Самые авторететные педагоги МГУ оценили работу на отлично!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Выдающийся живописец XIX века Василий Васильевич Верещагин всегда стоял особняком в истории русского искусства. По большому счёту, он не имел учителей и сам не оставил последователей созданного им направления в русской живописи.
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Напротив, многие из его пацифистских идей, которые казались современникам отвлечёнными, антипатриотичными, парадоксальными - только теперь могут быть поняты и оценены в своей провидческой сущности. Мир без войн, грядущая трагедия столкновения европейской цивилизации с мусульманским миром Востока, колонизационная политика России и межнациональные конфликты на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества – вот круг проблем, поднятых в искусстве и публицистических работах В.В.Верещагина.
Сегодня они как нельзя более актуальны в современном обществе, а от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом.
В процессе исследования были выявлены проблемы, которые повлияли на ход работы: во-первых, определены основные этапы формирования представлений о творчестве В.В. Верещагина; во-вторых, выявлена специфика анализа творчества художника на разных этапах формирования представлений о данном культурном феномене; в-третьих, выделены основные составляющие художественного мира В.В. Верещагина; в-четвертых, продемонстрирована диалектика взаимовлияний эпохи на формирование художественного мира В.В. Верещагина и личности художника на XIX века в целом.
Цель исследования – воссоздание культурно-исторической структуры художественного мира В.В. Верещагина.
Объект исследования – художественный мир В.В. Верещагина.
Предмет исследования – изменения восприятия художественного мира В.В. Верещагина сквозь призму смены эпох.
Задачи дипломного исследования:
1. Определить понятие «художественный мир».
2. Проследить эволюцию развития данного понятия.
3. Изучить вопрос о творческом наследии В.В. Верещагина, его вкладе в культуру России;
4. Классифицировать наследие художника в определенные тематические группы;
5. Рассмотреть составляющую художественного мира В.В. Верещагина.
Глава 1. Актуальность использования термина «художественный мир» в современном искусствознании
1.1 Понятие «художественный мир» и его трактовки
Понятие «художественный мир» приобрело широкое распространение после статьи Д. С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения» . Появилось немало теоретических и историко-литературных работ, в которых рассматривается художественный мир как отдельных произведений, так и творчества художников в целом. При этом термин «художественный мир» не получил устоявшегося однозначного определения, и «в настоящее время бытует большое количество синонимических категорий: «внутренний мир», «поэтический мир», «художественная реальность», «вторая реальность»», «художественный космос», «текст» и т. д.; в некотором смысле в их разряд как синонимическая входит и категория «сюжет» .
Термин «художественный мир» представляется более предпочтительным, так как указывает на связь искусства с объективным миром и одновременно конституирует его как мир, созданный художником (писателем, живописцем, музыкантом и т. д.), что предполагает его особую структуру .
Вместе с разнородностью терминологического определения художественный мир не имеет и единообразия в содержании самого понятия. В работах, посвященных анализу художественного мира, представлены различные подходы к его реконструкции: реконструкция через систему персонажей, через особую роль вещи, предмета, через описание частотного тезауруса языка писателя и др.
Понятие «художественный мир» остаётся продуктивным и актуальной остаётся проблема поиска способа его адекватной реконструкции. Один из путей описания художественного мира - через художественное пространство.
У произведений искусства (любого, а не только изобразительного) есть одна удивительная особенность. То, о чем они нам рассказывают и что показывают, не обязательно должно соответствовать какой-то реальности. Художник может сочинять, выдумывать, представлять, как живых, тех людей, которых никогда не было на свете, повествовать о событиях, которые никогда не происходили, а во многих случаях — заведомо не могли происходить, изображать то, чего нет, — виды небывалых стран, городов, иные миры. Он вправе изобретать небывалых чудовищ, немыслимые механизмы и прочее. Но мы, понимая все это, не считаем его обманщиком. Мы сами в этом фантазеру-художнику подыгрываем, наполовину верим в невозможное и явно выдуманное им. Мы сопереживаем несуществующим людям как реальным, радуясь их успехам и огорчаясь несчастьям, любим их или ненавидим по воле автора, любуемся несуществующими красотами выдуманных пейзажей...
«Над вымыслом слезами обольюсь» — строчка Пушкина замечательно выявляет это противоречие, лежащее в природе искусства. Такое право на вымысел решительным образом отличает искусство от всякого рода деловой, практической информации — от научного труда, от газеты, сообщающей о происходящих в мире событиях, наконец, даже от обыденного бытового разговора. Там всякое несовпадение с реальностью делает сообщение ошибочным, а если такая ошибка допущена сознательно, то и просто ложью, обманом. Наука, в частности, тратит главные свои усилия именно на то, чтобы любое свое утверждение обосновать, любое предположение проверить, установить его достоверность или хотя бы степень его вероятности. Журналист отвечает за правдивость своего сообщения, он не вправе выдумывать новости. Только искусство здесь в особом положении.
Введение 3
Глава 1. Актуальность использования термина «художественный мир» в современном искусствознании 5
1.1 Понятие «художественный мир» и его трактовки 5
1.2 Эволюция понятия «художественный мир» 12
Глава 2. Из истории изучения творческого наследия В.В. Верещагина 22
2.1 Проблемы, выявленные исследователями в творческой и публицистической деятельности В.В. Верещагина 22
2.2 Обобщение. Общая картина творчества сложившаяся на данное время 36
Глава 3. Художественный мир В.В. Верещагина 43
3.1 Категории художественного мира в контексте рассмотрения творческого наследия В.В. Верещагина 43
3.2 Особенности творческого наследия В.В. Верещагина как «текста» 53
Заключение 58
Список литературы 60
В заключение необходимо сделать общие выводы. Восприятие художественного мира В.В. Верещагина как книжно-художественной реальности не вводилось в культурологические и искусствоведческие исследования. Неслучайным было неукротимое влечение Верещагина к изучению «книги человеческого бытия», о чем говорилось выше, в котором так наглядно выражался истинный пафос его личности. К основным факторам, формирующим художественный мир, мы относим развитие художественной манеры в русле реалистической школы.
В ходе данного исследования были выявлены доминантные составляющие художественного мира В.В. Верещагина, ключевой составляющей которого является универсализм творческого наследия, проявляющийся на уровне жанров и стилей: пейзаж, батальная живопись, историческая живопись.
Объективизм Верещагина, его стремление к беспристрастно точному воспроизведению фактов дали себя знать и при изображении этих предметов. Своеобразие графического почерка Верещагина связано с пониманием художником предметной формы, коренящимся в метафизическом характере его материалистических взглядов. Следствием такого понимания было восприятие мира не как органичного целого, связанного единством своей материальной природы, но как механической совокупности явлений и фактов, допускающих их взаимоизолированное рассмотрение. При этом в верещагинском восприятии действительности отсутствовало представление о ее движении как росте, как саморазвитии. Поэтому художник и обратился в целях наилучшего, как ему казалось, изучения фактов к их рассмотрению в статике, то есть в состоянии всегда равном самому себе. Факт выступал у Верещагина как определенная данность свойств. Изучая формы предметов, Верещагин рассматривал их вне ощущения истории их сложения, их образования. Он брал их в том виде, как они представали ему в данный момент, не интересуясь их прошлым.
Верещагин создает свой художественный мир, доминантой, которого является повышенный интерес к фактическому началу, а авторская смысловая наполненность формирует ядро художественного мира.
Творчество В.В. Верещагина определило вектор развития отечественного искусства, продемонстрировало, каким образом может взаимодействовать академическая традиция и собственный художественный опыт, авторская индивидуальность. Индивидуальный выбор художника в мировоззренческих вопросах и творческом методе стал в конце XIX века активным фактором воздействия на художественный процесс.
1. Автобиография В.В. Верещагина //Лебедев А., Бурова Г. В.В. Верещагин и В.В. Стасов. – М., 1953.
2. Айзенштадт М., Айзенштадт В. Сто лет со дня гибели великого художника //Нева. – 2004. – №9.
3. Андреевский П. В. Воспоминания о В. В. Верещагине // Панорама искусств. 1985. Вып. 8.
4. Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине / П.В. Андреевский // Панорама искусств : Сборник : Т. 8. – М., 1985. – С. 122-151.
5. Атрощенко О. Евангельские сюжеты В.В. Верещагина в контексте религиозной живописи второй половины XIX века //Мир и война в судьбах русских дворян XIX века: Семья Верещагиных. – Череповец, 2006. – С.3–10.
6. Бекедин П.В. В.М. Гаршин и В.В. Верещагин / П.В. Бекедин // Русская литература и изобразительное искусство XVIII – начала XX века : Сб. науч. тр. – Л., 1988. – С. 202-217.
7. Бенуа, Александр Николаевич. Мои воспоминания. Т.1 : В 5 кн. / Изд. подгот. Н.И. Александрова и др. ; АН СССР. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1990. – 711 с. : ил., 18л. ил. – (Литературные памятники)
8. Бердяев Н. Судьба России. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 333 с. – (Философия. Психология).
9. Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Под ред. Раковой М.М. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века (очерки).– М.: Изобразительное искусство, 1979. – 278 с.
10. Босоногова Л. Усадьба В.В. Верещагина в Мезон-Лаффитт близ Парижа //Череповец: Краеведческий альманах. – Вып. 2. – Вологда, 1999.
11. Брешко-Брешковский Н.Н. Русский художник В.В. Верещагин. – СПб.: Типо-литогр. М. Карлина, 1904. – 56 с.
12. Брук Я. Василий Верещагин. М., 2004.
13. Булгаков, Федор Ильич. В.В. Верещагин и его произведения. – СПб: Тип. А. Суворина, 1905. – 197 с. http://www.booksite.ru/vereschagin/0_4.html
14. Бурова Г. Новое о Верещагине / Г. Бурова, А. Лебедев // Искусство. – 1972. – № 5. – С. 64-67.
15. Василий Васильевич Верещагин по отзывам англичан // Искусство и художественная промышленность. – 1899. – №10.
16. Василий Васильевич Верещагин. Избранные письма. Сост., авт. предисл. и прим. Лебедев А.К. – М.: «Изобразительное искусство», 1981. – 320 с.
17. Василий Верещагин // Жизнь замечательных людей. Художники: Анекдоты, курьезы, истории / [Авт.-сост. А.В. Лазарев ; Под ред. Н.З. Соломко]. – М.: АСТ : Астрель, 1999.
18. Василий Верещагин и Павел Третьяков //Боткина А. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. – М., 1993. – с.144-182.
19. Верещагин [Василий Васильевич] // Михневич В. Наши знакомые: фельетонный словарь современников. – СПб. : Тип. Э. Гоппе, 1884.
20. Верещагин В. Из записной книжки //Искусство и художественная промышленность. – 1899. – №4/5
21. Верещагин В. Этюды //Указатель выставки картин В.В. Верещагина, с объяснительными текстами. – М., 1895.
22. Верещагин В.В. // Русские художники : энциклопедический словарь. – СПБ. , 2000
23. Верещагин В.В. В Севастополь. – М.: Типол-литография Т-ва И.Н.Кушнерев и К, 1900. – 93 с.
24. Верещагин В.В. В.В. Верещагин как архитектор: [письмо художника в редакцию] // Искусство и художественная промышленность. – 1892. – №1
25. Верещагин В.В. Детство и отрочество художника В.В. Верещагина. – Т. 1. – М. : Типолитография И.Н. Кушнерев и К, 1895. – 315 с.
26. Верещагин В.В. Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Кошелева и А.В. Чернова. – М.: Сов. Россия, 1990.- 352 с.
27. Верещагина А. Новые материалы к биографии В.В. Верещагина / А. Верещагина, А. Лебедев // Искусство. – 1957. – №8. – С. 73-74.
28. Верещагины //Дорошевич В. Воспоминания. – М., 2008.
29. Верещагины. «России славу умножая…»: [альбом / авт.-сост. О. П. Починюк ; редакц. совет: Е.Н. Рачкова (гл. ред.) и др.; вступ. ст.: В.Е. Позгалев]. – Санкт-Петербург : Северославянское бюро рекламы, 2008. – 143 с. : цв. ил., ил., портр.
30. Володарский В.М. В.В. Верещагин. – Л.: «ХУДОЖНИК РСФСР», 1962. – 31 с. с ил.
31. Выставка картин и этюдов В.В. Верещагина // Русская мысль. – 1898. – №11.
32. Гинцбург И. В.В. Верещагин // Воспоминания, статьи, письма / И. Гинцбург. – Л., 1964.
33. Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина. М., 1991.
34. Железняк, В.С. Основные даты жизни и творчества В.В. Верещагина // Художник Верещагин (1842-1904) / В.С. Железняк. – Вологда, 1967. – С. 62-63.
35. Железняк-Белецкий, Владимир Степанович. Тургенев и Верещагин : (Очерк из жизни нашего великого земляка-художника) // Сильнее судьбы: Владимир Степанович Железняк-Белецкий: Книга памяти : – Вологда, 1995. – С.244-452
36. Жиркевич А. Василий Васильевич Верещагин: по личным воспоминаниям // Вестник Европы. – 1908. – Т. 2, кн. 4
37. Завадская Е. В. Василий Верещагин. М., 1986.
38. Зильберштейн И.С. Тургенев и художник В. Верещагин / И.С. Зильберштейн // Литературное наследство. 1964. – Т. 73. – С. 290-334.
39. Иволгин А. Последние годы: (неизвестные письма В.В. Верещагина) // Художник. – 1963. – № 4
40. Игнатова Е. Выставки В.В. Верещагина и их общественный резонанс // В.В. Верещагин и русская культура XIX века: Тезисы докладов науч. конференции. – Череповец, 1992.
41. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. - 473 с.
42. Картины Верещагина в Вене // Неделя. – 1885. – №45.
43. Комарова, Ирина Ильинична. Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904) / И.И. Комарова, Н.Л. Железнова //Художники : – М., 2003. – C. 102 – 105
44. Константин Коничев. Повесть о Верещагине. – Л., 1956.
45. Крамской И. [Письмо] А.С. Суворину, 20 ноября 1885 г. // Письма, статьи / И. Крамской. – Т.2. – М., 1966.
46. Крестовский В.В. Выставка картин г. Верещагина (Туркестан) // Семейные вечера. – 1874. – №5
47. Кузенков, П.В. Верещагин и война: [батальная живопись] / П.В. Кузенков // Скобелев : русско-турецкая война 1877–1878 гг. [в воспоминаниях В.В. Верещагина]: – М : ДАРЪ, 2007
48. Кузнецова, Э.В. Историческая и батальная живопись второй половины XIX века [о творчестве В. Верещагина] // Исторический и батальный жанр : Беседы о русской и советской живописи : книга для учителя / Э.В. Кузнецова. – М. : Просвещение, 1982 . – С. 51-62.
49. Лебедев А. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. – М., 1972
50. Лебедев А.К. В.В. Верещагин. – М.: «Искусство», 1968. – 63 с. с ил.
51. Лебедев А.К. Страницы истории искусства. Картина-обличение./ Художник. Журнал Союза художников РСФСР. 8/ 1988. [с. 56-57]
52. Лебедев А.К., Солодовников А.В.. В.В. Стасов. – М.: «Искусство», 1982. - 182 с. с ил.
53. На войне в Азии и в Европе. Воспоминания художника В.В. Верещагина. – М., 1894.
54. На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 г. художника В.В. Верещагина. – М., 1902.
55. Немирович-Данченко В.И. Художник на боевом поле: (воспоминание о В.В. Верещагине в войну в 1877-1878 гг.) // Художественный журнал. – 1881. – № 1–3.
56. Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Вступ. ст. О. А. Лясковской; прим. Н. Г. Галкиной. М., 1963.
57. Переписка В.В. Верещагина и В.В. Стасова. Письма подгот. к печати и прим. к ним сост. А.К. Лебедевым и Г.К. Буровой. Под ред. Лебедева А.К. Т.2. – М.: «Искусство», 1951. – 379 с. с ил.
58. Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870-1879. Прим. Галкиной Н.Г., Григорьевой М.Н., Приймак Н.Л. – М.: «Искусство», 1968. – 559 с. с ил.
59. Письмо из Петербурга: [о выставке работ В.В. Верещагина] // Русский вестник. – 1880. – Т.146, кн.3.
60. Репин И.Е. Воспоминания о В.В. Верещагине (1904-1914 гг.) / И.Е. Репин; публ. И предисл. О.И. Гапоновой // Художественное наследство / И.Е. Репин. Т. 1. – М.-Л., 1948
61. Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1988. – 388 с.
62. Садовень В.В. Василий Васильевич Верещагин. Под общ. ред. Г.В. Жидкова. - М.: Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1950. – 114 с. + вклейка
63. Скрыдлов Н.И. Воспоминание адмирала Н.И. Скрыдлова о В.В. Верещагине. – СПб.: Тип. Э. Манасевича, [б.г.] – 16 с. – (На фонд имени В.В. Верещагина).
64. Стасов В. Мастерская Верещагина : (письма из чужих краев) // Избр. соч. – Т. 1. – М., 1952.
65. Стасов В. Оплеватели Верещагина // Избр. соч. – Т.2. – М., 1952.
66. Стасов В. Павел Михайлович Третьяков и его картинная галерея // Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений / В. Стасов. – Т.2. – М., 1954.
67. Стасов В.В. Василий Васильевич Верещагин // Вестник изящных искусства. – 1883. – Т. 1, вып. 1-2
68. Суетенко В.П. Дом у Заставы. Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М.: «Московский рабочий», 1968. – 200 с.
69. Тихомиров А.Н. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. М.; Л., 1942.
70. Фролов А. В.В. Верещагин и музейно-выставочная практика в России второй половины XIX века // В.В. Верещагин и русская культура XIX века: Тезисы докладов науч. конференции. – Череповец, 1992.
71. Художник, воин, путешественник //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
72. Чернов А. Литературные пристрастия В.В. Верещагина //В.В. Верещагин. Мир. Семья. Война: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 161 годовщине со дня рождения В.В. Верещагина и 125-летию окончания русско-турецкой кампании 1877–1878 годов. – Череповец, 2004. – 96 с.
73. Шедевры русской живописи. Исп. текст книги Гнедича П.П. «История искусств». – М.: Белый город, 2006. [с. 216-229].
74. Шеррер Ю.В поисках «христианского социализма» в России. Вопросы философии. 2000. N 12. С. 88-135.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Выдающийся живописец XIX века Василий Васильевич Верещагин всегда стоял особняком в истории русского искусства. По большому счёту, он не имел учителей и сам не оставил последователей созданного им направления в русской живописи.
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Напротив, многие из его пацифистских идей, которые казались современникам отвлечёнными, антипатриотичными, парадоксальными - только теперь могут быть поняты и оценены в своей провидческой сущности. Мир без войн, грядущая трагедия столкновения европейской цивилизации с мусульманским миром Востока, колонизационная политика России и межнациональные конфликты на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества – вот круг проблем, поднятых в искусстве и публицистических работах В.В.Верещагина.
Сегодня они как нельзя более актуальны в современном обществе, а от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом.
В процессе исследования были выявлены проблемы, которые повлияли на ход работы: во-первых, определены основные этапы формирования представлений о творчестве В.В. Верещагина; во-вторых, выявлена специфика анализа творчества художника на разных этапах формирования представлений о данном культурном феномене; в-третьих, выделены основные составляющие художественного мира В.В. Верещагина; в-четвертых, продемонстрирована диалектика взаимовлияний эпохи на формирование художественного мира В.В. Верещагина и личности художника на XIX века в целом.
Цель исследования – воссоздание культурно-исторической структуры художественного мира В.В. Верещагина.
Объект исследования – художественный мир В.В. Верещагина.
Предмет исследования – изменения восприятия художественного мира В.В. Верещагина сквозь призму смены эпох.
Задачи дипломного исследования:
1. Определить понятие «художественный мир».
2. Проследить эволюцию развития данного понятия.
3. Изучить вопрос о творческом наследии В.В. Верещагина, его вкладе в культуру России;
4. Классифицировать наследие художника в определенные тематические группы;
5. Рассмотреть составляющую художественного мира В.В. Верещагина.
Глава 1. Актуальность использования термина «художественный мир» в современном искусствознании
1.1 Понятие «художественный мир» и его трактовки
Понятие «художественный мир» приобрело широкое распространение после статьи Д. С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения» . Появилось немало теоретических и историко-литературных работ, в которых рассматривается художественный мир как отдельных произведений, так и творчества художников в целом. При этом термин «художественный мир» не получил устоявшегося однозначного определения, и «в настоящее время бытует большое количество синонимических категорий: «внутренний мир», «поэтический мир», «художественная реальность», «вторая реальность»», «художественный космос», «текст» и т. д.; в некотором смысле в их разряд как синонимическая входит и категория «сюжет» .
Термин «художественный мир» представляется более предпочтительным, так как указывает на связь искусства с объективным миром и одновременно конституирует его как мир, созданный художником (писателем, живописцем, музыкантом и т. д.), что предполагает его особую структуру .
Вместе с разнородностью терминологического определения художественный мир не имеет и единообразия в содержании самого понятия. В работах, посвященных анализу художественного мира, представлены различные подходы к его реконструкции: реконструкция через систему персонажей, через особую роль вещи, предмета, через описание частотного тезауруса языка писателя и др.
Понятие «художественный мир» остаётся продуктивным и актуальной остаётся проблема поиска способа его адекватной реконструкции. Один из путей описания художественного мира - через художественное пространство.
У произведений искусства (любого, а не только изобразительного) есть одна удивительная особенность. То, о чем они нам рассказывают и что показывают, не обязательно должно соответствовать какой-то реальности. Художник может сочинять, выдумывать, представлять, как живых, тех людей, которых никогда не было на свете, повествовать о событиях, которые никогда не происходили, а во многих случаях — заведомо не могли происходить, изображать то, чего нет, — виды небывалых стран, городов, иные миры. Он вправе изобретать небывалых чудовищ, немыслимые механизмы и прочее. Но мы, понимая все это, не считаем его обманщиком. Мы сами в этом фантазеру-художнику подыгрываем, наполовину верим в невозможное и явно выдуманное им. Мы сопереживаем несуществующим людям как реальным, радуясь их успехам и огорчаясь несчастьям, любим их или ненавидим по воле автора, любуемся несуществующими красотами выдуманных пейзажей...
«Над вымыслом слезами обольюсь» — строчка Пушкина замечательно выявляет это противоречие, лежащее в природе искусства. Такое право на вымысел решительным образом отличает искусство от всякого рода деловой, практической информации — от научного труда, от газеты, сообщающей о происходящих в мире событиях, наконец, даже от обыденного бытового разговора. Там всякое несовпадение с реальностью делает сообщение ошибочным, а если такая ошибка допущена сознательно, то и просто ложью, обманом. Наука, в частности, тратит главные свои усилия именно на то, чтобы любое свое утверждение обосновать, любое предположение проверить, установить его достоверность или хотя бы степень его вероятности. Журналист отвечает за правдивость своего сообщения, он не вправе выдумывать новости. Только искусство здесь в особом положении.
Введение 3
Глава 1. Актуальность использования термина «художественный мир» в современном искусствознании 5
1.1 Понятие «художественный мир» и его трактовки 5
1.2 Эволюция понятия «художественный мир» 12
Глава 2. Из истории изучения творческого наследия В.В. Верещагина 22
2.1 Проблемы, выявленные исследователями в творческой и публицистической деятельности В.В. Верещагина 22
2.2 Обобщение. Общая картина творчества сложившаяся на данное время 36
Глава 3. Художественный мир В.В. Верещагина 43
3.1 Категории художественного мира в контексте рассмотрения творческого наследия В.В. Верещагина 43
3.2 Особенности творческого наследия В.В. Верещагина как «текста» 53
Заключение 58
Список литературы 60
В заключение необходимо сделать общие выводы. Восприятие художественного мира В.В. Верещагина как книжно-художественной реальности не вводилось в культурологические и искусствоведческие исследования. Неслучайным было неукротимое влечение Верещагина к изучению «книги человеческого бытия», о чем говорилось выше, в котором так наглядно выражался истинный пафос его личности. К основным факторам, формирующим художественный мир, мы относим развитие художественной манеры в русле реалистической школы.
В ходе данного исследования были выявлены доминантные составляющие художественного мира В.В. Верещагина, ключевой составляющей которого является универсализм творческого наследия, проявляющийся на уровне жанров и стилей: пейзаж, батальная живопись, историческая живопись.
Объективизм Верещагина, его стремление к беспристрастно точному воспроизведению фактов дали себя знать и при изображении этих предметов. Своеобразие графического почерка Верещагина связано с пониманием художником предметной формы, коренящимся в метафизическом характере его материалистических взглядов. Следствием такого понимания было восприятие мира не как органичного целого, связанного единством своей материальной природы, но как механической совокупности явлений и фактов, допускающих их взаимоизолированное рассмотрение. При этом в верещагинском восприятии действительности отсутствовало представление о ее движении как росте, как саморазвитии. Поэтому художник и обратился в целях наилучшего, как ему казалось, изучения фактов к их рассмотрению в статике, то есть в состоянии всегда равном самому себе. Факт выступал у Верещагина как определенная данность свойств. Изучая формы предметов, Верещагин рассматривал их вне ощущения истории их сложения, их образования. Он брал их в том виде, как они представали ему в данный момент, не интересуясь их прошлым.
Верещагин создает свой художественный мир, доминантой, которого является повышенный интерес к фактическому началу, а авторская смысловая наполненность формирует ядро художественного мира.
Творчество В.В. Верещагина определило вектор развития отечественного искусства, продемонстрировало, каким образом может взаимодействовать академическая традиция и собственный художественный опыт, авторская индивидуальность. Индивидуальный выбор художника в мировоззренческих вопросах и творческом методе стал в конце XIX века активным фактором воздействия на художественный процесс.
1. Автобиография В.В. Верещагина //Лебедев А., Бурова Г. В.В. Верещагин и В.В. Стасов. – М., 1953.
2. Айзенштадт М., Айзенштадт В. Сто лет со дня гибели великого художника //Нева. – 2004. – №9.
3. Андреевский П. В. Воспоминания о В. В. Верещагине // Панорама искусств. 1985. Вып. 8.
4. Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине / П.В. Андреевский // Панорама искусств : Сборник : Т. 8. – М., 1985. – С. 122-151.
5. Атрощенко О. Евангельские сюжеты В.В. Верещагина в контексте религиозной живописи второй половины XIX века //Мир и война в судьбах русских дворян XIX века: Семья Верещагиных. – Череповец, 2006. – С.3–10.
6. Бекедин П.В. В.М. Гаршин и В.В. Верещагин / П.В. Бекедин // Русская литература и изобразительное искусство XVIII – начала XX века : Сб. науч. тр. – Л., 1988. – С. 202-217.
7. Бенуа, Александр Николаевич. Мои воспоминания. Т.1 : В 5 кн. / Изд. подгот. Н.И. Александрова и др. ; АН СССР. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1990. – 711 с. : ил., 18л. ил. – (Литературные памятники)
8. Бердяев Н. Судьба России. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 333 с. – (Философия. Психология).
9. Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Под ред. Раковой М.М. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века (очерки).– М.: Изобразительное искусство, 1979. – 278 с.
10. Босоногова Л. Усадьба В.В. Верещагина в Мезон-Лаффитт близ Парижа //Череповец: Краеведческий альманах. – Вып. 2. – Вологда, 1999.
11. Брешко-Брешковский Н.Н. Русский художник В.В. Верещагин. – СПб.: Типо-литогр. М. Карлина, 1904. – 56 с.
12. Брук Я. Василий Верещагин. М., 2004.
13. Булгаков, Федор Ильич. В.В. Верещагин и его произведения. – СПб: Тип. А. Суворина, 1905. – 197 с. http://www.booksite.ru/vereschagin/0_4.html
14. Бурова Г. Новое о Верещагине / Г. Бурова, А. Лебедев // Искусство. – 1972. – № 5. – С. 64-67.
15. Василий Васильевич Верещагин по отзывам англичан // Искусство и художественная промышленность. – 1899. – №10.
16. Василий Васильевич Верещагин. Избранные письма. Сост., авт. предисл. и прим. Лебедев А.К. – М.: «Изобразительное искусство», 1981. – 320 с.
17. Василий Верещагин // Жизнь замечательных людей. Художники: Анекдоты, курьезы, истории / [Авт.-сост. А.В. Лазарев ; Под ред. Н.З. Соломко]. – М.: АСТ : Астрель, 1999.
18. Василий Верещагин и Павел Третьяков //Боткина А. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. – М., 1993. – с.144-182.
19. Верещагин [Василий Васильевич] // Михневич В. Наши знакомые: фельетонный словарь современников. – СПб. : Тип. Э. Гоппе, 1884.
20. Верещагин В. Из записной книжки //Искусство и художественная промышленность. – 1899. – №4/5
21. Верещагин В. Этюды //Указатель выставки картин В.В. Верещагина, с объяснительными текстами. – М., 1895.
22. Верещагин В.В. // Русские художники : энциклопедический словарь. – СПБ. , 2000
23. Верещагин В.В. В Севастополь. – М.: Типол-литография Т-ва И.Н.Кушнерев и К, 1900. – 93 с.
24. Верещагин В.В. В.В. Верещагин как архитектор: [письмо художника в редакцию] // Искусство и художественная промышленность. – 1892. – №1
25. Верещагин В.В. Детство и отрочество художника В.В. Верещагина. – Т. 1. – М. : Типолитография И.Н. Кушнерев и К, 1895. – 315 с.
26. Верещагин В.В. Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Кошелева и А.В. Чернова. – М.: Сов. Россия, 1990.- 352 с.
27. Верещагина А. Новые материалы к биографии В.В. Верещагина / А. Верещагина, А. Лебедев // Искусство. – 1957. – №8. – С. 73-74.
28. Верещагины //Дорошевич В. Воспоминания. – М., 2008.
29. Верещагины. «России славу умножая…»: [альбом / авт.-сост. О. П. Починюк ; редакц. совет: Е.Н. Рачкова (гл. ред.) и др.; вступ. ст.: В.Е. Позгалев]. – Санкт-Петербург : Северославянское бюро рекламы, 2008. – 143 с. : цв. ил., ил., портр.
30. Володарский В.М. В.В. Верещагин. – Л.: «ХУДОЖНИК РСФСР», 1962. – 31 с. с ил.
31. Выставка картин и этюдов В.В. Верещагина // Русская мысль. – 1898. – №11.
32. Гинцбург И. В.В. Верещагин // Воспоминания, статьи, письма / И. Гинцбург. – Л., 1964.
33. Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина. М., 1991.
34. Железняк, В.С. Основные даты жизни и творчества В.В. Верещагина // Художник Верещагин (1842-1904) / В.С. Железняк. – Вологда, 1967. – С. 62-63.
35. Железняк-Белецкий, Владимир Степанович. Тургенев и Верещагин : (Очерк из жизни нашего великого земляка-художника) // Сильнее судьбы: Владимир Степанович Железняк-Белецкий: Книга памяти : – Вологда, 1995. – С.244-452
36. Жиркевич А. Василий Васильевич Верещагин: по личным воспоминаниям // Вестник Европы. – 1908. – Т. 2, кн. 4
37. Завадская Е. В. Василий Верещагин. М., 1986.
38. Зильберштейн И.С. Тургенев и художник В. Верещагин / И.С. Зильберштейн // Литературное наследство. 1964. – Т. 73. – С. 290-334.
39. Иволгин А. Последние годы: (неизвестные письма В.В. Верещагина) // Художник. – 1963. – № 4
40. Игнатова Е. Выставки В.В. Верещагина и их общественный резонанс // В.В. Верещагин и русская культура XIX века: Тезисы докладов науч. конференции. – Череповец, 1992.
41. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. - 473 с.
42. Картины Верещагина в Вене // Неделя. – 1885. – №45.
43. Комарова, Ирина Ильинична. Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904) / И.И. Комарова, Н.Л. Железнова //Художники : – М., 2003. – C. 102 – 105
44. Константин Коничев. Повесть о Верещагине. – Л., 1956.
45. Крамской И. [Письмо] А.С. Суворину, 20 ноября 1885 г. // Письма, статьи / И. Крамской. – Т.2. – М., 1966.
46. Крестовский В.В. Выставка картин г. Верещагина (Туркестан) // Семейные вечера. – 1874. – №5
47. Кузенков, П.В. Верещагин и война: [батальная живопись] / П.В. Кузенков // Скобелев : русско-турецкая война 1877–1878 гг. [в воспоминаниях В.В. Верещагина]: – М : ДАРЪ, 2007
48. Кузнецова, Э.В. Историческая и батальная живопись второй половины XIX века [о творчестве В. Верещагина] // Исторический и батальный жанр : Беседы о русской и советской живописи : книга для учителя / Э.В. Кузнецова. – М. : Просвещение, 1982 . – С. 51-62.
49. Лебедев А. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. – М., 1972
50. Лебедев А.К. В.В. Верещагин. – М.: «Искусство», 1968. – 63 с. с ил.
51. Лебедев А.К. Страницы истории искусства. Картина-обличение./ Художник. Журнал Союза художников РСФСР. 8/ 1988. [с. 56-57]
52. Лебедев А.К., Солодовников А.В.. В.В. Стасов. – М.: «Искусство», 1982. - 182 с. с ил.
53. На войне в Азии и в Европе. Воспоминания художника В.В. Верещагина. – М., 1894.
54. На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 г. художника В.В. Верещагина. – М., 1902.
55. Немирович-Данченко В.И. Художник на боевом поле: (воспоминание о В.В. Верещагине в войну в 1877-1878 гг.) // Художественный журнал. – 1881. – № 1–3.
56. Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Вступ. ст. О. А. Лясковской; прим. Н. Г. Галкиной. М., 1963.
57. Переписка В.В. Верещагина и В.В. Стасова. Письма подгот. к печати и прим. к ним сост. А.К. Лебедевым и Г.К. Буровой. Под ред. Лебедева А.К. Т.2. – М.: «Искусство», 1951. – 379 с. с ил.
58. Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870-1879. Прим. Галкиной Н.Г., Григорьевой М.Н., Приймак Н.Л. – М.: «Искусство», 1968. – 559 с. с ил.
59. Письмо из Петербурга: [о выставке работ В.В. Верещагина] // Русский вестник. – 1880. – Т.146, кн.3.
60. Репин И.Е. Воспоминания о В.В. Верещагине (1904-1914 гг.) / И.Е. Репин; публ. И предисл. О.И. Гапоновой // Художественное наследство / И.Е. Репин. Т. 1. – М.-Л., 1948
61. Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1988. – 388 с.
62. Садовень В.В. Василий Васильевич Верещагин. Под общ. ред. Г.В. Жидкова. - М.: Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1950. – 114 с. + вклейка
63. Скрыдлов Н.И. Воспоминание адмирала Н.И. Скрыдлова о В.В. Верещагине. – СПб.: Тип. Э. Манасевича, [б.г.] – 16 с. – (На фонд имени В.В. Верещагина).
64. Стасов В. Мастерская Верещагина : (письма из чужих краев) // Избр. соч. – Т. 1. – М., 1952.
65. Стасов В. Оплеватели Верещагина // Избр. соч. – Т.2. – М., 1952.
66. Стасов В. Павел Михайлович Третьяков и его картинная галерея // Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений / В. Стасов. – Т.2. – М., 1954.
67. Стасов В.В. Василий Васильевич Верещагин // Вестник изящных искусства. – 1883. – Т. 1, вып. 1-2
68. Суетенко В.П. Дом у Заставы. Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М.: «Московский рабочий», 1968. – 200 с.
69. Тихомиров А.Н. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. М.; Л., 1942.
70. Фролов А. В.В. Верещагин и музейно-выставочная практика в России второй половины XIX века // В.В. Верещагин и русская культура XIX века: Тезисы докладов науч. конференции. – Череповец, 1992.
71. Художник, воин, путешественник //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
72. Чернов А. Литературные пристрастия В.В. Верещагина //В.В. Верещагин. Мир. Семья. Война: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 161 годовщине со дня рождения В.В. Верещагина и 125-летию окончания русско-турецкой кампании 1877–1878 годов. – Череповец, 2004. – 96 с.
73. Шедевры русской живописи. Исп. текст книги Гнедича П.П. «История искусств». – М.: Белый город, 2006. [с. 216-229].
74. Шеррер Ю.В поисках «христианского социализма» в России. Вопросы философии. 2000. N 12. С. 88-135.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую