Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Интеграционное взаимодействие России и Китая на современном этапе

  • 53 страниц
  • 2020 год
  • 38 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Григор

1800 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Интернационализация экономики, происходящая в результате научно-технической революции (НТР), привела к значительным изменениям структуры международных экономических отношений, их видов и форм.
Исторически основными формами МЭО выступала международная торговля и трудовая миграция населения. Однако влияние НТР и современные изменения геополитических векторов приводят к усилению процессов интернационализации производства и капитала, а также к увеличению мобильности трудовых ресурсов. В результате увеличивается разнообразие форм международных экономических отношений.
Одна из относительно новых форм МЭО – развитие международных объединений и региональных интеграционных группировок, важнейшие из которых становятся субъектами мирового хозяйства.
Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических и экономических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии.
В последние годы двусторонние отношения двух стран находились на подъёме, который выражался в высоких темпах роста товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, активизации межрегиональных и приграничных связей, заметном усилении политического диалога и гуманитарного взаимодействия, интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству.
В силу влияния, которое оказывают российско-китайские отношения на российскую экономику и внешнюю политику, а также на политические и экономические процессы в Евразии, выбранная тема работы является весьма актуальной.
История взаимоотношений России и Китая традиционно привлекала повышенное внимание исследователей. На современном этапе российско-китайские отношения также являются одним из наиболее исследуемых и перспективных направлений в современной историографии, что во многом объясняется возросшим влиянием Китая в мировой экономике и геополитике. Среди ведущих российских специалистов по проблемам российско-китайских отношений следует отметить таких авторов, как Титаренко М. Л., Сладковский М. И., Лузянин С. Г., Островский А. В., Петровский Е. В., Портяков В. Я., Кондрашов Л. И., Потапов М. А. и др. Проблемы отношений Китая и России изучаются в НИИ Российской академии наук: ИМЭМО, ИДВ, Институте Востоковедения, Институте экономики. При этом необходимо отметить, что современное развитие интеграционного взаимодействия России и Китая в различных форматах освещено недостаточно.
Цель работы: проанализировать интеграционное взаимодействие России и Китая на современном этапе.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
– определить предпосылки формирования интеграционных процессов России и КНР;
– рассмотреть основные проекты России и Китая в рамках интеграционных процессов;
– выявить перспективы сотрудничества в рамках интеграционных проектов;
– рассмотреть современное российско-китайское сотрудничество в многостороннем формате.
Объектом исследования является интеграционное взаимодействие России и Китая, предметом – современные тенденции и особенности развития российско-китайских отношений в рамках интеграционных проектов и международных форумов.
Анализ проблем российско-китайского интеграционного взаимодействия позволили сформулировать основную гипотезу исследования, что, региональные интеграционные проекты двух стран имеют разные цели и вступают в конкуренцию друг с другом, что ограничивает совместное участие в их реализации.
Новизна работы состоит в том, что были определены основные интересы и мотивы России и Китая в совместном развитии интеграционных процессов в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, их динамика и основные проблемы.
Методологической основой исследования являются социологические и статистические методы. Системный подход позволяет рассмотреть развитие интеграционного взаимодействия в единстве и взаимосвязи с государственной политикой, мировыми и национальными социально-экономическими и политическими процессами.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что её материалы, основные положения и выводы могут быть использованы в информационно-аналитической работе общественных и государственных организаций, которые занимаются данной проблематикой, а также при подготовке курсов по мировой экономике и международным экономическим отношениям.
Информационной базой работы послужили труды специалистов по международным отношениям и мировой экономике (Ивановой Е. М., Лузянина С. Г., Лисицкой М. В., Потапова М. А., Шевченко Р. И. и др.), информационные ресурсы официальных организаций (Минэкономразвития РФ) и аналитических центров, сообщения средств массовой информации, специализированные электронные ресурсы.
Структура работы определена, исходя из целей и задач исследования, и включает в себя введение, основную часть из трёх глав, заключение, список использованных источников информации.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И КНР 6
2. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 19
2.1. Российско-китайское сотрудничество в рамках интеграционных организаций 19
2.2. Перспективы сотрудничества в рамках интеграционных проектов 31
3. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В МНОГОСТОРОННЕМ ФОРМАТЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Российско-китайские отношения в начале нынешнего столетия переживают небывалый подъём. В настоящее время Россию и Китай, без сомнений, можно назвать стратегическими партнёрами, что подтверждается соответствующими договорами, интенсивностью встреч на высшем уровне, ростом двустороннего товарооборота и гуманитарных связей.
Россия и Китай нацелены на создание многополярного мира и имеют похожий взгляд на многие международные политические проблемы, часто выступая в качестве противовеса западным странам. Задачи Москвы на китайском направлении связаны с углублением стратегического сотрудничества и эффективным использованием ресурсов «мирного возвышения» Китая. Пекин, в свою очередь, делает ставку на дальнейшее сближение с Россией, включая обеспечение прочного стратегического тыла и стабильности на севере, развитие торговли, инвестиционного, энергетического и гуманитарного сотрудничества.
На современном этапе развития двустороннего сотрудничества перед странами стоит задача построения отношений с целью усиления своего влияния в региональных и международных делах. Стороны нацелены на тесную координацию своих действий в многосторонних форматах в ключевых регионах, дабы формировать общий ответ на современные вызовы и проблемы.
Начиная с середины 1990-х годов, Россия и Китай активизировали своё взаимодействие в рамках международных объединений. В 1998 г. не без помощи КНР, оказанной после существенного потепления отношений и решения ряда проблемных вопросов, Россия вступила к АТЭС. Китай рассчитывал, что поддерживая Россию, сумеет приобрести стратегического партнёра, что в итоге и произошло.
В период с 1996 по 2001 год произошло формирование Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Возникшая как организация, призванная решать вопросы безопасности и урегулировать пограничные конфликты, ШОС постепенно получила более широкий спектр направлений сотрудничества.
В целом рассмотрение эволюции, проделанной ШОС, свидетельствует о процессе динамического развития этой региональной организации. Главным фактором, обусловившим эти изменения и вызвавшим к ним внимание, является влиятельная и неоспоримая роль двух великих держав – Китая и России, как главных членов и основателей, которые и определяли процесс формирования и видоизменения организации после 1996 года.
Общий интерес Москвы и Пекина в рамках организации заключается в укреплении стабильности центрально-азиатских стран и сотрудничестве с ними в области экономики, ресурсов, транспорта, а также в новом наполнении двустороннего сотрудничества. Кроме того стоит упомянуть о сотрудничестве стран в области терроризма – борьба с так называемыми «тремя силами зла» (исламистскими террористическими организациями на территории России, Китая и Центральной Азии).
Тем не менее, в настоящее время у России и КНР существуют несколько разные взгляды на развитие ШОС. Если Китай в большей степени рассматривает ШОС в экономическом аспекте, как возможность для своей торговой экспансии в регион, то интересы России сконцентрированы в сфере политики и сферы безопасности.
Другой площадкой для российско-китайского взаимодействия в многостороннем формате стала БРИКС, представляющая возможности для диалога по широкому кругу экономических и политических вопросов. Подходы России и Китая объединяет отношение к БРИКС как к международной организации, транслирующей их внешнеполитические представления об основополагающей роли ООН, приверженность международному праву и принципам многополярности в международных отношениях. Позиции стран-участниц БРИКС сегодня таковы, что данная структура представляет собой новую модель международных отношений, альтернативную однополярному мировому устройству, ориентированному на США и ряд западных стран.
С позиции развития совместных экономических проектов наибольший интерес для стран представляют альтернативные интеграционные проекты, интересы которых пересекаются в центральноазиатском регионе.
Один из главных общих интересов Москвы и Пекина в настоящее время заключается в укреплении стабильности центральноазиатских стран и сотрудничестве с ними в области экономики, ресурсов, транспорта, а также в новом наполнении двустороннего сотрудничества. Особое значение взаимодействие России и Китая в регионе приобретает с учётом новой реальности, возникшей в связи со стыковкой проектов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП).
«Экономический пояс Шелкового пути» предусматривает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Вместе с проектом «Морского Шелкового пути XXI века» ЭПШП составляет единую инициативу «Один пояс, один путь», которая, по мысли китайского руководства, должна принести пользу, как для самого Китая, так и для его соседей.
Россия рассматривает свое участие в китайском проекте, прежде всего, как возможность развития своей инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Китай в большей степени рассчитывает на развитие центральноазиатских транспортных коридоров.
В случае своей реализации проект ЭПШП коренным образом повлияет на динамику российско-китайских отношений, изменит геоэкономическую и геополитическую ситуацию в Евразии.
Учитывая всё большую вовлечённость Китая в мировую экономику и необходимость ресурсов для развития внутренних районов страны транспортные линии «шёлкового пути» смогли бы обслуживать транзитные грузопотоки Китай – Европа и наоборот, а также поставки российского сырья. При этом стоит отметить, что выдвижение Китаем инфраструктурных и интеграционных инициатив, затрагивающих Центральную Азию, вызвано не только и не столько потенциальным выходом КНР из транспортной «блокады» недружественных государств, сколько борьбой за влияние в регионе.
Сопряжение с ЕАЭС призвано снизить риски возможного конфликта между Китаем и Россией в случае столкновения интересов в Центральной Азии, однако дальше заявлений о сотрудничестве дело пока не дошло, и данный вопрос остаётся открытым.

1. Иванова Е. М. Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – №6. – С. 112–119.
2. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / [В. В. Наумкин (рук.) и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2013. – 64 с.
3. Замалиев А. Д. Проблема вступления России в АТЭС // Вестник ТГГПУ. – 2010. – №4(22). – С. 251–256.
4. Лихуэй Ц. Международное российско-китайское взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) и региональной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – T. 8. – №2/1. – С. 13–25.
5. Потапов М. А. Опыт участия КНР в АТЭС: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. – №6. – С. 80–86.
6. Российско-китайский диалог: модель 2016: доклад № 25/2016 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2016. – 93 с.
7. Савкович Е. В., Маркова Д. С. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь» // Известия Уральского федерального университета. – 2018. – Т. 13. – №2(176). – С. 18–27.
8. Тарасюк А. Ю. Российско-китайское сотрудничество: проблемы, приоритеты, перспективы // Власть и управление на Востоке России. – 2017. – №2(79). – С. 40–45.
9. Тинтин Ф. Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества // Россия и АТР. – 2012. – №1. – С. 96–103.
10. Шевченко Р. И. Объединение БРИКС: этапы формирования и перспективы развития // Известия Иркутского государственного университета. – 2016. – Т. 17. – С. 43–51.
11. Шилина М. Г. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР: международно-правовой анализ // Международное право. – 2018. – №2. – С. 16–26.
12. Burles M. Chinese Policy toward Russia and the Central Asian Republics. – Santa Monica, CA: RAND, 1999. – 84 p.
13. Асеев С. С. Предпосылки и вопросы сотрудничества организации стран БРИКС // Евразийский научный журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://journalpro.ru/pdf-article/?id=4877
14. В РФПИ рассказали об инвестиционном партнерстве РФ и Китая в рамках БРИКС // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20170908/1502078890.
15. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад // Коммерсантъ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2801505
16. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2017 году // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/economics_review/
17. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Российская Газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2009/03/20/russia-kitai-dok.html
18. ЕАЭС и Китай подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5208022
19. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя информационному агентству «ТПП-Информ» // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1067133.htm
20. История БРИКС // НКИ БРИКС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pages/history-brics
21. Кобринская И. Россия и китайский «шелковый путь»: К какому соглашению придут партнеры? // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/PONARS-Eurasia/Rossiya-i-kitaiskii-shelkovyi-put-K-kakomu-soglasheniyu-pridut-partnery--18525
22. Лидеры России, КНР и Монголии приняли программу экономического коридора между странами // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/3394629
23. Лисицкая М. В. Российский и китайский подходы к сотрудничеству в рамках БРИКС // Студенческий научный форум – 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015346
24. Малашенко А. Интересы и шансы России в Центральной Азии // Carnegieendowment.org [Электронный ресурс] Режим доступа: https://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_58_21-34.pdf
25. Межгосударственные отношения России и Китая // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160904/1475893374.html
26. Международные нормативные акты // Единый портал ВЭИ Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&id=1722
27. Подводные камни свободной торговли: ЕАЭС не спешит открываться Китаю // Евразия Эксперт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eurasia.expert/eaes-ne-speshit-otkryvatsya-kitayu/
28. Подходы к деятельности ШОС: Россия и Китай // Центр изучения внешней политики и безопасности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://forsecurity.org/podhody-k-deyatelnosti-shos-rossiya-i-kitay
29. Приходько: ЕАЭС и Китай планируют упростить таможенные процедуры // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20190429/1553131965.html
30. Проект «Один пояс, один путь». Досье // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/info/4383152
31. Российско-китайские отношения. Двусторонний трек // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/russia-china-2017bilateral
32. Российско-китайские отношения. Многосторонний трек // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/russia-china-2017multilateral
33. Россия и Китай усиливают сотрудничество в рамках международных организаций и объединений // Минэкономразвития России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2016250606
34. Симонов К. Перспективы экономического и энергетического сотрудничества России и Китая в рамках ШОС // АЦМИ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inter-prospect.com
35. Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь» // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20170514/1494097368.html
36. Туркменистан почти на 20% увеличил поставки газа в Китай // Neftegaz.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/Trading/199786-turkmenistan-pochti-na-20-uvelichil-postavki-gaza-v-kitay/
37. Фененко А. «Транссиб» – наиболее реалистичный вариант ЭПШП // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/transsib-naibolee-realistichnyy-variant-epshp/
38. Цели и интересы Китая и России в ШОС // АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/416/czeli-i-interesy-kitaya-i-rossii-v-shos-2093
39. Экономическое сотрудничество России и Китая // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20140520/1008413779.html
40. Эксперт назвал условие для создания зоны свободной торговли ЕАЭС и Китая // Парламентская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pnp.ru/in-world/ekspert-nazval-uslovie-dlya-sozdaniya-zony-svobodnoy-torgovli-eaes-i-kitaya.html
41. Full text of President Xi's speech at opening of Belt and Road forum // Globaltimes [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.globaltimes.cn/content/1046925.shtml

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Интернационализация экономики, происходящая в результате научно-технической революции (НТР), привела к значительным изменениям структуры международных экономических отношений, их видов и форм.
Исторически основными формами МЭО выступала международная торговля и трудовая миграция населения. Однако влияние НТР и современные изменения геополитических векторов приводят к усилению процессов интернационализации производства и капитала, а также к увеличению мобильности трудовых ресурсов. В результате увеличивается разнообразие форм международных экономических отношений.
Одна из относительно новых форм МЭО – развитие международных объединений и региональных интеграционных группировок, важнейшие из которых становятся субъектами мирового хозяйства.
Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических и экономических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии.
В последние годы двусторонние отношения двух стран находились на подъёме, который выражался в высоких темпах роста товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, активизации межрегиональных и приграничных связей, заметном усилении политического диалога и гуманитарного взаимодействия, интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству.
В силу влияния, которое оказывают российско-китайские отношения на российскую экономику и внешнюю политику, а также на политические и экономические процессы в Евразии, выбранная тема работы является весьма актуальной.
История взаимоотношений России и Китая традиционно привлекала повышенное внимание исследователей. На современном этапе российско-китайские отношения также являются одним из наиболее исследуемых и перспективных направлений в современной историографии, что во многом объясняется возросшим влиянием Китая в мировой экономике и геополитике. Среди ведущих российских специалистов по проблемам российско-китайских отношений следует отметить таких авторов, как Титаренко М. Л., Сладковский М. И., Лузянин С. Г., Островский А. В., Петровский Е. В., Портяков В. Я., Кондрашов Л. И., Потапов М. А. и др. Проблемы отношений Китая и России изучаются в НИИ Российской академии наук: ИМЭМО, ИДВ, Институте Востоковедения, Институте экономики. При этом необходимо отметить, что современное развитие интеграционного взаимодействия России и Китая в различных форматах освещено недостаточно.
Цель работы: проанализировать интеграционное взаимодействие России и Китая на современном этапе.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
– определить предпосылки формирования интеграционных процессов России и КНР;
– рассмотреть основные проекты России и Китая в рамках интеграционных процессов;
– выявить перспективы сотрудничества в рамках интеграционных проектов;
– рассмотреть современное российско-китайское сотрудничество в многостороннем формате.
Объектом исследования является интеграционное взаимодействие России и Китая, предметом – современные тенденции и особенности развития российско-китайских отношений в рамках интеграционных проектов и международных форумов.
Анализ проблем российско-китайского интеграционного взаимодействия позволили сформулировать основную гипотезу исследования, что, региональные интеграционные проекты двух стран имеют разные цели и вступают в конкуренцию друг с другом, что ограничивает совместное участие в их реализации.
Новизна работы состоит в том, что были определены основные интересы и мотивы России и Китая в совместном развитии интеграционных процессов в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, их динамика и основные проблемы.
Методологической основой исследования являются социологические и статистические методы. Системный подход позволяет рассмотреть развитие интеграционного взаимодействия в единстве и взаимосвязи с государственной политикой, мировыми и национальными социально-экономическими и политическими процессами.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что её материалы, основные положения и выводы могут быть использованы в информационно-аналитической работе общественных и государственных организаций, которые занимаются данной проблематикой, а также при подготовке курсов по мировой экономике и международным экономическим отношениям.
Информационной базой работы послужили труды специалистов по международным отношениям и мировой экономике (Ивановой Е. М., Лузянина С. Г., Лисицкой М. В., Потапова М. А., Шевченко Р. И. и др.), информационные ресурсы официальных организаций (Минэкономразвития РФ) и аналитических центров, сообщения средств массовой информации, специализированные электронные ресурсы.
Структура работы определена, исходя из целей и задач исследования, и включает в себя введение, основную часть из трёх глав, заключение, список использованных источников информации.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И КНР 6
2. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 19
2.1. Российско-китайское сотрудничество в рамках интеграционных организаций 19
2.2. Перспективы сотрудничества в рамках интеграционных проектов 31
3. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В МНОГОСТОРОННЕМ ФОРМАТЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Российско-китайские отношения в начале нынешнего столетия переживают небывалый подъём. В настоящее время Россию и Китай, без сомнений, можно назвать стратегическими партнёрами, что подтверждается соответствующими договорами, интенсивностью встреч на высшем уровне, ростом двустороннего товарооборота и гуманитарных связей.
Россия и Китай нацелены на создание многополярного мира и имеют похожий взгляд на многие международные политические проблемы, часто выступая в качестве противовеса западным странам. Задачи Москвы на китайском направлении связаны с углублением стратегического сотрудничества и эффективным использованием ресурсов «мирного возвышения» Китая. Пекин, в свою очередь, делает ставку на дальнейшее сближение с Россией, включая обеспечение прочного стратегического тыла и стабильности на севере, развитие торговли, инвестиционного, энергетического и гуманитарного сотрудничества.
На современном этапе развития двустороннего сотрудничества перед странами стоит задача построения отношений с целью усиления своего влияния в региональных и международных делах. Стороны нацелены на тесную координацию своих действий в многосторонних форматах в ключевых регионах, дабы формировать общий ответ на современные вызовы и проблемы.
Начиная с середины 1990-х годов, Россия и Китай активизировали своё взаимодействие в рамках международных объединений. В 1998 г. не без помощи КНР, оказанной после существенного потепления отношений и решения ряда проблемных вопросов, Россия вступила к АТЭС. Китай рассчитывал, что поддерживая Россию, сумеет приобрести стратегического партнёра, что в итоге и произошло.
В период с 1996 по 2001 год произошло формирование Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Возникшая как организация, призванная решать вопросы безопасности и урегулировать пограничные конфликты, ШОС постепенно получила более широкий спектр направлений сотрудничества.
В целом рассмотрение эволюции, проделанной ШОС, свидетельствует о процессе динамического развития этой региональной организации. Главным фактором, обусловившим эти изменения и вызвавшим к ним внимание, является влиятельная и неоспоримая роль двух великих держав – Китая и России, как главных членов и основателей, которые и определяли процесс формирования и видоизменения организации после 1996 года.
Общий интерес Москвы и Пекина в рамках организации заключается в укреплении стабильности центрально-азиатских стран и сотрудничестве с ними в области экономики, ресурсов, транспорта, а также в новом наполнении двустороннего сотрудничества. Кроме того стоит упомянуть о сотрудничестве стран в области терроризма – борьба с так называемыми «тремя силами зла» (исламистскими террористическими организациями на территории России, Китая и Центральной Азии).
Тем не менее, в настоящее время у России и КНР существуют несколько разные взгляды на развитие ШОС. Если Китай в большей степени рассматривает ШОС в экономическом аспекте, как возможность для своей торговой экспансии в регион, то интересы России сконцентрированы в сфере политики и сферы безопасности.
Другой площадкой для российско-китайского взаимодействия в многостороннем формате стала БРИКС, представляющая возможности для диалога по широкому кругу экономических и политических вопросов. Подходы России и Китая объединяет отношение к БРИКС как к международной организации, транслирующей их внешнеполитические представления об основополагающей роли ООН, приверженность международному праву и принципам многополярности в международных отношениях. Позиции стран-участниц БРИКС сегодня таковы, что данная структура представляет собой новую модель международных отношений, альтернативную однополярному мировому устройству, ориентированному на США и ряд западных стран.
С позиции развития совместных экономических проектов наибольший интерес для стран представляют альтернативные интеграционные проекты, интересы которых пересекаются в центральноазиатском регионе.
Один из главных общих интересов Москвы и Пекина в настоящее время заключается в укреплении стабильности центральноазиатских стран и сотрудничестве с ними в области экономики, ресурсов, транспорта, а также в новом наполнении двустороннего сотрудничества. Особое значение взаимодействие России и Китая в регионе приобретает с учётом новой реальности, возникшей в связи со стыковкой проектов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП).
«Экономический пояс Шелкового пути» предусматривает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Вместе с проектом «Морского Шелкового пути XXI века» ЭПШП составляет единую инициативу «Один пояс, один путь», которая, по мысли китайского руководства, должна принести пользу, как для самого Китая, так и для его соседей.
Россия рассматривает свое участие в китайском проекте, прежде всего, как возможность развития своей инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Китай в большей степени рассчитывает на развитие центральноазиатских транспортных коридоров.
В случае своей реализации проект ЭПШП коренным образом повлияет на динамику российско-китайских отношений, изменит геоэкономическую и геополитическую ситуацию в Евразии.
Учитывая всё большую вовлечённость Китая в мировую экономику и необходимость ресурсов для развития внутренних районов страны транспортные линии «шёлкового пути» смогли бы обслуживать транзитные грузопотоки Китай – Европа и наоборот, а также поставки российского сырья. При этом стоит отметить, что выдвижение Китаем инфраструктурных и интеграционных инициатив, затрагивающих Центральную Азию, вызвано не только и не столько потенциальным выходом КНР из транспортной «блокады» недружественных государств, сколько борьбой за влияние в регионе.
Сопряжение с ЕАЭС призвано снизить риски возможного конфликта между Китаем и Россией в случае столкновения интересов в Центральной Азии, однако дальше заявлений о сотрудничестве дело пока не дошло, и данный вопрос остаётся открытым.

1. Иванова Е. М. Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – №6. – С. 112–119.
2. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / [В. В. Наумкин (рук.) и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2013. – 64 с.
3. Замалиев А. Д. Проблема вступления России в АТЭС // Вестник ТГГПУ. – 2010. – №4(22). – С. 251–256.
4. Лихуэй Ц. Международное российско-китайское взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) и региональной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – T. 8. – №2/1. – С. 13–25.
5. Потапов М. А. Опыт участия КНР в АТЭС: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. – №6. – С. 80–86.
6. Российско-китайский диалог: модель 2016: доклад № 25/2016 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2016. – 93 с.
7. Савкович Е. В., Маркова Д. С. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь» // Известия Уральского федерального университета. – 2018. – Т. 13. – №2(176). – С. 18–27.
8. Тарасюк А. Ю. Российско-китайское сотрудничество: проблемы, приоритеты, перспективы // Власть и управление на Востоке России. – 2017. – №2(79). – С. 40–45.
9. Тинтин Ф. Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества // Россия и АТР. – 2012. – №1. – С. 96–103.
10. Шевченко Р. И. Объединение БРИКС: этапы формирования и перспективы развития // Известия Иркутского государственного университета. – 2016. – Т. 17. – С. 43–51.
11. Шилина М. Г. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР: международно-правовой анализ // Международное право. – 2018. – №2. – С. 16–26.
12. Burles M. Chinese Policy toward Russia and the Central Asian Republics. – Santa Monica, CA: RAND, 1999. – 84 p.
13. Асеев С. С. Предпосылки и вопросы сотрудничества организации стран БРИКС // Евразийский научный журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://journalpro.ru/pdf-article/?id=4877
14. В РФПИ рассказали об инвестиционном партнерстве РФ и Китая в рамках БРИКС // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20170908/1502078890.
15. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад // Коммерсантъ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2801505
16. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2017 году // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/economics_review/
17. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Российская Газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2009/03/20/russia-kitai-dok.html
18. ЕАЭС и Китай подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5208022
19. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя информационному агентству «ТПП-Информ» // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1067133.htm
20. История БРИКС // НКИ БРИКС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pages/history-brics
21. Кобринская И. Россия и китайский «шелковый путь»: К какому соглашению придут партнеры? // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/PONARS-Eurasia/Rossiya-i-kitaiskii-shelkovyi-put-K-kakomu-soglasheniyu-pridut-partnery--18525
22. Лидеры России, КНР и Монголии приняли программу экономического коридора между странами // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/3394629
23. Лисицкая М. В. Российский и китайский подходы к сотрудничеству в рамках БРИКС // Студенческий научный форум – 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015346
24. Малашенко А. Интересы и шансы России в Центральной Азии // Carnegieendowment.org [Электронный ресурс] Режим доступа: https://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_58_21-34.pdf
25. Межгосударственные отношения России и Китая // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160904/1475893374.html
26. Международные нормативные акты // Единый портал ВЭИ Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&id=1722
27. Подводные камни свободной торговли: ЕАЭС не спешит открываться Китаю // Евразия Эксперт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eurasia.expert/eaes-ne-speshit-otkryvatsya-kitayu/
28. Подходы к деятельности ШОС: Россия и Китай // Центр изучения внешней политики и безопасности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://forsecurity.org/podhody-k-deyatelnosti-shos-rossiya-i-kitay
29. Приходько: ЕАЭС и Китай планируют упростить таможенные процедуры // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20190429/1553131965.html
30. Проект «Один пояс, один путь». Досье // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/info/4383152
31. Российско-китайские отношения. Двусторонний трек // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/russia-china-2017bilateral
32. Российско-китайские отношения. Многосторонний трек // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/russia-china-2017multilateral
33. Россия и Китай усиливают сотрудничество в рамках международных организаций и объединений // Минэкономразвития России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2016250606
34. Симонов К. Перспективы экономического и энергетического сотрудничества России и Китая в рамках ШОС // АЦМИ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inter-prospect.com
35. Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь» // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20170514/1494097368.html
36. Туркменистан почти на 20% увеличил поставки газа в Китай // Neftegaz.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/Trading/199786-turkmenistan-pochti-na-20-uvelichil-postavki-gaza-v-kitay/
37. Фененко А. «Транссиб» – наиболее реалистичный вариант ЭПШП // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/transsib-naibolee-realistichnyy-variant-epshp/
38. Цели и интересы Китая и России в ШОС // АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/416/czeli-i-interesy-kitaya-i-rossii-v-shos-2093
39. Экономическое сотрудничество России и Китая // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20140520/1008413779.html
40. Эксперт назвал условие для создания зоны свободной торговли ЕАЭС и Китая // Парламентская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pnp.ru/in-world/ekspert-nazval-uslovie-dlya-sozdaniya-zony-svobodnoy-torgovli-eaes-i-kitaya.html
41. Full text of President Xi's speech at opening of Belt and Road forum // Globaltimes [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.globaltimes.cn/content/1046925.shtml

Купить эту работу

Интеграционное взаимодействие России и Китая на современном этапе

1800 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

15 марта 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Григор
4.9
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1800 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

4 крестовый поход

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Особенности работы педагога с младшими школьниками

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Дипломная работа

Территориальные споры в Латинской Америке в 21 веке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Социальные аномалии советского общества в конце 1920х – начале 1930х. гг. по материалам Ярославского края.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

КОРРЕКТИРОВКА Политический портрет М.В.Родзянко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lika4951 об авторе Григор 2016-03-20
Дипломная работа

Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв АнкаБелчес об авторе Григор 2016-03-06
Дипломная работа

Спасибо огромное автору!! Очень помог!!

Общая оценка 5
Отзыв Nova об авторе Григор 2015-09-15
Дипломная работа

спасибо! очень хорошая работа, была принята руководителем сразу и без замечаний, всё выполнено в соответствии с требованиями, высокая оригинальность

Общая оценка 5
Отзыв Vestafiesta об авторе Григор 2014-10-04
Дипломная работа

Это удивительный автор! Самый чутки из всех, всегда на связи! Адекватный, идет на встречу и с ним реально приятно работать, обговаривать моменты. Пишем диплом вместе! Всё на высшем уровне! Ни кому его не отдам! Чудо-чудо автор! Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Последствия Brexit для ЕС в краткосрочной и среднесрочной перспективе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Западники и славянофилы. Революционно-демократическое движение в России в 40-70 годы 19 века.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИСНОГО СТРОЯ В АТТИКЕ В 7-6 В.В. ДО Н.Э

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
270 ₽
Готовая работа

Дело М.Н. Тухачевского

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

доклад

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Фаворитизм и его влияние на российское государство и социум

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Участник временного правительства Чхеидзе Н.С.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Н.П. Авилов-Глебов как участник советского правительства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Национальные отношения и современая дипломатия

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Сословная структура российского общества в начале 16 века

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
290 ₽
Готовая работа

Доклад по теме громатухинская культура

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Споры вокруг вопроса об общественном строе древних германцев

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽