Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Религиозно-теософская идея «Москва – Третий Рим»: ее появление, становление и политическая реализация в XV-XVII вв.

  • 85 страниц
  • 2020 год
  • 36 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

user2637281

кандидат наук, доцент

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность темы исследования.
Исследование возникновения становления и отражения идеи «Москва—третий Рим» в политическом и историческом контексте развития страны имеет решающее значение для изучения формирования российской государственной идеологии, общественного сознания и политической практики Московского государства XV-XVII вв.
Проблема формирования идеологии Российского государства и ее влияние на реформаторский курс руководства страны является всегда актуальной, особенно на современном этапе.
История представляет собой важнейший кладезь ценной информации и исторических примеров. Если духовно-идеологическая сфера влияет на все остальные сферы общества, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию современных процессов в нашем государстве и обществе, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда не переосмысливается, и мы снова повторяем ошибки прошлого. Иногда события повторяются, но, в разном историческом антураже. Для более плавного и поступательного развития нашей страны необходимо максимально использовать опыт предыдущих поколений. В этом ключе мы решили остановить свой выбор на данной теме.
Важно отметить, что в истории России, так же как и в истории других стран, есть ключевые моменты формирования политической идеологии, без которой невозможно развитие любой государственности.
До конца XIX в. отечественная историография проявляла незначительный интерес к идеологии Московского царства. Основное внимание историки направляли на исследование политического развития средневековой России, трансформация общественно-политической мысли, в частности, возникновение и развитие идеи «Москва— Третий Рим», оставалась почти вне поля зрения ученых.
Историческая наука нашей страны начала XXI в. стала уделять много внимания тематике связанной с формулированием идеологии российского государства. Это можно проследить по монографиям и научным статьям, посвященным истории российской общественно-политической мысли. Современная ситуация требует четкого формулирования новой идеологии России. В этом контексте одним из важных источников формулирования этой идеологии может быть идея «Москва-третий Рим».
Многие историки, культурологи и политические деятели и определили идея «Москва-Третий Рим» одной из самых знаковых и ключевых в истории Российского государства. Основания многих государств имеют под собой оболочку разных мессианских концепций (Израиль, США, мусульманские страны, Ватикан). Образования Русского централизованного государства, в значительной степени определило идея «Москва-третий Рим» и дало мессианское направление и смысловую основу объединения Руси.
Объектом исследования является взаимосвязь идеи «Москва – Третий Рим» и государственной доктрины XV-XVII вв.
Предметом исследования послужило изучение влияния идеи «Москва –Третий Рим» на политику российских правителей XV-XVII вв..
Методология исследования.
Ведущим методологическим принципом дипломной работы послужил принцип историзма, предполагающий изучение научных работ в контексте их исторической обусловленности и позволяющий оценить вклад того или иного ученого в изучение темы по сравнению с его предшественниками.
В работе были использованы хронологический, сравнительно-исторический, историко-генетический методы исследования.
Цель работы состоит в изучении появления, становления и развития идеи «Москва-Третий Рим» XV-XVII вв.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1. Раскрыть суть идеи «Москва-третий Рим».
2. Определить влияние на идеологию правителей российского государства идеи «Москва-третий Рим».
3. Изучить развитие идеи «Москва-Третий Рим» на государственно-политическое развитие в XV-XVII вв.
Хронологические рамки работы охватывают период становления идеи «Москва-третий Рим» с начала XV века до конца периода царствования Алексея Романова.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4-30
Глава 1. ПОЯВЛЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 31-50
§1.1.Включение Руси в русло мировой истории и формирование идеи Москва - новый Константинополь 31-45
§1.2.Концепция Москва-третий Рим, как проявление закономерного итога взаимоотношений власти и церкви в период раскола. 46-50
Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 51-60
§2.1. Развитие идеи «Москва – третий Рим» и Венчание на царствование Иоанна IV 51-55
§2.2. Симфония властей как составная часть идеи «Москва – Третий Рим» 56-60
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В РАСШИРЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 61-
§3.1. Собирание восточнославянского мира 61-68
§3.2. Расширение границ на востоке 69-74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75-78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79-

Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Религиозно-теософская идея «Москва – Третий Рим»: ее появление, становление и политическая реализация в XV-XVII вв.»

Оригинальность работы 85%

Список источников
1. Аристотель. Соч: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
2. Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печати, пер. и коммент. O.A. Державиной; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е.Б. Томсинская. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951 г. - 521 с.
3. Государственная печать // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
4. Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года.
5. Крижанич Ю. Политика. — М., 1965. - 735 с.
6. Олеарий А. «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1996г. - 386 с.
7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. — М.: Российские семена, 1996. — 480 с.
8. Книга пророка Даниила. 11:44.
9. Повесть временных лет». Москва – Ленинград, 1950. Том 1-й.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. I. 1649—1825 годы. – 1071 с.
11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 32. Сношение России с Австрией и Германской империй. Оп.3. № 4. Л. 1.
12. Русская социально-политическая мысль. XI - XVII вв. Хрестоматия / Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. – М.: Издательство Московского университета, 2011. — 728 с.
13. Пересветов И. Соч. М.; Л., 1956;
14. Послание старца Филофея великому князю Василию III о содомском блуде// Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Конец XV – первая половина XVI века. – СПб.: Наука, 2006. — 566 с.
15. Царский и Императорский титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. М.: Терра, 2001. — 40 726 с.
16. Чин наречения и поставления на патриаршеский российский престол преосвященного Филарета Никитича, Ростовского митрополита // Древняя российская вивлиофика. — Изд. 2-е. — М.: 1788. — Т. 6.






Список литературы
1. Баталов А.Л. Гроб Господен в замысле «святая святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М., 1994 г. – 171 с.
2. Бердяев. Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь. — 1925. — № 1. — 31-52 с.
3. Бердяев. Н.А.
4. Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с.
5. Гухман С.Н. Сказания о даре шаха Аббаса России: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. АН СССР. ИРЛИ. — Л., 1973. — 18 с.
6. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) 1974 г. - 29 с.
7. Гольдберг А.Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVIв. Л., 1983. Т. 37. - 11 с.
8. Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. – 466 с.
9. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955г. - 115 с.
10. Дмитриева Р.П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Т. 30. – 14 с.
11. Дья¬ко¬нов М. А. Власть мо¬с¬ков¬ских го¬су¬да¬рей: Очерк из ис¬то¬рии по¬ли¬ти¬че¬ских идей древ¬ней Ру¬си до кон¬ца XVI в. СПб., 1889;
12. Живов В. М. «Круглый стол: 1000-летие христианизации Руси». «Советское славяноведение». №6, 1988.

13. Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с.
14. Зернов Н. Москва — третий Рим // Лондон. Путь. 1936 г. No 51. 13-18 с.
15. Зимин А.А. «Сказание о князьях владимирских» М.; Л., 1955 // Исторический архив. 1956 г. – 215 с.
16. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории первой трети XVI в.). М., 1972 г. – 497 с.
17. Зимин А.А Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982 г. - 333 с.
18. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 г. – 194 с.
19. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. – 200 с.
20. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль периода сословно-представительной монархии (середина XVI— середина XVII в.) // История политических и право-вых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986 г. - 33 с.
21. Золтан А. К предыстории русск. «государь» // Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. 590 с.
22. Иванов А.Б. Третий Рим: Русь в XIV—XVII веках. М., 1996 г. – 126 с.
23. Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Изд-во МГУ, 1997. – 384 с.
24. Каган М.Д. Сказания о даре шаха Аббаса // СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3.
25. Казакова Н.А. Максим Грек в советской историографии // ВИ. 1973. No 5. – 9 с.
26. Казакова Н.А. Проблемы русской общественной мысли конца XV— первой трети XVI в. в советской историографии. 1987 г. No 1. – 9 с.
27. Кап¬те¬рев Н. Ф. Ха¬рак¬тер от¬но¬ше¬ний Рос¬сии к пра¬во¬слав¬но¬му Вос-то¬ку в XVI и XVII сто¬ле¬ти¬ях. 2-е изд. Сер¬ги¬ев По¬сад, 1914;
28. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М. 1996 г. 301 с.
29. Каравашкин А.В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке // Россия XXI. 1998. No 11—12;
30. Каравашкин А.В. Московская Русь и «Ромейское царство» . 1999 г. No 3;
31. Карташев А. «Судьбы Святой Руси». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.
32. Кириллов И.А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. - 100 с.
33. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Пред. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000г. – 260 с.
34. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994 г. - 256 с.
35. Кудрявцев М.П. Третий Рим // Три Рима / Сост. Н.Н.Лисовой, Т.А.Соколова. М., 2001 г. 463 с.
36. Кузьмин А.Г. Публицистика и общественная мысль // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. – 448 с.
37. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.
38. Лакиер А. Б. История титула государей России // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1847. — Т. LVI, № 11. – 314 с.
39. Левшун Л. В. «История восточнославянского книжного слова 11 – 17 вв.». Минск: «Экономпресс», 2001.
40. Лихачев Д.С. К вопросу о теории Русского государства в конце XV и в XVIв. // Исторический журнал. 1944 г. No 7—8. - 31-38 с.
41. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси: Очерки из области русской литературы IX—XVII вв. М.; Л., 1945. – 119 с.
42. Лихачев Д.С. Литература «государственного устроения» (середина XVI века) // Памятники литературы Древней Руси: Cередина XVI века. М., 1985. – 5-16 с.
43. Лурье Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана Грозного // Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. - 522 с.
44. Лурье Я.С. От Древнего Рима до России XX в.: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. No 4. 123-133 с.
45. Ма¬ли¬нин В. Н. Ста¬рец Елеа¬за¬ро¬ва мо¬на¬сты¬ря Фи¬ло¬фей и его по-сла¬ния. К., 1901;
46. Неволин Ю.А. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. М., 1996. Вып. 1. - 15 с.
47. Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР / Под ред. М.Н.Тихомирова, М.А.Алпатова, А.Л.Сидорова. М., 1955. Т. 1. - 689 с.
48. Опарина Т.А. Просветитель Литовский — неизвестный памятник идеологической борьбы XVII в. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987;
49. Павлов-Сильванский Н.П.. Феодализм в удельной Руси, 1910. – 700 с.
50. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль IX—XVII вв. М., 1999.
51. Питолина Р.П. К вопросу об официальных политических идеях русского централизованного государства («Сказание о князьях владимирских»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1953 г. – 15 с.
52. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. – 336 с.
53. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. - 13 с.
54. Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского Печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В., Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг. – М., 200. - 40 с.
55. Поздеева И.В. Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001;
56. Пушкарев Л.Н. Повесть о зачале Москвы // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. – 36 с.
57. Пушкарев Л.Н. Иван Пересветов и его связи с русской литературной традицией // Сочинения И. Пересветова. М.-Л, 1956. – 20 с.
58. Розов Н.Н. Повесть о новгородском белом клобуке как памятник общерусской публицистики XV века // ТОДРЛ. М.; Л., 1953. Т. 9. 178-218 с.
59. Салмина М.А. Повести о начале Москвы: Исследование и подготовка текста. М.; Л., 1964.
60. Си¬ни¬цы¬на Н.В. Тре¬тий Рим: Ис¬то¬ки и эво¬лю¬ция рус¬ской сред¬не¬ве-ко¬вой кон¬цеп¬ции (XV–XVI вв.). М., 1998. – 419 с.
61. Синицына Н.В «От Рима к Третьему Риму» 2011 г. - 2 с.
62. Синицына Н.В. О происхождении понятия «шапка Мономаха» (к вопросу о концепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мысли XV—XVI вв.) // Из истории русской культуры. Т. II; Кн. 1: Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. - М.: Языки славянской культуры, 2002. – 524 с.
63. Синицына Н.В. Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования: 1987. М., 1989 г. – 319 с.
64. Синицына Н.В. «Новый царь Константин новому граду Константину» // Родина. 2003 г . – 5 с.
65. Скрипиль М.О. Легендарно-политические сказания Древней Руси // Докл. и сообщ. филол. факультета Ленингр. гос. ун-та. 1950 г. Вып. 2. – 48-63 с.
66. Скрынников Р.Г. Борис Годунов М., 1983 г. – 192 с.
67. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в.: «Смута». М., 1988 г. – 283 с.
68. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л, 1990 г. – 352 с.
69. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994 г. – 315 с.
70. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Смоленск, 1996 г. Т. 1, 2 - 865 с.
71. Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX—XVII вв. СПб., 2000 г. – 463 с.
72. Стре¬мо¬ухов Д. Мо¬ск¬ва – Тре¬тий Рим: ис¬точ¬ни¬ки док¬три¬ны // Из ис¬то¬рии рус¬ской куль¬ту¬ры. М., 2002. Т. 2. Кн. 1
73. Уса¬чев А. С. «Тре¬тий Рим» или «Тре¬тий Ки¬ев»? (Мос¬ков¬ское цар-ст¬во XVI в. в вос¬прия¬тии сов¬ре¬мен¬ни¬ков) // Об¬щест¬вен¬ные нау¬ки и сов¬ре¬мен-ность. 2012. № 1
74. Талина Г. В. Самодержавное царство первых Романовых. — Социально-политическая мысль. М, 2004. — 327 с.:
75. Тарановский Ф.В. История русского права —Польша, 2004. – 266 с.
76. Тихомиров М.Н. Сказания о начале Москвы. М., 1950. - 233-241 с.
77. Тихонюк И.А. «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР XIII—XVIII вв. М., 1986. - 246 с.
78. Трахтенберг О.В. Общественно-политическая мысль в России в XV—XVIIвеках // Из истории русской философии. М., 1951 г. – 67-95 с.
79. Турилов А.А. Малоизвестный источник по истории «третьего Рима» у южных славян (Повесть о Ксиропотамском монастыре) //Римско-константинопольское наследие на Руси: идеи власти и политическая практика. М., 1998. 137—139 с.
80. Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. No 4. 152-162 с.
81. Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва— третий Рим» // Русское подвижничество. М., 1996гю - 464-501 с.
82. Успенский Б.А. Избр. тр. М., 1996. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - 608 с.
83. Филюшкин А.И. Защитный пояс Третьего Рима // Родина. 1994 г. No 4. - 37-40 с.
84. Филюшкин А.И. «Царствующий град Москва...» // Российская монархия: вопросы истории и теории: Межвуз. сб. ст., посвященных 450-летию учреждения царства в России (1547—1997 гг.). Воронеж, 1998 г. - 184 с.
85. Филюшкин А.И. Модель «Царства» в русской средневековой книжности XV—XVI вв. // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000 г. - 738 с.
86. Флоровский Г.В.Пути русского богословия. — Париж, 1937; 2-е издание (репринт) — Париж: YMCA-Press, 1983; 3-е издание (репринт) — Вильнюс, 1991; 4-е издание (репринт) — Киев: Путь к истине, 1991. – 600 с.
87. Флоря Б.Н. Вопрос об основании Московской патриархии в дипломатическом документе 1591 г. // 400-летие учреждения патриаршества в России. — Рим, 1991 г. 145-151 с.
88. Хорошкевич А.Л. История государственности в публицистике времен централизации // Общество и государство феодальной России. М., 1975. - 352 с. и 114-124 с.
89. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в. М., 1980. - 336 с.
90. Хорошкевич А.Л. Царский титул Ивана IV и «боярский мятеж» 1553 года // ОИ. 1994. No 3. - 23-42 с.
91. Чаев Н.С. «Москва — третий Рим» в политической практике московского правительства XVI века. М., 1945 г. Т. 17. - 21 с.
92. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. — М.: Наука, 1978. — 416 с.
93. Чес¬но¬ко¬ва Н. П. Хри¬сти¬ан¬ский Вос¬ток и Рос¬сия: по¬ли¬ти¬че¬ское и куль¬тур¬ное взаи¬мо¬дей¬ст¬вие в се¬ре¬ди¬не XVII в. М., 2011
94. Шахматов М.В. Исполнительная власть в Московской Руси. Прага, 1935. – 272 с.
95. Юшков С. В. История государства и права СССР. — М., 1961. — Ч. 1. – 664 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение
Актуальность темы исследования.
Исследование возникновения становления и отражения идеи «Москва—третий Рим» в политическом и историческом контексте развития страны имеет решающее значение для изучения формирования российской государственной идеологии, общественного сознания и политической практики Московского государства XV-XVII вв.
Проблема формирования идеологии Российского государства и ее влияние на реформаторский курс руководства страны является всегда актуальной, особенно на современном этапе.
История представляет собой важнейший кладезь ценной информации и исторических примеров. Если духовно-идеологическая сфера влияет на все остальные сферы общества, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию современных процессов в нашем государстве и обществе, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда не переосмысливается, и мы снова повторяем ошибки прошлого. Иногда события повторяются, но, в разном историческом антураже. Для более плавного и поступательного развития нашей страны необходимо максимально использовать опыт предыдущих поколений. В этом ключе мы решили остановить свой выбор на данной теме.
Важно отметить, что в истории России, так же как и в истории других стран, есть ключевые моменты формирования политической идеологии, без которой невозможно развитие любой государственности.
До конца XIX в. отечественная историография проявляла незначительный интерес к идеологии Московского царства. Основное внимание историки направляли на исследование политического развития средневековой России, трансформация общественно-политической мысли, в частности, возникновение и развитие идеи «Москва— Третий Рим», оставалась почти вне поля зрения ученых.
Историческая наука нашей страны начала XXI в. стала уделять много внимания тематике связанной с формулированием идеологии российского государства. Это можно проследить по монографиям и научным статьям, посвященным истории российской общественно-политической мысли. Современная ситуация требует четкого формулирования новой идеологии России. В этом контексте одним из важных источников формулирования этой идеологии может быть идея «Москва-третий Рим».
Многие историки, культурологи и политические деятели и определили идея «Москва-Третий Рим» одной из самых знаковых и ключевых в истории Российского государства. Основания многих государств имеют под собой оболочку разных мессианских концепций (Израиль, США, мусульманские страны, Ватикан). Образования Русского централизованного государства, в значительной степени определило идея «Москва-третий Рим» и дало мессианское направление и смысловую основу объединения Руси.
Объектом исследования является взаимосвязь идеи «Москва – Третий Рим» и государственной доктрины XV-XVII вв.
Предметом исследования послужило изучение влияния идеи «Москва –Третий Рим» на политику российских правителей XV-XVII вв..
Методология исследования.
Ведущим методологическим принципом дипломной работы послужил принцип историзма, предполагающий изучение научных работ в контексте их исторической обусловленности и позволяющий оценить вклад того или иного ученого в изучение темы по сравнению с его предшественниками.
В работе были использованы хронологический, сравнительно-исторический, историко-генетический методы исследования.
Цель работы состоит в изучении появления, становления и развития идеи «Москва-Третий Рим» XV-XVII вв.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1. Раскрыть суть идеи «Москва-третий Рим».
2. Определить влияние на идеологию правителей российского государства идеи «Москва-третий Рим».
3. Изучить развитие идеи «Москва-Третий Рим» на государственно-политическое развитие в XV-XVII вв.
Хронологические рамки работы охватывают период становления идеи «Москва-третий Рим» с начала XV века до конца периода царствования Алексея Романова.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4-30
Глава 1. ПОЯВЛЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 31-50
§1.1.Включение Руси в русло мировой истории и формирование идеи Москва - новый Константинополь 31-45
§1.2.Концепция Москва-третий Рим, как проявление закономерного итога взаимоотношений власти и церкви в период раскола. 46-50
Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 51-60
§2.1. Развитие идеи «Москва – третий Рим» и Венчание на царствование Иоанна IV 51-55
§2.2. Симфония властей как составная часть идеи «Москва – Третий Рим» 56-60
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В РАСШИРЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 61-
§3.1. Собирание восточнославянского мира 61-68
§3.2. Расширение границ на востоке 69-74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75-78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79-

Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Религиозно-теософская идея «Москва – Третий Рим»: ее появление, становление и политическая реализация в XV-XVII вв.»

Оригинальность работы 85%

Список источников
1. Аристотель. Соч: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
2. Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печати, пер. и коммент. O.A. Державиной; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е.Б. Томсинская. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951 г. - 521 с.
3. Государственная печать // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
4. Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года.
5. Крижанич Ю. Политика. — М., 1965. - 735 с.
6. Олеарий А. «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1996г. - 386 с.
7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. — М.: Российские семена, 1996. — 480 с.
8. Книга пророка Даниила. 11:44.
9. Повесть временных лет». Москва – Ленинград, 1950. Том 1-й.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. I. 1649—1825 годы. – 1071 с.
11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 32. Сношение России с Австрией и Германской империй. Оп.3. № 4. Л. 1.
12. Русская социально-политическая мысль. XI - XVII вв. Хрестоматия / Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. – М.: Издательство Московского университета, 2011. — 728 с.
13. Пересветов И. Соч. М.; Л., 1956;
14. Послание старца Филофея великому князю Василию III о содомском блуде// Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Конец XV – первая половина XVI века. – СПб.: Наука, 2006. — 566 с.
15. Царский и Императорский титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. М.: Терра, 2001. — 40 726 с.
16. Чин наречения и поставления на патриаршеский российский престол преосвященного Филарета Никитича, Ростовского митрополита // Древняя российская вивлиофика. — Изд. 2-е. — М.: 1788. — Т. 6.






Список литературы
1. Баталов А.Л. Гроб Господен в замысле «святая святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М., 1994 г. – 171 с.
2. Бердяев. Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь. — 1925. — № 1. — 31-52 с.
3. Бердяев. Н.А.
4. Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с.
5. Гухман С.Н. Сказания о даре шаха Аббаса России: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. АН СССР. ИРЛИ. — Л., 1973. — 18 с.
6. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) 1974 г. - 29 с.
7. Гольдберг А.Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVIв. Л., 1983. Т. 37. - 11 с.
8. Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. – 466 с.
9. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955г. - 115 с.
10. Дмитриева Р.П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Т. 30. – 14 с.
11. Дья¬ко¬нов М. А. Власть мо¬с¬ков¬ских го¬су¬да¬рей: Очерк из ис¬то¬рии по¬ли¬ти¬че¬ских идей древ¬ней Ру¬си до кон¬ца XVI в. СПб., 1889;
12. Живов В. М. «Круглый стол: 1000-летие христианизации Руси». «Советское славяноведение». №6, 1988.

13. Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с.
14. Зернов Н. Москва — третий Рим // Лондон. Путь. 1936 г. No 51. 13-18 с.
15. Зимин А.А. «Сказание о князьях владимирских» М.; Л., 1955 // Исторический архив. 1956 г. – 215 с.
16. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории первой трети XVI в.). М., 1972 г. – 497 с.
17. Зимин А.А Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982 г. - 333 с.
18. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 г. – 194 с.
19. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. – 200 с.
20. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль периода сословно-представительной монархии (середина XVI— середина XVII в.) // История политических и право-вых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986 г. - 33 с.
21. Золтан А. К предыстории русск. «государь» // Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. 590 с.
22. Иванов А.Б. Третий Рим: Русь в XIV—XVII веках. М., 1996 г. – 126 с.
23. Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Изд-во МГУ, 1997. – 384 с.
24. Каган М.Д. Сказания о даре шаха Аббаса // СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3.
25. Казакова Н.А. Максим Грек в советской историографии // ВИ. 1973. No 5. – 9 с.
26. Казакова Н.А. Проблемы русской общественной мысли конца XV— первой трети XVI в. в советской историографии. 1987 г. No 1. – 9 с.
27. Кап¬те¬рев Н. Ф. Ха¬рак¬тер от¬но¬ше¬ний Рос¬сии к пра¬во¬слав¬но¬му Вос-то¬ку в XVI и XVII сто¬ле¬ти¬ях. 2-е изд. Сер¬ги¬ев По¬сад, 1914;
28. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М. 1996 г. 301 с.
29. Каравашкин А.В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке // Россия XXI. 1998. No 11—12;
30. Каравашкин А.В. Московская Русь и «Ромейское царство» . 1999 г. No 3;
31. Карташев А. «Судьбы Святой Руси». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.
32. Кириллов И.А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. - 100 с.
33. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Пред. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000г. – 260 с.
34. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994 г. - 256 с.
35. Кудрявцев М.П. Третий Рим // Три Рима / Сост. Н.Н.Лисовой, Т.А.Соколова. М., 2001 г. 463 с.
36. Кузьмин А.Г. Публицистика и общественная мысль // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. – 448 с.
37. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.
38. Лакиер А. Б. История титула государей России // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1847. — Т. LVI, № 11. – 314 с.
39. Левшун Л. В. «История восточнославянского книжного слова 11 – 17 вв.». Минск: «Экономпресс», 2001.
40. Лихачев Д.С. К вопросу о теории Русского государства в конце XV и в XVIв. // Исторический журнал. 1944 г. No 7—8. - 31-38 с.
41. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси: Очерки из области русской литературы IX—XVII вв. М.; Л., 1945. – 119 с.
42. Лихачев Д.С. Литература «государственного устроения» (середина XVI века) // Памятники литературы Древней Руси: Cередина XVI века. М., 1985. – 5-16 с.
43. Лурье Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана Грозного // Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. - 522 с.
44. Лурье Я.С. От Древнего Рима до России XX в.: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. No 4. 123-133 с.
45. Ма¬ли¬нин В. Н. Ста¬рец Елеа¬за¬ро¬ва мо¬на¬сты¬ря Фи¬ло¬фей и его по-сла¬ния. К., 1901;
46. Неволин Ю.А. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. М., 1996. Вып. 1. - 15 с.
47. Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР / Под ред. М.Н.Тихомирова, М.А.Алпатова, А.Л.Сидорова. М., 1955. Т. 1. - 689 с.
48. Опарина Т.А. Просветитель Литовский — неизвестный памятник идеологической борьбы XVII в. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987;
49. Павлов-Сильванский Н.П.. Феодализм в удельной Руси, 1910. – 700 с.
50. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль IX—XVII вв. М., 1999.
51. Питолина Р.П. К вопросу об официальных политических идеях русского централизованного государства («Сказание о князьях владимирских»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1953 г. – 15 с.
52. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. – 336 с.
53. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. - 13 с.
54. Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского Печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В., Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг. – М., 200. - 40 с.
55. Поздеева И.В. Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001;
56. Пушкарев Л.Н. Повесть о зачале Москвы // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. – 36 с.
57. Пушкарев Л.Н. Иван Пересветов и его связи с русской литературной традицией // Сочинения И. Пересветова. М.-Л, 1956. – 20 с.
58. Розов Н.Н. Повесть о новгородском белом клобуке как памятник общерусской публицистики XV века // ТОДРЛ. М.; Л., 1953. Т. 9. 178-218 с.
59. Салмина М.А. Повести о начале Москвы: Исследование и подготовка текста. М.; Л., 1964.
60. Си¬ни¬цы¬на Н.В. Тре¬тий Рим: Ис¬то¬ки и эво¬лю¬ция рус¬ской сред¬не¬ве-ко¬вой кон¬цеп¬ции (XV–XVI вв.). М., 1998. – 419 с.
61. Синицына Н.В «От Рима к Третьему Риму» 2011 г. - 2 с.
62. Синицына Н.В. О происхождении понятия «шапка Мономаха» (к вопросу о концепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мысли XV—XVI вв.) // Из истории русской культуры. Т. II; Кн. 1: Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. - М.: Языки славянской культуры, 2002. – 524 с.
63. Синицына Н.В. Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования: 1987. М., 1989 г. – 319 с.
64. Синицына Н.В. «Новый царь Константин новому граду Константину» // Родина. 2003 г . – 5 с.
65. Скрипиль М.О. Легендарно-политические сказания Древней Руси // Докл. и сообщ. филол. факультета Ленингр. гос. ун-та. 1950 г. Вып. 2. – 48-63 с.
66. Скрынников Р.Г. Борис Годунов М., 1983 г. – 192 с.
67. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в.: «Смута». М., 1988 г. – 283 с.
68. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л, 1990 г. – 352 с.
69. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994 г. – 315 с.
70. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Смоленск, 1996 г. Т. 1, 2 - 865 с.
71. Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX—XVII вв. СПб., 2000 г. – 463 с.
72. Стре¬мо¬ухов Д. Мо¬ск¬ва – Тре¬тий Рим: ис¬точ¬ни¬ки док¬три¬ны // Из ис¬то¬рии рус¬ской куль¬ту¬ры. М., 2002. Т. 2. Кн. 1
73. Уса¬чев А. С. «Тре¬тий Рим» или «Тре¬тий Ки¬ев»? (Мос¬ков¬ское цар-ст¬во XVI в. в вос¬прия¬тии сов¬ре¬мен¬ни¬ков) // Об¬щест¬вен¬ные нау¬ки и сов¬ре¬мен-ность. 2012. № 1
74. Талина Г. В. Самодержавное царство первых Романовых. — Социально-политическая мысль. М, 2004. — 327 с.:
75. Тарановский Ф.В. История русского права —Польша, 2004. – 266 с.
76. Тихомиров М.Н. Сказания о начале Москвы. М., 1950. - 233-241 с.
77. Тихонюк И.А. «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР XIII—XVIII вв. М., 1986. - 246 с.
78. Трахтенберг О.В. Общественно-политическая мысль в России в XV—XVIIвеках // Из истории русской философии. М., 1951 г. – 67-95 с.
79. Турилов А.А. Малоизвестный источник по истории «третьего Рима» у южных славян (Повесть о Ксиропотамском монастыре) //Римско-константинопольское наследие на Руси: идеи власти и политическая практика. М., 1998. 137—139 с.
80. Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. No 4. 152-162 с.
81. Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва— третий Рим» // Русское подвижничество. М., 1996гю - 464-501 с.
82. Успенский Б.А. Избр. тр. М., 1996. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - 608 с.
83. Филюшкин А.И. Защитный пояс Третьего Рима // Родина. 1994 г. No 4. - 37-40 с.
84. Филюшкин А.И. «Царствующий град Москва...» // Российская монархия: вопросы истории и теории: Межвуз. сб. ст., посвященных 450-летию учреждения царства в России (1547—1997 гг.). Воронеж, 1998 г. - 184 с.
85. Филюшкин А.И. Модель «Царства» в русской средневековой книжности XV—XVI вв. // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000 г. - 738 с.
86. Флоровский Г.В.Пути русского богословия. — Париж, 1937; 2-е издание (репринт) — Париж: YMCA-Press, 1983; 3-е издание (репринт) — Вильнюс, 1991; 4-е издание (репринт) — Киев: Путь к истине, 1991. – 600 с.
87. Флоря Б.Н. Вопрос об основании Московской патриархии в дипломатическом документе 1591 г. // 400-летие учреждения патриаршества в России. — Рим, 1991 г. 145-151 с.
88. Хорошкевич А.Л. История государственности в публицистике времен централизации // Общество и государство феодальной России. М., 1975. - 352 с. и 114-124 с.
89. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в. М., 1980. - 336 с.
90. Хорошкевич А.Л. Царский титул Ивана IV и «боярский мятеж» 1553 года // ОИ. 1994. No 3. - 23-42 с.
91. Чаев Н.С. «Москва — третий Рим» в политической практике московского правительства XVI века. М., 1945 г. Т. 17. - 21 с.
92. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. — М.: Наука, 1978. — 416 с.
93. Чес¬но¬ко¬ва Н. П. Хри¬сти¬ан¬ский Вос¬ток и Рос¬сия: по¬ли¬ти¬че¬ское и куль¬тур¬ное взаи¬мо¬дей¬ст¬вие в се¬ре¬ди¬не XVII в. М., 2011
94. Шахматов М.В. Исполнительная власть в Московской Руси. Прага, 1935. – 272 с.
95. Юшков С. В. История государства и права СССР. — М., 1961. — Ч. 1. – 664 с.

Купить эту работу

Религиозно-теософская идея «Москва – Третий Рим»: ее появление, становление и политическая реализация в XV-XVII вв.

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 июня 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user2637281
4.1
кандидат наук, доцент
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

4 крестовый поход

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Особенности работы педагога с младшими школьниками

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Дипломная работа

Территориальные споры в Латинской Америке в 21 веке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Социальные аномалии советского общества в конце 1920х – начале 1930х. гг. по материалам Ярославского края.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

КОРРЕКТИРОВКА Политический портрет М.В.Родзянко.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lika4951 об авторе user2637281 2016-03-20
Дипломная работа

Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв АнкаБелчес об авторе user2637281 2016-03-06
Дипломная работа

Спасибо огромное автору!! Очень помог!!

Общая оценка 5
Отзыв Nova об авторе user2637281 2015-09-15
Дипломная работа

спасибо! очень хорошая работа, была принята руководителем сразу и без замечаний, всё выполнено в соответствии с требованиями, высокая оригинальность

Общая оценка 5
Отзыв Vestafiesta об авторе user2637281 2014-10-04
Дипломная работа

Это удивительный автор! Самый чутки из всех, всегда на связи! Адекватный, идет на встречу и с ним реально приятно работать, обговаривать моменты. Пишем диплом вместе! Всё на высшем уровне! Ни кому его не отдам! Чудо-чудо автор! Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Формирование краеведческих знаний при подготовке к ВПР по истории 2022

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Дипломатическое маневрирование Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Бунт пятидесяти станиц 1792-1794 гг. как последнее массовое антиправительственное движение донского казачества»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Христианство в эпоху Сасанидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Декоративно-прикладное искусство мордвы в XIX - начале XX вв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

молодежные националистические группировки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Использование современных компьютерных технологий на уроках истории в среднем и старшем звене

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (1941-1944 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Карибский кризис глазами советских политиков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

История храмов России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Финляндия в составе России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Культура эпохи сталинизма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽