Отличная работа!!! Автор молодец, огромное Вам спасибо! Буду к Вам обращаться снова и снова!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. XIX век для общественно-политической мысли России является особым. Идеалы конституционной, думской монархии, демократической республике, в этом столетии все еще оставались пока недостижимыми. Однако появляется большое количество политических учений и идей о путях переустройства и развития России: появились и сложились основные направления русской политической мысли: консерватизм, либерализм, западники и славянофилы, революционаризм (социализм). Все эти характерные направления, возникшие в XIX веке, в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны. Ориентация на западные (буржуазные) ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых назвали западниками. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России.
Исследовательский труд в течение всей своей сознательной жизни Т.Н. Грановский сочетал с работой преподавателя, профессора. Несколько поколений студентов Московского университета слушали его курс всемирной русской истории. Он сыграл значительную роль в формировании направления западников не только своими политическими воззрениями, но и, как преподаватель Московского университета, он оказал большое влияние на умы молодых людей, а также был поддержкой и кумиром молодого «западнического» преподавательского состава.
Актуальность изучения его взглядов в современных исторических реалиях состоит в соотнесении ценностей национального государства с ценностями европейского политико-правового опыта при осуществлении реформ. Такое соотнесение дает возможность определить некоторые возможные варианты развития современной России. Поэтому, очень важно, чтобы в современном курсе обучения истории учителя обращали внимание на особенности освещения данной личности на уроках истории.
Степень изученности темы. Т.Н. Грановский, будучи первым русским медиевистом, зачинателем научного изучения истории западноевропейского средневековья в России, был вместе с тем ярким представителем общественной мысли своего времени, оказавшим огромное влияние на всю мыслящую Россию. Т.Н. Грановский – единственный русский медиевист, имя которого присутствует на страницах всех учебников отечественной истории.
Его имя в отечественной историографической литературе все еще находится в тени и все еще не заняло подобающего ему места. Более 150 лет изучения творческого наследия историка позволяют наметить этапы, увидеть принципы подхода и степень изученности его научного наследия.
На дореволюционном этапе (1856–1890 гг.) шло собирание трудов Т.Н. Грановского. Усилиями С.М. Соловьева и П.Н. Кудрявцева в 1856 году были опубликованы два тома сочинений историка. На этой источниковой базе, а также на основе личных воспоминаний были написаны первая работа о Т.Н. Грановском П.Н. Кудрявцевым . В них авторы сосредоточили внимание на жизни и деятельности историка, лишь кратко касаясь его мировоззрения.
Следующий этап изучения научного наследия Т.Н. Грановского
совпадает с 1890-ми гг. В 1896 г. А.В. Станкевич издал в достаточно полном объеме переписку ученого, что дало толчок к дальнейшим исследованиям .
Первые попытки непосредственного изучения мировоззрения Т.Н. Грановского были предприняты П.Г. Виноградовым в 1893 г . и Н.И. Кареевым в 1896 г . Им удалось очертить круг проблем мировоззрения Т.Н. Грановского и предложить решения некоторых из них.
Третий этап, совпадающий с началом XX в., отличается борьбой за идейное наследие Т.Н. Грановского. В поисках истоков тех или иных взглядов, учение и общественные деятели обращались к мыслям основателя медиевистики в России. Работы Д.М. Левшина , М.М. Ковалевского и других содержали разнообразные материалы о мировоззрении Т.Н. Грановского. Однако в зависимости от идеологической ориентации авторов, взгляды историка получали те или иные односторонние оценки.
Для советского этапа (1930–1940-е) характерно отсутствие интереса советских исследователей к буржуазном историку. Исследование мировоззрения Т.Н. Грановского не предпринималось по известным идеологическим причинам.
Для этапа 1950–1970-х гг. характерно не только усиление интереса к либеральной историографии, но и значительное расширение источниковой базы научного наследия Т.Н. Грановского. Изучение разных аспектов мировоззрения ученого в этот период осуществляли С.А. Асиновская, Е.В. Гутнова , С.С. Дмитриев.
Безусловным вкладом исследователей было выявление проблем, тем, некоторых методов профессиональных занятий историка. Этот этап изучения творческого наследия Т.Н. Грановского характеризуется стремлением соотнести лекционные курсы и бывшие ранее в научном обороте источники (труды, переписка ученого), иначе говоря, накоплением эмпирических знаний и расширением представлений о научном творчестве Т.Н. Грановского. Работы этого периода не лишены идеологических перегибов в оценках взглядов историка.
Современный, шестой, этап (конец 1980-1990-е гг. по настоящее время) в изучении творческого наследия Т.Н. Грановского отличается усилением интереса к мировоззрению ученого. Изменение социально-политических ориентиров в обществе с середины 1980-х гг. обратило взоры историков к мировому опыту, к истории отечественной гуманитарной мысли 1830–1850-х гг. XIX века.
По данной теме выполнены диссертационные исследования Д. В. Харитонова «Государственно-правовые взгляды Т.Н. Грановского: историко-правовое исследование» и Н. В. Масловой «Проблемы историографии и источниковедения в научном творчестве Т.Н. Грановского» и др.; научные статьи: В. А. Возчикова , О.А. Жуковой и др.
Анализ историографии творчества Т.Н. Грановского убеждает в недостаточной разработанности вопросов мировоззрения историка, роли и значения его в отечественной исторической науке. Недостаточность необходимых источников, с одной стороны, а также целенаправленно сформированный образ «западника» как противника всего русского, либерала закрывают собой и сводят на нет все, что сделал этот новатор отечественной гуманитарной науки, патриот, гуманист. Это побуждает к продлению изучения творческого наследия Т.Н. Грановского, с тем, чтобы приблизиться к истинному пониманию развития отечественной исторической науки и ее корней.
Объект исследования: общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в.
Предмет исследования: Т.Н. Грановский и оценка его взглядов в школьном курсе истории.
Хронологические рамки исследования охватывают период жизни и творчества Т. Н. Грановского, а именно с 1813 по 1855 гг.
Географические рамки исследования локализуются территорией Российской империи первой половины XIX в. и характеризуются непосредственной связью с деятельностью Т.Н. Грановского.
Цель работы: дать комплексный анализ деятельности Т.Н. Грановского, а также оценка его взглядов в школьном курсе истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
показать становление Т.Н. Грановского как профессионального историка
изучить деятельность Т.Н. Грановского;
показать значимость идей Т.Н. Грановского в истории;
проанализировать модель истории в творчестве Грановского;
определить проблемы изучения общественных движений XIX века в школьном курсе истории;
разработать конспект урока: «Общественные движения во второй четверти XIX века».
Методологическая база исследования. В ходе исследования мы опирались на следующие общенаучные принципы, применяемые в отечественной исторической науке. Принципа объективности. В работе сделана попытка непредвзятого исследования общественной деятельности Т.Н. Грановского. Перепроверка информации, полученной из источников, которая предполагается данным подходом, нами проводилась путем сравнения данных с историографическими работами, посвященными данной теме.
Использование принципа историзма позволило исследовать малоизвестные страницы из жизни Т.Н. Грановского, на его примере выявить общие и особенные черты общественной деятельности, характерные для рассматриваемой эпохи. Принцип историзма позволил выявить этапы формирования профессионального историка.
Принцип системности. Руководствуясь им, мы попытались привести в систему большое количество разрозненных фактов и противоречивых суждений по конкретной исторической проблеме. Этот принцип позволил сделать выводы о творческой деятельности Т.Н. Грановского более объективными и достоверными.
Специально-исторические методы. Проблемно-хронологический метод позволил изучить события XIX в., связанные с общественной деятельностью Т.Н. Грановского последовательно во времени. Описательно–повествовательный метод позволил изложить суть исторических явлений XIX в. Историко-биографический метод позволил раскрыть личность Т.Н. Грановского во всей полноте ее жизненной истории, обобщить те результаты, которые общественный деятель оставил в истории.
Комплексное использование указанных принципов и методов позволило нам раскрыть содержание процессов, характеризовавших общественную деятельность Т.Н. Грановского.
Источниковая база исследования. Условно источники можно разделить на три группы: это работы самого Т.Н. Грановского; биографические работы, воспоминания современников о нем, и научно-исследовательские работы.
К первой группе источников относятся нормативно-правовые документы, касающиеся современного образования: закон «Об образовании в РФ» , приказы Минпросвещения России , Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , Историко-культурный стандарт , Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённая решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации .
К следующей группе источников относятся научные работы Т.Н. Грановского: «Мысли вслух об истекшем 30-летии России» , «Публичные чтения. Статьи. Письма» . Важна также его речь «О современном состоянии и значении всеобщей истории», произнесенная на торжественном собрании императорского Московского университета 12 января 1852 г. В речи были высказаны идеи единства философии истории и всеобщей истории, о связи истории и естествознания.
К третьей группе источников относятся воспоминания, переписка историка с учениками, коллегами и просто с друзьями . Например, работы Б. Чичерина «Несколько слов о философско-исторических воззрениях Грановского» (1897) или Герье «Т.Н. Грановский: В память 100-летнего юбилея его рождения» . Эти работы написаны его учениками в память об учителе. На основании этих и других работ современников Грановского можно составить детализированный его портрет, а также установить, каких взглядов он придерживался. Следует учитывать, что данные работы носят субъективный характер.
Таким образом, использование данных источников помогло изучить в деталях общественную деятельность Т.Н. Грановского а также определить роль его личности в общественно-политической мысли России.
. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, и включает в себя введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список источников и литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Т.Н. ГРАНОВСКОГО 11
1.1. Становление Т.Н. Грановского как профессионального историка 11
1.2. Деятельность Т.Н. Грановского. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Т.Н. ГРАНОВСКОГО 22
2.1. Значимость идей Т.Н. Грановского в истории 22
2.2. Модель истории в творчестве Т.Н. Грановского 27
ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. Т.Н. ГРАНОВСКИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ВЗГЛЯДОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
3.1. Проблемы изучения общественных движений XIX века и взглядов Т.Н. Грановского в школьном курсе истории ………………………………................28
3.2. Разработка конспекта урока: «Общественные движения во второй четверти XIX века»………………………………………………………..………….……….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….…....46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..………………….….…...…48
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Т. Н. ГРАНОВСКИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ВЗГЛЯДОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ»
В настоящее время актуальны вопросы, касающиеся истории России, многие стремятся изучить деятельность знаменитых русских историков, чтобы понять особенности развития России и обратить внимание на великих людей того времени. XIX век был полон реформаторской деятельности и социальных изменений, это век роста и становления российской интеллигенции, в котором очень актуальны были вопросы различных наук, в том числе история. В данный век было множество ученых историков, и одним из известнейших стал Тимофей Николаевич Грановский.
Биография Т.Н. Грановского должна быть понята с учетом специфики времени его жизни, места протекания событий его жизни на основе метода историзма. В условиях развития исторической науки с неизбежным переписыванием истории приходится сталкиваться с занижением реальных достижений и вклада в отечественную интеллектуальную культуру таких исторических личностей как Грановский.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Грановский, Т.Н. и его переписка. – Т. I. – Биографический очерк А. Станкевича. – изд. второе. – М.: Т-во Типографии А.Н. Мамонтова, 1897. – V. – 285 с.
2. Грановский, Т.Н. Мысли вслух об истекшем 30-летии России. – М., 1970. – 79 с.
3. Грановский, Т.Н. Публичные чтения. Статьи. Письма. – М., 2010.
4. Грановский, Т.Н. Письма к В.В. Григорьеву// Щукинский сборник. – Вып. 10. – М., 1912. – С. 81-108.
5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: consultant.ru – Дата обращения: 10.12.2022 г.
6. Историко-культурный стандарт 30 октября 2013 г., утвержденный на расширенном заседании Совета Российского исторического общества. – Режим доступа: http://school.historians.ru/wp–content/uploads/2013/08/Историко–культурный–стандарт.pdf Дата обращения 10.12.2022.
7. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённая решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243 – Дата обращения: 10.12.2022 г.
8. Кузьмина, М. Д. Дружеское письмо 1830-х годов: заграничные корреспонденции Т.Н. Грановского / М. Д. Кузьмина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 3(72). – С. 48-51.
9. Письмо А. И. Герцена Н. П. Огареву от 18 (6) ноября 1869 года // Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Москва, 1964. Т. 30. - 479 с.
10. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» – Режим доступа: publication.pravo.gov.ru – Дата обращения: 12.12.2022 г.
11. Речь С. М. Соловьева на торжественном акте Московского университета 12 января 1856 года // ЖМНП. 1856. Т. :ГХХХК, отделение 7. С. 58;
12. Ключевский В. О. Некролог. «С. М. Соловьев (умер 4 октября 1879 г.)» // Речи и отчет, читанные в торжественном собрании Московского университета 12 января 1880. – М., 1880. С. 51– 73.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. – Режим доступа: garant.ru – Дата обращения: 13.12.2022 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов, М. А. Труды Т. Н. Грановского // Очерки истории исторической науки в СССР: в 2 т. М., 1955. Т. 1.
2. Асиновская, С. Древняя история в лекциях Т.Н. Грановского по архивным документам //Вестник древней истории, 1956, № 2.
3. Асиновская, С.А. Грановский //В кн.: Советская историческая энциклопедия. М., 1963. Т. 4.
4. Бузескул, В.П. Всеобщая история и её представители в России в XIX - начале XX века / В.П.Бузескул. – Л.: Издательство Академии наук СССР, 1929. - 371 с.
5. Ветринский, Ч. (В. Е. Чешихин) Т. Н. Грановский и его время [Текст] / Ч. Ветринский. - СПб., 1905 (1-е изд. 1897 г.)
6. Виноградов, П. Т. Н. Грановский, – Рус. мысль, 1893, № 4, отд. 2, С. 44–46.
7. Виппер, Р. Общественно-исторические взгляды Грановского // Мир божий. 1905. Ноябрь. С. 186-187.
8. Возчиков, В. А. Публичные лекции Т. Н. Грановского: магия слова и личности // Историко-педагогический журнал. № 4. 2013. С. 81-96.
9. Володихин, Д.М. Замечательные российские историки XVIII-XIX вв. М., 1995.
10. Галактионов, А.А., Никандров П.С. Т.Н.Грановский //Русская философия XI—XIX веков. М., 1970.
11. Гершензон, М.О. История молодой России. М., 1908. 317 с.
12. Герье, В.И. Т.Н. Грановский в биографическом очерке А. Станкевича // Вестник Европы. 1869. № 5. С. 424-440.
13. Герье, В.И. Т.Н. Грановский: В память 100-летнего юбилея его рождения. Москва, 1914. - 74 с.
14. Грановский, Т.Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории // Грановский Т.Н. Публичные чтения. Статьи. Письма. – Москва, 2010 - 537 с
15. Грановский, Т. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1-11 [Текст] / Т. Н. Грановский. - СПб., 1905.
16. Григорьев, В.В. Т.Н. Грановский до его профессорства в Москве. II. Жизнь за границею // Русская беседа. 1856. IV. Отд. «Смесь». С. 1-57.
17. Григорьян, М. М. Философские и социологические взгляды Т.Н. Грановского //Русская прогрессивная философская мысль XIX века. М., 1959.
18. Громов, В.А. Забытые статьи и речи Т.Н. Грановского // Т.Н. Грановский. М., 1970.
19. Гутнова, Е.В. Историография истории средних веков / Е.В.Гутнова. Москва: Высшая школа, 1985. - 479 с.
20. Гутнова, Е.В., Асиновская, С.А. Грановский как историк // Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986.
21. Гутнова, Е. В. Т. Н. Грановский об исторической науке / Е. В. Гутнова // Новая и новейшая история. - 1989. - № 4.
22. Дмитриев, С.С. Грановский Тимофей Николаевич. М.: МГУ, 1969.
23. Жукова, О.А. Смысл и назначение истории: философские идеи Т.Н. Грановского // Философские науки. 2013 № 9 С. 79-89.
24. История России. XIX – начало XX в. 9 класс/ Я.В.Вишняков, Н.А. Могилевский, С.В. Агафонов; под общей редакцией В.Р. Мединского. – Режим доступа: https://pdf.11klasov.net/17402–istorija–rossii–xix–nachalo–xx–v–9–klass–vishnjakov–jav–mogilevskij–na–agafonov–sv–pod–obschej–redakciej–medinskogo–vr.html Дата обращения: 13.12.2022
25. Чичерин, Б.Н. Несколько слов о философско-исторических воззрениях Грановского // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 36. С. 1-13.
26. Каменский, З. А. Тимофей Николаевич Грановский / З. А. Каменский. - М., 1988.
27. Кареев, Н.И. Историческое мировоззрение Грановского / Н.И. Кареев. - СПб., 1896; Памяти двух историков //Анналы, № 1. Пг., 1922.
28. Карпова, М. В. Т.Н. Грановский и современники / М. В. Карпова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: Электронный сборник статей по материалам LIX студенческой международной научно-практической конференции. Том 11(58). Часть 1: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. С. 19-24.
29. Ключевский, В. О. Памяти Грановского / В. О. Ключевский // Ключевский В. О. Собр. соч. Т. VII. - М., 1989.
30. Косминский, Е. А. Жизнь и деятельность Т. Н. Грановского // Вестн. Моск. ун-та. 1956. № 4. С. 120-121.
31. Кочешков, Г.Н., Сараева, Е.Л. Истоки русского западничества 40-х гг. XIX века. - Ярославский педагогический вестник - 2010 - № 4 - Том I.
32. Кудрявцев, П. Н. Детство и юность Т. Н. Грановского // Русский вестник. 1858. Т. 18. С. 5-50.
33. Куприц, Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XIX в.). М, 1980.
34. Лаптева, Л.П. В.И. Герье и его оценка современных университетов Германии // Диалог со временем. 2013. Вып. 43. С. 47-60.
35. Лаптева, М. П. Личность и идеи Т. Н. Грановского в восприятии историков разных поколений / М. П. Лаптева // Диалог со временем. -2013. - № 45.
36. Левандовский, А. А. Грановский Тимофей Николаевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 894 с.
37. Левандовский, А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. Москва, 1990. - 308 с.
38. Левандовский, А.А. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1989 256 с.
39. Лёвшин, Д. М. Т. Н. Грановский (опыт исторического синтеза). СПб., 1901.
40. Мягков, Г. П. Проблема «хорошего учебника всеобщей истории» опыт и наследие Т.Н. Грановского / Г. П. Мягков, Н. Г. Федорова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Т. 150. – № 1.
41. Мягков, Г.П. Всеобщая история Т.Н. Грановского: научные и идейные горизонты // Тимофей Николаевич Грановский. Идея всеобщей истории. Статьи. Тексты / под ред. Л.П. Репиной. М. : ИВИ РАН, 2006. С. 29-42.
42. Неверов, Я.М. Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета. 1854-1856 гг. // Русская старина. 1880. Т. 27. № 4. С. 731-764.
43. Примерная рабочая программа основного общего образования. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/455acf2b4b1c85da32ddbed8ff481c4f.pdf Дата обращения: 13.12.2022
44. Приленский, В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М.: ИФ РАН, 1995 312 с.
45. Селезенев, Р.С. Ментальная история классического Средневековья (XI-XV вв.) в отечественной историографии: дис. канд. ист. наук : 07.00.09 / Кемерово., 2006. - 193 с.
46. Сеченов, И.М. В Московском университете (1850–1856) / И.М.Сеченов // Московский университет в воспоминаниях современников (1755–1917). – 1989. – С. 179-175.
47. Сиземская, И.Н. Т.Н. Грановский о научных основаниях соединения философии с историческйм знанием // Философскйе науки. 2013 № 9 С. 67-78.
48. Соколов, А. Б. Идейные и методологические воззрения Тимофея Грановского / А. Б. Соколов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 1. – № 1. – С. 34-39.
49. Станкевич, А. Тимофей Николаевич Грановский: Биографический очерк. Москва, 1914. - 306 с.
50. Станкевич, А. Т. Н. Грановский и его переписка. Т. I–II [Текст] / А. М. Станкевич, 1897.
51. Тимофей Николаевич Грановский: идея всеобщей истории / Российская академия наук, Институт всеобщей истории, Общество интеллектуальной истории; редколлегия: Л. П. Репина (ответственный редактор). – Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2006. – 281 с.
52. Тургенев, И.С. Сочинения. Т. 5 М.: Наука, 1980 543 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos–ooo/ Дата обращения: 13.05.2022.
54. Харитонов, Д.В. Государственно-правовые взгляды Т.Н. Грановского: историко-правовое исследование. - Автореферат диссертации. - М., 2006. 312 с.
55. Харитонов, Д.В. Т.Н. Грановский и историческое правоведение. // Представительная власть - ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2006. - №4. - С. 42-43.
56. Цыганков, Д.А. Формирование профессорской субкультуры в России второй пол. XIX в. миф о Т.Н. Грановском // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011 Т. 2 № 21 С. 123-125.
57. Чаадаев, П. Я. Сочинения. - Москва: Правда, 1989. 665 с.
58. Черняк, Я. З. T. Н. Грановский – Герцену / Я. З. Черняк // Литературное наследство. 1955. Т. 62. - 899 с.
59. Шкляревский, А. Т. Н. Грановский / А. Шкляревский. - М., 1913.
60. Шмидт, С. О. Грановский Тимофей Николаевич / С. О. Шмидт // Московская энциклопедия. Том 1. – Москва: Москвоведение, 2007. - 500 с
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. XIX век для общественно-политической мысли России является особым. Идеалы конституционной, думской монархии, демократической республике, в этом столетии все еще оставались пока недостижимыми. Однако появляется большое количество политических учений и идей о путях переустройства и развития России: появились и сложились основные направления русской политической мысли: консерватизм, либерализм, западники и славянофилы, революционаризм (социализм). Все эти характерные направления, возникшие в XIX веке, в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны. Ориентация на западные (буржуазные) ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых назвали западниками. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России.
Исследовательский труд в течение всей своей сознательной жизни Т.Н. Грановский сочетал с работой преподавателя, профессора. Несколько поколений студентов Московского университета слушали его курс всемирной русской истории. Он сыграл значительную роль в формировании направления западников не только своими политическими воззрениями, но и, как преподаватель Московского университета, он оказал большое влияние на умы молодых людей, а также был поддержкой и кумиром молодого «западнического» преподавательского состава.
Актуальность изучения его взглядов в современных исторических реалиях состоит в соотнесении ценностей национального государства с ценностями европейского политико-правового опыта при осуществлении реформ. Такое соотнесение дает возможность определить некоторые возможные варианты развития современной России. Поэтому, очень важно, чтобы в современном курсе обучения истории учителя обращали внимание на особенности освещения данной личности на уроках истории.
Степень изученности темы. Т.Н. Грановский, будучи первым русским медиевистом, зачинателем научного изучения истории западноевропейского средневековья в России, был вместе с тем ярким представителем общественной мысли своего времени, оказавшим огромное влияние на всю мыслящую Россию. Т.Н. Грановский – единственный русский медиевист, имя которого присутствует на страницах всех учебников отечественной истории.
Его имя в отечественной историографической литературе все еще находится в тени и все еще не заняло подобающего ему места. Более 150 лет изучения творческого наследия историка позволяют наметить этапы, увидеть принципы подхода и степень изученности его научного наследия.
На дореволюционном этапе (1856–1890 гг.) шло собирание трудов Т.Н. Грановского. Усилиями С.М. Соловьева и П.Н. Кудрявцева в 1856 году были опубликованы два тома сочинений историка. На этой источниковой базе, а также на основе личных воспоминаний были написаны первая работа о Т.Н. Грановском П.Н. Кудрявцевым . В них авторы сосредоточили внимание на жизни и деятельности историка, лишь кратко касаясь его мировоззрения.
Следующий этап изучения научного наследия Т.Н. Грановского
совпадает с 1890-ми гг. В 1896 г. А.В. Станкевич издал в достаточно полном объеме переписку ученого, что дало толчок к дальнейшим исследованиям .
Первые попытки непосредственного изучения мировоззрения Т.Н. Грановского были предприняты П.Г. Виноградовым в 1893 г . и Н.И. Кареевым в 1896 г . Им удалось очертить круг проблем мировоззрения Т.Н. Грановского и предложить решения некоторых из них.
Третий этап, совпадающий с началом XX в., отличается борьбой за идейное наследие Т.Н. Грановского. В поисках истоков тех или иных взглядов, учение и общественные деятели обращались к мыслям основателя медиевистики в России. Работы Д.М. Левшина , М.М. Ковалевского и других содержали разнообразные материалы о мировоззрении Т.Н. Грановского. Однако в зависимости от идеологической ориентации авторов, взгляды историка получали те или иные односторонние оценки.
Для советского этапа (1930–1940-е) характерно отсутствие интереса советских исследователей к буржуазном историку. Исследование мировоззрения Т.Н. Грановского не предпринималось по известным идеологическим причинам.
Для этапа 1950–1970-х гг. характерно не только усиление интереса к либеральной историографии, но и значительное расширение источниковой базы научного наследия Т.Н. Грановского. Изучение разных аспектов мировоззрения ученого в этот период осуществляли С.А. Асиновская, Е.В. Гутнова , С.С. Дмитриев.
Безусловным вкладом исследователей было выявление проблем, тем, некоторых методов профессиональных занятий историка. Этот этап изучения творческого наследия Т.Н. Грановского характеризуется стремлением соотнести лекционные курсы и бывшие ранее в научном обороте источники (труды, переписка ученого), иначе говоря, накоплением эмпирических знаний и расширением представлений о научном творчестве Т.Н. Грановского. Работы этого периода не лишены идеологических перегибов в оценках взглядов историка.
Современный, шестой, этап (конец 1980-1990-е гг. по настоящее время) в изучении творческого наследия Т.Н. Грановского отличается усилением интереса к мировоззрению ученого. Изменение социально-политических ориентиров в обществе с середины 1980-х гг. обратило взоры историков к мировому опыту, к истории отечественной гуманитарной мысли 1830–1850-х гг. XIX века.
По данной теме выполнены диссертационные исследования Д. В. Харитонова «Государственно-правовые взгляды Т.Н. Грановского: историко-правовое исследование» и Н. В. Масловой «Проблемы историографии и источниковедения в научном творчестве Т.Н. Грановского» и др.; научные статьи: В. А. Возчикова , О.А. Жуковой и др.
Анализ историографии творчества Т.Н. Грановского убеждает в недостаточной разработанности вопросов мировоззрения историка, роли и значения его в отечественной исторической науке. Недостаточность необходимых источников, с одной стороны, а также целенаправленно сформированный образ «западника» как противника всего русского, либерала закрывают собой и сводят на нет все, что сделал этот новатор отечественной гуманитарной науки, патриот, гуманист. Это побуждает к продлению изучения творческого наследия Т.Н. Грановского, с тем, чтобы приблизиться к истинному пониманию развития отечественной исторической науки и ее корней.
Объект исследования: общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в.
Предмет исследования: Т.Н. Грановский и оценка его взглядов в школьном курсе истории.
Хронологические рамки исследования охватывают период жизни и творчества Т. Н. Грановского, а именно с 1813 по 1855 гг.
Географические рамки исследования локализуются территорией Российской империи первой половины XIX в. и характеризуются непосредственной связью с деятельностью Т.Н. Грановского.
Цель работы: дать комплексный анализ деятельности Т.Н. Грановского, а также оценка его взглядов в школьном курсе истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
показать становление Т.Н. Грановского как профессионального историка
изучить деятельность Т.Н. Грановского;
показать значимость идей Т.Н. Грановского в истории;
проанализировать модель истории в творчестве Грановского;
определить проблемы изучения общественных движений XIX века в школьном курсе истории;
разработать конспект урока: «Общественные движения во второй четверти XIX века».
Методологическая база исследования. В ходе исследования мы опирались на следующие общенаучные принципы, применяемые в отечественной исторической науке. Принципа объективности. В работе сделана попытка непредвзятого исследования общественной деятельности Т.Н. Грановского. Перепроверка информации, полученной из источников, которая предполагается данным подходом, нами проводилась путем сравнения данных с историографическими работами, посвященными данной теме.
Использование принципа историзма позволило исследовать малоизвестные страницы из жизни Т.Н. Грановского, на его примере выявить общие и особенные черты общественной деятельности, характерные для рассматриваемой эпохи. Принцип историзма позволил выявить этапы формирования профессионального историка.
Принцип системности. Руководствуясь им, мы попытались привести в систему большое количество разрозненных фактов и противоречивых суждений по конкретной исторической проблеме. Этот принцип позволил сделать выводы о творческой деятельности Т.Н. Грановского более объективными и достоверными.
Специально-исторические методы. Проблемно-хронологический метод позволил изучить события XIX в., связанные с общественной деятельностью Т.Н. Грановского последовательно во времени. Описательно–повествовательный метод позволил изложить суть исторических явлений XIX в. Историко-биографический метод позволил раскрыть личность Т.Н. Грановского во всей полноте ее жизненной истории, обобщить те результаты, которые общественный деятель оставил в истории.
Комплексное использование указанных принципов и методов позволило нам раскрыть содержание процессов, характеризовавших общественную деятельность Т.Н. Грановского.
Источниковая база исследования. Условно источники можно разделить на три группы: это работы самого Т.Н. Грановского; биографические работы, воспоминания современников о нем, и научно-исследовательские работы.
К первой группе источников относятся нормативно-правовые документы, касающиеся современного образования: закон «Об образовании в РФ» , приказы Минпросвещения России , Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , Историко-культурный стандарт , Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённая решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации .
К следующей группе источников относятся научные работы Т.Н. Грановского: «Мысли вслух об истекшем 30-летии России» , «Публичные чтения. Статьи. Письма» . Важна также его речь «О современном состоянии и значении всеобщей истории», произнесенная на торжественном собрании императорского Московского университета 12 января 1852 г. В речи были высказаны идеи единства философии истории и всеобщей истории, о связи истории и естествознания.
К третьей группе источников относятся воспоминания, переписка историка с учениками, коллегами и просто с друзьями . Например, работы Б. Чичерина «Несколько слов о философско-исторических воззрениях Грановского» (1897) или Герье «Т.Н. Грановский: В память 100-летнего юбилея его рождения» . Эти работы написаны его учениками в память об учителе. На основании этих и других работ современников Грановского можно составить детализированный его портрет, а также установить, каких взглядов он придерживался. Следует учитывать, что данные работы носят субъективный характер.
Таким образом, использование данных источников помогло изучить в деталях общественную деятельность Т.Н. Грановского а также определить роль его личности в общественно-политической мысли России.
. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, и включает в себя введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список источников и литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Т.Н. ГРАНОВСКОГО 11
1.1. Становление Т.Н. Грановского как профессионального историка 11
1.2. Деятельность Т.Н. Грановского. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Т.Н. ГРАНОВСКОГО 22
2.1. Значимость идей Т.Н. Грановского в истории 22
2.2. Модель истории в творчестве Т.Н. Грановского 27
ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. Т.Н. ГРАНОВСКИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ВЗГЛЯДОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
3.1. Проблемы изучения общественных движений XIX века и взглядов Т.Н. Грановского в школьном курсе истории ………………………………................28
3.2. Разработка конспекта урока: «Общественные движения во второй четверти XIX века»………………………………………………………..………….……….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….…....46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..………………….….…...…48
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Т. Н. ГРАНОВСКИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ВЗГЛЯДОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ»
В настоящее время актуальны вопросы, касающиеся истории России, многие стремятся изучить деятельность знаменитых русских историков, чтобы понять особенности развития России и обратить внимание на великих людей того времени. XIX век был полон реформаторской деятельности и социальных изменений, это век роста и становления российской интеллигенции, в котором очень актуальны были вопросы различных наук, в том числе история. В данный век было множество ученых историков, и одним из известнейших стал Тимофей Николаевич Грановский.
Биография Т.Н. Грановского должна быть понята с учетом специфики времени его жизни, места протекания событий его жизни на основе метода историзма. В условиях развития исторической науки с неизбежным переписыванием истории приходится сталкиваться с занижением реальных достижений и вклада в отечественную интеллектуальную культуру таких исторических личностей как Грановский.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Грановский, Т.Н. и его переписка. – Т. I. – Биографический очерк А. Станкевича. – изд. второе. – М.: Т-во Типографии А.Н. Мамонтова, 1897. – V. – 285 с.
2. Грановский, Т.Н. Мысли вслух об истекшем 30-летии России. – М., 1970. – 79 с.
3. Грановский, Т.Н. Публичные чтения. Статьи. Письма. – М., 2010.
4. Грановский, Т.Н. Письма к В.В. Григорьеву// Щукинский сборник. – Вып. 10. – М., 1912. – С. 81-108.
5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: consultant.ru – Дата обращения: 10.12.2022 г.
6. Историко-культурный стандарт 30 октября 2013 г., утвержденный на расширенном заседании Совета Российского исторического общества. – Режим доступа: http://school.historians.ru/wp–content/uploads/2013/08/Историко–культурный–стандарт.pdf Дата обращения 10.12.2022.
7. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённая решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243 – Дата обращения: 10.12.2022 г.
8. Кузьмина, М. Д. Дружеское письмо 1830-х годов: заграничные корреспонденции Т.Н. Грановского / М. Д. Кузьмина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 3(72). – С. 48-51.
9. Письмо А. И. Герцена Н. П. Огареву от 18 (6) ноября 1869 года // Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Москва, 1964. Т. 30. - 479 с.
10. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» – Режим доступа: publication.pravo.gov.ru – Дата обращения: 12.12.2022 г.
11. Речь С. М. Соловьева на торжественном акте Московского университета 12 января 1856 года // ЖМНП. 1856. Т. :ГХХХК, отделение 7. С. 58;
12. Ключевский В. О. Некролог. «С. М. Соловьев (умер 4 октября 1879 г.)» // Речи и отчет, читанные в торжественном собрании Московского университета 12 января 1880. – М., 1880. С. 51– 73.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. – Режим доступа: garant.ru – Дата обращения: 13.12.2022 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов, М. А. Труды Т. Н. Грановского // Очерки истории исторической науки в СССР: в 2 т. М., 1955. Т. 1.
2. Асиновская, С. Древняя история в лекциях Т.Н. Грановского по архивным документам //Вестник древней истории, 1956, № 2.
3. Асиновская, С.А. Грановский //В кн.: Советская историческая энциклопедия. М., 1963. Т. 4.
4. Бузескул, В.П. Всеобщая история и её представители в России в XIX - начале XX века / В.П.Бузескул. – Л.: Издательство Академии наук СССР, 1929. - 371 с.
5. Ветринский, Ч. (В. Е. Чешихин) Т. Н. Грановский и его время [Текст] / Ч. Ветринский. - СПб., 1905 (1-е изд. 1897 г.)
6. Виноградов, П. Т. Н. Грановский, – Рус. мысль, 1893, № 4, отд. 2, С. 44–46.
7. Виппер, Р. Общественно-исторические взгляды Грановского // Мир божий. 1905. Ноябрь. С. 186-187.
8. Возчиков, В. А. Публичные лекции Т. Н. Грановского: магия слова и личности // Историко-педагогический журнал. № 4. 2013. С. 81-96.
9. Володихин, Д.М. Замечательные российские историки XVIII-XIX вв. М., 1995.
10. Галактионов, А.А., Никандров П.С. Т.Н.Грановский //Русская философия XI—XIX веков. М., 1970.
11. Гершензон, М.О. История молодой России. М., 1908. 317 с.
12. Герье, В.И. Т.Н. Грановский в биографическом очерке А. Станкевича // Вестник Европы. 1869. № 5. С. 424-440.
13. Герье, В.И. Т.Н. Грановский: В память 100-летнего юбилея его рождения. Москва, 1914. - 74 с.
14. Грановский, Т.Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории // Грановский Т.Н. Публичные чтения. Статьи. Письма. – Москва, 2010 - 537 с
15. Грановский, Т. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1-11 [Текст] / Т. Н. Грановский. - СПб., 1905.
16. Григорьев, В.В. Т.Н. Грановский до его профессорства в Москве. II. Жизнь за границею // Русская беседа. 1856. IV. Отд. «Смесь». С. 1-57.
17. Григорьян, М. М. Философские и социологические взгляды Т.Н. Грановского //Русская прогрессивная философская мысль XIX века. М., 1959.
18. Громов, В.А. Забытые статьи и речи Т.Н. Грановского // Т.Н. Грановский. М., 1970.
19. Гутнова, Е.В. Историография истории средних веков / Е.В.Гутнова. Москва: Высшая школа, 1985. - 479 с.
20. Гутнова, Е.В., Асиновская, С.А. Грановский как историк // Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986.
21. Гутнова, Е. В. Т. Н. Грановский об исторической науке / Е. В. Гутнова // Новая и новейшая история. - 1989. - № 4.
22. Дмитриев, С.С. Грановский Тимофей Николаевич. М.: МГУ, 1969.
23. Жукова, О.А. Смысл и назначение истории: философские идеи Т.Н. Грановского // Философские науки. 2013 № 9 С. 79-89.
24. История России. XIX – начало XX в. 9 класс/ Я.В.Вишняков, Н.А. Могилевский, С.В. Агафонов; под общей редакцией В.Р. Мединского. – Режим доступа: https://pdf.11klasov.net/17402–istorija–rossii–xix–nachalo–xx–v–9–klass–vishnjakov–jav–mogilevskij–na–agafonov–sv–pod–obschej–redakciej–medinskogo–vr.html Дата обращения: 13.12.2022
25. Чичерин, Б.Н. Несколько слов о философско-исторических воззрениях Грановского // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 36. С. 1-13.
26. Каменский, З. А. Тимофей Николаевич Грановский / З. А. Каменский. - М., 1988.
27. Кареев, Н.И. Историческое мировоззрение Грановского / Н.И. Кареев. - СПб., 1896; Памяти двух историков //Анналы, № 1. Пг., 1922.
28. Карпова, М. В. Т.Н. Грановский и современники / М. В. Карпова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: Электронный сборник статей по материалам LIX студенческой международной научно-практической конференции. Том 11(58). Часть 1: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. С. 19-24.
29. Ключевский, В. О. Памяти Грановского / В. О. Ключевский // Ключевский В. О. Собр. соч. Т. VII. - М., 1989.
30. Косминский, Е. А. Жизнь и деятельность Т. Н. Грановского // Вестн. Моск. ун-та. 1956. № 4. С. 120-121.
31. Кочешков, Г.Н., Сараева, Е.Л. Истоки русского западничества 40-х гг. XIX века. - Ярославский педагогический вестник - 2010 - № 4 - Том I.
32. Кудрявцев, П. Н. Детство и юность Т. Н. Грановского // Русский вестник. 1858. Т. 18. С. 5-50.
33. Куприц, Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XIX в.). М, 1980.
34. Лаптева, Л.П. В.И. Герье и его оценка современных университетов Германии // Диалог со временем. 2013. Вып. 43. С. 47-60.
35. Лаптева, М. П. Личность и идеи Т. Н. Грановского в восприятии историков разных поколений / М. П. Лаптева // Диалог со временем. -2013. - № 45.
36. Левандовский, А. А. Грановский Тимофей Николаевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 894 с.
37. Левандовский, А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. Москва, 1990. - 308 с.
38. Левандовский, А.А. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1989 256 с.
39. Лёвшин, Д. М. Т. Н. Грановский (опыт исторического синтеза). СПб., 1901.
40. Мягков, Г. П. Проблема «хорошего учебника всеобщей истории» опыт и наследие Т.Н. Грановского / Г. П. Мягков, Н. Г. Федорова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Т. 150. – № 1.
41. Мягков, Г.П. Всеобщая история Т.Н. Грановского: научные и идейные горизонты // Тимофей Николаевич Грановский. Идея всеобщей истории. Статьи. Тексты / под ред. Л.П. Репиной. М. : ИВИ РАН, 2006. С. 29-42.
42. Неверов, Я.М. Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета. 1854-1856 гг. // Русская старина. 1880. Т. 27. № 4. С. 731-764.
43. Примерная рабочая программа основного общего образования. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/455acf2b4b1c85da32ddbed8ff481c4f.pdf Дата обращения: 13.12.2022
44. Приленский, В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М.: ИФ РАН, 1995 312 с.
45. Селезенев, Р.С. Ментальная история классического Средневековья (XI-XV вв.) в отечественной историографии: дис. канд. ист. наук : 07.00.09 / Кемерово., 2006. - 193 с.
46. Сеченов, И.М. В Московском университете (1850–1856) / И.М.Сеченов // Московский университет в воспоминаниях современников (1755–1917). – 1989. – С. 179-175.
47. Сиземская, И.Н. Т.Н. Грановский о научных основаниях соединения философии с историческйм знанием // Философскйе науки. 2013 № 9 С. 67-78.
48. Соколов, А. Б. Идейные и методологические воззрения Тимофея Грановского / А. Б. Соколов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 1. – № 1. – С. 34-39.
49. Станкевич, А. Тимофей Николаевич Грановский: Биографический очерк. Москва, 1914. - 306 с.
50. Станкевич, А. Т. Н. Грановский и его переписка. Т. I–II [Текст] / А. М. Станкевич, 1897.
51. Тимофей Николаевич Грановский: идея всеобщей истории / Российская академия наук, Институт всеобщей истории, Общество интеллектуальной истории; редколлегия: Л. П. Репина (ответственный редактор). – Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2006. – 281 с.
52. Тургенев, И.С. Сочинения. Т. 5 М.: Наука, 1980 543 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos–ooo/ Дата обращения: 13.05.2022.
54. Харитонов, Д.В. Государственно-правовые взгляды Т.Н. Грановского: историко-правовое исследование. - Автореферат диссертации. - М., 2006. 312 с.
55. Харитонов, Д.В. Т.Н. Грановский и историческое правоведение. // Представительная власть - ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2006. - №4. - С. 42-43.
56. Цыганков, Д.А. Формирование профессорской субкультуры в России второй пол. XIX в. миф о Т.Н. Грановском // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011 Т. 2 № 21 С. 123-125.
57. Чаадаев, П. Я. Сочинения. - Москва: Правда, 1989. 665 с.
58. Черняк, Я. З. T. Н. Грановский – Герцену / Я. З. Черняк // Литературное наследство. 1955. Т. 62. - 899 с.
59. Шкляревский, А. Т. Н. Грановский / А. Шкляревский. - М., 1913.
60. Шмидт, С. О. Грановский Тимофей Николаевич / С. О. Шмидт // Московская энциклопедия. Том 1. – Москва: Москвоведение, 2007. - 500 с
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
4000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую