Все хорошо, правда времени подтребовалось больше чем я ожидал
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Как свидетельствуют современная общественная практика, успешная организация совместной деятельности людей, а также управление ею, неизменно встречается с необходимостью учета самых различных психологических аспектов как взаимоотношений между участниками этой деятельности, так и их отношения к ней, к ожидаемым ее результатам, к руководителям и характеру осуществления ими процессов управления. При этом замечено, что как сам этот комплекс отношений, так и психологические особенности их проявления обычно не возникают спонтанно, сами по себе. Они выступают результатом целенаправленного, часто незаметного, но от этого не менее сильного влияния на людей со стороны отдельных участников этой совместной деятельности. Сами эти участники могут не занимать каких-либо руководящих постов и вообще быть в стороне от управленческой иерархии, но благодаря своим особым личностным качествам, оказываются способными иметь определенную власть над другими людьми, влиять на них, подчинять своей воле и вести за собой.
Это специфическое проявление в межличностных взаимоотношениях неформальной власти над людьми получило название феномена лидерства. Он издавна привлекает пристальное внимание исследователей, а понимание и особенно интерпретация его природы и сущности оказывается зависимым от характера общественно-политического строя и социально-экономического уклада, от распространенных мировоззренческих позиций и идеологической парадигмы, господствующей в конкретном обществе.
Понятие «лидерство», в свою очередь, происходит от английского «leadership» и представляет собой, в некотором смысле, процессуальную сторону бытия лидера, то есть его непосредственную деятельность. Как явно социально-психологический феномен, лидерство возникает в системе неофициальных отношений и является специфическим инструментом организации и развития этих отношений. При этом «основу лидерства (прежде всего в малой группе) составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер».
Понимание феномена лидерства и возможностей реального использования его потенциала представляется одной из важнейших проблем всего комплекса наук о современном управлении. Действительно, и психология управления, и философия управления, и социология, педагогика, этика и культура управления значительное внимание уделяют природе лидерства, различным его проявлениям и разработке рекомендаций относительно продуктивного их использования в управлении совместной деятельностью людей и людских коллективов.
Проблема руководства - одна из важнейших проблем современного бизнеса. Во всех исследованиях вопросов, касающихся организационных изменений, выделяют три составляющие (аспекты) - люди, влияние и цели. Это обусловлено тем, что руководитель так или иначе всегда работает с людьми внутри компании, членами других компаний, оказывает на них влияние на достижение определенной цели. Итак, лидерство (руководство) можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей. Руководство является динамическим процессом и включает использование власти.
Целью исследования является анализ лидерства как социального и управленческого феномена.
Задачами для достижения цели являются:
- изучить истоки философского понимания фнномена лидерства,
-рассмотреть развитие философских подходов к феномену лидерству во времена средневековья,
- изучить современные философские подходы к феномену лидерства,
- рассмотреть лидерство как управленческий феномен,
- охарактеризовать власть и лидерство в управлении,
- исследовать рамки авторитета и полномочий в управлении,
- рассмотреть переход от авторитарного руководства к лидерству в управлении.
Объектом исследования в данной работе является лидерство как социальный и управленческий феномен.
Предметом исследования особенности лидерства как социального и управленческого феномена.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Историко-философские особенности феномена лидерства 6
1.1 Истоки философского понимания фнномена лидерства 6
1.2 Развитие философских подходов к феномену лидерству во времена средневековье 10
1.3 Современные философские подходы к феномену лидерства 12
Глава 2 Теоретические основы концепций власти, лидерства, авторитета и полномочий в управлении 22
2.1 Лидерство как управленческий феномен 22
2.2 Власть и лидерство в управлении 35
2.3 Рамки авторитета и полномочий в управлении 51
2.4 Переход от авторитарного руководства к лидерству в управлении 54
Заключение 62
Литература 68
Заключение
Одной из наиболее значимых проблем в обществе всегда выделялась проблема управления, власти и лидерства. Лидерство как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы сочетает и направляет действие всей группы, охраняя, поддерживающей и принимающей такое руководство, привлекает широкий круг исследователей - историков, политологов, психологов, социологов, экономистов, философов.
Лидерство, - замечал известный французский политолог Ж. Блондель, - так же древнее, как и общество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Оно существует в неформальных организациях, в уличных группировках и массовых демонстрациях. Лидерство, по всем намерениями и целями, является признаком номер один любых организаций. Для того, чтобы было лидерство, необходимо наличие группы, и всюду, где возникают группы, появляется лидерство.
В широком, социальном, понимании лидерство - это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или лидерства. Лидер (англ. Leader - ведущий) - это авторитетный член организации или социальной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-психологических, социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений, взаимодействия в коллективе, группе, обществе.
Многие и из социологов пытался решить проблему лидерства, однако их труды имели разрозненный характер и не сдавали обобщенной теории. Поэтому именно философский подход, как комплексный, к изучению проблемы лидерства может позволить осуществить всесторонний анализ данного явления и помочь выяснить основные характеристики, составляющие его сущность. Однако, прежде всего необходимо определить основные концептуальные линии на очерченную проблему с позиции историко-философского анализа.
В соответствии с этим в историко-философском измерении проблему лидерства можно рассматривать как концептосферу, что подвижная и развивается, как то, что соединенная с культурным опытом ее носителей во времени.
Поэтому концептосферы лидерства, начиная со времен античности и до наших дней, постоянно развивается, видоизменяется и модернизируется. Если первично она базировалась исключительно на подходе с позиции личностных качеств (Сократ «лидерство через знание», Ксенофонт «лирество как подражание», Платон «лидерство по убеждениям», Аристотель «лидерство через распределение власти», Лао-Цзы «лидерство через прстосовництво») , а позже с возрастанием роли изучения психологических процессов углубилась концепции «личностно-психологических качеств» (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг), концепции «авторитарной личности» (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм) и приобрела вид лидерских моделей, разрабатываемых в рамках ценностных теорий.
Но, как бы то ни было, в современных условиях и историко-философские и социально-философские проблемы лидерства во многом спивдиють с социально-экономическими и социально-политическими проблемы.
Ограничение проблем лидерства «чисто» философской или социально-психологической (последняя доминирует в исследованиях лидерства) проблематика - малопродуктивно. В противном случае уровень понимания сущего подменяется исследованиями конкретно содержательного, а часто и формально общего.
Таким образом, целостная характеристика личности лидера в современной экономике знаний включают следующие ключевые звенья-элементы:
во-первых, лидер является собственником уникального интеллектуального капитала харизматического типа, характеризуемого как «энергетический магнетизм»;
во-вторых, он обладает интегрированной и имманентной креативностью мышления и поведения, что непосредственно увязывается с образом жизни личности;
в-третьих, лидер характеризуется высоким уровнем личностной и социально-экономической экологии, обеспечивающей высокую энергетическую активность творчески-трудовой деятельности;
в-четвертых, лидер обладает каузальным и дивергентным экономическим мышлением, обеспечивающим перманентное сокращение эндогенных трансакционных издержек;
в-пятых, лидер характеризуется наличием инновационной ментальной модели восприятия и осмысления новой информации, а также развитой потребностью в самообновлении и самоактуализации;
в-шестых, он обладает высоким уровнем внутренней свободы и способен самостоятельно выстраивать личностную и корпоративную стратегию экономической деятельности;
в-седьмых, лидеру присущ высокий уровень «когнитивной смелости» и эмоционально-волевой устойчивости; в-восьмых, лидер обладает уникальными «сетевыми» компетенциями, а также высокоразвитыми организаторскими коммуникативными способностями.
Названные социально-экономические и экономико-психологические качества в системе формируют и развивают лидерский тип личности и лидерскую форму собственности на интеллектуальный капитал, или лидерский когнитивный капитал определенного субъекта.
Во-первых, безусловная честность, искренность и порядочность, следование нормам и принципам общечеловеческой морали. Люди обычно быстро распознают нечестность и непорядочность, и из-за их разочарования в таком человеке он уже не сможет восстановить свой авторитет, утрачивает свое влияние на людей, фактически теряет лидерские позиции и свой статус. Поэтому мы твердо убеждены в том, что безнравственный человек в принципе не может быть настоящим лидером.
Во-вторых, развитой интеллект, который предполагает быстроту, гибкость, аналитический и прогностический характер ума, умение системно, масштабно, стратегически и инновационно мыслить. Лидер должен уметь анализировать и понимать происходящие процессы и явления, видеть определяющие тенденции развития отрасли и ориентировать людей на готовность к новым условиям и характеру деятельности. Кроме того, лидеру необходимо устойчивое внимание, любознательность, умение владеть своей речью, ее логичность и убедительность дополнять эмоциональностью.
В-третьих, способность понимать людей. Лидеру должна быть присуща развитая эмпатия, то есть умение вчувствоваться в состояние собеседника, понимание его поступков и поведения. Ему также необходима способность правильно оценивать каждого человека, его способности и потенциал, видеть в нем личность, стремление не только обогатить его профессионально и духовно, но и уметь самому перенимать у него знания и понимание различных объектов и событий.
В-четвертых, устойчивая психика и адекватная реакция на ситуацию. Это означает умение контролировать свои эмоции и управлять ими, а также постоянство и непротиворечивость действий в соответствии со своими принципами и убеждениями. Иными словами, настоящему лидеру крайне необходима эмоционально-психологическая культура. Хотя это вовсе не означает, что он не может быть эмоциональным и уметь эмоциональными средствами воздействовать на людей.
В-пятых, уверенность в себе. Она предполагает способность лидера и его стремление брать на себя ответственность, критическую самооценку и хорошее знание своих сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Уверенность лидера в себе, своих силах, способностях и возможностях выступает основой его настойчивости в достижении цели, а также условием формирования уверенности в других людях.
В-шестых, эрудиция и широкий кругозор. Наличие у лидера этих качеств предполагает широту и глубина его познаний в различных областях науки и техники и понимание основных тенденций их развития, хорошую осведомленность в философии, психологии, политологии и истории, четкие мировоззренческие позиции, глубокие знания человековедческих дисциплин.
Ctujlyz речь идет о лидерстве в системе отношений воспроизводства корпоративных знаний, а не «в целом», где когнитивные аспекты оказываются несколько размытыми, теряющими свою актуальность. Теперь можно дать целостную характеристику «качественной целостности» личности лидера в когнитивной экономике в целом, а также действующего в рамках современной корпорации. Содержание данной целостности отражает весь предыдущий анализ проблемы, а также охватывает ряд новых проблемных исследовательских постановок. Кроме того, важно подчеркнуть не только системный характер соответствующих оценок, но и их междисциплинарность, что превращает лидерство в «клубок» гуманитарных, социокультурных, социальных и экономических отношений и взаимодействий.
Можно заключить, что бытующие в современной литературе общие оценки и характеристики лидера как специфического субъекта социально-экономических отношений существенно дополняются и модифицируются, приобретая новое качество, оценками лидера как субъекта когнитивных взаимодействий. А поскольку современная динамика потребностей в масштабных и радикальных экономических инновациях требует принципиально новых форм и способов внутрифирменных трансакций, то лидерство здесь приобретает качественно новые аспекты формирования и функционирования.
Литература
1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: Эксмо, 2008.
2. Друкер Питер Ф. Эффективный руководитель: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010.
3. Коттер Джон П. Истинная роль лидера // В книге «Лидерство» / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
4. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. — М.: Статут, 2007.
5. Лидерство / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
6. Менегетти А. Психология лидера. — М.: Онтопсихология, 2002.
7. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: Дело, 2006.
8. Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
9. Хейфец Р.А., Лаури Д.Л. Работа лидера // В книге «Лидерство» / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
10. Юнг К.Г. Об энергетике души / Пер. с нем. В. Бакусева. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010.
11. Вендов СА. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах. (На материале школьных групп), Л., 1973;
12. Гончаров В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности. (Опыт социально-психологического исследования спортивных команд), Л., 1971;
13. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах, М., 1969;
14. Степкин Ю.П. Исследование авторитета личности как социально -психологическое явление, Л., 1976.
15. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.И. Руководитель и коллектив. Социально — психологический очерк. Л., 1974.
16. Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство //Социально — политический журнал. 1993. № 1-2. С. 24-37
17. Березовский В., Червяков В. Современная политическая элита России / / Свободная мысль. 1993. № 1, 2
18. Жмыриков А.Н., Шляхтин Г.С. Психологические проблемы политического лидерства: Учебн. пос. Ниж. Новгород, 1991
19. Дубов И.Г., Пантелеев С.Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25-34
20. Авцинова Г.А. Политическое лидерство / / Гос. и право. 1993. № 5. С. 138-146
21. Дунаев Е.А. Лидер: философские проблемы / / Диалектика капитализма и социализма в современном мире. М., 1990. С. 129-149
22. Ашин Г.К. Основные концепции современной буржуазной социологии о роли народных масс и личности в истории. Теории лидерства, элиты, «массового общества». Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М. 1970
23. Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии (По материалам зарубежных исследований). Л. 1971
24. Бирюков Н.И. Критика современных буржуазных теорий политического лидерства. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1983.
25. Алиев, В.Г. Теория организации [Текст] / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2010. - 429 c.
26. Балашов, А.П. Теория организации [Текст] / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.
27. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства на предприятиях [Текст] / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2010. - 260 c.
28. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства [Текст] / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
29. Дафт, Р.Л. Теория организации [Текст] / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 c.
30. Жигун, Л.А. Теория организации: Словарь [Текст] / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 116 c.
31. Кузнецов, Ю.В. Теория организации [Текст] / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М.: Юрайт, 2013. - 365 c.
32. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 329 c.
33. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 329 c.
34. Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 c.
35. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст] / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 848 c.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Как свидетельствуют современная общественная практика, успешная организация совместной деятельности людей, а также управление ею, неизменно встречается с необходимостью учета самых различных психологических аспектов как взаимоотношений между участниками этой деятельности, так и их отношения к ней, к ожидаемым ее результатам, к руководителям и характеру осуществления ими процессов управления. При этом замечено, что как сам этот комплекс отношений, так и психологические особенности их проявления обычно не возникают спонтанно, сами по себе. Они выступают результатом целенаправленного, часто незаметного, но от этого не менее сильного влияния на людей со стороны отдельных участников этой совместной деятельности. Сами эти участники могут не занимать каких-либо руководящих постов и вообще быть в стороне от управленческой иерархии, но благодаря своим особым личностным качествам, оказываются способными иметь определенную власть над другими людьми, влиять на них, подчинять своей воле и вести за собой.
Это специфическое проявление в межличностных взаимоотношениях неформальной власти над людьми получило название феномена лидерства. Он издавна привлекает пристальное внимание исследователей, а понимание и особенно интерпретация его природы и сущности оказывается зависимым от характера общественно-политического строя и социально-экономического уклада, от распространенных мировоззренческих позиций и идеологической парадигмы, господствующей в конкретном обществе.
Понятие «лидерство», в свою очередь, происходит от английского «leadership» и представляет собой, в некотором смысле, процессуальную сторону бытия лидера, то есть его непосредственную деятельность. Как явно социально-психологический феномен, лидерство возникает в системе неофициальных отношений и является специфическим инструментом организации и развития этих отношений. При этом «основу лидерства (прежде всего в малой группе) составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер».
Понимание феномена лидерства и возможностей реального использования его потенциала представляется одной из важнейших проблем всего комплекса наук о современном управлении. Действительно, и психология управления, и философия управления, и социология, педагогика, этика и культура управления значительное внимание уделяют природе лидерства, различным его проявлениям и разработке рекомендаций относительно продуктивного их использования в управлении совместной деятельностью людей и людских коллективов.
Проблема руководства - одна из важнейших проблем современного бизнеса. Во всех исследованиях вопросов, касающихся организационных изменений, выделяют три составляющие (аспекты) - люди, влияние и цели. Это обусловлено тем, что руководитель так или иначе всегда работает с людьми внутри компании, членами других компаний, оказывает на них влияние на достижение определенной цели. Итак, лидерство (руководство) можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей. Руководство является динамическим процессом и включает использование власти.
Целью исследования является анализ лидерства как социального и управленческого феномена.
Задачами для достижения цели являются:
- изучить истоки философского понимания фнномена лидерства,
-рассмотреть развитие философских подходов к феномену лидерству во времена средневековья,
- изучить современные философские подходы к феномену лидерства,
- рассмотреть лидерство как управленческий феномен,
- охарактеризовать власть и лидерство в управлении,
- исследовать рамки авторитета и полномочий в управлении,
- рассмотреть переход от авторитарного руководства к лидерству в управлении.
Объектом исследования в данной работе является лидерство как социальный и управленческий феномен.
Предметом исследования особенности лидерства как социального и управленческого феномена.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Историко-философские особенности феномена лидерства 6
1.1 Истоки философского понимания фнномена лидерства 6
1.2 Развитие философских подходов к феномену лидерству во времена средневековье 10
1.3 Современные философские подходы к феномену лидерства 12
Глава 2 Теоретические основы концепций власти, лидерства, авторитета и полномочий в управлении 22
2.1 Лидерство как управленческий феномен 22
2.2 Власть и лидерство в управлении 35
2.3 Рамки авторитета и полномочий в управлении 51
2.4 Переход от авторитарного руководства к лидерству в управлении 54
Заключение 62
Литература 68
Заключение
Одной из наиболее значимых проблем в обществе всегда выделялась проблема управления, власти и лидерства. Лидерство как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы сочетает и направляет действие всей группы, охраняя, поддерживающей и принимающей такое руководство, привлекает широкий круг исследователей - историков, политологов, психологов, социологов, экономистов, философов.
Лидерство, - замечал известный французский политолог Ж. Блондель, - так же древнее, как и общество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Оно существует в неформальных организациях, в уличных группировках и массовых демонстрациях. Лидерство, по всем намерениями и целями, является признаком номер один любых организаций. Для того, чтобы было лидерство, необходимо наличие группы, и всюду, где возникают группы, появляется лидерство.
В широком, социальном, понимании лидерство - это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или лидерства. Лидер (англ. Leader - ведущий) - это авторитетный член организации или социальной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-психологических, социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений, взаимодействия в коллективе, группе, обществе.
Многие и из социологов пытался решить проблему лидерства, однако их труды имели разрозненный характер и не сдавали обобщенной теории. Поэтому именно философский подход, как комплексный, к изучению проблемы лидерства может позволить осуществить всесторонний анализ данного явления и помочь выяснить основные характеристики, составляющие его сущность. Однако, прежде всего необходимо определить основные концептуальные линии на очерченную проблему с позиции историко-философского анализа.
В соответствии с этим в историко-философском измерении проблему лидерства можно рассматривать как концептосферу, что подвижная и развивается, как то, что соединенная с культурным опытом ее носителей во времени.
Поэтому концептосферы лидерства, начиная со времен античности и до наших дней, постоянно развивается, видоизменяется и модернизируется. Если первично она базировалась исключительно на подходе с позиции личностных качеств (Сократ «лидерство через знание», Ксенофонт «лирество как подражание», Платон «лидерство по убеждениям», Аристотель «лидерство через распределение власти», Лао-Цзы «лидерство через прстосовництво») , а позже с возрастанием роли изучения психологических процессов углубилась концепции «личностно-психологических качеств» (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг), концепции «авторитарной личности» (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм) и приобрела вид лидерских моделей, разрабатываемых в рамках ценностных теорий.
Но, как бы то ни было, в современных условиях и историко-философские и социально-философские проблемы лидерства во многом спивдиють с социально-экономическими и социально-политическими проблемы.
Ограничение проблем лидерства «чисто» философской или социально-психологической (последняя доминирует в исследованиях лидерства) проблематика - малопродуктивно. В противном случае уровень понимания сущего подменяется исследованиями конкретно содержательного, а часто и формально общего.
Таким образом, целостная характеристика личности лидера в современной экономике знаний включают следующие ключевые звенья-элементы:
во-первых, лидер является собственником уникального интеллектуального капитала харизматического типа, характеризуемого как «энергетический магнетизм»;
во-вторых, он обладает интегрированной и имманентной креативностью мышления и поведения, что непосредственно увязывается с образом жизни личности;
в-третьих, лидер характеризуется высоким уровнем личностной и социально-экономической экологии, обеспечивающей высокую энергетическую активность творчески-трудовой деятельности;
в-четвертых, лидер обладает каузальным и дивергентным экономическим мышлением, обеспечивающим перманентное сокращение эндогенных трансакционных издержек;
в-пятых, лидер характеризуется наличием инновационной ментальной модели восприятия и осмысления новой информации, а также развитой потребностью в самообновлении и самоактуализации;
в-шестых, он обладает высоким уровнем внутренней свободы и способен самостоятельно выстраивать личностную и корпоративную стратегию экономической деятельности;
в-седьмых, лидеру присущ высокий уровень «когнитивной смелости» и эмоционально-волевой устойчивости; в-восьмых, лидер обладает уникальными «сетевыми» компетенциями, а также высокоразвитыми организаторскими коммуникативными способностями.
Названные социально-экономические и экономико-психологические качества в системе формируют и развивают лидерский тип личности и лидерскую форму собственности на интеллектуальный капитал, или лидерский когнитивный капитал определенного субъекта.
Во-первых, безусловная честность, искренность и порядочность, следование нормам и принципам общечеловеческой морали. Люди обычно быстро распознают нечестность и непорядочность, и из-за их разочарования в таком человеке он уже не сможет восстановить свой авторитет, утрачивает свое влияние на людей, фактически теряет лидерские позиции и свой статус. Поэтому мы твердо убеждены в том, что безнравственный человек в принципе не может быть настоящим лидером.
Во-вторых, развитой интеллект, который предполагает быстроту, гибкость, аналитический и прогностический характер ума, умение системно, масштабно, стратегически и инновационно мыслить. Лидер должен уметь анализировать и понимать происходящие процессы и явления, видеть определяющие тенденции развития отрасли и ориентировать людей на готовность к новым условиям и характеру деятельности. Кроме того, лидеру необходимо устойчивое внимание, любознательность, умение владеть своей речью, ее логичность и убедительность дополнять эмоциональностью.
В-третьих, способность понимать людей. Лидеру должна быть присуща развитая эмпатия, то есть умение вчувствоваться в состояние собеседника, понимание его поступков и поведения. Ему также необходима способность правильно оценивать каждого человека, его способности и потенциал, видеть в нем личность, стремление не только обогатить его профессионально и духовно, но и уметь самому перенимать у него знания и понимание различных объектов и событий.
В-четвертых, устойчивая психика и адекватная реакция на ситуацию. Это означает умение контролировать свои эмоции и управлять ими, а также постоянство и непротиворечивость действий в соответствии со своими принципами и убеждениями. Иными словами, настоящему лидеру крайне необходима эмоционально-психологическая культура. Хотя это вовсе не означает, что он не может быть эмоциональным и уметь эмоциональными средствами воздействовать на людей.
В-пятых, уверенность в себе. Она предполагает способность лидера и его стремление брать на себя ответственность, критическую самооценку и хорошее знание своих сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Уверенность лидера в себе, своих силах, способностях и возможностях выступает основой его настойчивости в достижении цели, а также условием формирования уверенности в других людях.
В-шестых, эрудиция и широкий кругозор. Наличие у лидера этих качеств предполагает широту и глубина его познаний в различных областях науки и техники и понимание основных тенденций их развития, хорошую осведомленность в философии, психологии, политологии и истории, четкие мировоззренческие позиции, глубокие знания человековедческих дисциплин.
Ctujlyz речь идет о лидерстве в системе отношений воспроизводства корпоративных знаний, а не «в целом», где когнитивные аспекты оказываются несколько размытыми, теряющими свою актуальность. Теперь можно дать целостную характеристику «качественной целостности» личности лидера в когнитивной экономике в целом, а также действующего в рамках современной корпорации. Содержание данной целостности отражает весь предыдущий анализ проблемы, а также охватывает ряд новых проблемных исследовательских постановок. Кроме того, важно подчеркнуть не только системный характер соответствующих оценок, но и их междисциплинарность, что превращает лидерство в «клубок» гуманитарных, социокультурных, социальных и экономических отношений и взаимодействий.
Можно заключить, что бытующие в современной литературе общие оценки и характеристики лидера как специфического субъекта социально-экономических отношений существенно дополняются и модифицируются, приобретая новое качество, оценками лидера как субъекта когнитивных взаимодействий. А поскольку современная динамика потребностей в масштабных и радикальных экономических инновациях требует принципиально новых форм и способов внутрифирменных трансакций, то лидерство здесь приобретает качественно новые аспекты формирования и функционирования.
Литература
1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: Эксмо, 2008.
2. Друкер Питер Ф. Эффективный руководитель: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010.
3. Коттер Джон П. Истинная роль лидера // В книге «Лидерство» / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
4. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. — М.: Статут, 2007.
5. Лидерство / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
6. Менегетти А. Психология лидера. — М.: Онтопсихология, 2002.
7. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: Дело, 2006.
8. Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
9. Хейфец Р.А., Лаури Д.Л. Работа лидера // В книге «Лидерство» / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
10. Юнг К.Г. Об энергетике души / Пер. с нем. В. Бакусева. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010.
11. Вендов СА. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах. (На материале школьных групп), Л., 1973;
12. Гончаров В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности. (Опыт социально-психологического исследования спортивных команд), Л., 1971;
13. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах, М., 1969;
14. Степкин Ю.П. Исследование авторитета личности как социально -психологическое явление, Л., 1976.
15. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.И. Руководитель и коллектив. Социально — психологический очерк. Л., 1974.
16. Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство //Социально — политический журнал. 1993. № 1-2. С. 24-37
17. Березовский В., Червяков В. Современная политическая элита России / / Свободная мысль. 1993. № 1, 2
18. Жмыриков А.Н., Шляхтин Г.С. Психологические проблемы политического лидерства: Учебн. пос. Ниж. Новгород, 1991
19. Дубов И.Г., Пантелеев С.Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25-34
20. Авцинова Г.А. Политическое лидерство / / Гос. и право. 1993. № 5. С. 138-146
21. Дунаев Е.А. Лидер: философские проблемы / / Диалектика капитализма и социализма в современном мире. М., 1990. С. 129-149
22. Ашин Г.К. Основные концепции современной буржуазной социологии о роли народных масс и личности в истории. Теории лидерства, элиты, «массового общества». Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М. 1970
23. Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии (По материалам зарубежных исследований). Л. 1971
24. Бирюков Н.И. Критика современных буржуазных теорий политического лидерства. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1983.
25. Алиев, В.Г. Теория организации [Текст] / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2010. - 429 c.
26. Балашов, А.П. Теория организации [Текст] / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.
27. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства на предприятиях [Текст] / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2010. - 260 c.
28. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства [Текст] / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
29. Дафт, Р.Л. Теория организации [Текст] / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 c.
30. Жигун, Л.А. Теория организации: Словарь [Текст] / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 116 c.
31. Кузнецов, Ю.В. Теория организации [Текст] / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М.: Юрайт, 2013. - 365 c.
32. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 329 c.
33. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 329 c.
34. Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 c.
35. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст] / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 848 c.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую