Благодарю за работу!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Управление бизнесом включает в себя ряд структурных составляющих. Основными из них являются: менеджмент, маркетинг, производство и финансы, которые и формируют целостную систему стратегического мышления руководителя в определенных экономических условиях.
Специфика задачи в менеджменте состоит в том, что она не решается с помощью какой-то однажды разработанной модели. Каждое новое предприятие, каждый конкретный опыт успешной деятельности уникален и неповторим. Однако существует определенный набор инструментов, моделей, подходов, применение которых позволяет проводить исследования в различных организациях.
Руководителю предприятия, менеджерам необходимо обладать опытом таких исследований, знать систему показателей методы оценки и принятия решений. Типовые процессы оценки ситуации, внешней и внутренней среды, должны уметь делать все, только каждый менеджер вносит в процесс свое видение ситуации, ориентируясь в большей степени на предоставляемую информацию и свой уровень квалификации.
Для проведения исследований требуется статистическая информация. Различные службы предприятия владеют достаточно большим объемом статистических данных. Обладая методами обработки этой информации и системой ее анализа, менеджеры овладевают методологией интегрированного решения, позволяющего объединить разрозненные исходные данные об организации и ее внешнем окружении в единую систему и использовать ее для организации процесса стратегического планирования и управления на предприятии.
Однако при открытии новых предприятий статистической информации может быть недостаточно, либо она может быть недоступна. В этих условиях повышается риск ошибки при принятии решения об открытии нового предприятия. Для снижения степени рисков ошибок специалисты рекомендуют разрабатывать бизнес-план.
Слово «бизнес» означает «дело» в самом общем смысле. Бизнес строится на трезвом расчёте, строгом контроле, скрупулезном анализе и отчётности. Поэтому планирование бизнеса в соответствии с законами экономики является непременным условием для успешной реализации любой идеи. Усложнение хозяйственных связей, возрастание конкуренции вызывает необходимость поиска наиболее оптимального и эффективного развития отечественных предприятий, требует разработки бизнес-планов развития предприятий в целом и их отдельных направлений.
В рыночной экономике бизнес-план является необходимым инструментом, позволяющим изучить емкость и перспективность будущего рынка сбыта, обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные предприятия осуществляют свою деятельность в условиях динамичной внешней среды. Без осознания значимости и необходимости планирования, в том числе бизнес - планирования, вряд ли возможно приобрести и упрочить конкурентные преимущества. В настоящее время на российских рынках конкуренция достаточна высока. В связи с этим разработка бизнес-плана для предприятий становится не столько желательной, сколько необходимой.
Данные обстоятельства обосновывают актуальность дипломной работы, тема которой «Бизнес-планирование в современных условиях». Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана новой организации. Достижение указанной цели обусловило постановку следующих задач:
• рассмотрение сущности и задач бизнес-плана;
• выявление основных методов и инструментов разработки бизнес-плана, которые могут быть использованы на уровне отдельного предприятия;
• анализ нормативно-правового регулирования деятельности исследуемого предприятия;
• изучение структуры и специфики сферы исследуемого предприятия.
• разработка основных элементов бизнес-плана новой организации.
Объектом исследования является бизнес-планирование на уровне отдельного предприятия. Предмет исследования – методы разработки и структура бизнес - плана для предприятия, функционирующего в сфере почтовых услуг.
Базой исследования выступили подразделения ФГУП «Почта России». ФГУП «Почта России» — национальный почтовый оператор, предоставляющий универсальные услуги почтовой связи, а также ряд финансовых и коммерческих сервисов на территории Российской Федерации. Почта России — одна из крупнейших и наиболее значимых компаний страны, выполняющая важнейшие социальные функции, входит в перечень стратегических предприятий России.
Почта России включает в себя 42 000 отделений по всей стране и объединяет один из самых больших трудовых коллективов — около 350 000 почтовых работников.
В 2013 году Почта России приняла, обработала и доставила более 1,6 млрд писем, 54 млн посылок и 75,4 млн единиц денежных переводов.
Филиалы предприятия подразделяются на 82 территориальных управления федеральной почтовой связи (УФПС) и 5 специализированных, в число которых входят:
Главный центр магистральных перевозок почты
EMS Почта России
Автоматизированные сортировочные центры
Центры гибридной почты
Russian Post – филиал ФГУП «Почта России» в Берлине.
В состав филиалов входят обособленные структурные подразделения, в том числе почтамты, отделения перевозки почты, магистральные и региональные сортировочные центры.
При выполнении дипломной работы использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, моделирование и др.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам управления и экономики предприятия, финансового менеджмента, бизнес-планирования и управления проектами. В исследовании использованы законодательные и нормативно-правовые акты, публикации в периодических изданиях, посвященные вопросам функционирования российского рынка, ресурсы сети Интернет.
В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области менеджмента, разработки бизнес-планов.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке бизнес-плана, который может служить основой привлечения необходимых инвестиционных ресурсов при открытии организации. Кроме того, разработанный бизнес-план может быть использован в программе государственной поддержки бизнеса.
Структура дипломной работы соответствует логике и последовательности поставленных задач, отражает ход исследования и включает, помимо введения, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность дипломной работы, обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи дипломной работы. Кроме этого, представлены методологические основы проведенного исследования.
В первой главе определен алгоритм разработки бизнес-плана открытия нового предприятия в современных российских условиях, рассмотрены правовые аспекты организации деятельности предприятия в современных условиях.
Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и резервы повышения эффективности деятельности предприятия (филиала ФГУП «Почта России») на основе бизнес-планирования, определены основные тенденции внешней среды предприятия и стратегические цели развития исследуемого предприятия.
В третьей главе представлено описание бизнес-идеи открытия нового отделения почтовой связи, обозначены основные вопросы открытия нового отделения почтовой связи (перечень услуг, рынок сбыта, ценовая политика). Также определены основные мероприятия, требующие реализации при организации деятельности нового отделения почтовой связи, представлен календарный график мероприятий, определены организационные вопросы (структура, потребности в сотрудниках), рассчитаны необходимые затраты и проводится оценка экономической целесообразности нового предприятия – отделения почтовой связи в г. Тосно.
В заключении дипломной работы приводятся основные выводы и результаты проделанной работы по теоретическим и практическим аспектам.
В список используемой литературы вошли использованные источники при выполнении дипломной работы.
В состав приложений вошли данные, актуализирующие положения дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Цели разработки и назначение бизнес-плана 8
1.2. Функции бизнес-плана 11
1.3. Структура и этапы разработки бизнес-плана 15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УФПС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ – ФИЛИАЛ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП «Почта России» 26
2.2. Анализ планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия 34
2.3. Резервы повышения эффективности бизнес-планирования на предприятии 37
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС ПЛАНА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ В Г.ТОСНО (ОПС ТОСНО 187004) 45
3.1. Бизнес план открытия нового отделения почтовой связи 45
3.2. Оценка эффективности разработки бизнес-плана 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Как показывает хозяйственная практика, еще имеется немало начинающих предпринимателей, в том числе и в сфере малого и среднего бизнеса, недооценивающих значение разработки бизнес-плана при открытии нового предприятия.
Перечисленные в дипломной работе и многие иные обстоятельства показывают, что для уменьшения степени неопределенности и риска предприятия проживания должны располагать надежной, объективной и своевременной информацией. Американский маркетолог П. Тернер отмечает, что информация является не только основой для принятия оптимальных решений, но и ресурсом, обеспечивающим предприятию конкурентные преимущества.
С обострением конкуренции в различных сферах борьба за количество и качество информации усиливается. Это вызвано тем, что расширение любого бизнеса не может осуществляться без углубленных данных о потребителях, состоянии рынка, конкуренции, а также факторах, оказывающих прямое и косвенное воздействие на достижение предприятием поставленных целей.
Выполненная дипломная работа позволила обобщить теоретический материал по разработке бизнес-плана, определить общую последовательность разработки бизнес-плана, выявить особенности разных методик составления бизнес-плана, рассмотреть различные показатели эффективности, используемые при разработке бизнес-плана предприятия.
Обозначим основные выводы и результаты выполненной дипломной работы.
Проведенное исследование позволяет выделить в хозяйственной практике существующих и создаваемых предприятий две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:
убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в бизнес или предоставления кредита;
помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклониться от выбранной цели.
Разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего предприятия.
В большинстве случаев основными задачами бизнес-плана выступают следующие:
• Обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;
• Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
• Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
• Подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях и с выгодой для различных людей - менеджеров, собственников, инвесторов. Таким образом, бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для составления бизнес-плана;
создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития;
бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений (реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.).
Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы. Менеджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самого процесса планирования, а не только от плана. Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.
Ряд специалистов используют подход, предполагающий деление на стадии последовательности процесса составления бизнес-плана. Эти специалисты указывают на то, что составление бизнес-плана - это не единовременное действие. Это процесс, имеющий несколько стадий:
1) необходимо собрать и обобщить исходные данные для разработки бизнес-плана;
2) необходимо осуществить многовариантные расчеты;
3) выбрать наиболее оптимальный вариант бизнес-плана;
4) осуществлять корректировки бизнес-плана в случае изменения факторов, от которых зависят данные, положенные в основу бизнес-плана.
При написании дипломной работы изучался международный опыт, что позволило выделить четыре основных стандарта, в соответствии с которыми осуществляется составление бизнес- планов зарубежных предприятий.
1. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая международной организацией UNIDO. UNIDO - аббревиатура слов The United Nations Industrial Development Organization, или «Организация объединенных наций по промышленному развитию». Бизнес-план, составленный по данной методике, будет ориентирован на получение инвестиций, в том числе и международных.
2. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая ЕБРР. ЕБРР - Европейский Банк Реконструкции и Развития. Он является крупнейшим международным инвестором, действующим во многих странах мира. Бизнес-план, составленный в соответствии с данной методикой, нацелен на определение перспектив развития предприятия, а также определение эффективности инвестирования.
3. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая KPMG. Компания KPMG представляет из себя международную сеть компаний и предлагает консультационные, аудиторские и другие виды услуг. Бизнес-план, составленный по данной методике, ориентирован не столько на потенциальных инвесторов, сколько на менеджмент организации. В данной структуре внимание сфокусировано на продукции и результатах, которые получало и планирует получить предприятие, тогда как первые два стандарта более ориентированы на финансовые показатели деятельности организации.
4. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая TACIS. TACIS - это аббревиатура, расшифровывающаяся как «Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States» или «Программа Европейского Союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ».
Данная методика является наиболее адаптированной под особенности функционирования российских предприятий, поскольку основным направлением деятельности TACIS является работа именно с предприятиями СНГ.
На основе обобщения теоретических и методологических положений была выполнена практическая часть дипломной работы, а именно был разработан бизнес-план открытия нового отделения почтовой связи в составе УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Целью разработанного бизнес-плана является открытие нового отделения почтовой связи по предоставлению физическим и юридическим лицам почтовых, финансовых и дополнительных услуг.
На сегодняшний момент в г. Тосно с населением 39101 чел. открыты два отделения почтовой связи:
1-(одно) ОПС – 2 класса
1-(одно) ОПС - 4 класса
На основании приказа Министерства Связи 178 от 27.04.14г. «О введении нормативов развития и размещения в городах и сельской местности сети отделений пунктов почтовой связи», произведен расчет необходимого количества пунктов почтовой связи. На город Тосно должно быть 4 ОПС.
Отделение почтовой связи планируется открыть в новом микрорайоне на шоссе Барыбина или на ул. Станиславского города Тосно.
Главными конкурентами по финансовым услугам будут являться дополнительные офисы Россельхозбанка и Сбербанка.
Общие планируемые среднемесячные расходы составляют – 400 237 рублей, первоначальные расходы на ремонт ОПС – 400 000 рублей.
Новое ОПС планируется открыть в новом микрорайоне города, площадью до 100 кв.м., отделение будет 3 класса.
Режим работы с 09-00 до 20- 00 с перерывом на обед с 13-00 до 14-00, выходной день воскресенье.
Данное ОПС будет предоставлять почтовые, финансовые и дополнительные услуги.
Предоставление услуг почтового отделения в данном районе отсутствует. До действующих ОПС расстояние составляет около 2,5-3,0 км. Численность проживающего населения около 14 000 чел., юридических лиц в данном районе составляет 38 единиц, пенсионеры – 1 400 человек.
Основными конкурентами отделения почтовой связи в предоставлении финансовых услуг являются дополнительные офисы: «Россельхозбанка», (расположенный по адресу: г. Тосно, пр. Ленина, дом 19) и «Сбербанк» (расположенный по адресу: г. Тосно, пр. Ленина, дом 10).
Инициаторы проекта считают, что имеют ряд преимуществ перед данными конкурентами, а именно:
1) Отдаленность открываемого отделения от конкурентов около 2-2,5 км.;
2) Процент вознаграждения от суммы коммунального платежа составляет -3%, тогда, как у нас 2%;
Следовательно, можно утверждать, что открытие почтового отделения почтовой связи будет выгодно населению и нам.
Для полноценного входа на рынок услуг необходимо провести ряд мероприятий:
1) Торжественное открытие отделения почтовой связи с привлечением медиа-холдинга г.Тосно;
2) Размещение рекламы об открытии ОПС на телевидении, радио и местных СМИ;
3) Привлечение почтальонов для распространения рекламных буклетов об открытии ОПС, с краткой информацией по оказанным услугам.
Об эффективности реализации проекта открытия отделения почтовой связи свидетельствуют значения следующих показателей::
1) Среднемесячный доход – 610 304 руб.
2) Прибыль от деятельности ОПС составит – 210 067 руб.
3) Окупаемость – 2 месяца
4) Рентабельность – 34,4%
В целом необходимо отметить высокую степень применимости теоретических и методологических подходов и принципов разработки бизнес-плана в практике. Данная дипломная работа может представлять интерес для предпринимателей, открывающих свое дело и руководителей действующих предприятий.
1. Федеральный закон Российской Федерации «О связи» (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26, 27 июля 2006 г., 9 февраля 2007 г.) принят Государственной Думой 18 июня 2003 года, одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года
2. Федеральный закон Российской Федерации «О почтовой связи» (с изменениями от 07.07.2003 г., 22.08.2004 г., 29.12.2004 г., 26.06.2007 г., 14.07.2008 г., 23.07.2008 г., 28.06.2009 г.) принят Государственной Думой 24 июня 1999 года, одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
4. Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 01.09.2013 г.).
5. Архипов В.М. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
6. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. 2 изд. Стандарт третьего поколения. / Ю.М. Бахрамов – СПб.: Питер, 2011.
7. Беляев В.И. Практика менеджмента: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2006.
8. Бизнес-планирование: методическое пособие. – СПб.: НОУ ДПО «Санкт-Петербургская школа бизнеса», 2012.
9. Бизнес-планирование: учебник. / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2000.
10. Бизнес-планирование: учебное пособие / Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. – М.: Юнити-Дана, 2012.
11. Большаков А.С., Михайлов Б.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002.
12. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. М.: Дашков и К, 2013.
13. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2014.
14. Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. М.: Рид Групп, 2012.
15. Воронцовский А.В. Управление рисками: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
16. Галкин К.И. «Эффективность проекта» как категория оценки инвестиционных проектов // Современные аспекты экономики, №2 (14), 2011. С. 52-58.
17. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. М.: Ось-89, 2011.
18. Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. – М.: Филинъ, 1999.
19. Джазовская И.Н., Похвалов А.С. Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2007.
20. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Форум, 2011.
21. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров /И.А.Дубровин – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 (электронная библиотека IPBooks).
22. Как начать свое дело в Санкт-Петербурге: справочник начинающего предпринимателя. – СПб.: Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса, 2012.
23. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов.- М.: Финансы и статистика, 2003.
24. Колесникова Н. Законы привлекательности // Бизнес сегодня, №4, 2005. С. 13-17.
25. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2000.
26. Кудина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник / М.В. Кудина – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
27. Лисовская И.А. Финансовый менеджмент: Полный курс МВА / И.А. Лисовская. – М.: Рид Групп, 2011.
28. Лосев В.С. Как составить бизнес-план. М.: ИКЦ МарТ, 2008.
29. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: уч. пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: Омега-Л, 2004.
30. Миронов М.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Г. Миронов, Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова – М. Экзамен, 2010.
31. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. М.: Форум, 2012.
32. Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
33. Орлова Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013.
34. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012.
35. Попов В.М., Кураков Л.П., Ляпунов С.И.,Мингазов. «Бизнес-план-отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация». – М.; Финансы и статистика, 2001.
36. Попов В.М. «Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями» – М.; Финансы и статистика, 2004.
37. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Вильямс, 2010.
38. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: учебник для вузов – М.: ЮРАЙТ, 2014. – ЭБС Университетская библиотека ONLINE.
39. Сатаев А.М. Азбука бизнес-планирования: учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2013.
40. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
41. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами / Е.Н. Станиславчик. - М.: Ось-89, 2009.
42. Стратегический менеджмент: учебник / Под. ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2005.
43. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М.: Форум, 2013.
44. Уварова И.Н. Особенности оценки эффективности инвестиционного проекта // Справочник экономиста, №5, 2012. С. 20-24.
45. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. «Бизнес-план».- М: «АКАЛИС», 1996.
46. Черняк В.З. Бизнес-планирование. / В.З. Черняк, А.В.Черняк, И.В. Довдиенко – М. Изд-во РДЛ, 2007.
47. Abrams Jay.B. Quantitative Business Valuation: Mathematical Approach for Today's Professionals, New York: Mc Graw Hill, 2001.
48. Graham, J., Harvey, C. The theory and practice of corporate finance: Evidence from the field, Journal of Financial Economics, 60, 2001. Рр. 187–243.
49. Ryan, P.A., Ryan, G.P. Capital budgeting practices of the Fortune 1000: how have things changed?, Journal of Business and Management, 8(4), 2002. Рр. 355–364.
50. http://www.russianpost.ru/rp/collective/ru/home/socpolitic
51. http://www.spbpost.ru/
52. www.master-effect.biz/index.php?id=151
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Управление бизнесом включает в себя ряд структурных составляющих. Основными из них являются: менеджмент, маркетинг, производство и финансы, которые и формируют целостную систему стратегического мышления руководителя в определенных экономических условиях.
Специфика задачи в менеджменте состоит в том, что она не решается с помощью какой-то однажды разработанной модели. Каждое новое предприятие, каждый конкретный опыт успешной деятельности уникален и неповторим. Однако существует определенный набор инструментов, моделей, подходов, применение которых позволяет проводить исследования в различных организациях.
Руководителю предприятия, менеджерам необходимо обладать опытом таких исследований, знать систему показателей методы оценки и принятия решений. Типовые процессы оценки ситуации, внешней и внутренней среды, должны уметь делать все, только каждый менеджер вносит в процесс свое видение ситуации, ориентируясь в большей степени на предоставляемую информацию и свой уровень квалификации.
Для проведения исследований требуется статистическая информация. Различные службы предприятия владеют достаточно большим объемом статистических данных. Обладая методами обработки этой информации и системой ее анализа, менеджеры овладевают методологией интегрированного решения, позволяющего объединить разрозненные исходные данные об организации и ее внешнем окружении в единую систему и использовать ее для организации процесса стратегического планирования и управления на предприятии.
Однако при открытии новых предприятий статистической информации может быть недостаточно, либо она может быть недоступна. В этих условиях повышается риск ошибки при принятии решения об открытии нового предприятия. Для снижения степени рисков ошибок специалисты рекомендуют разрабатывать бизнес-план.
Слово «бизнес» означает «дело» в самом общем смысле. Бизнес строится на трезвом расчёте, строгом контроле, скрупулезном анализе и отчётности. Поэтому планирование бизнеса в соответствии с законами экономики является непременным условием для успешной реализации любой идеи. Усложнение хозяйственных связей, возрастание конкуренции вызывает необходимость поиска наиболее оптимального и эффективного развития отечественных предприятий, требует разработки бизнес-планов развития предприятий в целом и их отдельных направлений.
В рыночной экономике бизнес-план является необходимым инструментом, позволяющим изучить емкость и перспективность будущего рынка сбыта, обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные предприятия осуществляют свою деятельность в условиях динамичной внешней среды. Без осознания значимости и необходимости планирования, в том числе бизнес - планирования, вряд ли возможно приобрести и упрочить конкурентные преимущества. В настоящее время на российских рынках конкуренция достаточна высока. В связи с этим разработка бизнес-плана для предприятий становится не столько желательной, сколько необходимой.
Данные обстоятельства обосновывают актуальность дипломной работы, тема которой «Бизнес-планирование в современных условиях». Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана новой организации. Достижение указанной цели обусловило постановку следующих задач:
• рассмотрение сущности и задач бизнес-плана;
• выявление основных методов и инструментов разработки бизнес-плана, которые могут быть использованы на уровне отдельного предприятия;
• анализ нормативно-правового регулирования деятельности исследуемого предприятия;
• изучение структуры и специфики сферы исследуемого предприятия.
• разработка основных элементов бизнес-плана новой организации.
Объектом исследования является бизнес-планирование на уровне отдельного предприятия. Предмет исследования – методы разработки и структура бизнес - плана для предприятия, функционирующего в сфере почтовых услуг.
Базой исследования выступили подразделения ФГУП «Почта России». ФГУП «Почта России» — национальный почтовый оператор, предоставляющий универсальные услуги почтовой связи, а также ряд финансовых и коммерческих сервисов на территории Российской Федерации. Почта России — одна из крупнейших и наиболее значимых компаний страны, выполняющая важнейшие социальные функции, входит в перечень стратегических предприятий России.
Почта России включает в себя 42 000 отделений по всей стране и объединяет один из самых больших трудовых коллективов — около 350 000 почтовых работников.
В 2013 году Почта России приняла, обработала и доставила более 1,6 млрд писем, 54 млн посылок и 75,4 млн единиц денежных переводов.
Филиалы предприятия подразделяются на 82 территориальных управления федеральной почтовой связи (УФПС) и 5 специализированных, в число которых входят:
Главный центр магистральных перевозок почты
EMS Почта России
Автоматизированные сортировочные центры
Центры гибридной почты
Russian Post – филиал ФГУП «Почта России» в Берлине.
В состав филиалов входят обособленные структурные подразделения, в том числе почтамты, отделения перевозки почты, магистральные и региональные сортировочные центры.
При выполнении дипломной работы использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, моделирование и др.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам управления и экономики предприятия, финансового менеджмента, бизнес-планирования и управления проектами. В исследовании использованы законодательные и нормативно-правовые акты, публикации в периодических изданиях, посвященные вопросам функционирования российского рынка, ресурсы сети Интернет.
В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области менеджмента, разработки бизнес-планов.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке бизнес-плана, который может служить основой привлечения необходимых инвестиционных ресурсов при открытии организации. Кроме того, разработанный бизнес-план может быть использован в программе государственной поддержки бизнеса.
Структура дипломной работы соответствует логике и последовательности поставленных задач, отражает ход исследования и включает, помимо введения, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность дипломной работы, обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи дипломной работы. Кроме этого, представлены методологические основы проведенного исследования.
В первой главе определен алгоритм разработки бизнес-плана открытия нового предприятия в современных российских условиях, рассмотрены правовые аспекты организации деятельности предприятия в современных условиях.
Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и резервы повышения эффективности деятельности предприятия (филиала ФГУП «Почта России») на основе бизнес-планирования, определены основные тенденции внешней среды предприятия и стратегические цели развития исследуемого предприятия.
В третьей главе представлено описание бизнес-идеи открытия нового отделения почтовой связи, обозначены основные вопросы открытия нового отделения почтовой связи (перечень услуг, рынок сбыта, ценовая политика). Также определены основные мероприятия, требующие реализации при организации деятельности нового отделения почтовой связи, представлен календарный график мероприятий, определены организационные вопросы (структура, потребности в сотрудниках), рассчитаны необходимые затраты и проводится оценка экономической целесообразности нового предприятия – отделения почтовой связи в г. Тосно.
В заключении дипломной работы приводятся основные выводы и результаты проделанной работы по теоретическим и практическим аспектам.
В список используемой литературы вошли использованные источники при выполнении дипломной работы.
В состав приложений вошли данные, актуализирующие положения дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Цели разработки и назначение бизнес-плана 8
1.2. Функции бизнес-плана 11
1.3. Структура и этапы разработки бизнес-плана 15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УФПС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ – ФИЛИАЛ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП «Почта России» 26
2.2. Анализ планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия 34
2.3. Резервы повышения эффективности бизнес-планирования на предприятии 37
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС ПЛАНА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ В Г.ТОСНО (ОПС ТОСНО 187004) 45
3.1. Бизнес план открытия нового отделения почтовой связи 45
3.2. Оценка эффективности разработки бизнес-плана 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Как показывает хозяйственная практика, еще имеется немало начинающих предпринимателей, в том числе и в сфере малого и среднего бизнеса, недооценивающих значение разработки бизнес-плана при открытии нового предприятия.
Перечисленные в дипломной работе и многие иные обстоятельства показывают, что для уменьшения степени неопределенности и риска предприятия проживания должны располагать надежной, объективной и своевременной информацией. Американский маркетолог П. Тернер отмечает, что информация является не только основой для принятия оптимальных решений, но и ресурсом, обеспечивающим предприятию конкурентные преимущества.
С обострением конкуренции в различных сферах борьба за количество и качество информации усиливается. Это вызвано тем, что расширение любого бизнеса не может осуществляться без углубленных данных о потребителях, состоянии рынка, конкуренции, а также факторах, оказывающих прямое и косвенное воздействие на достижение предприятием поставленных целей.
Выполненная дипломная работа позволила обобщить теоретический материал по разработке бизнес-плана, определить общую последовательность разработки бизнес-плана, выявить особенности разных методик составления бизнес-плана, рассмотреть различные показатели эффективности, используемые при разработке бизнес-плана предприятия.
Обозначим основные выводы и результаты выполненной дипломной работы.
Проведенное исследование позволяет выделить в хозяйственной практике существующих и создаваемых предприятий две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:
убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в бизнес или предоставления кредита;
помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклониться от выбранной цели.
Разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего предприятия.
В большинстве случаев основными задачами бизнес-плана выступают следующие:
• Обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;
• Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
• Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
• Подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях и с выгодой для различных людей - менеджеров, собственников, инвесторов. Таким образом, бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для составления бизнес-плана;
создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития;
бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений (реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.).
Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы. Менеджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самого процесса планирования, а не только от плана. Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.
Ряд специалистов используют подход, предполагающий деление на стадии последовательности процесса составления бизнес-плана. Эти специалисты указывают на то, что составление бизнес-плана - это не единовременное действие. Это процесс, имеющий несколько стадий:
1) необходимо собрать и обобщить исходные данные для разработки бизнес-плана;
2) необходимо осуществить многовариантные расчеты;
3) выбрать наиболее оптимальный вариант бизнес-плана;
4) осуществлять корректировки бизнес-плана в случае изменения факторов, от которых зависят данные, положенные в основу бизнес-плана.
При написании дипломной работы изучался международный опыт, что позволило выделить четыре основных стандарта, в соответствии с которыми осуществляется составление бизнес- планов зарубежных предприятий.
1. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая международной организацией UNIDO. UNIDO - аббревиатура слов The United Nations Industrial Development Organization, или «Организация объединенных наций по промышленному развитию». Бизнес-план, составленный по данной методике, будет ориентирован на получение инвестиций, в том числе и международных.
2. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая ЕБРР. ЕБРР - Европейский Банк Реконструкции и Развития. Он является крупнейшим международным инвестором, действующим во многих странах мира. Бизнес-план, составленный в соответствии с данной методикой, нацелен на определение перспектив развития предприятия, а также определение эффективности инвестирования.
3. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая KPMG. Компания KPMG представляет из себя международную сеть компаний и предлагает консультационные, аудиторские и другие виды услуг. Бизнес-план, составленный по данной методике, ориентирован не столько на потенциальных инвесторов, сколько на менеджмент организации. В данной структуре внимание сфокусировано на продукции и результатах, которые получало и планирует получить предприятие, тогда как первые два стандарта более ориентированы на финансовые показатели деятельности организации.
4. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая TACIS. TACIS - это аббревиатура, расшифровывающаяся как «Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States» или «Программа Европейского Союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ».
Данная методика является наиболее адаптированной под особенности функционирования российских предприятий, поскольку основным направлением деятельности TACIS является работа именно с предприятиями СНГ.
На основе обобщения теоретических и методологических положений была выполнена практическая часть дипломной работы, а именно был разработан бизнес-план открытия нового отделения почтовой связи в составе УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Целью разработанного бизнес-плана является открытие нового отделения почтовой связи по предоставлению физическим и юридическим лицам почтовых, финансовых и дополнительных услуг.
На сегодняшний момент в г. Тосно с населением 39101 чел. открыты два отделения почтовой связи:
1-(одно) ОПС – 2 класса
1-(одно) ОПС - 4 класса
На основании приказа Министерства Связи 178 от 27.04.14г. «О введении нормативов развития и размещения в городах и сельской местности сети отделений пунктов почтовой связи», произведен расчет необходимого количества пунктов почтовой связи. На город Тосно должно быть 4 ОПС.
Отделение почтовой связи планируется открыть в новом микрорайоне на шоссе Барыбина или на ул. Станиславского города Тосно.
Главными конкурентами по финансовым услугам будут являться дополнительные офисы Россельхозбанка и Сбербанка.
Общие планируемые среднемесячные расходы составляют – 400 237 рублей, первоначальные расходы на ремонт ОПС – 400 000 рублей.
Новое ОПС планируется открыть в новом микрорайоне города, площадью до 100 кв.м., отделение будет 3 класса.
Режим работы с 09-00 до 20- 00 с перерывом на обед с 13-00 до 14-00, выходной день воскресенье.
Данное ОПС будет предоставлять почтовые, финансовые и дополнительные услуги.
Предоставление услуг почтового отделения в данном районе отсутствует. До действующих ОПС расстояние составляет около 2,5-3,0 км. Численность проживающего населения около 14 000 чел., юридических лиц в данном районе составляет 38 единиц, пенсионеры – 1 400 человек.
Основными конкурентами отделения почтовой связи в предоставлении финансовых услуг являются дополнительные офисы: «Россельхозбанка», (расположенный по адресу: г. Тосно, пр. Ленина, дом 19) и «Сбербанк» (расположенный по адресу: г. Тосно, пр. Ленина, дом 10).
Инициаторы проекта считают, что имеют ряд преимуществ перед данными конкурентами, а именно:
1) Отдаленность открываемого отделения от конкурентов около 2-2,5 км.;
2) Процент вознаграждения от суммы коммунального платежа составляет -3%, тогда, как у нас 2%;
Следовательно, можно утверждать, что открытие почтового отделения почтовой связи будет выгодно населению и нам.
Для полноценного входа на рынок услуг необходимо провести ряд мероприятий:
1) Торжественное открытие отделения почтовой связи с привлечением медиа-холдинга г.Тосно;
2) Размещение рекламы об открытии ОПС на телевидении, радио и местных СМИ;
3) Привлечение почтальонов для распространения рекламных буклетов об открытии ОПС, с краткой информацией по оказанным услугам.
Об эффективности реализации проекта открытия отделения почтовой связи свидетельствуют значения следующих показателей::
1) Среднемесячный доход – 610 304 руб.
2) Прибыль от деятельности ОПС составит – 210 067 руб.
3) Окупаемость – 2 месяца
4) Рентабельность – 34,4%
В целом необходимо отметить высокую степень применимости теоретических и методологических подходов и принципов разработки бизнес-плана в практике. Данная дипломная работа может представлять интерес для предпринимателей, открывающих свое дело и руководителей действующих предприятий.
1. Федеральный закон Российской Федерации «О связи» (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26, 27 июля 2006 г., 9 февраля 2007 г.) принят Государственной Думой 18 июня 2003 года, одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года
2. Федеральный закон Российской Федерации «О почтовой связи» (с изменениями от 07.07.2003 г., 22.08.2004 г., 29.12.2004 г., 26.06.2007 г., 14.07.2008 г., 23.07.2008 г., 28.06.2009 г.) принят Государственной Думой 24 июня 1999 года, одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
4. Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 01.09.2013 г.).
5. Архипов В.М. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
6. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. 2 изд. Стандарт третьего поколения. / Ю.М. Бахрамов – СПб.: Питер, 2011.
7. Беляев В.И. Практика менеджмента: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2006.
8. Бизнес-планирование: методическое пособие. – СПб.: НОУ ДПО «Санкт-Петербургская школа бизнеса», 2012.
9. Бизнес-планирование: учебник. / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2000.
10. Бизнес-планирование: учебное пособие / Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. – М.: Юнити-Дана, 2012.
11. Большаков А.С., Михайлов Б.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002.
12. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. М.: Дашков и К, 2013.
13. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2014.
14. Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. М.: Рид Групп, 2012.
15. Воронцовский А.В. Управление рисками: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
16. Галкин К.И. «Эффективность проекта» как категория оценки инвестиционных проектов // Современные аспекты экономики, №2 (14), 2011. С. 52-58.
17. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. М.: Ось-89, 2011.
18. Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. – М.: Филинъ, 1999.
19. Джазовская И.Н., Похвалов А.С. Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2007.
20. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Форум, 2011.
21. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров /И.А.Дубровин – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 (электронная библиотека IPBooks).
22. Как начать свое дело в Санкт-Петербурге: справочник начинающего предпринимателя. – СПб.: Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса, 2012.
23. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов.- М.: Финансы и статистика, 2003.
24. Колесникова Н. Законы привлекательности // Бизнес сегодня, №4, 2005. С. 13-17.
25. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2000.
26. Кудина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник / М.В. Кудина – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
27. Лисовская И.А. Финансовый менеджмент: Полный курс МВА / И.А. Лисовская. – М.: Рид Групп, 2011.
28. Лосев В.С. Как составить бизнес-план. М.: ИКЦ МарТ, 2008.
29. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: уч. пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: Омега-Л, 2004.
30. Миронов М.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Г. Миронов, Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова – М. Экзамен, 2010.
31. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. М.: Форум, 2012.
32. Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
33. Орлова Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013.
34. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012.
35. Попов В.М., Кураков Л.П., Ляпунов С.И.,Мингазов. «Бизнес-план-отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация». – М.; Финансы и статистика, 2001.
36. Попов В.М. «Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями» – М.; Финансы и статистика, 2004.
37. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Вильямс, 2010.
38. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: учебник для вузов – М.: ЮРАЙТ, 2014. – ЭБС Университетская библиотека ONLINE.
39. Сатаев А.М. Азбука бизнес-планирования: учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2013.
40. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
41. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами / Е.Н. Станиславчик. - М.: Ось-89, 2009.
42. Стратегический менеджмент: учебник / Под. ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2005.
43. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М.: Форум, 2013.
44. Уварова И.Н. Особенности оценки эффективности инвестиционного проекта // Справочник экономиста, №5, 2012. С. 20-24.
45. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. «Бизнес-план».- М: «АКАЛИС», 1996.
46. Черняк В.З. Бизнес-планирование. / В.З. Черняк, А.В.Черняк, И.В. Довдиенко – М. Изд-во РДЛ, 2007.
47. Abrams Jay.B. Quantitative Business Valuation: Mathematical Approach for Today's Professionals, New York: Mc Graw Hill, 2001.
48. Graham, J., Harvey, C. The theory and practice of corporate finance: Evidence from the field, Journal of Financial Economics, 60, 2001. Рр. 187–243.
49. Ryan, P.A., Ryan, G.P. Capital budgeting practices of the Fortune 1000: how have things changed?, Journal of Business and Management, 8(4), 2002. Рр. 355–364.
50. http://www.russianpost.ru/rp/collective/ru/home/socpolitic
51. http://www.spbpost.ru/
52. www.master-effect.biz/index.php?id=151
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую