Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Данная работа посвящена доктрине предопределения в кальвинизме и лютеранстве. Выбор темы обоснован дискуссионностью кальвинизма и лютеранства как религиозных учений, в особенности, это имеет отношение именно к кальвинизму. Большие споры вызывает учение о безусловном предопределении, которое является одним из главных принципов кальвинизма. Вместе с тем, очевидны противоречия между текстом Священного Писания и этим учением. Учение о безусловном предопределении было осуждено Православной Церковью как не соответствующее и искажающее смысл священного текста.
Особое внимание также следует обратить на тот факт, что кальвинизм и лютеранство – это не просто религиозные системы, но также и этические. То есть, актуальность данного исследования обусловлена необходимость рассматривать комплексно проблему предопределения в кальвинизме и лютеранстве, обращая особое внимание на сравнительный анализ доктрины предопределения в кальвинизме и лютеранстве.
Главная цель работы – рассмотреть особенности учения о предопределении в кальвинизме и лютеранстве.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику лютеранства.
2. Рассмотреть основные догматы кальвинизма.
3. Проанализировать учение о безусловном предопределении в кальвинизме.
4. Охарактеризовать учение о предопределении в лютеранстве.
5. Выявить отличия в учении о предопределении в лютеранстве и кальвинизме.
Объект исследования – доктрина предопределения.
Предмет исследования – учение кальвинизма и лютеранства.
Рассматриваемая нами тема была предметом многих богословских исследований. В частности, к ней обращались М. Козлов, М. Зноско-Боровский, А. Мак-Грат и другие исследователи. Как в отечественной, так и в зарубежной историографии представлено достаточно много трудов, посвященных зарождению и развитию реформаторской деятельности Жана Кальвина, М. Лютера.
Вне всякого сомнения, взгляд на деятельность Лютера и Кальвина менялся в зависимости от личных предпочтений автора и специфики эпохи.
В частности, во второй половине 19 века, в эпоху господства позитивизма, исследователи стремились к максимально подробному описанию всех событий, проанализировать их. Вместе с тем, в этот период не были разработаны целостные теории и концепции деятельности Жана Кальвина и М. Лютера.
В частности, впервые наиболее полно биография Жана Кальвина была изложена известным дореволюционным и советским медиевистом Р.Ю. Виппером. Особое внимание исследователь уделил деятельности Кальвина в Женеве. Виппер полагал, что особенность женевской модели кальвинизма заключается в организации консистории органа управления с широкими полномочиями, в состав которого входили представители церковной и светской властей. В сфере внимания Виппера также находилась структура управления городом, которая была сформирована при Кальвине. Личностные качества Кальвина исследователь рассматривал как основу популяризации нового учения и кальвинистской философии. Описывая те события, которые происходили в Женеве в то время, Виппер выявляет динамику изменений в жизни города в 1542- 1564 гг .
А вот в своем диссертационном исследовании «Церковь и государство в Женеве XVI в. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в.» Виппер уделил внимание тем исследованиям деятельности Кальвина, которые были проведены в конце 19 и начале 20 веков .
После 20-х годов 20 столетия в отечественной историографии наступает период торжества марксистской материалистической концепции исторического процесса. Соответственно, историографы обратились к анализу социальных аспектов кальвинизма. В частности, Ф. Д. Капеллюш высказал мысль в том, что взгляды Кальвина связаны с «республиканским и революционным движением нарождающейся буржуазии» .
Что же касается процесса распространения и укрепления кальвинизма в Европе, то советская историография отдельно его не рассматривала, преимущественно эта проблема изучалась в рамках работ, посвященных истории отдельных европейских стран в XVI — XVII вв..
В частности, согласно позиции А. Н. Чистозвонова, кальвинизм обладал классовым характером, выражал интересы буржуазии в Нидерландской революции .
М. А. Барг, исследуя английскую буржуазную революцию XVII в., рассматривал социально-экономические факторы становления кальвинизма. Как он считал, важнейшая особенность Английской революции середины XVII в. Заключалась в идеологической драпировке ее социально-классовых и политических идей. Кальвинизм как идеология Реформации сыграла большую роль в этой революции .
Согласно позиции Н. В. Ревуненковой, религиозный менталитет не играл большой роли в жизни Европы XVI - XVII вв. Кальвинизм является плодом развития взглядов на государство и общество в качестве эволюции от гуманизма к тираноборчеству. «Субъективное отношение Кальвина к гуманизму после того, как он отрекся от собственного гуманистического прошлого, однозначно, - пишет исследовательница. - Это искренняя, сознательная и равная борьба с равным противником» . Она полагала, что Кальвин испытывал сильное недоверие к власти. Особое внимание автором уделено анализу идеи Кальвина об установлении Царства Божьего на Земле в идеологии Оливера Кромвеля.
Если рассматривать современный этап исследований жизни Кальвина и кальвинизма, то здесь можно увидеть тенденцию к сближению отечественных и зарубежных историографических концепций.
В западных странах с 80-х гг., в России - с середины 90-х, в связи с началом процесса глобализации, многие исследования кальвинизма стали характеризоваться ярко выраженным макроисторическим характером, в их основу были положены теории конфессионоализации и интернационального кальвинизма.
В работах Ю.Е. Ивонина Реформация рассматривается в качестве достаточно сложного явления, затрагивающего различные сферы общественной жизни, важнейшего фактора идеологической, политической и социальной жизни общества. Особое внимание ученый уделил пфальскому кальвинизму, в основе которого лежал принцип социальной дисциплины. Кальвинизм здесь предстает не только как религиозная система, но и важный фактор в межгосударственных отношениях .
Российской исследовательницей С.Л. Плешковой история отношений между властью и церковью рассматривалась в аспекте выявления закономерностей распространения кальвинизма на почве французской культуры и политики. Согласно позиции Плешковой, существует достаточно тесная связь между кальвинизмом Женевы и гугенотами .
Процесс распространения кальвинизма в Новой Англии рассматривался И.Ю. Хрулевой.
Согласно ее позиции, кальвинизм – это идеология основателей колоний, тех англичан, которые считали идеальным вариант независимости от центральной власти .
В зарубежной историографии ведущими исследователями кальвинизма являются Р. Кингдон и О. Грелл.
Особое внимание также следует обратить на работы А. Мак-Грата, который детально выявил идейные истоки кальвинизма, показал специфику данного вероучения и охарактеризовал процесс распространения кальвинизма .
Что касается лютеранства и религиозных взглядов М. Лютера, то они достаточно хорошо изучены историками и теологами. Все многообразие источников по данной тематике можно условно разделить на три группы:
1. Полемические и апологетические издания, являющиеся отражением конфессиональной трактовки событий Реформации со стороны евангелической и римско-католической или иных христианских традиций. В частности, здесь особо следует выделить работу И. Гобри .
2. Исторические и церковно-исторические исследования Реформации, в которых акцентируется вопросы места Реформации среди других событий религиозной и шире - социальной истории. Это работы А.Гарнака, Х.Л. Гонсалеса, Б.Хегглунда, Л. Беркхова, Б.Брендлера, Л.О.Хольца и других авторов . Эти исследователи занимались комплексным изучением вероучения лютеранства, специфики его становления. Ими были введены научный оборот многие фактографические данные.
3. Результаты специальных исследований, посвященных М.Лютеру. Особое место здесь занимают работы зарубежных авторов: O. Hof, K. Froehlich, F.W. Farrar, G. Bray, H. Bornkamm . Эти авторы уделяют преимущественное внимание специфике вероучения лютеранства, в том числе и доктрине предопределения.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
• Историографический
• Аналитический
• Дедуктивный
• Метод синтеза.
Новизна и практическая значимость исследования определяются тем, что полученные в ходе исследования результаты, а также сам текст исследования могут быть использованы при дальнейшем, более глубоком изучении лютеранства, кальвинизма и их истоков, критики учения о предопределении.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования.
Первая глава посвящена особенностям вероучения лютеранства и кальвинизма.
Во второй главе проводится анализ учения о предопределении в кальвинизме и лютеранстве, их сравнительный анализ. Особое внимание уделено догмату о безусловном предопределении в кальвинизме как наиболее дискуссионному моменту в учении Кальвина.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Введение 3
Глава 1.Особенности вероучения лютеранства и кальвинизма 9
1.1.Идейные истоки и особенности вероучения лютеранства 9
1.2.Кальвинизм: истоки и главные догматы 39
Глава 2. Учение о предопределении в лютеранстве и кальвинизме: общее и различное 64
2.1.Доктрина предопределения в кальвинизме 64
2.2. Учение о предопределении в лютеранстве и его отличие от кальвинистского 75
Заключение 84
Список литературы 86
Лютеранство является вероучением протестантского вероисповедания в христианстве. Возникло лютеранство в ходе проведения Реформации (реформационное движение в Германии имело место в XVI веке). Важно отметить, что лютеранство является плодом немецкой религиозной мысли, и именно Реформация в Германии сильно повлияла на развитие лютеранства, на становление его и выработку основных принципов веросознания лютеранства. Немецкая Реформация в целом имела огромное значение для протестантской религии, так как её проведение способствовало становлению данной религии.
Идейные истоки кальвинизма достаточно глубоки, тесно связаны с философским мировоззрением эпохи схоластики и Возрождения (это элементы схоластики, философии гуманизма), также можно сказать о влиянии богословской мысли ранней Реформации на формирование системы Ж. Кальвина.
Кальвинизм характеризуется повышенной степенью рационализма. Центральной доктриной кальвинизма является суверенитет Бога, то есть, речь идет о верховной власти Бога во всем. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):
Одно из центральных мест в христологии, антропологии кальвинизма занимает учение о безусловном предопределении. Человек вследствие грехопадения утратил свободную волю, природа его была сильно искажена. По своей природе человек способен только на зло, тогда как если он совершает добро, то совершает его исключительно благодаря высшей благодати. Тем не менее, даже совершая хорошие поступки, человек омрачает грехом все, к чему прикасается. То есть, даже самый благородный поступок все равно отмечен грехом. Человеческие силы ничтожны, а значит, своим делами человек не способен заслужить спасения и Божественную благодать.
Спасение – это воля Бога, результат его безусловного предопределения. Бог решает, кому даровать спасение, а кого обречь на погибель. Причем, от духовности самого человека, его поступков и помыслов спасение никак не зависит.
Как уже отмечалось ранее, при разработке учения о безусловном предопределении Кальвин основывается на идеях блаженного Августина, а также положениях Мартина Лютера о греховной природе человека.
Учение о безусловном предопределении было осуждено Православной Церковью на том справедливом основании, что оно противоречит текстам Священного Писания, сильно искажает библейское учение, отмечено печатью человеконенавистничества и рационализма.
Что касается лютеранского учения о предопределении, то здесь сложилась несколько иная ситуация. Несмотря на то, что лютеранство и кальвинизм отрицают многие положения католицизма и православия, в позиции относительно предопределения они существенно расходятся. Лютер отличается от Кальвина своей попыткой соединения идеи двойного предопределения, которая собственно и является основой кальвинизма, с идеей о том, что Божья воля имеет всеобщий характер в плане спасения. И в данном аспекте лютеранство находится гораздо ближе к католицизму и православию, чем кальвинизм.
В кальвинистской традиции не отмечается, что предопределение является избранием для спасения, тогда как в учении Мартина Лютера этот тезис обладает огромным значением.
Учения кальвинизма и лютеранства о предопределении объединяет единый взгляд на природу человека – человек воспринимается как греховное существо, которое не способно собственными усилиями достичь спасения. То есть, спасение – это результат Божественной воли и благодати, личные усилия человека, его добрые дела не имеют значимости.
1. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М.: АСТ, 2000.
2. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// URL http://www.ecat.francis.ru/index.html
3. Байрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996./Электронный ресурс// http://gorod.crimea.edu/
4. Барг М.А. Английская буржуазная революция. Некоторые проблемы Английской буржуазной революции 40-х годов XVII века. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
5. Беркхов Л. История христианских доктрин. - СПб., 2000.
6. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.// URL http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985
7. Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т. — М., 1999. — Т.1
8. Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. - М.-СПб., 2000.
9. Васечко В.Н. Сравнительное богословие.// URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/contents.html
10. Виппер Р Ю Церковь и государство в Женеве XVI в Влияние кальвинизма на политические учения и движения в XVI в. - М., 1894.
11. Гараджа В. Реформация и её апостолы./В. Гараджа//Журнал «Вокруг света». №3 (2798). Март 2007.
12. Гарин И. Кальвин. – Харьков: Фолио, 1994.
13. Гарнак А. История догматов. II Раннее Христианство. Т.2. - М., 2001.
14. Гобри И. Лютер. - М., 2000.
15. Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. - СПб.,2001.
16. Давыденков О., прот. Догматическое богословие.// URL http://www.sedmitza.ru/lib/text/431669/
17. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране. - СПб.,1994.
18. Ивонин, Ю. Е. Город, государство и Реформация в Германии XVI века. // Средневековый город . – Вып. 16. – Саратов, 2004.
19. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Режим доступа: http://www.jeancalvin.ru/institution
20. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М., 1931
21. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русский путь, 2001.
22. Корнер Д. Исторические сведения о кальвинизме.// URL http://www.feofil.info/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2009-06-07-19-16-43&catid=36:2009-01-29-19-50-39&Itemid=57
23. Лорц И. История церкви. - М., 1999. - Т. 1.
24. Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
25. Максим Козлов, прот. Кальвинизм.//URL http://www.portal-slovo.ru/theology/37770.php
26. Мак Грат А. Введение в христианское богословие.//URL http://www.refarmaciya.com/historyja/-historyja-rcarkvy/58-2009-12-22-22-23-09.html
27. Мак Грат А. Богословская мысль Реформации. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/13_m/ak/grat_00.html
28. Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма [Ресурс локального доступа]
29. Митрофан Зноско-Боровский, прот. Сравнительное богословие.//URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/znosko-bor/sravnenie/24.html
30. Носсоль А. Экуменическая перспектива богословской мысли Мартина Лютера // Един Господь. На путях к единству христиан. – Люблин: Изд. Люблинского католического университета, 1996.
31. Плешкова С.Л. Французская Реформация. – М., 1993.
32. Прилуцкий А.М. Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/353
33. Пучков П.И. Религии в современном мире./П.И. Пучков//Мифы и религии мира. – М., 2004.
34. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
35. Ревуненкова Н. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. 205 с.
36. Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. http://religa.narod.ru/zabijako/p01.htm
37. Религии мира./Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2005.
38. Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 553–599
39. Спиц В.Л. История Реформации. - М., 2003.
40. Таевский Д. Лютеранство./История религии// http://religion.babr.ru
41. Хегглунд Б. Модели веры. Режим доступа: http://www.soluschristus.ru/biblioteka/bog_i_chelovek/bengt_hegglund_modeli_very/bengt_hegglund_modeli_very_providenie_i_predopredelenie/
42. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века. - М.,1998.
43. Хрулева И. Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. – М., 2002.
44. Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в. - М., 1958.
45. Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д, 2007.
46. Hagglund Bengt. History of Theology. CPH., S.Louis (no date).
47. Hof Otto. Luther's Exegetical Principle of the Analogy of Faith. Concordia Th.Mont. vol. 38
48. Froehlich K. Biblical Interpretation in the early Church. Philadelphia, (no date)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Данная работа посвящена доктрине предопределения в кальвинизме и лютеранстве. Выбор темы обоснован дискуссионностью кальвинизма и лютеранства как религиозных учений, в особенности, это имеет отношение именно к кальвинизму. Большие споры вызывает учение о безусловном предопределении, которое является одним из главных принципов кальвинизма. Вместе с тем, очевидны противоречия между текстом Священного Писания и этим учением. Учение о безусловном предопределении было осуждено Православной Церковью как не соответствующее и искажающее смысл священного текста.
Особое внимание также следует обратить на тот факт, что кальвинизм и лютеранство – это не просто религиозные системы, но также и этические. То есть, актуальность данного исследования обусловлена необходимость рассматривать комплексно проблему предопределения в кальвинизме и лютеранстве, обращая особое внимание на сравнительный анализ доктрины предопределения в кальвинизме и лютеранстве.
Главная цель работы – рассмотреть особенности учения о предопределении в кальвинизме и лютеранстве.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику лютеранства.
2. Рассмотреть основные догматы кальвинизма.
3. Проанализировать учение о безусловном предопределении в кальвинизме.
4. Охарактеризовать учение о предопределении в лютеранстве.
5. Выявить отличия в учении о предопределении в лютеранстве и кальвинизме.
Объект исследования – доктрина предопределения.
Предмет исследования – учение кальвинизма и лютеранства.
Рассматриваемая нами тема была предметом многих богословских исследований. В частности, к ней обращались М. Козлов, М. Зноско-Боровский, А. Мак-Грат и другие исследователи. Как в отечественной, так и в зарубежной историографии представлено достаточно много трудов, посвященных зарождению и развитию реформаторской деятельности Жана Кальвина, М. Лютера.
Вне всякого сомнения, взгляд на деятельность Лютера и Кальвина менялся в зависимости от личных предпочтений автора и специфики эпохи.
В частности, во второй половине 19 века, в эпоху господства позитивизма, исследователи стремились к максимально подробному описанию всех событий, проанализировать их. Вместе с тем, в этот период не были разработаны целостные теории и концепции деятельности Жана Кальвина и М. Лютера.
В частности, впервые наиболее полно биография Жана Кальвина была изложена известным дореволюционным и советским медиевистом Р.Ю. Виппером. Особое внимание исследователь уделил деятельности Кальвина в Женеве. Виппер полагал, что особенность женевской модели кальвинизма заключается в организации консистории органа управления с широкими полномочиями, в состав которого входили представители церковной и светской властей. В сфере внимания Виппера также находилась структура управления городом, которая была сформирована при Кальвине. Личностные качества Кальвина исследователь рассматривал как основу популяризации нового учения и кальвинистской философии. Описывая те события, которые происходили в Женеве в то время, Виппер выявляет динамику изменений в жизни города в 1542- 1564 гг .
А вот в своем диссертационном исследовании «Церковь и государство в Женеве XVI в. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в.» Виппер уделил внимание тем исследованиям деятельности Кальвина, которые были проведены в конце 19 и начале 20 веков .
После 20-х годов 20 столетия в отечественной историографии наступает период торжества марксистской материалистической концепции исторического процесса. Соответственно, историографы обратились к анализу социальных аспектов кальвинизма. В частности, Ф. Д. Капеллюш высказал мысль в том, что взгляды Кальвина связаны с «республиканским и революционным движением нарождающейся буржуазии» .
Что же касается процесса распространения и укрепления кальвинизма в Европе, то советская историография отдельно его не рассматривала, преимущественно эта проблема изучалась в рамках работ, посвященных истории отдельных европейских стран в XVI — XVII вв..
В частности, согласно позиции А. Н. Чистозвонова, кальвинизм обладал классовым характером, выражал интересы буржуазии в Нидерландской революции .
М. А. Барг, исследуя английскую буржуазную революцию XVII в., рассматривал социально-экономические факторы становления кальвинизма. Как он считал, важнейшая особенность Английской революции середины XVII в. Заключалась в идеологической драпировке ее социально-классовых и политических идей. Кальвинизм как идеология Реформации сыграла большую роль в этой революции .
Согласно позиции Н. В. Ревуненковой, религиозный менталитет не играл большой роли в жизни Европы XVI - XVII вв. Кальвинизм является плодом развития взглядов на государство и общество в качестве эволюции от гуманизма к тираноборчеству. «Субъективное отношение Кальвина к гуманизму после того, как он отрекся от собственного гуманистического прошлого, однозначно, - пишет исследовательница. - Это искренняя, сознательная и равная борьба с равным противником» . Она полагала, что Кальвин испытывал сильное недоверие к власти. Особое внимание автором уделено анализу идеи Кальвина об установлении Царства Божьего на Земле в идеологии Оливера Кромвеля.
Если рассматривать современный этап исследований жизни Кальвина и кальвинизма, то здесь можно увидеть тенденцию к сближению отечественных и зарубежных историографических концепций.
В западных странах с 80-х гг., в России - с середины 90-х, в связи с началом процесса глобализации, многие исследования кальвинизма стали характеризоваться ярко выраженным макроисторическим характером, в их основу были положены теории конфессионоализации и интернационального кальвинизма.
В работах Ю.Е. Ивонина Реформация рассматривается в качестве достаточно сложного явления, затрагивающего различные сферы общественной жизни, важнейшего фактора идеологической, политической и социальной жизни общества. Особое внимание ученый уделил пфальскому кальвинизму, в основе которого лежал принцип социальной дисциплины. Кальвинизм здесь предстает не только как религиозная система, но и важный фактор в межгосударственных отношениях .
Российской исследовательницей С.Л. Плешковой история отношений между властью и церковью рассматривалась в аспекте выявления закономерностей распространения кальвинизма на почве французской культуры и политики. Согласно позиции Плешковой, существует достаточно тесная связь между кальвинизмом Женевы и гугенотами .
Процесс распространения кальвинизма в Новой Англии рассматривался И.Ю. Хрулевой.
Согласно ее позиции, кальвинизм – это идеология основателей колоний, тех англичан, которые считали идеальным вариант независимости от центральной власти .
В зарубежной историографии ведущими исследователями кальвинизма являются Р. Кингдон и О. Грелл.
Особое внимание также следует обратить на работы А. Мак-Грата, который детально выявил идейные истоки кальвинизма, показал специфику данного вероучения и охарактеризовал процесс распространения кальвинизма .
Что касается лютеранства и религиозных взглядов М. Лютера, то они достаточно хорошо изучены историками и теологами. Все многообразие источников по данной тематике можно условно разделить на три группы:
1. Полемические и апологетические издания, являющиеся отражением конфессиональной трактовки событий Реформации со стороны евангелической и римско-католической или иных христианских традиций. В частности, здесь особо следует выделить работу И. Гобри .
2. Исторические и церковно-исторические исследования Реформации, в которых акцентируется вопросы места Реформации среди других событий религиозной и шире - социальной истории. Это работы А.Гарнака, Х.Л. Гонсалеса, Б.Хегглунда, Л. Беркхова, Б.Брендлера, Л.О.Хольца и других авторов . Эти исследователи занимались комплексным изучением вероучения лютеранства, специфики его становления. Ими были введены научный оборот многие фактографические данные.
3. Результаты специальных исследований, посвященных М.Лютеру. Особое место здесь занимают работы зарубежных авторов: O. Hof, K. Froehlich, F.W. Farrar, G. Bray, H. Bornkamm . Эти авторы уделяют преимущественное внимание специфике вероучения лютеранства, в том числе и доктрине предопределения.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
• Историографический
• Аналитический
• Дедуктивный
• Метод синтеза.
Новизна и практическая значимость исследования определяются тем, что полученные в ходе исследования результаты, а также сам текст исследования могут быть использованы при дальнейшем, более глубоком изучении лютеранства, кальвинизма и их истоков, критики учения о предопределении.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования.
Первая глава посвящена особенностям вероучения лютеранства и кальвинизма.
Во второй главе проводится анализ учения о предопределении в кальвинизме и лютеранстве, их сравнительный анализ. Особое внимание уделено догмату о безусловном предопределении в кальвинизме как наиболее дискуссионному моменту в учении Кальвина.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Введение 3
Глава 1.Особенности вероучения лютеранства и кальвинизма 9
1.1.Идейные истоки и особенности вероучения лютеранства 9
1.2.Кальвинизм: истоки и главные догматы 39
Глава 2. Учение о предопределении в лютеранстве и кальвинизме: общее и различное 64
2.1.Доктрина предопределения в кальвинизме 64
2.2. Учение о предопределении в лютеранстве и его отличие от кальвинистского 75
Заключение 84
Список литературы 86
Лютеранство является вероучением протестантского вероисповедания в христианстве. Возникло лютеранство в ходе проведения Реформации (реформационное движение в Германии имело место в XVI веке). Важно отметить, что лютеранство является плодом немецкой религиозной мысли, и именно Реформация в Германии сильно повлияла на развитие лютеранства, на становление его и выработку основных принципов веросознания лютеранства. Немецкая Реформация в целом имела огромное значение для протестантской религии, так как её проведение способствовало становлению данной религии.
Идейные истоки кальвинизма достаточно глубоки, тесно связаны с философским мировоззрением эпохи схоластики и Возрождения (это элементы схоластики, философии гуманизма), также можно сказать о влиянии богословской мысли ранней Реформации на формирование системы Ж. Кальвина.
Кальвинизм характеризуется повышенной степенью рационализма. Центральной доктриной кальвинизма является суверенитет Бога, то есть, речь идет о верховной власти Бога во всем. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):
Одно из центральных мест в христологии, антропологии кальвинизма занимает учение о безусловном предопределении. Человек вследствие грехопадения утратил свободную волю, природа его была сильно искажена. По своей природе человек способен только на зло, тогда как если он совершает добро, то совершает его исключительно благодаря высшей благодати. Тем не менее, даже совершая хорошие поступки, человек омрачает грехом все, к чему прикасается. То есть, даже самый благородный поступок все равно отмечен грехом. Человеческие силы ничтожны, а значит, своим делами человек не способен заслужить спасения и Божественную благодать.
Спасение – это воля Бога, результат его безусловного предопределения. Бог решает, кому даровать спасение, а кого обречь на погибель. Причем, от духовности самого человека, его поступков и помыслов спасение никак не зависит.
Как уже отмечалось ранее, при разработке учения о безусловном предопределении Кальвин основывается на идеях блаженного Августина, а также положениях Мартина Лютера о греховной природе человека.
Учение о безусловном предопределении было осуждено Православной Церковью на том справедливом основании, что оно противоречит текстам Священного Писания, сильно искажает библейское учение, отмечено печатью человеконенавистничества и рационализма.
Что касается лютеранского учения о предопределении, то здесь сложилась несколько иная ситуация. Несмотря на то, что лютеранство и кальвинизм отрицают многие положения католицизма и православия, в позиции относительно предопределения они существенно расходятся. Лютер отличается от Кальвина своей попыткой соединения идеи двойного предопределения, которая собственно и является основой кальвинизма, с идеей о том, что Божья воля имеет всеобщий характер в плане спасения. И в данном аспекте лютеранство находится гораздо ближе к католицизму и православию, чем кальвинизм.
В кальвинистской традиции не отмечается, что предопределение является избранием для спасения, тогда как в учении Мартина Лютера этот тезис обладает огромным значением.
Учения кальвинизма и лютеранства о предопределении объединяет единый взгляд на природу человека – человек воспринимается как греховное существо, которое не способно собственными усилиями достичь спасения. То есть, спасение – это результат Божественной воли и благодати, личные усилия человека, его добрые дела не имеют значимости.
1. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М.: АСТ, 2000.
2. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// URL http://www.ecat.francis.ru/index.html
3. Байрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996./Электронный ресурс// http://gorod.crimea.edu/
4. Барг М.А. Английская буржуазная революция. Некоторые проблемы Английской буржуазной революции 40-х годов XVII века. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
5. Беркхов Л. История христианских доктрин. - СПб., 2000.
6. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.// URL http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985
7. Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т. — М., 1999. — Т.1
8. Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. - М.-СПб., 2000.
9. Васечко В.Н. Сравнительное богословие.// URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/contents.html
10. Виппер Р Ю Церковь и государство в Женеве XVI в Влияние кальвинизма на политические учения и движения в XVI в. - М., 1894.
11. Гараджа В. Реформация и её апостолы./В. Гараджа//Журнал «Вокруг света». №3 (2798). Март 2007.
12. Гарин И. Кальвин. – Харьков: Фолио, 1994.
13. Гарнак А. История догматов. II Раннее Христианство. Т.2. - М., 2001.
14. Гобри И. Лютер. - М., 2000.
15. Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. - СПб.,2001.
16. Давыденков О., прот. Догматическое богословие.// URL http://www.sedmitza.ru/lib/text/431669/
17. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране. - СПб.,1994.
18. Ивонин, Ю. Е. Город, государство и Реформация в Германии XVI века. // Средневековый город . – Вып. 16. – Саратов, 2004.
19. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Режим доступа: http://www.jeancalvin.ru/institution
20. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М., 1931
21. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русский путь, 2001.
22. Корнер Д. Исторические сведения о кальвинизме.// URL http://www.feofil.info/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2009-06-07-19-16-43&catid=36:2009-01-29-19-50-39&Itemid=57
23. Лорц И. История церкви. - М., 1999. - Т. 1.
24. Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
25. Максим Козлов, прот. Кальвинизм.//URL http://www.portal-slovo.ru/theology/37770.php
26. Мак Грат А. Введение в христианское богословие.//URL http://www.refarmaciya.com/historyja/-historyja-rcarkvy/58-2009-12-22-22-23-09.html
27. Мак Грат А. Богословская мысль Реформации. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/13_m/ak/grat_00.html
28. Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма [Ресурс локального доступа]
29. Митрофан Зноско-Боровский, прот. Сравнительное богословие.//URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/znosko-bor/sravnenie/24.html
30. Носсоль А. Экуменическая перспектива богословской мысли Мартина Лютера // Един Господь. На путях к единству христиан. – Люблин: Изд. Люблинского католического университета, 1996.
31. Плешкова С.Л. Французская Реформация. – М., 1993.
32. Прилуцкий А.М. Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/353
33. Пучков П.И. Религии в современном мире./П.И. Пучков//Мифы и религии мира. – М., 2004.
34. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
35. Ревуненкова Н. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. 205 с.
36. Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. http://religa.narod.ru/zabijako/p01.htm
37. Религии мира./Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2005.
38. Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 553–599
39. Спиц В.Л. История Реформации. - М., 2003.
40. Таевский Д. Лютеранство./История религии// http://religion.babr.ru
41. Хегглунд Б. Модели веры. Режим доступа: http://www.soluschristus.ru/biblioteka/bog_i_chelovek/bengt_hegglund_modeli_very/bengt_hegglund_modeli_very_providenie_i_predopredelenie/
42. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века. - М.,1998.
43. Хрулева И. Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. – М., 2002.
44. Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в. - М., 1958.
45. Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д, 2007.
46. Hagglund Bengt. History of Theology. CPH., S.Louis (no date).
47. Hof Otto. Luther's Exegetical Principle of the Analogy of Faith. Concordia Th.Mont. vol. 38
48. Froehlich K. Biblical Interpretation in the early Church. Philadelphia, (no date)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55759 Дипломных работ — поможем найти подходящую