Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ИНОРОДНИЧЕСКОГО» НАСЕЛЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ИЗДАНИЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1920-1930-х гг.

  • 80 страниц
  • 2017 год
  • 222 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. «Инородческое» население Сибири являлось объектом пристального интереса со стороны дореволюционных авторов различных периодических изданий: общественно-политических и специализированных. На страницах каждого издания редакторами и авторами транслировались различные образы «инородческого» населения восточной окраины: «дети природы», страдающие от вымирания, «неопрятные и некультурные дикари» и пр. Одними из таких изданий были журналы Русского географического общества, авторы публикаций которых активно занимались изучением населения Сибири, пытаясь развенчать старые (и параллельно создать новые) образы «инородцев» далекой окраины. После революции 1917 г., в связи со сменой идеологической парадигмы, меняются цели и задачи географического общества, в том числе в области этнографических исследований. Данные преобразования отразились на практиках описания «инородцев» в публикациях изданий Русского географического общества (далее – РГО) и его сибирских отделов.
Выявление и характеристика репрезентаций «инородческого» населения Сибири в изданиях ИРГО дает возможность для их сравнения с представлениями о коренных народах восточной окраины империи, зафиксированными в общественно-политических и отраслевых ежемесячниках второй половины XIX – начала XX вв.
Весьма актуальна обширная база исследований РГО, касающихся «инородческого» вопроса, которые могут быть использованы в качестве материалов в историко-краеведческой работе со школьниками. Современная система школьного образования предполагает введение регионального компонента в образовательный процесс, в том числе и в рамках внешкольной работы, при организации тематических кружков и иных форм внеклассной деятельности. При этом, вопросу работы с первоисточниками, представленными в базах РГО, фактически не уделяется внимания, несмотря на то, что они находятся в свободном доступе для любого пользователя сети интернет.
Степень изученности темы. Специальных работ по теме ВКР, относящихся к 1920–1930-м гг., нами не было выявлено. Всю исследовательскую литературу по теме ВКР можно сгруппировать по проблемно-хронологическому принципу.
В первую группу работ входят исследования, посвященные деятельности Русского Географического общества и его сибирских отделов – Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского (далее – ВСОРГО и ЗСОРГО) в 1920–1930-е гг. Обращение к данным исследованиям было необходимым для выявления контекста условий формирования и транслирования репрезентаций «инородческого» населения в периодических изданиях РГО. Нам было важно выяснить историю Географического общества и его отделов 1920–1930-х гг., их структуру, направления исследований, издательскую деятельность, а также выявить авторов публикаций, которые писали об «инородцах» Сибири.
Большая часть исследований, выходившая в советский период – это публикации к юбилейным датам РГО и его региональных отделов. Отметим, что в 1920-е гг. юбилейные издания выходят только в региональных отделах: например, в Восточно-Сибирском в 1926–1927 гг., в Западно-Сибирском в 1927 г.
В 1926 г. в Иркутске вышла коллективная работа, посвященная 75-летней деятельности ВСОРГО. В коллективном труде членов географического общества характеризуются различные направления деятельности сибирского отдела с момента его основания: картографии, этнографии, истории и пр. Эта работа помогла нам реконструировать историю отдела в период революционных потрясений, Гражданской войны и первой половине 1920-х гг .
Серию юбилейных изданий деятельности ВСОРГО продолжил председатель отдела П. К. Казаринов, который опубликовал свою статью в этнографическом журнале «Сибирская живая старина». В исследовании приведена краткая историческая справка о работе отдела: начиная с момента создания и включая последующие изменения, которые происходили в течение 75 лет. Исследователь выделяет главные направления исследований в истории Восточно-Сибирского отдела .
Очерк иркутского историка и краеведа B. C. Манассеина, опубликованный в 1926 г., также посвящен семидесятипятилетнему юбилею ВСОРГО. Исследователь рассматривает условия возникновения ВСОРГО, характеризует его дальнейшую деятельность в области архивоведения, охраны памятников местной старины .
В 1927 г. вышла работа В. Ф. Семенова, посвященная пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела РГО. В своем исследовании он не только обратил внимание на историю развития ЗСОРГО, но и на изменения целей и задач в его работе после революции 1917 г., а так же на историю издательской активности журнала .
В послевоенный период интерес исследователей к деятельности Географического общества сохраняется и в том числе на уровне самого Общества, члены которого заинтересованы в сохранении истории его развития. Исследователь Л. С. Берг обобщил деятельность РГО за сто лет существования . В первую очередь автора интересовали история, биографии деятелей, экспедиции, выдающиеся открытия научного общества. Он стремился осветить не только внешний ход событий, но и изложить научные результаты, сделанные РГО за сто лет существования с 1845 по 1945 гг. В работе географа нам было важно увидеть изменения, которые произошли в работе РГО, его структуре после 1917 г.
В 1970 г. на основе материалов съезда Географического общества СССР вышла работа, посвященная 125-летнему юбилею РГО. В работе О. А. Константинова была приведена оценка роли РГО как общегосударственного центра научных исследований, объединяющих ученых разных учреждений .
К 125-летию РГО была написана еще одна коллективная монография об итогах научно-организационной работы РГО. В данной работе рассмотрены вопросы создания РГО, его финансирование, состав, структура и руководство. Еще одна тема, которая была затронута авторами в этой монографии – исследование Сибири в разные периоды времени существования научного общества. Ими были выделены факторы, которые приводили к изучению данного региона исследователями и охарактеризованы основные направления экспедиционной деятельности .
В постсоветский период продолжается традиция выхода работ, приуроченных к юбилейным датам РГО и его отделов, в которых представлен обзор деятельности Географического общества за прошедшее время. Таким является коллективное исследование, опубликованное в «Известиях Омского регионального отделения РГО». Авторами приводятся данные о работе ЗСО во время Гражданской войны .
Л. И. Елизаров обобщил работу ЗСОРГО за 150 лет существования и кратко охарактеризовал издательскую деятельность «Записок» ЗСОРГО .
Иркутский историк Ю. А. Зуляр в статье охарактеризовал деятельность ВСОРГО на протяжении 150 лет. Автор представил данные о работе ВСО в 1920-х гг. (экспедиции, издательская деятельность), а также обстоятельства закрытия отдела в 1931 г.
Г.В. Малкин охарактеризовал работу Новосибирского отдела Географического общества . Исторические аспекты работы Новосибирского отделения РГО проанализировали в своей работе И.С. Новиков и А.Н. Юмина . А.Н. Юмина также рассматривает в своей работе процесс функционирования Новосибирского отделения РГО за 70 лет .
Во вторую группу вошли работы, посвященные образам «инородческого» населения Сибири XIX – начала XX в. Необходимо отметить, что анализу образов «инородческого» населения Сибири, проблеме вымирания аборигенного населения Сибири на страницах общественно-политических и отраслевых журналов, газет, справочных изданий историки обратились относительно недавно – во второй половине 2000-х гг.: это работы А. Ю. Ледовских, Н. Н. Родигиной, Т. А. Кузнецовой, коллективный труд иркутских историков А. В. Гимельштейна, Л. М. Дамешека, Е. А. Сениной.
В их коллективном труде присутствует описание представлений об аборигенном населении, отраженных в сибирской периодике (газетах «Сибирь», «Восточное обозрение», журнале «Сибирские вопросы», повременном издании «Сибирский сборник») . Внимание практике рассмотрения «инородческого вопроса» и его репрезентации на страницах общественно-политических, отраслевых периодических изданий второй половины XIX – начала XX вв. уделяется в трудах новосибирских историков Н. Н. Родигиной , А. Ю. Ледовских , Т. А. Кузнецовой . В их работах предпринят сравнительный анализ репрезентаций сибирских «инородцев» в дореволюционной периодике.
В третью группу вошла методическая литература, определяющая актуальность использования источниковых материалов РГО в работе со школьниками. В частности, В. И. Загвязинский и Т. А. Строкова рассмотрели инновационные тактики и подходы организации урочной и внеурочной деятельности в школе, в том числе на уровне организации проектной деятельности в рамках работы кружка .
Е. Н. Васильева в своей работе определяет возможности организации диалога со школьниками в урочной и внеурочной деятельности . Л. Г. Петраков формулирует принципы формирования патриотизма в процессе изучения истории родного края и указывает на преимущество в данном процессе изучения локальной истории .
Роль и значение локальной истории для формирования актуальных для учеников умений и навыков рассматривается также в работе Е. В. Соколовой . Подходы к организации изучения локальной истории и принципы организации занятий проанализированы в труде Е. В. Вяземкого .
Подводя итог степени изученности темы, следует отметить, что нами не было выявлено комплексных исследований, посвященных репрезентациям сибирских «инородцев» в периодических изданиях РГО изучаемого периода. Анализ исследовательской литературы, посвященной истории РГО показал, что деятельность научного общества в 1920–1930-е гг. больше всего отражена в работах советского периода, современные исследователи относительно недавно обратились к этой теме. Издательская деятельность РГО и его сибирских отделений в исследованиях авторов затрагивается попутно. Также отсутствуют исследования и практические рекомендации по использованию материалов о сибирских «инородцах» в рамках внеурочной краеведческой работы в современной школе.
Объект исследования – периодические издания Русского географического общества и его сибирских отделов, выходившие в 1920–1930-х гг.
Предмет исследования – структура и содержание репрезентаций «инородческого» населения в публикациях столичного и сибирских отделов РГО.
Цель дипломного исследования – выявление и характеристика репрезентаций «инородческого» населения Сибири в изданиях Русского Географического общества и его сибирских отделов 1920–1930-х гг. и выявление возможности использования данных материалов в историко-краеведческой работе в современной школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать издания РГО и его сибирских отделов (ВСО и ЗСО) как источник изучения репрезентаций «инородческого» населения Сибири, а именно охарактеризовать историю столичного и сибирских периодических изданий РГО, установить круг авторов публикаций, писавших об «инородцах» Сибири в изучаемый период;
2. Выявить и охарактеризовать репрезентации «инородческого» населения Сибири в периодических изданиях Русского географического общества 1920–1930-х гг.
3. Определить теоретические основы организации школьного историко-краеведческого кружка как формы внеклассной работы;
4. Разработать рекомендации по методическому сопровождению деятельности историко-краеведческого кружка по теме «Изучение взаимодействия русского и коренного населения Сибири в 20–30 гг. XX в.: история и культура».
Территориальные рамки. В рамки данного исследования вошла вся территория Западной и Восточной Сибири. Так как именно эти территории в своих исследованиях затрагивали авторы публикаций центрального и сибирских отделов РГО.
Хронологические рамки включают в себя период 1920–1930-х гг.
Нижняя хронологическая грань обусловлена строительством нового государства. Коренная перестройка власти и общества не могла не повлиять на существовавшие общественные и научные организации – изменились цели создания, название и состав Географического общества.
Верхняя хронологическая граница соответствует моменту переименования Государственного географического общества во Всесоюзное географическое общество (Географическое общество Союза ССР), а также фактической ликвидацией сибирских отделов РГО, которые перестают выпускать свои периодические издания.
Методология и методы исследования.
Для данного исследования нами была применена концепция М. П. Мохначевой – «текста-источника» . В рамках данной концепции общественно-политические и отраслевые журналы представляли собой единый «текст-источник», состоящий из комплекса авторских текстов. На содержание журнала значительно влиял «образ издания», формировавшийся под воздействием целой группы факторов: программы издания, личности редактора-издателя, взаимодействия с цензурой, особенностей его финансирования, компетентности авторов и т.д.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
– статистический метод был использован для выяснения степени популярности темы «инородческого» населения в периодических изданиях столичного и сибирских отделов РГО;
– историко-сравнительный метод использовался для выявления общего и особенного в репрезентациях «инородческого» населения, конструировавшихся в периодических изданиях РГО, в зависимости от принадлежности авторского состава столичному или сибирским отделам;
– метод дискурсивного анализа журнальных текстов, который позволил выявить культурный и идеологический контекст изучаемых материалов РГО;
– прием сплошного (фронтального) просмотра периодических изданий, который позволил выявить публикации, посвященных «инородцам» Сибири. Было просмотрено 11 годовых комплектов столичных журналов: «Известия Русского Географического общества», а также 16 выпусков изданий сибирских отделов ИРГО «Бурятоведческий сборник: издание Бурят-монгольской секции Восточно-Сибирского отдела РГО», «Известия Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества», «Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества», «Сибирская живая старина: издание Восточно-Сибирского отдела РГО».
Источниками для изучения репрезентаций «инородческого» населения Сибири послужили статьи периодических изданий Русского Географического общества и его сибирских отделов, издававшиеся в период 1920–1930-х гг.: «Известия РГО», «Известия ВСОРГО», «Известия ЗСОРГО», «Записки ЗСОРГО», «Сибирская живая старина», «Бурятоведческий сборник».
Более полная информация об «образе» научного журнала (авторском составе, источниках финансирования, редакторских стратегиях и пр.) изложена в первом параграфе первой главы ВКР.
Для написания методической главы были использованы законодательные источники, регулирующие образовательный процесс в школе:
– Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016-2017 учебный год» ;
– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) .
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 13
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ИНОРОДЧЕСКОГО» НАСЕЛЕНИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ СТОЛИЧНОГО И СИБИРСКИХ ОТДЕЛОВ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1920–1930-х гг. 13
1.1 Издания РГО как источник изучения репрезентаций «инородческого» населения Сибири 13
1.2. Репрезентации «инородческого» населения Сибири в изданиях столичного и сибирских отделов Русского географического общества 27
ГЛАВА 2 45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ОБ «ИНОРОДЦАХ» 1920–1930-х гг. В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ 45
2.1 Теоретические основы организации школьного историко-краеведческого кружка 45
2.2 Методическое сопровождение занятий историко-краеведческого кружка по теме «Изучение взаимодействия русского и коренного населения Сибири в 20-30 годы XX века: история и культура». 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русское Географическое общество имеет длительную историю, и изучение сибирских «инородцев» стало предметом его особого интереса фактически с момента основания. Интерес к сибирским «инородцам» в дореволюционный период был вызван несколькими факторами. Это и стремлением к изучению своих «индейцев», проживающих на окраине империи, отличающихся бытом и культурой, и желанием подтвердить или опровергнуть тезис о миссии русских, заключавшейся в распространении своей культуры на «неразвитые народы», а также стремлением ответить на вопрос о вымирании «инородцев». Отсюда большое количество экспедиций и как следствие встречающихся в публикациях описаний «туземного населения». В послереволюционный период тенденция меняется, и экспедиции этнографической направленности становятся не актуальными, уступая место изысканиям, связанным с оценкой экономического потенциала региона.
Однако, не смотря на исследования преимущественно экономического потенциала Сибири интерес к культуре и традициям сибирского коренного населения сохраняется. В итоге в отчетах и трудах авторов РГО возможно видеть заметки о традиционном образе жизни сибирских «инородцев», их экономическом развитии, традициях и культуре. При этом, советскими исследователями делается акцент на их отсталости и необходимости трансформации «архаичного патриархального строя к социалистическому равноправию». В рамках подобных возможностей изучается и степень влияния на инородческую культуру русских переселенцев.
Данные об «»инородцах« предоставляются преимущественно на страницах периодических изданий РГО. Старейшее из периодических изданий РГО «Известия РГО» за 1920–1930-е гг. меняет свой тематический ориентир и преимущественное внимание начинает уделяться географии тогда, как этнографический вопрос проявляется только в отдельных статьях и о «инородческом» населении пишет незначительное число авторов.
Однако 1920-е гг. дали новый импульс в исследовательской и издательской работе сибирских отделов РГО. Возобновляются публикации «Известий», появляются новые журналы, ориентированные на этнографические исследования, такие как «Сибирская живая старина», «Бурятоведческий сборник».
Авторский состав столичных и сибирских отделов имел отличия. В столичных изданиях внимание коренным народам Сибири уделяют ученые, специализирующиеся в области географии, биологии, гидрологии и делают это в контексте общих исследований. Такая же картина представляется и в Западно-Сибирском отделе, где этнографы практически перестают публиковать свои работы, уступая место специалистам в области экономики и гидрографии. На этом фоне явно отличается Восточно-Сибирский отдел, где специалисты-этнографы по-прежнему проявляют активность. Однако тенденция к сокращению количества их публикаций также присутствует и достаточно заметно.
Однако в 1930-е гг. отмечается всплеск интереса к территориям Севера Сибири, освоению Северного морского пути и в целом арктического пространства, как следствие – появление новых направлений исследований, новых периодических изданий, таких как «Советский Север» и «Арктика». Одновременно можно зафиксировать снижение деятельности РГО и его отделов, прекращение их издательской деятельности в 1930-х гг. в связи с общей тенденцией закрытия общественных организаций.
Рассматриваемые практики культуры и хозяйственной деятельности «инородческого» населения в дореволюционный и послереволюционный в определенных аспектах сходны, однако имеют как разницу, так и сходства в целях. Фактически неизменной остается установка на перспективы хозяйственного освоения и ассимиляции населения. Однако же в дореволюционный период рассматривается практическая составляющая вопроса, то есть большее удобство учета населения и его налогообложения в случае перехода к оседлости и перенятию православного вероисповедания, как основы организации жизни и быта. После революции во главу ставится идеология, подразумевавшая переход «инородцев» от патриархальных и архаичных форм организации социальных отношений к социалистическим установкам.
Полученные в результате исследования материалы могут быть привлечены для организации внеклассной работы со старшеклассниками, например, в деятельности школьного историко-краеведческого кружка.
Историко-краеведческий кружок, как форма организации внеурочной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных процессов учеников, может стать одним из востребованных направлений работы по внедрению регионального компонента в систему школьного образования. Также он является наиболее оптимальным средством повышения интереса к изучению жизни и традиций коренного населения, то есть «инородцев» (в дореволюционном варианте). Краеведческий кружок дает возможность внедрять разнообразные технологии и методы в образовательный процесс и привлекать учеников не только на основе интереса непосредственно к изучению истории края, но и в связи с возможностью развивать навыки и компетенции, востребованные в современном обществе и в том числе в будущей профессиональной деятельности. Данные об «инородческом» населении, содержащиеся в фондах РГО, могут стать источниковой базой, которую ученики будут использовать при создании собственных исследовательских проектов в рамках краеведческой работы.
Наиболее оптимальным способом становится использование материалов РГО в рамках проектной деятельности с презентацией ее результатов на занятиях краеведческого кружка. Проектная деятельность с использованием материалов РГО позволит ученикам сформировать актуальные для образовательного процесса компетенции, а также приобрести умения и навыки, востребованные не только на уроках в школе, но и в целом при выборе дальнейшей профессии, в образовательном процессе профессиональных образовательных заведений.
Важным компонентом использования материалов РГО, как источника, являются рекомендации со стороны педагога, который учит детей не только находить источники, но и вычленять из них важные составляющие, презентовать их группе. В итоге ученики получают опыт организации самостоятельной работы, интеллектуальной деятельности, защиты своего мнения с опорой на доказательную базу.
В целом, внедрение материалов РГО в работу историко-краеведческого кружка позволит не только расширить кругозор и повысить культурный уровень учеников, но также и познакомить учеников с первичными приемами исследовательской работы, воспитывать интерес и уважение к истории коренного населения Сибири и стимулировать их творческое развитие. Данные составляющие являются одними из значимых в современной системе образования в целом и в развитии позитивных личностных характеристик в частности.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники

1. Бурятоведческий сборник: издание Бурят-монгольской секции Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. А. Н. Боржоновой, Н. Н. Козьмина, П. П. Хороших. Иркутск, 1926–1927.
2. Известия Русского Географического общества: издание Русского Географического общества / под ред. В. Л. Комарова. М., Л., 1923–1939 гг.
3. Известия Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. председателя ред. комиссии Т. П. Кравца. Иркутск, 1921, 1924–1931 гг.
4. Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Западно-Сибирского отдела РГО / под редакцией Г. В. Крузера и П. Л. Драверта. Омск, 1924–1930 гг.
5. Отчет о состоянии и деятельности ЗСО за 1926–1927 гг. Омск, 1927.
6. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016–2017 учебный год» [Электронный ресурс]. URL : http://www.edunso.ru/node/5961 (дата обращения: 13.04.2017).
7. Региональный комплексный проект модернизации образования в Алтайском крае: информационное издание. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2008. 101 с.
8. Сибирская живая старина: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Иркутск, 1923–1929 гг.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru (дата обращения: 10.03.2017).
Исследовательская литература

10. Баженов В. С., Новиков Ф. И., Вяткин И. А. 125 лет Омскому региональному отделению Русского географического общества. Географы – Отечеству и региону // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Выпуск (12) 19. Омск, 2007. С. 57–62.
11. Белоножко Ю. Н. Русское географическое общество // Новосибирск: энциклопедия. Новосибирск, 2003. 748 с.
12. Берг Л. С. Всесоюзное Географическое общество за сто лет. Москва; Ленинград, 1946. 263 с.
13. Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. C. 73–75.
14. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 21–40.
15. Географическое общество за 125 лет / под ред. С. В. Калесник Ленинград, 1970. 396 с.
16. Гимельштейн А. В., Дамешек Л. М., Сенина Е. А. Образ «инородцев» на страницах сибирской периодической печати. Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2007. 320 с.
17. Дик Н. Ф. Работаем по-новому!: толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 284 с.
18. Елизаров Л. И. Записки СОРГО (150 лет со дня выхода первого издания) // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат. Иркут. обл. на 2006 г. Иркутск, 2006. С. 34–36.
19. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.
20. Захаров И. В. Этнография в трудах Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества // Вопросы истории Западной Сибири. Омск, 1970. С. 100–124.
21. Зуляр Ю. А. Географическое общество. Восточно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (150 лет со дня образования) [Электронный ресурс]. URL: http://www.social anthropology.ru/node/210- (дата обращения: 31.01. 2017).
22. Зуляр Ю. А. Основные вехи истории Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной академии. Иркутск, 2003. № 1. URL: http://www.social-anthropology.ru/node/210 (дата обращения: 10.05.2017).
23. История // Русское Географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения: 02.05.2017).
24. Казаринов П. К. Три четверти века: к юбилею ВСОИРГО // Сибирская живая старина. Выпуск 2 (4). Иркутск, 1926. С. 3–32.
25. Константинов О. А. Сто двадцать пять лет Географическому обществу СССР. Ленинград, 1970. 19 с.
26. Кузнецова Т. А. «Инородческий» вопрос на страницах столичных журналов Русского Географического общества во второй половине XIX – начале XX вв. // Вопросы методологии и истории в работах молодых ученых: Сборник научных статей. Выпуск 10. / Под ред. В. Н. Худякова. Омск, 2007. С. 111–123.
27. Кузнецова Т. А., Ледовских А. Ю. От описания к «пониманию»: репрезентации сибирских «инородцев» в статьях специализированных журналов второй половины XIX – начала XX вв. // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й междунар. науч. конф. Барнаул, 2011. С. 234–235.
28. Кузнецова Ф. С. История Сибири: история России через историю региона: методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и историко-культурного стандарта : методическое пособие / Ф. С. Кузнецова, О. М. Хлытина, К. Е. Зверева / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016. 54 с.
29. Ледовских А. Ю. Сибирские «инородцы» в исторической публицистике // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 25. С.347–351.
30. Манассеин В. С. Очерк исторической деятельности ВСОИРГО за 75 лет существования. Иркутск, 1926. 36 с.
31. Малкин Г. В. Новосибирский отдел Географического общества // Известия Всесоюзного географического общества.1948. Т. 80. Выпуск 2. С. 186–187.
32. Мохначева М. Н. Журналистика и наука. Кн.1.: Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII–XIX вв. Москва, 1998. С. 254.
33. Новиков И. С, Юмина А. Н. Прошлое и настоящее Всероссийского географического общества и история его Новосибирского отделения [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL : http://bsk.nios.ru/content/proshloe-i-nastoyashchee-vserossiyskogo-geograficheskogo-obshchestva-i-istoriya-ego (дата обращения: 31.01.2017).
34. Обзор деятельности Восточно-Сибирского отдела за семьдесят пять лет: 1851–1926. Иркутск, 1926. 143 с.
35. Петракова Л. Г. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. № 3. С. 174–179.
36. Ретивых М. В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в ВУЗе // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. № 1. С. 154–157.
37. Родигина Н.Н. Образ сибирских «инородцев» в журнальной прессе пореформенной Российской империи как инструмент формирования социальных идентичностей // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 126–129.
38. Романцова Т. Д. Бурят-монгольская секция ВСОРГО // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы. Иркутск, 2000. Ч. 1. С. 70–79.
39. Семенов В. Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества. 1877–1927 гг. Омск, 1927. 145 с.
40. Соколова Е. В. «Новая локальная история» и изучение культурного пространства малых городов Омского Прииртышья в Советскую эпоху // Омский научный вестник. 2007. № 5. С. 28–31.
41. Ушакова С. Н. Русское географическое общество (РГО) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С. 801–802.
42. Фиалков Д. Н. Западно-Сибирский отдел Географического общества в годы революционных событий // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Вып. (12) 19. Омск, 2007. С. 53–62.
43. Шелегина О. Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С.161–165.
44. Юмина А. Н. Новосибирское отделение Русского географического общества: 70 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2016 год. Новосибирск, 2015. С. 125–126.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. «Инородческое» население Сибири являлось объектом пристального интереса со стороны дореволюционных авторов различных периодических изданий: общественно-политических и специализированных. На страницах каждого издания редакторами и авторами транслировались различные образы «инородческого» населения восточной окраины: «дети природы», страдающие от вымирания, «неопрятные и некультурные дикари» и пр. Одними из таких изданий были журналы Русского географического общества, авторы публикаций которых активно занимались изучением населения Сибири, пытаясь развенчать старые (и параллельно создать новые) образы «инородцев» далекой окраины. После революции 1917 г., в связи со сменой идеологической парадигмы, меняются цели и задачи географического общества, в том числе в области этнографических исследований. Данные преобразования отразились на практиках описания «инородцев» в публикациях изданий Русского географического общества (далее – РГО) и его сибирских отделов.
Выявление и характеристика репрезентаций «инородческого» населения Сибири в изданиях ИРГО дает возможность для их сравнения с представлениями о коренных народах восточной окраины империи, зафиксированными в общественно-политических и отраслевых ежемесячниках второй половины XIX – начала XX вв.
Весьма актуальна обширная база исследований РГО, касающихся «инородческого» вопроса, которые могут быть использованы в качестве материалов в историко-краеведческой работе со школьниками. Современная система школьного образования предполагает введение регионального компонента в образовательный процесс, в том числе и в рамках внешкольной работы, при организации тематических кружков и иных форм внеклассной деятельности. При этом, вопросу работы с первоисточниками, представленными в базах РГО, фактически не уделяется внимания, несмотря на то, что они находятся в свободном доступе для любого пользователя сети интернет.
Степень изученности темы. Специальных работ по теме ВКР, относящихся к 1920–1930-м гг., нами не было выявлено. Всю исследовательскую литературу по теме ВКР можно сгруппировать по проблемно-хронологическому принципу.
В первую группу работ входят исследования, посвященные деятельности Русского Географического общества и его сибирских отделов – Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского (далее – ВСОРГО и ЗСОРГО) в 1920–1930-е гг. Обращение к данным исследованиям было необходимым для выявления контекста условий формирования и транслирования репрезентаций «инородческого» населения в периодических изданиях РГО. Нам было важно выяснить историю Географического общества и его отделов 1920–1930-х гг., их структуру, направления исследований, издательскую деятельность, а также выявить авторов публикаций, которые писали об «инородцах» Сибири.
Большая часть исследований, выходившая в советский период – это публикации к юбилейным датам РГО и его региональных отделов. Отметим, что в 1920-е гг. юбилейные издания выходят только в региональных отделах: например, в Восточно-Сибирском в 1926–1927 гг., в Западно-Сибирском в 1927 г.
В 1926 г. в Иркутске вышла коллективная работа, посвященная 75-летней деятельности ВСОРГО. В коллективном труде членов географического общества характеризуются различные направления деятельности сибирского отдела с момента его основания: картографии, этнографии, истории и пр. Эта работа помогла нам реконструировать историю отдела в период революционных потрясений, Гражданской войны и первой половине 1920-х гг .
Серию юбилейных изданий деятельности ВСОРГО продолжил председатель отдела П. К. Казаринов, который опубликовал свою статью в этнографическом журнале «Сибирская живая старина». В исследовании приведена краткая историческая справка о работе отдела: начиная с момента создания и включая последующие изменения, которые происходили в течение 75 лет. Исследователь выделяет главные направления исследований в истории Восточно-Сибирского отдела .
Очерк иркутского историка и краеведа B. C. Манассеина, опубликованный в 1926 г., также посвящен семидесятипятилетнему юбилею ВСОРГО. Исследователь рассматривает условия возникновения ВСОРГО, характеризует его дальнейшую деятельность в области архивоведения, охраны памятников местной старины .
В 1927 г. вышла работа В. Ф. Семенова, посвященная пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела РГО. В своем исследовании он не только обратил внимание на историю развития ЗСОРГО, но и на изменения целей и задач в его работе после революции 1917 г., а так же на историю издательской активности журнала .
В послевоенный период интерес исследователей к деятельности Географического общества сохраняется и в том числе на уровне самого Общества, члены которого заинтересованы в сохранении истории его развития. Исследователь Л. С. Берг обобщил деятельность РГО за сто лет существования . В первую очередь автора интересовали история, биографии деятелей, экспедиции, выдающиеся открытия научного общества. Он стремился осветить не только внешний ход событий, но и изложить научные результаты, сделанные РГО за сто лет существования с 1845 по 1945 гг. В работе географа нам было важно увидеть изменения, которые произошли в работе РГО, его структуре после 1917 г.
В 1970 г. на основе материалов съезда Географического общества СССР вышла работа, посвященная 125-летнему юбилею РГО. В работе О. А. Константинова была приведена оценка роли РГО как общегосударственного центра научных исследований, объединяющих ученых разных учреждений .
К 125-летию РГО была написана еще одна коллективная монография об итогах научно-организационной работы РГО. В данной работе рассмотрены вопросы создания РГО, его финансирование, состав, структура и руководство. Еще одна тема, которая была затронута авторами в этой монографии – исследование Сибири в разные периоды времени существования научного общества. Ими были выделены факторы, которые приводили к изучению данного региона исследователями и охарактеризованы основные направления экспедиционной деятельности .
В постсоветский период продолжается традиция выхода работ, приуроченных к юбилейным датам РГО и его отделов, в которых представлен обзор деятельности Географического общества за прошедшее время. Таким является коллективное исследование, опубликованное в «Известиях Омского регионального отделения РГО». Авторами приводятся данные о работе ЗСО во время Гражданской войны .
Л. И. Елизаров обобщил работу ЗСОРГО за 150 лет существования и кратко охарактеризовал издательскую деятельность «Записок» ЗСОРГО .
Иркутский историк Ю. А. Зуляр в статье охарактеризовал деятельность ВСОРГО на протяжении 150 лет. Автор представил данные о работе ВСО в 1920-х гг. (экспедиции, издательская деятельность), а также обстоятельства закрытия отдела в 1931 г.
Г.В. Малкин охарактеризовал работу Новосибирского отдела Географического общества . Исторические аспекты работы Новосибирского отделения РГО проанализировали в своей работе И.С. Новиков и А.Н. Юмина . А.Н. Юмина также рассматривает в своей работе процесс функционирования Новосибирского отделения РГО за 70 лет .
Во вторую группу вошли работы, посвященные образам «инородческого» населения Сибири XIX – начала XX в. Необходимо отметить, что анализу образов «инородческого» населения Сибири, проблеме вымирания аборигенного населения Сибири на страницах общественно-политических и отраслевых журналов, газет, справочных изданий историки обратились относительно недавно – во второй половине 2000-х гг.: это работы А. Ю. Ледовских, Н. Н. Родигиной, Т. А. Кузнецовой, коллективный труд иркутских историков А. В. Гимельштейна, Л. М. Дамешека, Е. А. Сениной.
В их коллективном труде присутствует описание представлений об аборигенном населении, отраженных в сибирской периодике (газетах «Сибирь», «Восточное обозрение», журнале «Сибирские вопросы», повременном издании «Сибирский сборник») . Внимание практике рассмотрения «инородческого вопроса» и его репрезентации на страницах общественно-политических, отраслевых периодических изданий второй половины XIX – начала XX вв. уделяется в трудах новосибирских историков Н. Н. Родигиной , А. Ю. Ледовских , Т. А. Кузнецовой . В их работах предпринят сравнительный анализ репрезентаций сибирских «инородцев» в дореволюционной периодике.
В третью группу вошла методическая литература, определяющая актуальность использования источниковых материалов РГО в работе со школьниками. В частности, В. И. Загвязинский и Т. А. Строкова рассмотрели инновационные тактики и подходы организации урочной и внеурочной деятельности в школе, в том числе на уровне организации проектной деятельности в рамках работы кружка .
Е. Н. Васильева в своей работе определяет возможности организации диалога со школьниками в урочной и внеурочной деятельности . Л. Г. Петраков формулирует принципы формирования патриотизма в процессе изучения истории родного края и указывает на преимущество в данном процессе изучения локальной истории .
Роль и значение локальной истории для формирования актуальных для учеников умений и навыков рассматривается также в работе Е. В. Соколовой . Подходы к организации изучения локальной истории и принципы организации занятий проанализированы в труде Е. В. Вяземкого .
Подводя итог степени изученности темы, следует отметить, что нами не было выявлено комплексных исследований, посвященных репрезентациям сибирских «инородцев» в периодических изданиях РГО изучаемого периода. Анализ исследовательской литературы, посвященной истории РГО показал, что деятельность научного общества в 1920–1930-е гг. больше всего отражена в работах советского периода, современные исследователи относительно недавно обратились к этой теме. Издательская деятельность РГО и его сибирских отделений в исследованиях авторов затрагивается попутно. Также отсутствуют исследования и практические рекомендации по использованию материалов о сибирских «инородцах» в рамках внеурочной краеведческой работы в современной школе.
Объект исследования – периодические издания Русского географического общества и его сибирских отделов, выходившие в 1920–1930-х гг.
Предмет исследования – структура и содержание репрезентаций «инородческого» населения в публикациях столичного и сибирских отделов РГО.
Цель дипломного исследования – выявление и характеристика репрезентаций «инородческого» населения Сибири в изданиях Русского Географического общества и его сибирских отделов 1920–1930-х гг. и выявление возможности использования данных материалов в историко-краеведческой работе в современной школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать издания РГО и его сибирских отделов (ВСО и ЗСО) как источник изучения репрезентаций «инородческого» населения Сибири, а именно охарактеризовать историю столичного и сибирских периодических изданий РГО, установить круг авторов публикаций, писавших об «инородцах» Сибири в изучаемый период;
2. Выявить и охарактеризовать репрезентации «инородческого» населения Сибири в периодических изданиях Русского географического общества 1920–1930-х гг.
3. Определить теоретические основы организации школьного историко-краеведческого кружка как формы внеклассной работы;
4. Разработать рекомендации по методическому сопровождению деятельности историко-краеведческого кружка по теме «Изучение взаимодействия русского и коренного населения Сибири в 20–30 гг. XX в.: история и культура».
Территориальные рамки. В рамки данного исследования вошла вся территория Западной и Восточной Сибири. Так как именно эти территории в своих исследованиях затрагивали авторы публикаций центрального и сибирских отделов РГО.
Хронологические рамки включают в себя период 1920–1930-х гг.
Нижняя хронологическая грань обусловлена строительством нового государства. Коренная перестройка власти и общества не могла не повлиять на существовавшие общественные и научные организации – изменились цели создания, название и состав Географического общества.
Верхняя хронологическая граница соответствует моменту переименования Государственного географического общества во Всесоюзное географическое общество (Географическое общество Союза ССР), а также фактической ликвидацией сибирских отделов РГО, которые перестают выпускать свои периодические издания.
Методология и методы исследования.
Для данного исследования нами была применена концепция М. П. Мохначевой – «текста-источника» . В рамках данной концепции общественно-политические и отраслевые журналы представляли собой единый «текст-источник», состоящий из комплекса авторских текстов. На содержание журнала значительно влиял «образ издания», формировавшийся под воздействием целой группы факторов: программы издания, личности редактора-издателя, взаимодействия с цензурой, особенностей его финансирования, компетентности авторов и т.д.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
– статистический метод был использован для выяснения степени популярности темы «инородческого» населения в периодических изданиях столичного и сибирских отделов РГО;
– историко-сравнительный метод использовался для выявления общего и особенного в репрезентациях «инородческого» населения, конструировавшихся в периодических изданиях РГО, в зависимости от принадлежности авторского состава столичному или сибирским отделам;
– метод дискурсивного анализа журнальных текстов, который позволил выявить культурный и идеологический контекст изучаемых материалов РГО;
– прием сплошного (фронтального) просмотра периодических изданий, который позволил выявить публикации, посвященных «инородцам» Сибири. Было просмотрено 11 годовых комплектов столичных журналов: «Известия Русского Географического общества», а также 16 выпусков изданий сибирских отделов ИРГО «Бурятоведческий сборник: издание Бурят-монгольской секции Восточно-Сибирского отдела РГО», «Известия Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества», «Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества», «Сибирская живая старина: издание Восточно-Сибирского отдела РГО».
Источниками для изучения репрезентаций «инородческого» населения Сибири послужили статьи периодических изданий Русского Географического общества и его сибирских отделов, издававшиеся в период 1920–1930-х гг.: «Известия РГО», «Известия ВСОРГО», «Известия ЗСОРГО», «Записки ЗСОРГО», «Сибирская живая старина», «Бурятоведческий сборник».
Более полная информация об «образе» научного журнала (авторском составе, источниках финансирования, редакторских стратегиях и пр.) изложена в первом параграфе первой главы ВКР.
Для написания методической главы были использованы законодательные источники, регулирующие образовательный процесс в школе:
– Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016-2017 учебный год» ;
– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) .
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 13
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ИНОРОДЧЕСКОГО» НАСЕЛЕНИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ СТОЛИЧНОГО И СИБИРСКИХ ОТДЕЛОВ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1920–1930-х гг. 13
1.1 Издания РГО как источник изучения репрезентаций «инородческого» населения Сибири 13
1.2. Репрезентации «инородческого» населения Сибири в изданиях столичного и сибирских отделов Русского географического общества 27
ГЛАВА 2 45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ОБ «ИНОРОДЦАХ» 1920–1930-х гг. В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ 45
2.1 Теоретические основы организации школьного историко-краеведческого кружка 45
2.2 Методическое сопровождение занятий историко-краеведческого кружка по теме «Изучение взаимодействия русского и коренного населения Сибири в 20-30 годы XX века: история и культура». 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русское Географическое общество имеет длительную историю, и изучение сибирских «инородцев» стало предметом его особого интереса фактически с момента основания. Интерес к сибирским «инородцам» в дореволюционный период был вызван несколькими факторами. Это и стремлением к изучению своих «индейцев», проживающих на окраине империи, отличающихся бытом и культурой, и желанием подтвердить или опровергнуть тезис о миссии русских, заключавшейся в распространении своей культуры на «неразвитые народы», а также стремлением ответить на вопрос о вымирании «инородцев». Отсюда большое количество экспедиций и как следствие встречающихся в публикациях описаний «туземного населения». В послереволюционный период тенденция меняется, и экспедиции этнографической направленности становятся не актуальными, уступая место изысканиям, связанным с оценкой экономического потенциала региона.
Однако, не смотря на исследования преимущественно экономического потенциала Сибири интерес к культуре и традициям сибирского коренного населения сохраняется. В итоге в отчетах и трудах авторов РГО возможно видеть заметки о традиционном образе жизни сибирских «инородцев», их экономическом развитии, традициях и культуре. При этом, советскими исследователями делается акцент на их отсталости и необходимости трансформации «архаичного патриархального строя к социалистическому равноправию». В рамках подобных возможностей изучается и степень влияния на инородческую культуру русских переселенцев.
Данные об «»инородцах« предоставляются преимущественно на страницах периодических изданий РГО. Старейшее из периодических изданий РГО «Известия РГО» за 1920–1930-е гг. меняет свой тематический ориентир и преимущественное внимание начинает уделяться географии тогда, как этнографический вопрос проявляется только в отдельных статьях и о «инородческом» населении пишет незначительное число авторов.
Однако 1920-е гг. дали новый импульс в исследовательской и издательской работе сибирских отделов РГО. Возобновляются публикации «Известий», появляются новые журналы, ориентированные на этнографические исследования, такие как «Сибирская живая старина», «Бурятоведческий сборник».
Авторский состав столичных и сибирских отделов имел отличия. В столичных изданиях внимание коренным народам Сибири уделяют ученые, специализирующиеся в области географии, биологии, гидрологии и делают это в контексте общих исследований. Такая же картина представляется и в Западно-Сибирском отделе, где этнографы практически перестают публиковать свои работы, уступая место специалистам в области экономики и гидрографии. На этом фоне явно отличается Восточно-Сибирский отдел, где специалисты-этнографы по-прежнему проявляют активность. Однако тенденция к сокращению количества их публикаций также присутствует и достаточно заметно.
Однако в 1930-е гг. отмечается всплеск интереса к территориям Севера Сибири, освоению Северного морского пути и в целом арктического пространства, как следствие – появление новых направлений исследований, новых периодических изданий, таких как «Советский Север» и «Арктика». Одновременно можно зафиксировать снижение деятельности РГО и его отделов, прекращение их издательской деятельности в 1930-х гг. в связи с общей тенденцией закрытия общественных организаций.
Рассматриваемые практики культуры и хозяйственной деятельности «инородческого» населения в дореволюционный и послереволюционный в определенных аспектах сходны, однако имеют как разницу, так и сходства в целях. Фактически неизменной остается установка на перспективы хозяйственного освоения и ассимиляции населения. Однако же в дореволюционный период рассматривается практическая составляющая вопроса, то есть большее удобство учета населения и его налогообложения в случае перехода к оседлости и перенятию православного вероисповедания, как основы организации жизни и быта. После революции во главу ставится идеология, подразумевавшая переход «инородцев» от патриархальных и архаичных форм организации социальных отношений к социалистическим установкам.
Полученные в результате исследования материалы могут быть привлечены для организации внеклассной работы со старшеклассниками, например, в деятельности школьного историко-краеведческого кружка.
Историко-краеведческий кружок, как форма организации внеурочной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных процессов учеников, может стать одним из востребованных направлений работы по внедрению регионального компонента в систему школьного образования. Также он является наиболее оптимальным средством повышения интереса к изучению жизни и традиций коренного населения, то есть «инородцев» (в дореволюционном варианте). Краеведческий кружок дает возможность внедрять разнообразные технологии и методы в образовательный процесс и привлекать учеников не только на основе интереса непосредственно к изучению истории края, но и в связи с возможностью развивать навыки и компетенции, востребованные в современном обществе и в том числе в будущей профессиональной деятельности. Данные об «инородческом» населении, содержащиеся в фондах РГО, могут стать источниковой базой, которую ученики будут использовать при создании собственных исследовательских проектов в рамках краеведческой работы.
Наиболее оптимальным способом становится использование материалов РГО в рамках проектной деятельности с презентацией ее результатов на занятиях краеведческого кружка. Проектная деятельность с использованием материалов РГО позволит ученикам сформировать актуальные для образовательного процесса компетенции, а также приобрести умения и навыки, востребованные не только на уроках в школе, но и в целом при выборе дальнейшей профессии, в образовательном процессе профессиональных образовательных заведений.
Важным компонентом использования материалов РГО, как источника, являются рекомендации со стороны педагога, который учит детей не только находить источники, но и вычленять из них важные составляющие, презентовать их группе. В итоге ученики получают опыт организации самостоятельной работы, интеллектуальной деятельности, защиты своего мнения с опорой на доказательную базу.
В целом, внедрение материалов РГО в работу историко-краеведческого кружка позволит не только расширить кругозор и повысить культурный уровень учеников, но также и познакомить учеников с первичными приемами исследовательской работы, воспитывать интерес и уважение к истории коренного населения Сибири и стимулировать их творческое развитие. Данные составляющие являются одними из значимых в современной системе образования в целом и в развитии позитивных личностных характеристик в частности.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники

1. Бурятоведческий сборник: издание Бурят-монгольской секции Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. А. Н. Боржоновой, Н. Н. Козьмина, П. П. Хороших. Иркутск, 1926–1927.
2. Известия Русского Географического общества: издание Русского Географического общества / под ред. В. Л. Комарова. М., Л., 1923–1939 гг.
3. Известия Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. председателя ред. комиссии Т. П. Кравца. Иркутск, 1921, 1924–1931 гг.
4. Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Западно-Сибирского отдела РГО / под редакцией Г. В. Крузера и П. Л. Драверта. Омск, 1924–1930 гг.
5. Отчет о состоянии и деятельности ЗСО за 1926–1927 гг. Омск, 1927.
6. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016–2017 учебный год» [Электронный ресурс]. URL : http://www.edunso.ru/node/5961 (дата обращения: 13.04.2017).
7. Региональный комплексный проект модернизации образования в Алтайском крае: информационное издание. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2008. 101 с.
8. Сибирская живая старина: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Иркутск, 1923–1929 гг.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru (дата обращения: 10.03.2017).
Исследовательская литература

10. Баженов В. С., Новиков Ф. И., Вяткин И. А. 125 лет Омскому региональному отделению Русского географического общества. Географы – Отечеству и региону // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Выпуск (12) 19. Омск, 2007. С. 57–62.
11. Белоножко Ю. Н. Русское географическое общество // Новосибирск: энциклопедия. Новосибирск, 2003. 748 с.
12. Берг Л. С. Всесоюзное Географическое общество за сто лет. Москва; Ленинград, 1946. 263 с.
13. Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. C. 73–75.
14. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 21–40.
15. Географическое общество за 125 лет / под ред. С. В. Калесник Ленинград, 1970. 396 с.
16. Гимельштейн А. В., Дамешек Л. М., Сенина Е. А. Образ «инородцев» на страницах сибирской периодической печати. Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2007. 320 с.
17. Дик Н. Ф. Работаем по-новому!: толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 284 с.
18. Елизаров Л. И. Записки СОРГО (150 лет со дня выхода первого издания) // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат. Иркут. обл. на 2006 г. Иркутск, 2006. С. 34–36.
19. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.
20. Захаров И. В. Этнография в трудах Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества // Вопросы истории Западной Сибири. Омск, 1970. С. 100–124.
21. Зуляр Ю. А. Географическое общество. Восточно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (150 лет со дня образования) [Электронный ресурс]. URL: http://www.social anthropology.ru/node/210- (дата обращения: 31.01. 2017).
22. Зуляр Ю. А. Основные вехи истории Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной академии. Иркутск, 2003. № 1. URL: http://www.social-anthropology.ru/node/210 (дата обращения: 10.05.2017).
23. История // Русское Географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения: 02.05.2017).
24. Казаринов П. К. Три четверти века: к юбилею ВСОИРГО // Сибирская живая старина. Выпуск 2 (4). Иркутск, 1926. С. 3–32.
25. Константинов О. А. Сто двадцать пять лет Географическому обществу СССР. Ленинград, 1970. 19 с.
26. Кузнецова Т. А. «Инородческий» вопрос на страницах столичных журналов Русского Географического общества во второй половине XIX – начале XX вв. // Вопросы методологии и истории в работах молодых ученых: Сборник научных статей. Выпуск 10. / Под ред. В. Н. Худякова. Омск, 2007. С. 111–123.
27. Кузнецова Т. А., Ледовских А. Ю. От описания к «пониманию»: репрезентации сибирских «инородцев» в статьях специализированных журналов второй половины XIX – начала XX вв. // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й междунар. науч. конф. Барнаул, 2011. С. 234–235.
28. Кузнецова Ф. С. История Сибири: история России через историю региона: методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и историко-культурного стандарта : методическое пособие / Ф. С. Кузнецова, О. М. Хлытина, К. Е. Зверева / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016. 54 с.
29. Ледовских А. Ю. Сибирские «инородцы» в исторической публицистике // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 25. С.347–351.
30. Манассеин В. С. Очерк исторической деятельности ВСОИРГО за 75 лет существования. Иркутск, 1926. 36 с.
31. Малкин Г. В. Новосибирский отдел Географического общества // Известия Всесоюзного географического общества.1948. Т. 80. Выпуск 2. С. 186–187.
32. Мохначева М. Н. Журналистика и наука. Кн.1.: Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII–XIX вв. Москва, 1998. С. 254.
33. Новиков И. С, Юмина А. Н. Прошлое и настоящее Всероссийского географического общества и история его Новосибирского отделения [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL : http://bsk.nios.ru/content/proshloe-i-nastoyashchee-vserossiyskogo-geograficheskogo-obshchestva-i-istoriya-ego (дата обращения: 31.01.2017).
34. Обзор деятельности Восточно-Сибирского отдела за семьдесят пять лет: 1851–1926. Иркутск, 1926. 143 с.
35. Петракова Л. Г. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. № 3. С. 174–179.
36. Ретивых М. В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в ВУЗе // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. № 1. С. 154–157.
37. Родигина Н.Н. Образ сибирских «инородцев» в журнальной прессе пореформенной Российской империи как инструмент формирования социальных идентичностей // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 126–129.
38. Романцова Т. Д. Бурят-монгольская секция ВСОРГО // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы. Иркутск, 2000. Ч. 1. С. 70–79.
39. Семенов В. Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества. 1877–1927 гг. Омск, 1927. 145 с.
40. Соколова Е. В. «Новая локальная история» и изучение культурного пространства малых городов Омского Прииртышья в Советскую эпоху // Омский научный вестник. 2007. № 5. С. 28–31.
41. Ушакова С. Н. Русское географическое общество (РГО) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С. 801–802.
42. Фиалков Д. Н. Западно-Сибирский отдел Географического общества в годы революционных событий // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Вып. (12) 19. Омск, 2007. С. 53–62.
43. Шелегина О. Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С.161–165.
44. Юмина А. Н. Новосибирское отделение Русского географического общества: 70 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2016 год. Новосибирск, 2015. С. 125–126.

Купить эту работу

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ИНОРОДНИЧЕСКОГО» НАСЕЛЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ИЗДАНИЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1920-1930-х гг.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

26 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.2
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

4 крестовый поход

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Особенности работы педагога с младшими школьниками

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Дипломная работа

Территориальные споры в Латинской Америке в 21 веке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Социальные аномалии советского общества в конце 1920х – начале 1930х. гг. по материалам Ярославского края.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

КОРРЕКТИРОВКА Политический портрет М.В.Родзянко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-20
Дипломная работа

Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв АнкаБелчес об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-06
Дипломная работа

Спасибо огромное автору!! Очень помог!!

Общая оценка 5
Отзыв Nova об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-09-15
Дипломная работа

спасибо! очень хорошая работа, была принята руководителем сразу и без замечаний, всё выполнено в соответствии с требованиями, высокая оригинальность

Общая оценка 5
Отзыв Vestafiesta об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-10-04
Дипломная работа

Это удивительный автор! Самый чутки из всех, всегда на связи! Адекватный, идет на встречу и с ним реально приятно работать, обговаривать моменты. Пишем диплом вместе! Всё на высшем уровне! Ни кому его не отдам! Чудо-чудо автор! Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Формирование краеведческих знаний при подготовке к ВПР по истории 2022

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Дипломатическое маневрирование Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Бунт пятидесяти станиц 1792-1794 гг. как последнее массовое антиправительственное движение донского казачества»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Христианство в эпоху Сасанидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Декоративно-прикладное искусство мордвы в XIX - начале XX вв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

молодежные националистические группировки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Использование современных компьютерных технологий на уроках истории в среднем и старшем звене

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (1941-1944 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Карибский кризис глазами советских политиков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

История храмов России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Финляндия в составе России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Культура эпохи сталинизма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽