Благодарю за 3-ю главу диплома и множественные оперативные доработки))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Практически все страны мира при проведении рыночных преобразо-ваний прибегают к привлечению внешних и внутренних займов. При эф-фективном расходовании заемных ресурсов на проекты с высоким муль-типликативным эффектом происходит ускорение экономического роста, строятся приоритетные инвестиционные объекты, решаются социально-экономические проблемы. При неэффективном использовании происходит наращивание долговых обязательств, которое приводит к дополнительным расходам бюджета, сокращению государственных расходов, давлению на обменный курс национальной валюты и напряженности в денежно-кредитной сфере. В глобальном масштабе рост долговых проблем способ-ствует замедлению восстановления мировой экономики, снижению суве-ренного кредитного рейтинга государств, политической и экономической зависимости государств-заемщиков от кредиторов. Опыт зарубежных стран показывает, насколько опасна ситуация долгового навеса и некон-тролируемого роста долговых обязательств. Поддержание внешнего долга на безопасном уровне является необходимым условием сбалансированной экономической политики. В мировой практике для эффективного управле-ния государственным долгом создаются долговые агентства.
Большинству стран не хватает собственных средств для осуществле-ния внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, осуществления социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Однако почти во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Именно по-этому так важно знать причины и последствия государственного долга, а также знать, как влиять на размер долга, чтобы не подвергать страну кри-зисным ситуациям.
Государственный долг является результатом финансовых заимство-ваний государства, которые осуществляются для компенсации недостатка бюджета. Госдолг рассчитывается как сумма дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Когда рассматривается государ-ственный долг, зачастую не принимаются во внимание встречные требова-ния государства к другим государствам, обязательства страны в сфере со-циального и пенсионного обеспечений также не принимаются во внимание.
Государственный долг является одним из способов финансирования государственных операций, но это не единственный метод. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем са-мым устраняя необходимость выплачивать проценты. Но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.
Актуальность данного исследования подтверждают научные разра-ботки специалистов по данной тематике.
Целью работы является определение совершенствования путей регу-лирования государственного долга Российской Федерации на основе ана-лиза внутреннего и внешнего долга России, а также изучения зарубежного опыта.
Поставленная цель предопределила формулировку и решение сле-дующих задач:
рассмотреть социально-экономическую сущность категории «госу-дарственный долг»;
показать причины возникновения, структуру и классификацию госу-дарственного долга;
изучить классические теории государственного долга;
дать общую характеристику государственного долга РФ после рас-пада СССР;
оценить изменение характера заимствований на рынках междуна-родного капитала;
проанализировать тенденции заимствования на внутреннем рынке РФ;
смоделировать влияния государственного долга на экономическое состояние страны;
определить ориентиры и риски долговой политики РФ на ближайшие годы.
Предметом исследования являются принципы развития и законо-мерности функционирования государственного долга, а объектом выпуск-ной квалификационной работы – государственный долг стран мира в це-лом, и России в частности.
Методы исследования. Методической основой являются положения современной экономической теории, научные труды отечественных и за-рубежных ученых в данной сфере. Для решения поставленных в работе задач применялся диалектический метод научного познания, а также об-щенаучные методы исследования: комплексный анализа и синтез, фор-мальная и диалектическая логика, метод системного анализа; сравнитель-ный анализ; экономико-математический анализ; структурный подход.
Информационной базой работы послужили использованные в работе специализированные периодические и справочные издания РФ, зарубеж-ных стран, международных организаций и институтов. Были также широ-ко использованы доклады, тематические обзоры и издания СНГ, ЕС и дру-гих международных организаций
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 53 источ-ников.
В первой (теоретической) главе: «Теоретические основы формиро-вания государственного долга РФ» рассмотрены основы государственного долга, его роль и значение, показаны причины возникновения, структура и классификация государственного долга, изучены классические теории гос-ударственного долга.
Во второй (аналитической) главе: «Исследование состава, структуры и динамики государственного долга в современной России» дана общая характеристика государственного долга РФ после распада СССР, оценено изменение характера заимствований на рынках международного капитала, проанализированы тенденции заимствования на внутреннем рынке РФ, а также смоделировано влияние государственного долга на экономическое состояние страны.
В третьей (рекомендательной) главе: «Мероприятия по совершен-ствованию долговой политики РФ» определены проблемы государствен-ного долга в России, а также ориентиры и риски долговой политики РФ на ближайшие годы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 7
1.1. Социально-экономическая сущность категории
«государственный долг» 7
1.2. Государственный долг: причины возникновения,
структура и классификация 14
1.3. Классические теории государственного долга 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 25
2.1. Общая характеристика государственного долга РФ
после распада СССР 25
2.2. Изменение характера заимствования на рынках
международного капитала 31
2.3. Анализ и тенденции заимствования на внутреннем рынке РФ 39
2.4. Моделирование влияния государственного долга
на экономическое состояние страны 49
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 58
3.1. Обслуживание и урегулирование государственного
долга России 58
3.2. Ориентиры и риски долговой политики РФ
на ближайшие годы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Проведенный категориальный анализ определений государствен-ного долга дает возможность сформулировать уточненное определение, которое должно касаться, в первую очередь, таких аспектов как:
1) раскрытие природы государственного долга с учетом его прояв-лений через категории «сущность», «явление», «содержание», «форма»;
2) соответствие экономическим реалиям нашей страны;
3) реальность отображения в статистической отчетности;
4) корректность формулирования.
Отсюда предлагаем определить государственный долг как движение заемных капиталов и перераспределение ВВП в результате кредитных от-ношений между государством и его кредиторами по поводу привлечения, использования и погашения задолженности по всем эмитированным, но не погашенным займам в форме долговых ценных бумаг или займов, привле-ченных на основе соглашений, а также сумма обязательств предприятий, которую государство будет должно уплатить как гарант в случае их не-возможного погашения.
2. От эффективности решения обозначенных проблем в области пла-нирования и управления государственным долгом зависит стабильность бюджетной системы РФ в целом и финансовая сбалансированность отдель-но взятого бюджета в частности, а также надежность и уровень развития национальной экономики.
3. Негативным фактором является наличие диспропорций в общей долговой политике России, в том числе в области управления внешним долгом. Первая диспропорция связана с резко выросшей долей корпора-тивного сектора в структуре общей внешней задолженности Российской Федерации. Хотя суверенный долг России и остается пока относительно стабильным, но доля задолженности в иностранной валюте со стороны не-государственного сектора становится непропорционально высока. Дис-пропорция в соотношении частного и государственного долга порождает неопределенность относительно реального долгового бремени Российской Федерации.
Возрастающая неопределенность в управлении внешним долгом проявляется, прежде всего, через увеличение сложности процедур кон-троля и согласования, а также во все более настоятельном требовании учи-тывать требования сбалансированности и эффективности проводимой дол-говой политики, что обусловливает потребность в разработке эффективно-го инструментария управления внешним долгом государства.
4. Увеличение государственного долга развитых стран в целом про-диктовано в первую очередь не столько экономической необходимостью, сколько политическими целями, попыткой сохранить высокий уровня по-требления этих стран не соответствующий реальному уровню развития их экономик. В последние десятилетия экономика развитых стран демонстри-ровала низкие темпы экономического роста. И вместо решения фундамен-тальных экономических проблем, накопившихся в национальной экономи-ке западные государства использовали наиболее легкий путь в виде «зали-вания» экономики дешевой ликвидностью, даже ценой увеличения нацио-нального долгового бремени.
5. Увеличение темпов роста долгового бремени свидетельствует о том, что кардинальных изменений в экономике этих стран не происходит и деньги, занятые в долг идут в основном на поддержание существующего уровня потребления и на покрытие долгов национальной экономики. В будущем это приведет к дальнейшему росту государственного долга этих стран (в частности, за счет увеличения государственных выплат по обслу-живанию долга). Что повлечет усиление напряженности и в экономике, и в международной политике, проводимой странами большой 7-ки.
В настоящее время западные страны извлекают выгоду из того, что остальной мир всё ещё доверяет их валютам и использует их в качестве ре-зервных. Это позволяет западным странам получать доступ к дешёвым долговым обязательствам и стимулировать свои национальные экономики за счёт монетарной политики, проводимой центральными банками. Однако при усугубляющейся долговой ситуации и сокращающейся доли этих стран в мировой экономике это в итоге приведет к резкому удорожанию заимствований и росту инфляции, переходящей в конце концов в гиперин-фляцию.
6. Для тех государств, у которых высокий уровень государственного долга, при новых займах увеличиваются не только процентные ставки, но и уменьшается число инвесторов, которые готовы предоставить свой капи-тал. Возможна опасность для страны с высоким долгом, оказаться в без-выходной ситуации: с одной стороны — проценты по погашению суще-ствующей задолженности, которые постоянно растут, а с другой стороны — всё более сужающийся доступ к финансовому рынку. Это может спо-собствовать утрате возможности государства оплачивать свои долги и да-же банкротству, особенно в случае, если долг не в национальной валюте.
1. Айснер Роберт (Eisner Robert). Бремя государственного долга // В кн.: Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с анг. / Науч. ред. чл.-корр. РАН В.С. Автономов. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 28-32.
2. Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 336 с.
3. Аналитическая записка по вопросу формирования и использо-вания показателей, характеризующих состояние государственного внешне-го долга Российской Федерации – М.: Счетная палата, 2008.
4. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: ВТФ «Перун», 2014. – 1440 с.
5. В III квартале госдолг ЕС достиг 86,6% от ВВП. URL: http://www.baltic-course.com/rus/_analytics/?doc=101438 (дата обращения:: 16.11.2015)
6. Верхолаз В. В. Формирование современных механизмов управления государственным долгом: автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит». – М., 2012. – 25 с.
7. Власенко Е.О. Исследование методов обеспечения сбалансиро-ванности бюджетной системы региона // Известия Иркутской гос. экон. акад. – 2012. – № 5.
8. Госдолг Евросоюза за год вырос на 4%. URL: http://saminvestor.ru/news/2014/10/24/31678/ (дата обращения: 17.11.2015)
9. Государственный долг США. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 7.11.2015)
10. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тен-денции и российская практика. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
11. Долганова Ю. С., Уксусова С. Ю. Дискуссионные вопросы управления государственным долгом // Известия Уральского государ-ственного экономического университета. – 2011. – № 3. – С. 96.
12. Закирова У.В. Модификации сбалансированного алгоритма решения задач инкассации с дополнительными ограничениями / У.В. За-кирова, Т.А. Осечкина // Перспективы науки. – Тамбов: ТМБпринт. – 2014. – №3. – С. 69-71.
13. Закирова У.В. О некоторой модификации сбалансированного алгоритма решения задач маршрутизации транспорта / У.В. Закирова, Т.А. Осечкина // Наука и бизнес: пути развития. – М.: ТМБпринт. – 2014. - № 1. – 45 с.
14. Исследование и анализ эффективности управления государ-ственным внешним долгом Российской Федерации, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. – М., 2013.
15. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости процента и денег // В кн.: Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с анг. / Предисл., ком-мент., сост.: А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – С. 224-518.
16. Князева Е.Г. Госдолг Свердловской области находится на при-емлемом уровне // УралБизнесКонсалтинг. – 2014. 13 марта. URL: http://urbc.ru/1068024236-elena-knyazeva-gosdolg-sverdlovskoy-oblasti- nahoditsya-na-priemlemom-urovne.html.
17. Консолидированный госдолг стран-членов ЕС может достиг-нуть к 2014 г 100% ВВП. URL: http://afn.by/news/i/127156 (дата обраще-ния: 1.02.2015)
18. Крым А.Б. Теория государственного долга: этапы становления. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2015. – № 2. – С. 44-51.
19. Кувшинова О. Двойная угроза // Форум «Финансовая Россия». Приложение к газете «Ведомости». – 2 011. – 21 декабря.
20. Кумыков А.А. Государственный долг в системе макроэкономи-ческого регулирования. – М.: Финансы, 2012.
21. Макконел К. Р. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Образова-ние, 2007. – 671 с.
22. Малган Д. Искусство государственной стратегии. Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага: пер. с англ. – М.: Изд. Института Гайдара, 2011.
23. Массивные заимствования скрывают годы отрицательного прироста ВВП в EC и США. URL: http://www.awarablogs.com/ru/study-on-real-gdp-growth-net-of-debt/ (дата обращения:: 16.11.2015).
24. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Государственный долг Российской Федерации. – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2015. – Режим досту-па: http://www.minfin.ru
25. Миркин Я.М. Национальный доклад: риски финансового кри-зиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия. – М.: Фи-накадемия, 2008.
26. Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: про-блемы и возможности // Молодой ученый. – 2013. – № 6.
27. Наставления по управлению государственным долгом. Подго-товлены сотрудниками Международного Валютного Фонда и Всемирного банка 21 марта 2001 года. [Электронный ресурс]. Режим досту-па://http://treasury.worldbank.org/bdm/pdf/PDM_Gшdelines_2001_mssian.
28. Овчинников А.С. Влияние либерализации налогового регули-рования на развитие внутреннего долгового рынка // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2015. – Т. 2. – № 1. – С. 51-60.
29. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. М.: Минфин РФ, август 2011 (http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/20n/08/Dolgovaya_politika.
30. Павловская Е. А. Система управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (Москва, октябрь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 71.
31. Папченкова М. Эмоции не в счет. // Ведомости. – 2011. – 27 де-кабря.
32. Пахомов С.Б. Государственное регулирование и управление долгом органов местной власти. Современная зарубежная и российская практика. – М.: ГУУ, 2009.
33. Пешина Э. В., Конюшева Т. Л. Влияние системы бюджетной сбалансированности на макроэкономические показатели Российской Феде-рации // Экономика региона. – 2007. – № 4.
34. Полтерович В.М. Структура корпоративных бумаг и финанси-рование дефицита госбюджета: несущественность важных решений // До-клад на научном семинаре Отделения экономики и ЦЭМИ РАН “Неизвест-ная экономика” 11 мая 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://econ2.ru/stati/yekonomicheskaja-teorija/krizis-yekonomicheskoi-teori.html
35. Романцова Т.В. Методологические основы оценки эффективно-сти государственных заимствований при первичном размещении и пога-шении обязательств на рынках ценных бумаг // Экономика и предприни-мательство. – 2014. – №12 (ч.3).
36. Романцова Т.В. Повышение эффективности программ государ-ственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации в условиях реализации геополитических рисков и угроз // Экономика и предпринимательство. – 2014. – №11 (ч.4).
37. Романцова Т.В. Управление государственным долгом Россий-ской Федерации: проблемы теории и практики: Монография. – М.: ЗАО Светлица, 2014.
38. Российский статистический ежегодник. Статистический сбор-ник. – М.: Росстат, 2013. – 717 с.
39. Рудой К. В. Финансовые кризисы: теория, история, политика. – М.: Новое знание, 2013. – 399 с.
40. Самуэльсон Г. А. Экономика: учеб. пособие / Пер. с англ. – 15-е изд. / Под ред. Л. С. Тарасович, А. И. Леуссокого. – М.: Бином: Кнорус, 1997. – 799 с.
41. Соколовский Л.Е. Финансирование бюджетного дефицита и внутренний государственный долг / Л.Е.Соколовский // Экономика и ма-тематические методы. – 1991. – Т. 27. – Вып. 2.
42. Список стран по государственному долгу URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 7.11.2015).
43. Таратарашвили, Т.Т., Панков В.В. Аудит эффективности управления рисками коммерческого банка. – М.: Магистр, 2010.
44. Хайдадаева О. Д. Государственный долг Российской Федера-ции: теоретические и исторические аспекты: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук: спец. 08.00.01 «Политическая экономия». – Санкт-Петербург, 2000. – 40 с.
45. Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – М.: Институт экономики РАН, 2012.
46. Хейфец, Б.А. Долговая политика России: актуальные пробле-мы. – М.: Научный эксперт, Изд-во «Экономика», 2007.
47. Экономическая энциклопедия: В трех томах. Т. 1. – М.: Изда-тельский центр «Академия» – 2015. – 864 с.
48. Экономический толковый словарь: собственность, приватиза-ция, рынок ценных бумаг. – М.: Астон, 2013. – 672 с.
49. General government gross debt – annual data. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ (дата обращения: 7.11.2015)
50. ISSAI 5411 «Debt Indicators» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.issai.org/media/13232/issai_5411_e.pdf
51. Reinhart C., Rogoff K. This Time is different: a Panoramic View of eight centuries of Financial Crises. NBER Working Paper N13882. March 2008.
52. Roxburgh Ch., Lund S., Piotrovski J. Mapping global capital markets 2011. McKinsey Global Institute, 2011.
53. Shin H. S. Financial stability risks: old and new: Presentation at the Brookings Institution, Washington DC, 4 December 2014.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Практически все страны мира при проведении рыночных преобразо-ваний прибегают к привлечению внешних и внутренних займов. При эф-фективном расходовании заемных ресурсов на проекты с высоким муль-типликативным эффектом происходит ускорение экономического роста, строятся приоритетные инвестиционные объекты, решаются социально-экономические проблемы. При неэффективном использовании происходит наращивание долговых обязательств, которое приводит к дополнительным расходам бюджета, сокращению государственных расходов, давлению на обменный курс национальной валюты и напряженности в денежно-кредитной сфере. В глобальном масштабе рост долговых проблем способ-ствует замедлению восстановления мировой экономики, снижению суве-ренного кредитного рейтинга государств, политической и экономической зависимости государств-заемщиков от кредиторов. Опыт зарубежных стран показывает, насколько опасна ситуация долгового навеса и некон-тролируемого роста долговых обязательств. Поддержание внешнего долга на безопасном уровне является необходимым условием сбалансированной экономической политики. В мировой практике для эффективного управле-ния государственным долгом создаются долговые агентства.
Большинству стран не хватает собственных средств для осуществле-ния внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, осуществления социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Однако почти во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Именно по-этому так важно знать причины и последствия государственного долга, а также знать, как влиять на размер долга, чтобы не подвергать страну кри-зисным ситуациям.
Государственный долг является результатом финансовых заимство-ваний государства, которые осуществляются для компенсации недостатка бюджета. Госдолг рассчитывается как сумма дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Когда рассматривается государ-ственный долг, зачастую не принимаются во внимание встречные требова-ния государства к другим государствам, обязательства страны в сфере со-циального и пенсионного обеспечений также не принимаются во внимание.
Государственный долг является одним из способов финансирования государственных операций, но это не единственный метод. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем са-мым устраняя необходимость выплачивать проценты. Но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.
Актуальность данного исследования подтверждают научные разра-ботки специалистов по данной тематике.
Целью работы является определение совершенствования путей регу-лирования государственного долга Российской Федерации на основе ана-лиза внутреннего и внешнего долга России, а также изучения зарубежного опыта.
Поставленная цель предопределила формулировку и решение сле-дующих задач:
рассмотреть социально-экономическую сущность категории «госу-дарственный долг»;
показать причины возникновения, структуру и классификацию госу-дарственного долга;
изучить классические теории государственного долга;
дать общую характеристику государственного долга РФ после рас-пада СССР;
оценить изменение характера заимствований на рынках междуна-родного капитала;
проанализировать тенденции заимствования на внутреннем рынке РФ;
смоделировать влияния государственного долга на экономическое состояние страны;
определить ориентиры и риски долговой политики РФ на ближайшие годы.
Предметом исследования являются принципы развития и законо-мерности функционирования государственного долга, а объектом выпуск-ной квалификационной работы – государственный долг стран мира в це-лом, и России в частности.
Методы исследования. Методической основой являются положения современной экономической теории, научные труды отечественных и за-рубежных ученых в данной сфере. Для решения поставленных в работе задач применялся диалектический метод научного познания, а также об-щенаучные методы исследования: комплексный анализа и синтез, фор-мальная и диалектическая логика, метод системного анализа; сравнитель-ный анализ; экономико-математический анализ; структурный подход.
Информационной базой работы послужили использованные в работе специализированные периодические и справочные издания РФ, зарубеж-ных стран, международных организаций и институтов. Были также широ-ко использованы доклады, тематические обзоры и издания СНГ, ЕС и дру-гих международных организаций
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 53 источ-ников.
В первой (теоретической) главе: «Теоретические основы формиро-вания государственного долга РФ» рассмотрены основы государственного долга, его роль и значение, показаны причины возникновения, структура и классификация государственного долга, изучены классические теории гос-ударственного долга.
Во второй (аналитической) главе: «Исследование состава, структуры и динамики государственного долга в современной России» дана общая характеристика государственного долга РФ после распада СССР, оценено изменение характера заимствований на рынках международного капитала, проанализированы тенденции заимствования на внутреннем рынке РФ, а также смоделировано влияние государственного долга на экономическое состояние страны.
В третьей (рекомендательной) главе: «Мероприятия по совершен-ствованию долговой политики РФ» определены проблемы государствен-ного долга в России, а также ориентиры и риски долговой политики РФ на ближайшие годы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 7
1.1. Социально-экономическая сущность категории
«государственный долг» 7
1.2. Государственный долг: причины возникновения,
структура и классификация 14
1.3. Классические теории государственного долга 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 25
2.1. Общая характеристика государственного долга РФ
после распада СССР 25
2.2. Изменение характера заимствования на рынках
международного капитала 31
2.3. Анализ и тенденции заимствования на внутреннем рынке РФ 39
2.4. Моделирование влияния государственного долга
на экономическое состояние страны 49
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 58
3.1. Обслуживание и урегулирование государственного
долга России 58
3.2. Ориентиры и риски долговой политики РФ
на ближайшие годы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Проведенный категориальный анализ определений государствен-ного долга дает возможность сформулировать уточненное определение, которое должно касаться, в первую очередь, таких аспектов как:
1) раскрытие природы государственного долга с учетом его прояв-лений через категории «сущность», «явление», «содержание», «форма»;
2) соответствие экономическим реалиям нашей страны;
3) реальность отображения в статистической отчетности;
4) корректность формулирования.
Отсюда предлагаем определить государственный долг как движение заемных капиталов и перераспределение ВВП в результате кредитных от-ношений между государством и его кредиторами по поводу привлечения, использования и погашения задолженности по всем эмитированным, но не погашенным займам в форме долговых ценных бумаг или займов, привле-ченных на основе соглашений, а также сумма обязательств предприятий, которую государство будет должно уплатить как гарант в случае их не-возможного погашения.
2. От эффективности решения обозначенных проблем в области пла-нирования и управления государственным долгом зависит стабильность бюджетной системы РФ в целом и финансовая сбалансированность отдель-но взятого бюджета в частности, а также надежность и уровень развития национальной экономики.
3. Негативным фактором является наличие диспропорций в общей долговой политике России, в том числе в области управления внешним долгом. Первая диспропорция связана с резко выросшей долей корпора-тивного сектора в структуре общей внешней задолженности Российской Федерации. Хотя суверенный долг России и остается пока относительно стабильным, но доля задолженности в иностранной валюте со стороны не-государственного сектора становится непропорционально высока. Дис-пропорция в соотношении частного и государственного долга порождает неопределенность относительно реального долгового бремени Российской Федерации.
Возрастающая неопределенность в управлении внешним долгом проявляется, прежде всего, через увеличение сложности процедур кон-троля и согласования, а также во все более настоятельном требовании учи-тывать требования сбалансированности и эффективности проводимой дол-говой политики, что обусловливает потребность в разработке эффективно-го инструментария управления внешним долгом государства.
4. Увеличение государственного долга развитых стран в целом про-диктовано в первую очередь не столько экономической необходимостью, сколько политическими целями, попыткой сохранить высокий уровня по-требления этих стран не соответствующий реальному уровню развития их экономик. В последние десятилетия экономика развитых стран демонстри-ровала низкие темпы экономического роста. И вместо решения фундамен-тальных экономических проблем, накопившихся в национальной экономи-ке западные государства использовали наиболее легкий путь в виде «зали-вания» экономики дешевой ликвидностью, даже ценой увеличения нацио-нального долгового бремени.
5. Увеличение темпов роста долгового бремени свидетельствует о том, что кардинальных изменений в экономике этих стран не происходит и деньги, занятые в долг идут в основном на поддержание существующего уровня потребления и на покрытие долгов национальной экономики. В будущем это приведет к дальнейшему росту государственного долга этих стран (в частности, за счет увеличения государственных выплат по обслу-живанию долга). Что повлечет усиление напряженности и в экономике, и в международной политике, проводимой странами большой 7-ки.
В настоящее время западные страны извлекают выгоду из того, что остальной мир всё ещё доверяет их валютам и использует их в качестве ре-зервных. Это позволяет западным странам получать доступ к дешёвым долговым обязательствам и стимулировать свои национальные экономики за счёт монетарной политики, проводимой центральными банками. Однако при усугубляющейся долговой ситуации и сокращающейся доли этих стран в мировой экономике это в итоге приведет к резкому удорожанию заимствований и росту инфляции, переходящей в конце концов в гиперин-фляцию.
6. Для тех государств, у которых высокий уровень государственного долга, при новых займах увеличиваются не только процентные ставки, но и уменьшается число инвесторов, которые готовы предоставить свой капи-тал. Возможна опасность для страны с высоким долгом, оказаться в без-выходной ситуации: с одной стороны — проценты по погашению суще-ствующей задолженности, которые постоянно растут, а с другой стороны — всё более сужающийся доступ к финансовому рынку. Это может спо-собствовать утрате возможности государства оплачивать свои долги и да-же банкротству, особенно в случае, если долг не в национальной валюте.
1. Айснер Роберт (Eisner Robert). Бремя государственного долга // В кн.: Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с анг. / Науч. ред. чл.-корр. РАН В.С. Автономов. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 28-32.
2. Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 336 с.
3. Аналитическая записка по вопросу формирования и использо-вания показателей, характеризующих состояние государственного внешне-го долга Российской Федерации – М.: Счетная палата, 2008.
4. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: ВТФ «Перун», 2014. – 1440 с.
5. В III квартале госдолг ЕС достиг 86,6% от ВВП. URL: http://www.baltic-course.com/rus/_analytics/?doc=101438 (дата обращения:: 16.11.2015)
6. Верхолаз В. В. Формирование современных механизмов управления государственным долгом: автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит». – М., 2012. – 25 с.
7. Власенко Е.О. Исследование методов обеспечения сбалансиро-ванности бюджетной системы региона // Известия Иркутской гос. экон. акад. – 2012. – № 5.
8. Госдолг Евросоюза за год вырос на 4%. URL: http://saminvestor.ru/news/2014/10/24/31678/ (дата обращения: 17.11.2015)
9. Государственный долг США. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 7.11.2015)
10. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тен-денции и российская практика. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
11. Долганова Ю. С., Уксусова С. Ю. Дискуссионные вопросы управления государственным долгом // Известия Уральского государ-ственного экономического университета. – 2011. – № 3. – С. 96.
12. Закирова У.В. Модификации сбалансированного алгоритма решения задач инкассации с дополнительными ограничениями / У.В. За-кирова, Т.А. Осечкина // Перспективы науки. – Тамбов: ТМБпринт. – 2014. – №3. – С. 69-71.
13. Закирова У.В. О некоторой модификации сбалансированного алгоритма решения задач маршрутизации транспорта / У.В. Закирова, Т.А. Осечкина // Наука и бизнес: пути развития. – М.: ТМБпринт. – 2014. - № 1. – 45 с.
14. Исследование и анализ эффективности управления государ-ственным внешним долгом Российской Федерации, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. – М., 2013.
15. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости процента и денег // В кн.: Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с анг. / Предисл., ком-мент., сост.: А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – С. 224-518.
16. Князева Е.Г. Госдолг Свердловской области находится на при-емлемом уровне // УралБизнесКонсалтинг. – 2014. 13 марта. URL: http://urbc.ru/1068024236-elena-knyazeva-gosdolg-sverdlovskoy-oblasti- nahoditsya-na-priemlemom-urovne.html.
17. Консолидированный госдолг стран-членов ЕС может достиг-нуть к 2014 г 100% ВВП. URL: http://afn.by/news/i/127156 (дата обраще-ния: 1.02.2015)
18. Крым А.Б. Теория государственного долга: этапы становления. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2015. – № 2. – С. 44-51.
19. Кувшинова О. Двойная угроза // Форум «Финансовая Россия». Приложение к газете «Ведомости». – 2 011. – 21 декабря.
20. Кумыков А.А. Государственный долг в системе макроэкономи-ческого регулирования. – М.: Финансы, 2012.
21. Макконел К. Р. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Образова-ние, 2007. – 671 с.
22. Малган Д. Искусство государственной стратегии. Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага: пер. с англ. – М.: Изд. Института Гайдара, 2011.
23. Массивные заимствования скрывают годы отрицательного прироста ВВП в EC и США. URL: http://www.awarablogs.com/ru/study-on-real-gdp-growth-net-of-debt/ (дата обращения:: 16.11.2015).
24. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Государственный долг Российской Федерации. – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2015. – Режим досту-па: http://www.minfin.ru
25. Миркин Я.М. Национальный доклад: риски финансового кри-зиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия. – М.: Фи-накадемия, 2008.
26. Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: про-блемы и возможности // Молодой ученый. – 2013. – № 6.
27. Наставления по управлению государственным долгом. Подго-товлены сотрудниками Международного Валютного Фонда и Всемирного банка 21 марта 2001 года. [Электронный ресурс]. Режим досту-па://http://treasury.worldbank.org/bdm/pdf/PDM_Gшdelines_2001_mssian.
28. Овчинников А.С. Влияние либерализации налогового регули-рования на развитие внутреннего долгового рынка // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2015. – Т. 2. – № 1. – С. 51-60.
29. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. М.: Минфин РФ, август 2011 (http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/20n/08/Dolgovaya_politika.
30. Павловская Е. А. Система управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (Москва, октябрь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 71.
31. Папченкова М. Эмоции не в счет. // Ведомости. – 2011. – 27 де-кабря.
32. Пахомов С.Б. Государственное регулирование и управление долгом органов местной власти. Современная зарубежная и российская практика. – М.: ГУУ, 2009.
33. Пешина Э. В., Конюшева Т. Л. Влияние системы бюджетной сбалансированности на макроэкономические показатели Российской Феде-рации // Экономика региона. – 2007. – № 4.
34. Полтерович В.М. Структура корпоративных бумаг и финанси-рование дефицита госбюджета: несущественность важных решений // До-клад на научном семинаре Отделения экономики и ЦЭМИ РАН “Неизвест-ная экономика” 11 мая 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://econ2.ru/stati/yekonomicheskaja-teorija/krizis-yekonomicheskoi-teori.html
35. Романцова Т.В. Методологические основы оценки эффективно-сти государственных заимствований при первичном размещении и пога-шении обязательств на рынках ценных бумаг // Экономика и предприни-мательство. – 2014. – №12 (ч.3).
36. Романцова Т.В. Повышение эффективности программ государ-ственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации в условиях реализации геополитических рисков и угроз // Экономика и предпринимательство. – 2014. – №11 (ч.4).
37. Романцова Т.В. Управление государственным долгом Россий-ской Федерации: проблемы теории и практики: Монография. – М.: ЗАО Светлица, 2014.
38. Российский статистический ежегодник. Статистический сбор-ник. – М.: Росстат, 2013. – 717 с.
39. Рудой К. В. Финансовые кризисы: теория, история, политика. – М.: Новое знание, 2013. – 399 с.
40. Самуэльсон Г. А. Экономика: учеб. пособие / Пер. с англ. – 15-е изд. / Под ред. Л. С. Тарасович, А. И. Леуссокого. – М.: Бином: Кнорус, 1997. – 799 с.
41. Соколовский Л.Е. Финансирование бюджетного дефицита и внутренний государственный долг / Л.Е.Соколовский // Экономика и ма-тематические методы. – 1991. – Т. 27. – Вып. 2.
42. Список стран по государственному долгу URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 7.11.2015).
43. Таратарашвили, Т.Т., Панков В.В. Аудит эффективности управления рисками коммерческого банка. – М.: Магистр, 2010.
44. Хайдадаева О. Д. Государственный долг Российской Федера-ции: теоретические и исторические аспекты: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук: спец. 08.00.01 «Политическая экономия». – Санкт-Петербург, 2000. – 40 с.
45. Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – М.: Институт экономики РАН, 2012.
46. Хейфец, Б.А. Долговая политика России: актуальные пробле-мы. – М.: Научный эксперт, Изд-во «Экономика», 2007.
47. Экономическая энциклопедия: В трех томах. Т. 1. – М.: Изда-тельский центр «Академия» – 2015. – 864 с.
48. Экономический толковый словарь: собственность, приватиза-ция, рынок ценных бумаг. – М.: Астон, 2013. – 672 с.
49. General government gross debt – annual data. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ (дата обращения: 7.11.2015)
50. ISSAI 5411 «Debt Indicators» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.issai.org/media/13232/issai_5411_e.pdf
51. Reinhart C., Rogoff K. This Time is different: a Panoramic View of eight centuries of Financial Crises. NBER Working Paper N13882. March 2008.
52. Roxburgh Ch., Lund S., Piotrovski J. Mapping global capital markets 2011. McKinsey Global Institute, 2011.
53. Shin H. S. Financial stability risks: old and new: Presentation at the Brookings Institution, Washington DC, 4 December 2014.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую