Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

КОЛЫМА И ЧУКОТКА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

  • 57 страниц
  • 2015 год
  • 271 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Великая Отечественная война оставила незабываемый след в истории нашей страны. Несмотря на то, что боевые действия проходили только на европейской части страны, она затронула все уголки нашей страны, начиная с крайнего запада до самой восточной точки.
Не остались в стороне от этой беды такие регионы нашей страны как Колыма и Чукотка. Эти два удаленных района нашей страны внесли свой посильный вклад в дело победы советского народа над фашистской Германией.
В связи с 70-летней годовщиной победы в Великой отечественной войне современное общество вновь обратилось к истории этих героических страниц, которые стали образцом мужества, героизма и единства всего народа. Тема Великой отечественной войны близка для каждого жителя России и ее регионов. В связи с этим восстановление подлинной истории войны и вклада каждого региона СССР в дело победы представляется не только актуальным, но и имеет большую практическую значимость.
Степень изученности. 70-летие Победы в Великой отечественной войне отметили не только в Российской Федерации, но и в СНГ, странах – а также союзники по антигитлеровской коалиции – США, Англия, Франция и др. Эта дата стала крупнейшим событием в социально-политической жизни планеты и оставила глубокий след в истории XX века.
Итоги и уроки Второй мировой войны и Великой Отечественной войны как ее составной части, проанализированы довольно подробно многими исследователями. Каждый год к работе по этой проблеме привлекаются ранее недоступные фонды архивов, библиотек, мемуаров, и применяется новый цивилизационный подход к оценке событий 1939-1945 годов.
В отечественной историографии темы можно выделить два периода: советский и постсоветский. Советский период хронологически охватывает 40-80-е гг. XX в. с условными этапами. Первый включает следующие этапы: 1) с июня 1941 г. – до середина 50-х гг., 2) со второй половины 50-х до конца 60-х, 3) 70-80-е годы XX в. Второй период можно обозначить как постсоветский.
Надо признать, что специальных работ по истории оборонного потенциала Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны в целом, и тем более в рамках локального региона как Колыма и Чукотка, практически нет. Мы обнаружили множество научных исторических публикаций общесоюзного и регионального масштаба, которые дают объективную оценку исторических событий, рассматривают конкретные проблемы в развитии дальневосточного региона в военные годы. Самой многочисленной является историография советского периода.
Богатый материал об изменениях социально-экономической жизни содержится в региональном материале. Особый интерес в связи с этим представляют труды историков и журналистов Магадана – Б.И.Мухачева, А.Т. Хилобоченко, Т.П. Смолина, В.И. Сорокина, В.И. Першина, С.П. Ефимова и др. По своему характеру среди них есть обзорные статьи, информирующие о роли жителей Северо-Востока и работников Дальстроя в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, в этих статьях основное внимание уделялось организационно-распорядительной деятельности партийных и общественных организаций .
Наибольшей полнотой и объективностью освещена тема роль Краснознаменной авиадивизии ГФВ, обслуживавшей воздушную линию Красноярск – Уэлькаль .
Отечественная историография конца 50-х – начала 60-х гг. XX в. характеризуется либеральностью. В это время произошли структурные изменения в научно-исследовательской деятельности, появились коллективные труды и монографии с использованием богатого местного материала . Большим прорывом стало издание фундаментального труда «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.».
Все же приоритетным направлением научной региональной литературе был партийно-классовый подход. В диссертационных исследованиях A.A. Востриковой, H.A. Гоголева и Г.С. Шлапунова упор делался на изучение массово-политическую роли Приморской и Хабаровской партийных организаций в годы Великой Отечественной войны .
В 70-80-е гг. XX в. произошло существенное обновление тематики исследований о Великой Отечественной войне. Историк Г.А. Докучаев впервые проанализировал материалы по истории экономического и трудового потенциала дальневосточного региона, и доказал, что в годы Великой отечественной войны Сибирь и Дальний Восток стали крупнейшим центром по производству оборонной продукции .
Особенностью региональных исследований того периода является многоаспектность тематики. Так, исследовательская группа под руководством академика А.И. Крушанова комплексно изучила международное положение, особенности политического, социально-экономического и этнокультурного развития Дальнего Востока накануне и в годы войны. Вопросы формирования и функционирования территориально-отраслевого комплекса данного региона изучены в статье Б.И. Мухачёва, который подробно охарактеризовал вклад трудящихся Колымы и Чукотки в оборонную мощь страны , а также работы Г.Г. Рощупкина о развитии оловодобывающей промышленности.
Проблема Колымы и Чукотки в годы Великой Отечественной войны частично рассматривалась в публикациях и кандидатских диссертациях магаданских исследователей: Г. Севильгаева, К. Добрюк, С. Нефедовой, Л. Верина, Е. Алтунина, Т. Гоголевой, А. Исакова, В. Зеляка, С. Мельникова, С. Шулубиной .
Процесс создания военно-стратегических резервов на Дальнем Востоке и подготовки тихоокеанского театра военных действий к войне с Японией подробно охарактеризован в диссертациях ряда дальневосточных исследователей .
Большой интерес представляют работы Е.В. Алтунина о деятельности дальневосточной авиации. Кроме того, для раскрытия темы исследования ценны публикации о строительстве и эксплуатации воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль .
Постсоветский период в изучении развития регионов СССР в годы Великой отечественной войны ознаменовался сменой методологических подходов, отказом от догматического марксизма и переходом к познавательному плюрализму. Несмотря на это, для большинства работ все же характерна политическая тенденциозность, а также наличие субъективно-личностного подхода, противоречащего принципам научной объективности и историзма.
Появились исследования по темам, которые ранее не являлись предметом изучения. Так, в монографиях A.A. Кошкина, В.П. Зимонина, К.Е. Черевко и А.Б. Широкорада было подробно изучено военно-политическое противостояние СССР, США и Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Авторы доказывали, что Япония была готова начать в 1941-1942 гг. военные действия против СССР, и лишь события на советско-германском фронте и боеготовность дальневосточной группировки войск заставили ее пересмотреть свои планы. Большой блок работ посвящен проблеме Тихоокеанского флота и его оборонительной способности .
Историки высказывали самые разнообразные оценки относительно помощи стран антигитлеровской коалиции. Лишь на рубеже XXI в. прозвучали первые взвешенные оценки этого события . В современной российской историографии появились множество публикаций, анализирующих программу ленд-лиза, объем и характер поставок по нему в различные периоды войны. Проблема ленд-лиза для изучаемого региона имеет особое значение, т.к. именно через эти регионы шла доставка значительной части грузов из Аляски.
Другим предметом специального изучения современных историков стала проблема развития добывающей промышленности на Северо-Востоке СССР и производственной деятельности Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР (Дальстрой) в 1941-1945 гг. Эта тема долгое время была под запретом . Лишь после крушения Советского Союза она получила особое звучание.
Еще одна тема это проблема трудовых резервов, которая для изучаемого региона имеет особое звучание. Учитывая малонаселенность региона, то основные рабочие силы составили заключенные лагерей и мигранты. Именно их труд, а также вклад женщин стал предметом изучения целого ряда авторов .
Не могли историки обойти тему участия жителей Колымы и Чукотки непосредственно в боевых действиях на различных фронтах Великой Отечественной войны .
Таким образом, на данный момент историческая наука располагает большим блоком работ по истории Великой Отечественной войны в целом и отдельным региональным ее проблемам. История Дальнего Востока в 1941-1945 гг. нашла всестороннее освещение, но вклад Колымы и Чукотки в дело победы отражен только в обзорных публикациях журналистов и краеведов. На данный момент мы не располагаем обобщающими комплексными исследованиями по истории данного региона.
Итак, предметом изучения данной работы является Колыма и Чукотка в годы Великой Отечественной войны. Объектом изучения являются развитие региона в 1941-1945гг. и вклад его экономики и жителей в дело победы.
В связи с этим цель настоящего исследования заключается в определении значимости регионов Колымы и Чукотки в деле победе СССР в Великой Отечественной войне. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
– проанализировать социально-экономическое развитие Колымы и Чукотки в 1941-1945 гг.
– установить вклад жителей Колымы и Чукотки в развитие военной экономики.
– изучить процесс организации перегона техники поставляемой по воздушной трассе «Аляска-Сибирь», реализуемый по ленд-лизовскому соглашению между США и СССР.
– проанализировать уровень подготовки обороны Колымы и Чукотки в военные годы.
Источниковая база исследования отличается разнообразием. В настоящее время в научный оборот включены большое количество статистических данных, государственно-партийных материалов. Большим достижением стало снятие грифа секретности с материалов бывших лагерей ГУЛАГА, чей вклад в дело победы имел для изучаемого региона значительную роль. В связи с этим особо хочется отметить первый цикл опубликованных документов военного времени, выявленных в архивах Магадана. Это сборник «Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и фактах (1941-1945 гг.)», который был подготовлен исследователями СВКНИИ А.Козловым и И.Бацаевым.
Большинство документов были опубликованы. Так, в 1985 г редколлегия альманаха «На Севере Дальнем» опубликовала на страницах своего издания документальные материалы и газетные публикации 1941-1945 гг., в разделе «Золото для Победы» .
Ценным видом исторических источников являются мемуары участников Великой Отечественной войны. Для изучения истории Колымы и Чукотки в годы войны особый интерес представляют мемуары участников боевых действий, руководителей и партийных деятелей региона и т.д. Среди них можно назвать воспоминания И. Лукина, М. Вяхирева, М. Рохлина, И. Папанина, М. Водопьянова, И. Мазурука, М. Каминского, Г. Жилинского и др., которые были опубликованы в разных изданиях Москвы, Ленинграда, Магадан. Они передают восприятие тех событий авторами и участниками, среди которых были и вольнонаемные дальстроевцы и работники Главсевморпути, работавшие в военные годы на Северо-Востоке.
Значительный объем публикаций составляют воспоминания бывших репрессированных и реабилитированных граждан, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях Севвостлага и Берлага в военные годы. Из самых известных можно назвать мемуары ученого Н. Иоффе . Мемуары других бывших узников регулярно публиковались на страницах альманаха «На Севере Дальнем» и «Краеведческих записках» Магаданского областного краеведческого музея.
Работа написана с учетом особенностей системного подхода в историческом исследовании. Методология работы основывается на принципах диалектики, объективизма и историзма. Методика исследования включает системный подход, общенаучные методы и специальные конкретно-исторические методы анализа.
Новизна исследования заключается в том, что в этой работе проанализированы результаты исследований по данной теме за все предшествующие годы и представлена комплексная характеристика истории Колымы и Чукотки в годы Великой Отечественной войны.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что сведения, которые в ней содержаться, могут быть использованы в ходе подготовки курса лекций по таким дисциплинам как краеведение, история России, источниковедение, а также могут стать источником дополнительной информации для студентов, старших школьников и для всех интересующихся историей региона в годы Великой Отечественной войны.


Оглавление


Введение 3
Глава I. Экономический потенциал Колымы и Чукотки в годы великой отечественной войны 13
1. Состояние народного хозяйства региона накануне войны 13
2. Население Колымы и Чукотки и их вклад в дело победы 18
Глава II. Оборонительные мероприятия на территории Колымы и Чукотки в годы Великой отечественной войны 31
1. Транспортная система Колымы и Чукотки в годы великой отечественной войны и организация транспортировки по ленд-лизу 31
2. Подготовка Магадана и Колымы к противовоздушной обороне 35
Заключение 44
Список источников и литературы 47
Источники 47
Литература 48


Заключение

Вклад региона Колымы и Чукотки в дело победы в Великой Отечественной войне стало предметом пристального внимания исследователей уже на протяжении более полустолетия. Эта тема имеет особое звучание наряду с удаленностью региона и его экономико-стратегической важностью в обеспечении обороноспособности страны. Находясь на самом северо-восточном углу нашей обширной родины и будучи удаленными от фронта на тысячи километров, экономика и население Колымы и Чукотки сделали все, чтобы приблизить победу советского народа в этой войне.
Практически все исследователи признают, что безопасность дальневосточных рубежей при сильной ограниченности людских ресурсов, слабо развитой системе коммуникационных связей и недостатке финансовых средств поддерживалась за счёт использования социально-политических и военно-экономических возможностей страны, что ограничивало способы укрепления национальной безопасности.
Вместе с тем все исследователи края отмечают, что жители Колымы и Чукотки в период Великой Отечественной войны, будучи даже в глубоком тылу военных действий, серьезно и основательно готовились к возможному нападению врага и продемонстрировали единство со всем населением Советского союза, активно включившись в добровольное движение в поддержку фронта. Жители этого края оказали материальную, продовольственную и денежную помощь фронту, несмотря на суровые условия жизни и статус заключенных лагерей.
Между тем, исследователи отмечают, что прочно внедрившиеся методы командно-административного управления в регионе Колымы и Чукотки в годы войны стали результатом компромисса между центральной и региональной властью, без чего невозможно было добиться своевременного выполнения оборонных заданий.
Необходимость налаживания выпуска военной продукции требовало новых, порою чрезвычайных методов регулирования экономических отношений между предприятиями разной ведомственной принадлежности. Наиболее ярко это отразилось в деятельности Дальстроя, который стал главным предприятием региона.
Тема экономического роста промышленных предприятий Колымы и Чукотки в годы войны стала предметом спора историков. Давая разные оценки степени и направления ее развития, историки отмечают, что в целом ее рост тормозился отсутствием необходимого количества трудовых ресурсов, а также техническим отставанием и медленным внедрением новых технологических решений.
Другой темой исследований является роль региона Колымы и Чукотки в активном взаимодействии со странами антигитлеровской коалиции. Исходя из удалённости от основных промышленных центров страны, был сделан упор на увеличение пропускной способности железных и автогужевых дорог, которые обеспечивали маневрирование дальневосточной группировки войск.
Вместе с тем, практически все исследователи признают, что форсированное вовлечение ресурсов восточных территорий страны в условиях военного времени с одной стороны способствовали неравномерному и одностороннему социально-экономическому развитию. Именно в предвоенные и военные годы в Чукотском и Корякском автономных округах, на Колыме сформировалась локальная индустриальная зона, которая стала базой для дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса и всей добывающей отрасли страны в послевоенное время.
В трудах современных исследователей, предпринимаются более объективные оценки роли государственных и партийных органов в организации управления экономики и обороны края. Историки отмечают, что директивное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, экстенсивное развитие региона за счёт дополнительного привлечения несвободных людских и материальных ресурсов не смогли создать в регионе конкурентной и рентабельной экономики.
Ставка, сделанная на применение административных и идеологических методов принуждения к труду, которые часто были единственным выходом при решении задач оборонного значения, не повышала производительность труда. Но деятельность исправительно-трудовых лагерей и колоний в рамках системы Дальстроя дала возможность решать сложные народнохозяйственные задачи в экстремальных условиях при минимальных государственных затратах.

Список источников и литературы
Источники
1. Бацаев И. Д., Козлов А.Г. Дальстрой и Севвостлаг ОГПУ – НКВД СССР в цифрах и документах. В 2-х ч. Ч.2. (1941-1945). – Магадан: СВКНИ ДВО РАН, 2002.– 428 с.
2. Докладная записка министра внтуренних дел СССР С.Н. Круглова заместителю председателя Совета Министров СССР Л.П. Берии о хозяйственной деятельности Дальстроя от месяца сентября 1950 г. // История сталинского ГУЛАГА. Конец 1920-х – первая половина 1950–х годов. – Т. 7. – М.: РОСПЭН, 2004. – С. 406-407.
3. Золото для победы // На Севере Дальнем. – 1985. – №1. – С. 2-3.
4. Иоффе Н.А. Время назад: моя жизнь, моя судьба, моя эпоха. – М.: ТОО «Биологичекие науки», 1992. – 238 с.
5. Руднев Г.А. Огненные рейсы. – Владивосток, 1990. – 211 с.
6. Шифротелеграмма И.В. Сталина секретарю Магаданского окружного комитета ВКП (б) Воробьёву об особом статусе Дальстроя от 13 августа 1939 г. // История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920- х – первая половина 1950-х годов. – Т. 7. – М.: РОСПЭН, 2004. – С. 154– 155.
Литература
1. Алтунин Е.В. Крылья Севера. Из истории гражданской авиации Северо-Востока СССР. 1920-1986. – Магадан, 1976. – 168 с.
2. Бацаев И.Д. Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых политических репрессий (1932– 1953). Дальстрой. – Магадан, 2002.– 215 с.
3. Бацаев И.Д. Очерки истории Магаданской области начало 20-х – середина 60-х гг. XX в. – Магадан: СКВНИИ ДВО РАН, 2007. – 257 с.
4. Великая победа советских войск на Дальнем Востоке: сб. статей. – Хабаровск, 1945. – 87 с.
5. Время, события, люди: Колыма и Чукотка в годы Великой отечественной войны. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1970. – 317с .
6. Герасимов С.Г. Патриоты Дальнего Востока. – М.: Пишепромиздат, 1946. – 143 с.
7. Докучаев Г.А Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. – М.: Наука, 1973. – 322 с.
8. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. – Новосибирск: Наука, 1968. – 322 с.
9. Жихарев Н.А. Очерки истории Северо-Востока РСФСР (1917– 1953 гг.) – Магадан: Кн. Изд – во, 1961.
10. Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России. – Хабаровск, 2004.
11. Зайцев Ю.М. Базовое строительство и оборона Дальнего Востока СССР в 1932-1945 гг.: теория, планы, проблемы, решения. – Владивосток: б/и, 2009. – 279 с.
12. Зайцев Ю.М. Инженерно-строительные органы Тихоокеанского флота в 1932-1945 гг. – Владивосток: ТОВМИ им. С.О. Макарова, 2007. – 168 с.
13. Зеляк В.Г. Пять металлов Дальстроя: история горнодобывающей промышленности Северо-Востока России в 30-50-х гт. XX в. – Магадан, 2004. – 298 с.
14. Историческая хроника Магаданской области. События и факты 1917– 1972 гг. – Магадан, 1975.
15. Исторические аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛаг. – Магадан, 1996.
16. Козлов А.Г. Магадан: история возникновения и развития. Часть 1. (1929– 1939 гг.). – Магадан, 2002. – 349 с.
17. Краснов В.Н., Краснова И.В. Ленд-лиз для СССР, 1941-1945. – М.: Наука, 2008. – 354 с.
18. Крушанов А.И. Из истории промышленного и культурного строительства Чукотки. – Магадан, 1971. – 160 с.
19. Крушанов А.И. Социалистическое соревнование рабочего класса Дальнего Востока (1935-1985 гг.): к 50-летию стахановского движения. Сб. научн. Тр. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. – 116 с.
20. Куртаева Э.К. Колыма и Чукотка в годы Великой Отечественной войны (1941– 1945). Краеведческие записки. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1982. – Вып.12. – С. 60– 65.
21. Ливенцев Д.В. Тихоокеанский флот накануне и во время Великой Отечественной войны (1938-1945 гг.). – Воронеж: Воронежкнига, 1997. – 38 с.
22. Малыгин В.М. На краю земли. – Владивосток: Примиздат, 1949. – 99 с.
23. Негенбля И.Е. Аляска – Сибирь. Трасса мужества. – Якутск: Якутский край, 2000. – 262 с.
24. Райзман Д.И. Колыма и Чукотка в годы Великой Отечественной войны. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 2005. – 49с.
25. Союзники в войне. 1941-1945. – М.:АСТ, 1995. – 648 с.
26. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией. – М.: Воениздат, 1949. – 184 с.
27. Широков А.И. Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг.: Опыт и уроки истории. – Томск, 2009. – С. 223-323.
28. Широкорад А.Б. Дальневосточный финал. – М.: АСТ-Транзит, 2005. – 424 с.
29. Юшина T.B., Юшин B.C. К вопросу о значении ленд-лиза в Великой Отечественной войне. – Рязань: изд-во РГУ, 2007. – 126 с.
******
1. Балдин С.С. Трудовые резервы – важнейший фактор повышения обороноспособности Дальнего Востока СССР (1940-1945 гг.) // Материалы 51-й Всероссийской науч. конф. Проблемы тактики военно-морского флота, военной истории, геополитики и военно-морской географии. – Владивосток, 2008. – С. 54-63.
2. Беляев A.A. Помощь трудящихся Владивостока труженикам сельского хозяйства края в годы Великой Отечественной войны // Труды Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Серия: История. Т. 4. Кн. 2. – Владивосток: Изд-во АН СССР, 1960. – 460 с.
3. Беляев A.A. Трудовой подвиг колхозного крестьянства Приморского края в период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) // Труды Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Серия: История. Т. 2. – Владивосток: Изд-во АН СССР, 1961. – 424 с.
4. Ежеля У.В. Женщины Дальнего Востока в годы военных испытаний 1941-1945 годов (в контексте российской истории XX века) // История и культура Приамурья. – Хабаровск, 2010. – № 1 (7). – С. 46-52.
5. Ефимов С.П. Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность Магаданской области (1941-1945) // Краеведческие записки. – Магадан, 1986. – Вып. 1. – С. 51-60.
6. Ефимов С.П. Дальстрой в годы Великой Отечественной войны // Колыма.– 1993. – № 7.– С. 30 – 35.
7. Козлов А.Г. В душных трюмах пароходов //Колыма.– 1991. – №11.– С.30– 34.
8. Козлов А.Г. Их привозили пароходы // Колыма. – 1991. – №10. – С.35– 38.
9. Козлов А.Г. Магадан: годы и люди // Город у моря Охотского. – Магадан, 1988. – С. 4-22.
10. Козлов А.Г. Севвостлаг НКВД СССР. 1937– 1941 гг. // Исторические исследования на Севере Дальнего Востока. – Магадан, 2000. – С. 77-204.
11. Мазурук И.П. Воздушная трасса Аляска – Сибирь // Военно-исторический журнал. – 1977. – № 3. – С. 48-52.
12. Нестеренко А.Д. Из истории развития МТС Приморья // Дальний Восток за 40 лет Советской власти. – Комсомольск-на-Амуре, 1958. – С. 133-147.
13. Омельчак В.П. Дальневосточные и сибирские кавалерийские дивизии в боях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Исторический опыт аграрных реформ в Сибири и на Дальнем Востоке: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск, 19-20 окт. 2006 г.). – Благовещенск, 2006. – С. 59-83.
14. Орлов A.C., Кожанов В.П. Ленд-лиз: взгляд через полвека // Новая и новейшая история. – 1994. – № 3. – С. 176-194.
15. Райзман Д.И. Помним Вас, земляки // Д.И. Райзман; Мэрия г. Магадана, Упр. Культуры мэрии Магаданской Области, Санкт- Петербургское упр. – 2-е изд., испр. и доп. – Магадан: Изд. СВГУ, 2010. – 155с.
16. Сараджан Г.С. Характер и объём поставок по ленд-лизу из США в СССР // Вторая мировая война и мир в XX в.: материалы региональной конференции. – Владивосток, 2001. – С. 69-76.

*****
1. Алтунин Е.В. Очерки истории гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока (1923-1945 гг.): автореф. дис. на соиск уч. ст. докт. ист. наук. – Иркутск, 1990. – 36 с.
2. Алтунин Е.В. Развитие авиации на Северо-Востоке СССР. 1926-1965 гг.: дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток: б/и, 1967.
3. Вострикова A.A. Партийные организации Дальнего Востока в борьбе за мобилизацию трудящихся на помощь фронту в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Л., 1959. – 194 с.
4. Гоголев H.A. Работа партийных организаций Дальнего Востока в массах в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. на соиск. уч. ст. д-ра ист. наук. – Хабаровск, 1968. – 256 с.
5. Гусинский Б.И. Подготовка тыла и войск Красной Армии на Дальнем Востоке к разгрому милитаристской Японии (1944–1945 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук. – Владивосток, 1978. – 24 с.
6. Добрюк К.И. Морской транспорт на Дальнем Востоке СССР в период Великой Отечественной войны. 1941 – 1945: автореф. дис. канд. ист. наук. – Владивосток, 1985. – 22 с.
7. Иващенко Л.Я. Организация просвещения руководство местными советами депутатов трудящихся Дальнего Востока СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1977. – 24 с.
8. Кокорин Ф.Ф. Военно-организаторская деятельность партийных организаций Дальнего Востока накануне и в годы Великой Отечественной войны 1939-1945 гг.: автореф. дис. канд. ист. наук. – Томск, 1968. – 24 с.
9. Лазарев В.А. История деятельности «Дальстроя» в Якутии: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Якутск, 2004. – 24 с.
10. Мельников C.M. Дальстрой как репрессивно-производственная структура НКВД-МВД СССР (1932-1953 гг.): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Томск, 2002. – 26 с.
11. Омельчак В.П. Укрепление единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (На материалах Дальнего Востока): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1980. – 24 с.
12. Приходько В.А. Социалистическое соревнование на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны (на примере промышленных предприятий и транспорта): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1977. – 24 с.
13. Рощупкин Г.Г. Создание и развитие горнодобывающей промышленности Чукотки в 1917–1953 гг.: автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1967.
14. Тесельская И.П. Железнодорожный транспорт Советского Дальнего Востока в годы Великой отечественной войны (1941-1945): дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 2012.
15. Третьяков М.В. История становления и развития авиации Дальстроя в 1932-1957 годах: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук, – Магадан, 2011. – 24 с.
******
1. Козлов А.Ю. Магадан и Колыма в период Великой Отечественной войны //Электронный ресурс (http://www.kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=29).
2. Магаданская область в первой половине XX вв. //Электронный ресурс (http://www.protown.ru/russia/obl/history/410.html)

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение

Великая Отечественная война оставила незабываемый след в истории нашей страны. Несмотря на то, что боевые действия проходили только на европейской части страны, она затронула все уголки нашей страны, начиная с крайнего запада до самой восточной точки.
Не остались в стороне от этой беды такие регионы нашей страны как Колыма и Чукотка. Эти два удаленных района нашей страны внесли свой посильный вклад в дело победы советского народа над фашистской Германией.
В связи с 70-летней годовщиной победы в Великой отечественной войне современное общество вновь обратилось к истории этих героических страниц, которые стали образцом мужества, героизма и единства всего народа. Тема Великой отечественной войны близка для каждого жителя России и ее регионов. В связи с этим восстановление подлинной истории войны и вклада каждого региона СССР в дело победы представляется не только актуальным, но и имеет большую практическую значимость.
Степень изученности. 70-летие Победы в Великой отечественной войне отметили не только в Российской Федерации, но и в СНГ, странах – а также союзники по антигитлеровской коалиции – США, Англия, Франция и др. Эта дата стала крупнейшим событием в социально-политической жизни планеты и оставила глубокий след в истории XX века.
Итоги и уроки Второй мировой войны и Великой Отечественной войны как ее составной части, проанализированы довольно подробно многими исследователями. Каждый год к работе по этой проблеме привлекаются ранее недоступные фонды архивов, библиотек, мемуаров, и применяется новый цивилизационный подход к оценке событий 1939-1945 годов.
В отечественной историографии темы можно выделить два периода: советский и постсоветский. Советский период хронологически охватывает 40-80-е гг. XX в. с условными этапами. Первый включает следующие этапы: 1) с июня 1941 г. – до середина 50-х гг., 2) со второй половины 50-х до конца 60-х, 3) 70-80-е годы XX в. Второй период можно обозначить как постсоветский.
Надо признать, что специальных работ по истории оборонного потенциала Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны в целом, и тем более в рамках локального региона как Колыма и Чукотка, практически нет. Мы обнаружили множество научных исторических публикаций общесоюзного и регионального масштаба, которые дают объективную оценку исторических событий, рассматривают конкретные проблемы в развитии дальневосточного региона в военные годы. Самой многочисленной является историография советского периода.
Богатый материал об изменениях социально-экономической жизни содержится в региональном материале. Особый интерес в связи с этим представляют труды историков и журналистов Магадана – Б.И.Мухачева, А.Т. Хилобоченко, Т.П. Смолина, В.И. Сорокина, В.И. Першина, С.П. Ефимова и др. По своему характеру среди них есть обзорные статьи, информирующие о роли жителей Северо-Востока и работников Дальстроя в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, в этих статьях основное внимание уделялось организационно-распорядительной деятельности партийных и общественных организаций .
Наибольшей полнотой и объективностью освещена тема роль Краснознаменной авиадивизии ГФВ, обслуживавшей воздушную линию Красноярск – Уэлькаль .
Отечественная историография конца 50-х – начала 60-х гг. XX в. характеризуется либеральностью. В это время произошли структурные изменения в научно-исследовательской деятельности, появились коллективные труды и монографии с использованием богатого местного материала . Большим прорывом стало издание фундаментального труда «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.».
Все же приоритетным направлением научной региональной литературе был партийно-классовый подход. В диссертационных исследованиях A.A. Востриковой, H.A. Гоголева и Г.С. Шлапунова упор делался на изучение массово-политическую роли Приморской и Хабаровской партийных организаций в годы Великой Отечественной войны .
В 70-80-е гг. XX в. произошло существенное обновление тематики исследований о Великой Отечественной войне. Историк Г.А. Докучаев впервые проанализировал материалы по истории экономического и трудового потенциала дальневосточного региона, и доказал, что в годы Великой отечественной войны Сибирь и Дальний Восток стали крупнейшим центром по производству оборонной продукции .
Особенностью региональных исследований того периода является многоаспектность тематики. Так, исследовательская группа под руководством академика А.И. Крушанова комплексно изучила международное положение, особенности политического, социально-экономического и этнокультурного развития Дальнего Востока накануне и в годы войны. Вопросы формирования и функционирования территориально-отраслевого комплекса данного региона изучены в статье Б.И. Мухачёва, который подробно охарактеризовал вклад трудящихся Колымы и Чукотки в оборонную мощь страны , а также работы Г.Г. Рощупкина о развитии оловодобывающей промышленности.
Проблема Колымы и Чукотки в годы Великой Отечественной войны частично рассматривалась в публикациях и кандидатских диссертациях магаданских исследователей: Г. Севильгаева, К. Добрюк, С. Нефедовой, Л. Верина, Е. Алтунина, Т. Гоголевой, А. Исакова, В. Зеляка, С. Мельникова, С. Шулубиной .
Процесс создания военно-стратегических резервов на Дальнем Востоке и подготовки тихоокеанского театра военных действий к войне с Японией подробно охарактеризован в диссертациях ряда дальневосточных исследователей .
Большой интерес представляют работы Е.В. Алтунина о деятельности дальневосточной авиации. Кроме того, для раскрытия темы исследования ценны публикации о строительстве и эксплуатации воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль .
Постсоветский период в изучении развития регионов СССР в годы Великой отечественной войны ознаменовался сменой методологических подходов, отказом от догматического марксизма и переходом к познавательному плюрализму. Несмотря на это, для большинства работ все же характерна политическая тенденциозность, а также наличие субъективно-личностного подхода, противоречащего принципам научной объективности и историзма.
Появились исследования по темам, которые ранее не являлись предметом изучения. Так, в монографиях A.A. Кошкина, В.П. Зимонина, К.Е. Черевко и А.Б. Широкорада было подробно изучено военно-политическое противостояние СССР, США и Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Авторы доказывали, что Япония была готова начать в 1941-1942 гг. военные действия против СССР, и лишь события на советско-германском фронте и боеготовность дальневосточной группировки войск заставили ее пересмотреть свои планы. Большой блок работ посвящен проблеме Тихоокеанского флота и его оборонительной способности .
Историки высказывали самые разнообразные оценки относительно помощи стран антигитлеровской коалиции. Лишь на рубеже XXI в. прозвучали первые взвешенные оценки этого события . В современной российской историографии появились множество публикаций, анализирующих программу ленд-лиза, объем и характер поставок по нему в различные периоды войны. Проблема ленд-лиза для изучаемого региона имеет особое значение, т.к. именно через эти регионы шла доставка значительной части грузов из Аляски.
Другим предметом специального изучения современных историков стала проблема развития добывающей промышленности на Северо-Востоке СССР и производственной деятельности Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР (Дальстрой) в 1941-1945 гг. Эта тема долгое время была под запретом . Лишь после крушения Советского Союза она получила особое звучание.
Еще одна тема это проблема трудовых резервов, которая для изучаемого региона имеет особое звучание. Учитывая малонаселенность региона, то основные рабочие силы составили заключенные лагерей и мигранты. Именно их труд, а также вклад женщин стал предметом изучения целого ряда авторов .
Не могли историки обойти тему участия жителей Колымы и Чукотки непосредственно в боевых действиях на различных фронтах Великой Отечественной войны .
Таким образом, на данный момент историческая наука располагает большим блоком работ по истории Великой Отечественной войны в целом и отдельным региональным ее проблемам. История Дальнего Востока в 1941-1945 гг. нашла всестороннее освещение, но вклад Колымы и Чукотки в дело победы отражен только в обзорных публикациях журналистов и краеведов. На данный момент мы не располагаем обобщающими комплексными исследованиями по истории данного региона.
Итак, предметом изучения данной работы является Колыма и Чукотка в годы Великой Отечественной войны. Объектом изучения являются развитие региона в 1941-1945гг. и вклад его экономики и жителей в дело победы.
В связи с этим цель настоящего исследования заключается в определении значимости регионов Колымы и Чукотки в деле победе СССР в Великой Отечественной войне. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
– проанализировать социально-экономическое развитие Колымы и Чукотки в 1941-1945 гг.
– установить вклад жителей Колымы и Чукотки в развитие военной экономики.
– изучить процесс организации перегона техники поставляемой по воздушной трассе «Аляска-Сибирь», реализуемый по ленд-лизовскому соглашению между США и СССР.
– проанализировать уровень подготовки обороны Колымы и Чукотки в военные годы.
Источниковая база исследования отличается разнообразием. В настоящее время в научный оборот включены большое количество статистических данных, государственно-партийных материалов. Большим достижением стало снятие грифа секретности с материалов бывших лагерей ГУЛАГА, чей вклад в дело победы имел для изучаемого региона значительную роль. В связи с этим особо хочется отметить первый цикл опубликованных документов военного времени, выявленных в архивах Магадана. Это сборник «Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и фактах (1941-1945 гг.)», который был подготовлен исследователями СВКНИИ А.Козловым и И.Бацаевым.
Большинство документов были опубликованы. Так, в 1985 г редколлегия альманаха «На Севере Дальнем» опубликовала на страницах своего издания документальные материалы и газетные публикации 1941-1945 гг., в разделе «Золото для Победы» .
Ценным видом исторических источников являются мемуары участников Великой Отечественной войны. Для изучения истории Колымы и Чукотки в годы войны особый интерес представляют мемуары участников боевых действий, руководителей и партийных деятелей региона и т.д. Среди них можно назвать воспоминания И. Лукина, М. Вяхирева, М. Рохлина, И. Папанина, М. Водопьянова, И. Мазурука, М. Каминского, Г. Жилинского и др., которые были опубликованы в разных изданиях Москвы, Ленинграда, Магадан. Они передают восприятие тех событий авторами и участниками, среди которых были и вольнонаемные дальстроевцы и работники Главсевморпути, работавшие в военные годы на Северо-Востоке.
Значительный объем публикаций составляют воспоминания бывших репрессированных и реабилитированных граждан, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях Севвостлага и Берлага в военные годы. Из самых известных можно назвать мемуары ученого Н. Иоффе . Мемуары других бывших узников регулярно публиковались на страницах альманаха «На Севере Дальнем» и «Краеведческих записках» Магаданского областного краеведческого музея.
Работа написана с учетом особенностей системного подхода в историческом исследовании. Методология работы основывается на принципах диалектики, объективизма и историзма. Методика исследования включает системный подход, общенаучные методы и специальные конкретно-исторические методы анализа.
Новизна исследования заключается в том, что в этой работе проанализированы результаты исследований по данной теме за все предшествующие годы и представлена комплексная характеристика истории Колымы и Чукотки в годы Великой Отечественной войны.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что сведения, которые в ней содержаться, могут быть использованы в ходе подготовки курса лекций по таким дисциплинам как краеведение, история России, источниковедение, а также могут стать источником дополнительной информации для студентов, старших школьников и для всех интересующихся историей региона в годы Великой Отечественной войны.


Оглавление


Введение 3
Глава I. Экономический потенциал Колымы и Чукотки в годы великой отечественной войны 13
1. Состояние народного хозяйства региона накануне войны 13
2. Население Колымы и Чукотки и их вклад в дело победы 18
Глава II. Оборонительные мероприятия на территории Колымы и Чукотки в годы Великой отечественной войны 31
1. Транспортная система Колымы и Чукотки в годы великой отечественной войны и организация транспортировки по ленд-лизу 31
2. Подготовка Магадана и Колымы к противовоздушной обороне 35
Заключение 44
Список источников и литературы 47
Источники 47
Литература 48


Заключение

Вклад региона Колымы и Чукотки в дело победы в Великой Отечественной войне стало предметом пристального внимания исследователей уже на протяжении более полустолетия. Эта тема имеет особое звучание наряду с удаленностью региона и его экономико-стратегической важностью в обеспечении обороноспособности страны. Находясь на самом северо-восточном углу нашей обширной родины и будучи удаленными от фронта на тысячи километров, экономика и население Колымы и Чукотки сделали все, чтобы приблизить победу советского народа в этой войне.
Практически все исследователи признают, что безопасность дальневосточных рубежей при сильной ограниченности людских ресурсов, слабо развитой системе коммуникационных связей и недостатке финансовых средств поддерживалась за счёт использования социально-политических и военно-экономических возможностей страны, что ограничивало способы укрепления национальной безопасности.
Вместе с тем все исследователи края отмечают, что жители Колымы и Чукотки в период Великой Отечественной войны, будучи даже в глубоком тылу военных действий, серьезно и основательно готовились к возможному нападению врага и продемонстрировали единство со всем населением Советского союза, активно включившись в добровольное движение в поддержку фронта. Жители этого края оказали материальную, продовольственную и денежную помощь фронту, несмотря на суровые условия жизни и статус заключенных лагерей.
Между тем, исследователи отмечают, что прочно внедрившиеся методы командно-административного управления в регионе Колымы и Чукотки в годы войны стали результатом компромисса между центральной и региональной властью, без чего невозможно было добиться своевременного выполнения оборонных заданий.
Необходимость налаживания выпуска военной продукции требовало новых, порою чрезвычайных методов регулирования экономических отношений между предприятиями разной ведомственной принадлежности. Наиболее ярко это отразилось в деятельности Дальстроя, который стал главным предприятием региона.
Тема экономического роста промышленных предприятий Колымы и Чукотки в годы войны стала предметом спора историков. Давая разные оценки степени и направления ее развития, историки отмечают, что в целом ее рост тормозился отсутствием необходимого количества трудовых ресурсов, а также техническим отставанием и медленным внедрением новых технологических решений.
Другой темой исследований является роль региона Колымы и Чукотки в активном взаимодействии со странами антигитлеровской коалиции. Исходя из удалённости от основных промышленных центров страны, был сделан упор на увеличение пропускной способности железных и автогужевых дорог, которые обеспечивали маневрирование дальневосточной группировки войск.
Вместе с тем, практически все исследователи признают, что форсированное вовлечение ресурсов восточных территорий страны в условиях военного времени с одной стороны способствовали неравномерному и одностороннему социально-экономическому развитию. Именно в предвоенные и военные годы в Чукотском и Корякском автономных округах, на Колыме сформировалась локальная индустриальная зона, которая стала базой для дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса и всей добывающей отрасли страны в послевоенное время.
В трудах современных исследователей, предпринимаются более объективные оценки роли государственных и партийных органов в организации управления экономики и обороны края. Историки отмечают, что директивное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, экстенсивное развитие региона за счёт дополнительного привлечения несвободных людских и материальных ресурсов не смогли создать в регионе конкурентной и рентабельной экономики.
Ставка, сделанная на применение административных и идеологических методов принуждения к труду, которые часто были единственным выходом при решении задач оборонного значения, не повышала производительность труда. Но деятельность исправительно-трудовых лагерей и колоний в рамках системы Дальстроя дала возможность решать сложные народнохозяйственные задачи в экстремальных условиях при минимальных государственных затратах.

Список источников и литературы
Источники
1. Бацаев И. Д., Козлов А.Г. Дальстрой и Севвостлаг ОГПУ – НКВД СССР в цифрах и документах. В 2-х ч. Ч.2. (1941-1945). – Магадан: СВКНИ ДВО РАН, 2002.– 428 с.
2. Докладная записка министра внтуренних дел СССР С.Н. Круглова заместителю председателя Совета Министров СССР Л.П. Берии о хозяйственной деятельности Дальстроя от месяца сентября 1950 г. // История сталинского ГУЛАГА. Конец 1920-х – первая половина 1950–х годов. – Т. 7. – М.: РОСПЭН, 2004. – С. 406-407.
3. Золото для победы // На Севере Дальнем. – 1985. – №1. – С. 2-3.
4. Иоффе Н.А. Время назад: моя жизнь, моя судьба, моя эпоха. – М.: ТОО «Биологичекие науки», 1992. – 238 с.
5. Руднев Г.А. Огненные рейсы. – Владивосток, 1990. – 211 с.
6. Шифротелеграмма И.В. Сталина секретарю Магаданского окружного комитета ВКП (б) Воробьёву об особом статусе Дальстроя от 13 августа 1939 г. // История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920- х – первая половина 1950-х годов. – Т. 7. – М.: РОСПЭН, 2004. – С. 154– 155.
Литература
1. Алтунин Е.В. Крылья Севера. Из истории гражданской авиации Северо-Востока СССР. 1920-1986. – Магадан, 1976. – 168 с.
2. Бацаев И.Д. Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых политических репрессий (1932– 1953). Дальстрой. – Магадан, 2002.– 215 с.
3. Бацаев И.Д. Очерки истории Магаданской области начало 20-х – середина 60-х гг. XX в. – Магадан: СКВНИИ ДВО РАН, 2007. – 257 с.
4. Великая победа советских войск на Дальнем Востоке: сб. статей. – Хабаровск, 1945. – 87 с.
5. Время, события, люди: Колыма и Чукотка в годы Великой отечественной войны. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1970. – 317с .
6. Герасимов С.Г. Патриоты Дальнего Востока. – М.: Пишепромиздат, 1946. – 143 с.
7. Докучаев Г.А Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. – М.: Наука, 1973. – 322 с.
8. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. – Новосибирск: Наука, 1968. – 322 с.
9. Жихарев Н.А. Очерки истории Северо-Востока РСФСР (1917– 1953 гг.) – Магадан: Кн. Изд – во, 1961.
10. Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России. – Хабаровск, 2004.
11. Зайцев Ю.М. Базовое строительство и оборона Дальнего Востока СССР в 1932-1945 гг.: теория, планы, проблемы, решения. – Владивосток: б/и, 2009. – 279 с.
12. Зайцев Ю.М. Инженерно-строительные органы Тихоокеанского флота в 1932-1945 гг. – Владивосток: ТОВМИ им. С.О. Макарова, 2007. – 168 с.
13. Зеляк В.Г. Пять металлов Дальстроя: история горнодобывающей промышленности Северо-Востока России в 30-50-х гт. XX в. – Магадан, 2004. – 298 с.
14. Историческая хроника Магаданской области. События и факты 1917– 1972 гг. – Магадан, 1975.
15. Исторические аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛаг. – Магадан, 1996.
16. Козлов А.Г. Магадан: история возникновения и развития. Часть 1. (1929– 1939 гг.). – Магадан, 2002. – 349 с.
17. Краснов В.Н., Краснова И.В. Ленд-лиз для СССР, 1941-1945. – М.: Наука, 2008. – 354 с.
18. Крушанов А.И. Из истории промышленного и культурного строительства Чукотки. – Магадан, 1971. – 160 с.
19. Крушанов А.И. Социалистическое соревнование рабочего класса Дальнего Востока (1935-1985 гг.): к 50-летию стахановского движения. Сб. научн. Тр. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. – 116 с.
20. Куртаева Э.К. Колыма и Чукотка в годы Великой Отечественной войны (1941– 1945). Краеведческие записки. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1982. – Вып.12. – С. 60– 65.
21. Ливенцев Д.В. Тихоокеанский флот накануне и во время Великой Отечественной войны (1938-1945 гг.). – Воронеж: Воронежкнига, 1997. – 38 с.
22. Малыгин В.М. На краю земли. – Владивосток: Примиздат, 1949. – 99 с.
23. Негенбля И.Е. Аляска – Сибирь. Трасса мужества. – Якутск: Якутский край, 2000. – 262 с.
24. Райзман Д.И. Колыма и Чукотка в годы Великой Отечественной войны. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 2005. – 49с.
25. Союзники в войне. 1941-1945. – М.:АСТ, 1995. – 648 с.
26. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией. – М.: Воениздат, 1949. – 184 с.
27. Широков А.И. Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг.: Опыт и уроки истории. – Томск, 2009. – С. 223-323.
28. Широкорад А.Б. Дальневосточный финал. – М.: АСТ-Транзит, 2005. – 424 с.
29. Юшина T.B., Юшин B.C. К вопросу о значении ленд-лиза в Великой Отечественной войне. – Рязань: изд-во РГУ, 2007. – 126 с.
******
1. Балдин С.С. Трудовые резервы – важнейший фактор повышения обороноспособности Дальнего Востока СССР (1940-1945 гг.) // Материалы 51-й Всероссийской науч. конф. Проблемы тактики военно-морского флота, военной истории, геополитики и военно-морской географии. – Владивосток, 2008. – С. 54-63.
2. Беляев A.A. Помощь трудящихся Владивостока труженикам сельского хозяйства края в годы Великой Отечественной войны // Труды Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Серия: История. Т. 4. Кн. 2. – Владивосток: Изд-во АН СССР, 1960. – 460 с.
3. Беляев A.A. Трудовой подвиг колхозного крестьянства Приморского края в период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) // Труды Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Серия: История. Т. 2. – Владивосток: Изд-во АН СССР, 1961. – 424 с.
4. Ежеля У.В. Женщины Дальнего Востока в годы военных испытаний 1941-1945 годов (в контексте российской истории XX века) // История и культура Приамурья. – Хабаровск, 2010. – № 1 (7). – С. 46-52.
5. Ефимов С.П. Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность Магаданской области (1941-1945) // Краеведческие записки. – Магадан, 1986. – Вып. 1. – С. 51-60.
6. Ефимов С.П. Дальстрой в годы Великой Отечественной войны // Колыма.– 1993. – № 7.– С. 30 – 35.
7. Козлов А.Г. В душных трюмах пароходов //Колыма.– 1991. – №11.– С.30– 34.
8. Козлов А.Г. Их привозили пароходы // Колыма. – 1991. – №10. – С.35– 38.
9. Козлов А.Г. Магадан: годы и люди // Город у моря Охотского. – Магадан, 1988. – С. 4-22.
10. Козлов А.Г. Севвостлаг НКВД СССР. 1937– 1941 гг. // Исторические исследования на Севере Дальнего Востока. – Магадан, 2000. – С. 77-204.
11. Мазурук И.П. Воздушная трасса Аляска – Сибирь // Военно-исторический журнал. – 1977. – № 3. – С. 48-52.
12. Нестеренко А.Д. Из истории развития МТС Приморья // Дальний Восток за 40 лет Советской власти. – Комсомольск-на-Амуре, 1958. – С. 133-147.
13. Омельчак В.П. Дальневосточные и сибирские кавалерийские дивизии в боях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Исторический опыт аграрных реформ в Сибири и на Дальнем Востоке: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск, 19-20 окт. 2006 г.). – Благовещенск, 2006. – С. 59-83.
14. Орлов A.C., Кожанов В.П. Ленд-лиз: взгляд через полвека // Новая и новейшая история. – 1994. – № 3. – С. 176-194.
15. Райзман Д.И. Помним Вас, земляки // Д.И. Райзман; Мэрия г. Магадана, Упр. Культуры мэрии Магаданской Области, Санкт- Петербургское упр. – 2-е изд., испр. и доп. – Магадан: Изд. СВГУ, 2010. – 155с.
16. Сараджан Г.С. Характер и объём поставок по ленд-лизу из США в СССР // Вторая мировая война и мир в XX в.: материалы региональной конференции. – Владивосток, 2001. – С. 69-76.

*****
1. Алтунин Е.В. Очерки истории гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока (1923-1945 гг.): автореф. дис. на соиск уч. ст. докт. ист. наук. – Иркутск, 1990. – 36 с.
2. Алтунин Е.В. Развитие авиации на Северо-Востоке СССР. 1926-1965 гг.: дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток: б/и, 1967.
3. Вострикова A.A. Партийные организации Дальнего Востока в борьбе за мобилизацию трудящихся на помощь фронту в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Л., 1959. – 194 с.
4. Гоголев H.A. Работа партийных организаций Дальнего Востока в массах в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. на соиск. уч. ст. д-ра ист. наук. – Хабаровск, 1968. – 256 с.
5. Гусинский Б.И. Подготовка тыла и войск Красной Армии на Дальнем Востоке к разгрому милитаристской Японии (1944–1945 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук. – Владивосток, 1978. – 24 с.
6. Добрюк К.И. Морской транспорт на Дальнем Востоке СССР в период Великой Отечественной войны. 1941 – 1945: автореф. дис. канд. ист. наук. – Владивосток, 1985. – 22 с.
7. Иващенко Л.Я. Организация просвещения руководство местными советами депутатов трудящихся Дальнего Востока СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1977. – 24 с.
8. Кокорин Ф.Ф. Военно-организаторская деятельность партийных организаций Дальнего Востока накануне и в годы Великой Отечественной войны 1939-1945 гг.: автореф. дис. канд. ист. наук. – Томск, 1968. – 24 с.
9. Лазарев В.А. История деятельности «Дальстроя» в Якутии: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Якутск, 2004. – 24 с.
10. Мельников C.M. Дальстрой как репрессивно-производственная структура НКВД-МВД СССР (1932-1953 гг.): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Томск, 2002. – 26 с.
11. Омельчак В.П. Укрепление единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (На материалах Дальнего Востока): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1980. – 24 с.
12. Приходько В.А. Социалистическое соревнование на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны (на примере промышленных предприятий и транспорта): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1977. – 24 с.
13. Рощупкин Г.Г. Создание и развитие горнодобывающей промышленности Чукотки в 1917–1953 гг.: автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 1967.
14. Тесельская И.П. Железнодорожный транспорт Советского Дальнего Востока в годы Великой отечественной войны (1941-1945): дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Владивосток, 2012.
15. Третьяков М.В. История становления и развития авиации Дальстроя в 1932-1957 годах: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук, – Магадан, 2011. – 24 с.
******
1. Козлов А.Ю. Магадан и Колыма в период Великой Отечественной войны //Электронный ресурс (http://www.kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=29).
2. Магаданская область в первой половине XX вв. //Электронный ресурс (http://www.protown.ru/russia/obl/history/410.html)

Купить эту работу

КОЛЫМА И ЧУКОТКА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

31 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.2
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

4 крестовый поход

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Особенности работы педагога с младшими школьниками

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Дипломная работа

Территориальные споры в Латинской Америке в 21 веке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Социальные аномалии советского общества в конце 1920х – начале 1930х. гг. по материалам Ярославского края.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

КОРРЕКТИРОВКА Политический портрет М.В.Родзянко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-20
Дипломная работа

Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв АнкаБелчес об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-06
Дипломная работа

Спасибо огромное автору!! Очень помог!!

Общая оценка 5
Отзыв Nova об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-09-15
Дипломная работа

спасибо! очень хорошая работа, была принята руководителем сразу и без замечаний, всё выполнено в соответствии с требованиями, высокая оригинальность

Общая оценка 5
Отзыв Vestafiesta об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-10-04
Дипломная работа

Это удивительный автор! Самый чутки из всех, всегда на связи! Адекватный, идет на встречу и с ним реально приятно работать, обговаривать моменты. Пишем диплом вместе! Всё на высшем уровне! Ни кому его не отдам! Чудо-чудо автор! Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Формирование краеведческих знаний при подготовке к ВПР по истории 2022

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Дипломатическое маневрирование Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Бунт пятидесяти станиц 1792-1794 гг. как последнее массовое антиправительственное движение донского казачества»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Христианство в эпоху Сасанидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Декоративно-прикладное искусство мордвы в XIX - начале XX вв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

молодежные националистические группировки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Использование современных компьютерных технологий на уроках истории в среднем и старшем звене

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (1941-1944 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Карибский кризис глазами советских политиков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

История храмов России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Финляндия в составе России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Культура эпохи сталинизма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽