Благодарю за 3-ю главу диплома и множественные оперативные доработки))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В настоящее время роль управления и грамотного построения бизнеса все больше возрастает в связи с тем, что качество организационной деятельности имеет прямое воздействие на рентабельность, ритмичность и стабильность предприятия. Решению данной проблемы способствует финансовый менеджмент или система управления финансами, которая представляет собой организованную структуру взаимосвязанных элементов, целью которой является максимизация прибыли акционеров и рост благосостояния лиц, владеющих предприятием в краткосрочном и долгосрочном периодах, что ведет в конечном итоге к росту стоимостной составляющей предприятия и позволяет достичь приоритетов компании.
Осуществление основной деятельности торговых предприятий невозможно без должной организации закупочной деятельности на предприятии. Ведь, как известно, чтобы продать товар и получить прибыль, необходимо им располагать. Основная функция товарного обращения может быть отражена в формуле: «Деньги-Товар» и «Товар-Деньги», из которой вытекает следствие, что коммерческая деятельность на предприятии начинается с закупки товаров, на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. В связи с этим стратегический сорсинг (выбор источника поставки), становится ключевым моментом ведения закупочной деятельности, ведь надежный поставщик – залог успеха предприятия и его финансового благополучия, а от качества товара и скорости доставки зависит спрос и конечная прибыль.
Необходимость повышения эффективности функционирования системы управления финансами за счет оптимизации обеспечения ресурсами предприятия обуславливает актуальность проведения диссертационного исследования на тему «Совершенствование закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия».
При формировании теоретической и методологической базы исследования использовались научные труды в области системы управления финансами, закупочной деятельности, проблем и существующих методик подбора рационального контрагента. Анализируемые труды были представлены как зарубежнымиучеными: Линдерс, М.О., Уотерс, Д., Лайсонс, К.С. Джиллингем М., Майкл, Р.Л., Бауэрсокс Доналд, Д., так и отечественными учеными: Гордон М. П., Карнаухов С. Б., Миротин, Л.Б., Сергеев, В.И., Гаджинский, А.М., Дашков А.П., Козлова В.К., Уварова С.А., Голиков Е.А. и др.
В то же время основной проблемой выбора поставщика является отсутствие корректной и точной методики выбора, которая позволила бы принять однозначное решение. Существующим методикам присуще значительное количество обобщений и упрощений, основная информация для принятия решения определяется путем экспертного опроса, а решение принимается в основном с использованием критерия допустимого результата. Несмотря на наличие значительного числа научных работ, посвященных методикам по выбору поставщика, ни одна из них не предлагает корректный и рациональный выбор поставщика. Вышеизложенное и обусловило тему, цель и задачи диссертации.
Целью диссертации является: на основе анализа закупочной деятельности предприятия разработать методику выбора рационального варианта поставщика, и порядок ее применения для повышения эффективности закупочной деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия.
2. Разработать методику выбора рационального варианта поставщика.
3. Провести оценку экономической эффективности применения методикивыбора рационального варианта поставщика.
4. Разработать порядок применения методики выбора рационального варианта поставщика в ходе ведения закупочной деятельности.
Объектом исследования является процесс управления финансами предприятия, предметом исследования - закупочная деятельность предприятия.
Теоретическую основу диссертациисоставили научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой и смежной проблемам в области системы управления финансами, закупочной деятельности, проблемам выбора поставщика, оценке экономической эффективности.
Методологическая база исследованияоснована на общенаучных методах научного познания: теория эффективности операций, теория принятия решения, системный анализ, теория больших систем управления и теория нечетких множеств, анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация, абстрагирование, соотношение общего, особенного и единичного. В работе использованы табличные и графические приемы обработки статистических данных.
Информационно-эмпирическая база исследованияпостроена на использовании данных научных публикаций, статей, монографий, и докладов, а также интернет-источников.
Научная новизна состоит в разработке методики, основанной на теории эффективности операций, позволяющей, в отличие от существующих, принимать решение о выборе поставщика на основе рационально и корректно обобщенных векторных показателей, отражающих реальные характеристики поставщика. Поставщик выбирается в 2 этапа с последовательным «отсевом» нерациональных вариантов поставщиков по критерию допустимого результата, и окончательным принятием решения методом последовательных уступок по критерию наибольшего результата. Также к научной новизне следует отнести применение в разработанной методике формализованной процедуры экспертного опроса с проверкой согласованности мнений экспертов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимосвязь закупочной деятельности и системы управления финансами.
2. Результаты анализа существующих методик выбора поставщика.
3. Методика выбора рационального варианта поставщика.
4. Результаты оценки экономической эффективности методики выбора рационального варианта поставщика.
5. Порядок применения методики выбора рационального варианта поставщика.
Обоснованность полученных результатовподтверждается критически переработанными теоретическими позициями и определениями; тщательной проработкой существующих подходов к выбору поставщика, анализом их положительных и отрицательных сторон.
Достоверность полученных результатовобеспечена достаточной репрезентативностью информационно-эмпирической базы, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей, использованием математических методов оценки эффективности.
Теоретическая значимость результатов исследованиясостоит в приращении научных знаний в области закупочной деятельности, финансовой системы, методического аппарата выбора поставщиков.
Практическая значимостьзаключается в: разработке путей совершенствования закупочной деятельности в системе управления финансов, за счет применения апробированной методики выбора рационального варианта поставщика.
Во введении обоснована актуальность написания диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, объект и предмет исследования. Приведено краткое содержание работы.
В первой главе были рассмотрены понятие системы управления финансами, ее цели, задачи, функции, структура, а также понятие закупочной деятельности, ее цели, методы, функции, определены роль и место закупочной деятельности в системе управления финансами, а также установлена взаимосвязь закупочной деятельности и системы управления финансами.
Во второй главе были рассмотрены проблемы выбора поставщика в системе управления финансами, проведен анализ существующих методик выбора поставщиков и разработана новая методика выбора контрагента.
В третьей главе был проведен расчет экономической эффективности применения предложенной методики, и в результате подтверждения ее эффективности, предложены подходы по адаптации системы управления финансами к ведению закупочной деятельности с применением методики выбора поставщика.
В заключении кратко изложены основные результаты работы, сделаны выводы по проделанной работе, предложены рекомендации по функционированию закупочной деятельности с применением методики выбора рационального поставщика, а также подведены итоги работы и подтверждена целесообразность проведенного диссертационного исследования.
Диссертация выполнена объемом в 104 листа, включает 6 таблиц, 6 иллюстраций, список использованных источников из 52 позиций и одно приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Финансовый менеджмент как система управления финансами предприятия: цели, задачи, функции, структура 8
1.2 Роль и место закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия 19
1.3 Взаимосвязь закупочной деятельности и системы управления финансами 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ВЫБОРУ ПОСТАВЩИКОВ 37
2.1 Исследование проблемы выбора поставщиков в системе управления финансами предприятия 37
2.2 Анализ существующих методик выбора поставщиков 42
2.3 Разработка методики выбора рационального варианта поставщика 54
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПОСТАВЩИКА 74
3.1 Оценка экономической эффективности применения методики выбора рационального варианта поставщика 74
3.2 Адаптация системы управления финансами предприятия к ведению закупочной деятельности с применением методики выбора поставщика 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
Приложение 1 101
В ходе проведения исследования были получены следующие выводы:
1. Умело организованная система управления финансами на предприятии позволяет обеспечить рентабельность, прибыльность и благонадежность предприятия. При достижении целей предприятия и финансового благополучия важную роль играет своевременное и качественное обеспечение всеми необходимыми ресурсами.
2. Задачу организации своевременных и качественных поставок решает должное планирование закупочной деятельности. В процессе детализированного анализа непосредственно каждого этапа закупочной деятельности было выявлено, что выбор поставщика - ключевое звено всего производственного процесса, так как соответствие поставщика необходимым критериям и требованиям позволяет в максимальной степени достигнуть предприятию своих целей и целей финансового менеджмента, а именно рост прибили и повышение стоимости предприятия.
3. Изучив структуру системы управления финансами и структуру закупочной деятельности, была установлена взаимосвязь между данными системами, а также установлено воздействие выбора поставщика на финансовую составляющую. А именно: финансовые методы, инструменты и информация финансового характера являются частью исходных данных при выборе поставщика. Результат выбора поставщика оказывает влияние на источники финансовых ресурсов. А возникающие в результате выбора поставщика договорные отношения входят в группу финансовых инструментов и отношений.
4. Ввиду ключевого значения выбора поставщика на систему управления финансами, были исследованы существующие проблемы в данной области, а также существующие подходы к подбору поставщиков.
5. Было проанализировано 13 наиболее распространенных методик по выбору контрагента, и в итоге выявлено, что их применение возможно, однако существующие в них недостатки и используемые допущения снижают точность и эффективность принимаемых решений, а зачастую могут приводить к выбору нерационального поставщика.
К числу наиболее существенных недостатков следует отнести объединение большого набора разнородных показателей в один скалярный без проведения процедуры нормирования, или же наоборот - сосредоточение только на одном единственном показателе. Основным решающим правилом при принятии решения выступает критерий допустимого результата, что приводит к нецелеустремленной системе действий; а выбирать поставщика, используя только лишь одношаговые методы принятия решения некорректно. Кроме того, экспертная оценка проводится без процедуры формирования группы экспертов и без предъявления требований к ним. Также к недостаткам некоторых методик можно отнести невозможность их применения при оценке нового поставщика. Помимо всего вышеперечисленного ни одна методика не учитывает характеристику продукции, что в условиях предложения множества вариантов продукции с различными характеристиками, ведет к некорректному выбору поставщика.
6. Выявление данных существенных недостатков потребовало разработку методики выбора оптимального варианта поставщика. Предложенная методика использует широкий набор показателей, соответствующих общей цели закупочной деятельности. Из указанных показателей формируются четыре неизбыточных и объективно характеризующих поставщика комплексных показателя, каждый из которых представляет собой обобщенный векторный показатель. Причем обобщение показателей проводилось после их эквивалентных преобразований.
Применению в методике метода экспертного опроса предшествует формализованная процедура формирования группы экспертов, а результаты опроса проверяются на согласованность. Такой порядок действий значительно повышает точность принятия решения при ранжировании групповых показателей по степени значимости.
Выбор поставщика проводится в несколько этапов, что позволяет последовательно снимать неопределенность и упрощает работу ЛПР по принятию решения. Первоначально набор потенциальных контрагентов сокращается в результате проверки их на соответствие ограничениям с использованием критерия допустимого результата. В дальнейшем решение принимается на основе метода последовательных уступок, при этом в качестве решающего правила используется критерий наибольшего результата.
7. С целью понимания эффективности предложенной методики и рациональности ее применения на предприятиях было необходимо предварительно оценить экономическую эффективность разработки и применения методики на базе автоматизированных информационных систем.
В ходе проведенного исследования были оценены затраты на разработку, внедрение, обучение и поддержку системы. Результат оценки показал, что расчетный коэффициент эффективности имеет значение выше нормативного, что подтверждает целесообразность разработки конфигурации. Полученный показатель нормы возврата инвестиций составил 10,59 %, что дополнительно подтвердило эффективность внедрения данной методики. Срок окупаемости проекта по внедрению системы составил 12 месяцев, что является приемлемым сроком для предприятий среднего масштаба.
8. После подтверждения экономической эффективности предлагаемой методики был предложен алгоритм ее применения на предприятии. Адаптация методики подразумевает автоматизацию процессов взаимодействия системы управления финансами и закупочной деятельности. Имеющиеся на большинстве предприятий средства автоматизации позволяют формализовать описанные в методике логико-математические процедуры в виде компьютерной программы (конфигурации) сопряженной с используемыми на предприятиях системами.
Автоматизированная методика выбора поставщика представляет собой логический последовательный четко структурированный набор действий, обеспечивающий принятие решения о рациональном варианте поставщика. В ходе применения автоматизированная методика регламентирует действия каждого пользователя, минимизирует объем информации, которым каждый сотрудник должен оперировать на каждом этапе выбора поставщика, а также обобщает данные о поставщиках.
Все это в конечном итоге ведет к выбору наиболее оптимального варианта поставщика, что впоследствии скажется на финансовом благосостоянии предприятия, его рентабельности и позволит достичь краткосрочные и долгосрочные цели.
В результате выполнения работы:
1. Проведен анализ закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия, рассмотрены основные пути ее совершенствования и исследована проблема выбора поставщика.
2. Разработана методика выбора рационального варианта поставщика.
3. Проведена оценка экономической эффективности применения разработанной методикивыбора рационального варианта поставщика.
4. Разработан порядок применения методики выбора рационального варианта поставщика в ходе ведения закупочной деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель диссертации достигнута.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных в диссертации результатов на предприятиях, имеющих отделы закупок, в учебной работе ВУЗов экономического профиля, а также в научно-исследовательской деятельности.
Специальная научная отечественная и зарубежная литература:
1. Агеев А.В. Оценка выбора поставщиков продукции в логистических процессах. Статья. Региональная экономика: теория и практика, 2015. – 213 с.
2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа», учебник, М.: Новый дом, 2013 г. – 87 с.
3. Бауэрсокс Доналд, Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. – 132 с.
4. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник – 16 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 163с.
5. Гиляровская Л.Т. «Экономический анализ» - М.: ЮНИТИ, 2011 г. –79 с.
6. Голиков Е. А. Оптовая торговля: Менеджмент. Маркетинг. Логистика. – М.: Экзамен, 2013. – 350 с.
7. Гордон М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 208 с.
8. Губин В.Е., Губина О.В. «Анализ финансовой деятельности», учебник, М.: ИД «Форум» ИНФРА-М, 2011 г. –76 с.
9. Дашков А. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 758 с.
10. Еремина Е. А. Нечеткая модель выбора поставщика // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. –122 с.
11. Ермолина А.Ю. Выбор поставщиков материально технических ресурсов в строительных организациях. Статья. Математические и инструментальные методы экономики. Экономические науки, 2013. – 215 с.
12. Ефимова О.В. «Финансовый анализ» - М.: Бухгалтерский учет, 2012 г. – 156 с.
13. Ефимова О.В., Мельник М.В. «Анализ финансовой отчетности». Учебное пособие, М.: Омега-Л, 2012 г. – 132 с.
14. Залманова М. Е. Закупочно – распределительная логистика: учебное пособие. – СПб.:Питер, 2014. – 83 с.
15. Зеваков, А.М. Логистика производственных и товарных запасов: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. – 54 с.
16. Иванов Г. Г. Товарные запасы: методы и способы управления // Торговый эксперт. – 2011. - №. 3– С. 10-14.
17. Климова Г.В. Общие принципы построения модели оценки поставщика. Статья. Вестник удмуртского университета. Экономика и право. Выпуск 3. Ижевск, 2013. – 46 с.
18. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебное пособие. /Под ред. Козлова В. К., Уварова С. А.. - СПб.: Политехника, 2011. – 357 с.
19. Королева В.Л. Методы выбора поставщиков// Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. –37 с.
20. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле». – М.: Новое Знание, 2011 г. – 79 с.
21. Лайсонс, К.С. Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепями поставок: Пер. с 6-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 367 с.
22. Лещинский Б.С., Конкина Ю.А. Выбор поставщика в условиях разнотипности данных с использованием методов теории нечетких множеств. Статья. Вестник томского государственного университета. № 2(3). Томск, 2012. – 38 с.
23. Линдерс, М.О. Управление закупками и поставками, пер. с англ. /Под ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 167 с.
24. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. «Теория экономического анализа». – М.: Юристъ, 2013 г. – 78 с.
25. Майкл, Р.Л. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011. – 48 с.
26. Миротин, Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры; Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 322 с.
27. Надежность и эффективность систем. Справочник Том No 3 /Под ред. Академика АН СССР В.Ф.Уткина. –М.: Машиностроение, 2013. –328 с.
28. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 2011.–214 с.
29. Савитская Г.В. «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия» - М.: ИНФРА-М, 2012 г. – 98 с.
30. Сергеев, В.И. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика: информационные системы и технологии: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство – «Альфа-Пресс», 2011. – 33 с.
31. Сосненко Л. «Анализ экономического потенциала деятельности предприятия» - М.: Экономическая литература, 2013 г. – 147 с.
32. Степанов, В.И. Материально-техническое снабжение: учеб. пособ.: Издательский центр «Академия», 2012. – 89 с.
33. Толкачева В. Е. Интеграция методики выбора альтернатив в аналитическую модель выбора поставщика // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 183-187.
34. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 59 с.
35. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. «Анализ финансово – хозяйственной деятельности» - М.: ИТК «Дашков и К», 2011 г. – 216 с.
36. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа деятельности коммерческой организации». – М.: ИНФРА-М, 2014 г. – 68 с.
37. Шукаев А.И. Оптимизация запасов на российских предприятиях // Финансовый менеджмент. – 2012. – № 2. – С. 9-14.
38. Щербанин Ю.А. Основы логистики. – М.:ЮНИТИ, 2008. – 320 с.
39. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. /Под ред. Осадчая И.М. 2011. – 367 с.
Интернет-источники:
40. Адамов Н.А. Финансовое управление бизнес-процессами при угрозе банкротства: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 104с. Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.itkor.ru/monograph/source/adamov_melcas_2.pdf
41. Быкова М.А. Логистическое управление интегрированными структурами в условиях риска: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 144с.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.itkor.ru/monograph/source/bykova2.pdf. 2014.
42. Езепов Д. ABC-анализ - преимущества и недостатки. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://statanaliz.info/metody/gruppirovka/29-abc-analiz-preimushchestva-i-nedostatki, 2014.– 35с.
43. Жамсуева, Г. С. Разработка методики работы с поставщиками в системе менеджмента качества электролампового завода [Электронный ресурс] / Г. С. Жамсуева; науч. рук. Л. А. Редько //Неразрушающий контроль: электронное приборостроение, технологии, безопасность: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Томск, 25-29 мая 2015 г.: в 2 т. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). —Т. 1. - Режим доступа: http://statanaliz.info/metody/gruppirovka/metodika-rabota-s-postavshchika-mi,.
44. Кеменов А.В. Управление денежными потоками компании: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. - 144с [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bemer.ru/monograph/ source/kemenov.pdf..
45. Климов И.В. Проблемы управления финансами на предприятиях: Монография / М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. 212с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.finance.ru/monograph/source/klimov2.pdf
46. Кривошей В.А. Экономические методы оценки рисков торговой организации: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 176с. Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.itkor.ru/ mag/monposob/source/monor_krivoshey2.pdf
47. Магомедов А.Г. Проблемы теории и практики формирования эффективной системы управления строительным производством на базе научно-технического прогресса: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 296с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.progress.ru/monograph/source/magomedov2.pdf. (.
48. Новиков М.В. Маркетингово-экономическая модель аттестации поставщиков. Статья. Корпоративный менеджмент. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/manufact/attest_sup.shtml, 2014..
49. Плещенко В.И. Управление конкурентными закупками на предприятиях промышленности: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. 232 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ipurchase.ru/monograph/source/pleshchenko2.pdf
50. Семенов Н.Н. Управление устойчивым развитием бизнес-структур: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 366с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.struct.ru/ manufact/monograph/semenov.pdf.
51. Тен А.В. Инструменты поддержки принятия решений по обеспечению устойчивого функционирования и развития коммерческой организации: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 293с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.commerce.ru/ monograph/source/ten2.pdf.
52. TAdviser - портал выбора технологий и поставщиков, 2013.[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.tadviser.ru/.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В настоящее время роль управления и грамотного построения бизнеса все больше возрастает в связи с тем, что качество организационной деятельности имеет прямое воздействие на рентабельность, ритмичность и стабильность предприятия. Решению данной проблемы способствует финансовый менеджмент или система управления финансами, которая представляет собой организованную структуру взаимосвязанных элементов, целью которой является максимизация прибыли акционеров и рост благосостояния лиц, владеющих предприятием в краткосрочном и долгосрочном периодах, что ведет в конечном итоге к росту стоимостной составляющей предприятия и позволяет достичь приоритетов компании.
Осуществление основной деятельности торговых предприятий невозможно без должной организации закупочной деятельности на предприятии. Ведь, как известно, чтобы продать товар и получить прибыль, необходимо им располагать. Основная функция товарного обращения может быть отражена в формуле: «Деньги-Товар» и «Товар-Деньги», из которой вытекает следствие, что коммерческая деятельность на предприятии начинается с закупки товаров, на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. В связи с этим стратегический сорсинг (выбор источника поставки), становится ключевым моментом ведения закупочной деятельности, ведь надежный поставщик – залог успеха предприятия и его финансового благополучия, а от качества товара и скорости доставки зависит спрос и конечная прибыль.
Необходимость повышения эффективности функционирования системы управления финансами за счет оптимизации обеспечения ресурсами предприятия обуславливает актуальность проведения диссертационного исследования на тему «Совершенствование закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия».
При формировании теоретической и методологической базы исследования использовались научные труды в области системы управления финансами, закупочной деятельности, проблем и существующих методик подбора рационального контрагента. Анализируемые труды были представлены как зарубежнымиучеными: Линдерс, М.О., Уотерс, Д., Лайсонс, К.С. Джиллингем М., Майкл, Р.Л., Бауэрсокс Доналд, Д., так и отечественными учеными: Гордон М. П., Карнаухов С. Б., Миротин, Л.Б., Сергеев, В.И., Гаджинский, А.М., Дашков А.П., Козлова В.К., Уварова С.А., Голиков Е.А. и др.
В то же время основной проблемой выбора поставщика является отсутствие корректной и точной методики выбора, которая позволила бы принять однозначное решение. Существующим методикам присуще значительное количество обобщений и упрощений, основная информация для принятия решения определяется путем экспертного опроса, а решение принимается в основном с использованием критерия допустимого результата. Несмотря на наличие значительного числа научных работ, посвященных методикам по выбору поставщика, ни одна из них не предлагает корректный и рациональный выбор поставщика. Вышеизложенное и обусловило тему, цель и задачи диссертации.
Целью диссертации является: на основе анализа закупочной деятельности предприятия разработать методику выбора рационального варианта поставщика, и порядок ее применения для повышения эффективности закупочной деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия.
2. Разработать методику выбора рационального варианта поставщика.
3. Провести оценку экономической эффективности применения методикивыбора рационального варианта поставщика.
4. Разработать порядок применения методики выбора рационального варианта поставщика в ходе ведения закупочной деятельности.
Объектом исследования является процесс управления финансами предприятия, предметом исследования - закупочная деятельность предприятия.
Теоретическую основу диссертациисоставили научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой и смежной проблемам в области системы управления финансами, закупочной деятельности, проблемам выбора поставщика, оценке экономической эффективности.
Методологическая база исследованияоснована на общенаучных методах научного познания: теория эффективности операций, теория принятия решения, системный анализ, теория больших систем управления и теория нечетких множеств, анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация, абстрагирование, соотношение общего, особенного и единичного. В работе использованы табличные и графические приемы обработки статистических данных.
Информационно-эмпирическая база исследованияпостроена на использовании данных научных публикаций, статей, монографий, и докладов, а также интернет-источников.
Научная новизна состоит в разработке методики, основанной на теории эффективности операций, позволяющей, в отличие от существующих, принимать решение о выборе поставщика на основе рационально и корректно обобщенных векторных показателей, отражающих реальные характеристики поставщика. Поставщик выбирается в 2 этапа с последовательным «отсевом» нерациональных вариантов поставщиков по критерию допустимого результата, и окончательным принятием решения методом последовательных уступок по критерию наибольшего результата. Также к научной новизне следует отнести применение в разработанной методике формализованной процедуры экспертного опроса с проверкой согласованности мнений экспертов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимосвязь закупочной деятельности и системы управления финансами.
2. Результаты анализа существующих методик выбора поставщика.
3. Методика выбора рационального варианта поставщика.
4. Результаты оценки экономической эффективности методики выбора рационального варианта поставщика.
5. Порядок применения методики выбора рационального варианта поставщика.
Обоснованность полученных результатовподтверждается критически переработанными теоретическими позициями и определениями; тщательной проработкой существующих подходов к выбору поставщика, анализом их положительных и отрицательных сторон.
Достоверность полученных результатовобеспечена достаточной репрезентативностью информационно-эмпирической базы, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей, использованием математических методов оценки эффективности.
Теоретическая значимость результатов исследованиясостоит в приращении научных знаний в области закупочной деятельности, финансовой системы, методического аппарата выбора поставщиков.
Практическая значимостьзаключается в: разработке путей совершенствования закупочной деятельности в системе управления финансов, за счет применения апробированной методики выбора рационального варианта поставщика.
Во введении обоснована актуальность написания диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, объект и предмет исследования. Приведено краткое содержание работы.
В первой главе были рассмотрены понятие системы управления финансами, ее цели, задачи, функции, структура, а также понятие закупочной деятельности, ее цели, методы, функции, определены роль и место закупочной деятельности в системе управления финансами, а также установлена взаимосвязь закупочной деятельности и системы управления финансами.
Во второй главе были рассмотрены проблемы выбора поставщика в системе управления финансами, проведен анализ существующих методик выбора поставщиков и разработана новая методика выбора контрагента.
В третьей главе был проведен расчет экономической эффективности применения предложенной методики, и в результате подтверждения ее эффективности, предложены подходы по адаптации системы управления финансами к ведению закупочной деятельности с применением методики выбора поставщика.
В заключении кратко изложены основные результаты работы, сделаны выводы по проделанной работе, предложены рекомендации по функционированию закупочной деятельности с применением методики выбора рационального поставщика, а также подведены итоги работы и подтверждена целесообразность проведенного диссертационного исследования.
Диссертация выполнена объемом в 104 листа, включает 6 таблиц, 6 иллюстраций, список использованных источников из 52 позиций и одно приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Финансовый менеджмент как система управления финансами предприятия: цели, задачи, функции, структура 8
1.2 Роль и место закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия 19
1.3 Взаимосвязь закупочной деятельности и системы управления финансами 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ВЫБОРУ ПОСТАВЩИКОВ 37
2.1 Исследование проблемы выбора поставщиков в системе управления финансами предприятия 37
2.2 Анализ существующих методик выбора поставщиков 42
2.3 Разработка методики выбора рационального варианта поставщика 54
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПОСТАВЩИКА 74
3.1 Оценка экономической эффективности применения методики выбора рационального варианта поставщика 74
3.2 Адаптация системы управления финансами предприятия к ведению закупочной деятельности с применением методики выбора поставщика 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
Приложение 1 101
В ходе проведения исследования были получены следующие выводы:
1. Умело организованная система управления финансами на предприятии позволяет обеспечить рентабельность, прибыльность и благонадежность предприятия. При достижении целей предприятия и финансового благополучия важную роль играет своевременное и качественное обеспечение всеми необходимыми ресурсами.
2. Задачу организации своевременных и качественных поставок решает должное планирование закупочной деятельности. В процессе детализированного анализа непосредственно каждого этапа закупочной деятельности было выявлено, что выбор поставщика - ключевое звено всего производственного процесса, так как соответствие поставщика необходимым критериям и требованиям позволяет в максимальной степени достигнуть предприятию своих целей и целей финансового менеджмента, а именно рост прибили и повышение стоимости предприятия.
3. Изучив структуру системы управления финансами и структуру закупочной деятельности, была установлена взаимосвязь между данными системами, а также установлено воздействие выбора поставщика на финансовую составляющую. А именно: финансовые методы, инструменты и информация финансового характера являются частью исходных данных при выборе поставщика. Результат выбора поставщика оказывает влияние на источники финансовых ресурсов. А возникающие в результате выбора поставщика договорные отношения входят в группу финансовых инструментов и отношений.
4. Ввиду ключевого значения выбора поставщика на систему управления финансами, были исследованы существующие проблемы в данной области, а также существующие подходы к подбору поставщиков.
5. Было проанализировано 13 наиболее распространенных методик по выбору контрагента, и в итоге выявлено, что их применение возможно, однако существующие в них недостатки и используемые допущения снижают точность и эффективность принимаемых решений, а зачастую могут приводить к выбору нерационального поставщика.
К числу наиболее существенных недостатков следует отнести объединение большого набора разнородных показателей в один скалярный без проведения процедуры нормирования, или же наоборот - сосредоточение только на одном единственном показателе. Основным решающим правилом при принятии решения выступает критерий допустимого результата, что приводит к нецелеустремленной системе действий; а выбирать поставщика, используя только лишь одношаговые методы принятия решения некорректно. Кроме того, экспертная оценка проводится без процедуры формирования группы экспертов и без предъявления требований к ним. Также к недостаткам некоторых методик можно отнести невозможность их применения при оценке нового поставщика. Помимо всего вышеперечисленного ни одна методика не учитывает характеристику продукции, что в условиях предложения множества вариантов продукции с различными характеристиками, ведет к некорректному выбору поставщика.
6. Выявление данных существенных недостатков потребовало разработку методики выбора оптимального варианта поставщика. Предложенная методика использует широкий набор показателей, соответствующих общей цели закупочной деятельности. Из указанных показателей формируются четыре неизбыточных и объективно характеризующих поставщика комплексных показателя, каждый из которых представляет собой обобщенный векторный показатель. Причем обобщение показателей проводилось после их эквивалентных преобразований.
Применению в методике метода экспертного опроса предшествует формализованная процедура формирования группы экспертов, а результаты опроса проверяются на согласованность. Такой порядок действий значительно повышает точность принятия решения при ранжировании групповых показателей по степени значимости.
Выбор поставщика проводится в несколько этапов, что позволяет последовательно снимать неопределенность и упрощает работу ЛПР по принятию решения. Первоначально набор потенциальных контрагентов сокращается в результате проверки их на соответствие ограничениям с использованием критерия допустимого результата. В дальнейшем решение принимается на основе метода последовательных уступок, при этом в качестве решающего правила используется критерий наибольшего результата.
7. С целью понимания эффективности предложенной методики и рациональности ее применения на предприятиях было необходимо предварительно оценить экономическую эффективность разработки и применения методики на базе автоматизированных информационных систем.
В ходе проведенного исследования были оценены затраты на разработку, внедрение, обучение и поддержку системы. Результат оценки показал, что расчетный коэффициент эффективности имеет значение выше нормативного, что подтверждает целесообразность разработки конфигурации. Полученный показатель нормы возврата инвестиций составил 10,59 %, что дополнительно подтвердило эффективность внедрения данной методики. Срок окупаемости проекта по внедрению системы составил 12 месяцев, что является приемлемым сроком для предприятий среднего масштаба.
8. После подтверждения экономической эффективности предлагаемой методики был предложен алгоритм ее применения на предприятии. Адаптация методики подразумевает автоматизацию процессов взаимодействия системы управления финансами и закупочной деятельности. Имеющиеся на большинстве предприятий средства автоматизации позволяют формализовать описанные в методике логико-математические процедуры в виде компьютерной программы (конфигурации) сопряженной с используемыми на предприятиях системами.
Автоматизированная методика выбора поставщика представляет собой логический последовательный четко структурированный набор действий, обеспечивающий принятие решения о рациональном варианте поставщика. В ходе применения автоматизированная методика регламентирует действия каждого пользователя, минимизирует объем информации, которым каждый сотрудник должен оперировать на каждом этапе выбора поставщика, а также обобщает данные о поставщиках.
Все это в конечном итоге ведет к выбору наиболее оптимального варианта поставщика, что впоследствии скажется на финансовом благосостоянии предприятия, его рентабельности и позволит достичь краткосрочные и долгосрочные цели.
В результате выполнения работы:
1. Проведен анализ закупочной деятельности в системе управления финансами предприятия, рассмотрены основные пути ее совершенствования и исследована проблема выбора поставщика.
2. Разработана методика выбора рационального варианта поставщика.
3. Проведена оценка экономической эффективности применения разработанной методикивыбора рационального варианта поставщика.
4. Разработан порядок применения методики выбора рационального варианта поставщика в ходе ведения закупочной деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель диссертации достигнута.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных в диссертации результатов на предприятиях, имеющих отделы закупок, в учебной работе ВУЗов экономического профиля, а также в научно-исследовательской деятельности.
Специальная научная отечественная и зарубежная литература:
1. Агеев А.В. Оценка выбора поставщиков продукции в логистических процессах. Статья. Региональная экономика: теория и практика, 2015. – 213 с.
2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа», учебник, М.: Новый дом, 2013 г. – 87 с.
3. Бауэрсокс Доналд, Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. – 132 с.
4. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник – 16 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 163с.
5. Гиляровская Л.Т. «Экономический анализ» - М.: ЮНИТИ, 2011 г. –79 с.
6. Голиков Е. А. Оптовая торговля: Менеджмент. Маркетинг. Логистика. – М.: Экзамен, 2013. – 350 с.
7. Гордон М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 208 с.
8. Губин В.Е., Губина О.В. «Анализ финансовой деятельности», учебник, М.: ИД «Форум» ИНФРА-М, 2011 г. –76 с.
9. Дашков А. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 758 с.
10. Еремина Е. А. Нечеткая модель выбора поставщика // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. –122 с.
11. Ермолина А.Ю. Выбор поставщиков материально технических ресурсов в строительных организациях. Статья. Математические и инструментальные методы экономики. Экономические науки, 2013. – 215 с.
12. Ефимова О.В. «Финансовый анализ» - М.: Бухгалтерский учет, 2012 г. – 156 с.
13. Ефимова О.В., Мельник М.В. «Анализ финансовой отчетности». Учебное пособие, М.: Омега-Л, 2012 г. – 132 с.
14. Залманова М. Е. Закупочно – распределительная логистика: учебное пособие. – СПб.:Питер, 2014. – 83 с.
15. Зеваков, А.М. Логистика производственных и товарных запасов: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. – 54 с.
16. Иванов Г. Г. Товарные запасы: методы и способы управления // Торговый эксперт. – 2011. - №. 3– С. 10-14.
17. Климова Г.В. Общие принципы построения модели оценки поставщика. Статья. Вестник удмуртского университета. Экономика и право. Выпуск 3. Ижевск, 2013. – 46 с.
18. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебное пособие. /Под ред. Козлова В. К., Уварова С. А.. - СПб.: Политехника, 2011. – 357 с.
19. Королева В.Л. Методы выбора поставщиков// Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. –37 с.
20. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле». – М.: Новое Знание, 2011 г. – 79 с.
21. Лайсонс, К.С. Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепями поставок: Пер. с 6-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 367 с.
22. Лещинский Б.С., Конкина Ю.А. Выбор поставщика в условиях разнотипности данных с использованием методов теории нечетких множеств. Статья. Вестник томского государственного университета. № 2(3). Томск, 2012. – 38 с.
23. Линдерс, М.О. Управление закупками и поставками, пер. с англ. /Под ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 167 с.
24. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. «Теория экономического анализа». – М.: Юристъ, 2013 г. – 78 с.
25. Майкл, Р.Л. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011. – 48 с.
26. Миротин, Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры; Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 322 с.
27. Надежность и эффективность систем. Справочник Том No 3 /Под ред. Академика АН СССР В.Ф.Уткина. –М.: Машиностроение, 2013. –328 с.
28. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 2011.–214 с.
29. Савитская Г.В. «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия» - М.: ИНФРА-М, 2012 г. – 98 с.
30. Сергеев, В.И. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика: информационные системы и технологии: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство – «Альфа-Пресс», 2011. – 33 с.
31. Сосненко Л. «Анализ экономического потенциала деятельности предприятия» - М.: Экономическая литература, 2013 г. – 147 с.
32. Степанов, В.И. Материально-техническое снабжение: учеб. пособ.: Издательский центр «Академия», 2012. – 89 с.
33. Толкачева В. Е. Интеграция методики выбора альтернатив в аналитическую модель выбора поставщика // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 183-187.
34. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 59 с.
35. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. «Анализ финансово – хозяйственной деятельности» - М.: ИТК «Дашков и К», 2011 г. – 216 с.
36. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа деятельности коммерческой организации». – М.: ИНФРА-М, 2014 г. – 68 с.
37. Шукаев А.И. Оптимизация запасов на российских предприятиях // Финансовый менеджмент. – 2012. – № 2. – С. 9-14.
38. Щербанин Ю.А. Основы логистики. – М.:ЮНИТИ, 2008. – 320 с.
39. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. /Под ред. Осадчая И.М. 2011. – 367 с.
Интернет-источники:
40. Адамов Н.А. Финансовое управление бизнес-процессами при угрозе банкротства: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 104с. Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.itkor.ru/monograph/source/adamov_melcas_2.pdf
41. Быкова М.А. Логистическое управление интегрированными структурами в условиях риска: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 144с.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.itkor.ru/monograph/source/bykova2.pdf. 2014.
42. Езепов Д. ABC-анализ - преимущества и недостатки. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://statanaliz.info/metody/gruppirovka/29-abc-analiz-preimushchestva-i-nedostatki, 2014.– 35с.
43. Жамсуева, Г. С. Разработка методики работы с поставщиками в системе менеджмента качества электролампового завода [Электронный ресурс] / Г. С. Жамсуева; науч. рук. Л. А. Редько //Неразрушающий контроль: электронное приборостроение, технологии, безопасность: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Томск, 25-29 мая 2015 г.: в 2 т. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). —Т. 1. - Режим доступа: http://statanaliz.info/metody/gruppirovka/metodika-rabota-s-postavshchika-mi,.
44. Кеменов А.В. Управление денежными потоками компании: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. - 144с [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bemer.ru/monograph/ source/kemenov.pdf..
45. Климов И.В. Проблемы управления финансами на предприятиях: Монография / М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. 212с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.finance.ru/monograph/source/klimov2.pdf
46. Кривошей В.А. Экономические методы оценки рисков торговой организации: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 176с. Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.itkor.ru/ mag/monposob/source/monor_krivoshey2.pdf
47. Магомедов А.Г. Проблемы теории и практики формирования эффективной системы управления строительным производством на базе научно-технического прогресса: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 296с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.progress.ru/monograph/source/magomedov2.pdf. (.
48. Новиков М.В. Маркетингово-экономическая модель аттестации поставщиков. Статья. Корпоративный менеджмент. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/manufact/attest_sup.shtml, 2014..
49. Плещенко В.И. Управление конкурентными закупками на предприятиях промышленности: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. 232 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ipurchase.ru/monograph/source/pleshchenko2.pdf
50. Семенов Н.Н. Управление устойчивым развитием бизнес-структур: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 366с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.struct.ru/ manufact/monograph/semenov.pdf.
51. Тен А.В. Инструменты поддержки принятия решений по обеспечению устойчивого функционирования и развития коммерческой организации: Монография. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 293с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.commerce.ru/ monograph/source/ten2.pdf.
52. TAdviser - портал выбора технологий и поставщиков, 2013.[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.tadviser.ru/.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3800 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую