов - М , 2006
75. Ямпольская Ц. А. Субъекты советского административного права : дисс. докт. юрид. наук / Ц. А. Ямпольская. - Т. 1. М., - 1958
76. Bude U. “Overcoming “panic approaches” and ensuring teachers participation.(http:/www.dse.de/zed/texte/process.htm)
77. Carnoy M. “Globalization and educational reform: what planners need to know”, UNESCO 1999.
78. Coles M. A Review of International and National Developments in the Use of Qualifications Frameworks / ETF Project Number WP06-42-05 : Work Programme 2006 [Electronic resource]. — Mode of access : www.etf.europa.eu.
79. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. — N.Y., 1985
80. Hillip C. Schlechty, Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. - San Francisco, 1990.
81. Knight J. Institutions and Social Conflict. Cambridge, 2008. P. 94.
82. Peters G. Institutional Theory in Political Science: «The New Institutionalism». London - New York, 1999. P. 19-20.
83. Phillip С. Schlechty. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. — San Francisco, 1990. 1 Указ Президента
84. Report «A Framework for Qualifications of the EHEA», by the Working Group on QF [Electronic resource] // Bologna process seminar in Copenhagen, Jan 13-14, 2005. — Mode of access: www.aic.lv/ace/ ace_disk/Bologna/Bol_semin.
85. The Theory and Practice of Institutional Transplantation: Expériences with the Transfer of Policy Institutions / Ed, by M. de Jong, K. Lalenis and V. Mammadouh. Kluwer Academic Publishers, 2009. P. 283.
86. Rooijen M. The emergence of global and multinational universities // EAIE Occasional Paper, 15. — 2003. — P. 3.
87. The role of the universities in the Europe of Knowledge. — Brussel : European Commission, 2003.
88. The Why and How of Open Education. — The Netherlands : United Nations University/UNUMERIT/CCG, 2011 — P. 4.
89. Towards European Qualifications Framework for Lifelong Learning // Commission of the European Communities. — Brussels, 08.07.2005 SEC(2005) 957.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую