Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

История историографии советской моды 1920-1930х годов.

  • 68 страниц
  • 2015 год
  • 150 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Данная работа посвящена историографии советской моды 20-30-х годов. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку ХХ век в России отмечался существенными изменениями в различных сферах общественной жизни: менялась политическая система руководства страна, происходило преобразование духовной сферы. Одним из важнейших направлений таких изменений было существенное изменение в человека в сфере быта и межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, но и таким важным явлением, как мода. Мода существует столько, сколько существует сама одежда. Она берет свое начало из многих источников: это и природные мотивы, и национальные костюмы, архитектура, музыка, живопись. Это романтичность и благородство прошлых веков и удобная практичность современных технологий. Элегантная строгость классических костюмов и декоративная яркость народного быта. Мода отражает уровень развития общества на каждой его ступени и четко соответствует сословным различиям. Например, в Средние века мода подчеркивала первичность духа над телом, а в эпоху барокко модная одежда знати была излишне неудобна, чтобы наглядно показать непричастность аристократии к труду. В 20-м веке, во времена бурного развития заводов, фабрик и сельского хозяйства появилась мода на целесообразную и практичную одежду. Мода неразрывно связана с политикой, идеологией и экономикой государства. В Советском Союзе велись поиски собственного советского стиля в одежде, не связанного с мировыми тенденциями моды.
В ХХ веке изменения направлений и тенденций в моде охватывают практически все слои населения и значительно ускоряется смена моды. Понимание моды выходит на новый уровень. Она прежде всего начинает отражать не только способ защиты от внешней среды, но она выступает как символ обеспечивающий включение индивида в ту или иную форму общения с окружающими людьми.
Несмотря на обилие работ, посвященных моде на протяжении веков, она по-прежнему остается явлением неуловимым и не познанным в полной мере. Причина тому – объективная двойственность моды: она принадлежит как к материальному миру (мода на одежду, мебель), так и к миру духовному (мода на определённые мысли, идеи, высказывания).
Понимание моды в ХХ веке ушло далеко за пределы толкования данного явления как процесса, посредством которого костюм совершает свою эволюцию (М. Мерцалова, Е Киреева, Ф. Пармон). Мода, с одной стороны, выявляет коллективное бессознательное, и при этом с другой стороны формирует общественное сознание .
В начале XX века появилась антропологическая философская школа, предложившая функциональное объяснение происхождения и трансформации элементов костюма. Антропологический подход опирался на непосредственные нужды одевающегося человека как на определяющий элемент в структуре «системы внешности». Мода под этим углом зрения становится прекрасным инструментом изучения механизмов социального соперничества и распространения модных стандартов . Исторический, социологический и функциональный подход к моде и цикличности моды комбинируются после окончания Второй мировой войны. Тогда же появляются структуралистские исследования Р. Барта и Ж. Лакана. В частности, Барт, анализируя женскую одежду, вводит понятия «одежды-образа» и «одежды-описания», обозначив первую как пластическую структуру, а вторую как структуру вербальную .
Тема советской моды 20-30-х годов ХХ века изучена далеко не в полной мере. Наконец, до сих пор не предпринималось комплексного исследования историографии советской моды 20-30-х годов.
В начале 21 столетия в целом интерес к изучению моды взаимовлиянию искусства кино и искусства моды значительно усилился. Стали проводиться исследования, организовываться ретроспективные тематические выставки и семинары. Актуализация моды в современном обществе спровоцировала волну научного интереса к истории костюма и к теории, историографии моды .
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы, а также возросшим интересом к ней в последнее время исследователей моды и модных тенденций.
Главная цель исследования – подробно изучить историографию советской моды 20-30-х годов.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить историю исследования главных тенденций моды 20-30-х годов (общетеоретические исследования, посвященные советской моде данного периода в целом).
2. Рассмотреть историю исследования советской моды 20-30-х годов в аспекте выявления присущих ей стилей, направлений.
Основная проблема исследования – необходимо выявить главные проблемы исследования феномена советской моды 20-30-х годов.
Предмет исследования – мода 20-30-х годов.
Объект исследования – историография советской моды 20-30-х годов.
Были использованы следующие методы исследования:
• сравнительный анализ,
• образно-стилистический,
• социокультурный,
• социологический приёмы типологии, классификации и систематизации изучаемого материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Первая глава посвящена основным подходам к исследованию феномена моды, а также, в частности, советской моды 20-30-х годов.
Во второй главе рассматриваются те исследования, которые непосредственно посвящены стилистическим, культурным особенностям советской моды 20-30-х годов. Особое внимание обращается на те исследования, в которых советская мода 20-30-х годов анализируется как социокультурный феномен.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.



Введение 3
Глава 1. Феномен моды и советская мода 20-30-х годов: основные подходы к исследованию 7
Глава 2. История моды 20-30-х годов: к основным проблемам исследования (стили, направления, тенденции) 39
Заключение 60
Список литературы 62


Таким образом, на сегодняшний день выделяется несколько подходов к изучению феномена моды, в частности, советской моды 20-30-х годов. Это культурно-исторический, эстетический, социологический, экономический подходы. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, которые были ранее рассмотрены в работе.
Советская мода 1920-1930-х годов – это достаточно сложное многоаспектное явление, которое требует комплексного изучения. То есть, ее следует рассматривать только в связи с социальными, политическими и культурными изменениями, которые произошли в России после революции 1917 года.
На основании рассмотренных исследований можно сделать вывод о том, что советская мода находилась на службе у идеологии государства, она выполняла интегрирующую функцию. В связи с этим, в ней до середины 30-х годов нивелировались гендерные различия (это связано с попыткой женщины войти в советское общество на равных позициях с мужчиной). Большинство исследователей отвечают, что советская мода отражала военные настроения в советском обществе. То есть, Советская Россия жила в атмосфере предвкушения войны и недоброжелательного отношения со стороны других государств. Это вылилось в милитаризацию костюма, господство в нем лаконичных цветов, доминирование спортивной одежды.
Феномену советской моды 1930-х годов особое внимание посвятил историк моды А. Васильев. Он рассматривал советскую моду в связи с советским кинематографом.
Историк отмечает, что здесь можно провести чёткую линию между 20-ми и 30-ми годами XX столетия. 20-е годы – это мода, ориентированная на идеологию, продвижение революционных идей. Это период деятельности известных режиссёров авангарда и революционного авангарда. Кинематограф ориентировался на определённую тенденцию, правило: мы должны быть одеты по-нашему, а не так, как на Западе; копировать западную моду считалось преступлением перед социалистическим обществом. В этот период многие художники, модельеры всерьёз задумываются над созданием костюма будущего для советских людей, который будет не разделять их, а объединять. В моде это нашло проявление в стиле «унисекс», когда женщины носили пальто, пиджаки с накладными плечами, так как актуальна была «квадратная мужественность», а не женственность и утончённость.
30-е годы принесли новые модные тенденции, и Советская Россия взяла курс на женственность. Ярким воплощением нового модного стиля стала Л.П. Орлова, блистательная актриса и великолепная певица и танцовщица. В 30-е годы советский кинематограф находился в авангарде мировой моды, нередко те наряды, в которых появлялась Орлова, только начинали входить в моду в Европе и Америке. С киноэкрана эти модные образы становились достоянием женщин Советского Союза, которые стремились подражать кинодиве.

1. Алпатов, М. Социальное значение костюма / М. Алпатов // Швейная промышленность. 1931. - № 9 . - С. 6 - 9.
2. Андреева, И. А. Массовая мода и «технологическая эстетика» / И. А. Андреева // Техническая эстетика, 1985. № 7. - С. 10.
3. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 1997.
4. Ахиезер А.С. Логики культуры и динамика циклов./А.С. Ахиезер// Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. – М., 2004.
5. Басин Е.Я., Краснов В.М. «Гордиев узел» моды Мода: за и против. - М.: Просвещение, 1993.
6. Барсукова, С. Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 2001.
7. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. М. : Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
8. Безвершук Ж.А. Потребности, вкусы, мода. - Киев, 1987.
9. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
10. Борзова Е.П. Мода в мире кросскультурного синтеза./Е.П. Борзова// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
11. Браверман А. Мода глазами экономиста // Декоративное искусство СССР. -1963.-№10.-С. 12-23.
12. Будур Н. В. История костюма / - М.: Олма Пресс 2002
13. Буткевич Л.М. История орнамента / - М.: Владос, 2004.
14. Вайнштейн О.Б. Банты, рюши, цветы и кокарды: теоретические и политические аспекты моды // Неприкосновенный запас. 2004. № 37
15. Васильев А. Этюды о моде и стиле.- М.: Фэшн Букс: 2007.
16. Васильев А.А. Мода на бабушкины платья./Модные тенденции// http://www.justlady.ru/fashion/2931/
17. Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: Искусство и мода. М.: Слово, 1999.
18. Волков С.В. Форма и знаки различия // Волков С.В. Русский офицерский корпус. -М., 1993.-С. 205-221.
19. Гофман А.Б., Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / - М.: Издательский сервис: ГНОМ и Д, 2004.
20. Гузявичуте Р.А. Цикличность моды XX века./Р.А. Гузявичуте//Мода и промышленное моделирование одежды: Тез. докл. на Всесоюзной научн. конф. (16-18 января 1979 г.). – М., 1979
21. Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью. М.: НЛО, 2008.
22. Дашкова, Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-ых годов / Т. Дашкова // Логос. 1999.
23. Демиденко, Ю. Краткий курс истории белья Советского Союза / Ю. Демиденко // Память тела. Нижнее белье советской эпохи: Каталог выставки / Под ред. Е. Деготь. М.: 2000. - С. 25.
24. Демшина А.Ю. Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов./А.Ю. Демшина// Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
25. Доценко В.Д. Русский морской мундир 1696-1917 гг. Спб., 1994.
26. Ермилова Д. Ю. История домов моды. – М.: Издательство: Академия, 2004.
27. За новую бытовую одежду // Швейная промышленность. 1931. - № 9. -С. 29.
28. Захаржевская, Р. В. История костюма: От античности до современности / Р. В. Захаржевская. М.: РИПОЛ классик, 2005.
29. Зиммель, Г. Мода / Г. Зиммель // Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. - М.: Юристъ, 1996
30. Каминская Н.М. История костюма. М., 1986.
31. Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955—1985). — М.: АНИР, 1996.
32. Киреева Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. М.: Просвещение, 1976.-176 с.
33. Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половине 20 в. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
34. Кирсанова P.M. "Гимнастерка", "джимми" и "полпред" // Родина. 1997. - №11. -С. 46-52.
35. Кобякова Н. Начало 20 века: Мода в деталях // Ателье – 2006.
36. Козлова Н. Магия русского стиля / - М. Московские учебники, 2008
37. Козлова Т.Н. Стиль в костюме ХХ века / Т. Козлова, Е. Ильичева. - М.: МГТУ, 2001.
38. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. – М., 1982.
39. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. - М., 1980.
40. Конева А.В. Мода как иное // Российская массовая культура конца ХХ века…
41. Которн Н. История моды в 20 веке / М.: Тривиум, 1998.
42. Килошенко М. И. Психология моды. – М.: Издательство: Оникс, 2006.
43. Комиссаржевский Ф. История костюма / - М.: Астрель, АСТ, Люкс, 2005.
44. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.
45. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
46. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. М., 1998.
47. Лаврентьев А. По проектам А. Родченко // Декоративное искусство СССР. -1978. №6.
48. Лаврентьев А. Серийность в работах А. Родченко как отражение программированного формообразования // Техническая эстетика. 1979. - №3.
49. Лаврентьев А. Творчество А. Родченко и В. Степановой и их современников // Иитерпрессграфик. 1985. - № 3-4.
50. Лаврентьев А.П. Варвара Степанова. М., 1991.
51. Ламанова, Н. О современном костюме / Н. Ламанова // Красная нива. -1924.-№27.-С. 662-663.
52. Ламанова, Н. П. Русская мода / Н.П. Ламанова // Красная нива. 1923. -№30.-С. 32.
53. Лебина Н. Сталинизм и мода // С.-Петербургская панорама. 1993. - №8. - С. 32-33.
54. Левашова А. Против прозы в прозодежде // Декоративное искусство СССР. -I960.-№3.-С. 3-5.
55. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т.: - М.: Академия моды, 1993.
56. Мода: за и против. [Сборник статей]/Под ред. В.И. Толстых. – М.: Искусство, 1973. – 288 с.
57. Муриан И.Ф. Цикличность как одна из форм осознания реальных процессов в культуре и искусстве./И.Ф. Муриан// Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. – М., 2004.
58. Неклюдова Т.П. История костюма / - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
59. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду / – М.: АСТ, Астрель, 2005.
60. Огинская Л. Г. Клуцис. Штрихи к портрету дизайнера // Техническая эстетика. -1980.-№11.
61. Окладникова Е.А. Ценности как факторы моды и корпоративной культуры в информационном обществе./Е.А. Окладникова// Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007. С. 134.
62. Память тела. Нижнее белье советской эпохи: Каталог выставки / Под ред. Е. Деготь. М.: Эпифания, 2000. - 162 с.
63. Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
64. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с.
65. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л., 1994.
66. Пушкарева, Н. Л. Русская женщина: история и современность / Н. Л. Пушкарева. М.: Ладомир, 2002 .
67. Раева, Д.М. Советская мода 20-30-х гг. XX в. как феномен культуры и предмет научного изучения [Текст] / Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2006. - № 3.
68. Раева, Д. М. Война и мода: стилистика и образ жизни / Д. М. Раева // Сб. статей и докл. регион, конф., посвященной 60-летию Великой победы «Война как событие и со-бытие». Н. Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2005. -СЛ15 -118.
69. Раева, Д. М. Основные уровни модных ценностей в советской моде 2030-х гг. XX века / Д. М. Раева // Студенческий гений 2006: Сборник статей в 2 ч. Часть I / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Н. Новгород : Нижег. филиал МГЭИ, 2006. - С. 84 - 89.
70. Раева, Д. М. Игра и мода / Д. М. Раева // Филологический обозреватель наблюдений и явлений. 2006. - №1 (7). - С. 61 - 62.
71. Раева, Д. М. Городская мода как феномен культуры / Д. М. Раева // Устойчивое развитие города: проблемы и решения: Материалы науч. практ. конф. 10 декабря 2005 г. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. - С. 212 - 215.
72. Раева, Д.М. Социокультурный анализ советской моды 20-30-х гг. XX века : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т .- Нижний Новгород , 2007. - 39 с.
73. Розин В.М. Понятие «цикл» и типы циклов в культуре./В.М. Розин//Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. – М., 2004.
74. Савельева Е.В. Советский костюм 1917-1921 гг. как отражение общественных перемен: автореф.дисс.канд.истор. наук. – М., 2006.
75. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. - М., 1997.
76. Савельева И.Т. Мода и массовый вкус. - М., 1966.
77. Свендсен Л. Философия моды. – М., 2003.
78. Сидорина Е. Б.И. Арватов как теоретик производственного искусства // Проблемы истории советской архитектуры. Вып. 4. - 1978.
79. Сидорина Е. Дизайн 20-х гг.: образ мира и образ творчества // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1983. - Вып. 41.
80. Сидорииа Е. Еще раз об эстетике целесообразности // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1980. - Вып. 23.
81. Сидорина Е. К эстетике целесообразности (некоторые аспекты "теории производственного искусства" 20-х гг. как эстетической концепции) // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1975. - Вып. 11.
82. Сидорина Е. Некоторые аспекты ценностных ориентаций "производственного искусства" 20-х гг. // Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1973. - Вып. 6.
83. Сидорина Е. Об образе эстетики целесообразности 20-х гг., стиле и эстетическом сознании // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1978. - Вып. 17.
84. Синицина В.И. Основные исторические этапы в развитии костюма. М., 1976.
85. Степанова В. Костюм сегодняшнего дня — прозодежда // Леф. 1923. - №2.
86. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма / – М.: Искусство, 2002.
87. Сидоренко, В. И. История стилей в искусстве и костюме: Феникс, 2004.
88. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.
89. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы : очерки / С.М. Темерин. – М. : Советский художник, 1960.
90. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. – Свердловск, 1990.
91. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна / С. О. Хан-Магомедов. М. : Галарт, 1995.
92. Щипакина А. Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14
93. Ятина Л.И. Мода глазами социолога. – СПб., 2006.
94. Young A.B. Recuring cycles of fashion. 1760-1937. – N.Y., 1937.

Словари и энциклопедии


95. Андреева Р.П. Энциклопедия моды / - СПб.: Литера, 1997.
96. Балдано И.Ц. Мода. ХХ век. Энциклопедия / - М.: Олма – Пресс, 2002.
97. Власов В.Г. Стиль в искусстве: Словарь. СПб: Кольна, 1995.
98. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова [и др.] – Прага: Артия, 1998.
99. Терешкович Т. А. «Словарь моды. Терминология, история, аксессуары» Издательство: Хэлтон, 1999 г.
100. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль / Глав. ред. В. А. Володин. М.: Аванта+, 2002.
101. Энциклопедия заблуждений. Мода / Л.Б. Лихачева [и др.]; отв. ред. Л. Клюшник. – М.: Эксмо, 2005.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Данная работа посвящена историографии советской моды 20-30-х годов. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку ХХ век в России отмечался существенными изменениями в различных сферах общественной жизни: менялась политическая система руководства страна, происходило преобразование духовной сферы. Одним из важнейших направлений таких изменений было существенное изменение в человека в сфере быта и межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, но и таким важным явлением, как мода. Мода существует столько, сколько существует сама одежда. Она берет свое начало из многих источников: это и природные мотивы, и национальные костюмы, архитектура, музыка, живопись. Это романтичность и благородство прошлых веков и удобная практичность современных технологий. Элегантная строгость классических костюмов и декоративная яркость народного быта. Мода отражает уровень развития общества на каждой его ступени и четко соответствует сословным различиям. Например, в Средние века мода подчеркивала первичность духа над телом, а в эпоху барокко модная одежда знати была излишне неудобна, чтобы наглядно показать непричастность аристократии к труду. В 20-м веке, во времена бурного развития заводов, фабрик и сельского хозяйства появилась мода на целесообразную и практичную одежду. Мода неразрывно связана с политикой, идеологией и экономикой государства. В Советском Союзе велись поиски собственного советского стиля в одежде, не связанного с мировыми тенденциями моды.
В ХХ веке изменения направлений и тенденций в моде охватывают практически все слои населения и значительно ускоряется смена моды. Понимание моды выходит на новый уровень. Она прежде всего начинает отражать не только способ защиты от внешней среды, но она выступает как символ обеспечивающий включение индивида в ту или иную форму общения с окружающими людьми.
Несмотря на обилие работ, посвященных моде на протяжении веков, она по-прежнему остается явлением неуловимым и не познанным в полной мере. Причина тому – объективная двойственность моды: она принадлежит как к материальному миру (мода на одежду, мебель), так и к миру духовному (мода на определённые мысли, идеи, высказывания).
Понимание моды в ХХ веке ушло далеко за пределы толкования данного явления как процесса, посредством которого костюм совершает свою эволюцию (М. Мерцалова, Е Киреева, Ф. Пармон). Мода, с одной стороны, выявляет коллективное бессознательное, и при этом с другой стороны формирует общественное сознание .
В начале XX века появилась антропологическая философская школа, предложившая функциональное объяснение происхождения и трансформации элементов костюма. Антропологический подход опирался на непосредственные нужды одевающегося человека как на определяющий элемент в структуре «системы внешности». Мода под этим углом зрения становится прекрасным инструментом изучения механизмов социального соперничества и распространения модных стандартов . Исторический, социологический и функциональный подход к моде и цикличности моды комбинируются после окончания Второй мировой войны. Тогда же появляются структуралистские исследования Р. Барта и Ж. Лакана. В частности, Барт, анализируя женскую одежду, вводит понятия «одежды-образа» и «одежды-описания», обозначив первую как пластическую структуру, а вторую как структуру вербальную .
Тема советской моды 20-30-х годов ХХ века изучена далеко не в полной мере. Наконец, до сих пор не предпринималось комплексного исследования историографии советской моды 20-30-х годов.
В начале 21 столетия в целом интерес к изучению моды взаимовлиянию искусства кино и искусства моды значительно усилился. Стали проводиться исследования, организовываться ретроспективные тематические выставки и семинары. Актуализация моды в современном обществе спровоцировала волну научного интереса к истории костюма и к теории, историографии моды .
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы, а также возросшим интересом к ней в последнее время исследователей моды и модных тенденций.
Главная цель исследования – подробно изучить историографию советской моды 20-30-х годов.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить историю исследования главных тенденций моды 20-30-х годов (общетеоретические исследования, посвященные советской моде данного периода в целом).
2. Рассмотреть историю исследования советской моды 20-30-х годов в аспекте выявления присущих ей стилей, направлений.
Основная проблема исследования – необходимо выявить главные проблемы исследования феномена советской моды 20-30-х годов.
Предмет исследования – мода 20-30-х годов.
Объект исследования – историография советской моды 20-30-х годов.
Были использованы следующие методы исследования:
• сравнительный анализ,
• образно-стилистический,
• социокультурный,
• социологический приёмы типологии, классификации и систематизации изучаемого материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Первая глава посвящена основным подходам к исследованию феномена моды, а также, в частности, советской моды 20-30-х годов.
Во второй главе рассматриваются те исследования, которые непосредственно посвящены стилистическим, культурным особенностям советской моды 20-30-х годов. Особое внимание обращается на те исследования, в которых советская мода 20-30-х годов анализируется как социокультурный феномен.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.



Введение 3
Глава 1. Феномен моды и советская мода 20-30-х годов: основные подходы к исследованию 7
Глава 2. История моды 20-30-х годов: к основным проблемам исследования (стили, направления, тенденции) 39
Заключение 60
Список литературы 62


Таким образом, на сегодняшний день выделяется несколько подходов к изучению феномена моды, в частности, советской моды 20-30-х годов. Это культурно-исторический, эстетический, социологический, экономический подходы. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, которые были ранее рассмотрены в работе.
Советская мода 1920-1930-х годов – это достаточно сложное многоаспектное явление, которое требует комплексного изучения. То есть, ее следует рассматривать только в связи с социальными, политическими и культурными изменениями, которые произошли в России после революции 1917 года.
На основании рассмотренных исследований можно сделать вывод о том, что советская мода находилась на службе у идеологии государства, она выполняла интегрирующую функцию. В связи с этим, в ней до середины 30-х годов нивелировались гендерные различия (это связано с попыткой женщины войти в советское общество на равных позициях с мужчиной). Большинство исследователей отвечают, что советская мода отражала военные настроения в советском обществе. То есть, Советская Россия жила в атмосфере предвкушения войны и недоброжелательного отношения со стороны других государств. Это вылилось в милитаризацию костюма, господство в нем лаконичных цветов, доминирование спортивной одежды.
Феномену советской моды 1930-х годов особое внимание посвятил историк моды А. Васильев. Он рассматривал советскую моду в связи с советским кинематографом.
Историк отмечает, что здесь можно провести чёткую линию между 20-ми и 30-ми годами XX столетия. 20-е годы – это мода, ориентированная на идеологию, продвижение революционных идей. Это период деятельности известных режиссёров авангарда и революционного авангарда. Кинематограф ориентировался на определённую тенденцию, правило: мы должны быть одеты по-нашему, а не так, как на Западе; копировать западную моду считалось преступлением перед социалистическим обществом. В этот период многие художники, модельеры всерьёз задумываются над созданием костюма будущего для советских людей, который будет не разделять их, а объединять. В моде это нашло проявление в стиле «унисекс», когда женщины носили пальто, пиджаки с накладными плечами, так как актуальна была «квадратная мужественность», а не женственность и утончённость.
30-е годы принесли новые модные тенденции, и Советская Россия взяла курс на женственность. Ярким воплощением нового модного стиля стала Л.П. Орлова, блистательная актриса и великолепная певица и танцовщица. В 30-е годы советский кинематограф находился в авангарде мировой моды, нередко те наряды, в которых появлялась Орлова, только начинали входить в моду в Европе и Америке. С киноэкрана эти модные образы становились достоянием женщин Советского Союза, которые стремились подражать кинодиве.

1. Алпатов, М. Социальное значение костюма / М. Алпатов // Швейная промышленность. 1931. - № 9 . - С. 6 - 9.
2. Андреева, И. А. Массовая мода и «технологическая эстетика» / И. А. Андреева // Техническая эстетика, 1985. № 7. - С. 10.
3. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 1997.
4. Ахиезер А.С. Логики культуры и динамика циклов./А.С. Ахиезер// Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. – М., 2004.
5. Басин Е.Я., Краснов В.М. «Гордиев узел» моды Мода: за и против. - М.: Просвещение, 1993.
6. Барсукова, С. Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 2001.
7. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. М. : Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
8. Безвершук Ж.А. Потребности, вкусы, мода. - Киев, 1987.
9. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
10. Борзова Е.П. Мода в мире кросскультурного синтеза./Е.П. Борзова// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
11. Браверман А. Мода глазами экономиста // Декоративное искусство СССР. -1963.-№10.-С. 12-23.
12. Будур Н. В. История костюма / - М.: Олма Пресс 2002
13. Буткевич Л.М. История орнамента / - М.: Владос, 2004.
14. Вайнштейн О.Б. Банты, рюши, цветы и кокарды: теоретические и политические аспекты моды // Неприкосновенный запас. 2004. № 37
15. Васильев А. Этюды о моде и стиле.- М.: Фэшн Букс: 2007.
16. Васильев А.А. Мода на бабушкины платья./Модные тенденции// http://www.justlady.ru/fashion/2931/
17. Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: Искусство и мода. М.: Слово, 1999.
18. Волков С.В. Форма и знаки различия // Волков С.В. Русский офицерский корпус. -М., 1993.-С. 205-221.
19. Гофман А.Б., Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / - М.: Издательский сервис: ГНОМ и Д, 2004.
20. Гузявичуте Р.А. Цикличность моды XX века./Р.А. Гузявичуте//Мода и промышленное моделирование одежды: Тез. докл. на Всесоюзной научн. конф. (16-18 января 1979 г.). – М., 1979
21. Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью. М.: НЛО, 2008.
22. Дашкова, Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-ых годов / Т. Дашкова // Логос. 1999.
23. Демиденко, Ю. Краткий курс истории белья Советского Союза / Ю. Демиденко // Память тела. Нижнее белье советской эпохи: Каталог выставки / Под ред. Е. Деготь. М.: 2000. - С. 25.
24. Демшина А.Ю. Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов./А.Ю. Демшина// Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
25. Доценко В.Д. Русский морской мундир 1696-1917 гг. Спб., 1994.
26. Ермилова Д. Ю. История домов моды. – М.: Издательство: Академия, 2004.
27. За новую бытовую одежду // Швейная промышленность. 1931. - № 9. -С. 29.
28. Захаржевская, Р. В. История костюма: От античности до современности / Р. В. Захаржевская. М.: РИПОЛ классик, 2005.
29. Зиммель, Г. Мода / Г. Зиммель // Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. - М.: Юристъ, 1996
30. Каминская Н.М. История костюма. М., 1986.
31. Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955—1985). — М.: АНИР, 1996.
32. Киреева Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. М.: Просвещение, 1976.-176 с.
33. Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половине 20 в. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
34. Кирсанова P.M. "Гимнастерка", "джимми" и "полпред" // Родина. 1997. - №11. -С. 46-52.
35. Кобякова Н. Начало 20 века: Мода в деталях // Ателье – 2006.
36. Козлова Н. Магия русского стиля / - М. Московские учебники, 2008
37. Козлова Т.Н. Стиль в костюме ХХ века / Т. Козлова, Е. Ильичева. - М.: МГТУ, 2001.
38. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. – М., 1982.
39. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. - М., 1980.
40. Конева А.В. Мода как иное // Российская массовая культура конца ХХ века…
41. Которн Н. История моды в 20 веке / М.: Тривиум, 1998.
42. Килошенко М. И. Психология моды. – М.: Издательство: Оникс, 2006.
43. Комиссаржевский Ф. История костюма / - М.: Астрель, АСТ, Люкс, 2005.
44. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.
45. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
46. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. М., 1998.
47. Лаврентьев А. По проектам А. Родченко // Декоративное искусство СССР. -1978. №6.
48. Лаврентьев А. Серийность в работах А. Родченко как отражение программированного формообразования // Техническая эстетика. 1979. - №3.
49. Лаврентьев А. Творчество А. Родченко и В. Степановой и их современников // Иитерпрессграфик. 1985. - № 3-4.
50. Лаврентьев А.П. Варвара Степанова. М., 1991.
51. Ламанова, Н. О современном костюме / Н. Ламанова // Красная нива. -1924.-№27.-С. 662-663.
52. Ламанова, Н. П. Русская мода / Н.П. Ламанова // Красная нива. 1923. -№30.-С. 32.
53. Лебина Н. Сталинизм и мода // С.-Петербургская панорама. 1993. - №8. - С. 32-33.
54. Левашова А. Против прозы в прозодежде // Декоративное искусство СССР. -I960.-№3.-С. 3-5.
55. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т.: - М.: Академия моды, 1993.
56. Мода: за и против. [Сборник статей]/Под ред. В.И. Толстых. – М.: Искусство, 1973. – 288 с.
57. Муриан И.Ф. Цикличность как одна из форм осознания реальных процессов в культуре и искусстве./И.Ф. Муриан// Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. – М., 2004.
58. Неклюдова Т.П. История костюма / - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
59. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду / – М.: АСТ, Астрель, 2005.
60. Огинская Л. Г. Клуцис. Штрихи к портрету дизайнера // Техническая эстетика. -1980.-№11.
61. Окладникова Е.А. Ценности как факторы моды и корпоративной культуры в информационном обществе./Е.А. Окладникова// Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007. С. 134.
62. Память тела. Нижнее белье советской эпохи: Каталог выставки / Под ред. Е. Деготь. М.: Эпифания, 2000. - 162 с.
63. Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
64. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с.
65. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л., 1994.
66. Пушкарева, Н. Л. Русская женщина: история и современность / Н. Л. Пушкарева. М.: Ладомир, 2002 .
67. Раева, Д.М. Советская мода 20-30-х гг. XX в. как феномен культуры и предмет научного изучения [Текст] / Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2006. - № 3.
68. Раева, Д. М. Война и мода: стилистика и образ жизни / Д. М. Раева // Сб. статей и докл. регион, конф., посвященной 60-летию Великой победы «Война как событие и со-бытие». Н. Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2005. -СЛ15 -118.
69. Раева, Д. М. Основные уровни модных ценностей в советской моде 2030-х гг. XX века / Д. М. Раева // Студенческий гений 2006: Сборник статей в 2 ч. Часть I / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Н. Новгород : Нижег. филиал МГЭИ, 2006. - С. 84 - 89.
70. Раева, Д. М. Игра и мода / Д. М. Раева // Филологический обозреватель наблюдений и явлений. 2006. - №1 (7). - С. 61 - 62.
71. Раева, Д. М. Городская мода как феномен культуры / Д. М. Раева // Устойчивое развитие города: проблемы и решения: Материалы науч. практ. конф. 10 декабря 2005 г. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. - С. 212 - 215.
72. Раева, Д.М. Социокультурный анализ советской моды 20-30-х гг. XX века : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т .- Нижний Новгород , 2007. - 39 с.
73. Розин В.М. Понятие «цикл» и типы циклов в культуре./В.М. Розин//Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. – М., 2004.
74. Савельева Е.В. Советский костюм 1917-1921 гг. как отражение общественных перемен: автореф.дисс.канд.истор. наук. – М., 2006.
75. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. - М., 1997.
76. Савельева И.Т. Мода и массовый вкус. - М., 1966.
77. Свендсен Л. Философия моды. – М., 2003.
78. Сидорина Е. Б.И. Арватов как теоретик производственного искусства // Проблемы истории советской архитектуры. Вып. 4. - 1978.
79. Сидорина Е. Дизайн 20-х гг.: образ мира и образ творчества // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1983. - Вып. 41.
80. Сидорииа Е. Еще раз об эстетике целесообразности // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1980. - Вып. 23.
81. Сидорина Е. К эстетике целесообразности (некоторые аспекты "теории производственного искусства" 20-х гг. как эстетической концепции) // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1975. - Вып. 11.
82. Сидорина Е. Некоторые аспекты ценностных ориентаций "производственного искусства" 20-х гг. // Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1973. - Вып. 6.
83. Сидорина Е. Об образе эстетики целесообразности 20-х гг., стиле и эстетическом сознании // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1978. - Вып. 17.
84. Синицина В.И. Основные исторические этапы в развитии костюма. М., 1976.
85. Степанова В. Костюм сегодняшнего дня — прозодежда // Леф. 1923. - №2.
86. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма / – М.: Искусство, 2002.
87. Сидоренко, В. И. История стилей в искусстве и костюме: Феникс, 2004.
88. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.
89. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы : очерки / С.М. Темерин. – М. : Советский художник, 1960.
90. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. – Свердловск, 1990.
91. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна / С. О. Хан-Магомедов. М. : Галарт, 1995.
92. Щипакина А. Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14
93. Ятина Л.И. Мода глазами социолога. – СПб., 2006.
94. Young A.B. Recuring cycles of fashion. 1760-1937. – N.Y., 1937.

Словари и энциклопедии


95. Андреева Р.П. Энциклопедия моды / - СПб.: Литера, 1997.
96. Балдано И.Ц. Мода. ХХ век. Энциклопедия / - М.: Олма – Пресс, 2002.
97. Власов В.Г. Стиль в искусстве: Словарь. СПб: Кольна, 1995.
98. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова [и др.] – Прага: Артия, 1998.
99. Терешкович Т. А. «Словарь моды. Терминология, история, аксессуары» Издательство: Хэлтон, 1999 г.
100. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль / Глав. ред. В. А. Володин. М.: Аванта+, 2002.
101. Энциклопедия заблуждений. Мода / Л.Б. Лихачева [и др.]; отв. ред. Л. Клюшник. – М.: Эксмо, 2005.

Купить эту работу

История историографии советской моды 1920-1930х годов.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

7 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.2
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

4 крестовый поход

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Особенности работы педагога с младшими школьниками

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Дипломная работа

Территориальные споры в Латинской Америке в 21 веке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Социальные аномалии советского общества в конце 1920х – начале 1930х. гг. по материалам Ярославского края.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

КОРРЕКТИРОВКА Политический портрет М.В.Родзянко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-20
Дипломная работа

Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв АнкаБелчес об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-06
Дипломная работа

Спасибо огромное автору!! Очень помог!!

Общая оценка 5
Отзыв Nova об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-09-15
Дипломная работа

спасибо! очень хорошая работа, была принята руководителем сразу и без замечаний, всё выполнено в соответствии с требованиями, высокая оригинальность

Общая оценка 5
Отзыв Vestafiesta об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-10-04
Дипломная работа

Это удивительный автор! Самый чутки из всех, всегда на связи! Адекватный, идет на встречу и с ним реально приятно работать, обговаривать моменты. Пишем диплом вместе! Всё на высшем уровне! Ни кому его не отдам! Чудо-чудо автор! Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Формирование краеведческих знаний при подготовке к ВПР по истории 2022

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Дипломатическое маневрирование Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Бунт пятидесяти станиц 1792-1794 гг. как последнее массовое антиправительственное движение донского казачества»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Христианство в эпоху Сасанидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Декоративно-прикладное искусство мордвы в XIX - начале XX вв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

молодежные националистические группировки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Использование современных компьютерных технологий на уроках истории в среднем и старшем звене

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (1941-1944 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Карибский кризис глазами советских политиков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

История храмов России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Финляндия в составе России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Культура эпохи сталинизма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽