Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Мемуарные источники XIX века об отечественной войне 1812 года и их использование на уроках истории

  • 72 страниц
  • 2015 год
  • 152 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Война 1812 года является одним из знаменательных событий Российской истории в связи с чем изучению данного события посвящено огромное количество литературы, при этом далеко не только исследовательской, но также и художественной, публицистической и в основе разнообразия книг, посвященных событиям начала XIX лежат в том числе и мемуарные источники.
Мемуары в начале XIX века становятся одной из популярных форм отражения существующей обыденной действительности и традиция написания мемуаров образованной частью населения России не только плотно обосновалась в среде русского дворянства и интеллигенции, но также сохраняется, развивается и совершенствуется, обретает свои собственные жанровые особенности. В результате же того, что мемуары – это специфичное представление личности об эпохе, о событиях, данный жанр приобретает актуальность и для исследователей-историков, которые при помощи событий участников исторических событий воссоздают мельчайшие детали значимых и даже совершенно не значимых для общего мирового контекста исторических процессов.
Война 1812 года, несомненно, является событием значимым не только в истории России, но и Всемирной истории в связи с чем отражение событий военный действий, предшествовавших им событий и последствий в мемуарных источников не только обширно, но и часть участников событий посвятила свои воспоминания исключительно данному периоду времени. Мемуары о событиях 1812 года писали как русские участники военных действий, так иностранцы. В результате благодаря мемуарам возможно получить не только сведения непосредственно о военных действиях того периода, но и о настроениях, опасениях, жизни и даже чувствах людей, которые жили в период 1812 года.
Актуальность. В школьному курсе изучению событий военных действий 1812 года отводится значительное количество часов в курсе Отечественной истории и современный учитель имеет возможность использовать целую массу методик для изучения данной темы, в том числе и обращаться к интерактивному формату проведения урока так, как война 1812 года является не просто одной из многих войн XIX века, она определяется, как Отечественная война, для которой характерен всплеск патриотизма всего населения, а итоговая победа в войне над Наполеоном Бонапартом, к тому времени захватившим большую часть Западной Европы, определяет для военных действий роль одного из значимых достижений внешней политики Российской империи. В итоге, изучение войны 1812 года – это не просто изучение военных действий, а также и составляющая патриотического воспитания, формирования гордости за свою страну и достижений предков. В связи с этим война 1812 года изучена наиболее подробно среди всех прочих войн, которые вела Россия на протяжении своей истории. Воссозданы события битв, созданы интерактивные карты, видеоматериалы, многочисленные методические рекомендации по проведению уроков, связанных с событиями военных действия 1812 года в школе, однако, при всем этом, работа непосредственно с источниками оставляет еще множества возможностей для внедрения новых подходов. И одним из таких источников являются мемуары, роль которых в воссоздании картины военных действий 1812 года весьма высока.
На современном этапе возможности включения мемуарных источников в школьный урок истории ограничено так, как мемуары данного периода и тематики не просто многочисленны, на данную тему тысячи современников и в связи с этим выбрать наиболее подходящие тексты, удачно вписывающиеся в структуру урока – основная проблема для учителя. Наличие данной проблемы определяет тему исследования, как актуальную и значимую.
Объект исследования – источники личного характера, посвященные событиям войны 1812 года.
Предмет исследования - возможности использования мемуаров современников войны 1812 года на уроках и во внеурочных занятиях по истории.
Хронологические рамки: XIX век, начиная с 1812 года. Данный период включает в себя военный действия, которые велись непосредственно на территории Российской Империи. Хронологические рамки определяют период описания событий в мемуарных источниках, созданных на протяжении XIX века.
Территориальные рамки: в рассмотрении событий в мемуарах ограничиваются Европейской территорией России в связи с определением характера войны, как Отечественной, для которой характерна защита народом территории собственной страны от нападения.
Цель – изучить возможности использования мемуарных источников XIX века об отечественной войне 1812 года на уроках истории и во внеурочных занятиях по истории.
Задачи:
1. рассмотреть основные события отечественной войны 1812 года как значимого исторического события;
2. дать характеристику и определить основные виды источников личного происхождения;
4. проанализировать специфику представления событий войны 1812 года в мемуарах современников;
5. определить роль и вклад мемуаров, как источников, в воссоздание деталей картины Отечественной войны 1812 года;
6. изучить основные методы работы с мемуарами на уроках истории;
7. рассмотреть методические требования к урокам истории на примере разработки уроков: «Отечественная война 1812 года»;
8. определить возможности использования мемуарных документов во внеурочной работе учителя;
9. разработать школьный урок истории с использованием мемуарных источников войны 1812 года.
Историография. Историография темы войны 1812 года весьма обширна и событие изучалось историками дореволюционного периода, советскими историками, современными историками как в России, так и за рубежом.
Среди дореволюционных историков Отечественная война 1812 года в большей степени представлена в концепции единения народа, ориентированного на защиту своей Родины в связи с чем хронологии событий и их последовательности уделялось не слишком пристальное внимание. Описание событий было представлено в большей мере в качестве эмоциональных откликов, особенно в свете того, что если не сами историки являлись участниками событий, то ими были их ближайшие родственники. Научное направление в исследовании темы было представлено такими исследователями, как Д. И. Ахшарумов , Д. П. Бутурлин , А. И. Михайловский-Данилевский , Н. А. Окунев , Я. Деминский , К.А. Военский и др.
Подробное изучение военных действий периода 1812 года представлено в трудах таких дореволюционных историков, как М.И. Богданович , который представляет изложение предвоенных и военных действий в трех томах фактически по каждому из дней с момента начала военных действий.
Подробный обзор военных действий также представляет в своей работе А.П. Карцов , который помимо изложения событий войны также дает анализ действий обеих сторон. И.П. Липранди, в свою очередь, помимо изложения событий военных действий также дает освещение мирной жизни периода 1812 года вне военных событий, а также дает оценку эпохи исходя из общественного мнения того периода .
В советский период сложно говорить о единой отечественной науке. Были три варианта историографического осмысления темы Отечественной войны 1812 года:
- официальная марксистско-ленинская концепция (Л.Г. Бескровный , Б.С. Абалихин , В.А. Дунаевский , П.А. Жилин )
- неофициальная марксистко-ленинская концепция, представленная работами Н.А. Троицкого .
После 1917 года и особенно с 1930-х гг. в СССР окончательно победила марксистская методология истории 1812 года, первоначальный вариант марксистской трактовки истории Отечественной войны содержал ошибки, но несмотря на это вся советская историография темы развивалась по прогрессирующей восходящей линии. Среди исследователей событий войны 1812 года выделялись такие историки, как Е.В. Тарле , Л.Г. Бескровный , Н.Ф. Гарнич , Ю.Л. Епанчин и др.
В целом, возможно отметить, что советские историки посвящали свои исследования широкой тематике рассмотрения всего периода военных действий и значения войны, знаменитых сражений, деятелей периода военных действий. Именно пристальное внимание к историческим личностям во многом позволило советским историкам достаточно тщательно проработать мемуарные источники, однако, непосредственно их рассмотрение в русле историографии советской исторической науки посвященной периоду 1812 года, фактически отсутствует.
Историки постперестроечного периода и современные историки в большей мере при изучении военных действий 1812 года обращаются к локальному, региональному аспекту или узкой тематике, которая позволила им более пристально изучить мемуарные источники и в целом обратить внимание на них, как на значимый аспект изучения темы военных действий в1812 года. Труды историков постсоветского периода очень многочисленны и среди наиболее близких теме исследования данной работы возможно отметить Е.В. Анисимова , В.М. Безотосного , С.В. Белоусов , Е.А. Доброва , Н.Ф. Дубовин , Л.Л. Ивченко , С.Н. Искюль и др.
Особую роль в контексте исследования играли работы авторов, которые использовали в качестве источниковой базы мемуарные источники. В частности, А.М. Васютинский, который представлял нашествие Наполеона в отражении общественности и очевидцев . А.М. Васютинский представляет события военных действий 1812 года по воспоминаниям современников . Н.А. Троицкий представляет реконструкцию событий военных действий. В том числе и с использованием мемуарных источников .
Изучением мемуаров, как исторических источников, их роли, особенностей использования и специфики создания занимались такие ученые, как С.В. Кодан, который в целом представил в своей работе характеристику источников личного характера . М.Ф. Румянцева представляет исторические источники личного характера в представлении рамок общего источниковедения и уделяет внимание не только характеристике мемуаров, но так же и возможностям их использования в контексте исторической науки .
При этом, необходимо отметить, что исследования, посвященные использованию мемуаров современников военных действий 1812 года на уроке в школе, отсутствуют.
Характеристика источников. Источниковая база на современном этапе представляется обширной в связи с постоянно издающимися мемуарами XIX века, включающими в себя события войны 1812 года, а также в связи с размещением в сети интернет исторических архивных данных, среди которых находятся и личные документы частных лиц.
Источниковую базу исследования возможно разделить на источники личного характера, в том числе мемуары, письма, военные донесения, дневники, материалы периодической печати. Мемуарные источники подразделяются на мемуары отечественных участников событий 1812 года и на мемуары иностранцев. Все они были написаны после событий Отечественной войны 1812 года.
Приоритет в работе отдавался мемуарным источникам, которые составили основу исследования и являлись основным предметом исследования. Среди значимых мемуаров отечественного происхождения, написанных в период второй четверти и второй половины XIX века возможно отметить в первую очередь непосредственно участников военных действий. В частности, это мемуары Н.И. Андреева , Н.Б. Голицына , Д. Давыдова , М.И. Кутузова и др. Мемуары участников событий представляют значительный объем дополнений и уточнений, касающихся ведения военных действий, мыслей военачальников, оценки ими событий и отдельных людей, быта военных и гражданских лиц. Благодаря мемуарам участников событий становится возможным воссоздать отдельные детали эпохи, которые отсутствуют в иных источниках. Особенно значимым определяется представление военных действий представителями разных социальных слоев, званий, людей, располагавшихся на разных территориях где происходили военные действия.
Среди иностранных мемуаристов необходимо также отметить участников военных действий, которые пребывали в России в период 1812 года: А-Ж-Б. Бургонь , Ц. Ложье , Ф.-В. Лоссберг и др. Использование мемуаров иностранцев дает возможность произвести сравнение их мнения относительно военных действий с мнением мемуаристов отечественных, произвести оценку событий с обеих сторон фронта. Так же представляется особенно важным использование мемуаров иностранце в качестве источника выявления отношения завоевателей к наполеоновской кампании против России, отношение к военным сражениям, результатам сражений, организации и проблем наполеоновской армии.
Помимо мемуаров в качестве источниковой базы также были использованы письма, военные донесения, дневники, материалы периодической печати. В частности, А.Х. Бенкендорф в своих записках представляет целый ряд документов, которые отражают события войны в личном восприятии. Письма Д. Давыдова и других участников военных действий и современников войны представляют переживания их авторов, трагедии, связанные с потерей дома, близких, отражение беспокойства о будущем страны. Эти факторы представляются и в дневников записях, которые были не столь многочисленными, однако, при всем этом, более подробно отражали эмоциональный фон современников и их скрытые мотивы действий и оценок.
Сборники документов представляют целый спектр источников различного направления и характера. Сборник документов, составленный Е.В. Тарле, содержит различные материалы из дневников и воспоминаний участников войны, различные записки и донесения о ходе боевых действий и т.п . Данные документальные источники позволяют соотнести события, представляемые в личных источниках с официальным курсом правительства и командующих армиями.
Важной составляющей исследования также определяется пресса XIX начала XX века, в которой представляются мемуарные источники, воспоминания, письма и прочие документы периода войны 1812 года. В частности, материалы журналов «Русский Архив», «Северный вестник», «Русская старина». Данные журналы в своем большинстве издаются в конце XIX начале XX века и представляются разнонаправленными по своей тематике и в том числе публикуют с согласия потомков современников отечественной войны и самих современников не только мемуары, но также и иные составляющие личных архивов, которые позволяют подробно и полно в купе с использованием других источников воссоздавать картину событий. Ценность данных публикаций заключается в том, что многие из опубликованных первоисточников были утеряны в последующем и сохранились исключительно только в дореволюционной прессе.
В целом источниковая база вопроса не только обширна, но также разнонаправлена по своему содержанию, авторству, что позволяет подробно рассмотреть вопрос.
Методологические принципы. Методологической основой работы послужили принципы объективности и историзма, а также историко-типологический и сравнительно исторический методы исследования. Вышеназванные принципы позволили выявить особенности восприятия событий участниками военных действий1812 года.
Методы исследования. Основу исследования составили такие методы, как анализ научной литературы и источников, в качестве которых были использованы мемуары современников войны 1812 года, историко-сравнительный метод, сопоставление, ретроспективный метод.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе были проанализированы мемуары современников войны 1812 года, исследования, посвященные данной тематике, на основе чего были выявлены возможности использования мемуарных источников в школьном уроке при изучении событий войны 1812 года.
Практическая значимость. По результатам проведенного исследования и выявления возможностей использования мемуарных источников при изучении событий войны 1812 года были разработаны рекомендации по использованию мемуарных документов во внеурочной работе учителя и разработаны планы уроков, которые возможно применить на практике.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы – теоретическую и практическую, заключение, список источников и литературы, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В ИСТОЧНИКАХ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 13
1.1. Отечественная война 1812 года как значимое историческое событие 13
1.2. Характеристика и основные виды источников личного происхождения 20
1.3. События войны 1812 года в мемуарах современников 26
1.4. Роль и вклад мемуаров, как источников, в воссоздание деталей картины Отечественной войны 1812 года 36
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕМУАРОВ СОВРЕМЕННИКОВ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ 44
2.1 Основные методы работы с мемуарами на уроках истории 44
2.2. Методические требования к урокам истории на примере разработки уроков: «Отечественная война 1812 года» 52
2.3. Использование мемуарных документов во внеурочной работе учителя (на примере событий Отечественной войны 1812 года) 57
2.4.Разработка школьного урока истории 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования было выявлено, что источники личного характера определяются исходя из специфики их происхождения. Они происходят непосредственно от человека, личности. Мемуары относятся к источникам личного характера, в связи с чем сохраняют специфику данного типа источников, то тесть представление не только группы событий, но также и личного мнения относительно событий, личного искажения информации исходя из специфики мировоззрения автора.
Возможности пользования источников личного характера в воссоздании картины событий определяются обширно начиная с описания сути событий и воссоздания хронологии до использования данных источников в качестве воссоздания «духа эпохи», элементов быта, жизни, образа мышления современников автора мемуаров. В целом же, мемуарные источники являются вспомогательными для историков так, как не смотря на свои широкие возможности представляемые в них события и их характеристика все же носят субъективный характер в свете чего определяются дополнением характеристики эпохи, но не основой.
Отечественная война 1812 года стала знаковым событием для обеих воюющих сторон, в связи с чем она достаточно объемно представлена в мемуарных источниках. Мемуары современников не только дополняют картину войны 1812 года, но также и отражают ее отдельные аспекты подтверждая или вызывая сомнения в официально – представляемых фактах, формируя картину восприятия войны у самих ее участников, а также определяя приоритеты акцентирования внимания на событиях со стороны современников. В результате при использовании мемуаров, отражающих событиях 1812 года, возможно выявить восприятие картины войны ее главнокомандующих в обеих сторон, офицерства, дворянства и даже простых жителей, которым довелось если не участвовать в военных действиях, то наблюдать за происходящим, становиться свидетелем событий.
Мемуары, посвященные войне 1812 года, представляют не только синхронные данные о событиях военных действий, но и разные составляющие поведения людей в период бедствия, дают полную картину восприятия событий не просто в некой последовательности дат и событий, но также и отдельных составляющих человеческой трагедии, представляют отдельные лица, которые являлись свидетелями этих событий и переживали трудные времена.
Методические возможности изучения мемуаров на уроке истории в справочной литературе освещены достаточно подробно и методисты теоретики предлагают целый ряд подходов, согласно которым данное изучение возможно осуществить непосредственно в контексте урока. Выбор подходящего подхода зависит от типа урока и возрастных особенностей учеников.
Учет возрастных особенностей учеников является основополагающим аспектом, который позволяет выстроить учебную деятельность в соответствие с особенностями восприятия, характерными возрасту учеников. Ориентация на специфику возраста дает возможность более не только более успешно выстроить процесс обучения, выбрать подходящие методы работы на уроках истории, краеведению, но и привить необходимые в дальнейшем профессиональном обучении навыки.
Представление событий военных действий в совокупности с биографиями и анализом мемуарных источников различных исторических деятелей способствуют воссозданию эпохи в целом и формированию представления у учеников о событиях войны 1812 года не только, как череде сражений и перемещений, но также и как о событиях, которые оказывали влияние на жизнь конкретных людей, а люди оказывали влияние на события. Патриотическое воспитание в данном процессе играет немаловажную роль в связи с тем, что оценка подвига далеких предков позволяет формировать чувство гордости за страну и ее историю.
Ученики 8 класса еще не способны к полноценной самостоятельной работе с мемуарными источниками, в связи с чем изучение отдельных деятелей военных действий возможно представить используя комбинированную форму урока. Комбинированный урок может включать в себя несколько направлений работы, в том числе и работу с источниками. При организации комбинированного необходимо учитывать не только специфику возраста учеников, но и специфику источников, которые возможно использовать в контексте урока.
В рамках работы был сформирован план комбинированного урока, посвященного партизанскому движению времен Отечественной войны 1812 года в представлении одной из знаменитых личностей данного движения – гусара Дениса Давыдова.
Помимо комбинированного урока также была предложена модель организации занятия в русле внеурочной деятельности. Занятие представляет собой семинар, в процессе которого ученики 8 класса могут представить свои доклады о знаменитых участниках войны 1812 года, тем самым представив и саму эпоху в целом.
По результатам проведенного исследования возможно отметить, что мемуарные источники военных действий 1812 года представляют самые разнообразные аспекты событий 1812 года в связи с чем изучение всего их многообразия оптимально осуществлять не только в контексте урока истории, но также и проведения дополнительных занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Источники
1. Андреев Н.И. Воспоминания офицера 50-го егерского полка [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Andreev1/index.html
2. Бенкендорф, А. Х. Записки Бенкендорфа. 1812 год. Отечественная война. 1813 год. Освобождение Нидерландов. - М. : Языки славян. культуры, 2001. - 388 с.
3. Бургонь, Адриен-Жан-Батист. Мемуары. - М.: Наследие, 2003. - 174 с.
4. Волконский П. А. [1-я декада октября 1812 г.] «У французов в Московском плену 1812 года».«Замечания действий французов, вошедших в Москву, узнанные во время двадцати двух дневного у них полону бригадирным князем Петром Алексеевым сыном Волконским». // Русский архив – 1905 - № 11.- с. 351—359.
5. Голицын Н. Б. [1835 г.] «Воспоминания и впечатления русского офицера во время кампаний 1812, 1813 и 1814 годов»// Русский архив – 1884 - № 4. - с. 338—374
6. Давыдов, Д. 1812-1813. Неизвестные записки // Наше наследие = Our heritage. - 1991. - N 1. - С.29-36.
7. Коленкур, А. О. Поход Наполеона в Россию : мемуары. - Смоленск: Смядынь, 1991. - 368 с.
8. Кольчугин Г. Н. 1815 г. «Записки о 1812 годе Московского гофмаклера Г. Н. Кольчугина». // Русский архив – 1879 - № 9 - с. 45—60.
9. Корбелецкий, Ф. Французы в Москве : (Рассказ чиновника, бывшего в плену и на невольной службе у неприятеля) // Моск. журн. - 1992. - N 9. - С.16-20.
10. Кутузов, М. И. Письма и воспоминания. – М.: Бизнеском, 2010. - 237 с.
11. Ложье, Цезарь. Дневник офицера великой армии в 1812 году. - М. : Правда-Пресс, 2005. - 278 с.
12. Лоссберг, Фридрих-Вильгельм фон. Письма вестфальского штаб-офицера. - М.: Наследие, 2003. - 168 с.
13. Наполеон в России. Глазами русских: воспоминания современников. - М. : Захаров, 2004. - 318 с.
14. Наполеон в России глазами иностранцев. - М., Кн. 1 : Нашествие в Москву. - 2004. - 560 с.
15. Наполеон в России глазами иностранцев. - М., Кн. 2 : Отступление. - 2004. - 560 с.
16. Норов А.С. Воспоминания.[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Norov/index.html
17. Пущин П. Дневник 1812-1814. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Puschin/index.html
18. Чичерин А. Дневник. 1812-1813.[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Chicherin/index.html
19. Шарин. «Сказание псковского гражданина о том, как депутаты от города Пскова ездили в армию в 1812 году».// Русская старина – 1887 - № 7. - с. 55—74.

Литература
1. Абалихин Б.С. Контрнаступление русских войск в 1812 году: планы и их реализация: (К 175-летию Отеч. войны 1812 г.) // История СССР. - 1987. - N 4. - С.104-119.
2. Абалихин Б.С. Отечественная война 1812 года на Юго-Западе России. - Волгоград: ВГПИ, 1987. - 104 с.
3. Абалихин Б.С. Тайны Бородинской битвы // Рос. ист. журн. - 1994. - N 1. - С.14-27.
4. Абалихин Б.С.1812 год на перекрестках мнений советских историков, 1917-1987. - М.: Наука, 1990. - 245 с.
5. Абалихин Б.С. Генерал Багратион. Жизнь и война. – М.: Молодая гвардия, 2011. - 820 с.
6. Анисимов Е.В. Генерал Багратион. Жизнь и война. – М.: Молодая гвардия, 2011. - 820 с.
7. Ахшарумов Д.И. Описание войны 1812 года./ Д.И. Ахшарумов. – СПб., 1819. – 113 с.
8. Балязин, В. Н.Неофициальная история России: Россия против Наполеона. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 190 с.
9. Безотосный, В. М. Разведка и планы сторон в 1812 году. - М. : РОССПЭН, 2005. - 286 с.
10. Безотосный, В. М. Россия и Европа в эпоху 1812 года. Стратегия или геополитика. - Москва : Вече, печ. 2011. - 263 с.
11. Безотосный, В. М. Французские источники по истории Отечественной войны 1812 года // История СССР. - 1990. - N 3. - С.212-219.
12. Белоусов С.В. Провинциальное общество и Отечественная война 1812 года : (по материалам Сред. Поволжья). - Пенза : Изд-во ПГПУ, 2007. - 259 с.
13. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 года. — М.: Соцэкгиз, 1962. — 611 с.
14. Богданович М.И. Военный энциклопедический лексикон./ М.И. Богданович. – СПб., 1852-1858.
15. Богданович М.И. История Отечественной войны 3 т./ М.И. Богданович. – СПб., 1859-1860.
16. Бутурлин Д.П. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 году./ Д.П. Бутурлин. – СПб., 1837-1838. – 119 с.
17. Васютинский А.М. Наполеон в России глазами иностранцев. – М.: Захаров, 2004. – 412 с.
18. Васютинский А.М. Французы в России: 1812 год по воспоминаниям современников-иностранцев. В 3 ч., 2012.
19. Военский К.А. Континентальная система 1812-1912. Отечественная война и русское общество./К.А. Военский. – М., 1912. Т. 3. – С. 221-232.
20. Гапликов Н. В. Дореволюционная историография Отечественной войны 1812 года / Н. В. Гапликов // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 353-355.
21. Деминский Я. Поход Наполеона в Россию./ Я. Деминский. – СПб., 1813.
22. Доброва Е.А. Льюис Нэмир о войне 1812 года // Россия и Европа : Дипломатия и культура. - М., 2002. - Вып. 2. - С.122-136.
23. Дубовин Н.Ф. Отечественная война в письмах современников (1812-1815 гг.). - М. : ГПИБ, 2006. - 671 с.
24. Дунаевский В.А. 1812 год на перекрестках мнений советских историков, 1917—1987 / Отв. ред. А.Н. Сахаров; АН СССР, Ин-т истории СССР. — М.: Наука, 1990. — С. 243.
25. Дунаевский В.А. Новое в изучении истории Отечественной войны 1812 года. — М.: Знание, 1983. — С. 64.
26. Жилин П.А. Контрнаступление русской армии в 1812 году. - М.: Воен. изд., 1953. - 400 с.
27. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. - М.: Наука, 1988. - 495 с.
28. Ивченко Л.Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года. - М. : Молодая гвардия, 2008. - 695 с.
29. Искюль С.Н. Москва 1812 г. в записках современника (Московский "погром" глазами очевидца) // Новый часовой. - 1994. - N 2. - С.5-12.
30. Карцов А.П. Военно-исторический обзор войны 1812 года./ А.П. Карцов. – СПб., 1851.
31. Липранди И.П. Материалы для Отечественной войны 1812 года./ И.П. Липранди. – СПб., 1867.
32. Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 году./ А.И. Михайловский-Данилевский. – Ч. 1-4. СПб., 1839.
33. Окунев Н.А. Рассуждение о больших военных действиях, битвах и сражениях, происходивших при вторжении в Россию в 1812 году./ Н.А. Окунев. – СПб., 1833.
34. Тарле Е.В. Бородино. - М., 1962. - 95 с.;
35. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию, 1812 г. - М.: АСТ, 2009. - 382 с.;
36. Тарле Е.В. Отечественная война 1812 года и разгром империи Наполеона. - М., 1941. - 67 с; 1812 год. - М., 1959. - 819 с.
37. Тарле Е.В. 1812. Год русской славы. – М.: Эксмо, 2012. - 444 с.
38. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. – М.: Омега, 2007. – 560 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Война 1812 года является одним из знаменательных событий Российской истории в связи с чем изучению данного события посвящено огромное количество литературы, при этом далеко не только исследовательской, но также и художественной, публицистической и в основе разнообразия книг, посвященных событиям начала XIX лежат в том числе и мемуарные источники.
Мемуары в начале XIX века становятся одной из популярных форм отражения существующей обыденной действительности и традиция написания мемуаров образованной частью населения России не только плотно обосновалась в среде русского дворянства и интеллигенции, но также сохраняется, развивается и совершенствуется, обретает свои собственные жанровые особенности. В результате же того, что мемуары – это специфичное представление личности об эпохе, о событиях, данный жанр приобретает актуальность и для исследователей-историков, которые при помощи событий участников исторических событий воссоздают мельчайшие детали значимых и даже совершенно не значимых для общего мирового контекста исторических процессов.
Война 1812 года, несомненно, является событием значимым не только в истории России, но и Всемирной истории в связи с чем отражение событий военный действий, предшествовавших им событий и последствий в мемуарных источников не только обширно, но и часть участников событий посвятила свои воспоминания исключительно данному периоду времени. Мемуары о событиях 1812 года писали как русские участники военных действий, так иностранцы. В результате благодаря мемуарам возможно получить не только сведения непосредственно о военных действиях того периода, но и о настроениях, опасениях, жизни и даже чувствах людей, которые жили в период 1812 года.
Актуальность. В школьному курсе изучению событий военных действий 1812 года отводится значительное количество часов в курсе Отечественной истории и современный учитель имеет возможность использовать целую массу методик для изучения данной темы, в том числе и обращаться к интерактивному формату проведения урока так, как война 1812 года является не просто одной из многих войн XIX века, она определяется, как Отечественная война, для которой характерен всплеск патриотизма всего населения, а итоговая победа в войне над Наполеоном Бонапартом, к тому времени захватившим большую часть Западной Европы, определяет для военных действий роль одного из значимых достижений внешней политики Российской империи. В итоге, изучение войны 1812 года – это не просто изучение военных действий, а также и составляющая патриотического воспитания, формирования гордости за свою страну и достижений предков. В связи с этим война 1812 года изучена наиболее подробно среди всех прочих войн, которые вела Россия на протяжении своей истории. Воссозданы события битв, созданы интерактивные карты, видеоматериалы, многочисленные методические рекомендации по проведению уроков, связанных с событиями военных действия 1812 года в школе, однако, при всем этом, работа непосредственно с источниками оставляет еще множества возможностей для внедрения новых подходов. И одним из таких источников являются мемуары, роль которых в воссоздании картины военных действий 1812 года весьма высока.
На современном этапе возможности включения мемуарных источников в школьный урок истории ограничено так, как мемуары данного периода и тематики не просто многочисленны, на данную тему тысячи современников и в связи с этим выбрать наиболее подходящие тексты, удачно вписывающиеся в структуру урока – основная проблема для учителя. Наличие данной проблемы определяет тему исследования, как актуальную и значимую.
Объект исследования – источники личного характера, посвященные событиям войны 1812 года.
Предмет исследования - возможности использования мемуаров современников войны 1812 года на уроках и во внеурочных занятиях по истории.
Хронологические рамки: XIX век, начиная с 1812 года. Данный период включает в себя военный действия, которые велись непосредственно на территории Российской Империи. Хронологические рамки определяют период описания событий в мемуарных источниках, созданных на протяжении XIX века.
Территориальные рамки: в рассмотрении событий в мемуарах ограничиваются Европейской территорией России в связи с определением характера войны, как Отечественной, для которой характерна защита народом территории собственной страны от нападения.
Цель – изучить возможности использования мемуарных источников XIX века об отечественной войне 1812 года на уроках истории и во внеурочных занятиях по истории.
Задачи:
1. рассмотреть основные события отечественной войны 1812 года как значимого исторического события;
2. дать характеристику и определить основные виды источников личного происхождения;
4. проанализировать специфику представления событий войны 1812 года в мемуарах современников;
5. определить роль и вклад мемуаров, как источников, в воссоздание деталей картины Отечественной войны 1812 года;
6. изучить основные методы работы с мемуарами на уроках истории;
7. рассмотреть методические требования к урокам истории на примере разработки уроков: «Отечественная война 1812 года»;
8. определить возможности использования мемуарных документов во внеурочной работе учителя;
9. разработать школьный урок истории с использованием мемуарных источников войны 1812 года.
Историография. Историография темы войны 1812 года весьма обширна и событие изучалось историками дореволюционного периода, советскими историками, современными историками как в России, так и за рубежом.
Среди дореволюционных историков Отечественная война 1812 года в большей степени представлена в концепции единения народа, ориентированного на защиту своей Родины в связи с чем хронологии событий и их последовательности уделялось не слишком пристальное внимание. Описание событий было представлено в большей мере в качестве эмоциональных откликов, особенно в свете того, что если не сами историки являлись участниками событий, то ими были их ближайшие родственники. Научное направление в исследовании темы было представлено такими исследователями, как Д. И. Ахшарумов , Д. П. Бутурлин , А. И. Михайловский-Данилевский , Н. А. Окунев , Я. Деминский , К.А. Военский и др.
Подробное изучение военных действий периода 1812 года представлено в трудах таких дореволюционных историков, как М.И. Богданович , который представляет изложение предвоенных и военных действий в трех томах фактически по каждому из дней с момента начала военных действий.
Подробный обзор военных действий также представляет в своей работе А.П. Карцов , который помимо изложения событий войны также дает анализ действий обеих сторон. И.П. Липранди, в свою очередь, помимо изложения событий военных действий также дает освещение мирной жизни периода 1812 года вне военных событий, а также дает оценку эпохи исходя из общественного мнения того периода .
В советский период сложно говорить о единой отечественной науке. Были три варианта историографического осмысления темы Отечественной войны 1812 года:
- официальная марксистско-ленинская концепция (Л.Г. Бескровный , Б.С. Абалихин , В.А. Дунаевский , П.А. Жилин )
- неофициальная марксистко-ленинская концепция, представленная работами Н.А. Троицкого .
После 1917 года и особенно с 1930-х гг. в СССР окончательно победила марксистская методология истории 1812 года, первоначальный вариант марксистской трактовки истории Отечественной войны содержал ошибки, но несмотря на это вся советская историография темы развивалась по прогрессирующей восходящей линии. Среди исследователей событий войны 1812 года выделялись такие историки, как Е.В. Тарле , Л.Г. Бескровный , Н.Ф. Гарнич , Ю.Л. Епанчин и др.
В целом, возможно отметить, что советские историки посвящали свои исследования широкой тематике рассмотрения всего периода военных действий и значения войны, знаменитых сражений, деятелей периода военных действий. Именно пристальное внимание к историческим личностям во многом позволило советским историкам достаточно тщательно проработать мемуарные источники, однако, непосредственно их рассмотрение в русле историографии советской исторической науки посвященной периоду 1812 года, фактически отсутствует.
Историки постперестроечного периода и современные историки в большей мере при изучении военных действий 1812 года обращаются к локальному, региональному аспекту или узкой тематике, которая позволила им более пристально изучить мемуарные источники и в целом обратить внимание на них, как на значимый аспект изучения темы военных действий в1812 года. Труды историков постсоветского периода очень многочисленны и среди наиболее близких теме исследования данной работы возможно отметить Е.В. Анисимова , В.М. Безотосного , С.В. Белоусов , Е.А. Доброва , Н.Ф. Дубовин , Л.Л. Ивченко , С.Н. Искюль и др.
Особую роль в контексте исследования играли работы авторов, которые использовали в качестве источниковой базы мемуарные источники. В частности, А.М. Васютинский, который представлял нашествие Наполеона в отражении общественности и очевидцев . А.М. Васютинский представляет события военных действий 1812 года по воспоминаниям современников . Н.А. Троицкий представляет реконструкцию событий военных действий. В том числе и с использованием мемуарных источников .
Изучением мемуаров, как исторических источников, их роли, особенностей использования и специфики создания занимались такие ученые, как С.В. Кодан, который в целом представил в своей работе характеристику источников личного характера . М.Ф. Румянцева представляет исторические источники личного характера в представлении рамок общего источниковедения и уделяет внимание не только характеристике мемуаров, но так же и возможностям их использования в контексте исторической науки .
При этом, необходимо отметить, что исследования, посвященные использованию мемуаров современников военных действий 1812 года на уроке в школе, отсутствуют.
Характеристика источников. Источниковая база на современном этапе представляется обширной в связи с постоянно издающимися мемуарами XIX века, включающими в себя события войны 1812 года, а также в связи с размещением в сети интернет исторических архивных данных, среди которых находятся и личные документы частных лиц.
Источниковую базу исследования возможно разделить на источники личного характера, в том числе мемуары, письма, военные донесения, дневники, материалы периодической печати. Мемуарные источники подразделяются на мемуары отечественных участников событий 1812 года и на мемуары иностранцев. Все они были написаны после событий Отечественной войны 1812 года.
Приоритет в работе отдавался мемуарным источникам, которые составили основу исследования и являлись основным предметом исследования. Среди значимых мемуаров отечественного происхождения, написанных в период второй четверти и второй половины XIX века возможно отметить в первую очередь непосредственно участников военных действий. В частности, это мемуары Н.И. Андреева , Н.Б. Голицына , Д. Давыдова , М.И. Кутузова и др. Мемуары участников событий представляют значительный объем дополнений и уточнений, касающихся ведения военных действий, мыслей военачальников, оценки ими событий и отдельных людей, быта военных и гражданских лиц. Благодаря мемуарам участников событий становится возможным воссоздать отдельные детали эпохи, которые отсутствуют в иных источниках. Особенно значимым определяется представление военных действий представителями разных социальных слоев, званий, людей, располагавшихся на разных территориях где происходили военные действия.
Среди иностранных мемуаристов необходимо также отметить участников военных действий, которые пребывали в России в период 1812 года: А-Ж-Б. Бургонь , Ц. Ложье , Ф.-В. Лоссберг и др. Использование мемуаров иностранцев дает возможность произвести сравнение их мнения относительно военных действий с мнением мемуаристов отечественных, произвести оценку событий с обеих сторон фронта. Так же представляется особенно важным использование мемуаров иностранце в качестве источника выявления отношения завоевателей к наполеоновской кампании против России, отношение к военным сражениям, результатам сражений, организации и проблем наполеоновской армии.
Помимо мемуаров в качестве источниковой базы также были использованы письма, военные донесения, дневники, материалы периодической печати. В частности, А.Х. Бенкендорф в своих записках представляет целый ряд документов, которые отражают события войны в личном восприятии. Письма Д. Давыдова и других участников военных действий и современников войны представляют переживания их авторов, трагедии, связанные с потерей дома, близких, отражение беспокойства о будущем страны. Эти факторы представляются и в дневников записях, которые были не столь многочисленными, однако, при всем этом, более подробно отражали эмоциональный фон современников и их скрытые мотивы действий и оценок.
Сборники документов представляют целый спектр источников различного направления и характера. Сборник документов, составленный Е.В. Тарле, содержит различные материалы из дневников и воспоминаний участников войны, различные записки и донесения о ходе боевых действий и т.п . Данные документальные источники позволяют соотнести события, представляемые в личных источниках с официальным курсом правительства и командующих армиями.
Важной составляющей исследования также определяется пресса XIX начала XX века, в которой представляются мемуарные источники, воспоминания, письма и прочие документы периода войны 1812 года. В частности, материалы журналов «Русский Архив», «Северный вестник», «Русская старина». Данные журналы в своем большинстве издаются в конце XIX начале XX века и представляются разнонаправленными по своей тематике и в том числе публикуют с согласия потомков современников отечественной войны и самих современников не только мемуары, но также и иные составляющие личных архивов, которые позволяют подробно и полно в купе с использованием других источников воссоздавать картину событий. Ценность данных публикаций заключается в том, что многие из опубликованных первоисточников были утеряны в последующем и сохранились исключительно только в дореволюционной прессе.
В целом источниковая база вопроса не только обширна, но также разнонаправлена по своему содержанию, авторству, что позволяет подробно рассмотреть вопрос.
Методологические принципы. Методологической основой работы послужили принципы объективности и историзма, а также историко-типологический и сравнительно исторический методы исследования. Вышеназванные принципы позволили выявить особенности восприятия событий участниками военных действий1812 года.
Методы исследования. Основу исследования составили такие методы, как анализ научной литературы и источников, в качестве которых были использованы мемуары современников войны 1812 года, историко-сравнительный метод, сопоставление, ретроспективный метод.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе были проанализированы мемуары современников войны 1812 года, исследования, посвященные данной тематике, на основе чего были выявлены возможности использования мемуарных источников в школьном уроке при изучении событий войны 1812 года.
Практическая значимость. По результатам проведенного исследования и выявления возможностей использования мемуарных источников при изучении событий войны 1812 года были разработаны рекомендации по использованию мемуарных документов во внеурочной работе учителя и разработаны планы уроков, которые возможно применить на практике.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы – теоретическую и практическую, заключение, список источников и литературы, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В ИСТОЧНИКАХ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 13
1.1. Отечественная война 1812 года как значимое историческое событие 13
1.2. Характеристика и основные виды источников личного происхождения 20
1.3. События войны 1812 года в мемуарах современников 26
1.4. Роль и вклад мемуаров, как источников, в воссоздание деталей картины Отечественной войны 1812 года 36
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕМУАРОВ СОВРЕМЕННИКОВ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ 44
2.1 Основные методы работы с мемуарами на уроках истории 44
2.2. Методические требования к урокам истории на примере разработки уроков: «Отечественная война 1812 года» 52
2.3. Использование мемуарных документов во внеурочной работе учителя (на примере событий Отечественной войны 1812 года) 57
2.4.Разработка школьного урока истории 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования было выявлено, что источники личного характера определяются исходя из специфики их происхождения. Они происходят непосредственно от человека, личности. Мемуары относятся к источникам личного характера, в связи с чем сохраняют специфику данного типа источников, то тесть представление не только группы событий, но также и личного мнения относительно событий, личного искажения информации исходя из специфики мировоззрения автора.
Возможности пользования источников личного характера в воссоздании картины событий определяются обширно начиная с описания сути событий и воссоздания хронологии до использования данных источников в качестве воссоздания «духа эпохи», элементов быта, жизни, образа мышления современников автора мемуаров. В целом же, мемуарные источники являются вспомогательными для историков так, как не смотря на свои широкие возможности представляемые в них события и их характеристика все же носят субъективный характер в свете чего определяются дополнением характеристики эпохи, но не основой.
Отечественная война 1812 года стала знаковым событием для обеих воюющих сторон, в связи с чем она достаточно объемно представлена в мемуарных источниках. Мемуары современников не только дополняют картину войны 1812 года, но также и отражают ее отдельные аспекты подтверждая или вызывая сомнения в официально – представляемых фактах, формируя картину восприятия войны у самих ее участников, а также определяя приоритеты акцентирования внимания на событиях со стороны современников. В результате при использовании мемуаров, отражающих событиях 1812 года, возможно выявить восприятие картины войны ее главнокомандующих в обеих сторон, офицерства, дворянства и даже простых жителей, которым довелось если не участвовать в военных действиях, то наблюдать за происходящим, становиться свидетелем событий.
Мемуары, посвященные войне 1812 года, представляют не только синхронные данные о событиях военных действий, но и разные составляющие поведения людей в период бедствия, дают полную картину восприятия событий не просто в некой последовательности дат и событий, но также и отдельных составляющих человеческой трагедии, представляют отдельные лица, которые являлись свидетелями этих событий и переживали трудные времена.
Методические возможности изучения мемуаров на уроке истории в справочной литературе освещены достаточно подробно и методисты теоретики предлагают целый ряд подходов, согласно которым данное изучение возможно осуществить непосредственно в контексте урока. Выбор подходящего подхода зависит от типа урока и возрастных особенностей учеников.
Учет возрастных особенностей учеников является основополагающим аспектом, который позволяет выстроить учебную деятельность в соответствие с особенностями восприятия, характерными возрасту учеников. Ориентация на специфику возраста дает возможность более не только более успешно выстроить процесс обучения, выбрать подходящие методы работы на уроках истории, краеведению, но и привить необходимые в дальнейшем профессиональном обучении навыки.
Представление событий военных действий в совокупности с биографиями и анализом мемуарных источников различных исторических деятелей способствуют воссозданию эпохи в целом и формированию представления у учеников о событиях войны 1812 года не только, как череде сражений и перемещений, но также и как о событиях, которые оказывали влияние на жизнь конкретных людей, а люди оказывали влияние на события. Патриотическое воспитание в данном процессе играет немаловажную роль в связи с тем, что оценка подвига далеких предков позволяет формировать чувство гордости за страну и ее историю.
Ученики 8 класса еще не способны к полноценной самостоятельной работе с мемуарными источниками, в связи с чем изучение отдельных деятелей военных действий возможно представить используя комбинированную форму урока. Комбинированный урок может включать в себя несколько направлений работы, в том числе и работу с источниками. При организации комбинированного необходимо учитывать не только специфику возраста учеников, но и специфику источников, которые возможно использовать в контексте урока.
В рамках работы был сформирован план комбинированного урока, посвященного партизанскому движению времен Отечественной войны 1812 года в представлении одной из знаменитых личностей данного движения – гусара Дениса Давыдова.
Помимо комбинированного урока также была предложена модель организации занятия в русле внеурочной деятельности. Занятие представляет собой семинар, в процессе которого ученики 8 класса могут представить свои доклады о знаменитых участниках войны 1812 года, тем самым представив и саму эпоху в целом.
По результатам проведенного исследования возможно отметить, что мемуарные источники военных действий 1812 года представляют самые разнообразные аспекты событий 1812 года в связи с чем изучение всего их многообразия оптимально осуществлять не только в контексте урока истории, но также и проведения дополнительных занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Источники
1. Андреев Н.И. Воспоминания офицера 50-го егерского полка [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Andreev1/index.html
2. Бенкендорф, А. Х. Записки Бенкендорфа. 1812 год. Отечественная война. 1813 год. Освобождение Нидерландов. - М. : Языки славян. культуры, 2001. - 388 с.
3. Бургонь, Адриен-Жан-Батист. Мемуары. - М.: Наследие, 2003. - 174 с.
4. Волконский П. А. [1-я декада октября 1812 г.] «У французов в Московском плену 1812 года».«Замечания действий французов, вошедших в Москву, узнанные во время двадцати двух дневного у них полону бригадирным князем Петром Алексеевым сыном Волконским». // Русский архив – 1905 - № 11.- с. 351—359.
5. Голицын Н. Б. [1835 г.] «Воспоминания и впечатления русского офицера во время кампаний 1812, 1813 и 1814 годов»// Русский архив – 1884 - № 4. - с. 338—374
6. Давыдов, Д. 1812-1813. Неизвестные записки // Наше наследие = Our heritage. - 1991. - N 1. - С.29-36.
7. Коленкур, А. О. Поход Наполеона в Россию : мемуары. - Смоленск: Смядынь, 1991. - 368 с.
8. Кольчугин Г. Н. 1815 г. «Записки о 1812 годе Московского гофмаклера Г. Н. Кольчугина». // Русский архив – 1879 - № 9 - с. 45—60.
9. Корбелецкий, Ф. Французы в Москве : (Рассказ чиновника, бывшего в плену и на невольной службе у неприятеля) // Моск. журн. - 1992. - N 9. - С.16-20.
10. Кутузов, М. И. Письма и воспоминания. – М.: Бизнеском, 2010. - 237 с.
11. Ложье, Цезарь. Дневник офицера великой армии в 1812 году. - М. : Правда-Пресс, 2005. - 278 с.
12. Лоссберг, Фридрих-Вильгельм фон. Письма вестфальского штаб-офицера. - М.: Наследие, 2003. - 168 с.
13. Наполеон в России. Глазами русских: воспоминания современников. - М. : Захаров, 2004. - 318 с.
14. Наполеон в России глазами иностранцев. - М., Кн. 1 : Нашествие в Москву. - 2004. - 560 с.
15. Наполеон в России глазами иностранцев. - М., Кн. 2 : Отступление. - 2004. - 560 с.
16. Норов А.С. Воспоминания.[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Norov/index.html
17. Пущин П. Дневник 1812-1814. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Puschin/index.html
18. Чичерин А. Дневник. 1812-1813.[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Chicherin/index.html
19. Шарин. «Сказание псковского гражданина о том, как депутаты от города Пскова ездили в армию в 1812 году».// Русская старина – 1887 - № 7. - с. 55—74.

Литература
1. Абалихин Б.С. Контрнаступление русских войск в 1812 году: планы и их реализация: (К 175-летию Отеч. войны 1812 г.) // История СССР. - 1987. - N 4. - С.104-119.
2. Абалихин Б.С. Отечественная война 1812 года на Юго-Западе России. - Волгоград: ВГПИ, 1987. - 104 с.
3. Абалихин Б.С. Тайны Бородинской битвы // Рос. ист. журн. - 1994. - N 1. - С.14-27.
4. Абалихин Б.С.1812 год на перекрестках мнений советских историков, 1917-1987. - М.: Наука, 1990. - 245 с.
5. Абалихин Б.С. Генерал Багратион. Жизнь и война. – М.: Молодая гвардия, 2011. - 820 с.
6. Анисимов Е.В. Генерал Багратион. Жизнь и война. – М.: Молодая гвардия, 2011. - 820 с.
7. Ахшарумов Д.И. Описание войны 1812 года./ Д.И. Ахшарумов. – СПб., 1819. – 113 с.
8. Балязин, В. Н.Неофициальная история России: Россия против Наполеона. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 190 с.
9. Безотосный, В. М. Разведка и планы сторон в 1812 году. - М. : РОССПЭН, 2005. - 286 с.
10. Безотосный, В. М. Россия и Европа в эпоху 1812 года. Стратегия или геополитика. - Москва : Вече, печ. 2011. - 263 с.
11. Безотосный, В. М. Французские источники по истории Отечественной войны 1812 года // История СССР. - 1990. - N 3. - С.212-219.
12. Белоусов С.В. Провинциальное общество и Отечественная война 1812 года : (по материалам Сред. Поволжья). - Пенза : Изд-во ПГПУ, 2007. - 259 с.
13. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 года. — М.: Соцэкгиз, 1962. — 611 с.
14. Богданович М.И. Военный энциклопедический лексикон./ М.И. Богданович. – СПб., 1852-1858.
15. Богданович М.И. История Отечественной войны 3 т./ М.И. Богданович. – СПб., 1859-1860.
16. Бутурлин Д.П. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 году./ Д.П. Бутурлин. – СПб., 1837-1838. – 119 с.
17. Васютинский А.М. Наполеон в России глазами иностранцев. – М.: Захаров, 2004. – 412 с.
18. Васютинский А.М. Французы в России: 1812 год по воспоминаниям современников-иностранцев. В 3 ч., 2012.
19. Военский К.А. Континентальная система 1812-1912. Отечественная война и русское общество./К.А. Военский. – М., 1912. Т. 3. – С. 221-232.
20. Гапликов Н. В. Дореволюционная историография Отечественной войны 1812 года / Н. В. Гапликов // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 353-355.
21. Деминский Я. Поход Наполеона в Россию./ Я. Деминский. – СПб., 1813.
22. Доброва Е.А. Льюис Нэмир о войне 1812 года // Россия и Европа : Дипломатия и культура. - М., 2002. - Вып. 2. - С.122-136.
23. Дубовин Н.Ф. Отечественная война в письмах современников (1812-1815 гг.). - М. : ГПИБ, 2006. - 671 с.
24. Дунаевский В.А. 1812 год на перекрестках мнений советских историков, 1917—1987 / Отв. ред. А.Н. Сахаров; АН СССР, Ин-т истории СССР. — М.: Наука, 1990. — С. 243.
25. Дунаевский В.А. Новое в изучении истории Отечественной войны 1812 года. — М.: Знание, 1983. — С. 64.
26. Жилин П.А. Контрнаступление русской армии в 1812 году. - М.: Воен. изд., 1953. - 400 с.
27. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. - М.: Наука, 1988. - 495 с.
28. Ивченко Л.Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года. - М. : Молодая гвардия, 2008. - 695 с.
29. Искюль С.Н. Москва 1812 г. в записках современника (Московский "погром" глазами очевидца) // Новый часовой. - 1994. - N 2. - С.5-12.
30. Карцов А.П. Военно-исторический обзор войны 1812 года./ А.П. Карцов. – СПб., 1851.
31. Липранди И.П. Материалы для Отечественной войны 1812 года./ И.П. Липранди. – СПб., 1867.
32. Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 году./ А.И. Михайловский-Данилевский. – Ч. 1-4. СПб., 1839.
33. Окунев Н.А. Рассуждение о больших военных действиях, битвах и сражениях, происходивших при вторжении в Россию в 1812 году./ Н.А. Окунев. – СПб., 1833.
34. Тарле Е.В. Бородино. - М., 1962. - 95 с.;
35. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию, 1812 г. - М.: АСТ, 2009. - 382 с.;
36. Тарле Е.В. Отечественная война 1812 года и разгром империи Наполеона. - М., 1941. - 67 с; 1812 год. - М., 1959. - 819 с.
37. Тарле Е.В. 1812. Год русской славы. – М.: Эксмо, 2012. - 444 с.
38. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. – М.: Омега, 2007. – 560 с.

Купить эту работу

Мемуарные источники XIX века об отечественной войне 1812 года и их использование на уроках истории

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 января 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.2
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

4 крестовый поход

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Особенности работы педагога с младшими школьниками

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Дипломная работа

Территориальные споры в Латинской Америке в 21 веке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Социальные аномалии советского общества в конце 1920х – начале 1930х. гг. по материалам Ярославского края.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

КОРРЕКТИРОВКА Политический портрет М.В.Родзянко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-20
Дипломная работа

Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв АнкаБелчес об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-06
Дипломная работа

Спасибо огромное автору!! Очень помог!!

Общая оценка 5
Отзыв Nova об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-09-15
Дипломная работа

спасибо! очень хорошая работа, была принята руководителем сразу и без замечаний, всё выполнено в соответствии с требованиями, высокая оригинальность

Общая оценка 5
Отзыв Vestafiesta об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-10-04
Дипломная работа

Это удивительный автор! Самый чутки из всех, всегда на связи! Адекватный, идет на встречу и с ним реально приятно работать, обговаривать моменты. Пишем диплом вместе! Всё на высшем уровне! Ни кому его не отдам! Чудо-чудо автор! Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Формирование краеведческих знаний при подготовке к ВПР по истории 2022

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Дипломатическое маневрирование Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Бунт пятидесяти станиц 1792-1794 гг. как последнее массовое антиправительственное движение донского казачества»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Христианство в эпоху Сасанидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Декоративно-прикладное искусство мордвы в XIX - начале XX вв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

молодежные националистические группировки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Использование современных компьютерных технологий на уроках истории в среднем и старшем звене

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (1941-1944 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Карибский кризис глазами советских политиков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

История храмов России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Финляндия в составе России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Культура эпохи сталинизма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽