Благодарю за 3-ю главу диплома и множественные оперативные доработки))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность темы. В условиях формирования и функционирования рыночной экономики существенно усиливаются роль и значение такой составляющей государственных финансов, как задолженность. Государственный долг образуется в результате использования заимствований для обеспечения реализации социально-экономических функций государства. Между тем неконтролируемость финансирования приводит к деформации экономики, денежно-кредитной системы, рынка. Рост долговых обязательств приводит к увеличению выплат из государственного бюджета на их обслуживание и погашение, что негативно влияет на финансовую независимость, платежеспособность и кредитоспособность государства, увеличивает долговую нагрузку на реальный сектор экономики и населения, снижает инвестиционный и потребительский спрос, уменьшает объемы чистых инвестиций.
Особую актуальность вопрос государственной задолженности приобретает в условиях мирового финансово-экономической нестабильности и кризисных явлений в отечественной экономике. Именно поэтому возрастает роль внутренней составляющей государственного долга, включая задолженность правительства по государственным ценным бумагам, невыплаты заработной платы, задолженности государственных предприятий, а также выданных правительством гарантий по совершенствованию эффективных механизмов государственной финансовой политики, направленной на устойчивый рост социально-экономического развития России, как в государственном масштабе, так и в региональном. В отличие от внешней, внутренняя задолженность имеет более гибкие условия возникновения; является инструментом косвенного перераспределения доходов внутри страны, влияния на структуру и динамику развития внутреннего рынка; оставляет доходы кредиторов в стране; не имеет риска колебания валютного курса, денежной независимости. Это очень важно для России в условиях критического уровня внешнего государственного долга и стремительного роста его совокупной величины. Важность этой проблематики и необходимость ее решения являются весомыми аргументами актуальности темы данной работы.
Теоретические основы государственного долга и управления им были предметом исследования ученых разных времен и стран. Важная роль в исследовании этой проблемы принадлежит трудам таких ученых как: А. Д. Василик, М. И. Виклюк, А. С. Гальчинского, В. М. Федосова, В. М. Федоренко, И. Г. Ткачук, и . А. Лунина, Т. П. Вахненко, Г. В. Кучер, В. Б. Тропин, С. И. Юрия, М. И. Карлина, Р. Барро, В. Бевериджа, Дж. Бьюкенена, Дж . Кейнса, А. Лаффера, А. Лернера, Р. Масгрейв, Р. Мандела, К. Рейнхарта, Д. Рикардо, К. Рогоффа, А. Смита, М. Фридмана и других.
Целью исследования является теоретическое обоснование внутренней составляющей долга городов и разработка на этой основе методических основ формирования системы стратегического управления городской и государственной внутренней задолженностью России, рекомендаций по их применению.
Для достижения поставленной цели поставлены ряд задач, главными из которых являются:
- Исследовать особенности формирования внутреннего государственного долга в системе кредитных отношений с участием государства;
- Обосновать теоретические основы формирования системы, механизмов управления внутренним государственным долгом;
- Провести ретроспективный анализ внутреннего государственного долга России на примере Санкт-Петербурга, выявить условия его возникновения, оценить эффективность его управления, регулирования;
- Раскрыть особенности финансово-аналитических показателей внутреннего государственного долга, обосновать их применение в соответствии с этапами, принципов управления задолженностью;
- Обосновать концептуальные основы формирования финансово-экономического механизма управления внутренним государственным долгом.
Объектом исследования являются финансовые отношения городского бюджета как заемщика и его кредиторами по формированию, регулирования, управления задолженности.
Предметом исследования является теоретико-методические основы, проблемы, принципы стратегического управления внутренним долгом государства.
Введение 2
Глава 1 Теоретические и методологические основы управления государственным долгом 4
1.1. Экономическое содержание государственного долга. 4
1.2. Управление государственным долгом: основные принципы, инструменты и механизмы. 24
1.3. Зарубежный опыт: лучшие практики управления суверенным долгом государства. 33
Глава 2 Долговая политика государства: концептуальные положения и практическая реализация. 37
2.1. Основные направления долговой политики и подходы к оценке эффективности. 37
2.2. Дефицитное финансирование расходов и бюджетное правило. 45
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета и структура государственного долга. 56
Глава 3. Правовое обеспечение и современная практика управления государственным долгом субфедерального уровня власти (на примере Санкт-Петербурга). 63
3.1 Правовое регулирование дефицита бюджетов и государственного долга субъектов РФ. 63
3.2. Анализ структуры и динамики государственного долга субъекта РФ во взаимосвязи с финансовой политикой органов власти. 69
3.3. Риски и специфика управления государственным долгом субъекта РФ в условиях макроэкономической нестабильности. 81
ВЫВОДЫ 89
Список литературы 93
ВЫВОДЫ
В работе теоретически обоснована система управления внутренним долгом государства. В результате исследования сделаны следующие выводы:
1. С усилением финансово-экономической нестабильности отечественной и мировой экономики и при отсутствии должного методического обеспечения управления государственными финансами в условиях рыночных отношений возникла необходимость введения нового подхода к управлению внутренним государственным долгом. Такой подход представляет собой инструментарий управления, что позволяет финансово обеспечить реализацию экономической, социальной функций государства; минимизировать долговые риски, расходы на обслуживание государственного долга в расходной части государственного бюджета; создать условия макроэкономической и финансовой стабильности в настоящем и будущем.
2. Основой концептуального подхода к определению внутреннего долга государства как суммы его обязательств вследствие финансово-кредитных отношений, где государство выступает заемщиком временно свободных средств резидентов на добровольных началах, является понимание логики возникновения долга в результате использования государственного кредита как источника покрытия бюджетного дефицита, финансирование программ социального обеспечения, развития отдельных субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства в целом.
Таким образом, использование государственного кредита и, как следствие, возникновения государственной задолженности обусловлено стремлением государства финансово обеспечить социально-экономическое развитие как на государственном, так и на региональном уровне. Однако это приводит к росту нагрузки на бюджет долговых выплат, снижению потребительского, инвестиционного спроса и может привести к потере платежеспособности, кредитоспособности, финансовой независимости государства. Именно поэтому управление внутренним государственным долгом как совокупность мероприятий по оптимизации его величины и структуры, минимизации затрат на его обслуживание, погашение, уменьшение долговых рисков, максимизации выгод от использования привлеченных средств должно базироваться на принципах рационального заимствования, эффективного использования займов и безусловного (своевременного и полного ) выполнения обязательств.
3. Управление внутренним государственным долгом - это система нормативно-правовых, организационных, институциональных, финансовых, учетных и контрольных мероприятий, направленных на регулирование величины, структуры и стоимости задолженности. Необходимость обеспечения долгосрочного баланса государственных финансов вызывает стратегический характер этой системы и определяет ее соответствие стратегии социально-экономического развития государства, влияет на интересы и благосостояние общества, с учетом реальной финансово-экономической ситуации в стране. Соответственно основными задачами стратегического управления внутренним государственным долгом являются: улучшение качества структуры внутреннего государственного долга путем снижения затрат на его обслуживание; обеспечение финансовой способности обслуживать, погашать обязательства, несмотря на кризисные колебания; повышение доверия к государству как к заемщику; обеспечение эффективного механизма мониторинга, контроля за долговыми отношениями, их прогнозируемости для предупреждения долговых рисков, в том числе кредитных (риск дефолта, девальвации национальной валюты, ликвидности бюджета, реверса потоков капитала инвесторов, процентный, рефинансирования и т.д.) и общественных (риск недоверия к национальной валюте, институциональные риски, риск некомпетентности ответственных за возникновение и обслуживания задолженности, нецелевого использования и т.д.); создание эффективной комплексной системы оперативного управления государственной задолженностью на основе прогрессивных финансовых технологий управления долгом.
4. Проведенное исследование позволило определение и группирование факторов, влияющих на величину внутреннего государственного долга, и распределение их на систематические (фискальная политика, объем долга, сформировавшийся в предыдущий период; компетентность специалистов (профессионализм); инфляция) и несистематические, или случайные (колебания процентных ставок внешнему долгу, частота изменения политического правления; нецелевое использование привлеченных ресурсов; несбалансированность бюджета, социальная нестабильность; демографический спад).
5. Двоаспектнисть роли внутреннего государственного долга (с одной стороны, это рычаг влияния на экономические процессы в стране, а с другой - объект управления: государство само определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, их структуру, механизмы построения) определяет, что информационное обеспечение анализа и разработки управленческих решений относительно долговых отношений должна базироваться на оценочных характеристиках: объем, доступность (открытость), ценность (потребность), достоверность (качество), насыщенность (интенсивность). Учитывая, что эти характеристики не являются статичными и зависят от задач управления, в работе предложена модель взаимосвязи принципов управления внутренним долгом и подходами к его расчета в зависимости от этапа управления (определение потребности в дополнительных средствах, доходности, возможности их возврата, процесс привлечения средств , их аккумуляция на счетах государства; целевое использование средств, погашения займа; расчет величины долга, реструктуризация), что позволило установить базовые финансово-аналитические показатели внутреннего долга и обосновать их экономическое содержание с целью повышения уровня прогнозируемости, контролируемости, поиска резервов оптимизации долгового портфеля , минимизации расходов на его содержание в контексте повышения эффективности управленческих решений.
6. В частности определено, что наиболее универсальными показателями являются не характеризующие общую величину долга и его соотношение с основными макроэкономическими показателями, а те, что отражают способность государства своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по обслуживанию государственного долга (долговая платежеспособность), подтверждают способность без прироста задолженности, за счет своевременной реструктуризации в случае необходимости, поддерживать устойчивый экономический рост национальной экономики (долговая устойчивость).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. ˏ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. ˏ
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. ˏ
4. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 2.12.2013 № 349-ФЗ. ˏ
5. О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах: Бюджетное посланиеˏ Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 [Электронныйˏ ресурс]: официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: ˏ http://www.kremlin.ru/acts/18332.
6. Об утверждении государственной программы Российскойˏ Федерации «Управление государственными финансами и регулированиеˏ финансовых рынков»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320.
7. Об утверждении государственной программы Российскойˏ Федерации «Создание условий для эффективного и ответственногоˏ управления региональными и муниципальными финансами, повышенияˏ устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»: Постановлениеˏ Правительства РФ от 15.04.2014 № 310.
8. Об утверждении Программы повышения эффективностиˏ управления общественными (государственными и муниципальными) ˏ финансами на период до 2018 года: Распоряжение Правительства РФ отˏ 30.12.2013 № 2593-р. ˏ
9. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановыйˏ период 2016 и 2017 годов, раздел 3.9ˏ
10. Основные направления государственной долговой политики на 2013 – 2015 годы: http://old.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/DOLGOVAYA_POLITIKA_ROSSIYSKOY_FEDERATSII_NA_2013-1015.pdf
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Официальный сайт Правительстваˏ Российской Федерации - http://www.government.ru.
2. Официальный сайт Министерства финансовˏ Российской Федерации -http://www.minfin.ru.
3. Единый порталˏ бюджетной системы Российской Федерации -www.budget.gov.ru.
4. Портал государственныхˏ программ: http://www.gosprogrammy.gov.ru.
5. Официальный сайтˏ Федерального казначейства РФ – www.roskazna.ru
6. Официальный сайт Комитета финансов Санкт-Петербурга - http://fincom.spb.ru/
7. Официальный сайт Министерстваˏ финансов РФ (http://www.
8. minfin.ru).
9. Официальный сайт Министерства экономическогоˏ развития РФ (http://www.economy.gov.ru).
10. Официальный сайт Федеральногоˏ казначейства (http://www.roskazna.ru).
11. Официальный сайтˏ Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru). ˏ
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистикиˏ РФ (http://www.gks.ru). ˏ
13. Официальный сайт Счетной палаты РФ (http://www.ach.gov.ru). ˏ
14. Информационное агентство Росбизнесконсалтинг (http://www.rbc.ru). ˏ
15. Информационное агентство Интерфакс (http://www.interfax.ru). ˏ
16. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (http://www.raexpert.ru). ˏ
17. Рейтинговое агентство «Мудис Инвесторс Сервис» (http://www. moodys.com). ˏ
18. Рейтинговое агентство «Фитч Рэйтингс» (http://www.fitchratings.com). ˏ
19. Рейтинговое агентство «Стандарт энд Пурс» (http://www.standardandpoors.com). ˏ
20. Всемирный банк (http://www.worldbank.org). ˏ
21. Международный валютный фонд (http://www.imf.org). ˏ
22. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (http://www.oecd.org). ˏ
Монографии, учебники и учебные пособия, практические издания,
тематические сборники, статьи в журналах, доклады, отчеты,
аналитические материалы семинаров и конференций
1. Агапцов С. А., Евсеев С. Ю., Перекрестова Л. В., Сазонов С. П. ˏ Формирование, тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг. ˏ Изд. Волгоград. гос. Ун-та, 2002.
2. Алексеева И. В. Совершенствованиеˏ учета, отчетности и аудита вˏ секторе государственногоˏ управления. М. : Лениздат, 2005.
3. Алехин Б. И. Государственныйˏ долг : учеб. пособие. М. : Магистр, ˏ 2010.
4. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Материалы итоговогоˏ семинара по управлению долгом и условными обязательствами. М. : Весьˏ мир, 2005.
5. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Методическиеˏ рекомендации по управлениюˏ долгом и условными обязательствами. М.: ˏ Весь мир, 2005.
6. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Практика управленияˏ долгом и условнымиˏ обязательствами на региональном и муниципальномˏ уровне в отдельныхˏ странах. М. : Весь мир, 2005.
7. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Стандартыˏ управления долгом и условнымиˏ обязательствами. Кодекс лучшей практики: рекомендацииˏ по внедрению. М. : Весь мир, 2005.
8. Арсентьев Ю. А. Внешняяˏ задолженность государствˏ и международныеˏ кредитно-финансовыеˏ институты. М. : Изд.Моск.ун-та, 2003.
9. Афанасьев М. П. Основы бюджетнойˏ системы : учеб. пособие. М. : ГУ–ВШЭ, 2004.
10. Бабич А. М. Государственныеˏ и муниципальныеˏ финансы: учебник. М. : ЮНИТИ, 2002.
11. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: моделиˏ и оценки // МэиМО. 2001. № 2.
12. Балтина А. М., Волохина В. А., Попова Н. В. Финансовые системыˏ зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2007.
13. Балыхин Г. А., Прохожев А. А., Воробьев А. Е., Чекушина Т. В. Основы управления государственным долгом в интересах обеспеченияˏ экономическойˏ безопасности России // Горныйˏ информационно-аналитическийˏ бюллетень. 2007. № 7.
14. Брагинская Л. С. Государственныйˏ долг: анализ системы управления иˏ оценка ее эффективности. М. : Унив. кн., 2007.
15. Брагинскаяˏ Л. С. Как контролируемˏ государственный долг // Президентский контроль. 2007. № 7.
16. Брагинская Л. С. Управлениеˏ государственным долгом. Цели, задачи, критерии проведенияˏ оценки. Финансовые механизмы регулирования иˏ стимулированияˏ развития экономики. Сб. научных трудов Акад. народн. хоз-ва при Правительстве РФ. М., 2007.
17. Братцев Д. М. Операции РЕПО: установленˏ порядок налогообложенияˏ // Финансы и кредит. 2006. № 3.
18. Брю С. Л., Макконнелл К. Р. Экономикс. М. : Республика, 1992. Т. 1.
19. Вавилов А. Государственныйˏ долг: уроки кризиса и принципыˏ управления. Б. м. : Городециздат, 2003.
20. Вавилов А. П., Ковалишин Е. Принципыˏ государственной долговойˏ политики // Вопросы экономики. 2001. № 8.
21. Вавилов Ю. Я. Государственныйˏ долг. М. : Перспектива, 2007.
22. Федуловаˏ С. Ф. Финансы: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп. М. : Кнорус, 2005.
23. Финансовыеˏ риски: последствия, влияющие на управлениеˏ государственным долгом, и роль высшихˏ ревизионных органов //Материалыˏ заседания Комитета высшихˏ органов финансового контроля поˏ государственному долгу. 2003.
24. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О. В. Врублевской. — 4 е изд., перераб. и доп. — М. : Издательствоˏ Юрайт; ИД Юрайт, 2015.
25. Бюджетная система Российскойˏ Федерации: учебное пособие / Подˏ редакцией проф. Н.Г. Ивановойˏ и проф. М.И. Канкуловой. – СПб.: Изд-воˏ СПбГЭУ, 2014.
Научные доклады.
1. Винокурова В. П. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие. Изд. БГУЭП, 2006.
2. Воложинская М. О. Внешняяˏ задолженность — средство илиˏ препятствие к достижениюˏ внешнего равновесия? // Внешний долг России иˏ проблемы его урегулирования: науч. Альманахˏ фундаментальных иˏ прикладных исследований. М. : Финансыˏ и статистика, 2002.
3. Воробьев А. В., Чекушина Т. В. Национальнаяˏ экономическаяˏ безопасность России: методология управленияˏ государственными долгами: учеб. пособие. М. : Изд. РУДН, 2006.
4. Воробьев А. Е., Чекушина Т. В., Брагин Н. А. Управлениеˏ государственнымˏ долгом: мировой, национальный, региональный иˏ корпоративныйˏ аспекты. М. : Библиограф, 2007.
5. Воронин Ю. М., Кабашкин В. А. Управление государственным долгомˏ // Экономист. 2006. № 1.
6. Горегляд В. П. Аналитическаяˏ записка по вопросу определенияˏ критериальных подходовˏ к оценке эффективности операций Министерстваˏ финансов Российской Федерацииˏ с государственными ценными бумагамиˏ Российской Федерации. Отчет о результатахˏ контрольного мероприятияˏ «Проверка управления государственнымˏ долгом Российской Федерацииˏ Министерством финансовˏ Российской Федерации в условияхˏ экономического и финансового кризиса» // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2008. № 12 (132); 2010. № 3 (147).
7. Горловская И. В. Государственныеˏ ценные бумагиˏ России : учеб. пособие. Б.М. : Изд. ОмГУ, 2006.
8. Гринкевич Л. С., Сагайдачная Н. К., Казаковˏ В. В., Рюмина Ю. А. Государственные и муниципальные финансыˏ России. М. : КноРус, 2007.
9. Данилов Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции иˏ российская практика. М. : ГУ–ВШЭ, 2002. ˏ
10. Жолнинский В. Б. Отдельные тенденцииˏ государственногоˏ финансового контроля за государственнымˏ долгом в Российской Федерации. Элиста: Колмыцкий ин-т соц.-эк. и прав. исследований, 2006.
11. Жукова С. С., Абышева А. В. Государственныйˏ и муниципальный долг: учеб. пособие. Тюмень, 2007.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность темы. В условиях формирования и функционирования рыночной экономики существенно усиливаются роль и значение такой составляющей государственных финансов, как задолженность. Государственный долг образуется в результате использования заимствований для обеспечения реализации социально-экономических функций государства. Между тем неконтролируемость финансирования приводит к деформации экономики, денежно-кредитной системы, рынка. Рост долговых обязательств приводит к увеличению выплат из государственного бюджета на их обслуживание и погашение, что негативно влияет на финансовую независимость, платежеспособность и кредитоспособность государства, увеличивает долговую нагрузку на реальный сектор экономики и населения, снижает инвестиционный и потребительский спрос, уменьшает объемы чистых инвестиций.
Особую актуальность вопрос государственной задолженности приобретает в условиях мирового финансово-экономической нестабильности и кризисных явлений в отечественной экономике. Именно поэтому возрастает роль внутренней составляющей государственного долга, включая задолженность правительства по государственным ценным бумагам, невыплаты заработной платы, задолженности государственных предприятий, а также выданных правительством гарантий по совершенствованию эффективных механизмов государственной финансовой политики, направленной на устойчивый рост социально-экономического развития России, как в государственном масштабе, так и в региональном. В отличие от внешней, внутренняя задолженность имеет более гибкие условия возникновения; является инструментом косвенного перераспределения доходов внутри страны, влияния на структуру и динамику развития внутреннего рынка; оставляет доходы кредиторов в стране; не имеет риска колебания валютного курса, денежной независимости. Это очень важно для России в условиях критического уровня внешнего государственного долга и стремительного роста его совокупной величины. Важность этой проблематики и необходимость ее решения являются весомыми аргументами актуальности темы данной работы.
Теоретические основы государственного долга и управления им были предметом исследования ученых разных времен и стран. Важная роль в исследовании этой проблемы принадлежит трудам таких ученых как: А. Д. Василик, М. И. Виклюк, А. С. Гальчинского, В. М. Федосова, В. М. Федоренко, И. Г. Ткачук, и . А. Лунина, Т. П. Вахненко, Г. В. Кучер, В. Б. Тропин, С. И. Юрия, М. И. Карлина, Р. Барро, В. Бевериджа, Дж. Бьюкенена, Дж . Кейнса, А. Лаффера, А. Лернера, Р. Масгрейв, Р. Мандела, К. Рейнхарта, Д. Рикардо, К. Рогоффа, А. Смита, М. Фридмана и других.
Целью исследования является теоретическое обоснование внутренней составляющей долга городов и разработка на этой основе методических основ формирования системы стратегического управления городской и государственной внутренней задолженностью России, рекомендаций по их применению.
Для достижения поставленной цели поставлены ряд задач, главными из которых являются:
- Исследовать особенности формирования внутреннего государственного долга в системе кредитных отношений с участием государства;
- Обосновать теоретические основы формирования системы, механизмов управления внутренним государственным долгом;
- Провести ретроспективный анализ внутреннего государственного долга России на примере Санкт-Петербурга, выявить условия его возникновения, оценить эффективность его управления, регулирования;
- Раскрыть особенности финансово-аналитических показателей внутреннего государственного долга, обосновать их применение в соответствии с этапами, принципов управления задолженностью;
- Обосновать концептуальные основы формирования финансово-экономического механизма управления внутренним государственным долгом.
Объектом исследования являются финансовые отношения городского бюджета как заемщика и его кредиторами по формированию, регулирования, управления задолженности.
Предметом исследования является теоретико-методические основы, проблемы, принципы стратегического управления внутренним долгом государства.
Введение 2
Глава 1 Теоретические и методологические основы управления государственным долгом 4
1.1. Экономическое содержание государственного долга. 4
1.2. Управление государственным долгом: основные принципы, инструменты и механизмы. 24
1.3. Зарубежный опыт: лучшие практики управления суверенным долгом государства. 33
Глава 2 Долговая политика государства: концептуальные положения и практическая реализация. 37
2.1. Основные направления долговой политики и подходы к оценке эффективности. 37
2.2. Дефицитное финансирование расходов и бюджетное правило. 45
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета и структура государственного долга. 56
Глава 3. Правовое обеспечение и современная практика управления государственным долгом субфедерального уровня власти (на примере Санкт-Петербурга). 63
3.1 Правовое регулирование дефицита бюджетов и государственного долга субъектов РФ. 63
3.2. Анализ структуры и динамики государственного долга субъекта РФ во взаимосвязи с финансовой политикой органов власти. 69
3.3. Риски и специфика управления государственным долгом субъекта РФ в условиях макроэкономической нестабильности. 81
ВЫВОДЫ 89
Список литературы 93
ВЫВОДЫ
В работе теоретически обоснована система управления внутренним долгом государства. В результате исследования сделаны следующие выводы:
1. С усилением финансово-экономической нестабильности отечественной и мировой экономики и при отсутствии должного методического обеспечения управления государственными финансами в условиях рыночных отношений возникла необходимость введения нового подхода к управлению внутренним государственным долгом. Такой подход представляет собой инструментарий управления, что позволяет финансово обеспечить реализацию экономической, социальной функций государства; минимизировать долговые риски, расходы на обслуживание государственного долга в расходной части государственного бюджета; создать условия макроэкономической и финансовой стабильности в настоящем и будущем.
2. Основой концептуального подхода к определению внутреннего долга государства как суммы его обязательств вследствие финансово-кредитных отношений, где государство выступает заемщиком временно свободных средств резидентов на добровольных началах, является понимание логики возникновения долга в результате использования государственного кредита как источника покрытия бюджетного дефицита, финансирование программ социального обеспечения, развития отдельных субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства в целом.
Таким образом, использование государственного кредита и, как следствие, возникновения государственной задолженности обусловлено стремлением государства финансово обеспечить социально-экономическое развитие как на государственном, так и на региональном уровне. Однако это приводит к росту нагрузки на бюджет долговых выплат, снижению потребительского, инвестиционного спроса и может привести к потере платежеспособности, кредитоспособности, финансовой независимости государства. Именно поэтому управление внутренним государственным долгом как совокупность мероприятий по оптимизации его величины и структуры, минимизации затрат на его обслуживание, погашение, уменьшение долговых рисков, максимизации выгод от использования привлеченных средств должно базироваться на принципах рационального заимствования, эффективного использования займов и безусловного (своевременного и полного ) выполнения обязательств.
3. Управление внутренним государственным долгом - это система нормативно-правовых, организационных, институциональных, финансовых, учетных и контрольных мероприятий, направленных на регулирование величины, структуры и стоимости задолженности. Необходимость обеспечения долгосрочного баланса государственных финансов вызывает стратегический характер этой системы и определяет ее соответствие стратегии социально-экономического развития государства, влияет на интересы и благосостояние общества, с учетом реальной финансово-экономической ситуации в стране. Соответственно основными задачами стратегического управления внутренним государственным долгом являются: улучшение качества структуры внутреннего государственного долга путем снижения затрат на его обслуживание; обеспечение финансовой способности обслуживать, погашать обязательства, несмотря на кризисные колебания; повышение доверия к государству как к заемщику; обеспечение эффективного механизма мониторинга, контроля за долговыми отношениями, их прогнозируемости для предупреждения долговых рисков, в том числе кредитных (риск дефолта, девальвации национальной валюты, ликвидности бюджета, реверса потоков капитала инвесторов, процентный, рефинансирования и т.д.) и общественных (риск недоверия к национальной валюте, институциональные риски, риск некомпетентности ответственных за возникновение и обслуживания задолженности, нецелевого использования и т.д.); создание эффективной комплексной системы оперативного управления государственной задолженностью на основе прогрессивных финансовых технологий управления долгом.
4. Проведенное исследование позволило определение и группирование факторов, влияющих на величину внутреннего государственного долга, и распределение их на систематические (фискальная политика, объем долга, сформировавшийся в предыдущий период; компетентность специалистов (профессионализм); инфляция) и несистематические, или случайные (колебания процентных ставок внешнему долгу, частота изменения политического правления; нецелевое использование привлеченных ресурсов; несбалансированность бюджета, социальная нестабильность; демографический спад).
5. Двоаспектнисть роли внутреннего государственного долга (с одной стороны, это рычаг влияния на экономические процессы в стране, а с другой - объект управления: государство само определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, их структуру, механизмы построения) определяет, что информационное обеспечение анализа и разработки управленческих решений относительно долговых отношений должна базироваться на оценочных характеристиках: объем, доступность (открытость), ценность (потребность), достоверность (качество), насыщенность (интенсивность). Учитывая, что эти характеристики не являются статичными и зависят от задач управления, в работе предложена модель взаимосвязи принципов управления внутренним долгом и подходами к его расчета в зависимости от этапа управления (определение потребности в дополнительных средствах, доходности, возможности их возврата, процесс привлечения средств , их аккумуляция на счетах государства; целевое использование средств, погашения займа; расчет величины долга, реструктуризация), что позволило установить базовые финансово-аналитические показатели внутреннего долга и обосновать их экономическое содержание с целью повышения уровня прогнозируемости, контролируемости, поиска резервов оптимизации долгового портфеля , минимизации расходов на его содержание в контексте повышения эффективности управленческих решений.
6. В частности определено, что наиболее универсальными показателями являются не характеризующие общую величину долга и его соотношение с основными макроэкономическими показателями, а те, что отражают способность государства своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по обслуживанию государственного долга (долговая платежеспособность), подтверждают способность без прироста задолженности, за счет своевременной реструктуризации в случае необходимости, поддерживать устойчивый экономический рост национальной экономики (долговая устойчивость).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. ˏ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. ˏ
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. ˏ
4. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 2.12.2013 № 349-ФЗ. ˏ
5. О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах: Бюджетное посланиеˏ Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 [Электронныйˏ ресурс]: официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: ˏ http://www.kremlin.ru/acts/18332.
6. Об утверждении государственной программы Российскойˏ Федерации «Управление государственными финансами и регулированиеˏ финансовых рынков»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320.
7. Об утверждении государственной программы Российскойˏ Федерации «Создание условий для эффективного и ответственногоˏ управления региональными и муниципальными финансами, повышенияˏ устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»: Постановлениеˏ Правительства РФ от 15.04.2014 № 310.
8. Об утверждении Программы повышения эффективностиˏ управления общественными (государственными и муниципальными) ˏ финансами на период до 2018 года: Распоряжение Правительства РФ отˏ 30.12.2013 № 2593-р. ˏ
9. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановыйˏ период 2016 и 2017 годов, раздел 3.9ˏ
10. Основные направления государственной долговой политики на 2013 – 2015 годы: http://old.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/DOLGOVAYA_POLITIKA_ROSSIYSKOY_FEDERATSII_NA_2013-1015.pdf
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Официальный сайт Правительстваˏ Российской Федерации - http://www.government.ru.
2. Официальный сайт Министерства финансовˏ Российской Федерации -http://www.minfin.ru.
3. Единый порталˏ бюджетной системы Российской Федерации -www.budget.gov.ru.
4. Портал государственныхˏ программ: http://www.gosprogrammy.gov.ru.
5. Официальный сайтˏ Федерального казначейства РФ – www.roskazna.ru
6. Официальный сайт Комитета финансов Санкт-Петербурга - http://fincom.spb.ru/
7. Официальный сайт Министерстваˏ финансов РФ (http://www.
8. minfin.ru).
9. Официальный сайт Министерства экономическогоˏ развития РФ (http://www.economy.gov.ru).
10. Официальный сайт Федеральногоˏ казначейства (http://www.roskazna.ru).
11. Официальный сайтˏ Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru). ˏ
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистикиˏ РФ (http://www.gks.ru). ˏ
13. Официальный сайт Счетной палаты РФ (http://www.ach.gov.ru). ˏ
14. Информационное агентство Росбизнесконсалтинг (http://www.rbc.ru). ˏ
15. Информационное агентство Интерфакс (http://www.interfax.ru). ˏ
16. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (http://www.raexpert.ru). ˏ
17. Рейтинговое агентство «Мудис Инвесторс Сервис» (http://www. moodys.com). ˏ
18. Рейтинговое агентство «Фитч Рэйтингс» (http://www.fitchratings.com). ˏ
19. Рейтинговое агентство «Стандарт энд Пурс» (http://www.standardandpoors.com). ˏ
20. Всемирный банк (http://www.worldbank.org). ˏ
21. Международный валютный фонд (http://www.imf.org). ˏ
22. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (http://www.oecd.org). ˏ
Монографии, учебники и учебные пособия, практические издания,
тематические сборники, статьи в журналах, доклады, отчеты,
аналитические материалы семинаров и конференций
1. Агапцов С. А., Евсеев С. Ю., Перекрестова Л. В., Сазонов С. П. ˏ Формирование, тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг. ˏ Изд. Волгоград. гос. Ун-та, 2002.
2. Алексеева И. В. Совершенствованиеˏ учета, отчетности и аудита вˏ секторе государственногоˏ управления. М. : Лениздат, 2005.
3. Алехин Б. И. Государственныйˏ долг : учеб. пособие. М. : Магистр, ˏ 2010.
4. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Материалы итоговогоˏ семинара по управлению долгом и условными обязательствами. М. : Весьˏ мир, 2005.
5. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Методическиеˏ рекомендации по управлениюˏ долгом и условными обязательствами. М.: ˏ Весь мир, 2005.
6. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Практика управленияˏ долгом и условнымиˏ обязательствами на региональном и муниципальномˏ уровне в отдельныхˏ странах. М. : Весь мир, 2005.
7. Андряков А. Д., Азгальдов П. Э., Хотулев Е. Л. Стандартыˏ управления долгом и условнымиˏ обязательствами. Кодекс лучшей практики: рекомендацииˏ по внедрению. М. : Весь мир, 2005.
8. Арсентьев Ю. А. Внешняяˏ задолженность государствˏ и международныеˏ кредитно-финансовыеˏ институты. М. : Изд.Моск.ун-та, 2003.
9. Афанасьев М. П. Основы бюджетнойˏ системы : учеб. пособие. М. : ГУ–ВШЭ, 2004.
10. Бабич А. М. Государственныеˏ и муниципальныеˏ финансы: учебник. М. : ЮНИТИ, 2002.
11. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: моделиˏ и оценки // МэиМО. 2001. № 2.
12. Балтина А. М., Волохина В. А., Попова Н. В. Финансовые системыˏ зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2007.
13. Балыхин Г. А., Прохожев А. А., Воробьев А. Е., Чекушина Т. В. Основы управления государственным долгом в интересах обеспеченияˏ экономическойˏ безопасности России // Горныйˏ информационно-аналитическийˏ бюллетень. 2007. № 7.
14. Брагинская Л. С. Государственныйˏ долг: анализ системы управления иˏ оценка ее эффективности. М. : Унив. кн., 2007.
15. Брагинскаяˏ Л. С. Как контролируемˏ государственный долг // Президентский контроль. 2007. № 7.
16. Брагинская Л. С. Управлениеˏ государственным долгом. Цели, задачи, критерии проведенияˏ оценки. Финансовые механизмы регулирования иˏ стимулированияˏ развития экономики. Сб. научных трудов Акад. народн. хоз-ва при Правительстве РФ. М., 2007.
17. Братцев Д. М. Операции РЕПО: установленˏ порядок налогообложенияˏ // Финансы и кредит. 2006. № 3.
18. Брю С. Л., Макконнелл К. Р. Экономикс. М. : Республика, 1992. Т. 1.
19. Вавилов А. Государственныйˏ долг: уроки кризиса и принципыˏ управления. Б. м. : Городециздат, 2003.
20. Вавилов А. П., Ковалишин Е. Принципыˏ государственной долговойˏ политики // Вопросы экономики. 2001. № 8.
21. Вавилов Ю. Я. Государственныйˏ долг. М. : Перспектива, 2007.
22. Федуловаˏ С. Ф. Финансы: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп. М. : Кнорус, 2005.
23. Финансовыеˏ риски: последствия, влияющие на управлениеˏ государственным долгом, и роль высшихˏ ревизионных органов //Материалыˏ заседания Комитета высшихˏ органов финансового контроля поˏ государственному долгу. 2003.
24. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О. В. Врублевской. — 4 е изд., перераб. и доп. — М. : Издательствоˏ Юрайт; ИД Юрайт, 2015.
25. Бюджетная система Российскойˏ Федерации: учебное пособие / Подˏ редакцией проф. Н.Г. Ивановойˏ и проф. М.И. Канкуловой. – СПб.: Изд-воˏ СПбГЭУ, 2014.
Научные доклады.
1. Винокурова В. П. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие. Изд. БГУЭП, 2006.
2. Воложинская М. О. Внешняяˏ задолженность — средство илиˏ препятствие к достижениюˏ внешнего равновесия? // Внешний долг России иˏ проблемы его урегулирования: науч. Альманахˏ фундаментальных иˏ прикладных исследований. М. : Финансыˏ и статистика, 2002.
3. Воробьев А. В., Чекушина Т. В. Национальнаяˏ экономическаяˏ безопасность России: методология управленияˏ государственными долгами: учеб. пособие. М. : Изд. РУДН, 2006.
4. Воробьев А. Е., Чекушина Т. В., Брагин Н. А. Управлениеˏ государственнымˏ долгом: мировой, национальный, региональный иˏ корпоративныйˏ аспекты. М. : Библиограф, 2007.
5. Воронин Ю. М., Кабашкин В. А. Управление государственным долгомˏ // Экономист. 2006. № 1.
6. Горегляд В. П. Аналитическаяˏ записка по вопросу определенияˏ критериальных подходовˏ к оценке эффективности операций Министерстваˏ финансов Российской Федерацииˏ с государственными ценными бумагамиˏ Российской Федерации. Отчет о результатахˏ контрольного мероприятияˏ «Проверка управления государственнымˏ долгом Российской Федерацииˏ Министерством финансовˏ Российской Федерации в условияхˏ экономического и финансового кризиса» // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2008. № 12 (132); 2010. № 3 (147).
7. Горловская И. В. Государственныеˏ ценные бумагиˏ России : учеб. пособие. Б.М. : Изд. ОмГУ, 2006.
8. Гринкевич Л. С., Сагайдачная Н. К., Казаковˏ В. В., Рюмина Ю. А. Государственные и муниципальные финансыˏ России. М. : КноРус, 2007.
9. Данилов Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции иˏ российская практика. М. : ГУ–ВШЭ, 2002. ˏ
10. Жолнинский В. Б. Отдельные тенденцииˏ государственногоˏ финансового контроля за государственнымˏ долгом в Российской Федерации. Элиста: Колмыцкий ин-т соц.-эк. и прав. исследований, 2006.
11. Жукова С. С., Абышева А. В. Государственныйˏ и муниципальный долг: учеб. пособие. Тюмень, 2007.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую