Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ТВОРЧЕСТВО СТРАВИНСКОГО В ПРОЕКТЕ «РУССКИЕ СЕЗОНЫ В ПАРИЖЕ». БАЛЕТ «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ» -ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ.

  • 53 страниц
  • 2014 год
  • 167 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Один из величайших композиторов ХХ века , Игорь Стравинский оставил в наследство огромное количество произведений, созданных им за более чем 65 лет карьеры . Оперы и балеты , симфонии и концерты , вокальные и инструментальные пьесы , оригинальные синтетические формы ...
Музыкальные тексты, которые воссоздает Стравинский изображают древнюю Русь. Они основаны на глубоком понимании оригинальности национального фольклора и музыки, это дань композитора прошлому ... Сочинения, вдохновленные древними мифами и библейскими текстами , народных сказок - и гравюрами XVIII века. Продолжая традицию Римского-Корсакова , и " варварски - скифские" и неоклассической додекафонные ...
Уникальность индивидуальности Стравинского в том, что его работа вобрала в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи. По силе воздействия, масштабу и значимости для современников и потомков его работы по сравнению с работами Пикассо. Яркое своеобразное преломление русского фольклора в ранних работах , " архитектурно и музыкальное" построение неоклассического периода , мистический атональность и додекафония в поздних работах - все точно описал сам Стравинский : "Я вобрал в себя всю историю музыки. " Но в то же время , его индивидуальный стиль , средства выражения всегда были уникальными. Он сделал музыкальный язык и образ мышления , который можно определить как " антитеза романтической экспрессии ".
Актуальность исследования В 2013 году исполнилось 100 лет постановке балета «Весна священная» Этот балет вызвал скандал во время своей премьеры, а сегодня многие театры мира создают свои вариации на тему этого балета.
«Весна священная»- это современный балет, несмотря на то, что был создан сто лет назад.
Проблема исследования Исследованиям биографии Стравинского, музыкальных особенностей его произведений уделяется немало внимания. Много написано и о «Русских сезонах» в Париже, и о Дягилеве. Но вопрос становления Стравинского как композитора для «Русских сезонов» остается еще мало изученным. Становление Стравинского как композитора рассматривается в данной работе как совокупность развития новаторства в музыке, новаторства в танцевальной пластике, новаторства в художественном оформлении балетного жанра. Рассматривается вопрос равнозначного участия в постановке пьесы композитора, художника и хореографа, а не подчинение одному началу.
Объект исследования В качестве объекта исследования выбрана часть творчества выдающегося композитора, ограниченная сотрудничеством с Дягилевым в рамках проекта «Русские сезоны» . Рассматривается первый этап творчества Стравинского, характеризуемый как русский период. Прослеживается его развитие и балет «Весна Священная» как апогей .
Предмет исследования В ходе исследования выявляются особенности произведений И. Стравинского. Рассматриваются предпосылки создания балета, являющегося прародителем современной музыки с ее ломанными ритмами и современного танца, отличного от классического балета.
Цель исследования Цель исследования – определить: что делает балет «Весна священная» таким актуальным и на сегодняшний день. В чем заключается его универсальность, позволяющая на основе одного музыкального произведения создавать бесконечное количество трактовок. Почему современные хореографы не перестают обращаться к этой истории, рассказывая ее каждый на свой лад.
Задачи исследования Для достижения цели исследования проводится анализ произведений Стравинского в рамках проекта «Русские сезоны» От первых произведений «Жар- птица», «Петрушка» к деперсонифицированным и бессюжетным балетам «Свадебка» и «Весна священная». Рассматривается работа Стравинского с хореографами, декораторами.
Методологическая основа Для решения поставленных задач в работе применялся комплексный методический инструментарий, включающий общенаучные методы: комплексный анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы, обобщение, системный подход.
Методы исследования. В ходе исследования был проведен анализ литературы, посвященной творчеству Стравинского, артистов балета, художников, занятых в «Русских сезонах». Был проведен теоретический анализ и синтез. Проведена классификация и структуризация творчества композитора в рамках «Русских сезонов». Особое место составило изучение отечественного и зарубежного опыта постановки балета «Весна священная».
Гипотеза исследования К началу 20 века назрел кризис в области балетного искусства. И художники - декораторы, музыканты, танцоры были объединены в желании обновить и привнести новое дыхание в застоявшийся жанр. Цикл «Русские сезоны» под руководством Дягилева явился благотворным местом, где расцвели таланты людей, работающих над созданием музыкального спектакля. Выдвигается гипотеза, что участие Стравинского в рамках проекта «Русские сезоны» было благоприятным фактором в его развитие как композитора. Под взаимном влиянием хореографов, художников и композиторов выкристаллизовалось направление в искусстве. Положения, выносимые на защиту – В работе доказывается следующее:
1. Композитор Стравинский был находкой для «Русских сезонов» Дягилева. Но вместе с тем, и проект Дягилева явился стартовой площадкой для Стравинского (как и для многих других- Нижинского, Бакста). Влияние людей ищущих и желающих изменить русский балет в лучшую сторону, найти пути развития этой области искусства, а также при поддержке Дягилева и его открытости эксперименту позволили идеям Стравинского осуществиться.
2. Балет «Весна священная» явился произведением, опередившим время и явившемся истоком современной музыки и современного балета.
3. Универсальность «Весны священной» в плане трактовок и пониманий этого балета.
Теоретическое значение работы. В ходе работы проводится исследование развития таланта Стравинского в рамках взаимодействия с ведущими представителями балетного мира.
Практическое значение работы. Результаты работы могут быть использованы в курсах истории отечественной и зарубежной музыки и балета, теории современной композиции.
Структура и объем работы.
Работа содержит введение, четыре главы (с дальнейшим делением на параграфы), заключение.
В первой главе рассматриваются материалы по теме исследования. Ведется обзор источников, на основании которых была выполнена работа. Ведется анализ произведений авторов, посвятивших свои труды творчеству Стравинского в зависимости от времени выхода их работ в свет и в разделении на отечественные и зарубежные издания. Отдельное внимание уделено изданиям самого Стравинского.
Вторая часть посвящена историографии вопроса. Тому, чем были «Русские сезоны» для Стравинского. Прослеживается развитие его сотрудничества с Дягилевым в рамках осуществляемого ими совместного проекта.
Вторая глава представляет обзор наиболее значимых произведений Стравинского в рамках «Русских сезонов». Описывается история создания, сюжет произведений. Особое место уделяется особенностям созданий этих произведений в плане хореографии, музыки. Прослеживается развитие музыки Стравинского от произведения к произведению.
В третьей главе более углубленно изучаются новаторские идеи Стравинского в создании балетов. Это новаторство рассматривается исходя из следующих аспектов: новаторство в музыке, новаторство в хореографии и художественном оформлении балетов. Отдельное место занимает исследование феномена балета «Весны священной» как балета опередившее свое время и балета, являющегося прототипом современного балета, как в области хореографии, так и в области музыки.
. Четвертая глава повествует о существовании балета «Весна священная» . Рассматриваются современные трактовки этого балета и то как воспринимают его сегодня различные постановщики, музыканты, артисты.

Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Материалы по теме исследования 8
1.1. Источники 8
1.2. Историография 10
Глава 2. Балеты Стравинского в «Русских сезонах» 12
2.1. «Петрушка» 12
2.2. «Жар-птица» 16
2.3. «Свадебка» 19
2.4. «Весна священная» 20
Глава 3. Новаторство в балетах Стравинского 25
3.1. Особенности музыкального языка И.Ф. Стравинского. 25
3.2. Хореография и художественное оформление балетов 27
3.4 Что выделяет Весну Священную среди других балетов Стравинского 35
Глава 4. «Весна священная»: современные трактовки 42
4.1. Две «весны» за сто лет - постановки балета в Мариинском театре 42
4.2. Постановка в Большом Театре 48
4.3. «Весна священная» в Новосибирском театре оперы и балета 50
Заключение 53
Литература 59
Приложение1 61


Заключение
Креативность неоклассического балета Стравинского проявляется как яркая страница в творческой биографии композитора и явлении мировой классики балета XX веков. В сотрудничестве с балетмейстером Д. Баланчиным композитор создает новый тип хореографической работы, в которой красота и серьезность классического балета органически соединяются с самым смелым открытием современного искусства. Если в хореографическом многообразии раннего периода, в первую очередь, яркость и буйство музыкальных красок, то в балетах 20-40-х годов - разнообразие и ширина культурного диалога. Это свободно присоединяется к таким явлениям как: барочные риторические фигуры, танцевальная музыка в духе Штрауса, креативности Чайковского, джаза. Диапазон художественного и фигуративного содержания неоклассических опусов балета Стравинского простирается от комического гротеска до трагедии. Однако, все эти различные стилистические модели объединены ведущим предметом - Искусство Поиск универсальных моделей, позволяя преодолевать дисгармонию и хаос, подтолкнул Стравинского, а также много других художников XX веков к переменам веками сложившейся традиции к прошлому мировой культуры. Ироническая игра, полная парадоксальных неожиданностей, с "формами, которые оставила жизнь" (Т. Манн), показала проблему возможности существования идеала аполлонической красоты в условиях подарка. В этом отношении неоклассические балеты берут начало в творческом наследии Стравинского, так как в них появляются, два аспекта трактовки искусства: воплощение Красоты, вынуждающей человека погрузиться в рассмотрение самой высокой гармонии и трагическую безнадежность художника - прекрасный основатель. Орфическое понятие здесь не только как беседа о судьбе творческого человека, но также и это понимается и более широко как импровизационное воплощение и игра, но в то же время заказанный мир, созданный мастерским умением художника, позволяет чувствовать неоклассическую креативность балета Стравинского в целом как однородный заговор об искусстве и художнике.
Однако, воплощение орфического понятия в творческом наследии Стравинского, конечно, не ограничено структурой жанра, выбранного нами и периодом развития композитора. Мы рискнем предполагать, что два аспекта реализации орфического понятия, проанализированного на материале балетов, созданных Стравинским, можно рассмотреть как один из универсальных компонентов его таланта. Линия концерта и игры воплощения орфического понятия, конечно, преломляется в инструментальном творчестве композитора неоклассического периода, в который концерт становится ведущим жанром. Как в балетах, так и в инструментальных композициях этого периода чувствуется мастерское умение Орфея. Оно раскрывается через диалог между элементами музыкального языка, тембрами инструментов и их групп, и также между различными стилистическими моделями. Так, например, в барокко Каприччио риторические формулы объединены с мастерскими проходами, характерными для фортепианной фактуры ранних романтиков, а во второй части Фортепианного концерта импровизационные пассажи, напоминающие баховские фантазии, соседствуют с русской кантиленой.
А также в неоклассических балетах, различные стилистические модели объединены идеей мастерского умения, понятого не только, в технической стороне, но также и эстетически - как опыт удовольствия от игры. Игровые ситуации, ассигнованные с качествами неожиданности и парадоксальности, в то же время, смоделированы, подчиняются строгим правилам. Таким образом, симметрия, логичность гармония, специфичная для действительности игры составов концерта Стравинского, делает контраст по отношению к нелогичному хаосу.
Различные семантические стороны орфического сюжета появляются во многих музыкальных и театральных сочинениях Стравинского. Так, в
«Петрушке" при пересечении двух потоков музыкального и сценического действия - мира людей и мира кукол — есть темы судьбы и искусства, связанные между собой. В балете разбит незапамятный конфликт: творческий человек и равнодушная непонимающая среда, и в этом аспекте Петрушке, шут, клоун, персонифицирующий неискоренимую силу народного искусства - трагичное начало. Финал истории произведения символический: герой, появляющийся на крыше, показывает нос Фокуснику и озадаченной толпе. Духовное возрождение Петрушки актуализирует мотив творческого бессмертия: всемогущая судьба может избавиться от человеческой жизни, но не божественным даром, коим является искусство.
В "Рассказе о солдате" орфический сюжет переплетается с фаустианским, затрагивая проблему выбора, возникающего перед Художником: остаться верным для дара или отказаться от него для сомнительного счастья с Принцессой в чужом Королевстве. Предмет волшебной силы искусства показывает в развитии заговора. Посредством звуков скрипки солдат исцеляет Принцессу и даже "затанцовывает" Черта. Но в финале он теряет душу, и вместе с ней и художественную силу. Во всех сказках брак героя на принцессе (царевне) - символ достижения любви, власти, богатство (предела желаемого). Но в истории Стравинского этот финал - трагическое, кажущееся счастье — ложное. Брак на принцессе включает продажу души, отказ от родины и матери, которая не узнает сына. В этом отношении главный герой ассоциируется с художником, который отказался от дара ради земных ценностей. Этот случай отражен на имманентно-музыкальном уровне, которому напоминает интонационное строение появляющегося в «Маленьком концерте» мотива Принцессы напоминает секвенцию Dies irae, что упоминает Стравинский. Кроме того, народная мелодия Солдата преобразована практически до неузнаваемости и становится частью модной музыки королевства. Сделка была сделана. Действие заканчивается с триумфальным маршем дьявола, и звуки скрипки наконец приглушены кларнетом и ударными.
Трагическая склонность орфического понятия в этой работе, несмотря на внешний комедизм и иронию, очевидно. В непретенциозной истории о солдате Стравинский, как будто предупреждает: отказ от таланта в преследовании славы, денег и других земных ценностей - катастрофический .
Примечательно, что в прошлый раз орфический заговор в творчестве Стравинского возникает в финале оперы "Приключения Повесы". Главный герой работы Том Реикуелл, как солдат, заключил сделку со дьяволом, платежем за это является потеря разума. Известно, что, находясь в Бедламе, он воображает себя (сам) Адонисом, верной спутницу Энн - Венерой, и жители сумасшедшего дома представлены ему знаками старинных мифов. В заключительной музыке Стравинский воссоздает атмосферу высокой трагедии, которая достигнута обращением к моделям эры Барокко, и Классицизм (до квази-цитаты оперы "Орфея" К. В. Глюка). Этот слой музыкальной культуры для Стравинского был идеалом гармонии. Так, Колыбельная Энн с хором напоминает о барочной арии с хором и менуэте хора жителей Бедлама - жанра, распишитесь за Барокко. Последняя ария Томаса-Адониса воспроизводит lamento стилистику. На гармоничном языке заключительной сцены ощущается тональность голосовой частоты и чувствуется почти классическая ясность и чистота.
Лирико-трагическая интонация, проникающая через окончательное решение оперы, заставляет задать снова вопросы судьбы искусства в мире. Мифологические персонажи, символизирующие наследие высокой культуры, получите отклик в душе Томаса только тогда когда, потеряв разум, он возвращается к первоначально врожденному человеку стремлению к Красоте и Гармонии. Другими словами, современный человек, теряя понятие о высоком культурном богатстве и уверенно предполагая, что развитие технологии и создание растущего числа материальных благ решат все свои проблемы, глубоко ошибается, и цена этого заблуждения слишком высока.
В Стравинском, смежном с орфическим заговором все работы, есть мысль о высокой ответственности художника. Его долг - чтобы создать, даже рискуя разрываться на части. В этом рождении Аполлона смысла и способе героя "Поцелуя феи" трагично. Этот предмет затронут и в "Persefona". Героиня мелодрамы, видя мертвое королевство, не может больше возвращаться к бывшей жизни. И если в "Поцелуе феи" миссия героя предопределена самой высокой силой, Persefona, который чувствует, жалость к людям, добровольным, принимает тяжелую клятву. Повод высокой моральной обязанности, потребность жертвы ради самой высокой гармонии, во многих отношениях предопределил также необычную модель жанра состава, который связывается с греческой трагедией. Эпопея и зарезервированный характер музыки, которая почти не сломана ритмичной неисправностью, напоминают об "Аполлоне" или финале "Приключений граблей".В поздний период, казалось бы, орфическая концепция и тема искусства отступают в творчестве мастера на второй план. Однако, наиболее авангардная для первой половины XX столетия серийная техника, естественным образом осмысливается Стравинским в контексте собственных творческих устремлений, и, соединяясь с глубинными пластами музыкальной культуры Возрождения, становится еще одним средством отбора и упорядочивания элементов. Значимая для орфического сюжета проблема ответственности художника перед своим творением и самим собой трансформируются в мысль о высокой духовности, составляющей важнейший критерий истинного искусства. В таких произведениях, как «Месса», «Threni», «Canticum cacrum», «Requiem canticles», Стравинский, обращаясь к священному слову, воплощает идеал божественной гармонии, создавая строго-организованную композицию, отбирая и упорядочивая элементы, как и произведениях неоклассицистского периода, в которых ведущая роль принадлежит орфической концепции.
Извечная красота искусства, абсолютно недостижимая и, в то же время, реально представляемая в звуках с самых первых опусов и до последних сочинений, становится главной темой творчества Стравинского.
Еще в самом начале своей творческой деятельности в балете «Жар-птица» молодой композитор создал музыку, поразившую современников своей красочностью и изысканностью. Жар-птица — центральный персонаж балета становится символом Красоты, а главным смысловым акцентом художественной концепции произведения является созерцание и эстетическое наслаждение её прекрасным образом. Даже в буйстве ритмов «Весны священной», когда сдержанный Аполлон уступает место необузданному Дионису, композитор открывает перед слушателем красоту иного рода. Нерегулярно-акцентная ритмика, виртуозное применение техники ояИпаЮ и великолепие оркестровых красок позволяет увидеть и ощутить прекрасное пробуждение жизненной энергии природы, возрожденной после долгой зимы.
Каждый художник, отмеченный даром творчества, призван раскрывать Красоту и напоминать о вечных духовных ценностях - это основа бессмертия искусства.
В одной из своих бесед с Р. Крафтом Стравинский произносит своеобразное резюме по поводу безграничности возможностей, открывающихся перед современной музыкой с появлением технических средств. Его слова воспринимаются как завет музыкантам будущих поколений: «Не сам факт возможностей, но, конечно же, отбор, дает начало искусству. Любая самая близкая к совершенству машина, будь то скрипка Страдивариуса или электронный синтезатор, бесполезна, пока к ней не прикоснулся человек, обладающий музыкальным воображением. Художники-витражисты Шартрского собора, располагали немногими красками, у сегодняшних витражистов их сотни, но нет современного Шартра. Органы имеют теперь больше клавиш, чем когда-то, но нет современного Баха. Значит дело не в расширении ресурсов, а в людях и в том, во что они верят»


Литература
1. Век Дягилева продолжается : к 100-летию "Русских сезонов" // Балет. - 2008. - № 4.
2. Г. В. Варакина Игорь Стравинский и "Русский балет" Сергея Дягилева в контексте трансформации культуры рубежа 19-20 веков Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 1.
3. В. Рамзина Влияние С. П. Дягилева на формирование новых течений в русской и мировой культуре Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3.
4. И. Вершинина. Ранние балеты Стравинского. М., 1967
5. Андриссен Л., Шёнбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. СПб., 2003
6. Асафьев Б. Игорь Стравинский и его балеты // Асафьев Б. Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца 10-х начала 30-х годов. М.-Л., 1967.
7. Асафьев Б. Книга о Стравинском. 2-е изд. Л., 1977.
8. Баланчин Д. Танцевальный элемент в музыке Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г.С. Алфеевская. М., 1985
9. Бенуа А. Из воспоминаний // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2 Л., 1977.
10. Брагинкая Н. Концерт в творчестве Стравинского. Автореферат дисс. канд. иск. СПб., 1991.
11. Варунц В. Комментарий к маргиналиям (Шенберга и Стравинского) // Музыкальная академия. 1992. №4.
12. Вульфсон А. Неоклассические балеты Стравинского // Музыка и хореография современного балета. Вып.1. Л., 1974.
13. Вульфсон А. Принципы симфонического формообразования в балетах Стравинского. Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1974.
14. Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. 2-е изд. Л., 1979.
15. Дьячкова Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры / Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994.
16. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
17. И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Л.С. Дьячкова. М., 1963.
18. И.Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г.С. Алфеевская. М., 1985
19. Пашина Т. Об игровой природе музыки Стравинского. // Музыка в контексте художественной культуры / Сб .трудов РАМ им. Гнесиных М., 1992.
20. Савенко С. К вопросу о единстве стиля Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. JT.C. Дьячкова. М., 1963
21. Савенко С. Мир Стравинского: Монография. М., 2001. 45.
22. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского Д., 1970.
23. Стравинский И. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии. Л., 1971.
24. Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии / Сост., ред. и коммент. В.П. Варунц. ТТ. 1-3. М., 1998,2000, 2003.
25. Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии Т. 3. 1923-1939 / Сост. текст, ред. и коммент. В. П. Варунц. М., 2003.
26. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
27. Холопова В. Стравинский в тексте музыки эпохи // Музыкальная академия. 1992. № 4.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение
Один из величайших композиторов ХХ века , Игорь Стравинский оставил в наследство огромное количество произведений, созданных им за более чем 65 лет карьеры . Оперы и балеты , симфонии и концерты , вокальные и инструментальные пьесы , оригинальные синтетические формы ...
Музыкальные тексты, которые воссоздает Стравинский изображают древнюю Русь. Они основаны на глубоком понимании оригинальности национального фольклора и музыки, это дань композитора прошлому ... Сочинения, вдохновленные древними мифами и библейскими текстами , народных сказок - и гравюрами XVIII века. Продолжая традицию Римского-Корсакова , и " варварски - скифские" и неоклассической додекафонные ...
Уникальность индивидуальности Стравинского в том, что его работа вобрала в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи. По силе воздействия, масштабу и значимости для современников и потомков его работы по сравнению с работами Пикассо. Яркое своеобразное преломление русского фольклора в ранних работах , " архитектурно и музыкальное" построение неоклассического периода , мистический атональность и додекафония в поздних работах - все точно описал сам Стравинский : "Я вобрал в себя всю историю музыки. " Но в то же время , его индивидуальный стиль , средства выражения всегда были уникальными. Он сделал музыкальный язык и образ мышления , который можно определить как " антитеза романтической экспрессии ".
Актуальность исследования В 2013 году исполнилось 100 лет постановке балета «Весна священная» Этот балет вызвал скандал во время своей премьеры, а сегодня многие театры мира создают свои вариации на тему этого балета.
«Весна священная»- это современный балет, несмотря на то, что был создан сто лет назад.
Проблема исследования Исследованиям биографии Стравинского, музыкальных особенностей его произведений уделяется немало внимания. Много написано и о «Русских сезонах» в Париже, и о Дягилеве. Но вопрос становления Стравинского как композитора для «Русских сезонов» остается еще мало изученным. Становление Стравинского как композитора рассматривается в данной работе как совокупность развития новаторства в музыке, новаторства в танцевальной пластике, новаторства в художественном оформлении балетного жанра. Рассматривается вопрос равнозначного участия в постановке пьесы композитора, художника и хореографа, а не подчинение одному началу.
Объект исследования В качестве объекта исследования выбрана часть творчества выдающегося композитора, ограниченная сотрудничеством с Дягилевым в рамках проекта «Русские сезоны» . Рассматривается первый этап творчества Стравинского, характеризуемый как русский период. Прослеживается его развитие и балет «Весна Священная» как апогей .
Предмет исследования В ходе исследования выявляются особенности произведений И. Стравинского. Рассматриваются предпосылки создания балета, являющегося прародителем современной музыки с ее ломанными ритмами и современного танца, отличного от классического балета.
Цель исследования Цель исследования – определить: что делает балет «Весна священная» таким актуальным и на сегодняшний день. В чем заключается его универсальность, позволяющая на основе одного музыкального произведения создавать бесконечное количество трактовок. Почему современные хореографы не перестают обращаться к этой истории, рассказывая ее каждый на свой лад.
Задачи исследования Для достижения цели исследования проводится анализ произведений Стравинского в рамках проекта «Русские сезоны» От первых произведений «Жар- птица», «Петрушка» к деперсонифицированным и бессюжетным балетам «Свадебка» и «Весна священная». Рассматривается работа Стравинского с хореографами, декораторами.
Методологическая основа Для решения поставленных задач в работе применялся комплексный методический инструментарий, включающий общенаучные методы: комплексный анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы, обобщение, системный подход.
Методы исследования. В ходе исследования был проведен анализ литературы, посвященной творчеству Стравинского, артистов балета, художников, занятых в «Русских сезонах». Был проведен теоретический анализ и синтез. Проведена классификация и структуризация творчества композитора в рамках «Русских сезонов». Особое место составило изучение отечественного и зарубежного опыта постановки балета «Весна священная».
Гипотеза исследования К началу 20 века назрел кризис в области балетного искусства. И художники - декораторы, музыканты, танцоры были объединены в желании обновить и привнести новое дыхание в застоявшийся жанр. Цикл «Русские сезоны» под руководством Дягилева явился благотворным местом, где расцвели таланты людей, работающих над созданием музыкального спектакля. Выдвигается гипотеза, что участие Стравинского в рамках проекта «Русские сезоны» было благоприятным фактором в его развитие как композитора. Под взаимном влиянием хореографов, художников и композиторов выкристаллизовалось направление в искусстве. Положения, выносимые на защиту – В работе доказывается следующее:
1. Композитор Стравинский был находкой для «Русских сезонов» Дягилева. Но вместе с тем, и проект Дягилева явился стартовой площадкой для Стравинского (как и для многих других- Нижинского, Бакста). Влияние людей ищущих и желающих изменить русский балет в лучшую сторону, найти пути развития этой области искусства, а также при поддержке Дягилева и его открытости эксперименту позволили идеям Стравинского осуществиться.
2. Балет «Весна священная» явился произведением, опередившим время и явившемся истоком современной музыки и современного балета.
3. Универсальность «Весны священной» в плане трактовок и пониманий этого балета.
Теоретическое значение работы. В ходе работы проводится исследование развития таланта Стравинского в рамках взаимодействия с ведущими представителями балетного мира.
Практическое значение работы. Результаты работы могут быть использованы в курсах истории отечественной и зарубежной музыки и балета, теории современной композиции.
Структура и объем работы.
Работа содержит введение, четыре главы (с дальнейшим делением на параграфы), заключение.
В первой главе рассматриваются материалы по теме исследования. Ведется обзор источников, на основании которых была выполнена работа. Ведется анализ произведений авторов, посвятивших свои труды творчеству Стравинского в зависимости от времени выхода их работ в свет и в разделении на отечественные и зарубежные издания. Отдельное внимание уделено изданиям самого Стравинского.
Вторая часть посвящена историографии вопроса. Тому, чем были «Русские сезоны» для Стравинского. Прослеживается развитие его сотрудничества с Дягилевым в рамках осуществляемого ими совместного проекта.
Вторая глава представляет обзор наиболее значимых произведений Стравинского в рамках «Русских сезонов». Описывается история создания, сюжет произведений. Особое место уделяется особенностям созданий этих произведений в плане хореографии, музыки. Прослеживается развитие музыки Стравинского от произведения к произведению.
В третьей главе более углубленно изучаются новаторские идеи Стравинского в создании балетов. Это новаторство рассматривается исходя из следующих аспектов: новаторство в музыке, новаторство в хореографии и художественном оформлении балетов. Отдельное место занимает исследование феномена балета «Весны священной» как балета опередившее свое время и балета, являющегося прототипом современного балета, как в области хореографии, так и в области музыки.
. Четвертая глава повествует о существовании балета «Весна священная» . Рассматриваются современные трактовки этого балета и то как воспринимают его сегодня различные постановщики, музыканты, артисты.

Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Материалы по теме исследования 8
1.1. Источники 8
1.2. Историография 10
Глава 2. Балеты Стравинского в «Русских сезонах» 12
2.1. «Петрушка» 12
2.2. «Жар-птица» 16
2.3. «Свадебка» 19
2.4. «Весна священная» 20
Глава 3. Новаторство в балетах Стравинского 25
3.1. Особенности музыкального языка И.Ф. Стравинского. 25
3.2. Хореография и художественное оформление балетов 27
3.4 Что выделяет Весну Священную среди других балетов Стравинского 35
Глава 4. «Весна священная»: современные трактовки 42
4.1. Две «весны» за сто лет - постановки балета в Мариинском театре 42
4.2. Постановка в Большом Театре 48
4.3. «Весна священная» в Новосибирском театре оперы и балета 50
Заключение 53
Литература 59
Приложение1 61


Заключение
Креативность неоклассического балета Стравинского проявляется как яркая страница в творческой биографии композитора и явлении мировой классики балета XX веков. В сотрудничестве с балетмейстером Д. Баланчиным композитор создает новый тип хореографической работы, в которой красота и серьезность классического балета органически соединяются с самым смелым открытием современного искусства. Если в хореографическом многообразии раннего периода, в первую очередь, яркость и буйство музыкальных красок, то в балетах 20-40-х годов - разнообразие и ширина культурного диалога. Это свободно присоединяется к таким явлениям как: барочные риторические фигуры, танцевальная музыка в духе Штрауса, креативности Чайковского, джаза. Диапазон художественного и фигуративного содержания неоклассических опусов балета Стравинского простирается от комического гротеска до трагедии. Однако, все эти различные стилистические модели объединены ведущим предметом - Искусство Поиск универсальных моделей, позволяя преодолевать дисгармонию и хаос, подтолкнул Стравинского, а также много других художников XX веков к переменам веками сложившейся традиции к прошлому мировой культуры. Ироническая игра, полная парадоксальных неожиданностей, с "формами, которые оставила жизнь" (Т. Манн), показала проблему возможности существования идеала аполлонической красоты в условиях подарка. В этом отношении неоклассические балеты берут начало в творческом наследии Стравинского, так как в них появляются, два аспекта трактовки искусства: воплощение Красоты, вынуждающей человека погрузиться в рассмотрение самой высокой гармонии и трагическую безнадежность художника - прекрасный основатель. Орфическое понятие здесь не только как беседа о судьбе творческого человека, но также и это понимается и более широко как импровизационное воплощение и игра, но в то же время заказанный мир, созданный мастерским умением художника, позволяет чувствовать неоклассическую креативность балета Стравинского в целом как однородный заговор об искусстве и художнике.
Однако, воплощение орфического понятия в творческом наследии Стравинского, конечно, не ограничено структурой жанра, выбранного нами и периодом развития композитора. Мы рискнем предполагать, что два аспекта реализации орфического понятия, проанализированного на материале балетов, созданных Стравинским, можно рассмотреть как один из универсальных компонентов его таланта. Линия концерта и игры воплощения орфического понятия, конечно, преломляется в инструментальном творчестве композитора неоклассического периода, в который концерт становится ведущим жанром. Как в балетах, так и в инструментальных композициях этого периода чувствуется мастерское умение Орфея. Оно раскрывается через диалог между элементами музыкального языка, тембрами инструментов и их групп, и также между различными стилистическими моделями. Так, например, в барокко Каприччио риторические формулы объединены с мастерскими проходами, характерными для фортепианной фактуры ранних романтиков, а во второй части Фортепианного концерта импровизационные пассажи, напоминающие баховские фантазии, соседствуют с русской кантиленой.
А также в неоклассических балетах, различные стилистические модели объединены идеей мастерского умения, понятого не только, в технической стороне, но также и эстетически - как опыт удовольствия от игры. Игровые ситуации, ассигнованные с качествами неожиданности и парадоксальности, в то же время, смоделированы, подчиняются строгим правилам. Таким образом, симметрия, логичность гармония, специфичная для действительности игры составов концерта Стравинского, делает контраст по отношению к нелогичному хаосу.
Различные семантические стороны орфического сюжета появляются во многих музыкальных и театральных сочинениях Стравинского. Так, в
«Петрушке" при пересечении двух потоков музыкального и сценического действия - мира людей и мира кукол — есть темы судьбы и искусства, связанные между собой. В балете разбит незапамятный конфликт: творческий человек и равнодушная непонимающая среда, и в этом аспекте Петрушке, шут, клоун, персонифицирующий неискоренимую силу народного искусства - трагичное начало. Финал истории произведения символический: герой, появляющийся на крыше, показывает нос Фокуснику и озадаченной толпе. Духовное возрождение Петрушки актуализирует мотив творческого бессмертия: всемогущая судьба может избавиться от человеческой жизни, но не божественным даром, коим является искусство.
В "Рассказе о солдате" орфический сюжет переплетается с фаустианским, затрагивая проблему выбора, возникающего перед Художником: остаться верным для дара или отказаться от него для сомнительного счастья с Принцессой в чужом Королевстве. Предмет волшебной силы искусства показывает в развитии заговора. Посредством звуков скрипки солдат исцеляет Принцессу и даже "затанцовывает" Черта. Но в финале он теряет душу, и вместе с ней и художественную силу. Во всех сказках брак героя на принцессе (царевне) - символ достижения любви, власти, богатство (предела желаемого). Но в истории Стравинского этот финал - трагическое, кажущееся счастье — ложное. Брак на принцессе включает продажу души, отказ от родины и матери, которая не узнает сына. В этом отношении главный герой ассоциируется с художником, который отказался от дара ради земных ценностей. Этот случай отражен на имманентно-музыкальном уровне, которому напоминает интонационное строение появляющегося в «Маленьком концерте» мотива Принцессы напоминает секвенцию Dies irae, что упоминает Стравинский. Кроме того, народная мелодия Солдата преобразована практически до неузнаваемости и становится частью модной музыки королевства. Сделка была сделана. Действие заканчивается с триумфальным маршем дьявола, и звуки скрипки наконец приглушены кларнетом и ударными.
Трагическая склонность орфического понятия в этой работе, несмотря на внешний комедизм и иронию, очевидно. В непретенциозной истории о солдате Стравинский, как будто предупреждает: отказ от таланта в преследовании славы, денег и других земных ценностей - катастрофический .
Примечательно, что в прошлый раз орфический заговор в творчестве Стравинского возникает в финале оперы "Приключения Повесы". Главный герой работы Том Реикуелл, как солдат, заключил сделку со дьяволом, платежем за это является потеря разума. Известно, что, находясь в Бедламе, он воображает себя (сам) Адонисом, верной спутницу Энн - Венерой, и жители сумасшедшего дома представлены ему знаками старинных мифов. В заключительной музыке Стравинский воссоздает атмосферу высокой трагедии, которая достигнута обращением к моделям эры Барокко, и Классицизм (до квази-цитаты оперы "Орфея" К. В. Глюка). Этот слой музыкальной культуры для Стравинского был идеалом гармонии. Так, Колыбельная Энн с хором напоминает о барочной арии с хором и менуэте хора жителей Бедлама - жанра, распишитесь за Барокко. Последняя ария Томаса-Адониса воспроизводит lamento стилистику. На гармоничном языке заключительной сцены ощущается тональность голосовой частоты и чувствуется почти классическая ясность и чистота.
Лирико-трагическая интонация, проникающая через окончательное решение оперы, заставляет задать снова вопросы судьбы искусства в мире. Мифологические персонажи, символизирующие наследие высокой культуры, получите отклик в душе Томаса только тогда когда, потеряв разум, он возвращается к первоначально врожденному человеку стремлению к Красоте и Гармонии. Другими словами, современный человек, теряя понятие о высоком культурном богатстве и уверенно предполагая, что развитие технологии и создание растущего числа материальных благ решат все свои проблемы, глубоко ошибается, и цена этого заблуждения слишком высока.
В Стравинском, смежном с орфическим заговором все работы, есть мысль о высокой ответственности художника. Его долг - чтобы создать, даже рискуя разрываться на части. В этом рождении Аполлона смысла и способе героя "Поцелуя феи" трагично. Этот предмет затронут и в "Persefona". Героиня мелодрамы, видя мертвое королевство, не может больше возвращаться к бывшей жизни. И если в "Поцелуе феи" миссия героя предопределена самой высокой силой, Persefona, который чувствует, жалость к людям, добровольным, принимает тяжелую клятву. Повод высокой моральной обязанности, потребность жертвы ради самой высокой гармонии, во многих отношениях предопределил также необычную модель жанра состава, который связывается с греческой трагедией. Эпопея и зарезервированный характер музыки, которая почти не сломана ритмичной неисправностью, напоминают об "Аполлоне" или финале "Приключений граблей".В поздний период, казалось бы, орфическая концепция и тема искусства отступают в творчестве мастера на второй план. Однако, наиболее авангардная для первой половины XX столетия серийная техника, естественным образом осмысливается Стравинским в контексте собственных творческих устремлений, и, соединяясь с глубинными пластами музыкальной культуры Возрождения, становится еще одним средством отбора и упорядочивания элементов. Значимая для орфического сюжета проблема ответственности художника перед своим творением и самим собой трансформируются в мысль о высокой духовности, составляющей важнейший критерий истинного искусства. В таких произведениях, как «Месса», «Threni», «Canticum cacrum», «Requiem canticles», Стравинский, обращаясь к священному слову, воплощает идеал божественной гармонии, создавая строго-организованную композицию, отбирая и упорядочивая элементы, как и произведениях неоклассицистского периода, в которых ведущая роль принадлежит орфической концепции.
Извечная красота искусства, абсолютно недостижимая и, в то же время, реально представляемая в звуках с самых первых опусов и до последних сочинений, становится главной темой творчества Стравинского.
Еще в самом начале своей творческой деятельности в балете «Жар-птица» молодой композитор создал музыку, поразившую современников своей красочностью и изысканностью. Жар-птица — центральный персонаж балета становится символом Красоты, а главным смысловым акцентом художественной концепции произведения является созерцание и эстетическое наслаждение её прекрасным образом. Даже в буйстве ритмов «Весны священной», когда сдержанный Аполлон уступает место необузданному Дионису, композитор открывает перед слушателем красоту иного рода. Нерегулярно-акцентная ритмика, виртуозное применение техники ояИпаЮ и великолепие оркестровых красок позволяет увидеть и ощутить прекрасное пробуждение жизненной энергии природы, возрожденной после долгой зимы.
Каждый художник, отмеченный даром творчества, призван раскрывать Красоту и напоминать о вечных духовных ценностях - это основа бессмертия искусства.
В одной из своих бесед с Р. Крафтом Стравинский произносит своеобразное резюме по поводу безграничности возможностей, открывающихся перед современной музыкой с появлением технических средств. Его слова воспринимаются как завет музыкантам будущих поколений: «Не сам факт возможностей, но, конечно же, отбор, дает начало искусству. Любая самая близкая к совершенству машина, будь то скрипка Страдивариуса или электронный синтезатор, бесполезна, пока к ней не прикоснулся человек, обладающий музыкальным воображением. Художники-витражисты Шартрского собора, располагали немногими красками, у сегодняшних витражистов их сотни, но нет современного Шартра. Органы имеют теперь больше клавиш, чем когда-то, но нет современного Баха. Значит дело не в расширении ресурсов, а в людях и в том, во что они верят»


Литература
1. Век Дягилева продолжается : к 100-летию "Русских сезонов" // Балет. - 2008. - № 4.
2. Г. В. Варакина Игорь Стравинский и "Русский балет" Сергея Дягилева в контексте трансформации культуры рубежа 19-20 веков Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 1.
3. В. Рамзина Влияние С. П. Дягилева на формирование новых течений в русской и мировой культуре Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3.
4. И. Вершинина. Ранние балеты Стравинского. М., 1967
5. Андриссен Л., Шёнбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. СПб., 2003
6. Асафьев Б. Игорь Стравинский и его балеты // Асафьев Б. Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца 10-х начала 30-х годов. М.-Л., 1967.
7. Асафьев Б. Книга о Стравинском. 2-е изд. Л., 1977.
8. Баланчин Д. Танцевальный элемент в музыке Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г.С. Алфеевская. М., 1985
9. Бенуа А. Из воспоминаний // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2 Л., 1977.
10. Брагинкая Н. Концерт в творчестве Стравинского. Автореферат дисс. канд. иск. СПб., 1991.
11. Варунц В. Комментарий к маргиналиям (Шенберга и Стравинского) // Музыкальная академия. 1992. №4.
12. Вульфсон А. Неоклассические балеты Стравинского // Музыка и хореография современного балета. Вып.1. Л., 1974.
13. Вульфсон А. Принципы симфонического формообразования в балетах Стравинского. Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1974.
14. Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. 2-е изд. Л., 1979.
15. Дьячкова Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры / Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994.
16. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
17. И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Л.С. Дьячкова. М., 1963.
18. И.Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г.С. Алфеевская. М., 1985
19. Пашина Т. Об игровой природе музыки Стравинского. // Музыка в контексте художественной культуры / Сб .трудов РАМ им. Гнесиных М., 1992.
20. Савенко С. К вопросу о единстве стиля Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. JT.C. Дьячкова. М., 1963
21. Савенко С. Мир Стравинского: Монография. М., 2001. 45.
22. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского Д., 1970.
23. Стравинский И. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии. Л., 1971.
24. Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии / Сост., ред. и коммент. В.П. Варунц. ТТ. 1-3. М., 1998,2000, 2003.
25. Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии Т. 3. 1923-1939 / Сост. текст, ред. и коммент. В. П. Варунц. М., 2003.
26. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
27. Холопова В. Стравинский в тексте музыки эпохи // Музыкальная академия. 1992. № 4.

Купить эту работу

ТВОРЧЕСТВО СТРАВИНСКОГО В ПРОЕКТЕ «РУССКИЕ СЕЗОНЫ В ПАРИЖЕ». БАЛЕТ «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ» -ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 декабря 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.2
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

4 крестовый поход

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Особенности работы педагога с младшими школьниками

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Дипломная работа

Территориальные споры в Латинской Америке в 21 веке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Социальные аномалии советского общества в конце 1920х – начале 1930х. гг. по материалам Ярославского края.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

КОРРЕКТИРОВКА Политический портрет М.В.Родзянко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-20
Дипломная работа

Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв АнкаБелчес об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-06
Дипломная работа

Спасибо огромное автору!! Очень помог!!

Общая оценка 5
Отзыв Nova об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-09-15
Дипломная работа

спасибо! очень хорошая работа, была принята руководителем сразу и без замечаний, всё выполнено в соответствии с требованиями, высокая оригинальность

Общая оценка 5
Отзыв Vestafiesta об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-10-04
Дипломная работа

Это удивительный автор! Самый чутки из всех, всегда на связи! Адекватный, идет на встречу и с ним реально приятно работать, обговаривать моменты. Пишем диплом вместе! Всё на высшем уровне! Ни кому его не отдам! Чудо-чудо автор! Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Формирование краеведческих знаний при подготовке к ВПР по истории 2022

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Дипломатическое маневрирование Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Бунт пятидесяти станиц 1792-1794 гг. как последнее массовое антиправительственное движение донского казачества»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Христианство в эпоху Сасанидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Декоративно-прикладное искусство мордвы в XIX - начале XX вв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

молодежные националистические группировки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Использование современных компьютерных технологий на уроках истории в среднем и старшем звене

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (1941-1944 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Карибский кризис глазами советских политиков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

История храмов России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Финляндия в составе России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Культура эпохи сталинизма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽