Благодарю за 3-ю главу диплома и множественные оперативные доработки))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
В условиях финансового кризиса финансовое планирование деятельности организации позволяет сохранить ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена особой ролью финансового планирования и прогнозирования в управлении денежными потоками компании. Формирование стратегии развития находит свое отражение в стратегических финансовых планах деятельности организации. Финансовое планирование фокусирует основные параметры финансово-хозяйственной деятельности, является инструментом управления финансами, важнейшим элементом, составляющим финансовый механизм управления. Финансово-экономическая ситуация в стране и мире, усиление предпринимательских рисков создают условия для ухудшения финансового состояния предприятий, повышают вероятность снижения эффективности деятельности. В этой связи повышается значимость и актуальность внедрения финансового планирования и прогнозирования на предприятиях, грамотное построение которого способствует повышению эффективности управления финансовыми потоками.
На современном этапе развития рыночных отношений формирование обоснованной политики финансового планирования коммерческого предприятия становится важным конкурентным преимуществом компании. Финансовое планирование проводимое на основе внедрения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых планов становится важнейшим условием устойчивого развития организации в условиях финансового кризиса и снижения цен на энергоресурсы.
Управление финансовым планированием предприятия является комплексным процессом, основывающемся на прогнозировании финансовых показателей, управлении финансами, инвестиционной деятельности предприятия.
Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
Проблема финансового планирования в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной, Давыдовой Л. В., Зозулюк, А. В., Ковалева В. В., Козырева В. А., Лобанова А., Чугунова А., Романова М. Н., Синько И. В., Тумасянца Р. И., и других авторов.
Анализ степени разработанности проблемы финансового планирования, несмотря на большое внимание отечественных и зарубежных исследователей к данной проблеме, многие ее аспекты, недостаточно исследованы.
Научная значимость темы состоит в ее дискуссионности, неоднозначности практических подходов к финансовому планированию и прогнозированию в компаниях, а также определению горизонтов планирования.
Практическая значимость темы исследования заключается в возможности использования предложенных автором мероприятий по улучшению финансового планирования в деятельности коммерческих предприятий с целью повышения их конкурентоспособности финансовой устойчивости.
Целью дипломной работы является рассмотреть комплекс системы планирования и прогнозирования на примере организации, а также предложение мероприятий по его совершенствованию.
Поставленная цель работу обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и роль финансового планирования и прогнозирования;
- охарактеризовать систему финансового планирования в ПАО «Газпром»;
- предложить направления развития финансового планирования и прогнозирования;
- обосновать предложения по улучшению финансового планирования и прогнозирования.
Объектом исследования является одна из крупнейших нефтегазовых компаний ПАО «Газпром».
Предметом исследования выступает процесс финансового планирования ПАО «Газпром».
Проблемы, связанные с финансовым планированием, исследованы различными зарубежными учеными. Среди них: Бригхем Ю., Гапенски Л., Лафта Дж. К., Райзберг Б. А., Брейли Р., Майерс С., Ф. Ли Ченг, Д. И. Финнерти.
В связи с переходом России к рыночной системе хозяйствования проблемы развития финансового планирования проанализированы в работах отечественных исследователей: Зайца Н.Е., Володина А. А., Щербиной А. В., Карелина В. С., Басовского Л.Е., Найденкова В.И., Бочарова В. В. Леонтьева В. Е., Стояновой Е. С, Трещенко В. И. и других.
Анализ работ вышеперечисленных экономистов позволил сделать вывод о том, что существует прямая зависимость между стратегией развития компании и ее финансовым планированием, которое способствует достижению важнейших целей деятельности организации – максимизации прибыли и повышению благосостояния собственников (увеличению рыночной стоимости компании). Таким образом, принципы формирования финансового планирования основываются на миссии и стратегии компании.
Нормативно-правовой базой работы явились нормативно правовые акты Российской Федерации. Так как Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
В данной работе применены такие методы, как анализ, синтез, сравнение, статистический.
Информационной базой при написании дипломной работы послужили данные статистической отчетности, данные бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром» за 2012-2014 гг.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам финансового планирования предприятия. Рассмотрены сущность, цели и задачи финансового планирования. Особое внимание уделено экономическим особенностям функционирования предприятия.
Во второй главе даётся развёрнутая характеристика процесса финансового планирования ПАО «Газпром», проводится анализ методов составления доходных и расходных статей финансовых планов. Проведенный анализ финансового планирования предприятия позволит предложить комплекс мероприятий по улучшению управления составления финансовых планов в ПАО «Газпром».
В третьей главе представлен комплекс мероприятий по совершенствованию финансового планирования ПАО «Газпром», обоснованы мероприятия по улучшению стратегического, текущего и оперативного финансового планирования.
В заключении содержатся выводы и основные результаты исследований.
Содержание
Введение 3
Глава I. Сущность и роль финансового планирования и прогнозирования в компании 7
1.1 Содержание, цели и задачи финансового планирования и прогнозирования 7
1.2 Финансовое планирование и финансовое прогнозирование как инструмент управления 16
1.3 Технико-экономические особенности ПАО «Газпром» и их отражение в организации финансов и финансовом планировании 24
Глава II. Финансовое планирование и прогнозирование в ПАО «Газпром» как основа обеспечения финансовой устойчивости 33
2.1 Состав и порядок разработки денежно-финансовых планов (бюджетов) и прогнозов финансовых показателей 33
2.2 Методы расчета основных доходных статей планов и прогнозов 41
2.3 Методы расчета основных расходных статей планов и прогнозов 49
Глава III. Основные направления и пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в ПАО «Газпром» 58
3.1 Пути улучшения стратегического денежно-финансового планирования и прогнозирования 58
3.3 Пути улучшения текущего денежно-финансового планирования 67
3.3 Оперативное финансовое планирование и финансовый контроль 75
Заключение 83
Список использованной литературы 89
Заключение
В экономической литературе существуют различные точки зрения на экономическую сущность финансового планирования в организации.
Процесс финансового планирования строится по логике функционирования организации и делится на 4 основных составляющих: планирование объема реализации товаров и услуг, планирование объема производства продукции, планирование затрат предприятия для обеспечения ресурсами процесса производства и финансовое планирование.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, денежные средства, капитал, прибыль, финансовые показатели деятельности.
Финансовое планирование базируется на основополагающих принципах, которые формируют экономическое содержание финансовых планов предприятия, а также правила их построения.
Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.
В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях - нормативах.
В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В нашем случае центром ответственности является каждое подразделение предпринимательской фирмы, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.
Исследуемое предприятие ПАО «Газпром» является одной из крупнейших нефте-газовых компаний мира. Основным видом деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, реализация продукции в России и на экспорт.
Развитая инфраструктура позволяет компании осуществлять поставки газа потребителям в достаточном объеме как в России, так и за рубежом.
В структуре оборотных активов ПАО «Газпром» наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность, доля которой сократилась с 78,61 % в 2012 г. до 59,05 в 2014 г. Запасы находятся на уровне более 13 % в структуре оборотных активов за анализируемый период и на конец 201 4г. их стоимость составляет 491,7 млрд. руб. Финансовые вложения и прочие оборотные активы составляют незначительный удельный вес в структуре оборотных активов организации. Выручка от реализации продуктов нефтегазопереработки в 2014 г. составила 5,16 %, а газового конденсата – 1,39 %.
Таким образом, в первой главе рассмотрены теоретические основы финансового планирования, дана технико-экономическая характеристика ПАО «Газпром».
Рассмотренная во второй главе дипломной работы система финансового планирования ПАО «Газпром» основывается на формировании стратегических целевых показателей, которые позволяют достигать стратегические цели деятельности по всем направлениям производства и переработки.
Особенностью системы финансового планирования ПАО «Газпром» является ее двухуровневость. Целевые показатели деятельности компании первого уровня устанавливаются Советом директоров ПАО «Газпром» на 10 лет. Система целевых показателей второго уровня является детализацией стратегического плана по направлениям и видам деятельности.
При формировании прогнозных показателей обосновываются внутренние и внешние факторы, влияющие на доходы и расходы предприятия, темпы прироста или уменьшения основных показателей организации. Таким образом, проведенный анализ ПАО «Газпром» показал, что основной доходной статьей бюджета является реализация газа, а дополнительными видами деятельности – реализация продуктов нефтепереработки.
В ПАО «Газпром» при формировании планов доходов подразделений используется преимущественно аналитический метод, позволяющий сформировать данные о доходах предприятия с учетом прогнозов изменения реализации продукции. В долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» нацелен на поддержание лидирующего положения в отрасли. Значительного наращивания объемов производства и реализации продукции потребителям в среднесрочных планах предприятия не заложено.
Для планирования основных доходов и повышения финансовой устойчивости ПАО «Газпром» и сохранения существующих показателей прибыли и рентабельности принимаются следующие меры:
- повышение надежности поставок;
- техническое и технологическое перевооружение;
- модернизация оборудования на предприятиях;
- минимизация затрат по направлениям деятельности;
- сокращение потерь при добыче, транспортировке и хранении газа и нефти;
- развитие новых направлений бизнеса (использование газа в качестве моторного топлива, расширение продуктовой линей производимой продукции в сторону увеличения ассортимента синтетических моторных топлив).
Таким образом, расходы не связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг планируются в объеме 5572 трлн. руб. в 2015-2017 гг. Наибольший удельный вес занимают прочие расходы, которые составляют 78,32 % в структуре не производственных расходов и на конец 2017 г. составляют 4364 трлн. руб. Проценты к уплате составляют 1,51 % в структуре расходов организации. Проведенный анализ ПАО «Газпром» показал, что расчет основных расходных статей планов и прогнозов от основной деятельности ПАО «Газпром» в 2015 г. по прогнозным данным составят 27,71 %, а в 2017 г. увеличатся до 29,82 % в структуре расходов предприятия. Следует отметить, что при составлении стратегических финансовых планов необходимо учитывать прогнозные значения финансовых показателей предприятии, их динамику.
Финансовое планирование показало, что на предприятии наблюдается тенденция наращивания производственных доходов и увеличение удельного веса производственных расходов.
Для проведения политики по повышению качества финансового планирования в ПАО «Газпром» целесообразно провести следующие мероприятия:
- оптимизировать структуру источников финансирования;
- закрыть валютные источники финансирования и нарастить рублевые;
- провести маркетинговых анализ спроса на продукцию предприятии по сегментам;
- провести АВС анализ производимой продукции и с целью выявления наиболее доходных сегментов;
- проанализировать производственные мощности предприятия на предмет возможности наращивания объема производства высокодоходной продукции;
- провести расчет финансовых результатов при корректировке производства.
С целью разработки и обоснования предложений по совершенствованию формирования плана производства и продаж предприятия проведены кабинетные и полевые исследования, которые позволили выявить основные тенденции и потребительские предпочтения на рынке нефтепродуктов на примере ПАО «Газпром». Рынок нефтепродуктов — один из самых широких в России и за рубежом.
Министерство энергетики РФ прогнозирует к 2016 году рост спроса в стране на автомобильные бензины на 17%, дизельное топливо - на 30%, авиакеросин - на 41%. В соответствии с приведенными данными выявлено, что наибольший удельный вес в реализации продукции занимает газ. Планируемые объемы производства и реализации продукции являются основой для формирования финансовых планов продаж предприятия.
Проведенный анализ показал, что 60,85 % выручки от реализации продукции дает продажа нефтепродуктов, которая в натуральном выражении занимает 24,17 % объема продаж. 29,74 % выручки от реализации продукции сформировано за счет продажи газа, которая занимает 69,62 % в объеме продаж в натуральном выражении. По результатам расчетов видно, что наиболее выгодным является наращивание объема продаж нефтепродуктов с целью максимизации доходов предприятия.
Маркетинговое исследование рынка показало, что в 2015-2016 гг. увеличится спроса на следующие виды продукции предприятия: автомобильный бензин на 17%, дизельное топливо - на 30%, авиакеросин - на 41%.
Данные предприятия позволят нарастить высокодоходные сегменты продукции по сравнению с сырьевыми направлениями реализации продукции. В перспективе при насыщении товарного рынка России, возможна реализация продуктов переработки на экспорт.
Средняя прогнозная стоимость реализации продукции составит: авиакеросин – 30,25 тыс.руб/т; дизельное топливо 31,6 тыс.руб./т.; автомобильный бензин – 33,5 тыс. руб./т.
Ведущую роль в прогнозировании финансовых потоков компании занимает ассортиментная политика предприятия, которая постоянно расширяется, а качество выпускаемой продукции повышается.
Список использованной литературы
I. Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
II. Учебники, учебные пособия, монографии
1. Большаков С.В. Основы управления финансами. Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. – 256 с.
2. Большаков С.В., Калов З.А. Принципы управления финансами. (Финансы, кредит, менеджмент). – Нальчик.: Эль-Фа, 1999. – 126 с.
3. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002. – 254 с.
4. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. Учебник. – М.: Книжный мир, 2006. – 354 с.
5. Герасименко А. Финансовый менеджмент - это просто. М.: Альпина Паблишер. – 482 с.
6. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. М.: Проспект. – 1104 с.
7. Моляков Д.С., Большаков С.В. Полный хозрасчет и самофинансирование. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 354 с.
8. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 354 с.
9. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. Под редакцией Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2003. – 458 с.
10. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. Под редакцией Е.И. Шохина. – М.: КНОРУС, 2012. – 378 с.
11. Шохин Е.И. Корпоративные финансы. М.Кнорус. – 2015. – 318 с.
III. Статьи из периодической печати
12. Аксенюшкина Е.В. Задача оптимального планирования финансовой политики фирмы. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - № 3. 549 с.
13. Болдырева М.Н. От чего зависит эффективность финансового планирования. // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 9. 108 с.
14. Болдырева М.Н. Финансовое планирование на предприятии в современных условиях. // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - № 21. 135 с.
15. Буданова О.С. Финансовое планирование на торговых предприятиях как функция стратегического управления// Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 1 (1). 79 с.
16. Василенко Е.С. Современное финансовое планирование в рыночных условиях// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-3 (47). 81 с.
17. Войко Д.В. Ключевые показатели эффективности в системе финансового планирования компании. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9. 102 с.
18. Воробьев А.В., Иванов В.М. Непрерывное планирование как подход к формированию и реализации эффективной финансовой стратегии организации. // Современные технологии управления. - 2014. - № 4 (40). 6 с.
19. Воскресенская Л.Н. Об эффективности организации системы финансового планирования на предприятии. // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. - 2015. - № 1. 25 с.
20. Галицких В.Н. Финансовое планирование как фактор устойчивости предприятия в современных условиях. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 34. 80 с.
21. Гришин А.Ф., Пугачев М.П. Проблемы организации бюджетирования на предприятии. // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2015. - № 1. 122 с.
22. Гурова В.А. Индикативное финансовое планирование на современном этапе развития экономики. // Science Time. - 2015. - № 5 (17). 130 с.
23. Дорохова М.С. Формирование критериев выбора финансовой модели бюджетирования. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 34. 149 с.
24. Дролова Е.Ю., Зайцев М.А. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности предприятия. // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 5 (88). 181 с.
25. Жабина Р.Н. Специфика бюджетирования как модели финансового планирования в хозяйственной деятельности организации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14. - № 2-1. 324 с.
26. Корункова А.С. Система финансового планирования предприятия питания. // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 6-4 (50). 56 с.
27. Кудрявцев С.О. Теоретические аспекты финансового планирования в системе обеспечения экономико-правовой безопасности предприятия. // Апробация. - 2015. - № 3 (30). 118 с.
28. Левицких О.О. Анализ и планирование финансовых результатов // Экономические науки. – 2013. - №12. 141 с.
29. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. М.: Национальное образование. – 768 с.
30. Лукин В.К., Григорьева Е.А., Петров Д.В. Эффективность маркетинговой товарной политики// Вестник Академии знаний. - 2014. - № 1 (8). 342 с.
31. Лясковская Е.А., Данилова Д.С. Оптимизация финансовой стратегии предприятия посредством налогового планирования. // Экономика, управление и инвестиции. - 2014. - № 3 (5). 8 с.
32. Марганова Р.Р., Скипин Д.Л. Современные подходы к прогнозированию финансовых результатов деятельности предприятия. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 15. 75 с.
33. Марыкова К.С.Оценка эффективности товарной политики. // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2014. - № 2. 129 с.
34. Мисник О.В. Особенности стратегического планирования финансовых ресурсов на предприятии. // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1 (6). 31 с.
35. Мясникова Е.Б. Применение методики прогнозирования показателей финансового состояния предприятия. // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. - 2014. - № 1. 199 с.
36. Пакова О.Н. Прогнозирование объема финансовых ресурсов организации. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 6 (45). 180 с.
37. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Лаврова Л.А.Основные аспекты разработки товарной политики машиностроительного предприятия как важного элемента его маркетинговой деятельности. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 1. 61 с.
38. Раджабова З.К., Раджабова А.О. К вопросу повышения эффективности финансового планирования в условиях предприятия. // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-1. 179 с.
39. Раздроков Е.Н. Влияние реформы трансфертного ценообразования на процесс финансового планирования в организации. // Вестник Югорского государственного университета. - 2014. - № 4 (35). 55 с.
40. Решетько Н.И., Башкатова Ю.И. Формирование конкурентной финансовой стратегии предприятия в период кризиса. // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 1 (26). 41 с.
41. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Комплексная система финансового планирования инновационной деятельности. // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-2. 156 с.
42. Соловьева А.В. Гинезис зарубежных концепций финансового планирования и бюджетирования. // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. - 2014. - № 5. 101 с.
43. Суетин А.Н., Матосян В.А. Финансовое планирование и перспективы инвестиций в условиях кризиса. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. 84 с.
44. Феоктистов С.В. Финансовое планирование как научно-практический метод управления предприятием. // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 6. 141 с.
45. Хабарова Н.В., Васин А.С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. 414 с.
46. Хвостенко О.А. Роль бюджетирования в системе управления финансами компаний. // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 11 (121). 134 с.
47. Храпова Е.В. Финансовое планирование с использованием блок-схем// Финансовый директор. – 2014. - №6. 36 с.
48. Щесняк К.Е., Быстрякова А.Я. Стратегическое планирование на предприятии // Экономика, управление и учет на предприятии. – 2012. - №5. 89 с.
49. Ямалетдинова Г.Х. Финансовые модели в бизнес-планировании. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 2. - № 5. 162 с.
50. Юзвович Л.И., Юдина Е.А. Комплексный подход к исследованию сущности, принципов и методов финансового планирования на предприятиях в экономической системе. // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-7. 19 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
В условиях финансового кризиса финансовое планирование деятельности организации позволяет сохранить ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена особой ролью финансового планирования и прогнозирования в управлении денежными потоками компании. Формирование стратегии развития находит свое отражение в стратегических финансовых планах деятельности организации. Финансовое планирование фокусирует основные параметры финансово-хозяйственной деятельности, является инструментом управления финансами, важнейшим элементом, составляющим финансовый механизм управления. Финансово-экономическая ситуация в стране и мире, усиление предпринимательских рисков создают условия для ухудшения финансового состояния предприятий, повышают вероятность снижения эффективности деятельности. В этой связи повышается значимость и актуальность внедрения финансового планирования и прогнозирования на предприятиях, грамотное построение которого способствует повышению эффективности управления финансовыми потоками.
На современном этапе развития рыночных отношений формирование обоснованной политики финансового планирования коммерческого предприятия становится важным конкурентным преимуществом компании. Финансовое планирование проводимое на основе внедрения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых планов становится важнейшим условием устойчивого развития организации в условиях финансового кризиса и снижения цен на энергоресурсы.
Управление финансовым планированием предприятия является комплексным процессом, основывающемся на прогнозировании финансовых показателей, управлении финансами, инвестиционной деятельности предприятия.
Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
Проблема финансового планирования в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной, Давыдовой Л. В., Зозулюк, А. В., Ковалева В. В., Козырева В. А., Лобанова А., Чугунова А., Романова М. Н., Синько И. В., Тумасянца Р. И., и других авторов.
Анализ степени разработанности проблемы финансового планирования, несмотря на большое внимание отечественных и зарубежных исследователей к данной проблеме, многие ее аспекты, недостаточно исследованы.
Научная значимость темы состоит в ее дискуссионности, неоднозначности практических подходов к финансовому планированию и прогнозированию в компаниях, а также определению горизонтов планирования.
Практическая значимость темы исследования заключается в возможности использования предложенных автором мероприятий по улучшению финансового планирования в деятельности коммерческих предприятий с целью повышения их конкурентоспособности финансовой устойчивости.
Целью дипломной работы является рассмотреть комплекс системы планирования и прогнозирования на примере организации, а также предложение мероприятий по его совершенствованию.
Поставленная цель работу обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и роль финансового планирования и прогнозирования;
- охарактеризовать систему финансового планирования в ПАО «Газпром»;
- предложить направления развития финансового планирования и прогнозирования;
- обосновать предложения по улучшению финансового планирования и прогнозирования.
Объектом исследования является одна из крупнейших нефтегазовых компаний ПАО «Газпром».
Предметом исследования выступает процесс финансового планирования ПАО «Газпром».
Проблемы, связанные с финансовым планированием, исследованы различными зарубежными учеными. Среди них: Бригхем Ю., Гапенски Л., Лафта Дж. К., Райзберг Б. А., Брейли Р., Майерс С., Ф. Ли Ченг, Д. И. Финнерти.
В связи с переходом России к рыночной системе хозяйствования проблемы развития финансового планирования проанализированы в работах отечественных исследователей: Зайца Н.Е., Володина А. А., Щербиной А. В., Карелина В. С., Басовского Л.Е., Найденкова В.И., Бочарова В. В. Леонтьева В. Е., Стояновой Е. С, Трещенко В. И. и других.
Анализ работ вышеперечисленных экономистов позволил сделать вывод о том, что существует прямая зависимость между стратегией развития компании и ее финансовым планированием, которое способствует достижению важнейших целей деятельности организации – максимизации прибыли и повышению благосостояния собственников (увеличению рыночной стоимости компании). Таким образом, принципы формирования финансового планирования основываются на миссии и стратегии компании.
Нормативно-правовой базой работы явились нормативно правовые акты Российской Федерации. Так как Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
В данной работе применены такие методы, как анализ, синтез, сравнение, статистический.
Информационной базой при написании дипломной работы послужили данные статистической отчетности, данные бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром» за 2012-2014 гг.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам финансового планирования предприятия. Рассмотрены сущность, цели и задачи финансового планирования. Особое внимание уделено экономическим особенностям функционирования предприятия.
Во второй главе даётся развёрнутая характеристика процесса финансового планирования ПАО «Газпром», проводится анализ методов составления доходных и расходных статей финансовых планов. Проведенный анализ финансового планирования предприятия позволит предложить комплекс мероприятий по улучшению управления составления финансовых планов в ПАО «Газпром».
В третьей главе представлен комплекс мероприятий по совершенствованию финансового планирования ПАО «Газпром», обоснованы мероприятия по улучшению стратегического, текущего и оперативного финансового планирования.
В заключении содержатся выводы и основные результаты исследований.
Содержание
Введение 3
Глава I. Сущность и роль финансового планирования и прогнозирования в компании 7
1.1 Содержание, цели и задачи финансового планирования и прогнозирования 7
1.2 Финансовое планирование и финансовое прогнозирование как инструмент управления 16
1.3 Технико-экономические особенности ПАО «Газпром» и их отражение в организации финансов и финансовом планировании 24
Глава II. Финансовое планирование и прогнозирование в ПАО «Газпром» как основа обеспечения финансовой устойчивости 33
2.1 Состав и порядок разработки денежно-финансовых планов (бюджетов) и прогнозов финансовых показателей 33
2.2 Методы расчета основных доходных статей планов и прогнозов 41
2.3 Методы расчета основных расходных статей планов и прогнозов 49
Глава III. Основные направления и пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в ПАО «Газпром» 58
3.1 Пути улучшения стратегического денежно-финансового планирования и прогнозирования 58
3.3 Пути улучшения текущего денежно-финансового планирования 67
3.3 Оперативное финансовое планирование и финансовый контроль 75
Заключение 83
Список использованной литературы 89
Заключение
В экономической литературе существуют различные точки зрения на экономическую сущность финансового планирования в организации.
Процесс финансового планирования строится по логике функционирования организации и делится на 4 основных составляющих: планирование объема реализации товаров и услуг, планирование объема производства продукции, планирование затрат предприятия для обеспечения ресурсами процесса производства и финансовое планирование.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, денежные средства, капитал, прибыль, финансовые показатели деятельности.
Финансовое планирование базируется на основополагающих принципах, которые формируют экономическое содержание финансовых планов предприятия, а также правила их построения.
Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.
В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях - нормативах.
В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В нашем случае центром ответственности является каждое подразделение предпринимательской фирмы, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.
Исследуемое предприятие ПАО «Газпром» является одной из крупнейших нефте-газовых компаний мира. Основным видом деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, реализация продукции в России и на экспорт.
Развитая инфраструктура позволяет компании осуществлять поставки газа потребителям в достаточном объеме как в России, так и за рубежом.
В структуре оборотных активов ПАО «Газпром» наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность, доля которой сократилась с 78,61 % в 2012 г. до 59,05 в 2014 г. Запасы находятся на уровне более 13 % в структуре оборотных активов за анализируемый период и на конец 201 4г. их стоимость составляет 491,7 млрд. руб. Финансовые вложения и прочие оборотные активы составляют незначительный удельный вес в структуре оборотных активов организации. Выручка от реализации продуктов нефтегазопереработки в 2014 г. составила 5,16 %, а газового конденсата – 1,39 %.
Таким образом, в первой главе рассмотрены теоретические основы финансового планирования, дана технико-экономическая характеристика ПАО «Газпром».
Рассмотренная во второй главе дипломной работы система финансового планирования ПАО «Газпром» основывается на формировании стратегических целевых показателей, которые позволяют достигать стратегические цели деятельности по всем направлениям производства и переработки.
Особенностью системы финансового планирования ПАО «Газпром» является ее двухуровневость. Целевые показатели деятельности компании первого уровня устанавливаются Советом директоров ПАО «Газпром» на 10 лет. Система целевых показателей второго уровня является детализацией стратегического плана по направлениям и видам деятельности.
При формировании прогнозных показателей обосновываются внутренние и внешние факторы, влияющие на доходы и расходы предприятия, темпы прироста или уменьшения основных показателей организации. Таким образом, проведенный анализ ПАО «Газпром» показал, что основной доходной статьей бюджета является реализация газа, а дополнительными видами деятельности – реализация продуктов нефтепереработки.
В ПАО «Газпром» при формировании планов доходов подразделений используется преимущественно аналитический метод, позволяющий сформировать данные о доходах предприятия с учетом прогнозов изменения реализации продукции. В долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» нацелен на поддержание лидирующего положения в отрасли. Значительного наращивания объемов производства и реализации продукции потребителям в среднесрочных планах предприятия не заложено.
Для планирования основных доходов и повышения финансовой устойчивости ПАО «Газпром» и сохранения существующих показателей прибыли и рентабельности принимаются следующие меры:
- повышение надежности поставок;
- техническое и технологическое перевооружение;
- модернизация оборудования на предприятиях;
- минимизация затрат по направлениям деятельности;
- сокращение потерь при добыче, транспортировке и хранении газа и нефти;
- развитие новых направлений бизнеса (использование газа в качестве моторного топлива, расширение продуктовой линей производимой продукции в сторону увеличения ассортимента синтетических моторных топлив).
Таким образом, расходы не связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг планируются в объеме 5572 трлн. руб. в 2015-2017 гг. Наибольший удельный вес занимают прочие расходы, которые составляют 78,32 % в структуре не производственных расходов и на конец 2017 г. составляют 4364 трлн. руб. Проценты к уплате составляют 1,51 % в структуре расходов организации. Проведенный анализ ПАО «Газпром» показал, что расчет основных расходных статей планов и прогнозов от основной деятельности ПАО «Газпром» в 2015 г. по прогнозным данным составят 27,71 %, а в 2017 г. увеличатся до 29,82 % в структуре расходов предприятия. Следует отметить, что при составлении стратегических финансовых планов необходимо учитывать прогнозные значения финансовых показателей предприятии, их динамику.
Финансовое планирование показало, что на предприятии наблюдается тенденция наращивания производственных доходов и увеличение удельного веса производственных расходов.
Для проведения политики по повышению качества финансового планирования в ПАО «Газпром» целесообразно провести следующие мероприятия:
- оптимизировать структуру источников финансирования;
- закрыть валютные источники финансирования и нарастить рублевые;
- провести маркетинговых анализ спроса на продукцию предприятии по сегментам;
- провести АВС анализ производимой продукции и с целью выявления наиболее доходных сегментов;
- проанализировать производственные мощности предприятия на предмет возможности наращивания объема производства высокодоходной продукции;
- провести расчет финансовых результатов при корректировке производства.
С целью разработки и обоснования предложений по совершенствованию формирования плана производства и продаж предприятия проведены кабинетные и полевые исследования, которые позволили выявить основные тенденции и потребительские предпочтения на рынке нефтепродуктов на примере ПАО «Газпром». Рынок нефтепродуктов — один из самых широких в России и за рубежом.
Министерство энергетики РФ прогнозирует к 2016 году рост спроса в стране на автомобильные бензины на 17%, дизельное топливо - на 30%, авиакеросин - на 41%. В соответствии с приведенными данными выявлено, что наибольший удельный вес в реализации продукции занимает газ. Планируемые объемы производства и реализации продукции являются основой для формирования финансовых планов продаж предприятия.
Проведенный анализ показал, что 60,85 % выручки от реализации продукции дает продажа нефтепродуктов, которая в натуральном выражении занимает 24,17 % объема продаж. 29,74 % выручки от реализации продукции сформировано за счет продажи газа, которая занимает 69,62 % в объеме продаж в натуральном выражении. По результатам расчетов видно, что наиболее выгодным является наращивание объема продаж нефтепродуктов с целью максимизации доходов предприятия.
Маркетинговое исследование рынка показало, что в 2015-2016 гг. увеличится спроса на следующие виды продукции предприятия: автомобильный бензин на 17%, дизельное топливо - на 30%, авиакеросин - на 41%.
Данные предприятия позволят нарастить высокодоходные сегменты продукции по сравнению с сырьевыми направлениями реализации продукции. В перспективе при насыщении товарного рынка России, возможна реализация продуктов переработки на экспорт.
Средняя прогнозная стоимость реализации продукции составит: авиакеросин – 30,25 тыс.руб/т; дизельное топливо 31,6 тыс.руб./т.; автомобильный бензин – 33,5 тыс. руб./т.
Ведущую роль в прогнозировании финансовых потоков компании занимает ассортиментная политика предприятия, которая постоянно расширяется, а качество выпускаемой продукции повышается.
Список использованной литературы
I. Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
II. Учебники, учебные пособия, монографии
1. Большаков С.В. Основы управления финансами. Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. – 256 с.
2. Большаков С.В., Калов З.А. Принципы управления финансами. (Финансы, кредит, менеджмент). – Нальчик.: Эль-Фа, 1999. – 126 с.
3. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002. – 254 с.
4. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. Учебник. – М.: Книжный мир, 2006. – 354 с.
5. Герасименко А. Финансовый менеджмент - это просто. М.: Альпина Паблишер. – 482 с.
6. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. М.: Проспект. – 1104 с.
7. Моляков Д.С., Большаков С.В. Полный хозрасчет и самофинансирование. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 354 с.
8. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 354 с.
9. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. Под редакцией Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2003. – 458 с.
10. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. Под редакцией Е.И. Шохина. – М.: КНОРУС, 2012. – 378 с.
11. Шохин Е.И. Корпоративные финансы. М.Кнорус. – 2015. – 318 с.
III. Статьи из периодической печати
12. Аксенюшкина Е.В. Задача оптимального планирования финансовой политики фирмы. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - № 3. 549 с.
13. Болдырева М.Н. От чего зависит эффективность финансового планирования. // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 9. 108 с.
14. Болдырева М.Н. Финансовое планирование на предприятии в современных условиях. // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - № 21. 135 с.
15. Буданова О.С. Финансовое планирование на торговых предприятиях как функция стратегического управления// Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 1 (1). 79 с.
16. Василенко Е.С. Современное финансовое планирование в рыночных условиях// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-3 (47). 81 с.
17. Войко Д.В. Ключевые показатели эффективности в системе финансового планирования компании. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9. 102 с.
18. Воробьев А.В., Иванов В.М. Непрерывное планирование как подход к формированию и реализации эффективной финансовой стратегии организации. // Современные технологии управления. - 2014. - № 4 (40). 6 с.
19. Воскресенская Л.Н. Об эффективности организации системы финансового планирования на предприятии. // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. - 2015. - № 1. 25 с.
20. Галицких В.Н. Финансовое планирование как фактор устойчивости предприятия в современных условиях. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 34. 80 с.
21. Гришин А.Ф., Пугачев М.П. Проблемы организации бюджетирования на предприятии. // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2015. - № 1. 122 с.
22. Гурова В.А. Индикативное финансовое планирование на современном этапе развития экономики. // Science Time. - 2015. - № 5 (17). 130 с.
23. Дорохова М.С. Формирование критериев выбора финансовой модели бюджетирования. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 34. 149 с.
24. Дролова Е.Ю., Зайцев М.А. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности предприятия. // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 5 (88). 181 с.
25. Жабина Р.Н. Специфика бюджетирования как модели финансового планирования в хозяйственной деятельности организации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14. - № 2-1. 324 с.
26. Корункова А.С. Система финансового планирования предприятия питания. // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 6-4 (50). 56 с.
27. Кудрявцев С.О. Теоретические аспекты финансового планирования в системе обеспечения экономико-правовой безопасности предприятия. // Апробация. - 2015. - № 3 (30). 118 с.
28. Левицких О.О. Анализ и планирование финансовых результатов // Экономические науки. – 2013. - №12. 141 с.
29. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. М.: Национальное образование. – 768 с.
30. Лукин В.К., Григорьева Е.А., Петров Д.В. Эффективность маркетинговой товарной политики// Вестник Академии знаний. - 2014. - № 1 (8). 342 с.
31. Лясковская Е.А., Данилова Д.С. Оптимизация финансовой стратегии предприятия посредством налогового планирования. // Экономика, управление и инвестиции. - 2014. - № 3 (5). 8 с.
32. Марганова Р.Р., Скипин Д.Л. Современные подходы к прогнозированию финансовых результатов деятельности предприятия. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 15. 75 с.
33. Марыкова К.С.Оценка эффективности товарной политики. // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2014. - № 2. 129 с.
34. Мисник О.В. Особенности стратегического планирования финансовых ресурсов на предприятии. // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1 (6). 31 с.
35. Мясникова Е.Б. Применение методики прогнозирования показателей финансового состояния предприятия. // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. - 2014. - № 1. 199 с.
36. Пакова О.Н. Прогнозирование объема финансовых ресурсов организации. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 6 (45). 180 с.
37. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Лаврова Л.А.Основные аспекты разработки товарной политики машиностроительного предприятия как важного элемента его маркетинговой деятельности. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 1. 61 с.
38. Раджабова З.К., Раджабова А.О. К вопросу повышения эффективности финансового планирования в условиях предприятия. // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-1. 179 с.
39. Раздроков Е.Н. Влияние реформы трансфертного ценообразования на процесс финансового планирования в организации. // Вестник Югорского государственного университета. - 2014. - № 4 (35). 55 с.
40. Решетько Н.И., Башкатова Ю.И. Формирование конкурентной финансовой стратегии предприятия в период кризиса. // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 1 (26). 41 с.
41. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Комплексная система финансового планирования инновационной деятельности. // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-2. 156 с.
42. Соловьева А.В. Гинезис зарубежных концепций финансового планирования и бюджетирования. // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. - 2014. - № 5. 101 с.
43. Суетин А.Н., Матосян В.А. Финансовое планирование и перспективы инвестиций в условиях кризиса. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. 84 с.
44. Феоктистов С.В. Финансовое планирование как научно-практический метод управления предприятием. // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 6. 141 с.
45. Хабарова Н.В., Васин А.С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. 414 с.
46. Хвостенко О.А. Роль бюджетирования в системе управления финансами компаний. // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 11 (121). 134 с.
47. Храпова Е.В. Финансовое планирование с использованием блок-схем// Финансовый директор. – 2014. - №6. 36 с.
48. Щесняк К.Е., Быстрякова А.Я. Стратегическое планирование на предприятии // Экономика, управление и учет на предприятии. – 2012. - №5. 89 с.
49. Ямалетдинова Г.Х. Финансовые модели в бизнес-планировании. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 2. - № 5. 162 с.
50. Юзвович Л.И., Юдина Е.А. Комплексный подход к исследованию сущности, принципов и методов финансового планирования на предприятиях в экономической системе. // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-7. 19 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую