Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования во многом определяется историческими процессами, происходящими в государстве, а также духовным значением этого события для жизни России, которое стало не только основой для православной религии нашего государства, но и привело к образованию русской культуры, из-за чего интерес к этому феномену не угасает. Для нас это событие значимо, прежде всего, потому, что именно с этого момента начинается история православной русской Церкви.
Христианство как религия в ту пору активно развивалось, становясь одной из главенствующих мировых религий. Все больше народов принимали религию Христа, но не было единства между служителями этой конфессии. К тому времени Церковь уже не существовала как неделимое целое, представляя собой латинскую церковь и церковь греческую, каждая из которых осуществляла миссионерскую деятельность, привлекая большое число верующих. Естественно, что средства привлечения были различны, но восточная Церковь, все же отличалась больше стремлением к просветительству, нежели к воинственному насаждению религии, и, возможно, именно поэтому она столь заинтересовала славянских князей.
По сути, крещение становилось путем к духовному приобщению к религии. Князь, царь или вождь принимал христианство, становясь примером для своего народа, приобщаясь через религию не только к основам православия, но и культуре, которая насчитывала ни одно тысячелетие. Русь, крестившись, пережила второе рождение, начав строить новое государство на основании идеалов добра и справедливости.
Крещение на Руси – это процесс длительный. Он не произошел, как это принято считать, в одночасье, а явился следствием долгой подготовки земли к интеграции. Нельзя говорить о том, что Святой Владимир был первым, кто крестился – до него были Аскольд и Святая Ольга. Говоря о крещении, нельзя отмечать, что им заканчивается только крещение Киева – религия должна была распространиться, и распространилась, от прикарпатской Руси до принадлежавшей недолго России Аляски. Именно Христианство стало той первоосновой, которая сплотила русский народ, которая соединила его воедино. И именно христианству народ обязан тем, чем он стал впоследствии. В то же время, говорить о том, что крещение стало следствием только желания князя Владимира не приходится, так как оно явилось логическим завершением исканий русского народа и развития религии самой Древней Руси.
Таким образом, актуальность исследования заключается в важности темы крещения для духовных преобразований Древней Руси, для культуры и духовности русского народа, в ту пору, как тема эта все еще остается мало изученной. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- широким распространением сказаний о факте крещения Руси и недостаточной изученностью фактологического материала, сложность которого проявляется еще и в том, что крещение, как исторический факт, оставляет очень мало сведений для археологии;
- необходимостью выявить влияние Православия на Русское государства и обращенность большинства исследований не к духовной составляющей, а к политической.
Описанные противоречия определили проблему дипломного сочинения, специфика которой заключается в рассмотрении русско-византийских отношений в свете процесса крещения Руси. В частности, особое внимание уделяется периоду от Ольги до крещения, рассматривается взаимосвязь русских и византийских источников, указывающих на реальное взаимодействие вождей.
Существенными для данной работы стали исследования ученых, посвященные явлению крещения Руси, предпосылок к этому, а также политике, проводимой князем Владимиром. В свете исследования данной работы обращают на себя внимание труды А. А. Шахматова , М. Д. Приселкова, М. Н. Рапова, С. А. Иванова и др.
Цель данной работы - рассмотреть особенности русско-византийских отношений и их влияние на процесс крещения Руси.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- Дать характеристику византийскому миссионерству;
- Рассмотреть специфику христианской конфессии до крещения на Руси;
- Выявить значение крещения княгини Ольги в русско-византийских отношениях;
- Охарактеризовать «Корсунскую легенду», попытаться рассмотреть, что же происходило тогда на самом деле;
- Проанализировать длительный процесс христианизации Руси;
- Описать проблему сложившегося двоеверия.
Объектом настоящей работы является процесс крещения Руси при князе Владимире. Предмет работы – роль русско-византийских отношений в процессе принятия христианства.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена роль отношений с Византией для процесса крещения;
2. Рассмотрена специфика этого явления в летописях, выявлены спорные места;
3. дана наиболее полная характеристика сложившейся внутренней обстановки.
В дипломной работе использованы такие методы анализа, как системный анализ, исторический, структурно-функциональный тип анализа, сопоставительный и комплексный подходы к материалу.
Значительную часть исследования составил анализ литературы по крещению Руси, а также анализ древнерусских источников. Выбор данных источников был выбран не случайно – именно они представляют собой основу характеристики процесса крещения, так как были созданы в том же историческом периоде.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования отношений с Византией, а также в построении парадигмы отношений Руси с другими народами в отмеченный период времени.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в изучении курсов русской истории, для самостоятельного рассмотрения специфики процесса христианизации Руси,.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ МИССИОНЕРСТВО НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ В IX – X ВЕКЕ 7
1.1. Принципы византийского миссионерства 7
1.2. Византийское христианство на Руси до крещения 16
1.3. Крещение княгини Ольги 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 27
2.1. Вопрос о посольстве о верах 27
2.2. Херсонско-корсунская легенда 38
2.3. Крещение князя Владимира 45
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕЕ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ 52
3.1. Крещение Киева и Новгорода 52
3.2. Христианизация Руси и проблема двоеверия 60
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Крещение, как исторический факт было обусловлено многими причинами. Первой из них стала миссионерская деятельность Византии, которая осуществляла религиозную и адаптацию народов. Первые века существования Христианство было не столько религией, которая распространялась единичными миссионерами, сколько религией, которая передавалась народам по их просьбе. В дальнейшем распространение Христианства стало духовным подвигом апостолов, которые привели к греческой церкви большое число народов.
Существенной причиной крещения Руси стали не только духовные подвиги Ольги и ее приближенных, но и миссионерские хождения византийских священников на Русь, когда славяне знакомились с основами византийского христианства. Благополучный климат для принятия новой религии создавало и то, что религия в Древней Руси не запрещалась и разные доктрины существовали достаточно гармонично. Так, к примеру, в Киеве языческое капище и христианский храм соседствовали друг с другом.
Ни одно событие на Руси не обросло стольким количеством легенд, как крещение. Пристальное внимание Корсунской легенде, изображенной в «Повести временных лет» уделено не случайно - она является единственным источником повествования о столь удаленных, но столь важных для духовности нашей страны событиях.
Корсунская легенда распадается на три важных составляющих – легенду о принятии веры, легенду о взятии Корсуни и женитьбе на Анне и легенду о крещении самого Владимира. Все три легенды в настоящее время исторически подтверждены и основной спор исследователей приходится не на доказательство подлинности событий, а на установление их хронологических рамок. Мы же утверждаем тот факт, что наиболее значимым становится не столько установка «декораций», которые окружали это событие, сколько переход государства от времени кровавых богов к христианскому времени, которое определило все развитие Руси-России.
Историческая реальность несколько отличается от летописных преданий. Безусловно, христианские общины существовали на Руси и до принятия христианства, однако, они не довлели над всеми остальными религиями и славяне могли исповедовать свой культ богов.
После принятия христианства на официальном уровне, на Руси начинают происходить существенные изменения – меняется институт семьи (отменяется многоженство), изменяется отношение к мести и кровному родству. Именно приходу христианства страна обязана не только централизации, но и изменению менталитета – Русь перестала быть варварским государством и органически влилась в общеевропейскую культуру.
1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. - М., 2003. – 440 с.
2. Бибиков М.В. Вугапипогоззюа. Свод византийских свидетельств о Руси.- М., 2004. - Т. 1. – 736 с.
3. Брайчевский М. Ю. Утверждение Христианства на Руси. – Киев., 1989. - 294 с
4. Васильев МЛ. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. - М., 1999. – 328 с.
5. Гальковский М. Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – М., 1916. – 386 с.
6. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997. - Т. 1-2. – 987
7. Голубинский Е. Е. Крещение Руси. – М., 1901. - 951 с.
8. Гломозда К.Е. - 'Крещение Руси' в концепциях совр. бурж. историографии – 1988. – 471 с.
9. Гордиенко Н.С. — «Крещение Руси». Факты против мифов и легенд. Полемические заметки — 1986. – 290 с.
10. Данилевский И. Н. Языческие традиции и христианство Древней Руси. – М., 2003. – 609 с.
11. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под. ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999. – 785 с.
12. Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. – 316 с.
13. Из истории русской культуры. Древняя Русь. - М., 2000. - Т. 1. – 760 с.
14. Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина?. – М., 2003. – 376 с.
15. Иванов, В. В., Топоров, В. Н. - Исследования в области славянских древностей. - М., 1974. – 342 с.
16. Иванов, Иордан - Культ Перуна у южных славян. - М., 2005. – 50 с.
17. Каждан А. П. История византийской литературы (650—850 гг.). - С-Пб., 2002. - с. 388—389.
18. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви, Том 1. – М., 1991. – 372 с.
19. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI вв. - СПб. 2008. – 186 с.
20. Как была крещена Русь? / под ред. Раушенбаха Б. В. - М., 1989. – 322 с.
21. Крещение Руси в трудах русских и советских историков. – М., 1988. – 337 с.
22. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. - СПб., 2004. – 480 с.
23. Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. - М., 2000. – 3 - 173
24. Лев Диакон. Собрание сочинений. – 1992. – 710 с.
25. Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок. – Варшава., 1979. – 530 с.
26. Мансикка, В. Й. - Религия восточных славян. - М, 2005. – 386 с.
27. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. 2008. – 578 с.
28. Назарета А.В. Древняя Русь на международных путях. - М., 2001. – 786 с.
29. Назаренко А. В.. Древняя Русь на международных путях М.: Языки Русской Культуры, 2001. – 786 с.
30. Носова Г. А. Язычество в православии. – М., 1975. – 152 с.
31. Новосельцев А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М. Мысль., 1987. - 112 с.
32. Никольский Н. К. Повесть временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры // Сб. по рус. яз. и словесности АН СССР, – 1930. – Т. 2. – Вып. 1. – 107 с.
33. Никоновская летопись // ПСРЛ. – 1862. – Т. 9. – с. 64
34. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968. – 474 с.
35. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. – Киев, 1985. – 415 с.
36. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг..// Вестник Московского университета., 1978. - №2. - С. 45—58.
37. Петрухин В. Крещение Руси. От язычества к христианству. – М., 2006. – 222 с
38. Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства. М. – 1988. – 314 с.
39. Раппопорт П. А. Из истории Южной Руси в ХI–ХV вв. // ИСССР. – 1966. – № 5. – с. 27 – 32
40. Рапов О. М. О времени и обстоятельствах крещения населения Новгорода Великого. - 1983. № 11. С. 28, 30-31.
41. «Рассказы русских летописей» М., издательский центр «Витязь», 1993 С.33-34
42. Рогов. А.И. Первые славянские князья в памятниках древней письменности и искусства // X Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М. С. 145-159
43. Рогов А. И., Флоря Б. Н. Формирование самосознания древнерусской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М.,1982. – 310 с.
44. Рыбаков Б. А. Древняя Тмутаракань и проблема славянской колонизации Приазовья // Тез. докл. на сес. отд. ист. наук и пленума ИИМК, посвящ. итогам археол. и этнограф, исслед.– М., 1954. - с. 45-48
45. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1981. – 406 с.
46. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. – М., 1987. – 790 с.
47. Памятники права Киевского государства. – М., 1952. – Вып. 1. – 287 с.
48. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. - СПб: Наука, 2003. – 246 с.
49. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знак, 2004. – 416 с.
50. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит. ст. и коммент. Д.С. Лихачева.– 2-е изд., испр. и доп.– Спб., 1996. – 34 с.
51. Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). - СПБ., 1996. – 572 с.
52. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. - М., 1988. – 272 с.
53. Сказания о начале славянской письменности. // Вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. - М. 1981. – 384 с.
54. Успенский сборник XII-XIII вв./ под ред. С. И. Каткова. – 770 с.
55. Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI первой третиXVIII в. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. - м., 1999.-с.30.
56. Фаминцын, А. С. - Божества древних славян. - СПб., 1884. – 336 с.
57. Фроянов И.. Начала христианизации Руси. – М. 1991. - 72 с.
58. Фроянов И. Загадка крещения Руси. – М., 2007. – 338 с.
59. Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. – М., 2011. – 128 с.
60. Щапов Я. Л. Государство и церковь Древней Руси. Х-ХШ вв. - М., 1989. – 233 с.
61. Янин ВЛ. Средневековый Новгород. - М, 2003. - С130-144.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования во многом определяется историческими процессами, происходящими в государстве, а также духовным значением этого события для жизни России, которое стало не только основой для православной религии нашего государства, но и привело к образованию русской культуры, из-за чего интерес к этому феномену не угасает. Для нас это событие значимо, прежде всего, потому, что именно с этого момента начинается история православной русской Церкви.
Христианство как религия в ту пору активно развивалось, становясь одной из главенствующих мировых религий. Все больше народов принимали религию Христа, но не было единства между служителями этой конфессии. К тому времени Церковь уже не существовала как неделимое целое, представляя собой латинскую церковь и церковь греческую, каждая из которых осуществляла миссионерскую деятельность, привлекая большое число верующих. Естественно, что средства привлечения были различны, но восточная Церковь, все же отличалась больше стремлением к просветительству, нежели к воинственному насаждению религии, и, возможно, именно поэтому она столь заинтересовала славянских князей.
По сути, крещение становилось путем к духовному приобщению к религии. Князь, царь или вождь принимал христианство, становясь примером для своего народа, приобщаясь через религию не только к основам православия, но и культуре, которая насчитывала ни одно тысячелетие. Русь, крестившись, пережила второе рождение, начав строить новое государство на основании идеалов добра и справедливости.
Крещение на Руси – это процесс длительный. Он не произошел, как это принято считать, в одночасье, а явился следствием долгой подготовки земли к интеграции. Нельзя говорить о том, что Святой Владимир был первым, кто крестился – до него были Аскольд и Святая Ольга. Говоря о крещении, нельзя отмечать, что им заканчивается только крещение Киева – религия должна была распространиться, и распространилась, от прикарпатской Руси до принадлежавшей недолго России Аляски. Именно Христианство стало той первоосновой, которая сплотила русский народ, которая соединила его воедино. И именно христианству народ обязан тем, чем он стал впоследствии. В то же время, говорить о том, что крещение стало следствием только желания князя Владимира не приходится, так как оно явилось логическим завершением исканий русского народа и развития религии самой Древней Руси.
Таким образом, актуальность исследования заключается в важности темы крещения для духовных преобразований Древней Руси, для культуры и духовности русского народа, в ту пору, как тема эта все еще остается мало изученной. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- широким распространением сказаний о факте крещения Руси и недостаточной изученностью фактологического материала, сложность которого проявляется еще и в том, что крещение, как исторический факт, оставляет очень мало сведений для археологии;
- необходимостью выявить влияние Православия на Русское государства и обращенность большинства исследований не к духовной составляющей, а к политической.
Описанные противоречия определили проблему дипломного сочинения, специфика которой заключается в рассмотрении русско-византийских отношений в свете процесса крещения Руси. В частности, особое внимание уделяется периоду от Ольги до крещения, рассматривается взаимосвязь русских и византийских источников, указывающих на реальное взаимодействие вождей.
Существенными для данной работы стали исследования ученых, посвященные явлению крещения Руси, предпосылок к этому, а также политике, проводимой князем Владимиром. В свете исследования данной работы обращают на себя внимание труды А. А. Шахматова , М. Д. Приселкова, М. Н. Рапова, С. А. Иванова и др.
Цель данной работы - рассмотреть особенности русско-византийских отношений и их влияние на процесс крещения Руси.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- Дать характеристику византийскому миссионерству;
- Рассмотреть специфику христианской конфессии до крещения на Руси;
- Выявить значение крещения княгини Ольги в русско-византийских отношениях;
- Охарактеризовать «Корсунскую легенду», попытаться рассмотреть, что же происходило тогда на самом деле;
- Проанализировать длительный процесс христианизации Руси;
- Описать проблему сложившегося двоеверия.
Объектом настоящей работы является процесс крещения Руси при князе Владимире. Предмет работы – роль русско-византийских отношений в процессе принятия христианства.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена роль отношений с Византией для процесса крещения;
2. Рассмотрена специфика этого явления в летописях, выявлены спорные места;
3. дана наиболее полная характеристика сложившейся внутренней обстановки.
В дипломной работе использованы такие методы анализа, как системный анализ, исторический, структурно-функциональный тип анализа, сопоставительный и комплексный подходы к материалу.
Значительную часть исследования составил анализ литературы по крещению Руси, а также анализ древнерусских источников. Выбор данных источников был выбран не случайно – именно они представляют собой основу характеристики процесса крещения, так как были созданы в том же историческом периоде.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования отношений с Византией, а также в построении парадигмы отношений Руси с другими народами в отмеченный период времени.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в изучении курсов русской истории, для самостоятельного рассмотрения специфики процесса христианизации Руси,.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ МИССИОНЕРСТВО НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ В IX – X ВЕКЕ 7
1.1. Принципы византийского миссионерства 7
1.2. Византийское христианство на Руси до крещения 16
1.3. Крещение княгини Ольги 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 27
2.1. Вопрос о посольстве о верах 27
2.2. Херсонско-корсунская легенда 38
2.3. Крещение князя Владимира 45
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕЕ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ 52
3.1. Крещение Киева и Новгорода 52
3.2. Христианизация Руси и проблема двоеверия 60
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Крещение, как исторический факт было обусловлено многими причинами. Первой из них стала миссионерская деятельность Византии, которая осуществляла религиозную и адаптацию народов. Первые века существования Христианство было не столько религией, которая распространялась единичными миссионерами, сколько религией, которая передавалась народам по их просьбе. В дальнейшем распространение Христианства стало духовным подвигом апостолов, которые привели к греческой церкви большое число народов.
Существенной причиной крещения Руси стали не только духовные подвиги Ольги и ее приближенных, но и миссионерские хождения византийских священников на Русь, когда славяне знакомились с основами византийского христианства. Благополучный климат для принятия новой религии создавало и то, что религия в Древней Руси не запрещалась и разные доктрины существовали достаточно гармонично. Так, к примеру, в Киеве языческое капище и христианский храм соседствовали друг с другом.
Ни одно событие на Руси не обросло стольким количеством легенд, как крещение. Пристальное внимание Корсунской легенде, изображенной в «Повести временных лет» уделено не случайно - она является единственным источником повествования о столь удаленных, но столь важных для духовности нашей страны событиях.
Корсунская легенда распадается на три важных составляющих – легенду о принятии веры, легенду о взятии Корсуни и женитьбе на Анне и легенду о крещении самого Владимира. Все три легенды в настоящее время исторически подтверждены и основной спор исследователей приходится не на доказательство подлинности событий, а на установление их хронологических рамок. Мы же утверждаем тот факт, что наиболее значимым становится не столько установка «декораций», которые окружали это событие, сколько переход государства от времени кровавых богов к христианскому времени, которое определило все развитие Руси-России.
Историческая реальность несколько отличается от летописных преданий. Безусловно, христианские общины существовали на Руси и до принятия христианства, однако, они не довлели над всеми остальными религиями и славяне могли исповедовать свой культ богов.
После принятия христианства на официальном уровне, на Руси начинают происходить существенные изменения – меняется институт семьи (отменяется многоженство), изменяется отношение к мести и кровному родству. Именно приходу христианства страна обязана не только централизации, но и изменению менталитета – Русь перестала быть варварским государством и органически влилась в общеевропейскую культуру.
1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. - М., 2003. – 440 с.
2. Бибиков М.В. Вугапипогоззюа. Свод византийских свидетельств о Руси.- М., 2004. - Т. 1. – 736 с.
3. Брайчевский М. Ю. Утверждение Христианства на Руси. – Киев., 1989. - 294 с
4. Васильев МЛ. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. - М., 1999. – 328 с.
5. Гальковский М. Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – М., 1916. – 386 с.
6. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997. - Т. 1-2. – 987
7. Голубинский Е. Е. Крещение Руси. – М., 1901. - 951 с.
8. Гломозда К.Е. - 'Крещение Руси' в концепциях совр. бурж. историографии – 1988. – 471 с.
9. Гордиенко Н.С. — «Крещение Руси». Факты против мифов и легенд. Полемические заметки — 1986. – 290 с.
10. Данилевский И. Н. Языческие традиции и христианство Древней Руси. – М., 2003. – 609 с.
11. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под. ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999. – 785 с.
12. Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. – 316 с.
13. Из истории русской культуры. Древняя Русь. - М., 2000. - Т. 1. – 760 с.
14. Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина?. – М., 2003. – 376 с.
15. Иванов, В. В., Топоров, В. Н. - Исследования в области славянских древностей. - М., 1974. – 342 с.
16. Иванов, Иордан - Культ Перуна у южных славян. - М., 2005. – 50 с.
17. Каждан А. П. История византийской литературы (650—850 гг.). - С-Пб., 2002. - с. 388—389.
18. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви, Том 1. – М., 1991. – 372 с.
19. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI вв. - СПб. 2008. – 186 с.
20. Как была крещена Русь? / под ред. Раушенбаха Б. В. - М., 1989. – 322 с.
21. Крещение Руси в трудах русских и советских историков. – М., 1988. – 337 с.
22. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. - СПб., 2004. – 480 с.
23. Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. - М., 2000. – 3 - 173
24. Лев Диакон. Собрание сочинений. – 1992. – 710 с.
25. Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок. – Варшава., 1979. – 530 с.
26. Мансикка, В. Й. - Религия восточных славян. - М, 2005. – 386 с.
27. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. 2008. – 578 с.
28. Назарета А.В. Древняя Русь на международных путях. - М., 2001. – 786 с.
29. Назаренко А. В.. Древняя Русь на международных путях М.: Языки Русской Культуры, 2001. – 786 с.
30. Носова Г. А. Язычество в православии. – М., 1975. – 152 с.
31. Новосельцев А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М. Мысль., 1987. - 112 с.
32. Никольский Н. К. Повесть временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры // Сб. по рус. яз. и словесности АН СССР, – 1930. – Т. 2. – Вып. 1. – 107 с.
33. Никоновская летопись // ПСРЛ. – 1862. – Т. 9. – с. 64
34. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968. – 474 с.
35. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. – Киев, 1985. – 415 с.
36. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг..// Вестник Московского университета., 1978. - №2. - С. 45—58.
37. Петрухин В. Крещение Руси. От язычества к христианству. – М., 2006. – 222 с
38. Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства. М. – 1988. – 314 с.
39. Раппопорт П. А. Из истории Южной Руси в ХI–ХV вв. // ИСССР. – 1966. – № 5. – с. 27 – 32
40. Рапов О. М. О времени и обстоятельствах крещения населения Новгорода Великого. - 1983. № 11. С. 28, 30-31.
41. «Рассказы русских летописей» М., издательский центр «Витязь», 1993 С.33-34
42. Рогов. А.И. Первые славянские князья в памятниках древней письменности и искусства // X Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М. С. 145-159
43. Рогов А. И., Флоря Б. Н. Формирование самосознания древнерусской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М.,1982. – 310 с.
44. Рыбаков Б. А. Древняя Тмутаракань и проблема славянской колонизации Приазовья // Тез. докл. на сес. отд. ист. наук и пленума ИИМК, посвящ. итогам археол. и этнограф, исслед.– М., 1954. - с. 45-48
45. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1981. – 406 с.
46. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. – М., 1987. – 790 с.
47. Памятники права Киевского государства. – М., 1952. – Вып. 1. – 287 с.
48. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. - СПб: Наука, 2003. – 246 с.
49. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знак, 2004. – 416 с.
50. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит. ст. и коммент. Д.С. Лихачева.– 2-е изд., испр. и доп.– Спб., 1996. – 34 с.
51. Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). - СПБ., 1996. – 572 с.
52. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. - М., 1988. – 272 с.
53. Сказания о начале славянской письменности. // Вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. - М. 1981. – 384 с.
54. Успенский сборник XII-XIII вв./ под ред. С. И. Каткова. – 770 с.
55. Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI первой третиXVIII в. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. - м., 1999.-с.30.
56. Фаминцын, А. С. - Божества древних славян. - СПб., 1884. – 336 с.
57. Фроянов И.. Начала христианизации Руси. – М. 1991. - 72 с.
58. Фроянов И. Загадка крещения Руси. – М., 2007. – 338 с.
59. Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. – М., 2011. – 128 с.
60. Щапов Я. Л. Государство и церковь Древней Руси. Х-ХШ вв. - М., 1989. – 233 с.
61. Янин ВЛ. Средневековый Новгород. - М, 2003. - С130-144.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55759 Дипломных работ — поможем найти подходящую