Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность данной темы заключается в том, что многие исследователи признают, что дать определение консерватизма – задача весьма сложная. Несмотря на большой интерес российских политологов, историков, философов к проблеме консерватизма, уровень разработки данной научной темы находится на стадии определения подходов и формулирования оценок. Об этом пишет, в частности, К. Кокшенова, считающая, что «современная наука только подходит к проблемам отечественного консерватизма».
Схожую точку зрения высказывают А.В. Ермаков, А.В. Репников, Е.В. Сартаков. Как отмечает А.П. Никитин, некоторые исследователи полагают даже, что термин «консерватизм» неуместно использовать в новейшее время, «так как те социальные институты, которые защищались консерваторами, окончательно перестали существовать». Подобная позиция имеет спекулятивный характер. Отличительным признаком современной стадии изучения консерватизма является разнообразие исследовательских подходов и методов его анализа.
Разные исследователи предлагают свою трактовку консерватизма. Так, Л.Г. Ионин рассматривает консерватизм не только как идеологию, но и как религиозную доктрину: «Консерватизм – это то, что в христианской традиции именуется словом “катехон”, что означает “удерживающий”, т. е. то, что удерживает мир от воцарения зла и анархии…». О.Ю. Малинова утверждает, что консерватизм можно рассматривать как часть политического спектра, как доктрину и «как стиль мышления». И.В. Лукоянов считает консерватизм доктриной, которая защищает основы «существующего политического и социального строя». Последнее утверждение не совсем корректно, так как сводить консервативную функцию исключительно к защите существующего строя нельзя. В такой интерпретации консерватизм лишается единого идейного и ценностного содержания, потому что это содержание, по логике И.В. Лукоянова, меняется в зависимости от приоритетов и целей доминирующих субъектов политического процесса. Поэтому анализ теории консерватизма становится невозможным.
Целью данной работы является изучение идей консерватизма в русской литературе вторая половина 19 века.
При этом можно выделить следующие основные задачи:
- рассмотреть история консервативной идеологии;
- изучить основные постулаты консервативной идеологии;
- рассмотреть социально-экономическую обстановку в России во второй половине ХIХ века;
- проанализировать консервативная русская литература второй половины XIX века.
Объектом данного исследования выступает консерватизм. Предметом - Идеи консерватизма в русской литературе вторая половина 19 века.
Исследование идеи консерватизма в русской литературе второй половины 19 века - это вопрос, выходящий за рамки только лишь литературы. Он простирается также на сферы политической философии и историзма.
Роль консерватизма в общественной жизни заинтересовала политических философов довольно рано. Первыми этой проблемы коснулись: Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли и др.
Одним из аспектов исследования идеи консерватизма в русской литературе второй половины 19 века является социальный и политико-философский. Их центром является вопрос о социально-философской и политической обусловленности распространения консерватизма среди различных общественных слоев.
Консерватизм, как явление, впервые был упомянут Э. Бёрком, в работе которого объясняется происхождение консерватизма. Таким образом, труды Бёрка, и в первую очередь его книга «Размышления о революции во Франции», прямо касаются разработки темы нашего исследования .
Среди отечественных приверженцев идеи консерватизма в литературе можно выделить Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., Гоголя Н.В., Тургенева И. С. В данной работе мы опираемся на труды исследователей их творчества – таких как Шкловский В.Б., Мережковский Д.С., Виноградов В.В., Белый А.А., Курляндская Г.Б., Бялый Г.А. и др.
Также источником для написания данной работы послужил такой уникальный исторический документ как «Записки Качалова», который позволил раскрыть идеи консерватизма в более полной мере .
В данной работе в качестве источников также использовались труды Сухова А. Д., Соловьева В.С., Галкина А. А., Бердяева Н.А., Гаджиева К. С., Ключевского В.О. и других.
Источниками информации для написания работы послужили такие нормативно-правовые акты, как Конституция Российской Федерации, а также базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших исследователей в рассматриваемой области и электронный ресурс - Электронная историческая библиотека .
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение 3
1. Консерватизм как идеологический феномен 6
1.1. История консервативной идеологии 6
1.2. Основные постулаты консервативной идеологии 9
2. Идеи консерватизма в русской литературе ХIХ века 20
2.1. Социально-экономическая обстановка в России во второй половине ХIХ века 20
2.2. Консервативная русская литература второй половины XIX века 29
Заключение 67
Библиографический список источников 71
Классическое определение консерватизма – это недовольство потенциальными или действительными социальными изменениями со стороны аристократических кругов и власть предержащих.
Охранительные тенденции были свойственны власти всегда, во все времена находились противники старого и традиционного в противовес различным новым идеям.
Современное понятие консерватизма – это стремление к эволюционному (не революционному) развитию общества, улучшению жизни не при помощи радикальных реформ, но путем постепенных эволюционных изменений. Прекрасно описывает идеологию консерватизма известный политический лозунг партии «Единая Россия» - «Создавая новое, сохраняем лучшее».
В настоящее время консерватизм, начиная с момента своего зарождения, продолжает занимать одно из главных мест наряду с либерализмом и социализмом, как одно из основных идеологических течений. К числу политических практиков консервативного толка, можно отнести Б. Дизраэли, О. фон Бисмарка, К. Меттерниха, У. Черчилля, Ш. де Голля, Р. Рейгана, М. Тэтчер и многих других.
Однако за всю историю своего существования он вобрал в себя огромный спектр консервативных идей, взглядов. С течением времени прошел не одну стадию своей трансформации и интерпретировался различными мыслителями по-своему.
Главным отличием консерватизма от противостоящего ему, например, радикализма, является то, что данное идеологическое течение всегда испытывало глубокое уважение к прошлому. Радикализм же, опирается в первую очередь на крайнюю и бескомпромиссную приверженность каким – либо взглядам или концепциям.
Радикализм воспринимает на веру всемогущество человеческого рассудка и самоценность его умозаключений, весьма скептически относится к истории, часто пытается представить её в виде цепи недоразумений, вызванных недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития предков.
Консерватизм же всегда уделял особое внимание в своих формулах традициям, опыту и историческим урокам, отдавал дань величию и мудрости ушедших поколений. Однако, в силу разнообразия прошлого, было бы странно ожидать, чтобы различные консервативные идеологии выбирали из него одни и те же ценности.
«Первым русским консерватором», как правило, называют выдающегося русского историка, писателя и философа Николая Михайловича Карамзина.
Противостояние либеральных и консервативных ценностей в отечественной культуре проходило в виде соперничества культурных течений так называемых «славянофилов» и «западников».
Мо мнению Чаадаева, в русской философии имеется преобладание двух основных идей. Первая идея – это стремление к реализации утопии. Вторая идея – особый путь русского народа, поиск русской национальной идентичности.
Эти идеи персонифицировались в двух крупнейших философах России первой половины девятнадцатого века. Первым «западником» стал Чаадаев, первым «славянофилом», или консерватором – А.С. Хомяков, родоначальник Русской идеи, которую потом подхватил и развил В.С. Соловьев.
Безусловно, консервативные идеи ясно прослеживаются и в творчестве великого русского писателя Л.Н. Толстого, творчество которого актуально по сей день. Его произведения являются объектом пристального внимания со стороны представителей разных гуманитарных наук – от литературоведов до психологов. Проникновение писателя в глубины человеческой психологии позволяет говорить о том, что в этой сфере его влияние не меньше, чем в литературном процессе.
Для целей исследования была рассмотрена книга «Записки тайного советника», которую написал видный государственный деятель и консерватор XIX века - Н.А. Качалов.
Писатель и драматург А.В.Сухово-Кобылин, создавший остро критические драматические произведения, тем не менее, так и остался настоящим русским барином, представителем высшей аристократии российского общества, и, безусловно, консерватором.
Выдающийся драматург А.Н. Островский, будучи настоящим «летописцем» обыденной жизни русского человека второй половины XIX столетия, подробно и правдиво описывал чувства и переживания людей, то, что их волновало, но не высказывал никаких «революционных идей» и был настоящим представителем консервативного направления в русском искусстве.
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский начинал как настоящий демократ и революционер. Он был участником тайного общества «петрашевцев». Когда его судили и приговорили к смертной казни, он пережил нечто вроде Божественного откровения, которое изменило всю его жизнь и его мировоззрение. Он стал писателем с глубоко христианским, консервативным мировоззрением, который утверждал, что русский человек без Бога – «дрянь».
Духовным наследником Достоевского считал себя В.В. Розанов, один из адептов «Русской идеи».
Сам термин «Русской идеи» был введен в обращение во второй половине XIX века Владимиром Сергеевичем Соловьёвым (1853 — 1900) — русским религиозным мыслителем, мистиком, поэтом, публицистом, литературным критиком; почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
Говоря о Русской идее, нельзя не упомянуть о ее родоначальнике А. С.Хомякове, хотя хронологически он не совсем «попадает» в рамки рассматриваемого периода (Хомяков скончался в 1860 году).
Хомяков много размышлял о русском народе, о его особой судьбе. Исторический процесс России Хомяков понимал как постепенное «проявление начала», прояснение глубинного смысла русской нации, одним из характерных свойств которой является, по словам философа, «детскость русской души, которая есть причина всех остальных ее свойств и психологический ключ к разгадке ее тайны» .Русские - народ, практически воплотивший евангельский завет:«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» .
Под «Русской идеей» понимают всю совокупность понятий и явлений, которые отражают дух Русского народа, его особое значение в мире и уникальное призвание в мировой истории.
Актуальность русской идеи особенно возросла после крушения Советского Союза. Духовный вакуум недоброй памяти «лихих девяностых» способствовал возрождению этой идеи и особых надежд на восстановление попранного величия России.
В Русской идее выражен «Замысел Божий о России», то есть тайная, эсхатологическая миссия, которую несет на себе русский народ и российское государство.
В трудные, тяжелые времена, когда встает сам вопрос о существовании России как государства и русских как нации, русские люди вспоминают о своем особом пути и своей уникальной миссии.
1. Huntington S. P. Conservatism as an Ideology // The American Political Science Review. 1957. Vol. LI, р. 470.
2. Абелинскас Э. Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология (опыт обоснования). Екатеринбург: УрО РАН, 1999.
3. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М., 1994.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания:М.: Аспект Пресс, 2007
5. Барежев К. В. Современный российский кризис и проблема национальной идентичности // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сб. материалов конференции. СПб.: Санкт - Петербургское филос. общ - во, 2012.
6. Башилов Б. Пушкин и масонство. М.: Индрик, 2010
7. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века / Монография. / РАН. Ин т философии. - М., 2011.
8. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Просвещение, 1993.
9. Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Культура, 1990– Стр. 46
10. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993. С. 81.
11. Бирон В. С. Петербург Достоевского. Л., «Свеча», 1990
12. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. Писатель, 1962
13. Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990
14. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М., 1997. С. 396.
15. Гаджиев К. С. Современный консерватизм: опыт типологизации. // Новая и новейшая история. 1991. № 1. С. 55 – 75.
16. Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987. С. 10.
17. Гарбузов В. Н. Консерватизм: понятие и типология. // Полис. 1995. № 4. С. 60 – 68.
18. Гарбузов В. Н. Консерватизм: ценности, идеи, политика. // Метафоры истории.
19. Гершенсон М. О. Грибоедовская Москва.Очерки прошлого. М.: Изд-во МГУ, 1989
20. Гоголь Н.В. Портрет. Избранные произведения. М.: Эксмо, 2010.
21. Достоевский Ф.М. Идиот. Избранные произведения. Москва, Прогресс, 2011
22. Достоевский Ф.М. Идиот. М.: Мартин, 2012
23. Жирнов Н. Ф. Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма. // Социально – гуманитарные знания. 2008. № 5. С. 279 – 286.
24. И. А. Ильин: Proetcontra: Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2004– Стр. 237
25. История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.
26. Капустин Б. Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М. Эдиториал УРСС. 2000. – С. 133
27. Качалов Н.А. Записки тайного советника. М.: Новый хронограф, 2012. – Стр. 102
28. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1991
29. Колесникова В. С. Николай Первый. Лики масок государя: Психологические этюды. М., 2008
30. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература. – М.: Просвещение, 1980
31. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме// Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н.И. Лапин. – М.: ИФРА, 2012.
32. Лотман Ю.М. Очерк дворянского быта онегинской поры // Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л. , 1980. С. 35-110
33. Мaгyн В. Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе // Социологические чтения. М., 2011.
34. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д., 2000. – С. 408.
35. Мантиков Б. А. Консерватизм в постсоветской России: между ностальгией и утопией. // Полития. 2012. № 1. С. 33 – 54.
36. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3т. М., Правда, 1994-1995
37. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема// Семья в России.2013.
38. Мюллер Д. Г. «Новый консерватизм» в современной России (реальность и перспективы). //
39. Новый Завет. Евангелие от Матфея, 18:3. – Стр. 44
40. Нойманн И. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004
41. Приветствие президента России В.В. Путинаучастникам и гостям торжественного концерта, посвященного 1025-летию Крещения Руси.http://www.pravoslavie.ru/news/63051.htm (сетевой ресурс)
42. Пушкин А.С. Малое собрание сочинений. М.: Азбука-Аттикус, 2010
43. Розанов В.В. Литературные очерки. М.: ФЛИНТА, 2003
44. Розанов В.В. Сочинения в двух томах. М. :Правда, 1990– Стр. 101
45. Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2010. С. 347.
46. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. M.: Знание, 1989– Стр. 190
47. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. M.: Знание, 1989– Стр. 35
48. Стенограмма выступления Владимира Путина на заседании клуба "Валдай". Российская газета от 19.09.2013. http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (сетевой ресурс)
49. Сухов А. Д. Хомяков, философ славянофильства . М.: ИФ РАН, 1993
50. Сухов А. Д. Хомяков, философ славянофильства . М.: ИФ РАН, 1993. – Стр. 108
51. Тойбин Н.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-х и 1830-х годов. - Воронеж, 2010
52. Тургенев И. С. Избранные произведения. М.: Эксмо, 2012
53. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в восемнадцати томах. М., "Наука", 1982
54. Хейвуд Э. Политология. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005
55. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
56. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. – М.: 1991.
57. Шильдер Н.К. Император Николай Первый, его жизнь и царствование. М.: Алгоритм, 1997
58. Щукин А. М. Государственное правовое регулирование и социальная сплоченность /А. М. Щукин //Материалы научно-методологического семинара «Содержание и структура понятия «социальная сплоченность»». – М., 2009.
59. Эйдельман Н.Я. Пример единственный. Последний летописец. — М.: Книга, 1983
60. Электронная историческая библиотека. http://elib.org.ua (сетевой ресурс)
61. Энциклопедический социологический словарь// под ред. Г.В. Осипова. – М.:2012
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность данной темы заключается в том, что многие исследователи признают, что дать определение консерватизма – задача весьма сложная. Несмотря на большой интерес российских политологов, историков, философов к проблеме консерватизма, уровень разработки данной научной темы находится на стадии определения подходов и формулирования оценок. Об этом пишет, в частности, К. Кокшенова, считающая, что «современная наука только подходит к проблемам отечественного консерватизма».
Схожую точку зрения высказывают А.В. Ермаков, А.В. Репников, Е.В. Сартаков. Как отмечает А.П. Никитин, некоторые исследователи полагают даже, что термин «консерватизм» неуместно использовать в новейшее время, «так как те социальные институты, которые защищались консерваторами, окончательно перестали существовать». Подобная позиция имеет спекулятивный характер. Отличительным признаком современной стадии изучения консерватизма является разнообразие исследовательских подходов и методов его анализа.
Разные исследователи предлагают свою трактовку консерватизма. Так, Л.Г. Ионин рассматривает консерватизм не только как идеологию, но и как религиозную доктрину: «Консерватизм – это то, что в христианской традиции именуется словом “катехон”, что означает “удерживающий”, т. е. то, что удерживает мир от воцарения зла и анархии…». О.Ю. Малинова утверждает, что консерватизм можно рассматривать как часть политического спектра, как доктрину и «как стиль мышления». И.В. Лукоянов считает консерватизм доктриной, которая защищает основы «существующего политического и социального строя». Последнее утверждение не совсем корректно, так как сводить консервативную функцию исключительно к защите существующего строя нельзя. В такой интерпретации консерватизм лишается единого идейного и ценностного содержания, потому что это содержание, по логике И.В. Лукоянова, меняется в зависимости от приоритетов и целей доминирующих субъектов политического процесса. Поэтому анализ теории консерватизма становится невозможным.
Целью данной работы является изучение идей консерватизма в русской литературе вторая половина 19 века.
При этом можно выделить следующие основные задачи:
- рассмотреть история консервативной идеологии;
- изучить основные постулаты консервативной идеологии;
- рассмотреть социально-экономическую обстановку в России во второй половине ХIХ века;
- проанализировать консервативная русская литература второй половины XIX века.
Объектом данного исследования выступает консерватизм. Предметом - Идеи консерватизма в русской литературе вторая половина 19 века.
Исследование идеи консерватизма в русской литературе второй половины 19 века - это вопрос, выходящий за рамки только лишь литературы. Он простирается также на сферы политической философии и историзма.
Роль консерватизма в общественной жизни заинтересовала политических философов довольно рано. Первыми этой проблемы коснулись: Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли и др.
Одним из аспектов исследования идеи консерватизма в русской литературе второй половины 19 века является социальный и политико-философский. Их центром является вопрос о социально-философской и политической обусловленности распространения консерватизма среди различных общественных слоев.
Консерватизм, как явление, впервые был упомянут Э. Бёрком, в работе которого объясняется происхождение консерватизма. Таким образом, труды Бёрка, и в первую очередь его книга «Размышления о революции во Франции», прямо касаются разработки темы нашего исследования .
Среди отечественных приверженцев идеи консерватизма в литературе можно выделить Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., Гоголя Н.В., Тургенева И. С. В данной работе мы опираемся на труды исследователей их творчества – таких как Шкловский В.Б., Мережковский Д.С., Виноградов В.В., Белый А.А., Курляндская Г.Б., Бялый Г.А. и др.
Также источником для написания данной работы послужил такой уникальный исторический документ как «Записки Качалова», который позволил раскрыть идеи консерватизма в более полной мере .
В данной работе в качестве источников также использовались труды Сухова А. Д., Соловьева В.С., Галкина А. А., Бердяева Н.А., Гаджиева К. С., Ключевского В.О. и других.
Источниками информации для написания работы послужили такие нормативно-правовые акты, как Конституция Российской Федерации, а также базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших исследователей в рассматриваемой области и электронный ресурс - Электронная историческая библиотека .
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение 3
1. Консерватизм как идеологический феномен 6
1.1. История консервативной идеологии 6
1.2. Основные постулаты консервативной идеологии 9
2. Идеи консерватизма в русской литературе ХIХ века 20
2.1. Социально-экономическая обстановка в России во второй половине ХIХ века 20
2.2. Консервативная русская литература второй половины XIX века 29
Заключение 67
Библиографический список источников 71
Классическое определение консерватизма – это недовольство потенциальными или действительными социальными изменениями со стороны аристократических кругов и власть предержащих.
Охранительные тенденции были свойственны власти всегда, во все времена находились противники старого и традиционного в противовес различным новым идеям.
Современное понятие консерватизма – это стремление к эволюционному (не революционному) развитию общества, улучшению жизни не при помощи радикальных реформ, но путем постепенных эволюционных изменений. Прекрасно описывает идеологию консерватизма известный политический лозунг партии «Единая Россия» - «Создавая новое, сохраняем лучшее».
В настоящее время консерватизм, начиная с момента своего зарождения, продолжает занимать одно из главных мест наряду с либерализмом и социализмом, как одно из основных идеологических течений. К числу политических практиков консервативного толка, можно отнести Б. Дизраэли, О. фон Бисмарка, К. Меттерниха, У. Черчилля, Ш. де Голля, Р. Рейгана, М. Тэтчер и многих других.
Однако за всю историю своего существования он вобрал в себя огромный спектр консервативных идей, взглядов. С течением времени прошел не одну стадию своей трансформации и интерпретировался различными мыслителями по-своему.
Главным отличием консерватизма от противостоящего ему, например, радикализма, является то, что данное идеологическое течение всегда испытывало глубокое уважение к прошлому. Радикализм же, опирается в первую очередь на крайнюю и бескомпромиссную приверженность каким – либо взглядам или концепциям.
Радикализм воспринимает на веру всемогущество человеческого рассудка и самоценность его умозаключений, весьма скептически относится к истории, часто пытается представить её в виде цепи недоразумений, вызванных недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития предков.
Консерватизм же всегда уделял особое внимание в своих формулах традициям, опыту и историческим урокам, отдавал дань величию и мудрости ушедших поколений. Однако, в силу разнообразия прошлого, было бы странно ожидать, чтобы различные консервативные идеологии выбирали из него одни и те же ценности.
«Первым русским консерватором», как правило, называют выдающегося русского историка, писателя и философа Николая Михайловича Карамзина.
Противостояние либеральных и консервативных ценностей в отечественной культуре проходило в виде соперничества культурных течений так называемых «славянофилов» и «западников».
Мо мнению Чаадаева, в русской философии имеется преобладание двух основных идей. Первая идея – это стремление к реализации утопии. Вторая идея – особый путь русского народа, поиск русской национальной идентичности.
Эти идеи персонифицировались в двух крупнейших философах России первой половины девятнадцатого века. Первым «западником» стал Чаадаев, первым «славянофилом», или консерватором – А.С. Хомяков, родоначальник Русской идеи, которую потом подхватил и развил В.С. Соловьев.
Безусловно, консервативные идеи ясно прослеживаются и в творчестве великого русского писателя Л.Н. Толстого, творчество которого актуально по сей день. Его произведения являются объектом пристального внимания со стороны представителей разных гуманитарных наук – от литературоведов до психологов. Проникновение писателя в глубины человеческой психологии позволяет говорить о том, что в этой сфере его влияние не меньше, чем в литературном процессе.
Для целей исследования была рассмотрена книга «Записки тайного советника», которую написал видный государственный деятель и консерватор XIX века - Н.А. Качалов.
Писатель и драматург А.В.Сухово-Кобылин, создавший остро критические драматические произведения, тем не менее, так и остался настоящим русским барином, представителем высшей аристократии российского общества, и, безусловно, консерватором.
Выдающийся драматург А.Н. Островский, будучи настоящим «летописцем» обыденной жизни русского человека второй половины XIX столетия, подробно и правдиво описывал чувства и переживания людей, то, что их волновало, но не высказывал никаких «революционных идей» и был настоящим представителем консервативного направления в русском искусстве.
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский начинал как настоящий демократ и революционер. Он был участником тайного общества «петрашевцев». Когда его судили и приговорили к смертной казни, он пережил нечто вроде Божественного откровения, которое изменило всю его жизнь и его мировоззрение. Он стал писателем с глубоко христианским, консервативным мировоззрением, который утверждал, что русский человек без Бога – «дрянь».
Духовным наследником Достоевского считал себя В.В. Розанов, один из адептов «Русской идеи».
Сам термин «Русской идеи» был введен в обращение во второй половине XIX века Владимиром Сергеевичем Соловьёвым (1853 — 1900) — русским религиозным мыслителем, мистиком, поэтом, публицистом, литературным критиком; почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
Говоря о Русской идее, нельзя не упомянуть о ее родоначальнике А. С.Хомякове, хотя хронологически он не совсем «попадает» в рамки рассматриваемого периода (Хомяков скончался в 1860 году).
Хомяков много размышлял о русском народе, о его особой судьбе. Исторический процесс России Хомяков понимал как постепенное «проявление начала», прояснение глубинного смысла русской нации, одним из характерных свойств которой является, по словам философа, «детскость русской души, которая есть причина всех остальных ее свойств и психологический ключ к разгадке ее тайны» .Русские - народ, практически воплотивший евангельский завет:«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» .
Под «Русской идеей» понимают всю совокупность понятий и явлений, которые отражают дух Русского народа, его особое значение в мире и уникальное призвание в мировой истории.
Актуальность русской идеи особенно возросла после крушения Советского Союза. Духовный вакуум недоброй памяти «лихих девяностых» способствовал возрождению этой идеи и особых надежд на восстановление попранного величия России.
В Русской идее выражен «Замысел Божий о России», то есть тайная, эсхатологическая миссия, которую несет на себе русский народ и российское государство.
В трудные, тяжелые времена, когда встает сам вопрос о существовании России как государства и русских как нации, русские люди вспоминают о своем особом пути и своей уникальной миссии.
1. Huntington S. P. Conservatism as an Ideology // The American Political Science Review. 1957. Vol. LI, р. 470.
2. Абелинскас Э. Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология (опыт обоснования). Екатеринбург: УрО РАН, 1999.
3. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М., 1994.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания:М.: Аспект Пресс, 2007
5. Барежев К. В. Современный российский кризис и проблема национальной идентичности // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сб. материалов конференции. СПб.: Санкт - Петербургское филос. общ - во, 2012.
6. Башилов Б. Пушкин и масонство. М.: Индрик, 2010
7. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века / Монография. / РАН. Ин т философии. - М., 2011.
8. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Просвещение, 1993.
9. Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Культура, 1990– Стр. 46
10. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993. С. 81.
11. Бирон В. С. Петербург Достоевского. Л., «Свеча», 1990
12. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. Писатель, 1962
13. Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990
14. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М., 1997. С. 396.
15. Гаджиев К. С. Современный консерватизм: опыт типологизации. // Новая и новейшая история. 1991. № 1. С. 55 – 75.
16. Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987. С. 10.
17. Гарбузов В. Н. Консерватизм: понятие и типология. // Полис. 1995. № 4. С. 60 – 68.
18. Гарбузов В. Н. Консерватизм: ценности, идеи, политика. // Метафоры истории.
19. Гершенсон М. О. Грибоедовская Москва.Очерки прошлого. М.: Изд-во МГУ, 1989
20. Гоголь Н.В. Портрет. Избранные произведения. М.: Эксмо, 2010.
21. Достоевский Ф.М. Идиот. Избранные произведения. Москва, Прогресс, 2011
22. Достоевский Ф.М. Идиот. М.: Мартин, 2012
23. Жирнов Н. Ф. Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма. // Социально – гуманитарные знания. 2008. № 5. С. 279 – 286.
24. И. А. Ильин: Proetcontra: Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2004– Стр. 237
25. История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.
26. Капустин Б. Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М. Эдиториал УРСС. 2000. – С. 133
27. Качалов Н.А. Записки тайного советника. М.: Новый хронограф, 2012. – Стр. 102
28. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1991
29. Колесникова В. С. Николай Первый. Лики масок государя: Психологические этюды. М., 2008
30. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература. – М.: Просвещение, 1980
31. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме// Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н.И. Лапин. – М.: ИФРА, 2012.
32. Лотман Ю.М. Очерк дворянского быта онегинской поры // Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л. , 1980. С. 35-110
33. Мaгyн В. Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе // Социологические чтения. М., 2011.
34. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д., 2000. – С. 408.
35. Мантиков Б. А. Консерватизм в постсоветской России: между ностальгией и утопией. // Полития. 2012. № 1. С. 33 – 54.
36. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3т. М., Правда, 1994-1995
37. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема// Семья в России.2013.
38. Мюллер Д. Г. «Новый консерватизм» в современной России (реальность и перспективы). //
39. Новый Завет. Евангелие от Матфея, 18:3. – Стр. 44
40. Нойманн И. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004
41. Приветствие президента России В.В. Путинаучастникам и гостям торжественного концерта, посвященного 1025-летию Крещения Руси.http://www.pravoslavie.ru/news/63051.htm (сетевой ресурс)
42. Пушкин А.С. Малое собрание сочинений. М.: Азбука-Аттикус, 2010
43. Розанов В.В. Литературные очерки. М.: ФЛИНТА, 2003
44. Розанов В.В. Сочинения в двух томах. М. :Правда, 1990– Стр. 101
45. Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2010. С. 347.
46. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. M.: Знание, 1989– Стр. 190
47. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. M.: Знание, 1989– Стр. 35
48. Стенограмма выступления Владимира Путина на заседании клуба "Валдай". Российская газета от 19.09.2013. http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (сетевой ресурс)
49. Сухов А. Д. Хомяков, философ славянофильства . М.: ИФ РАН, 1993
50. Сухов А. Д. Хомяков, философ славянофильства . М.: ИФ РАН, 1993. – Стр. 108
51. Тойбин Н.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-х и 1830-х годов. - Воронеж, 2010
52. Тургенев И. С. Избранные произведения. М.: Эксмо, 2012
53. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в восемнадцати томах. М., "Наука", 1982
54. Хейвуд Э. Политология. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005
55. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
56. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. – М.: 1991.
57. Шильдер Н.К. Император Николай Первый, его жизнь и царствование. М.: Алгоритм, 1997
58. Щукин А. М. Государственное правовое регулирование и социальная сплоченность /А. М. Щукин //Материалы научно-методологического семинара «Содержание и структура понятия «социальная сплоченность»». – М., 2009.
59. Эйдельман Н.Я. Пример единственный. Последний летописец. — М.: Книга, 1983
60. Электронная историческая библиотека. http://elib.org.ua (сетевой ресурс)
61. Энциклопедический социологический словарь// под ред. Г.В. Осипова. – М.:2012
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3200 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55684 Дипломной работы — поможем найти подходящую