Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность работы. В течение последних 50 лет Корейский полуостров остается одной из критических точек мировой политики. В результате завершившейся патом Корейской войны полуостров с поживающим на нем корейским этносом оказался разделен на два государства – демократическую Республику Корея и социалистическую Корейскую Народно-Демократическую республику. Южная Корея, пережив несколько диктаторских режимов и политических кризисов, в конечном итоге сумела превратиться в процветающую высокотехнологическую державу с высочайшим уровнем жизни и демократическими институтами. В Северной Корее сформировался тоталитарный режим, который после распада Советского союза и окончания Холодной войны оказался неспособным построить процветающее государство и оказался в ловушке, поскольку ситуация дошла до той стадии когда любые попытки изменить статус-кво могут привести к полному коллапсу государства в Северной Корее и гуманитарной катастрофе.
С момента распада Советского Союза Южная Корея начала пересматривать свои подходы в международной политике. Уменьшение вероятности войны с Северной Кореей позволило провести ревизию отношений с США и соседними государствами региона. На данном этапе Южная Корея входит в число 20 крупнейших экономик мира с высокотехнологичным производством и боеспособной армией. Страна находится в эпицентре международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Руководство Республики Корея в независимости от того какая партия победила на выборах ясно дает понять, что считает себя влиятельной региональной силой с которой нужно считаться. Сеул ведет активную экономическую деятельность с Россией, Японией, США и используют концепцию мягкой силы для распространения своего политического и культурного влияния. Помимо этого одним из самых актуальных вопросов современной политики остается проблема объединения Кореи. Уже сейчас специалисты заявляют, что потенциал у объединенного полуострова будет, сравним с Японией, однако также очевидно и то, что интеграция Северной Кореи будет очень сложным и дорогим процессом.
Таким образом, исследование внешней политики Южной Кореи на современном этапе является актуальной темой для исследований.
Объектом исследования - внешнеполитическая деятельность Южной Кореи в начале XXI века.
Предмет исследования – механизмы, формы и методы реализации внешней политики Южной Кореи.
Целью данного исследования является изучение внешней политики республики Корея на современном этапе с начала XXI века. Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задания:
1) Раскрыть дипломатические отношения Республики Корея и Российской Федерации
2) Раскрыть отношения Республики Корея с Соединенными Штатами Америки
3) Осветить отношения Японии и Южной Кореи
4) Изучить современное состояние отношений Республики Корея с Корейской Народно-Демократической Республикой и перспективы воссоединения полуострова
Степень научной разработанности проблемы. Проблема противостояния на Корейском полуострове является одной из наиболее актуальных политических проблем современности, поэтому данная проблематика активно прорабатывается исследователями, однако следует заметить, что пока что не существует специального исследования, посвященного внешней политике Южной Кореи в современное время – в начале XXI века.
Вместе с тем в зарубежной и отечественной историографии насчитывается немалое количество работ посвященных отдельным проблемам современной зарубежной политики Республики Корея. Данные работы можно разделить на несколько типов:
- работы по истории Республики Корея в которой она рассматривается как часть исторического процесса
- работы по истории международных отношений в которых комплексно рассматривается история международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- работы в которых рассматриваются двухсторонние отношения Республики Корея с региональными и внерегиональными партнерами
- коллективные труды по внешней политике стран Восточной Азии
Среди работ российских ученых по данной проблеме следует отметить таких исследователей как: Б. М. Афонин, В. И. Балакин, С. В. Будаева, В. А. Бурлаков, Г. Н. Валиахметова, А. Воронцов, О. Ревенко, Л. Н. Гарусова, В. И. Денисов, Ж.В. Петрунина, Л. В. Захарова, А. В. Иванов, А. А. Киреевой, К.С. Санин, О. В. Кирьянов, А.Г. Арбатов, В.З. Дворкин, С.К. Ознобищев, И. С. Ланцова, С. С, Суслина, В.Г. Самсонова, А.В. Торкунов.
Среди указанных авторов отдельно стоит отметить монографию Захаровой Л. В. которая является комплексным исследованием межкорейских экономических отношений вплоть до настоящего времени. В статьях Денисова В. И. большое внимание уделено роли Российской Федерации во внешнеполитических связях Республики Корея. Отдельного упоминания заслуживает публикация Арбатова, Дворкина и Ознобищева в которой изучается проблема Корейского ядерного кризиса.
В зарубежной историографии данная проблема также получила достойное освещение во многих публикациях. Одной из наиболее значимых работ по данной проблеме является монография Джунг-Хо Бэя и Абрахама Денмарка посвященная всем аспектам дипломатических отношений США и Республики Корея. В работе Маношевица раскрывается проблема отношений Южной Кореи и Японии.
Методологическая база исследования. При проведении исследования использовались следующие методологические принципы: системный подход к исследуемым явлениям в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Также при написании работы использовался принцип историзма, под которым понимается объективная, не продиктованная конъюнктурой оценка событий и проблем в контексте времени, а не суждения, продиктованные конъюнктурными соображениями.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Внешняя политика Республики Корея в отношении Российской Федерации 7
Глава 2 Отношения Республики Корея с Соединенными Штатами Америки: характеристика и перспективы 24
Глава 3. Особенности дипломатических отношений Японии и Республики Корея 37
Глава 4. Отношения Республики Корея с Корейской Народно-Демократической Республикой: проблема объединения стран на современном этапе 53
Выводы 71
Список использованной литературы 75
Выводы
Подводя итоги по исследованию данной проблемы можно сделать следующие выводы.
В-первых, отношения между Республикой Корея и Российской Федерации строятся на позициях экономического сотрудничества. Участие в переговорах по Корейской ядерной программе дает России возможность влиять на события, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия является сторонником переговоров по данной проблеме, поскольку разделяет позицию Пекина о низкой целесообразности экономической изоляции КНДР. С другой стороны РФ также как и Китай не заинтересована в наличии у Северной Кореи ядерного оружия, так как это представляет, в том числе угрозу и для российского Дальнего Востока. В отличие от Китая для Российской Федерации нет никаких причин препятствовать потенциальному объединению Корейского полуострова, так как это не несет прямого ущерба российским интересам, но в то же время, очевидно, что Россия предпочла бы обойтись без коллапса Северной Кореи, так как этот кризис нанес бы большой урон не только Китаю и Южной Кореи, но и Приморью, которое имеет границу с КНДР. В экономической сфере Россия является одним из крупнейших экономических партнеров Республики Корея, которая в свою очередь имеет большой интерес к инвестиционным проектам на российском Дальнем Востоке.
Во-вторых, отношения Республики Корея и Соединенных Штатов Америки остаются важнейшей частью внешней политики Сеула. Стратегический альянс заключенный более 50 лет назад по-прежнему остается актуальным, поскольку является эффективным инструментом сдерживания влияния Китайской Народной Республики и гарантией безопасности на случай агрессии КНДР. США является одним из важнейших экономических партнеров для Южной Кореи несмотря даже на то, что Китай сумел оттеснить их с первого места по товарообороту. Важнейшим признаком важности экономического сотрудничества между двумя странами является подписанное в 2012 году соглашение о свободной торговле, которое призвано интенсифицировать торговлю между двумя странами. Между странами существуют разногласия касательно подходов по решению проблемы объединения полуострова и северокорейской ядерной программе, однако данный союз является слишком выгодным для обеих сторон, чтобы негативно повлиять на их отношения. Исходя из нынешней ситуации Соединенные Штаты Америки будут и в дальнейшем оставаться одним из важнейших стратегических партнеров Республики Корея.
В-третьих, отношения между Японией и Южной Кореей остаются сложными и холодными, поскольку обе страны никак не могут забыть о тяжелом историческом прошлом, на которое накладываются не решенные территориальные и политические споры. Япония принципиально не хочет признавать свою ответственность за оккупацию Корейского полуострова в первой половине XX века, поскольку это может нанести ей имиджевый и финансовый ущерб. Несмотря на это обе страны активно сотрудничают друг с другом в культурной и экономической сфере, что подтверждает заинтересованность обеих сторон в налаживании отношений. Помимо этого Япония с одной стороны крайне обеспокоена Корейским ядерным кризисом, но с другой стороны не заинтересована в объединении полуострова, поскольку единая Корея будет серьезным соперником для японских политических и экономических интересов.
В-четвертых, отношения Республики Корея с Корейской Народно-Демократической Республикой остаются крайне сложными. Несмотря на то, что обе страны декларируют желание провести воссоединение на практике основной преградой остается Северокорейский режим, который опасается утраты власти в случае реформ, однако для Южной Кореи воссоединение также является крайне противоречивым. Разница в уровне жизни Корей тридцатикратная и руководство Республики Корея опасается, что страна не выдержит в одиночку затраты необходимые на интеграцию Севера. Мировые державы также не заинтересованы в падении Северной Кореи, поскольку последствия для региона могут быть поистине катастрофическими и к такому сценарию никто не готов. Однако неизбежность коллапса КНДР при отсутствии реформ является очевидной для всех и корейскую проблему так или иначе придется решать, ради предотвращения катастрофы. Дипломатические отношения между двумя странами в XXI веке можно разделить на период потепления времен Ким Де Чжуна и Но Му Хёна известный как политика «солнечного тепла» и период похолодания вызванный с одной стороны победой Ли Мен Бака и ракетно-ядерными испытаниями проведенными Пхеньяном с другой. Ситуация с 2009 года постепенно усугублялась из-за нежелания КНДР отказываться от ядерного оружия, которое ее руководство рассматривает как инструмент самозащиты, и провоцируемые северокорейской стороной вооруженные инциденты призванные шантажом выбить для Пхеньяна необходимую экономическую помощь и послабление санкций. Однако своими действиями Северная Корея время от времени начинает вызывать раздражение даже у лояльного к нему руководства Китайской Народной Республики, которое в таких случаях не препятствует ужесточению санкций Советом Безопасности ООН. Касательно сценария воссоединения полуострова наиболее реалистичным выглядит немецкий сценарий с фактической аннексией ГДР ФРГ в 1989 году.
Таким образом, внешнюю политику Республики Корея на современном этапе можно охарактеризовать как комплексную и долгосрочную стратегию, направленную на защиту интересов страны на международной арене и признание Южной Кореи в качестве глобальной силы. Республика Корея проводит активную внешнюю политику поддерживая отношения со всеми крупными игроками в регионе. Для Сеула ставшего одной из мощнейших экономик мира вполне закономерно подтвердить свою экономическую и военную мощь с помощью политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главной стратегической проблемой и вызовом для страны остается нерешенность проблемы Корейской Народно-Демократической Республики. В случае благоприятного для Республики Корея решения данной проблемы в обозримом будущем, у страны потенциал для превращения в одну из мощнейших держав мира.
Список использованной литературы
Список специализированной и научной литературы на русском языке
1. Афонин Б. М. Политика Японии в АТР: основные тенденции и направления//Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – Выпуск № 4 (27) . – 2014.– C.23–33.
2. Бурлаков В. А. Военно–политическая составляющая геополитического анализа международных отношений в Северо–Восточной Азии//Ойкумена. – № 2. – 2011. – С. 20–33.
3. Валиахметова Г. Н. Азия в мировой политике XXI века. – Издательство Уральского университета. – Екатеринбург. – 2015.
4. Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. – М.,1992. – 271 с.
5. Воронцов А., Ревенко О. Южная Корея в поисках баланса: Сеул между различными центрами влияния//Россия в глобальной политике. – Том 6. – №6 Ноябрь–Декабрь. – 2008. – С. 151–161.
6. Гарусова Л. Н. Преемственность политики США в восточной Азии: проблемы региональной стабильности и безопасности в XXI веке//Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – Выпуск № 2 (2). – 2009. – С.78–83.
7. Губин А. В. Военно–морской фактор в национальной безопасности стран Северо–Восточной Азии//Ойкумена. – № 2. – 2011. – С. 34–43
8. Денисов В. И. Россия на Корейском полуострове: проблемы и перспективы//Аналитические Записки. – Выпуск 5(45). – Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России. – 2009. – С. 3–21.
9. Денисов В. И. Смена власти в Южной Корее: новые лица или новый курс//Ежегодник ИМИ. – Выпуск 3–4 (5–6) . – 2013. – С. 179–188.
10. Денисов В.И. Япония и две Кореи. Проблемы и перспективы отношений// Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерения. Сб. Статей /Институт международных исследований. – М.: МГИМО. – Университет, 2009. – С. 205–226.
11. Жидков В. О. Элементы южнокорейской мягкой силы//Дискурс–Пи. – Выпуск № 2–3. – том 11. – 2014. – С. 172–174.
12. Захарова Л. В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности. – М.: ИДВ РАН, 2014. – 250 с.
13. Золотов Е.У. К вопросу о ситуации вокруг острова Докдо//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. – №5. – С. 42.
14. Иванов А. В. Состояние и перспективы решения территориальных споров между Японией и ее соседями: Республикой Корея и Китайской Народной Республикой//ЕЖЕГОДНИК ИМИ. – Выпуск 1 (3) . – 2013. – С. 203–216.
15. Киреева А. А. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности Международные отношения. – С. 9–19.
16. Корейский ядерный кризис: перспективы деэскалации. Под ред. А.Г. Арбатова, В.З. Дворкина, С.К. Ознобищева. – М.: ИМЭМО РАН, 2013. – 68 c.
17. Костяев С. Корейское лобби в США: соглашение о свободной торговле, военное сотрудничество//МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. –№ 8. – С. 95–101. – 2010.
18. Ланцова И. С. Политика «Солнечного тепла» как модель управления межкорейским конфликтом: исток, итоги, перспективы//Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. – 2012. – № 6. – С. 91–98.
19. Ланцова И. С. Эволюция отношений Российской Федерации и Республики Корея: от первых контактов к интеграционным проектам. – С. 141–146.
20. Международные отношения, трансграничное сотрудничество, региональная безопасность в АТР [Текст]: учебное пособие. Научн. ред. д.и.н., проф. Л.Н. Гарусова. Общ. ред. к.и.н., доц. Н.В. Котляр. – Владивосток: Изд–во ВГУЭС, 2015. – 230 с.
21. Оx Сунгюн Политика Российской Федерации по отношению к Республике Корея и Корейской Народно-Демократической Республике на современном этапе//Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2011. – № 10. – С. 173–178.
22. Пак Чжу Ен Современный этап решения проблемы и значение межкорейского саммита 2007 года//История, Социология, Политология. – С. 66–71.
23. Политика США в Азиатско–Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы / отв. ред. Б.А. Ширяев, И.А. Цветков, Я.В. Лексютина. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 260 с.
24. Поскребышева Е.С. О региональной политике руководства Республики Корея//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Выпуск № 4–2. – 2014. – С. 1–3.
25. Русакова О. Ф. Мягкая сила стран Азии//Дискурс–Пи. – Выпуск № 1–2. – том 10. – 2013. – С. 31–36.
26. Салимуллин Л.Ш. Приоритетные направления внешнеэкономического сотрудничества России и Республики Корея в конце XX – начале XXI веков//Филология и культура. – Выпуск № 22. –2010. – С. 1 –3.
27. Сидоров А. А. Американо–корейское соглашение о свободной торговле: предпосылки проблемы перспективы//Вестн. Моск. ун–та. – Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. – 2011. – № 1. – С. 49–75.
28. Современные международные отношения: Учебник/Под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 688 с.
29. Солин Д. В. Эволюция подходов к объединению севера и юга Корейского полуострова в 1950–1990–е гг. – С. 125–141.
30. Суслина С. С, Самсонова В.Г. Южная Корея в новой архитектуре политико–экономических связей в АТР//Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – № 3. – 2012. – С. 96–113.
31. Толорая Г. Д. Россия и проблемы Корейского полуострова на современном этапе Международные отношения. – С. 82–91.
32. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 544 с.
33. Трифонов В. И. Ситуация в Азиатском–Тихоокеанском регионе : столкновение линий на сотрудничество и противоборство//Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – Выпуск № 17. – Том 17. – 2012. – С. 29–44.
34. Эсаулова Д.Е. Сеул-Токио: попытки преодоления прошлого (2000 – 2011 гг.)//Ойкумена. Регионоведческие исследования. – Выпуск № 1 (20). – 2012. – С. 34–42.
Список иностранных источников
35. Ellen Kim and Victor Cha Between a Rock and a Hard Place: South Korea’s Strategic Dilemmas with China and the United States Asia policy. – № 21 (January 2016). – P. 101–121.
36. Heike Hermanns National Role Conceptions in the ‘Global Korea’ Foreign Policy Strategy The Korean Journal of International Studies. – Vol. 11. – No. 1(June 2013). – P. 55–82.
37. Hyun Daesong. The historical perceptions of Korea and Japan. – Pajubook city.: Nanam publishing house. – 2008. – 465 p.
38. Jason U. Manosevitz Japan and South Korea. Security Relations Reach Adolescence. – ASIAN SURVEY. – VOL. XLIII. – №5, SEPTEMBER/OCTOBER. – 2003.– P. 801–825.
39. Jojin V. John Globalization, National Identity and Foreign Policy: Understanding «Global Korea». – The Copenhagen Journal of Asian Studies. – 33(2). – P.38–57. – 2015.
40. Jung–Ho Bae, Abraham Denmark The U.S.–ROK Alliance in the 21st Century. – Korea Institute for National Unification (KINU). – 2009. – 380 p.
41. Kaan Korkmaz and John Rydqvist The Republic of Korea: A Defence and Security Primer. – 2012. – 126 p.
42. Kim Hongnack Japan's policy towards the Two Koreas in the Post-Cold War Era. – International Journal of Korean Studies. – Vol.2. – №1. – P. 27–44.
43. Rachel M. Hale The Pivot to Asia. South Korea as a Strategic Partner for U.S.. – Foreign Policy in Asia Liberty University. – 2014. – 66 p.
44. Scott Snyder Lee Myung–bak’s Foreign Policy: A 250–Day Assessment. – Korean Journal of Defense Analysis. – Vol. 21. – Issue 1.– 2009.– P. 85.
45. Takahashi Tetsuya. Yasukuni Shrine: a controversial historical issue involving Japan and Korea // The historical perceptions of Korea and Japan. Korea. – Pajubook city.: Nanam publishing house. – 2008. – 465 p.
46. To Hai Liou U.S. – South Korean relations under Kim Dae –jung and beyond. – Tamkang Journal of International Affairs. – Vol. 9. – No. 2. – 2005. – P. 51–87.
47. Yong Sook Lee Balanced Development in Globalizing Regional Development? Unpacking the New Regional Policy of South Korea. – Regional Studies. – Vol. 43.3. – P. 353–367. – 2009.
Интернет-источники
48. «Россия заинтересована в южнокорейских инвесторах». – [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9473. – [Дата обращения: 06.04.2016].
49. Докдо: Территория Корей. Принципиальная позиция правительства Республики Корея по поводу острова Докдо//Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mofat.go.kr/mofat/popup/2008_dokdo/lang/rus.pdf [Дата обращения: 6.04.2016].
50. Такэсима: 10 пунктов для понимания проблемы о-вов Такэсима//Министерство иностранных дел Японии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/territory/takeshima/pdfs/takeshima_point.pdf [Дата обращения: 06.04.2016].
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность работы. В течение последних 50 лет Корейский полуостров остается одной из критических точек мировой политики. В результате завершившейся патом Корейской войны полуостров с поживающим на нем корейским этносом оказался разделен на два государства – демократическую Республику Корея и социалистическую Корейскую Народно-Демократическую республику. Южная Корея, пережив несколько диктаторских режимов и политических кризисов, в конечном итоге сумела превратиться в процветающую высокотехнологическую державу с высочайшим уровнем жизни и демократическими институтами. В Северной Корее сформировался тоталитарный режим, который после распада Советского союза и окончания Холодной войны оказался неспособным построить процветающее государство и оказался в ловушке, поскольку ситуация дошла до той стадии когда любые попытки изменить статус-кво могут привести к полному коллапсу государства в Северной Корее и гуманитарной катастрофе.
С момента распада Советского Союза Южная Корея начала пересматривать свои подходы в международной политике. Уменьшение вероятности войны с Северной Кореей позволило провести ревизию отношений с США и соседними государствами региона. На данном этапе Южная Корея входит в число 20 крупнейших экономик мира с высокотехнологичным производством и боеспособной армией. Страна находится в эпицентре международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Руководство Республики Корея в независимости от того какая партия победила на выборах ясно дает понять, что считает себя влиятельной региональной силой с которой нужно считаться. Сеул ведет активную экономическую деятельность с Россией, Японией, США и используют концепцию мягкой силы для распространения своего политического и культурного влияния. Помимо этого одним из самых актуальных вопросов современной политики остается проблема объединения Кореи. Уже сейчас специалисты заявляют, что потенциал у объединенного полуострова будет, сравним с Японией, однако также очевидно и то, что интеграция Северной Кореи будет очень сложным и дорогим процессом.
Таким образом, исследование внешней политики Южной Кореи на современном этапе является актуальной темой для исследований.
Объектом исследования - внешнеполитическая деятельность Южной Кореи в начале XXI века.
Предмет исследования – механизмы, формы и методы реализации внешней политики Южной Кореи.
Целью данного исследования является изучение внешней политики республики Корея на современном этапе с начала XXI века. Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задания:
1) Раскрыть дипломатические отношения Республики Корея и Российской Федерации
2) Раскрыть отношения Республики Корея с Соединенными Штатами Америки
3) Осветить отношения Японии и Южной Кореи
4) Изучить современное состояние отношений Республики Корея с Корейской Народно-Демократической Республикой и перспективы воссоединения полуострова
Степень научной разработанности проблемы. Проблема противостояния на Корейском полуострове является одной из наиболее актуальных политических проблем современности, поэтому данная проблематика активно прорабатывается исследователями, однако следует заметить, что пока что не существует специального исследования, посвященного внешней политике Южной Кореи в современное время – в начале XXI века.
Вместе с тем в зарубежной и отечественной историографии насчитывается немалое количество работ посвященных отдельным проблемам современной зарубежной политики Республики Корея. Данные работы можно разделить на несколько типов:
- работы по истории Республики Корея в которой она рассматривается как часть исторического процесса
- работы по истории международных отношений в которых комплексно рассматривается история международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- работы в которых рассматриваются двухсторонние отношения Республики Корея с региональными и внерегиональными партнерами
- коллективные труды по внешней политике стран Восточной Азии
Среди работ российских ученых по данной проблеме следует отметить таких исследователей как: Б. М. Афонин, В. И. Балакин, С. В. Будаева, В. А. Бурлаков, Г. Н. Валиахметова, А. Воронцов, О. Ревенко, Л. Н. Гарусова, В. И. Денисов, Ж.В. Петрунина, Л. В. Захарова, А. В. Иванов, А. А. Киреевой, К.С. Санин, О. В. Кирьянов, А.Г. Арбатов, В.З. Дворкин, С.К. Ознобищев, И. С. Ланцова, С. С, Суслина, В.Г. Самсонова, А.В. Торкунов.
Среди указанных авторов отдельно стоит отметить монографию Захаровой Л. В. которая является комплексным исследованием межкорейских экономических отношений вплоть до настоящего времени. В статьях Денисова В. И. большое внимание уделено роли Российской Федерации во внешнеполитических связях Республики Корея. Отдельного упоминания заслуживает публикация Арбатова, Дворкина и Ознобищева в которой изучается проблема Корейского ядерного кризиса.
В зарубежной историографии данная проблема также получила достойное освещение во многих публикациях. Одной из наиболее значимых работ по данной проблеме является монография Джунг-Хо Бэя и Абрахама Денмарка посвященная всем аспектам дипломатических отношений США и Республики Корея. В работе Маношевица раскрывается проблема отношений Южной Кореи и Японии.
Методологическая база исследования. При проведении исследования использовались следующие методологические принципы: системный подход к исследуемым явлениям в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Также при написании работы использовался принцип историзма, под которым понимается объективная, не продиктованная конъюнктурой оценка событий и проблем в контексте времени, а не суждения, продиктованные конъюнктурными соображениями.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Внешняя политика Республики Корея в отношении Российской Федерации 7
Глава 2 Отношения Республики Корея с Соединенными Штатами Америки: характеристика и перспективы 24
Глава 3. Особенности дипломатических отношений Японии и Республики Корея 37
Глава 4. Отношения Республики Корея с Корейской Народно-Демократической Республикой: проблема объединения стран на современном этапе 53
Выводы 71
Список использованной литературы 75
Выводы
Подводя итоги по исследованию данной проблемы можно сделать следующие выводы.
В-первых, отношения между Республикой Корея и Российской Федерации строятся на позициях экономического сотрудничества. Участие в переговорах по Корейской ядерной программе дает России возможность влиять на события, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия является сторонником переговоров по данной проблеме, поскольку разделяет позицию Пекина о низкой целесообразности экономической изоляции КНДР. С другой стороны РФ также как и Китай не заинтересована в наличии у Северной Кореи ядерного оружия, так как это представляет, в том числе угрозу и для российского Дальнего Востока. В отличие от Китая для Российской Федерации нет никаких причин препятствовать потенциальному объединению Корейского полуострова, так как это не несет прямого ущерба российским интересам, но в то же время, очевидно, что Россия предпочла бы обойтись без коллапса Северной Кореи, так как этот кризис нанес бы большой урон не только Китаю и Южной Кореи, но и Приморью, которое имеет границу с КНДР. В экономической сфере Россия является одним из крупнейших экономических партнеров Республики Корея, которая в свою очередь имеет большой интерес к инвестиционным проектам на российском Дальнем Востоке.
Во-вторых, отношения Республики Корея и Соединенных Штатов Америки остаются важнейшей частью внешней политики Сеула. Стратегический альянс заключенный более 50 лет назад по-прежнему остается актуальным, поскольку является эффективным инструментом сдерживания влияния Китайской Народной Республики и гарантией безопасности на случай агрессии КНДР. США является одним из важнейших экономических партнеров для Южной Кореи несмотря даже на то, что Китай сумел оттеснить их с первого места по товарообороту. Важнейшим признаком важности экономического сотрудничества между двумя странами является подписанное в 2012 году соглашение о свободной торговле, которое призвано интенсифицировать торговлю между двумя странами. Между странами существуют разногласия касательно подходов по решению проблемы объединения полуострова и северокорейской ядерной программе, однако данный союз является слишком выгодным для обеих сторон, чтобы негативно повлиять на их отношения. Исходя из нынешней ситуации Соединенные Штаты Америки будут и в дальнейшем оставаться одним из важнейших стратегических партнеров Республики Корея.
В-третьих, отношения между Японией и Южной Кореей остаются сложными и холодными, поскольку обе страны никак не могут забыть о тяжелом историческом прошлом, на которое накладываются не решенные территориальные и политические споры. Япония принципиально не хочет признавать свою ответственность за оккупацию Корейского полуострова в первой половине XX века, поскольку это может нанести ей имиджевый и финансовый ущерб. Несмотря на это обе страны активно сотрудничают друг с другом в культурной и экономической сфере, что подтверждает заинтересованность обеих сторон в налаживании отношений. Помимо этого Япония с одной стороны крайне обеспокоена Корейским ядерным кризисом, но с другой стороны не заинтересована в объединении полуострова, поскольку единая Корея будет серьезным соперником для японских политических и экономических интересов.
В-четвертых, отношения Республики Корея с Корейской Народно-Демократической Республикой остаются крайне сложными. Несмотря на то, что обе страны декларируют желание провести воссоединение на практике основной преградой остается Северокорейский режим, который опасается утраты власти в случае реформ, однако для Южной Кореи воссоединение также является крайне противоречивым. Разница в уровне жизни Корей тридцатикратная и руководство Республики Корея опасается, что страна не выдержит в одиночку затраты необходимые на интеграцию Севера. Мировые державы также не заинтересованы в падении Северной Кореи, поскольку последствия для региона могут быть поистине катастрофическими и к такому сценарию никто не готов. Однако неизбежность коллапса КНДР при отсутствии реформ является очевидной для всех и корейскую проблему так или иначе придется решать, ради предотвращения катастрофы. Дипломатические отношения между двумя странами в XXI веке можно разделить на период потепления времен Ким Де Чжуна и Но Му Хёна известный как политика «солнечного тепла» и период похолодания вызванный с одной стороны победой Ли Мен Бака и ракетно-ядерными испытаниями проведенными Пхеньяном с другой. Ситуация с 2009 года постепенно усугублялась из-за нежелания КНДР отказываться от ядерного оружия, которое ее руководство рассматривает как инструмент самозащиты, и провоцируемые северокорейской стороной вооруженные инциденты призванные шантажом выбить для Пхеньяна необходимую экономическую помощь и послабление санкций. Однако своими действиями Северная Корея время от времени начинает вызывать раздражение даже у лояльного к нему руководства Китайской Народной Республики, которое в таких случаях не препятствует ужесточению санкций Советом Безопасности ООН. Касательно сценария воссоединения полуострова наиболее реалистичным выглядит немецкий сценарий с фактической аннексией ГДР ФРГ в 1989 году.
Таким образом, внешнюю политику Республики Корея на современном этапе можно охарактеризовать как комплексную и долгосрочную стратегию, направленную на защиту интересов страны на международной арене и признание Южной Кореи в качестве глобальной силы. Республика Корея проводит активную внешнюю политику поддерживая отношения со всеми крупными игроками в регионе. Для Сеула ставшего одной из мощнейших экономик мира вполне закономерно подтвердить свою экономическую и военную мощь с помощью политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главной стратегической проблемой и вызовом для страны остается нерешенность проблемы Корейской Народно-Демократической Республики. В случае благоприятного для Республики Корея решения данной проблемы в обозримом будущем, у страны потенциал для превращения в одну из мощнейших держав мира.
Список использованной литературы
Список специализированной и научной литературы на русском языке
1. Афонин Б. М. Политика Японии в АТР: основные тенденции и направления//Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – Выпуск № 4 (27) . – 2014.– C.23–33.
2. Бурлаков В. А. Военно–политическая составляющая геополитического анализа международных отношений в Северо–Восточной Азии//Ойкумена. – № 2. – 2011. – С. 20–33.
3. Валиахметова Г. Н. Азия в мировой политике XXI века. – Издательство Уральского университета. – Екатеринбург. – 2015.
4. Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. – М.,1992. – 271 с.
5. Воронцов А., Ревенко О. Южная Корея в поисках баланса: Сеул между различными центрами влияния//Россия в глобальной политике. – Том 6. – №6 Ноябрь–Декабрь. – 2008. – С. 151–161.
6. Гарусова Л. Н. Преемственность политики США в восточной Азии: проблемы региональной стабильности и безопасности в XXI веке//Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – Выпуск № 2 (2). – 2009. – С.78–83.
7. Губин А. В. Военно–морской фактор в национальной безопасности стран Северо–Восточной Азии//Ойкумена. – № 2. – 2011. – С. 34–43
8. Денисов В. И. Россия на Корейском полуострове: проблемы и перспективы//Аналитические Записки. – Выпуск 5(45). – Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России. – 2009. – С. 3–21.
9. Денисов В. И. Смена власти в Южной Корее: новые лица или новый курс//Ежегодник ИМИ. – Выпуск 3–4 (5–6) . – 2013. – С. 179–188.
10. Денисов В.И. Япония и две Кореи. Проблемы и перспективы отношений// Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерения. Сб. Статей /Институт международных исследований. – М.: МГИМО. – Университет, 2009. – С. 205–226.
11. Жидков В. О. Элементы южнокорейской мягкой силы//Дискурс–Пи. – Выпуск № 2–3. – том 11. – 2014. – С. 172–174.
12. Захарова Л. В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности. – М.: ИДВ РАН, 2014. – 250 с.
13. Золотов Е.У. К вопросу о ситуации вокруг острова Докдо//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. – №5. – С. 42.
14. Иванов А. В. Состояние и перспективы решения территориальных споров между Японией и ее соседями: Республикой Корея и Китайской Народной Республикой//ЕЖЕГОДНИК ИМИ. – Выпуск 1 (3) . – 2013. – С. 203–216.
15. Киреева А. А. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности Международные отношения. – С. 9–19.
16. Корейский ядерный кризис: перспективы деэскалации. Под ред. А.Г. Арбатова, В.З. Дворкина, С.К. Ознобищева. – М.: ИМЭМО РАН, 2013. – 68 c.
17. Костяев С. Корейское лобби в США: соглашение о свободной торговле, военное сотрудничество//МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. –№ 8. – С. 95–101. – 2010.
18. Ланцова И. С. Политика «Солнечного тепла» как модель управления межкорейским конфликтом: исток, итоги, перспективы//Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. – 2012. – № 6. – С. 91–98.
19. Ланцова И. С. Эволюция отношений Российской Федерации и Республики Корея: от первых контактов к интеграционным проектам. – С. 141–146.
20. Международные отношения, трансграничное сотрудничество, региональная безопасность в АТР [Текст]: учебное пособие. Научн. ред. д.и.н., проф. Л.Н. Гарусова. Общ. ред. к.и.н., доц. Н.В. Котляр. – Владивосток: Изд–во ВГУЭС, 2015. – 230 с.
21. Оx Сунгюн Политика Российской Федерации по отношению к Республике Корея и Корейской Народно-Демократической Республике на современном этапе//Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2011. – № 10. – С. 173–178.
22. Пак Чжу Ен Современный этап решения проблемы и значение межкорейского саммита 2007 года//История, Социология, Политология. – С. 66–71.
23. Политика США в Азиатско–Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы / отв. ред. Б.А. Ширяев, И.А. Цветков, Я.В. Лексютина. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 260 с.
24. Поскребышева Е.С. О региональной политике руководства Республики Корея//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Выпуск № 4–2. – 2014. – С. 1–3.
25. Русакова О. Ф. Мягкая сила стран Азии//Дискурс–Пи. – Выпуск № 1–2. – том 10. – 2013. – С. 31–36.
26. Салимуллин Л.Ш. Приоритетные направления внешнеэкономического сотрудничества России и Республики Корея в конце XX – начале XXI веков//Филология и культура. – Выпуск № 22. –2010. – С. 1 –3.
27. Сидоров А. А. Американо–корейское соглашение о свободной торговле: предпосылки проблемы перспективы//Вестн. Моск. ун–та. – Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. – 2011. – № 1. – С. 49–75.
28. Современные международные отношения: Учебник/Под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 688 с.
29. Солин Д. В. Эволюция подходов к объединению севера и юга Корейского полуострова в 1950–1990–е гг. – С. 125–141.
30. Суслина С. С, Самсонова В.Г. Южная Корея в новой архитектуре политико–экономических связей в АТР//Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – № 3. – 2012. – С. 96–113.
31. Толорая Г. Д. Россия и проблемы Корейского полуострова на современном этапе Международные отношения. – С. 82–91.
32. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 544 с.
33. Трифонов В. И. Ситуация в Азиатском–Тихоокеанском регионе : столкновение линий на сотрудничество и противоборство//Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – Выпуск № 17. – Том 17. – 2012. – С. 29–44.
34. Эсаулова Д.Е. Сеул-Токио: попытки преодоления прошлого (2000 – 2011 гг.)//Ойкумена. Регионоведческие исследования. – Выпуск № 1 (20). – 2012. – С. 34–42.
Список иностранных источников
35. Ellen Kim and Victor Cha Between a Rock and a Hard Place: South Korea’s Strategic Dilemmas with China and the United States Asia policy. – № 21 (January 2016). – P. 101–121.
36. Heike Hermanns National Role Conceptions in the ‘Global Korea’ Foreign Policy Strategy The Korean Journal of International Studies. – Vol. 11. – No. 1(June 2013). – P. 55–82.
37. Hyun Daesong. The historical perceptions of Korea and Japan. – Pajubook city.: Nanam publishing house. – 2008. – 465 p.
38. Jason U. Manosevitz Japan and South Korea. Security Relations Reach Adolescence. – ASIAN SURVEY. – VOL. XLIII. – №5, SEPTEMBER/OCTOBER. – 2003.– P. 801–825.
39. Jojin V. John Globalization, National Identity and Foreign Policy: Understanding «Global Korea». – The Copenhagen Journal of Asian Studies. – 33(2). – P.38–57. – 2015.
40. Jung–Ho Bae, Abraham Denmark The U.S.–ROK Alliance in the 21st Century. – Korea Institute for National Unification (KINU). – 2009. – 380 p.
41. Kaan Korkmaz and John Rydqvist The Republic of Korea: A Defence and Security Primer. – 2012. – 126 p.
42. Kim Hongnack Japan's policy towards the Two Koreas in the Post-Cold War Era. – International Journal of Korean Studies. – Vol.2. – №1. – P. 27–44.
43. Rachel M. Hale The Pivot to Asia. South Korea as a Strategic Partner for U.S.. – Foreign Policy in Asia Liberty University. – 2014. – 66 p.
44. Scott Snyder Lee Myung–bak’s Foreign Policy: A 250–Day Assessment. – Korean Journal of Defense Analysis. – Vol. 21. – Issue 1.– 2009.– P. 85.
45. Takahashi Tetsuya. Yasukuni Shrine: a controversial historical issue involving Japan and Korea // The historical perceptions of Korea and Japan. Korea. – Pajubook city.: Nanam publishing house. – 2008. – 465 p.
46. To Hai Liou U.S. – South Korean relations under Kim Dae –jung and beyond. – Tamkang Journal of International Affairs. – Vol. 9. – No. 2. – 2005. – P. 51–87.
47. Yong Sook Lee Balanced Development in Globalizing Regional Development? Unpacking the New Regional Policy of South Korea. – Regional Studies. – Vol. 43.3. – P. 353–367. – 2009.
Интернет-источники
48. «Россия заинтересована в южнокорейских инвесторах». – [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9473. – [Дата обращения: 06.04.2016].
49. Докдо: Территория Корей. Принципиальная позиция правительства Республики Корея по поводу острова Докдо//Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mofat.go.kr/mofat/popup/2008_dokdo/lang/rus.pdf [Дата обращения: 6.04.2016].
50. Такэсима: 10 пунктов для понимания проблемы о-вов Такэсима//Министерство иностранных дел Японии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/territory/takeshima/pdfs/takeshima_point.pdf [Дата обращения: 06.04.2016].
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55759 Дипломных работ — поможем найти подходящую