Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования во многом определяется историческими процессами, происходящими в государстве, в также повышающимся интересом к Крещению Руси как культурно-историческому феномену. В настоящее время можно говорить о росте интереса к этому событию не только с точки зрения формирования русской нации, но и с точки зрения дипломатических отношений Руси с другими странами. При этом важно помнить, что мир, который существовал в то время, существенно отличался от сегодняшнего, как отличались и дипломатические подходы в нем.
Христианство как религия в ту пору активно развивалась, связывая конфессиональными, а, значит, и дипломатическими отношениями многие народы. К тому времени церковь уже не существовала как неделимое целое, представляя собой латинскую церковь и церковь греческую, каждая из которых осуществляла миссионерскую деятельность, стремясь приобрести себе большее число союзников. Вопрос о крещении лидеров других народов здесь не является последним.
По сути, крещение становилось путем к заключению дипломатических отношений. Князь, царь или вождь принимал другую религию, получал богатые дары от главы Константинополя, а потом мог надеяться на культурную, духовную и военную поддержку от Византии, бывшей в ту пору одним из самых развитых народов раннего Средневековья. Между вождем и царем заключались дипломатические отношения, связанные не только клятвами верности, но и единой религией.
Крещение на Руси – это процесс длительный. Он не произошел, как это принято считать, в одночасье, а явился следствием долгой подготовки земли к интеграции. Первыми вестниками дипломатических отношений были крещение Аскольда и Ольги и только потом Владимира. Говоря о крещении, нельзя отмечать, что им заканчивается только крещение Киева – важно было провести единую религию на протяжении всей страны. Расположенной на многие десятки километров на пути «из варяг в греки». В то же время, говорить о том, что крещение стало следствием только желания князя Владимира не приходится, так как оно явилось логическим завершением как дипломатических отношений с Византией, так и развития религии самой Древней Руси.
Таким образом, актуальность исследования заключается в важности темы крещения для дипломатических и внутригосударственных преобразований Древней Руси при недостаточной изученности данной проблемы. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- широким распространением сказаний о факте крещения Руси и недостаточной изученностью фактологического материала, сложность которого проявляется еще и в том, что крещение, как исторический факт, оставляет очень мало сведений для археологии;
- необходимостью выявить основные направления дипломатической деятельности и взаимодействия между собой византийских и русских правителей.
Описанные противоречия определили проблему дипломного сочинения, специфика которой заключается в рассмотрении русско-византийских отношений в свете процесса крещения Руси. В частности, особое внимание уделяется периоду от Ольги до крещения, рассматривается взаимосвязь русских и византийских источников, указывающих на реальное взаимодействие вождей.
Существенными для данной работы стали исследования ученых, посвященные явлению крещения Руси, предпосылок к этому, а также политике, проводимой князем Владимиром. В свете исследования данной работы обращают на себя внимание труды А. А. Шахматова , М. Д. Приселкова, М. Н. Рапова, С. А. Иванова и др.
Цель данной работы - рассмотреть особенности русско-византийских отношений и их влияние на процесс крещения Руси.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- Дать характеристику византийскому миссионерству;
- Рассмотреть специфику христианской конфессии до крещения на Руси;
- Выявить значение крещения княгини Ольги в русско-византийских отношениях;
- Охарактеризовать «Корсунскую легенду», попытаться рассмотреть, что же происходило тогда на самом деле;
- Проанализировать длительный процесс христианизации Руси;
- Описать проблему сложившегося двоеверия.
Объектом настоящей работы является процесс крещения Руси при князе Владимире. Предмет работы – роль русско-византийских отношений в процессе принятия христианства.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена роль дипломатических отношений с Византией для процесса крещения;
2. Рассмотрена специфика этого явления в летописях, выявлены спорные места;
3. дана наиболее полная характеристика сложившейся внутренней обстановки.
В дипломной работе использованы такие методы анализа, как системный анализ, исторический, структурно-функциональный тип анализа, сопоставительный и комплексный подходы к материалу.
Значительную часть исследования составил анализ литературы по крещению Руси, а также анализ древнерусских источников. Выбор данных источников был выбран не случайно – именно они представляют собой основу характеристики процесса крещения, так как были созданы в том же историческом периоде.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования дипломатических отношений с Византией, а также в построении парадигмы отношений Руси с другими народами в отмеченный период времени.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в изучении курсов русской истории, для самостоятельного рассмотрения специфики процесса христианизации Руси,.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ МИССИОНЕРСТВО НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ В IX – X ВЕКЕ 6
1.1. Принципы византийского миссионерства 7
1.2. Византийское христианство на Руси до крещения 15
1.3. Крещение княгини Ольги 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 25
2.1. Вопрос о посольстве о верах 25
2.2. Херсонско-корсунская легенда 36
2.3. Крещение князя Владимира 45
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА 3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕЕ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ 53
3.1. Крещение Киева и Новгорода 53
3.2. Христианизация Руси и проблема двоеверия 61
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крещение, как исторический факт было обусловлено многими причинами. Первой из них стала миссионерская деятельность Византии, которая осуществляла одновременно и религиозную и политическую адаптацию народов. Первые века существования христианство было не столько религией, которая распространялась по собственному желанию народов, сколько, а это проявлялось в большей степени, дипломатическим актом.
Еще одной причиной стали миссионерские хождения византийских священников на Русь, когда славяне знакомились с основами византийского христианства. Благополучный климат для принятия новой религии создавало и то, что религия в Древней Руси не запрещалась и разные доктрины существовали достаточно гармонично. Так, к примеру, в Киеве языческое капище и христианский храм соседствовали друг с другом.
Первоначально христианство, как отражается в археологических раскопках, было по преимуществу женской религией. Очевидно, это обуславливается тем, что первой христианство приняла княгиня Ольга, которая вызвала подражание у приближенных к ней женщин.
Ни одно событие на Руси не обросло стольким количеством легенд, как крещение. Пристальное внимание Корсунской легенде, изображенной в «Повести временных лет» уделено не случайно - она является единственным источником повествования о столь удаленных, но столь важных событиях.
Корсунская легенда распадается на три важных составляющих – легенду о принятии веры, легенду о взятии Корсуни и женитьбе на Анне и легенду о крещении самого Владимира. Все три легенды со временем обросли житийными характеристиками, что и не удивительно, так как все последующее развитие страны происходило под влиянием христианской конфессии.
Первая часть легенды – идея принятия веры не может быть осмыслена с точки зрения ее реальности. В основе ее лежит повторяющийся сюжет о принятии религии правителем какой-либо страны. В то же время нельзя забывать о том, что миссионерство, как данность, было широко распространено среди христиан, в чем особенно преуспели латиняне. На это указывает и нетрадиционный для Руси путь принятия христианства – не из «варяг в греки», а в Рим и затем в Константинополь, то есть, по пути латинских миссионеров.
Идея о взятии Корсуни имеет большее количество подтверждений как в русской литературе, так и в литературе греческой. Связана эта легенда с восстанием Фоки, когда король Василий, не справляясь с восстанием, был вынужден обратиться за помощью к Руси, с которой были натянутые отношения. Итогом переговоров стал брак с Анной.
Само предание о крещении Владимира не может быть принято как непреложная истина. Безусловно, Владимир был крещен, но крещение происходило в Киеве, в столице укрепленной страны. В связи с этим интересна роль Настаса Корсунянина – вполне возможно, что в этом человеке слились воедино грек-миссионер и человек, реально проявивший себя в Корсуни. Именно этим объясняется и отсутствие русского митрополита при крещении князя – русская церковь не простила Владимиру гонений на нее и митрополит находился в своей резиденции в Переяславе.
На основании данных, приведенных в этой главе. Можно сделать вывод о том, что историческая реальность несколько отличается от летописных преданий. Безусловно, христианские общины существовали на Руси и до принятия христианства, однако, они не довлели над всеми остальными религиями и славяне могли исповедовать свой культ богов.
После принятия христианства догмы византийской церкви начали насаждаться на верования народа и обязательное крещение, как думается, было проведено военными методами. В действительности, если мы будем рассматривать миссионерскую деятельность, то увидим, что оглашение народов осуществляется за счет убеждения. На Руси же мы видим постоянное участие дружины в актах крещения, что говорит, отнюдь, не о мирном характере мероприятия.
Кстати, об этом же свидетельствуют пожары в Новгороде. Политика огня и меча стала достаточным убеждением для того, чтобы менее продуктивная религия, которой представляется язычество, была заменена на религию городов. Тем не менее язычество не ушло из православия до сих пор – оно проявлялось в восстании волхвов и сохранении русских памятников. Продолжает оно свое существование и сейчас, в названии русских праздников и принципах русских гуляний. Язычество не покинуло Русь вместе с последними язычниками и продолжает мирно существовать в русле христианства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. - М., 2003. – 440 с.
2. Бибиков М.В. Вугапипогоззюа. Свод византийских свидетельств о Руси.- М., 2004. - Т. 1. – 736 с.
3. Брайчевский М. Ю. Утверждение Христианства на Руси //http://wordweb.ru/christ/57.htm
4. Васильев МЛ. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. - М., 1999. – 328 с.
5. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997. - Т. 1-2. – 987
6. Голубинский Е. Е. Крещение Руси // http://www.golubinski.ru/golubinski/kreschenie_rusi.html.
7. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под. ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999. – 785 с.
8. Из истории русской культуры. Древняя Русь. - М., 2000. - Т. 1. – 760 с.
9. Илларион. Слово о законе и Благодати// http://tululu.org/read55961/
10. Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина?// http://lib.rus.ec/b/450886/read
11. Каждан А. П. История византийской литературы (650—850 гг.). - С-Пб., 2002. - с. 388—389.
12. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви, Том 1 // http://www.klikovo.ru/db/book/msg/566
13. Как была крещена Русь? / под ред. Раушенбаха Б. В. - М., 1989. – 322 с.
14. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. - СПб., 2004. – 480 с.
15. Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. - М., 2000. – 3 - 173
16. Лев Диакон. Собрание сочинений http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/books/book IX.htm
17. Митрополит Макарий. История русской церкви, часть вторая //http://krotov.info/history/makariy/makar124.html
18. Назарета А.В. Древняя Русь на международных путях. - М., 2001. – 786 с.
19. Назаренко А. В.. Древняя Русь на международных путях М.: Языки Русской Культуры, 2001. – 786 с.
20. Носова Г. А. Язычество в православии. – М., 1975. – 152 с.
21. Новосельцев А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М. Мысль., 1987. - 112 с.
22. Никольский Н. К. Повесть временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры // Сб. по рус. яз. и словесности АН СССР, – 1930. – Т. 2. – Вып. 1. – 107 с.
23. Никоновская летопись // ПСРЛ. – 1862. – Т. 9. – с. 64
24. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968. – 474 с.
25. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. – Киев, 1985. – 415 с.
26. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.».// Вестник Московского университета., 1978. - №2. - С. 45—58.
27. Петрухин В. Крещение Руси. От язычества к христианству. – М., 2006. – 222 с
28. Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства http://www.krotov.info/history/10/988/rapov.htm
29. Раппопорт П. А. Из истории Южной Руси в ХI–ХV вв. // ИСССР. – 1966. – № 5. – с. 27 – 32
30. Рапов О. М. О времени и обстоятельствах крещения населения Новгорода Великого // http://annales.info/rus/novgorod/krest.htm
31. «Рассказы русских летописей» М., издательский центр «Витязь», 1993 С.33-34
32. Рогов. А.И. Первые славянские князья в памятниках древней письменности и искусства // X Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М. С. 145-159
33. Рогов А. И., Флоря Б. Н. Формирование самосознания древнерусской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М.,1982. – 310 с.
34. Рыбаков Б. А. Древняя Тмутаракань и проблема славянской колонизации Приазовья // Тез. докл. на сес. отд. ист. наук и пленума ИИМК, посвящ. итогам археол. и этнограф, исслед.– М., 1954. - с. 45-48
35. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1981. – 406 с.
36. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. – М., 1987. – 790 с.
37. Памятники права Киевского государства. – М., 1952. – Вып. 1. – 287 с.
38. Первая новгородская летопись // http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Novgorod/gif_mm.php?file=13
39. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. - СПб: Наука, 2003. – 246 с.
40. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знак, 2004. – 416 с.
41. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит. ст. и коммент. Д.С. Лихачева.– 2-е изд., испр. и доп.– Спб., 1996. – 34 с.
42. Повесть временных лет// http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt
43. Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). - СПБ., 1996. – 572 с.
44. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. - М., 1988. – 272 с.
45. Сказания о начале славянской письменности. // Вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. - М. 1981. – 384 с.
46. Успенский сборник XII-XIII вв./ под ред. С. И. Каткова. – 770 с.
47. Фроянов И.. Начала христианизации Руси // http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=333026.0
48. Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. – М., 2011. – 128 с.
49. Щапов Я. Л. Государство и церковь Древней Руси. Х-ХШ вв. - М., 1989. – 233 с.
50. Янин ВЛ. Средневековый Новгород. - М, 2003. - С130-144.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования во многом определяется историческими процессами, происходящими в государстве, в также повышающимся интересом к Крещению Руси как культурно-историческому феномену. В настоящее время можно говорить о росте интереса к этому событию не только с точки зрения формирования русской нации, но и с точки зрения дипломатических отношений Руси с другими странами. При этом важно помнить, что мир, который существовал в то время, существенно отличался от сегодняшнего, как отличались и дипломатические подходы в нем.
Христианство как религия в ту пору активно развивалась, связывая конфессиональными, а, значит, и дипломатическими отношениями многие народы. К тому времени церковь уже не существовала как неделимое целое, представляя собой латинскую церковь и церковь греческую, каждая из которых осуществляла миссионерскую деятельность, стремясь приобрести себе большее число союзников. Вопрос о крещении лидеров других народов здесь не является последним.
По сути, крещение становилось путем к заключению дипломатических отношений. Князь, царь или вождь принимал другую религию, получал богатые дары от главы Константинополя, а потом мог надеяться на культурную, духовную и военную поддержку от Византии, бывшей в ту пору одним из самых развитых народов раннего Средневековья. Между вождем и царем заключались дипломатические отношения, связанные не только клятвами верности, но и единой религией.
Крещение на Руси – это процесс длительный. Он не произошел, как это принято считать, в одночасье, а явился следствием долгой подготовки земли к интеграции. Первыми вестниками дипломатических отношений были крещение Аскольда и Ольги и только потом Владимира. Говоря о крещении, нельзя отмечать, что им заканчивается только крещение Киева – важно было провести единую религию на протяжении всей страны. Расположенной на многие десятки километров на пути «из варяг в греки». В то же время, говорить о том, что крещение стало следствием только желания князя Владимира не приходится, так как оно явилось логическим завершением как дипломатических отношений с Византией, так и развития религии самой Древней Руси.
Таким образом, актуальность исследования заключается в важности темы крещения для дипломатических и внутригосударственных преобразований Древней Руси при недостаточной изученности данной проблемы. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- широким распространением сказаний о факте крещения Руси и недостаточной изученностью фактологического материала, сложность которого проявляется еще и в том, что крещение, как исторический факт, оставляет очень мало сведений для археологии;
- необходимостью выявить основные направления дипломатической деятельности и взаимодействия между собой византийских и русских правителей.
Описанные противоречия определили проблему дипломного сочинения, специфика которой заключается в рассмотрении русско-византийских отношений в свете процесса крещения Руси. В частности, особое внимание уделяется периоду от Ольги до крещения, рассматривается взаимосвязь русских и византийских источников, указывающих на реальное взаимодействие вождей.
Существенными для данной работы стали исследования ученых, посвященные явлению крещения Руси, предпосылок к этому, а также политике, проводимой князем Владимиром. В свете исследования данной работы обращают на себя внимание труды А. А. Шахматова , М. Д. Приселкова, М. Н. Рапова, С. А. Иванова и др.
Цель данной работы - рассмотреть особенности русско-византийских отношений и их влияние на процесс крещения Руси.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- Дать характеристику византийскому миссионерству;
- Рассмотреть специфику христианской конфессии до крещения на Руси;
- Выявить значение крещения княгини Ольги в русско-византийских отношениях;
- Охарактеризовать «Корсунскую легенду», попытаться рассмотреть, что же происходило тогда на самом деле;
- Проанализировать длительный процесс христианизации Руси;
- Описать проблему сложившегося двоеверия.
Объектом настоящей работы является процесс крещения Руси при князе Владимире. Предмет работы – роль русско-византийских отношений в процессе принятия христианства.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена роль дипломатических отношений с Византией для процесса крещения;
2. Рассмотрена специфика этого явления в летописях, выявлены спорные места;
3. дана наиболее полная характеристика сложившейся внутренней обстановки.
В дипломной работе использованы такие методы анализа, как системный анализ, исторический, структурно-функциональный тип анализа, сопоставительный и комплексный подходы к материалу.
Значительную часть исследования составил анализ литературы по крещению Руси, а также анализ древнерусских источников. Выбор данных источников был выбран не случайно – именно они представляют собой основу характеристики процесса крещения, так как были созданы в том же историческом периоде.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования дипломатических отношений с Византией, а также в построении парадигмы отношений Руси с другими народами в отмеченный период времени.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в изучении курсов русской истории, для самостоятельного рассмотрения специфики процесса христианизации Руси,.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ МИССИОНЕРСТВО НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ В IX – X ВЕКЕ 6
1.1. Принципы византийского миссионерства 7
1.2. Византийское христианство на Руси до крещения 15
1.3. Крещение княгини Ольги 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 25
2.1. Вопрос о посольстве о верах 25
2.2. Херсонско-корсунская легенда 36
2.3. Крещение князя Владимира 45
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА 3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕЕ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ 53
3.1. Крещение Киева и Новгорода 53
3.2. Христианизация Руси и проблема двоеверия 61
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крещение, как исторический факт было обусловлено многими причинами. Первой из них стала миссионерская деятельность Византии, которая осуществляла одновременно и религиозную и политическую адаптацию народов. Первые века существования христианство было не столько религией, которая распространялась по собственному желанию народов, сколько, а это проявлялось в большей степени, дипломатическим актом.
Еще одной причиной стали миссионерские хождения византийских священников на Русь, когда славяне знакомились с основами византийского христианства. Благополучный климат для принятия новой религии создавало и то, что религия в Древней Руси не запрещалась и разные доктрины существовали достаточно гармонично. Так, к примеру, в Киеве языческое капище и христианский храм соседствовали друг с другом.
Первоначально христианство, как отражается в археологических раскопках, было по преимуществу женской религией. Очевидно, это обуславливается тем, что первой христианство приняла княгиня Ольга, которая вызвала подражание у приближенных к ней женщин.
Ни одно событие на Руси не обросло стольким количеством легенд, как крещение. Пристальное внимание Корсунской легенде, изображенной в «Повести временных лет» уделено не случайно - она является единственным источником повествования о столь удаленных, но столь важных событиях.
Корсунская легенда распадается на три важных составляющих – легенду о принятии веры, легенду о взятии Корсуни и женитьбе на Анне и легенду о крещении самого Владимира. Все три легенды со временем обросли житийными характеристиками, что и не удивительно, так как все последующее развитие страны происходило под влиянием христианской конфессии.
Первая часть легенды – идея принятия веры не может быть осмыслена с точки зрения ее реальности. В основе ее лежит повторяющийся сюжет о принятии религии правителем какой-либо страны. В то же время нельзя забывать о том, что миссионерство, как данность, было широко распространено среди христиан, в чем особенно преуспели латиняне. На это указывает и нетрадиционный для Руси путь принятия христианства – не из «варяг в греки», а в Рим и затем в Константинополь, то есть, по пути латинских миссионеров.
Идея о взятии Корсуни имеет большее количество подтверждений как в русской литературе, так и в литературе греческой. Связана эта легенда с восстанием Фоки, когда король Василий, не справляясь с восстанием, был вынужден обратиться за помощью к Руси, с которой были натянутые отношения. Итогом переговоров стал брак с Анной.
Само предание о крещении Владимира не может быть принято как непреложная истина. Безусловно, Владимир был крещен, но крещение происходило в Киеве, в столице укрепленной страны. В связи с этим интересна роль Настаса Корсунянина – вполне возможно, что в этом человеке слились воедино грек-миссионер и человек, реально проявивший себя в Корсуни. Именно этим объясняется и отсутствие русского митрополита при крещении князя – русская церковь не простила Владимиру гонений на нее и митрополит находился в своей резиденции в Переяславе.
На основании данных, приведенных в этой главе. Можно сделать вывод о том, что историческая реальность несколько отличается от летописных преданий. Безусловно, христианские общины существовали на Руси и до принятия христианства, однако, они не довлели над всеми остальными религиями и славяне могли исповедовать свой культ богов.
После принятия христианства догмы византийской церкви начали насаждаться на верования народа и обязательное крещение, как думается, было проведено военными методами. В действительности, если мы будем рассматривать миссионерскую деятельность, то увидим, что оглашение народов осуществляется за счет убеждения. На Руси же мы видим постоянное участие дружины в актах крещения, что говорит, отнюдь, не о мирном характере мероприятия.
Кстати, об этом же свидетельствуют пожары в Новгороде. Политика огня и меча стала достаточным убеждением для того, чтобы менее продуктивная религия, которой представляется язычество, была заменена на религию городов. Тем не менее язычество не ушло из православия до сих пор – оно проявлялось в восстании волхвов и сохранении русских памятников. Продолжает оно свое существование и сейчас, в названии русских праздников и принципах русских гуляний. Язычество не покинуло Русь вместе с последними язычниками и продолжает мирно существовать в русле христианства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. - М., 2003. – 440 с.
2. Бибиков М.В. Вугапипогоззюа. Свод византийских свидетельств о Руси.- М., 2004. - Т. 1. – 736 с.
3. Брайчевский М. Ю. Утверждение Христианства на Руси //http://wordweb.ru/christ/57.htm
4. Васильев МЛ. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. - М., 1999. – 328 с.
5. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997. - Т. 1-2. – 987
6. Голубинский Е. Е. Крещение Руси // http://www.golubinski.ru/golubinski/kreschenie_rusi.html.
7. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под. ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999. – 785 с.
8. Из истории русской культуры. Древняя Русь. - М., 2000. - Т. 1. – 760 с.
9. Илларион. Слово о законе и Благодати// http://tululu.org/read55961/
10. Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина?// http://lib.rus.ec/b/450886/read
11. Каждан А. П. История византийской литературы (650—850 гг.). - С-Пб., 2002. - с. 388—389.
12. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви, Том 1 // http://www.klikovo.ru/db/book/msg/566
13. Как была крещена Русь? / под ред. Раушенбаха Б. В. - М., 1989. – 322 с.
14. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. - СПб., 2004. – 480 с.
15. Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. - М., 2000. – 3 - 173
16. Лев Диакон. Собрание сочинений http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/books/book IX.htm
17. Митрополит Макарий. История русской церкви, часть вторая //http://krotov.info/history/makariy/makar124.html
18. Назарета А.В. Древняя Русь на международных путях. - М., 2001. – 786 с.
19. Назаренко А. В.. Древняя Русь на международных путях М.: Языки Русской Культуры, 2001. – 786 с.
20. Носова Г. А. Язычество в православии. – М., 1975. – 152 с.
21. Новосельцев А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М. Мысль., 1987. - 112 с.
22. Никольский Н. К. Повесть временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры // Сб. по рус. яз. и словесности АН СССР, – 1930. – Т. 2. – Вып. 1. – 107 с.
23. Никоновская летопись // ПСРЛ. – 1862. – Т. 9. – с. 64
24. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968. – 474 с.
25. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. – Киев, 1985. – 415 с.
26. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.».// Вестник Московского университета., 1978. - №2. - С. 45—58.
27. Петрухин В. Крещение Руси. От язычества к христианству. – М., 2006. – 222 с
28. Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства http://www.krotov.info/history/10/988/rapov.htm
29. Раппопорт П. А. Из истории Южной Руси в ХI–ХV вв. // ИСССР. – 1966. – № 5. – с. 27 – 32
30. Рапов О. М. О времени и обстоятельствах крещения населения Новгорода Великого // http://annales.info/rus/novgorod/krest.htm
31. «Рассказы русских летописей» М., издательский центр «Витязь», 1993 С.33-34
32. Рогов. А.И. Первые славянские князья в памятниках древней письменности и искусства // X Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М. С. 145-159
33. Рогов А. И., Флоря Б. Н. Формирование самосознания древнерусской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М.,1982. – 310 с.
34. Рыбаков Б. А. Древняя Тмутаракань и проблема славянской колонизации Приазовья // Тез. докл. на сес. отд. ист. наук и пленума ИИМК, посвящ. итогам археол. и этнограф, исслед.– М., 1954. - с. 45-48
35. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1981. – 406 с.
36. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. – М., 1987. – 790 с.
37. Памятники права Киевского государства. – М., 1952. – Вып. 1. – 287 с.
38. Первая новгородская летопись // http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Novgorod/gif_mm.php?file=13
39. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. - СПб: Наука, 2003. – 246 с.
40. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знак, 2004. – 416 с.
41. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит. ст. и коммент. Д.С. Лихачева.– 2-е изд., испр. и доп.– Спб., 1996. – 34 с.
42. Повесть временных лет// http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt
43. Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). - СПБ., 1996. – 572 с.
44. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. - М., 1988. – 272 с.
45. Сказания о начале славянской письменности. // Вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. - М. 1981. – 384 с.
46. Успенский сборник XII-XIII вв./ под ред. С. И. Каткова. – 770 с.
47. Фроянов И.. Начала христианизации Руси // http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=333026.0
48. Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. – М., 2011. – 128 с.
49. Щапов Я. Л. Государство и церковь Древней Руси. Х-ХШ вв. - М., 1989. – 233 с.
50. Янин ВЛ. Средневековый Новгород. - М, 2003. - С130-144.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55759 Дипломных работ — поможем найти подходящую