Самые авторететные педагоги МГУ оценили работу на отлично!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Театральное искусство – это сложно-структурированная, многоуровневая система, в которой существует множество разнообразных подсистем и элементов, связанных между собой прочными связями искусства. Театр, как общественный институт, направленный на воспитание, развитие, социализацию, движение на новый уровень восприятия и сознания всех тех, кто с ним соприкасается, вобрал в себя социальные и культурные функции.
Само понятие «театр - социокультурный феномен» характеризует комплекс подходов, включающих социокультурный, институциональный, системный, структуралистский и коммуникативный. Данный фегомен способен нести людям свое искусство не только со сцены, но и через различные информационные каналы, например, через радио.
За свою долгую историю радиотеатр претерпел множество изменений. Многие исследователи с появлением телевидения предсказывали смерть радио, и в первую очередь радиотеатру. Однако «звучащее искусство» смогло выдержать конкуренцию. Переломным в истории радиотеатра моментом стали 1990-е годы, когда исчезло единое пространство вещания, когда переход к рыночной экономике заставил уделять большое внимания рентабельности программной политики радиостанций, когда творчество ушло на задний план. Тем не менее, радиотеатр выжил и благодаря изменению контента государственных станций («Радио России», «Культура», «Эхо Москвы», различные проекты многих FM-станций, интернет-проекты) открылась новая страница в истории данного поистине уникального искусства.
В связи с этим рассмотрение темы «Радиотеатр. Становление и развитие» является актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Истории развитию радио посвящены научные труды таких отечественных исследователей, как Ю. Бараневич, М. Глейзер, П. Гуревич, В. Олейник.. Особенное внимание жанрам и отдельным видам вещания в своих работах уделяли теоретики Т. Васильева, Т. Лебедева, В. Смирнов, А. Шерель, В. Ярошенко, а также практики Ю. Гальперин, Ю. Летунов, Б. Ляшенко, Л. Маграчев и другие. Трансформация радиотеатра была изучена Н.А. Гааг. Непосредственно истории художественных жанров, развитию отечественного радиотеатра, его формам, специфическим средствам, программам, звучавшим в эфире Всесоюзного радио на разных этапах, также посвящено достаточное количество книг , сборников , статей . Однако, о современном состоянии радиотеатра, его направлениях и тенденциях, в частности в интернете, исследований очень мало практически.
Целью данной работы является изучение зарождения и трансформации радиотеатра за последние 80 – 90 лет.
Для реализации цели предстоит выполнить следующие задачи.
- рассмотреть историю зарождения радиотеатра;
- проанализировать радиотеатр как вид художественного вещания;
- Развитие радиодраматургии Представить специфику радиотеатра как особого вида искусства в культурологическом и историческом аспектах;
- изучить формирование системы изобразительно-выразительных средств радио;
- охарактеризовать формирование жанрового разнообразия радиотеатра;
- повести обзор литературных радиосериалов;
- выявить особенности радиотеатра в сети Интернет.
Объект исследования - история радиотеатра.
Предмет – формирования радиотеатра в нашей стране как особого вида искусства.
Методы исследования включали: анализ публикаций по данной теме, исторический метод, метод сравнения и сопоставления, типологический метод, метод группировки и структурирования полученной информации, анализ звуковой информации.
Теоретическое значение данного исследования заключается в комплексном исследовании истории радиотеатра.
Практическая значимость данной работы находит свое выражение в возможности проведенного исследования стать базовым при дальнейшем изучении темы радиотеатра на современном этапе.
Эмпирической базой исследования послужили эфиры современных станций «Радио России», «Радио России. Культура», «Орфей», «Радио России – Санкт-Петербург». Были также исследованы специализированные интернет-ресурсы: национальный российский аудиофонд – «Старое радио», «АудиоТеатр.РФ»; тематические сайты, среди которых выделим «Литературное радио», «Русский мир»; интернет-ресурсы, где звучат радиоспектакли для детей. «Детское радио», «Детское радио – Чикаго», «Детство.ру», «Тырнет – Детский интернет», поисковую систему детских сайтов AGAKIDS; сайт компании «Букворечник», портал – «Радиотеатр»: от радиоспектаклей до аудиоблогов», интернет – радио «Драма» и др..
Структура данной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, три главы, заключения, список использованной литературы, содержащего 44 наименования.
Введение 3
Глава I. Радиотеатр в структуре радиовещания 6
1.1. История зарождения радиотеатра 6
1.2. Радиотеатр как вид художественного вещания. Развитие радиодраматургии 17
1.3. Формирование системы изобразительно-выразительных средств радио 29
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Анализ изменения построения радиотеатральных постановок в зависимости от трансформации радиовещания 43
2.1. Формирование жанрового разнообразия радиотеатра 43
2.1. Обзор литературных радиосериалов 57
2.3. Особенности радиотеатра в сети Интернет 72
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список литературы 82
Проведенный анализ зарождения и развития радиотеатра показал, что уже на первых шагах радиовещания заговорили о существовании радиоискусства, которое не дублировало произведения литературы и театра, а развивавшегося самостоятельно. Трансляции оперных спектаклей из театра и студии помогли режиссерам создать представление о звуковой перспективе, достигавшейся с помощью расположения микрофонов. Начало трансляций драматических спектаклей сразу обозначило несколько проблем: технических и художественных. Их решением занимались инженеры, режиссеры, актеры, выясняя на практике, как добиться создания зримого образа, как помочь слушателям понять спектакль, различить по голосам его героев. Найденные в процессе работы ответы на эти вопросы легли в основу складывающегося искусства радиотеатра.
Специально созданных для радиотеатра пьес было немного. Становилось ясно, что радиотеатр нуждается в оригинальном литературном материале, не заимствованном у театра. Решая эту проблему, работники радио познавали специфику нового вида искусства. В радиопьесах начали с обыкновенного деления «на голоса», затем в ткань передачи постепенно вводились музыка и шумы. Следующий этап – усложнение драматургической композиции, соединение – в различных пропорциях – документального и игрового материала, становление радиорежиссуры как профессии.
Работа над радиоспектаклями год за годом учила мастеров радиотеатра открывать собственные выразительные средства радио. К живому человеческому слову постепенно прибавились музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, то есть имитированные при помощи различных бытовых приспособлений); позже - документальные записи, сделанные вне студии, а также реверберация, голосовой грим и монтаж. Если в первое время существовала тенденция обильного насыщения радиопьесы шумами, то в последствии она несколько ослабла. В современных радиоспектаклях звуковое оформление не утратило своей значимости. Современная аппаратура и некоторые компьютерные программы облегчили труд журналистов. Арсенал технических средств расширяется, и использование некоторых средств выразительности в программе становится менее трудоемким процессом. Став самостоятельным видом искусства, радиотеатр породил несколько новых жанров, впоследствии объединенных термином «жанры мозаично-фрагментарного построения» - это радиофильм, радиоплакат, радиокомпозиция. Уже в первых радиокомпозициях, прием сочетания стихов с публицистикой, дал жизнь новому жанру. Коллажный метод построения радиокомпозиции был определен сразу. Большее развитие жанр получил с расширением возможностей звукозаписи и художественного монтажа. Современная радиокомпозиция поменяла тональность, она отходит от прямой публицистичности, патетики, которыми были перегружены тексты прошлых лет. Но вопрос соотношения документального и художественного начала, волновавший первых исследователей радио, сегодня по-прежнему актуален.
Радиофильм – один из немногих жанров, родившихся в недрах самого радио. Для него характерна историческая тематика. Документами для радиофильмов были литературные мемуары, воспоминания, письма выдающихся людей, резолюции съездов, решения, постановления государственной власти, а впоследствии – звуковые документы, которые были записаны ранее, задолго до создания радиофильма. В настоящее время из-за обилия материала радиофильм становится многосерийным, в нем применяются элементы многих жанров, но по-прежнему уделяется равное внимание как документальному началу, так и игровым, художественным элементам.
Жанры мозаично-фрагментарного построения (радиокомпозиция, радиофильм) сегодня звучат на федеральных радиостанциях («Радио России», радио «Культура») в специализированных рубриках. Региональные вещатели стараются сохранить художественные программы, выделяя им эфиры выходного дня. На FM – станциях активно используют их в тематических проектах, поскольку принципы этих жанров: дробная структура, динамичный монтаж, использование разнообразных цитат, а главное – синтез документального и художественного начала – идеально подходят для динамичной стилистики современного эфира.
В начале вещания редакторы радио старались сократить литературные произведения, оформляя их шумами, музыкой – появилась форма «чтения с продолжением». Редакторы понимали, что сокращение может испортить обаяние литературного первоисточника, именно поэтому «литературные чтения» стали многосерийными.
Литературный радиосериал, который продолжил традиции «чтения с продолжением» с начала 2000-х гг. получил широкое распространение на многих каналах. Причина такой популярности литературных сериалов – скудное финансирование радиостанций: если раньше в штате радио были сценаристы, режиссеры, актеры, которые могли выпускать более сложные по структуре радиопостановки, то для «чтений с продолжением» можно приглашать одного-двух актеров, а сценариста, режиссера мог заменить и сам редактор.
Сегодня наблюдается тенденция «авторского театра». На радио уже сложился свой круг актеров и режиссеров, которые постоянно читают у микрофона литературные произведения. В качестве исходного литературного материала в сериалах берут не только классику, но и рассказы, повести современных писателей, произведения «легкого жанра» – детективы, фантастика. Несмотря на такой откровенно коммерческий посыл, творческие группы радиостанций, в их числе – «Радио России», «Радио России. Культура», готовят вполне качественный и полноценный контент.
К сожалению, удачные радиосериалы этого типа сегодня не звучат на современном радио, из-за трудоемкости и отсутствия финансирования. Если на государственных станциях («Радио России», «Культура») художественные постановки финансируются стабильно, являясь неотъемлемой, а порой и обязательной частью политики радиостанции, то на коммерческих, где формат вносит строгие ограничения, появление подобных программ, – всегда событие.
Интернет стал дополнительным каналом трансляции радиоспектаклей. Он расширил границы аудитории и позволил выбирать наиболее интересную программу. Онлайн-сайты дали возможность услышать уникальные радиопостановки, музыкально-литературные композиции и т.п., которые по праву стали «золотым фондом» отечественного радио. Кроме того они способствовали наиболее широкому проявлению интерактивности: на сайте оффлайновых радиостанций помимо каталога аудиоконтента появились текстовые аннотации: полноценные рецензии, короткие пояснительные тексты, информация об авторах спектакля, актерах, книге-первоисточнике.
Интернет открыл границы так называемому «народному радиотеатру». Появились сайты («Podстанция», «Радиодрама» и т.п.), где аудитория из пассивного слушателя превращается в активного создателя собственного художественного контента. Интерес к радиотеатру проявляют и будущие журналисты.
Также мы считаем, что необходимо укрепить (кадрово и финансово) литературно-драматическое вещание на I государственном канале и дублировать его в интернете. По возможности восстановить традиции прежнего детского радио, в том числе и в сетке проводного вещания, для всех групп детей – дошкольников, школьников, старшеклассников. При этом особое внимание обратить на развивающие программы, выполненные в форме радиоспектаклей и радиосериалов. Их также необходимо дублировать в интернете.
Необходимо оказывать поддержку негосударственным каналам, любительским радиостанциям, желающим создавать литературно-художественный контент.
1. Абдулов, О.Н. Статьи. Воспоминания / О.Н. Абдулов. – М.: Искусство, 1969. – 260 с.
2. Анчиполовский, З.Я. Кольцовский академический / З.Я. Анчиполовский. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002. – 384 с.
3. Авербах, Е.М. Выразительные возможности звукозаписи на радио, в телевидении и в мультипликации / Е.М. Авербаз // Рождение звукового образа. – М.: Искусство, 1985. – С. 63 – 75.
4. Барабаш, Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология / Н.С. Барабаш. – М.: ИПК РТР, 2003. – 100 с.
5. Бараневич, Ю.Д. Жанры радиовещания (Проблемы становления, формирования, развития) / Ю.Д. Бараневич. – Киев – Одесса: Высш. шк. 1978. – 193 с.
6. Большая советская энциклопедия. – М., 1973 – Т.12. – 988 с.
7. Верник, Э.Г. Мой радиотеатр / Э.Г. Верник. – М.: Новое лит. обозрение, 2010. – 248 с.
8. Воробьев, А.И Очерки истории советского радиовещания и телевидения / А.И. Воробьев, Г.А. Казаков, А.И. Мельников. – Ч.1. – М.: Мысль, 1972. – 247 с.
9. Гааг, Н.А.История радио: развитие собственных специфических изобразительно-выразительных средств Н.А. Гаан // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – Воронеж. – 2013. – №. 2. – С. 122–133.
10. Гааг, Н.А.Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты: дис. … канд. филологич. наук Н.А. Гаан. Воронеж, 2014. – 268 с.
11. Гальперин, Ю.М. Внимание, микрофон включен! / Ю.М. Гальперин. – М.: Политиздат, 1960. – 100 с.
12. Главная страница сайта [Электронный ресурс]– URL: http://litradio.ru/about/ . – (дата обращения: 22.11.16).
13. Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР / М.С. Глейзер. – М.: НМО ГКРТ, 1965. – 230 с.
14. Грошева, И. Радиотеатр Дмитрия Креминского. Кому слышно? [Электронный ресурс]– URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22872 (дата обращения: 22.11.2012).
15. Гуревич, П.С. . Советское радиовещание / П.С. Гуревич, В.Н. Ружников. – М.: Искусство, 1976. – 382 с.
16. Егоров, Ю. Радиотеатр Вест-Дойче Рундфунк / Ю. Егоров // Телерадиоэфир. – 1991. – № 9. – С. 32 - 33.
17. Иоффе, Р. Слушая – видеть / Р. Иоффе // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 7. – С. 19–21.
18. Колодкин, В. Радио в интернете [Электронный ресурс] – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=72&level1=main&level2=articles (дата обращения: 12.11.16).
19. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Основы творческой деятельности журналиста / Л.Е. Кройчик. – СПб, 2000. – С. 125–168.
20. Кукаркин, А.В. По ту сторону расцвета / А.В. Кукаркин. – М.; Политиздат, 1974. – 558 с.
21. Кулиш, С. Радиотеатр: объяснение в любви / С. Кулиш // Телерадиоэфир. – 1991. – № 8. – С. 23–24.
22. Лебедева, Т.В. Детское радио: от рассвета до…заката? / Т.В. Лебедева //Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. – Воронеж: ВГУ, 2008. – С.114–130.
23. Летунов, Ю.А. Великий говорящий / Ю.А. Летунов. – М.: Политиздат, 1966. – 96 с.
24. Лукаревич, Е. Переходный возраст. Сериал нового поколения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.radioportal.ru/events/1983/perekhodnyi-vozrast-serial-novogo-pokoleniya. - (дата обращения: 10.11.2016).
25. Лукачер В. Впервые в СССР: «Документальная радиофильма» / В. Лукачер // Телевидение, радиовещание. – 1976. – №10. – С. 24–25.
26. Ляшенко, Б.П. Радио без тайн. Рассказ неизвестного диктора / Б.П. Ляшенко. – М.: Искусство, 1991. – 223 с.
27. Марченко, Т.А. Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы / Т.А. Марченко. – М., 1970. – 221 с.
28. Марченко, Т.А. Театр в каждом доме / Т.А. Марченко. – М.: Искусство, 1986. – 175 с.
29. Мери, Л. Сегодня – радиоспектакль / Л. Мери // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 9. – С. 12–14.
30. Музыря, А.А. Искусство слышать мир / А.А. Музыря. – М.: Искусство, 1989. – 272 с.
31. Музыря, А. Радиофильм / А. Музыря // Телевидение, радиовещание. – 1972. – № 3. – С. 32–34.
32. Мягков, Б. Осип Мандельштам – радиослушатель / Б. Мягков // Телерадиоэфир. – 1991. – № 1. – С. 27.
33. Новые аудио – проект «Букворечник» [Электронный ресурс].– URL: http://www.rusarticles.com/literatura-statya/novyj-audio-proekt-bukvorechnik) (дата обращения: 12.11.2016).
34. Очерки истории советского радиовещания и телевидения // В кн.: Телевидение и радиовещание в СССР. М.: Искусство, 1979. – 295 с.
35. Почкай, Е.П. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие / Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2000. – 294 с.
36. Радиоискусство. Теория и практика. Вып. 2. – М.: Искусство, 1983. – 248 с.
37. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 269 с.
38. Рубашкин, А.И. Голос Ленинграда / А.И. Рубашкин. – Л.: Искусство, 1980. – 215 с.
39. Рыбасова, Т. Забытые истины / Т. Рыбасова // Советское радио и телевидение. – 1967. – № 2. – С. 25–27.
40. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 288 с.
41. Смирнов, В.В. Интерактивность в радиовещании: плюсы и минусы // Журналистика 2005. – М., 2006. – С. 417– 418.
42. Смирнов, В.В. Формы вещания / В.В. Смирнов.– М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
43. Смирнов, В.В. Радиожурналистика в современном эфире: учеб. пособие/ В.В. Смирнов. – Таганрог: Центр развития личности, 2007. – 214 с.
44. Стребнева, Н.Н. Радиоэфир: ожидания аудитории // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Ч. 1/Отв. ред. Я. Н. Засурский. М., 2001. С. 25– 26.
45. Стрельникова, Е.А. Интерактивное вещание на отечественном радио / Е.А. Стрельникова. – М.: ИПК РТР, 2006. – 93 с.
46. Сычина, Н.А. Жанры радиотеатра / Н.А. Сычина // Коммуникация в современном мире. – Воронеж, 2001. – С. 84– 86.
47. Сычина, Н.А. Радиотеатр: история и современность / Н.А. Сычина // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: в 2 ч. Ч. 2. – М., 2002. – С. 16– 18.
48. Сычина, Н.А. Влияние радиотеатра на развитие жанров радиожурналистики / Н.А. Сычина // Коммуникации в современном мире. – Воронеж, 2002. – С. 134– 135.
49. Театр перешел в Интернет // Литературная газета. - 2005. – №44. – С. 5.
50. Телерадиоэфир. История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 239 с.
51. Шерель, А. А. В студии радиотеатра / А.А. Шерель. – М.: Знание, 1978. – 48 с.
52. Шерель, А.А. Рампа у микрофона / А.А. Шерель. – М.: Искусство, 1985. – 301 с.
53. Шерель, А.А. Эволюция средств художественной организации материала в радиожурналистике: автореф. дисс.. канд. филол. наук / А.А. Шерель. – М., 1981. – 18 с.
54. Шестерина, А.М. Основы Интернет-журналистики / А.М. Шестерина. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 72 с.
55. Шилов, Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь / Л.А. Шилов. – М.: Просвещение, 1977. – 128 с.
56. Шилов, Л.А. «Я слышал по радио голос Толстого…» Очерки звучащей литературы / Л.А. Шилов. – М.: Искусство, 1989. – 223 с.
57. Юзовский, Ю. Зачем люди ходят в театр…Статьи, очерки, фельетоны разных лет / Ю. Юзовский. – М.: Искусство, 1964. – 416 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Театральное искусство – это сложно-структурированная, многоуровневая система, в которой существует множество разнообразных подсистем и элементов, связанных между собой прочными связями искусства. Театр, как общественный институт, направленный на воспитание, развитие, социализацию, движение на новый уровень восприятия и сознания всех тех, кто с ним соприкасается, вобрал в себя социальные и культурные функции.
Само понятие «театр - социокультурный феномен» характеризует комплекс подходов, включающих социокультурный, институциональный, системный, структуралистский и коммуникативный. Данный фегомен способен нести людям свое искусство не только со сцены, но и через различные информационные каналы, например, через радио.
За свою долгую историю радиотеатр претерпел множество изменений. Многие исследователи с появлением телевидения предсказывали смерть радио, и в первую очередь радиотеатру. Однако «звучащее искусство» смогло выдержать конкуренцию. Переломным в истории радиотеатра моментом стали 1990-е годы, когда исчезло единое пространство вещания, когда переход к рыночной экономике заставил уделять большое внимания рентабельности программной политики радиостанций, когда творчество ушло на задний план. Тем не менее, радиотеатр выжил и благодаря изменению контента государственных станций («Радио России», «Культура», «Эхо Москвы», различные проекты многих FM-станций, интернет-проекты) открылась новая страница в истории данного поистине уникального искусства.
В связи с этим рассмотрение темы «Радиотеатр. Становление и развитие» является актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Истории развитию радио посвящены научные труды таких отечественных исследователей, как Ю. Бараневич, М. Глейзер, П. Гуревич, В. Олейник.. Особенное внимание жанрам и отдельным видам вещания в своих работах уделяли теоретики Т. Васильева, Т. Лебедева, В. Смирнов, А. Шерель, В. Ярошенко, а также практики Ю. Гальперин, Ю. Летунов, Б. Ляшенко, Л. Маграчев и другие. Трансформация радиотеатра была изучена Н.А. Гааг. Непосредственно истории художественных жанров, развитию отечественного радиотеатра, его формам, специфическим средствам, программам, звучавшим в эфире Всесоюзного радио на разных этапах, также посвящено достаточное количество книг , сборников , статей . Однако, о современном состоянии радиотеатра, его направлениях и тенденциях, в частности в интернете, исследований очень мало практически.
Целью данной работы является изучение зарождения и трансформации радиотеатра за последние 80 – 90 лет.
Для реализации цели предстоит выполнить следующие задачи.
- рассмотреть историю зарождения радиотеатра;
- проанализировать радиотеатр как вид художественного вещания;
- Развитие радиодраматургии Представить специфику радиотеатра как особого вида искусства в культурологическом и историческом аспектах;
- изучить формирование системы изобразительно-выразительных средств радио;
- охарактеризовать формирование жанрового разнообразия радиотеатра;
- повести обзор литературных радиосериалов;
- выявить особенности радиотеатра в сети Интернет.
Объект исследования - история радиотеатра.
Предмет – формирования радиотеатра в нашей стране как особого вида искусства.
Методы исследования включали: анализ публикаций по данной теме, исторический метод, метод сравнения и сопоставления, типологический метод, метод группировки и структурирования полученной информации, анализ звуковой информации.
Теоретическое значение данного исследования заключается в комплексном исследовании истории радиотеатра.
Практическая значимость данной работы находит свое выражение в возможности проведенного исследования стать базовым при дальнейшем изучении темы радиотеатра на современном этапе.
Эмпирической базой исследования послужили эфиры современных станций «Радио России», «Радио России. Культура», «Орфей», «Радио России – Санкт-Петербург». Были также исследованы специализированные интернет-ресурсы: национальный российский аудиофонд – «Старое радио», «АудиоТеатр.РФ»; тематические сайты, среди которых выделим «Литературное радио», «Русский мир»; интернет-ресурсы, где звучат радиоспектакли для детей. «Детское радио», «Детское радио – Чикаго», «Детство.ру», «Тырнет – Детский интернет», поисковую систему детских сайтов AGAKIDS; сайт компании «Букворечник», портал – «Радиотеатр»: от радиоспектаклей до аудиоблогов», интернет – радио «Драма» и др..
Структура данной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, три главы, заключения, список использованной литературы, содержащего 44 наименования.
Введение 3
Глава I. Радиотеатр в структуре радиовещания 6
1.1. История зарождения радиотеатра 6
1.2. Радиотеатр как вид художественного вещания. Развитие радиодраматургии 17
1.3. Формирование системы изобразительно-выразительных средств радио 29
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Анализ изменения построения радиотеатральных постановок в зависимости от трансформации радиовещания 43
2.1. Формирование жанрового разнообразия радиотеатра 43
2.1. Обзор литературных радиосериалов 57
2.3. Особенности радиотеатра в сети Интернет 72
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список литературы 82
Проведенный анализ зарождения и развития радиотеатра показал, что уже на первых шагах радиовещания заговорили о существовании радиоискусства, которое не дублировало произведения литературы и театра, а развивавшегося самостоятельно. Трансляции оперных спектаклей из театра и студии помогли режиссерам создать представление о звуковой перспективе, достигавшейся с помощью расположения микрофонов. Начало трансляций драматических спектаклей сразу обозначило несколько проблем: технических и художественных. Их решением занимались инженеры, режиссеры, актеры, выясняя на практике, как добиться создания зримого образа, как помочь слушателям понять спектакль, различить по голосам его героев. Найденные в процессе работы ответы на эти вопросы легли в основу складывающегося искусства радиотеатра.
Специально созданных для радиотеатра пьес было немного. Становилось ясно, что радиотеатр нуждается в оригинальном литературном материале, не заимствованном у театра. Решая эту проблему, работники радио познавали специфику нового вида искусства. В радиопьесах начали с обыкновенного деления «на голоса», затем в ткань передачи постепенно вводились музыка и шумы. Следующий этап – усложнение драматургической композиции, соединение – в различных пропорциях – документального и игрового материала, становление радиорежиссуры как профессии.
Работа над радиоспектаклями год за годом учила мастеров радиотеатра открывать собственные выразительные средства радио. К живому человеческому слову постепенно прибавились музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, то есть имитированные при помощи различных бытовых приспособлений); позже - документальные записи, сделанные вне студии, а также реверберация, голосовой грим и монтаж. Если в первое время существовала тенденция обильного насыщения радиопьесы шумами, то в последствии она несколько ослабла. В современных радиоспектаклях звуковое оформление не утратило своей значимости. Современная аппаратура и некоторые компьютерные программы облегчили труд журналистов. Арсенал технических средств расширяется, и использование некоторых средств выразительности в программе становится менее трудоемким процессом. Став самостоятельным видом искусства, радиотеатр породил несколько новых жанров, впоследствии объединенных термином «жанры мозаично-фрагментарного построения» - это радиофильм, радиоплакат, радиокомпозиция. Уже в первых радиокомпозициях, прием сочетания стихов с публицистикой, дал жизнь новому жанру. Коллажный метод построения радиокомпозиции был определен сразу. Большее развитие жанр получил с расширением возможностей звукозаписи и художественного монтажа. Современная радиокомпозиция поменяла тональность, она отходит от прямой публицистичности, патетики, которыми были перегружены тексты прошлых лет. Но вопрос соотношения документального и художественного начала, волновавший первых исследователей радио, сегодня по-прежнему актуален.
Радиофильм – один из немногих жанров, родившихся в недрах самого радио. Для него характерна историческая тематика. Документами для радиофильмов были литературные мемуары, воспоминания, письма выдающихся людей, резолюции съездов, решения, постановления государственной власти, а впоследствии – звуковые документы, которые были записаны ранее, задолго до создания радиофильма. В настоящее время из-за обилия материала радиофильм становится многосерийным, в нем применяются элементы многих жанров, но по-прежнему уделяется равное внимание как документальному началу, так и игровым, художественным элементам.
Жанры мозаично-фрагментарного построения (радиокомпозиция, радиофильм) сегодня звучат на федеральных радиостанциях («Радио России», радио «Культура») в специализированных рубриках. Региональные вещатели стараются сохранить художественные программы, выделяя им эфиры выходного дня. На FM – станциях активно используют их в тематических проектах, поскольку принципы этих жанров: дробная структура, динамичный монтаж, использование разнообразных цитат, а главное – синтез документального и художественного начала – идеально подходят для динамичной стилистики современного эфира.
В начале вещания редакторы радио старались сократить литературные произведения, оформляя их шумами, музыкой – появилась форма «чтения с продолжением». Редакторы понимали, что сокращение может испортить обаяние литературного первоисточника, именно поэтому «литературные чтения» стали многосерийными.
Литературный радиосериал, который продолжил традиции «чтения с продолжением» с начала 2000-х гг. получил широкое распространение на многих каналах. Причина такой популярности литературных сериалов – скудное финансирование радиостанций: если раньше в штате радио были сценаристы, режиссеры, актеры, которые могли выпускать более сложные по структуре радиопостановки, то для «чтений с продолжением» можно приглашать одного-двух актеров, а сценариста, режиссера мог заменить и сам редактор.
Сегодня наблюдается тенденция «авторского театра». На радио уже сложился свой круг актеров и режиссеров, которые постоянно читают у микрофона литературные произведения. В качестве исходного литературного материала в сериалах берут не только классику, но и рассказы, повести современных писателей, произведения «легкого жанра» – детективы, фантастика. Несмотря на такой откровенно коммерческий посыл, творческие группы радиостанций, в их числе – «Радио России», «Радио России. Культура», готовят вполне качественный и полноценный контент.
К сожалению, удачные радиосериалы этого типа сегодня не звучат на современном радио, из-за трудоемкости и отсутствия финансирования. Если на государственных станциях («Радио России», «Культура») художественные постановки финансируются стабильно, являясь неотъемлемой, а порой и обязательной частью политики радиостанции, то на коммерческих, где формат вносит строгие ограничения, появление подобных программ, – всегда событие.
Интернет стал дополнительным каналом трансляции радиоспектаклей. Он расширил границы аудитории и позволил выбирать наиболее интересную программу. Онлайн-сайты дали возможность услышать уникальные радиопостановки, музыкально-литературные композиции и т.п., которые по праву стали «золотым фондом» отечественного радио. Кроме того они способствовали наиболее широкому проявлению интерактивности: на сайте оффлайновых радиостанций помимо каталога аудиоконтента появились текстовые аннотации: полноценные рецензии, короткие пояснительные тексты, информация об авторах спектакля, актерах, книге-первоисточнике.
Интернет открыл границы так называемому «народному радиотеатру». Появились сайты («Podстанция», «Радиодрама» и т.п.), где аудитория из пассивного слушателя превращается в активного создателя собственного художественного контента. Интерес к радиотеатру проявляют и будущие журналисты.
Также мы считаем, что необходимо укрепить (кадрово и финансово) литературно-драматическое вещание на I государственном канале и дублировать его в интернете. По возможности восстановить традиции прежнего детского радио, в том числе и в сетке проводного вещания, для всех групп детей – дошкольников, школьников, старшеклассников. При этом особое внимание обратить на развивающие программы, выполненные в форме радиоспектаклей и радиосериалов. Их также необходимо дублировать в интернете.
Необходимо оказывать поддержку негосударственным каналам, любительским радиостанциям, желающим создавать литературно-художественный контент.
1. Абдулов, О.Н. Статьи. Воспоминания / О.Н. Абдулов. – М.: Искусство, 1969. – 260 с.
2. Анчиполовский, З.Я. Кольцовский академический / З.Я. Анчиполовский. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002. – 384 с.
3. Авербах, Е.М. Выразительные возможности звукозаписи на радио, в телевидении и в мультипликации / Е.М. Авербаз // Рождение звукового образа. – М.: Искусство, 1985. – С. 63 – 75.
4. Барабаш, Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология / Н.С. Барабаш. – М.: ИПК РТР, 2003. – 100 с.
5. Бараневич, Ю.Д. Жанры радиовещания (Проблемы становления, формирования, развития) / Ю.Д. Бараневич. – Киев – Одесса: Высш. шк. 1978. – 193 с.
6. Большая советская энциклопедия. – М., 1973 – Т.12. – 988 с.
7. Верник, Э.Г. Мой радиотеатр / Э.Г. Верник. – М.: Новое лит. обозрение, 2010. – 248 с.
8. Воробьев, А.И Очерки истории советского радиовещания и телевидения / А.И. Воробьев, Г.А. Казаков, А.И. Мельников. – Ч.1. – М.: Мысль, 1972. – 247 с.
9. Гааг, Н.А.История радио: развитие собственных специфических изобразительно-выразительных средств Н.А. Гаан // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – Воронеж. – 2013. – №. 2. – С. 122–133.
10. Гааг, Н.А.Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты: дис. … канд. филологич. наук Н.А. Гаан. Воронеж, 2014. – 268 с.
11. Гальперин, Ю.М. Внимание, микрофон включен! / Ю.М. Гальперин. – М.: Политиздат, 1960. – 100 с.
12. Главная страница сайта [Электронный ресурс]– URL: http://litradio.ru/about/ . – (дата обращения: 22.11.16).
13. Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР / М.С. Глейзер. – М.: НМО ГКРТ, 1965. – 230 с.
14. Грошева, И. Радиотеатр Дмитрия Креминского. Кому слышно? [Электронный ресурс]– URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22872 (дата обращения: 22.11.2012).
15. Гуревич, П.С. . Советское радиовещание / П.С. Гуревич, В.Н. Ружников. – М.: Искусство, 1976. – 382 с.
16. Егоров, Ю. Радиотеатр Вест-Дойче Рундфунк / Ю. Егоров // Телерадиоэфир. – 1991. – № 9. – С. 32 - 33.
17. Иоффе, Р. Слушая – видеть / Р. Иоффе // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 7. – С. 19–21.
18. Колодкин, В. Радио в интернете [Электронный ресурс] – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=72&level1=main&level2=articles (дата обращения: 12.11.16).
19. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Основы творческой деятельности журналиста / Л.Е. Кройчик. – СПб, 2000. – С. 125–168.
20. Кукаркин, А.В. По ту сторону расцвета / А.В. Кукаркин. – М.; Политиздат, 1974. – 558 с.
21. Кулиш, С. Радиотеатр: объяснение в любви / С. Кулиш // Телерадиоэфир. – 1991. – № 8. – С. 23–24.
22. Лебедева, Т.В. Детское радио: от рассвета до…заката? / Т.В. Лебедева //Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. – Воронеж: ВГУ, 2008. – С.114–130.
23. Летунов, Ю.А. Великий говорящий / Ю.А. Летунов. – М.: Политиздат, 1966. – 96 с.
24. Лукаревич, Е. Переходный возраст. Сериал нового поколения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.radioportal.ru/events/1983/perekhodnyi-vozrast-serial-novogo-pokoleniya. - (дата обращения: 10.11.2016).
25. Лукачер В. Впервые в СССР: «Документальная радиофильма» / В. Лукачер // Телевидение, радиовещание. – 1976. – №10. – С. 24–25.
26. Ляшенко, Б.П. Радио без тайн. Рассказ неизвестного диктора / Б.П. Ляшенко. – М.: Искусство, 1991. – 223 с.
27. Марченко, Т.А. Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы / Т.А. Марченко. – М., 1970. – 221 с.
28. Марченко, Т.А. Театр в каждом доме / Т.А. Марченко. – М.: Искусство, 1986. – 175 с.
29. Мери, Л. Сегодня – радиоспектакль / Л. Мери // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 9. – С. 12–14.
30. Музыря, А.А. Искусство слышать мир / А.А. Музыря. – М.: Искусство, 1989. – 272 с.
31. Музыря, А. Радиофильм / А. Музыря // Телевидение, радиовещание. – 1972. – № 3. – С. 32–34.
32. Мягков, Б. Осип Мандельштам – радиослушатель / Б. Мягков // Телерадиоэфир. – 1991. – № 1. – С. 27.
33. Новые аудио – проект «Букворечник» [Электронный ресурс].– URL: http://www.rusarticles.com/literatura-statya/novyj-audio-proekt-bukvorechnik) (дата обращения: 12.11.2016).
34. Очерки истории советского радиовещания и телевидения // В кн.: Телевидение и радиовещание в СССР. М.: Искусство, 1979. – 295 с.
35. Почкай, Е.П. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие / Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2000. – 294 с.
36. Радиоискусство. Теория и практика. Вып. 2. – М.: Искусство, 1983. – 248 с.
37. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 269 с.
38. Рубашкин, А.И. Голос Ленинграда / А.И. Рубашкин. – Л.: Искусство, 1980. – 215 с.
39. Рыбасова, Т. Забытые истины / Т. Рыбасова // Советское радио и телевидение. – 1967. – № 2. – С. 25–27.
40. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 288 с.
41. Смирнов, В.В. Интерактивность в радиовещании: плюсы и минусы // Журналистика 2005. – М., 2006. – С. 417– 418.
42. Смирнов, В.В. Формы вещания / В.В. Смирнов.– М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
43. Смирнов, В.В. Радиожурналистика в современном эфире: учеб. пособие/ В.В. Смирнов. – Таганрог: Центр развития личности, 2007. – 214 с.
44. Стребнева, Н.Н. Радиоэфир: ожидания аудитории // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Ч. 1/Отв. ред. Я. Н. Засурский. М., 2001. С. 25– 26.
45. Стрельникова, Е.А. Интерактивное вещание на отечественном радио / Е.А. Стрельникова. – М.: ИПК РТР, 2006. – 93 с.
46. Сычина, Н.А. Жанры радиотеатра / Н.А. Сычина // Коммуникация в современном мире. – Воронеж, 2001. – С. 84– 86.
47. Сычина, Н.А. Радиотеатр: история и современность / Н.А. Сычина // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: в 2 ч. Ч. 2. – М., 2002. – С. 16– 18.
48. Сычина, Н.А. Влияние радиотеатра на развитие жанров радиожурналистики / Н.А. Сычина // Коммуникации в современном мире. – Воронеж, 2002. – С. 134– 135.
49. Театр перешел в Интернет // Литературная газета. - 2005. – №44. – С. 5.
50. Телерадиоэфир. История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 239 с.
51. Шерель, А. А. В студии радиотеатра / А.А. Шерель. – М.: Знание, 1978. – 48 с.
52. Шерель, А.А. Рампа у микрофона / А.А. Шерель. – М.: Искусство, 1985. – 301 с.
53. Шерель, А.А. Эволюция средств художественной организации материала в радиожурналистике: автореф. дисс.. канд. филол. наук / А.А. Шерель. – М., 1981. – 18 с.
54. Шестерина, А.М. Основы Интернет-журналистики / А.М. Шестерина. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 72 с.
55. Шилов, Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь / Л.А. Шилов. – М.: Просвещение, 1977. – 128 с.
56. Шилов, Л.А. «Я слышал по радио голос Толстого…» Очерки звучащей литературы / Л.А. Шилов. – М.: Искусство, 1989. – 223 с.
57. Юзовский, Ю. Зачем люди ходят в театр…Статьи, очерки, фельетоны разных лет / Ю. Юзовский. – М.: Искусство, 1964. – 416 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую