Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Данная работа посвящена деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку в этот период произошли значительные изменения в положении Церкви в Советском государстве. Кроме того, Русская Православная Церковь оказала активную поддержку советскому народу в борьбе против фашизма. Патриотическая деятельность РПЦ в военные годы является одной из самых выдающихся страниц светской и церковной истории.
Проблемы истории Русской Православной Церкви (РПЦ) на современном этапе особенно актуальны также вследствие активного роста гражданского, политического сознания, духовных потребностей граждан России, расширения и углубления интереса к истории Отечества. Несомненно, РПЦ – это один из главных акторов отечественной истории. Ценный опыт РПЦ в патриотической деятельности, духовном воспитании востребован и на современном этапе.
Наконец, нельзя не отметить, что необходимо изучать историю Церкви в военные годы, поскольку сегодня мы видим такую же тенденцию усиления роли РПЦ в общественной и политической жизни. А именно, речь идет о расширении духовного образования, повышении авторитета Церкви в зарубежных странах. Такие же явления можно было наблюдать и в военные годы.
Изучение истории РПЦ даст возможность более глубокого понимания сегодняшнего положения Русской Православной Церкви в России и в мире.
Главная цель работы – рассмотреть основные аспекты деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной историографии по проблеме деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны.
2. Охарактеризовать особенности управленческой структуры Русской Православной Церкви в годы войны.
3. Проанализировать процессы расширения и укрепления позиций Русской Православной Церкви в военные годы.
4. Изучить основные аспекты патриотической деятельности РПЦ.
5. Изучить процесс укрепления РПЦ международных связей в годы Второй мировой войны.
Хронологические рамки исследования: 1941-1945 гг.
Территориальные рамки исследования охватывают традиционную каноническую территорию Русской Православной Церкви и в ряде случаев выходят за её пределы в связи с тем, что существовали епархии, монастыри, приходы на территории ближнего и дальнего зарубежья и входили в юрисдикцию Московской Патриархии.
Объект исследования – Русская Православная Церковь.
Предмет исследования – особенности положения, устройства РПЦ в военные годы, ее деятельность.
В процесс исследования были использованы следующие методы:
• Историографический
• Аналитический
• Метод синтеза.
Данная тема становилась объектом многочисленных исторических исследований. Рассмотрим те, которые стали основой настоящего исследования.
Традиционной темой исследований стала проблема патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны. В частности, здесь можно выделить статьи иеродиакона Арсения Веретельникова («Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны») , в которых раскрываются главные направления патриотической деятельности Церкви, показывается ее значимость для государства и народа.
Общим аспектам деятельности Русской православной Церкви в годы войны посвящены работы О.Ю. Васильевой, В.Е. Комарова . Эти авторы обращают внимание на то, в каких сложных условиях осуществлялась деятельность РПЦ, с каким идеологическим давлением пришлось столкнуться Церкви. Кроме того, в этих работах раскрывается проблема правового положения РПЦ в военные годы.
Проблема деятельности РПЦ на оккупированной территории – это крайне сложный и дискуссионный вопрос. К этой проблеме обращались В.И. Алексеев, священник А. Голиков, М.В. Шкаровский . Этими учеными предпринимались попытки избавить историографию от искажений объективной реальности относительно деятельности РПЦ на оккупированных территориях. В советское время эта проблема использовалась властями для того, чтобы очернить Церковь, показать ее в невыгодном свете. Отрадно, что в 90-е годы эти мифы были развеяны, была показана их несостоятельность.
В 90-е годы особое внимание исследователей привлекала проблема правового положения Русской Православной Церкви в военные годы. Здесь особо стоит упомянуть исследования М.И. Одинцова, Д.В. Поспеловского, священника Алексея Николина, И.Я. Шимона, В.Н. Якунина . Эти ученые показали сложность, противоречивость отношений между РПЦ и Советским государством.
Весь спектр вопросов деятельности РПЦ в военные годы, проблема взаимоотношений Церкви с Советским государством рассматривались М.В. Шкаровским . Этот исследователь дал полную картину несправедливого отношения советской власти к Церкви, показал, что положение Церкви в военные годы улучшилось весьма незначительно, охарактеризовал степень значимости патриотической деятельности Церкви для всего рода и государства в целом.
Несмотря на наличие огромного числа исследований, посвященных РПЦ в годы войны, остается много дискуссионных, нерешенных вопросов, до сих пор волнующих ученых, историков Церкви.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на:
• опубликованные документы – отчеты, официальные заявления и материалы относительно деятельности Русской Православной Церкви в рассматриваемый период , которые дают возможность узнать об основных направлениях патриотической и религиозной деятельности РПЦ;
• мемуары, которые также позволяют узнать о происходящих в те годы событиях, увидеть их глазами современников .
Научная новизна исследования обусловлена попыткой комплексного анализа основных аспектов и проблем деятельности РПЦ в годы Великой отечественной войны с позиции современного взгляда на события того времени.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования текста работы в курсах по истории РПЦ.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования.
Первая глава посвящена историографии проблемы деятельности РПЦ в годы ВОВ.
Во второй главе дается характеристика управленческой структуры Церкви в военные годы. Особое внимание уделено тому, какие изменения произошли в правовом положении Русской Православной Церкви в указанный период.
Третья глава посвящена патриотической деятельности РПЦ в военные годы. Кроме того, здесь же дается характеристика международной деятельности РПЦ.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Данная тема дипломной работы была освещена в виде доклада на открытой конференции в «Центре Молодежных программ и проектов», посвящённой годовщине блокадного Ленинграда, проходившей в феврале этого года в Москве.
Введение 3
Глава 1. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны: историография вопроса 9
1.1.Отечественная историография 9
1.2.Зарубежная историография 18
Глава 2. Специфика политического и правового положения Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 28
2.1. Управленческая структура Русской Православной Церкви в годы войны 28
2.2.Расширение и укрепление позиций Русской Православной Церкви в военные годы 43
Глава 3.Основные аспекты деятельности РПЦ в годы войны 50
3.1. Патриотическая деятельность 50
3.2. Международное сотрудничество 66
Заключение 76
Список литературы 82
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
После начала Великой Отечественной войны произошли важные изменения в правовом положении РПЦ. Вмешательство светских сил в церковную жизнь происходило с первых дней существования советской власти. Законность во взаимоотношениях церкви и государства обеспечивалось тем, что все вопросы, связанные с осуществлением декрета были в ведении Народного Комиссариата Юстиции (в лице его V отдела), в юридической организации и решались согласно Закону. Позднее было решено создать отдельную государственную организацию, которая бы ведала церковными делами, а возглавлял ее государственный чиновник. Вспомним, что сразу после падения самодержавия и прихода к власти большевиков начались гонения и репрессии против Православной Церкви. В частности, были проведены крупные антирелигиозные кампании, а именно, речь идет о закрытии первых монастырей и храмов в период с ноября 1917 года по 1919 год, лишении Церкви права юридического лица, частичной реквизиции церковного имущества. В 1918 – 1920 годы духовенство утратило свои юридические права. С конца 1920 года большевики начали заниматься деятельностью по расколу Церкви. С 1922 года было положено начало разграбления церквей и монастырей, массовых расстрелов священнослужителей. Для советской власти Православная церковь всегда выступала в качестве идеологического противника, оппозиционера, опасного врага для построения и укрепления позиций советской власти. Советская власть сразу же приняла законодательные акты, направленные против Церкви, в частности, речь идет о Декрете о свободе совести и последующих постановлениях, имеющих антицерковную направленность. Церковь полностью потеряла все инструменты влияния на воспитание общества. Советская политика привела к катастрофической ситуации во всех церковных институтах, Церковь оказалась на грани уничтожения. Патриарх Тихон предпринимал попытки наладить конструктивный диалог с советской властью, тем не менее, его попытки не привели к желаемому результату. Дело в том, что советское правительство вообще не представляло возможности мирного сосуществования советского государства и Православной Церкви. Советская власть опасалась усиления влияния Церкви на общество, что могло бы помешать укреплению позиций советского правительства. Период гражданской войны – переломный в отношениях между государством и Церковью. К 1919 году стало очевидно, что советская власть укрепилась. В годы гражданской войны начинается обновленческий раскол в Церкви, поощряемый советской властью. Даже после окончания гражданской войны отношения между государством и Церковью не улучшились. В 1922-1923 гг. начинается новая волна наступлений на Православную Церковь со стороны советской власти. В результате проведения кампании патриарха Тихона отстраняют от власти, Церковь возглавила группа священнослужителей, проявивших лояльность по отношению к новой власти. Начало войны изменилось ситуацию в лучшую сторону. В частности, Церковь получила большую свободу деятельности, была избавлена от массированного идеологического наступления со стороны представителей власти, прекратились репрессии. Все это позволило Церкви оказать огромную помощь фронту и советскому народу в борьбе с Германией.
Русской Православной Церковью был внесен значительный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные послания и проповеди церковных иерархов, священников помогали укреплять волю к победе, утешать верующих, поощрять их на борьбу против беспощадного врага.
Большая роль принадлежит РПЦ в усилении веры людей в реальность победы над фашистской Германией. Церковь занимались воспитанием высоких патриотических чувств и убеждений.
Как уже отмечалось ранее, у фашистов были собственные планы на реализацию роли Церкви в захвате Советского государства. Тем не менее, Церковь не просто не приняла фашизм, но и оказала ему самое деятельное сопротивление, осудив фашизм как крайне бесчеловечное явление современной действительности. Церковь делала все возможное в то сложное время, чтобы сопротивляться фашизму, возрождать русское национальное самосознание.
Именно Церкви принадлежит заслуга спасения многих сотен людей, оказания помощи военнопленным. Подчас духовенство являлось единственным связующим звеном между населением и партизанами, священники укрывали красноармейцев, сами вступали в ряды народного антифашистского сопротивления. Многие из тех священнослужителей, кто был вынужден сосуществовать с оккупантами, одновременно вели против них подрывную работу, предоставляли партизанам медикаменты, одежду, продовольствие, а иногда и оружие.
Следует сказать о большом влиянии призывов духовенства к тому, чтобы помогать партизанам.
В годы войны произошли значительные изменения в отношениях между Советским государством и РПЦ. Эти изменения были связаны с непростой обстановкой, пониманием советского руководства того, что народ нуждается в пастырском слове. Это привело к восстановлению епархиальных учреждений, благочиний, открытию церковных отделов, налаживанию приходской жизни. Епархиальное начальство заботилось о том, чтобы открывались приходы, создавались церковные хоры, духовные школы.
РПЦ занималась в годы войны широкой патриотической деятельностью. Именно благодаря Церкви и верующим были собраны большие средства на нужды фронта. Патриотические воззвания иерархов помогали мобилизовать духовные силы советского народа. Патриотические призывы иерархов Церкви основывались на народных традициях - сплачиваться против врагов Родины, проявлять самоотверженность и героизм при ее защите. В обращениях Патриархии фигурировали исторические деятели, известные своим патриотизмом, боровшиеся за свободу и независимость страны: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Руководство РПЦ выступало с критикой фашизма.
Кроме того, следует сказать о шефстве православных приходов над детскими домами, садами, госпиталями. Монастыри и храмы занимались сбором средств на военные нужды. Видимое благословение РПЦ – это танковая колонна имени Дмитрия Донского, которая была сооружена на средства верующих.
Многие священники с оружием в руках защищали свою Родину на фронтах великой войны.
Для консолидации церковной жизни необходимо было установление внутрицерковного мира, преодоление разобщения в российской пастве. Годы Великой Отечественной войны стали временем ликвидации церковных расколов, и прежде всего обновленческого раскола, спровоцированного и в значительной степени организованного государственными органами в 20-е гг., которые стремились подорвать Церковь изнутри. Активное сотрудничество обновленцев с властными структурами больше всего повредило им в глазах церковного сообщества. Когда с началом войны началось возрождение Церкви, это было возрождение патриаршей Церкви - интересам государства более отвечала Церковь с максимально широкой социальной базой. Обновленцы, поддерживаемые до начала Великой Отечественной войны официальными властями, с утратой этой поддержки потеряли и своё влияние на верующих. Наиболее дальновидные из них начали переходить в тихоновскую Церковь. Улучшение отношений между Советским государством и Московской Патриархией нанесло окончательный удар по обновленческому движению. Обновленческие приходы начали стремительно таять по мере роста авторитета духовенства патриаршей Церкви среди верующих и из-за того, что многие из обновленческого духовенства, в том числе их глава митрополит Александр (Введенский) скомпрометировали себя аморальными поступками в церкви и в быту. Верующие обновленческих приходов повсеместно стремились уйти из обновленчества и перейти в подчинение патриарха Сергия. К середине войны полный крах обновленчества стал очевидным. Обновленческие архиереи, осознавшие это, искали пути к возвращению в Православную Церковь.
Таким образом, можно выделить следующие направления деятельности РПЦ в годы войны: сбор различных видов пожертвований для фронта и тыла, помощь раненым, детям-сиротам, семьям погибших бойцов; организация госпиталей и оказание им финансовой поддержки, уход за больными и ранеными; материальная помощь детским домам и садам; участие духовенства и верующих в боевых операциях действующей армии и в отрядах партизан; помощь народным мстителям на оккупированных территориях, организация отрядов самообороны; проведение разъяснительной и воспитательной работы среди верующих; воспитание мужества, самопожертвования и веры в победу у населения; утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны; консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла; духовное подвижничество; молитвенное стояние за Отечество; международная миротворческая и антифашистская деятельность; восстановление разрушенного хозяйства и помощь разрушенным войной районам, налаживание международных связей, утраченных после революции 1917 года.
К сожалению, все усилия Православной Церкви оказались не оцененными советской властью, даже более того, Советское государство боялось усиления позиций РПЦ, что привело после окончания войны к новой волне репрессий, гонений.
В заключение хотелось бы отметить огромную значимость и актуальность рассматриваемой темы для дальнейшего глубокого научного историографического исследования. В частности, много пробелов и сегодня существует в историографии деятельности РПЦ на оккупированных территориях.
Список литературы
Источники
1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание...» Автобиография. М., 1996.
2. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 2004.
3. В огне войны. Русская православная церковь в 1941-1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии) / Публ. М. В. Шкаровского // Русское прошлое. Историко-документальный альманах. СПб., 1994.
4. Государство и церковь в годы войны. Докладные записки председателей Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. 1945. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1995. № 4.
5. Нестор (Анисимов), митрополит. Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма. М., 1995.
6. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов /Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 40–43, 55-57, 66, 96, 103–104, 180, 262, 268, 269, 362, 477, 480, 504.
7. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. Кн. 1. М., 1995.
Литература
8. Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории //Русское возрождение (РВ). 1980. №№ 11, 12; 1981. №№ 13,14,15,16; 1982. №№ 17, 18.
9. Арсений (Веретельников), иеродиакон. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Московская Духовная Академия. Загорск, 1975-1976. Машинопись.
10. Валентинов А. Религия и церковь в СССР. М., 1960.
11. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. М., 1999.
12. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М., 1994.
13. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А.(сост.) Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2009. http://www.twirpx.com/file/1427604/
14. Голиков Андрей, свящ. Феномен митрополита Сергия (Воскресенского) и исполненное им дело в Прибалтике // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского Богословского института 31 января - 3 февраля 2001 г. М., 2001.
15. Иннокентий (Павлов), игумен. Церковная жизнь Ленинграда во время блокады 1941-1944 гг. Л., 1983. Машинопись.
16. Карпов Г. Г. О русской православной церкви в Советском Союзе. М., 1946.
17. Комаров В.Е. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны // 50-летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. Смоленск, 1995.
18. Константинов Д. В., протоиерей. Гонимая церковь: Русская Православная Церковь в СССР. М., 1999.
19. Копаница М. М. Современные социальные концепции русского православия. Харьков, 1988.
20. Куроедов В. А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1984.
21. Лисавцев Э. И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. 2-е издание. М., 1975.
22. Машков В., прот., Добролюбова Л.Н. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Горьковская область в Великой Отечественной войне: Взгляд через 50 лет. М-лы научно-практич. к-ции 18-19 апреля 1995 г. Н. Новгород, 1995.
23. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX в.). М., 1996.
24. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.
25. Перов П. Новая церковная политика соввласти//Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, м-та Берлинского и Средне-Европейского митрополичьего округа. 20.11.1943.
26. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995
27. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж, 1977. (Репринт- М., 1996.)
28. Свящ. Александр Мень. Религия, культ личности и секулярное государство//На пути к свободе совести. М., 1989.
29. Свящ. Глеб Якунин. В служении культу//На пути к свободе совести. М., 1989.
30. Священник Алексей Николин. Церковь и государство. (История правовых отношений.) М., 1997.
31. Сергеева Н. О религии и церкви в СССР (по страницам иностранной печати) //Война и рабочий класс. 1943. № 12 (15 ноября).
32. Терещенко Ю. Идеи патриотизма в этической концепции церкви/Православие и современность. Киев, 1988.
33. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/315114
34. Цыпин В., прот. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну // Новая и новейшая история. 1995. № 2.
35. Шимон И. Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995.
36. Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола Русской православной церкви. Казань, 1970.
37. Шишкин А. А. «Обновленческий» раскол русской православной церкви. Дисс. ... д. ф. н. Казань, 1972.
38. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 годах. СПб., 1995.
39. Шкаровский М.В. Германская церковная политика и «религиозное возрождение» на оккупированной территории Белоруссии, Прибалтики и Северо-Запада России// Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского Богословского института 30 января - 1 февраля 1997 г.: Материалы. М., 1997.
40. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика Советского государства в годы войны // Христианское чтение. СПб., 1996. № 12. С. 26-53.
41. Шкаровский М.В. Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны // Ленинградская эпопея: организация обороны и население города. СПб., 1995. С. 260-290.
42. Якунин В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. : дисс. ... доктора исторических наук : 07.00.02. Самара, 2002. 444 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/93-5
43. Якунин В.Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны//Московский журнал. 1995. № 1. С. 14-21; № 2. С. 15-20; № 7. С. 41-46; № 9. С. 31-39; № 11. С. 24-28.
44. Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London, 1961.
45. Fletcher W. Portrait of the Most Praised and Vilified of Modern Churchmen -Metropolitan Nikolai of the Russian Orthodox Church - and of the dilemma he Faced as Religions Leader in a Militantly Secular Society Nikolai. N. Y., 1968
46. Pospelovsky Dimitry. The Russian Church un der the Soviet regime. 1917-1982. New-York, 1984
47. Struve N. Les Chretiens es URSS. Editiens du seul. Paris, 1963
48. Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine, 1917 bis 1945. Koln, 1953
49. Bass Gerald. Religious Belief and the Soviet State. London; Fletcher W. A Study in Survival. (The Church in Russia 1917-1943.) London, 1965.
50. John Shelton Churtiss. The Russian Church and the Soviet State. 1917-1950. Gloucester, mass Peter Smith, 1965
51. Grunwald C. The Churches and the Soviet Union. New-York: Macmillan, 1962.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Данная работа посвящена деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку в этот период произошли значительные изменения в положении Церкви в Советском государстве. Кроме того, Русская Православная Церковь оказала активную поддержку советскому народу в борьбе против фашизма. Патриотическая деятельность РПЦ в военные годы является одной из самых выдающихся страниц светской и церковной истории.
Проблемы истории Русской Православной Церкви (РПЦ) на современном этапе особенно актуальны также вследствие активного роста гражданского, политического сознания, духовных потребностей граждан России, расширения и углубления интереса к истории Отечества. Несомненно, РПЦ – это один из главных акторов отечественной истории. Ценный опыт РПЦ в патриотической деятельности, духовном воспитании востребован и на современном этапе.
Наконец, нельзя не отметить, что необходимо изучать историю Церкви в военные годы, поскольку сегодня мы видим такую же тенденцию усиления роли РПЦ в общественной и политической жизни. А именно, речь идет о расширении духовного образования, повышении авторитета Церкви в зарубежных странах. Такие же явления можно было наблюдать и в военные годы.
Изучение истории РПЦ даст возможность более глубокого понимания сегодняшнего положения Русской Православной Церкви в России и в мире.
Главная цель работы – рассмотреть основные аспекты деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной историографии по проблеме деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны.
2. Охарактеризовать особенности управленческой структуры Русской Православной Церкви в годы войны.
3. Проанализировать процессы расширения и укрепления позиций Русской Православной Церкви в военные годы.
4. Изучить основные аспекты патриотической деятельности РПЦ.
5. Изучить процесс укрепления РПЦ международных связей в годы Второй мировой войны.
Хронологические рамки исследования: 1941-1945 гг.
Территориальные рамки исследования охватывают традиционную каноническую территорию Русской Православной Церкви и в ряде случаев выходят за её пределы в связи с тем, что существовали епархии, монастыри, приходы на территории ближнего и дальнего зарубежья и входили в юрисдикцию Московской Патриархии.
Объект исследования – Русская Православная Церковь.
Предмет исследования – особенности положения, устройства РПЦ в военные годы, ее деятельность.
В процесс исследования были использованы следующие методы:
• Историографический
• Аналитический
• Метод синтеза.
Данная тема становилась объектом многочисленных исторических исследований. Рассмотрим те, которые стали основой настоящего исследования.
Традиционной темой исследований стала проблема патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны. В частности, здесь можно выделить статьи иеродиакона Арсения Веретельникова («Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны») , в которых раскрываются главные направления патриотической деятельности Церкви, показывается ее значимость для государства и народа.
Общим аспектам деятельности Русской православной Церкви в годы войны посвящены работы О.Ю. Васильевой, В.Е. Комарова . Эти авторы обращают внимание на то, в каких сложных условиях осуществлялась деятельность РПЦ, с каким идеологическим давлением пришлось столкнуться Церкви. Кроме того, в этих работах раскрывается проблема правового положения РПЦ в военные годы.
Проблема деятельности РПЦ на оккупированной территории – это крайне сложный и дискуссионный вопрос. К этой проблеме обращались В.И. Алексеев, священник А. Голиков, М.В. Шкаровский . Этими учеными предпринимались попытки избавить историографию от искажений объективной реальности относительно деятельности РПЦ на оккупированных территориях. В советское время эта проблема использовалась властями для того, чтобы очернить Церковь, показать ее в невыгодном свете. Отрадно, что в 90-е годы эти мифы были развеяны, была показана их несостоятельность.
В 90-е годы особое внимание исследователей привлекала проблема правового положения Русской Православной Церкви в военные годы. Здесь особо стоит упомянуть исследования М.И. Одинцова, Д.В. Поспеловского, священника Алексея Николина, И.Я. Шимона, В.Н. Якунина . Эти ученые показали сложность, противоречивость отношений между РПЦ и Советским государством.
Весь спектр вопросов деятельности РПЦ в военные годы, проблема взаимоотношений Церкви с Советским государством рассматривались М.В. Шкаровским . Этот исследователь дал полную картину несправедливого отношения советской власти к Церкви, показал, что положение Церкви в военные годы улучшилось весьма незначительно, охарактеризовал степень значимости патриотической деятельности Церкви для всего рода и государства в целом.
Несмотря на наличие огромного числа исследований, посвященных РПЦ в годы войны, остается много дискуссионных, нерешенных вопросов, до сих пор волнующих ученых, историков Церкви.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на:
• опубликованные документы – отчеты, официальные заявления и материалы относительно деятельности Русской Православной Церкви в рассматриваемый период , которые дают возможность узнать об основных направлениях патриотической и религиозной деятельности РПЦ;
• мемуары, которые также позволяют узнать о происходящих в те годы событиях, увидеть их глазами современников .
Научная новизна исследования обусловлена попыткой комплексного анализа основных аспектов и проблем деятельности РПЦ в годы Великой отечественной войны с позиции современного взгляда на события того времени.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования текста работы в курсах по истории РПЦ.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования.
Первая глава посвящена историографии проблемы деятельности РПЦ в годы ВОВ.
Во второй главе дается характеристика управленческой структуры Церкви в военные годы. Особое внимание уделено тому, какие изменения произошли в правовом положении Русской Православной Церкви в указанный период.
Третья глава посвящена патриотической деятельности РПЦ в военные годы. Кроме того, здесь же дается характеристика международной деятельности РПЦ.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Данная тема дипломной работы была освещена в виде доклада на открытой конференции в «Центре Молодежных программ и проектов», посвящённой годовщине блокадного Ленинграда, проходившей в феврале этого года в Москве.
Введение 3
Глава 1. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны: историография вопроса 9
1.1.Отечественная историография 9
1.2.Зарубежная историография 18
Глава 2. Специфика политического и правового положения Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 28
2.1. Управленческая структура Русской Православной Церкви в годы войны 28
2.2.Расширение и укрепление позиций Русской Православной Церкви в военные годы 43
Глава 3.Основные аспекты деятельности РПЦ в годы войны 50
3.1. Патриотическая деятельность 50
3.2. Международное сотрудничество 66
Заключение 76
Список литературы 82
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
После начала Великой Отечественной войны произошли важные изменения в правовом положении РПЦ. Вмешательство светских сил в церковную жизнь происходило с первых дней существования советской власти. Законность во взаимоотношениях церкви и государства обеспечивалось тем, что все вопросы, связанные с осуществлением декрета были в ведении Народного Комиссариата Юстиции (в лице его V отдела), в юридической организации и решались согласно Закону. Позднее было решено создать отдельную государственную организацию, которая бы ведала церковными делами, а возглавлял ее государственный чиновник. Вспомним, что сразу после падения самодержавия и прихода к власти большевиков начались гонения и репрессии против Православной Церкви. В частности, были проведены крупные антирелигиозные кампании, а именно, речь идет о закрытии первых монастырей и храмов в период с ноября 1917 года по 1919 год, лишении Церкви права юридического лица, частичной реквизиции церковного имущества. В 1918 – 1920 годы духовенство утратило свои юридические права. С конца 1920 года большевики начали заниматься деятельностью по расколу Церкви. С 1922 года было положено начало разграбления церквей и монастырей, массовых расстрелов священнослужителей. Для советской власти Православная церковь всегда выступала в качестве идеологического противника, оппозиционера, опасного врага для построения и укрепления позиций советской власти. Советская власть сразу же приняла законодательные акты, направленные против Церкви, в частности, речь идет о Декрете о свободе совести и последующих постановлениях, имеющих антицерковную направленность. Церковь полностью потеряла все инструменты влияния на воспитание общества. Советская политика привела к катастрофической ситуации во всех церковных институтах, Церковь оказалась на грани уничтожения. Патриарх Тихон предпринимал попытки наладить конструктивный диалог с советской властью, тем не менее, его попытки не привели к желаемому результату. Дело в том, что советское правительство вообще не представляло возможности мирного сосуществования советского государства и Православной Церкви. Советская власть опасалась усиления влияния Церкви на общество, что могло бы помешать укреплению позиций советского правительства. Период гражданской войны – переломный в отношениях между государством и Церковью. К 1919 году стало очевидно, что советская власть укрепилась. В годы гражданской войны начинается обновленческий раскол в Церкви, поощряемый советской властью. Даже после окончания гражданской войны отношения между государством и Церковью не улучшились. В 1922-1923 гг. начинается новая волна наступлений на Православную Церковь со стороны советской власти. В результате проведения кампании патриарха Тихона отстраняют от власти, Церковь возглавила группа священнослужителей, проявивших лояльность по отношению к новой власти. Начало войны изменилось ситуацию в лучшую сторону. В частности, Церковь получила большую свободу деятельности, была избавлена от массированного идеологического наступления со стороны представителей власти, прекратились репрессии. Все это позволило Церкви оказать огромную помощь фронту и советскому народу в борьбе с Германией.
Русской Православной Церковью был внесен значительный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные послания и проповеди церковных иерархов, священников помогали укреплять волю к победе, утешать верующих, поощрять их на борьбу против беспощадного врага.
Большая роль принадлежит РПЦ в усилении веры людей в реальность победы над фашистской Германией. Церковь занимались воспитанием высоких патриотических чувств и убеждений.
Как уже отмечалось ранее, у фашистов были собственные планы на реализацию роли Церкви в захвате Советского государства. Тем не менее, Церковь не просто не приняла фашизм, но и оказала ему самое деятельное сопротивление, осудив фашизм как крайне бесчеловечное явление современной действительности. Церковь делала все возможное в то сложное время, чтобы сопротивляться фашизму, возрождать русское национальное самосознание.
Именно Церкви принадлежит заслуга спасения многих сотен людей, оказания помощи военнопленным. Подчас духовенство являлось единственным связующим звеном между населением и партизанами, священники укрывали красноармейцев, сами вступали в ряды народного антифашистского сопротивления. Многие из тех священнослужителей, кто был вынужден сосуществовать с оккупантами, одновременно вели против них подрывную работу, предоставляли партизанам медикаменты, одежду, продовольствие, а иногда и оружие.
Следует сказать о большом влиянии призывов духовенства к тому, чтобы помогать партизанам.
В годы войны произошли значительные изменения в отношениях между Советским государством и РПЦ. Эти изменения были связаны с непростой обстановкой, пониманием советского руководства того, что народ нуждается в пастырском слове. Это привело к восстановлению епархиальных учреждений, благочиний, открытию церковных отделов, налаживанию приходской жизни. Епархиальное начальство заботилось о том, чтобы открывались приходы, создавались церковные хоры, духовные школы.
РПЦ занималась в годы войны широкой патриотической деятельностью. Именно благодаря Церкви и верующим были собраны большие средства на нужды фронта. Патриотические воззвания иерархов помогали мобилизовать духовные силы советского народа. Патриотические призывы иерархов Церкви основывались на народных традициях - сплачиваться против врагов Родины, проявлять самоотверженность и героизм при ее защите. В обращениях Патриархии фигурировали исторические деятели, известные своим патриотизмом, боровшиеся за свободу и независимость страны: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Руководство РПЦ выступало с критикой фашизма.
Кроме того, следует сказать о шефстве православных приходов над детскими домами, садами, госпиталями. Монастыри и храмы занимались сбором средств на военные нужды. Видимое благословение РПЦ – это танковая колонна имени Дмитрия Донского, которая была сооружена на средства верующих.
Многие священники с оружием в руках защищали свою Родину на фронтах великой войны.
Для консолидации церковной жизни необходимо было установление внутрицерковного мира, преодоление разобщения в российской пастве. Годы Великой Отечественной войны стали временем ликвидации церковных расколов, и прежде всего обновленческого раскола, спровоцированного и в значительной степени организованного государственными органами в 20-е гг., которые стремились подорвать Церковь изнутри. Активное сотрудничество обновленцев с властными структурами больше всего повредило им в глазах церковного сообщества. Когда с началом войны началось возрождение Церкви, это было возрождение патриаршей Церкви - интересам государства более отвечала Церковь с максимально широкой социальной базой. Обновленцы, поддерживаемые до начала Великой Отечественной войны официальными властями, с утратой этой поддержки потеряли и своё влияние на верующих. Наиболее дальновидные из них начали переходить в тихоновскую Церковь. Улучшение отношений между Советским государством и Московской Патриархией нанесло окончательный удар по обновленческому движению. Обновленческие приходы начали стремительно таять по мере роста авторитета духовенства патриаршей Церкви среди верующих и из-за того, что многие из обновленческого духовенства, в том числе их глава митрополит Александр (Введенский) скомпрометировали себя аморальными поступками в церкви и в быту. Верующие обновленческих приходов повсеместно стремились уйти из обновленчества и перейти в подчинение патриарха Сергия. К середине войны полный крах обновленчества стал очевидным. Обновленческие архиереи, осознавшие это, искали пути к возвращению в Православную Церковь.
Таким образом, можно выделить следующие направления деятельности РПЦ в годы войны: сбор различных видов пожертвований для фронта и тыла, помощь раненым, детям-сиротам, семьям погибших бойцов; организация госпиталей и оказание им финансовой поддержки, уход за больными и ранеными; материальная помощь детским домам и садам; участие духовенства и верующих в боевых операциях действующей армии и в отрядах партизан; помощь народным мстителям на оккупированных территориях, организация отрядов самообороны; проведение разъяснительной и воспитательной работы среди верующих; воспитание мужества, самопожертвования и веры в победу у населения; утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны; консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла; духовное подвижничество; молитвенное стояние за Отечество; международная миротворческая и антифашистская деятельность; восстановление разрушенного хозяйства и помощь разрушенным войной районам, налаживание международных связей, утраченных после революции 1917 года.
К сожалению, все усилия Православной Церкви оказались не оцененными советской властью, даже более того, Советское государство боялось усиления позиций РПЦ, что привело после окончания войны к новой волне репрессий, гонений.
В заключение хотелось бы отметить огромную значимость и актуальность рассматриваемой темы для дальнейшего глубокого научного историографического исследования. В частности, много пробелов и сегодня существует в историографии деятельности РПЦ на оккупированных территориях.
Список литературы
Источники
1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание...» Автобиография. М., 1996.
2. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 2004.
3. В огне войны. Русская православная церковь в 1941-1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии) / Публ. М. В. Шкаровского // Русское прошлое. Историко-документальный альманах. СПб., 1994.
4. Государство и церковь в годы войны. Докладные записки председателей Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. 1945. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1995. № 4.
5. Нестор (Анисимов), митрополит. Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма. М., 1995.
6. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов /Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 40–43, 55-57, 66, 96, 103–104, 180, 262, 268, 269, 362, 477, 480, 504.
7. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. Кн. 1. М., 1995.
Литература
8. Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории //Русское возрождение (РВ). 1980. №№ 11, 12; 1981. №№ 13,14,15,16; 1982. №№ 17, 18.
9. Арсений (Веретельников), иеродиакон. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Московская Духовная Академия. Загорск, 1975-1976. Машинопись.
10. Валентинов А. Религия и церковь в СССР. М., 1960.
11. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. М., 1999.
12. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М., 1994.
13. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А.(сост.) Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2009. http://www.twirpx.com/file/1427604/
14. Голиков Андрей, свящ. Феномен митрополита Сергия (Воскресенского) и исполненное им дело в Прибалтике // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского Богословского института 31 января - 3 февраля 2001 г. М., 2001.
15. Иннокентий (Павлов), игумен. Церковная жизнь Ленинграда во время блокады 1941-1944 гг. Л., 1983. Машинопись.
16. Карпов Г. Г. О русской православной церкви в Советском Союзе. М., 1946.
17. Комаров В.Е. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны // 50-летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. Смоленск, 1995.
18. Константинов Д. В., протоиерей. Гонимая церковь: Русская Православная Церковь в СССР. М., 1999.
19. Копаница М. М. Современные социальные концепции русского православия. Харьков, 1988.
20. Куроедов В. А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1984.
21. Лисавцев Э. И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. 2-е издание. М., 1975.
22. Машков В., прот., Добролюбова Л.Н. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Горьковская область в Великой Отечественной войне: Взгляд через 50 лет. М-лы научно-практич. к-ции 18-19 апреля 1995 г. Н. Новгород, 1995.
23. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX в.). М., 1996.
24. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.
25. Перов П. Новая церковная политика соввласти//Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, м-та Берлинского и Средне-Европейского митрополичьего округа. 20.11.1943.
26. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995
27. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж, 1977. (Репринт- М., 1996.)
28. Свящ. Александр Мень. Религия, культ личности и секулярное государство//На пути к свободе совести. М., 1989.
29. Свящ. Глеб Якунин. В служении культу//На пути к свободе совести. М., 1989.
30. Священник Алексей Николин. Церковь и государство. (История правовых отношений.) М., 1997.
31. Сергеева Н. О религии и церкви в СССР (по страницам иностранной печати) //Война и рабочий класс. 1943. № 12 (15 ноября).
32. Терещенко Ю. Идеи патриотизма в этической концепции церкви/Православие и современность. Киев, 1988.
33. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/315114
34. Цыпин В., прот. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну // Новая и новейшая история. 1995. № 2.
35. Шимон И. Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995.
36. Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола Русской православной церкви. Казань, 1970.
37. Шишкин А. А. «Обновленческий» раскол русской православной церкви. Дисс. ... д. ф. н. Казань, 1972.
38. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 годах. СПб., 1995.
39. Шкаровский М.В. Германская церковная политика и «религиозное возрождение» на оккупированной территории Белоруссии, Прибалтики и Северо-Запада России// Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского Богословского института 30 января - 1 февраля 1997 г.: Материалы. М., 1997.
40. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика Советского государства в годы войны // Христианское чтение. СПб., 1996. № 12. С. 26-53.
41. Шкаровский М.В. Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны // Ленинградская эпопея: организация обороны и население города. СПб., 1995. С. 260-290.
42. Якунин В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. : дисс. ... доктора исторических наук : 07.00.02. Самара, 2002. 444 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/93-5
43. Якунин В.Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны//Московский журнал. 1995. № 1. С. 14-21; № 2. С. 15-20; № 7. С. 41-46; № 9. С. 31-39; № 11. С. 24-28.
44. Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London, 1961.
45. Fletcher W. Portrait of the Most Praised and Vilified of Modern Churchmen -Metropolitan Nikolai of the Russian Orthodox Church - and of the dilemma he Faced as Religions Leader in a Militantly Secular Society Nikolai. N. Y., 1968
46. Pospelovsky Dimitry. The Russian Church un der the Soviet regime. 1917-1982. New-York, 1984
47. Struve N. Les Chretiens es URSS. Editiens du seul. Paris, 1963
48. Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine, 1917 bis 1945. Koln, 1953
49. Bass Gerald. Religious Belief and the Soviet State. London; Fletcher W. A Study in Survival. (The Church in Russia 1917-1943.) London, 1965.
50. John Shelton Churtiss. The Russian Church and the Soviet State. 1917-1950. Gloucester, mass Peter Smith, 1965
51. Grunwald C. The Churches and the Soviet Union. New-York: Macmillan, 1962.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55759 Дипломных работ — поможем найти подходящую