Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Проблемы личности в философии Л.П. Карсавина

  • 57 страниц
  • 2014 год
  • 408 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Л.П. Карсавин – одна из ключевых фигур в русской религиозной философии XX в. и ведущий представитель российской «метафизики всеединства». В русской мысли начала XX в. были представлены практически все основные направления мировой философии того времени: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Религиозная философия, конечно, не была неким определяющим или самым влиятельным течением, но столь же верно и то, что она не была явлением второстепенным. В дальнейшем же, уже в философской культуре русского зарубежья (первая эмиграция) доминирующую роль начинает играть именно религиозно-философское направление. Сам феномен русской религиозной философии было бы неоправданно сводить к социально-психологическим факторам: «богоискательство», разочаровавшихся в политической и революционной деятельности представителей интеллигенции. Действительно, многие отечественные метафизики прошли путь «от марксизма к идеализму». Но были и те, кто, подобно Л.П. Карсавину, никогда не переживали ни увлечений революционной идеологией, ни соответствующих разочарований в ней.
Историко-философский подход предполагает гораздо более широкий контекст рассмотрения действительно существенных идей и учений. Собственно и сам Л.П. Карсавин обосновывал свой метафизический выбор указанием на известные направления в мировой философии и идентифицировал собственную позицию с конкретными типами философского умозрения (прежде всего, с платонизмом и системой Н. Кузанского). Очень многое в русской метафизике XX в. восходит к творчеству Вл. Соловьева. Прежде всего, это относится к метафизике всеединства, основоположником которой он являлся. Безусловно, влияние соловьевских идей сопровождалось их творческим переосмыслением и, нередко, достаточно радикальной критикой. Критически относился ко многим аспектам философских воззрений предшественника и Л.П. Карсавин. Но сама задача оправдания метафизики, поставленная Вл. Соловьевым в его споре с позитивизмом, была воспринята последователями и, в том числе, Л.П. Карсавиным со всей серьезностью.
Уже в ранних медиевистских трудах Л.П. Карсавина проявилось стремление автора определить метафизические основания исторического познания и метафизический уровень в самом историческом процессе. Ученый-историк приходит к выводу о необходимости построения метафизики истории, не отрекаясь при этом от принципов научной рациональности и, более того, диалектически развивая понятийный инструментарий исторического исследования в систему универсальных философских категорий, раскрывающих онтологический смысл исторического опыта человечества. Л.П. Карсавин-ученый исследовал, прежде всего, личностные аспекты исторических событий и процессов. Л.П. Карсавин-метафизик обосновывал личностный характер культурно-исторического развития, исходя из фундаментального онтологического значения человеческой личности и личностной природы бытия, в том числе, и бытия Абсолютного. Все это нашло систематическое выражение в персоналистской философии истории мыслителя. Исследование этого оригинального (не только в рамках русской религиозной философии) опыта персоналистской концептуализации истории (как в области исторического знания, так и на метафизическом уровне) представляется важной и актуальной историко-философской задачей.
Степень научной разработанности. На протяжении жизни мыслителя интерес к его научной и философской позиции носил достаточно постоянный характер. Внимание привлекли уже ранние исторические работы Л.П. Карсавина («Политические взгляды Сидония Аполлинария», «Монашество в средние века»). Еще более серьезно обсуждалась его магистерская диссертация «Очерки религиозной жизни в Италии XII – XIII вв». В целом высокая оценка диссертации сопровождалась рядом характерных критических замечаний. Практически все рецензенты обращали внимание на некоторую неопределенность, вводимых Л.П. Карсавиным понятий «религиозный фонд» и «средний человек». Кроме того, критическое отношение провоцировали методологические новации молодого ученого и его отчетливое желание избежать однозначных выводов и оценок.
По вполне понятным причинам, с середины 20-х и до 60-х гг. имя Л.П. Карсавина в советской научной литературе упоминается крайне редко. Определенное исключение представляют исторические работы В.П. Бузескула и С.Н. Валка. Целостное рассмотрение философских воззрений Л.П. Карсавина было осуществлено крупнейшими историками русской философии В.В. Зеньковским и Н.О. Лосским, а также католическим богословом Г.-А. Веттером. В 60-е гг. прошлого века упоминания о Л.П.Карсавине начинают появляться и в советских изданиях (М.А. Алпатов, В.И. Коушин, Л.Н. Хмылев), в начале 80-х гг. процесс изучения творчества Карсавина приобретает уже определенно историко-философские черты (А.Я. Гуревич, Б.С. Каганович, А.А. Ванеев).
В 90-е гг., как известно, ситуация в изучении истории русской философии изменилась радикально. Можно констатировать, что за прошедшие годы проведена большая исследовательская работа и, по праву, возвращены к культурной и научной жизни многие «забытые» имена. Среди них и Л.П. Карсавин. Наиболее значительный вклад в современное российское карсавиноведение внесли труды С.С. Хоружего, а также работы В.П. Кошарного, Л.Я. Ястребицкого, Н.А. Попова, И.А. Савкина, М.А. Бойцова, Л.Г. Филоновой. Философские воззрения Л.П. Карсавина рассматриваются в кандидатских диссертациях Б.А. Бейлина, Б.Е. Степанова, А.Е. Митько, Г.В.Ждановой.
Объектом нашего исследования являются философские взгляды Л.П. Карсавина, предметом – проблемы личности в философии Л.П. Карсавина.
Цель исследования – выявление философско-антропологической позиции Л.П. Карсавина.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом и целью исследования в работе решается ряд задач:
1) выявить основные вехи творческого пути Л.П. Карсавина;
2) охарактеризовать историческую антропологию мыслителя;
3) проанализировать личность как социально-философское явление и субъект истории.
Теоретико-методологическое обоснование исследования. Для решения поставленных задач был использован сравнительно-исторический и историко-аналитический метод. Также был использован типологический анализ, позволяющий выявить своеобразие философско-исторической системы Л.П. Карсавина в границах соответствующих направлений исторической и философской мысли.
Научная новизна. Предметом специального историко-философского анализа становится диалектическая взаимосвязь методологических принципов историографии Л.П. Карсавина с общефилософскими основаниями его историософии. Идейная эволюция мыслителя исследуется как целостный процесс, в котором на всех этапах сохраняется вполне определённая методологическая последовательность. В качестве системообразующего уровня собственно исторических и философско-исторических построений Л.П. Карсавина выделяются и исследуются основополагающие принципы и методологические особенности персонализма мыслителя.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Новаторство исследователськой позиции Л.П. Карсавина заключается в том, что при изучении истории религии в центре его внимания оказывается не церковь как социальный институт, не особенности её политической истории, не смена одних богословских систем другими, а религиозность как мировоззренческая система. Философ решает проблему изучения истории религии и религиозности а контексте социокультурных практика индивидов и отдельных сообществ.
2. По мнению Л.П. Карсавина, в познании исторического прошлого соединяются две «психологии» познающего и изучаемого им исторического субъекта. При этом познающий овладевает не только новым знанием, но и осуществляет процесс самопознания через вживание в чужую душевную жизнь.
3. Философ полагал, что раскрытие содержания конкретно-исторической общности осуществляется через культуру, которую также трактовал историко-антропологически. В его понимании культура – это и определённая фаза всемирно-исторического развития, и каждое конкретное историческое общество, а развитие культур и исторический процесс – диалектически-противоречивый целостный и непрерывный процесс.
4. Л.П. Карсавин полагал, что, хотя человек и окружающий его мир материальны, они порождают свои собственные нематериальные надстройки, которые и оказываются их сущностью как уже не просто разрозненных вещей, а элементов мира, «органов» мирового «всеединства». Природа существует как первоначальное «самоединство», которое, живя, дифференцируется и наполняется динамизмами внутренних противоречий, контактов и конфликтов и это есть «саморазъединение», или «саморазличение», природы. Результатом этапов «самоединства» и «саморазличения» становится этап «самовоссоединения» природы в качестве Всеобщей Личности, соединяющейся с Богом.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 53 источника. Общий объём работы 57 страниц.

Введение 3
Глава 1. Основные вехи творческого пути Л.П. Карсавина 8
§1.1. Евразийство как основа историко-философских взглядов
Л.П. Карсавина 8
§1.2. Принципиальные историко-философские позиции мыслителя 18
Глава 2. Общая характеристика исторической антропологии
Л.П. Карсавина 22
§2.1. Антропологизм религии и религиозности 22
§2.2. Всеединство исторического процесса 28
§2.3. Культура как историко-антропологическая категория 35
Глава 3. Личность как социально-философское явление и субъект истории 40
§3.1. Интуиция личностного бытия 40
§3.2. Понятие и сущность симфонической личности 44
Заключение 50
Список литературы 53



Лев Платонович Карсавин был типичным представителем младшего поколения Серебряного века русской культуры, отличавшегося «синергией» соперничавших установок, являвшего собой некий духовный Востоко-Запад. Карсавин одновременно был глубоким знатоком средневековых религиозных учений и, прежде всего, католического средневековья и, в то же время, одним из вдохновителей евразийцев, выдвинувших лозунг «Исход к Востоку», возродив идеологию российского изоляционизма, вражды к Европе и католицизму.
Из осмысления процесса истории как непрерывного, взаимосвязанного социально-психического развития (самораскрытия) человечества, предполагающего включенность каждого человека в череду сменяющих друг друга поколений в поток истории, выводит Л.П. Карсавин и особенности интеллектуального механизма познания и изучения этого процесса историком. В познании исторического прошлого, пишет Л.П. Карсавин, соединяются два «психических процесса» две «психологии» (ментальности): познающего (историк) и изучаемого им исторического субъекта (индивид, общность, группа, эпоха). Что же касается историка, то здесь «включается» двуединый механизм «самопознание» и «познание»: «я» и «не-я». Из этого вытекает, утверждал Л.П. Карсавин, с одной стороны, неизбежная ограниченность всякого исторического знания, «хотя оно всегда и направлено к преодолению своей ограниченности и может развиваться в ее преодолении, эмпирически, однако, цели своей не достигая», а с другой – то, что он определял как «необходимость сопереживания, вживания (историка) в чужую душевную жизнь», с целью (как уже отмечалось выше) постижения ее своеобразия.
Ключевым для понимания карсавинской концепции исторического процесса является понятие культуры. Культура для Л.П. Карсавина в его концепции «история целиком», а историк одновременно и историк культуры. Мыслитель понимает культуру историко-антропологически. Она не сводима для него к традиционным трактовкам в качестве творческого духа избранных: это и определенная фаза всемирно-исторического развития, и каждое конкретное историческое общество. По мнению Л.П. КАрсавина, человеческая история есть диалектическое взаимодействие культур, Он утверждал, что развитие культур и исторического процесса в целом есть диалектически-противоречивый целостный и непрерывный процесс движений и изменений, исключающий взаимную недоступность культур.
Л.П. Карсавин полагал, что человек, мир, природа, безусловно, материальны, но устроены так, что из самого своего совокупного, системного телесно-вещного существования они порождают свои собственные нематериальные надстройки, которые и оказываются их сущностью как уже не просто разрозненных вещей, а элементов мира, «органов» мирового «всеединства». Природа существует как первоначальное «самоединство», которое, живя, дифференцируется и наполняется динамизмами внутренних противоречий, контактов и конфликтов и это есть «саморазъединение», или «саморазличение», природы. Результатом этапов «самоединства» и «саморазличения» становится этап «самовоссоединения» природы в качестве Всеобщей Личности, соединяющейся с Богом.
Л.П. Карсавин находился в центре научной и интеллектуальной жизни своего времени и жизни своей страны, обуревавших ее страстей, борений, антагонизмов. Он современник революции, воспринявший ее как данность и не принимавший ее разрушительной стихии и идеологии. И нет ничего удивительного в том, что как историк он не остался в стороне от осмысления исторического прошлого России и переживаемой им самим ее современности. Будучи историком культуры, Л.П. Карсавин не обошел вниманием различные срезы социальной психологии и социального поведения той эпохи, частью которой был он сам. Концепция истории и подхода к ее изучению, выдвинутая Л.П. Карсавиным, как уже отмечалось, антропологична в том смысле, какой вкладывает в это понятие современная историография. Он был одним из тех, кто осознал насущные потребности науки и принял «вызов» времени. В этом отношении Л.П. Карсавин бесспорно является одним из российских предшественников того направления, которое сегодня называют «исторической антропологией», а в последние годы все чаще «культурной историей».

1. Баранова Е.С. Государственно-правовые взгляды Л.П. Карсавина: Дис. канд, юр. наук. – Владимир, 2008. – 154 с.
2. Бейлин Б.А. Метафизика культурно-исторического бытия в философии Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 1997. – 172 с.
3. Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света / П.М. Бицилли // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология / Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Наука, 1993.
4. Бруснецова Н.В. Концепция «культуроличности» Л.П. Карсавина: Дис. канд. культ. наук. – М., 2000. – 255 с.
5. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Иммануила Канта: Дис. д-ра филос. наук. – Екатеринбург, 2000.
6. Вернер В. Идея всеединства Льва Платоновича Карсавина – между историческим и сверхисторическим мышлением / В. Вернер, М. Худа-Грант // История и современность. – 2012. - №1. – С. 3 – 14.
7. Гачёва А.Г. Путник с Востока / А.Г. Гачёва // Чхеидзе К.А. Странта Прометея. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004.
8. Гребешев И.В. Метафизика личности в историософии Л.П. Карсавина / И.В. Гребешев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2009. - №3. – С. 60 – 67.
9. Гумилёв Л.Н. Горе от иллюзий / Л.Н. Гумилёв, В.Ю. Ермолаев // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
10. Гуревич А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискурс о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Анналов» / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. – М., 1993.
11. Дегтева Л.В. Антропологическая концепция в философии истории Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М.. 1999. – 171 с.
12. Дугин А.Г. Пространственный фактор. Обзор евразийской идеологии (основные понятия, краткая история) / А.Г. Дугин // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
13. Евразийство (опыт систематического изложения). Коллективная монография первых евразийцев // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
14. Ильенков Э.В. Космология духа / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.
15. К типологии новой культуры // Евразия. Еженедельник по вопросам культуры и политики / Редколлегия: П. Арапов, Л.П. Карсавин, А.С. Лурье, П.Н. Малевский-Малевич, В.П. Никитин, Д. Святополк-Мирский, П.П. Сувчинский, С.Я. Кфрон. – 1929. - №31.
16. Карсавин Л.П. Введение в историю: Теория истории / Л.П. Карсавин. – Пб, 1920.
17. Карсавин Л.П. Культура Средних веков: Общий очерк / Л.П. Карсавин. – Пг., 1918.
18. Карсавин Л.П. Н.А. Бердяев. «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы»; Конец Ренессанса (К современному кризису культуры) // Н.А. Бердяев: Pro et contra: Антология / Сост. А.А. Ермичева. – Кн. 1. – СПб, 1994.
19. Карсавин Л.П. О личности / Л.П. Карсавин // Религиозные и философские сочинения. – М., 1992.
20. Карсавин Л.П. Основы политики / Л.П. Карсавин // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
21. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII вв. преимущественно в Италии / Л.П. Карсавин. – Пг., 1915.
22. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. – Берлин, 1923.
23. Кравцова О.Б. Научные и метафизические основания философии истории Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 2006. – 142 с.
24. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности / В.Н. Лосский // Богословские труды. – 1975. - №14.
25. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви / В.Н. Лосский // Богословие. – М., 2009.
26. Мартынов А. Лев КАрсавин: философ всеединства, персоналист, ересиарх / А. Мартынов // Вопросы философии. – 2008. - №6. – С. 169 – 171.
27. Мелих Ю.Б. Персоналистское содержание философии Л.П. Карсавина: Дис. д-ра филос. наук. – М., 2001. – 288 с.
28. Мелих Ю.Б. Философия Карсавина в Серебряном веке и в наши дни / Ю.Б. Мелих, С.С. Хоружий // Вопросы философии. – 2013. - №4. – С. 76 – 87.
29. Митько А.Е. Место этики в философии всеединства Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 1998. – 146 с.
30. Моисеев В.И. Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства: На материале работ В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина: Дис. д-ра филос. наук. – М., 2000. – 256 с.
31. Морозов А.А. Русская медиевистика в эмиграции: Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, Н.П. Оттокар: Дис. канд ист. наук. – Омск, 2001. – 199 с.
32. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов) / Н.В. Мотрошилова. – М., 2006.
33. Мэн Дж. Чингисхан. Жизнь, смерть и воскрешение / Дж. Мэн. – Пер.с англ. В. Артёмова. – М.: Эксмо, 2006.
34. Николаев А.Е. Проблема взаимосвязи истории и политики в философии Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 1996. – 156 с.
35. Панарин А.С. Биополушарная модель всемирной истории / А.С. Панарин // Философия истории. – М.: Гардарики, 2001.
36. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»? / А.С. Панарин // Вопросы философии. – 1996. - №10.
37. Повилайтис В.И. Учение Л.П. Арсавина о «симфонической личности» как субъекте исторического процесса: Дис. канд. филос. наук. – Калининград, 1998. – 124 с.
38. Резвых Т.Н. Проблема времени в Л.П. Карсавина Т.Н. Резвых // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. – 2013. - №46. – С. 70 – 87.
39. Родин Е.В. Гностический этос и нравственная метафизика Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – Тула, 2006. – 155 с.
40. Рудман М.Н. Концепция исторического синтеза в творчестве Л.П. КАрсавина и П.М. Бицилли: Дис. канд. ист. наук. – Уфа, 2002. – 259 с.
41. Савицкий П.Н. Два мира / П.Н. Савицкий // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология / Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Наука, 1993.
42. Свешников А.В. Историческая концепция Л.П. Карсавина и поиски нового языка исторической науки: Дис. канн. ист. наук. – Омск, 1997. – 263 с.
43. Степанов Б.Е. Становление теоретической культурологии в трудах Л.П. Карсавина: Дис. канн. культ. наук. – М., 1998. – 151 с.
44. Степанов И. Религия / И. Степанов // Белые, красные и евразийство. – Брюссель, 1927.
45. Сувчинский П.П. Идеи и методы / П.П. Сувчинский // Евразийский временник. Непериодическое издание под ред. П. Савицкого, П.П. Сувчинского и кН. Н.С. Трубецкого. – Книга 4. – Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1925.
46. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с запада, а с востока / Н.С. Трубецкой // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
47. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства / Н.С. Трубецкой // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
48. Трубников В.М. Эволюция культурно-исторических воззрений Л.П. Карсавина: Дис. канд. культ. наук. – СПб, 1998. – 149 с.
49. Хара-Даван Э. Евразийство с точки зрения монгола / Э. Хара-Даван // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
50. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII – XIV веков / Э. Хара-Даван. – Алма-Ата: Крамдас-Ахмед Яссауи, 1992.
51. Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина / С.С. Хоружий // После перерыва. Пути русской философии. – СПб: Алетейя, 1994. – С. 131 – 187.
52. Чухнин В. Время, культура и тело. К познанию культурных задач современности / В. Чухнин // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. – Книга 7. – Париж: Издание евразийцев, 1931.
53. Ястребицкая А.Л. Лев Платонович Карсавин: Его опыт «новой истории религиозности» западноевропейского Средневековья как культурно исторического феномена / А.Л. Ястребицкая // Религии мира: История и современность. Ежегодник. – М., 1999. – С. 121 – 133.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность. Л.П. Карсавин – одна из ключевых фигур в русской религиозной философии XX в. и ведущий представитель российской «метафизики всеединства». В русской мысли начала XX в. были представлены практически все основные направления мировой философии того времени: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Религиозная философия, конечно, не была неким определяющим или самым влиятельным течением, но столь же верно и то, что она не была явлением второстепенным. В дальнейшем же, уже в философской культуре русского зарубежья (первая эмиграция) доминирующую роль начинает играть именно религиозно-философское направление. Сам феномен русской религиозной философии было бы неоправданно сводить к социально-психологическим факторам: «богоискательство», разочаровавшихся в политической и революционной деятельности представителей интеллигенции. Действительно, многие отечественные метафизики прошли путь «от марксизма к идеализму». Но были и те, кто, подобно Л.П. Карсавину, никогда не переживали ни увлечений революционной идеологией, ни соответствующих разочарований в ней.
Историко-философский подход предполагает гораздо более широкий контекст рассмотрения действительно существенных идей и учений. Собственно и сам Л.П. Карсавин обосновывал свой метафизический выбор указанием на известные направления в мировой философии и идентифицировал собственную позицию с конкретными типами философского умозрения (прежде всего, с платонизмом и системой Н. Кузанского). Очень многое в русской метафизике XX в. восходит к творчеству Вл. Соловьева. Прежде всего, это относится к метафизике всеединства, основоположником которой он являлся. Безусловно, влияние соловьевских идей сопровождалось их творческим переосмыслением и, нередко, достаточно радикальной критикой. Критически относился ко многим аспектам философских воззрений предшественника и Л.П. Карсавин. Но сама задача оправдания метафизики, поставленная Вл. Соловьевым в его споре с позитивизмом, была воспринята последователями и, в том числе, Л.П. Карсавиным со всей серьезностью.
Уже в ранних медиевистских трудах Л.П. Карсавина проявилось стремление автора определить метафизические основания исторического познания и метафизический уровень в самом историческом процессе. Ученый-историк приходит к выводу о необходимости построения метафизики истории, не отрекаясь при этом от принципов научной рациональности и, более того, диалектически развивая понятийный инструментарий исторического исследования в систему универсальных философских категорий, раскрывающих онтологический смысл исторического опыта человечества. Л.П. Карсавин-ученый исследовал, прежде всего, личностные аспекты исторических событий и процессов. Л.П. Карсавин-метафизик обосновывал личностный характер культурно-исторического развития, исходя из фундаментального онтологического значения человеческой личности и личностной природы бытия, в том числе, и бытия Абсолютного. Все это нашло систематическое выражение в персоналистской философии истории мыслителя. Исследование этого оригинального (не только в рамках русской религиозной философии) опыта персоналистской концептуализации истории (как в области исторического знания, так и на метафизическом уровне) представляется важной и актуальной историко-философской задачей.
Степень научной разработанности. На протяжении жизни мыслителя интерес к его научной и философской позиции носил достаточно постоянный характер. Внимание привлекли уже ранние исторические работы Л.П. Карсавина («Политические взгляды Сидония Аполлинария», «Монашество в средние века»). Еще более серьезно обсуждалась его магистерская диссертация «Очерки религиозной жизни в Италии XII – XIII вв». В целом высокая оценка диссертации сопровождалась рядом характерных критических замечаний. Практически все рецензенты обращали внимание на некоторую неопределенность, вводимых Л.П. Карсавиным понятий «религиозный фонд» и «средний человек». Кроме того, критическое отношение провоцировали методологические новации молодого ученого и его отчетливое желание избежать однозначных выводов и оценок.
По вполне понятным причинам, с середины 20-х и до 60-х гг. имя Л.П. Карсавина в советской научной литературе упоминается крайне редко. Определенное исключение представляют исторические работы В.П. Бузескула и С.Н. Валка. Целостное рассмотрение философских воззрений Л.П. Карсавина было осуществлено крупнейшими историками русской философии В.В. Зеньковским и Н.О. Лосским, а также католическим богословом Г.-А. Веттером. В 60-е гг. прошлого века упоминания о Л.П.Карсавине начинают появляться и в советских изданиях (М.А. Алпатов, В.И. Коушин, Л.Н. Хмылев), в начале 80-х гг. процесс изучения творчества Карсавина приобретает уже определенно историко-философские черты (А.Я. Гуревич, Б.С. Каганович, А.А. Ванеев).
В 90-е гг., как известно, ситуация в изучении истории русской философии изменилась радикально. Можно констатировать, что за прошедшие годы проведена большая исследовательская работа и, по праву, возвращены к культурной и научной жизни многие «забытые» имена. Среди них и Л.П. Карсавин. Наиболее значительный вклад в современное российское карсавиноведение внесли труды С.С. Хоружего, а также работы В.П. Кошарного, Л.Я. Ястребицкого, Н.А. Попова, И.А. Савкина, М.А. Бойцова, Л.Г. Филоновой. Философские воззрения Л.П. Карсавина рассматриваются в кандидатских диссертациях Б.А. Бейлина, Б.Е. Степанова, А.Е. Митько, Г.В.Ждановой.
Объектом нашего исследования являются философские взгляды Л.П. Карсавина, предметом – проблемы личности в философии Л.П. Карсавина.
Цель исследования – выявление философско-антропологической позиции Л.П. Карсавина.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом и целью исследования в работе решается ряд задач:
1) выявить основные вехи творческого пути Л.П. Карсавина;
2) охарактеризовать историческую антропологию мыслителя;
3) проанализировать личность как социально-философское явление и субъект истории.
Теоретико-методологическое обоснование исследования. Для решения поставленных задач был использован сравнительно-исторический и историко-аналитический метод. Также был использован типологический анализ, позволяющий выявить своеобразие философско-исторической системы Л.П. Карсавина в границах соответствующих направлений исторической и философской мысли.
Научная новизна. Предметом специального историко-философского анализа становится диалектическая взаимосвязь методологических принципов историографии Л.П. Карсавина с общефилософскими основаниями его историософии. Идейная эволюция мыслителя исследуется как целостный процесс, в котором на всех этапах сохраняется вполне определённая методологическая последовательность. В качестве системообразующего уровня собственно исторических и философско-исторических построений Л.П. Карсавина выделяются и исследуются основополагающие принципы и методологические особенности персонализма мыслителя.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Новаторство исследователськой позиции Л.П. Карсавина заключается в том, что при изучении истории религии в центре его внимания оказывается не церковь как социальный институт, не особенности её политической истории, не смена одних богословских систем другими, а религиозность как мировоззренческая система. Философ решает проблему изучения истории религии и религиозности а контексте социокультурных практика индивидов и отдельных сообществ.
2. По мнению Л.П. Карсавина, в познании исторического прошлого соединяются две «психологии» познающего и изучаемого им исторического субъекта. При этом познающий овладевает не только новым знанием, но и осуществляет процесс самопознания через вживание в чужую душевную жизнь.
3. Философ полагал, что раскрытие содержания конкретно-исторической общности осуществляется через культуру, которую также трактовал историко-антропологически. В его понимании культура – это и определённая фаза всемирно-исторического развития, и каждое конкретное историческое общество, а развитие культур и исторический процесс – диалектически-противоречивый целостный и непрерывный процесс.
4. Л.П. Карсавин полагал, что, хотя человек и окружающий его мир материальны, они порождают свои собственные нематериальные надстройки, которые и оказываются их сущностью как уже не просто разрозненных вещей, а элементов мира, «органов» мирового «всеединства». Природа существует как первоначальное «самоединство», которое, живя, дифференцируется и наполняется динамизмами внутренних противоречий, контактов и конфликтов и это есть «саморазъединение», или «саморазличение», природы. Результатом этапов «самоединства» и «саморазличения» становится этап «самовоссоединения» природы в качестве Всеобщей Личности, соединяющейся с Богом.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 53 источника. Общий объём работы 57 страниц.

Введение 3
Глава 1. Основные вехи творческого пути Л.П. Карсавина 8
§1.1. Евразийство как основа историко-философских взглядов
Л.П. Карсавина 8
§1.2. Принципиальные историко-философские позиции мыслителя 18
Глава 2. Общая характеристика исторической антропологии
Л.П. Карсавина 22
§2.1. Антропологизм религии и религиозности 22
§2.2. Всеединство исторического процесса 28
§2.3. Культура как историко-антропологическая категория 35
Глава 3. Личность как социально-философское явление и субъект истории 40
§3.1. Интуиция личностного бытия 40
§3.2. Понятие и сущность симфонической личности 44
Заключение 50
Список литературы 53



Лев Платонович Карсавин был типичным представителем младшего поколения Серебряного века русской культуры, отличавшегося «синергией» соперничавших установок, являвшего собой некий духовный Востоко-Запад. Карсавин одновременно был глубоким знатоком средневековых религиозных учений и, прежде всего, католического средневековья и, в то же время, одним из вдохновителей евразийцев, выдвинувших лозунг «Исход к Востоку», возродив идеологию российского изоляционизма, вражды к Европе и католицизму.
Из осмысления процесса истории как непрерывного, взаимосвязанного социально-психического развития (самораскрытия) человечества, предполагающего включенность каждого человека в череду сменяющих друг друга поколений в поток истории, выводит Л.П. Карсавин и особенности интеллектуального механизма познания и изучения этого процесса историком. В познании исторического прошлого, пишет Л.П. Карсавин, соединяются два «психических процесса» две «психологии» (ментальности): познающего (историк) и изучаемого им исторического субъекта (индивид, общность, группа, эпоха). Что же касается историка, то здесь «включается» двуединый механизм «самопознание» и «познание»: «я» и «не-я». Из этого вытекает, утверждал Л.П. Карсавин, с одной стороны, неизбежная ограниченность всякого исторического знания, «хотя оно всегда и направлено к преодолению своей ограниченности и может развиваться в ее преодолении, эмпирически, однако, цели своей не достигая», а с другой – то, что он определял как «необходимость сопереживания, вживания (историка) в чужую душевную жизнь», с целью (как уже отмечалось выше) постижения ее своеобразия.
Ключевым для понимания карсавинской концепции исторического процесса является понятие культуры. Культура для Л.П. Карсавина в его концепции «история целиком», а историк одновременно и историк культуры. Мыслитель понимает культуру историко-антропологически. Она не сводима для него к традиционным трактовкам в качестве творческого духа избранных: это и определенная фаза всемирно-исторического развития, и каждое конкретное историческое общество. По мнению Л.П. КАрсавина, человеческая история есть диалектическое взаимодействие культур, Он утверждал, что развитие культур и исторического процесса в целом есть диалектически-противоречивый целостный и непрерывный процесс движений и изменений, исключающий взаимную недоступность культур.
Л.П. Карсавин полагал, что человек, мир, природа, безусловно, материальны, но устроены так, что из самого своего совокупного, системного телесно-вещного существования они порождают свои собственные нематериальные надстройки, которые и оказываются их сущностью как уже не просто разрозненных вещей, а элементов мира, «органов» мирового «всеединства». Природа существует как первоначальное «самоединство», которое, живя, дифференцируется и наполняется динамизмами внутренних противоречий, контактов и конфликтов и это есть «саморазъединение», или «саморазличение», природы. Результатом этапов «самоединства» и «саморазличения» становится этап «самовоссоединения» природы в качестве Всеобщей Личности, соединяющейся с Богом.
Л.П. Карсавин находился в центре научной и интеллектуальной жизни своего времени и жизни своей страны, обуревавших ее страстей, борений, антагонизмов. Он современник революции, воспринявший ее как данность и не принимавший ее разрушительной стихии и идеологии. И нет ничего удивительного в том, что как историк он не остался в стороне от осмысления исторического прошлого России и переживаемой им самим ее современности. Будучи историком культуры, Л.П. Карсавин не обошел вниманием различные срезы социальной психологии и социального поведения той эпохи, частью которой был он сам. Концепция истории и подхода к ее изучению, выдвинутая Л.П. Карсавиным, как уже отмечалось, антропологична в том смысле, какой вкладывает в это понятие современная историография. Он был одним из тех, кто осознал насущные потребности науки и принял «вызов» времени. В этом отношении Л.П. Карсавин бесспорно является одним из российских предшественников того направления, которое сегодня называют «исторической антропологией», а в последние годы все чаще «культурной историей».

1. Баранова Е.С. Государственно-правовые взгляды Л.П. Карсавина: Дис. канд, юр. наук. – Владимир, 2008. – 154 с.
2. Бейлин Б.А. Метафизика культурно-исторического бытия в философии Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 1997. – 172 с.
3. Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света / П.М. Бицилли // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология / Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Наука, 1993.
4. Бруснецова Н.В. Концепция «культуроличности» Л.П. Карсавина: Дис. канд. культ. наук. – М., 2000. – 255 с.
5. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Иммануила Канта: Дис. д-ра филос. наук. – Екатеринбург, 2000.
6. Вернер В. Идея всеединства Льва Платоновича Карсавина – между историческим и сверхисторическим мышлением / В. Вернер, М. Худа-Грант // История и современность. – 2012. - №1. – С. 3 – 14.
7. Гачёва А.Г. Путник с Востока / А.Г. Гачёва // Чхеидзе К.А. Странта Прометея. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004.
8. Гребешев И.В. Метафизика личности в историософии Л.П. Карсавина / И.В. Гребешев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2009. - №3. – С. 60 – 67.
9. Гумилёв Л.Н. Горе от иллюзий / Л.Н. Гумилёв, В.Ю. Ермолаев // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
10. Гуревич А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискурс о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Анналов» / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. – М., 1993.
11. Дегтева Л.В. Антропологическая концепция в философии истории Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М.. 1999. – 171 с.
12. Дугин А.Г. Пространственный фактор. Обзор евразийской идеологии (основные понятия, краткая история) / А.Г. Дугин // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
13. Евразийство (опыт систематического изложения). Коллективная монография первых евразийцев // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
14. Ильенков Э.В. Космология духа / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.
15. К типологии новой культуры // Евразия. Еженедельник по вопросам культуры и политики / Редколлегия: П. Арапов, Л.П. Карсавин, А.С. Лурье, П.Н. Малевский-Малевич, В.П. Никитин, Д. Святополк-Мирский, П.П. Сувчинский, С.Я. Кфрон. – 1929. - №31.
16. Карсавин Л.П. Введение в историю: Теория истории / Л.П. Карсавин. – Пб, 1920.
17. Карсавин Л.П. Культура Средних веков: Общий очерк / Л.П. Карсавин. – Пг., 1918.
18. Карсавин Л.П. Н.А. Бердяев. «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы»; Конец Ренессанса (К современному кризису культуры) // Н.А. Бердяев: Pro et contra: Антология / Сост. А.А. Ермичева. – Кн. 1. – СПб, 1994.
19. Карсавин Л.П. О личности / Л.П. Карсавин // Религиозные и философские сочинения. – М., 1992.
20. Карсавин Л.П. Основы политики / Л.П. Карсавин // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
21. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII вв. преимущественно в Италии / Л.П. Карсавин. – Пг., 1915.
22. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. – Берлин, 1923.
23. Кравцова О.Б. Научные и метафизические основания философии истории Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 2006. – 142 с.
24. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности / В.Н. Лосский // Богословские труды. – 1975. - №14.
25. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви / В.Н. Лосский // Богословие. – М., 2009.
26. Мартынов А. Лев КАрсавин: философ всеединства, персоналист, ересиарх / А. Мартынов // Вопросы философии. – 2008. - №6. – С. 169 – 171.
27. Мелих Ю.Б. Персоналистское содержание философии Л.П. Карсавина: Дис. д-ра филос. наук. – М., 2001. – 288 с.
28. Мелих Ю.Б. Философия Карсавина в Серебряном веке и в наши дни / Ю.Б. Мелих, С.С. Хоружий // Вопросы философии. – 2013. - №4. – С. 76 – 87.
29. Митько А.Е. Место этики в философии всеединства Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 1998. – 146 с.
30. Моисеев В.И. Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства: На материале работ В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина: Дис. д-ра филос. наук. – М., 2000. – 256 с.
31. Морозов А.А. Русская медиевистика в эмиграции: Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, Н.П. Оттокар: Дис. канд ист. наук. – Омск, 2001. – 199 с.
32. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов) / Н.В. Мотрошилова. – М., 2006.
33. Мэн Дж. Чингисхан. Жизнь, смерть и воскрешение / Дж. Мэн. – Пер.с англ. В. Артёмова. – М.: Эксмо, 2006.
34. Николаев А.Е. Проблема взаимосвязи истории и политики в философии Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – М., 1996. – 156 с.
35. Панарин А.С. Биополушарная модель всемирной истории / А.С. Панарин // Философия истории. – М.: Гардарики, 2001.
36. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»? / А.С. Панарин // Вопросы философии. – 1996. - №10.
37. Повилайтис В.И. Учение Л.П. Арсавина о «симфонической личности» как субъекте исторического процесса: Дис. канд. филос. наук. – Калининград, 1998. – 124 с.
38. Резвых Т.Н. Проблема времени в Л.П. Карсавина Т.Н. Резвых // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. – 2013. - №46. – С. 70 – 87.
39. Родин Е.В. Гностический этос и нравственная метафизика Л.П. Карсавина: Дис. канд. филос. наук. – Тула, 2006. – 155 с.
40. Рудман М.Н. Концепция исторического синтеза в творчестве Л.П. КАрсавина и П.М. Бицилли: Дис. канд. ист. наук. – Уфа, 2002. – 259 с.
41. Савицкий П.Н. Два мира / П.Н. Савицкий // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология / Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Наука, 1993.
42. Свешников А.В. Историческая концепция Л.П. Карсавина и поиски нового языка исторической науки: Дис. канн. ист. наук. – Омск, 1997. – 263 с.
43. Степанов Б.Е. Становление теоретической культурологии в трудах Л.П. Карсавина: Дис. канн. культ. наук. – М., 1998. – 151 с.
44. Степанов И. Религия / И. Степанов // Белые, красные и евразийство. – Брюссель, 1927.
45. Сувчинский П.П. Идеи и методы / П.П. Сувчинский // Евразийский временник. Непериодическое издание под ред. П. Савицкого, П.П. Сувчинского и кН. Н.С. Трубецкого. – Книга 4. – Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1925.
46. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с запада, а с востока / Н.С. Трубецкой // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
47. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства / Н.С. Трубецкой // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
48. Трубников В.М. Эволюция культурно-исторических воззрений Л.П. Карсавина: Дис. канд. культ. наук. – СПб, 1998. – 149 с.
49. Хара-Даван Э. Евразийство с точки зрения монгола / Э. Хара-Даван // Основы Евразийства / Сост. Н. Агамалян. – М.: Арктогея центр, 2002.
50. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII – XIV веков / Э. Хара-Даван. – Алма-Ата: Крамдас-Ахмед Яссауи, 1992.
51. Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина / С.С. Хоружий // После перерыва. Пути русской философии. – СПб: Алетейя, 1994. – С. 131 – 187.
52. Чухнин В. Время, культура и тело. К познанию культурных задач современности / В. Чухнин // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. – Книга 7. – Париж: Издание евразийцев, 1931.
53. Ястребицкая А.Л. Лев Платонович Карсавин: Его опыт «новой истории религиозности» западноевропейского Средневековья как культурно исторического феномена / А.Л. Ястребицкая // Религии мира: История и современность. Ежегодник. – М., 1999. – С. 121 – 133.

Купить эту работу

Проблемы личности в философии Л.П. Карсавина

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв gavrito об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-03-23
Дипломная работа

Все хорошо, правда времени подтребовалось больше чем я ожидал

Общая оценка 5
Отзыв veelkakorzhova об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-04-20
Дипломная работа

Спасибо вам огромное за ваш труд! Очень понравилось работать с вами. Учли все мои пожелания, сделали в срок, оригинальность просто шикарная. Подход к теме порадовал, и выбрала вас, потому что чувствуется, что живой человек на том конце) это очень приятно. Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв manthatyoufear об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-09
Дипломная работа

Прекрасный автор! Отзывчивая и очень исполнительная! Работа на уровне!

Общая оценка 5
Отзыв demyan4ik2012 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-19
Дипломная работа

Спасибо за прекрасную работу с высоким % оригинальности! Все сделано качественно и раньше срока!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Учение Аристотеля о четырех первопричинах бытия

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ-НЕНАСИЛИЯ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX-XX ВВ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
10000 ₽
Готовая работа

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации музыкальных игр

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Аргументация в естественном языке: лингвопрагматический и логический подходы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблемы формирования образа мира географические и социальные аспекты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1690 ₽
Готовая работа

Формирование навыка общения у младших школьников в условиях лечебно-образовательного учреждения.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Националистическая идеология в современном мире.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Американский прагматизм: проблема языка и педагогики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этико-правовое регулирование поведения гражданских служащих- задачи, формы, методы, на примере Пермского края

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Концепция смерти в философии и культуре Средних веков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2401 ₽
Готовая работа

Философия ХХв и проблемы коммуникации в культуре. или лучше: Модели коммуникаций в философии культуры ХХ в.:Й. Хейзинга, М.М.Бахтин, М.Фуко. или: Европейские модели коммуникативной культуры: Й. Хейзинга, М.М.Бахтин, М.Фуко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Концептуальные возможности схоластического реализма как инструмента мышления

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽